УДК 796.42
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА АКТУАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО МНОГОБОРЬЯ «ШИПОВКА ЮНЫХ»
Эльмира Фаритовна Сабирова, старший преподаватель, Институт физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета, г. Москва; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Московский городской педагогический университет, Российский государственный социальный университет, Российский университет транспорта, г. Москва
Аннотация
Турнир «Шиповка юных» на протяжении многих лет остается важным и значимым спортивным событием для молодой смены будущих чемпионов по легкой атлетике. Чтобы рационально построить подготовку юных легкоатлетов-многоборцев к этим соревнованиям, требуется знание закономерностей проявления актуальных двигательных способностей в соревновательной практике, а также тенденций развития потенциальных способностей для последующей успешной специализации юных легкоатлетов на тренировочном этапе и этапе совершенствования спортивного мастерства.
Ключевые слова: легкая атлетика, школьный спорт, соревнования городских и сельских школьных команд, легкоатлетическое четырехборье, всероссийские соревнования «Шиповка юных», учащиеся общеобразовательных школ, воспитанники школ-интернатов и детских домов, начинающие легкоатлеты детско-юношеских спортивных школ.
AGE DYNAMICS OF RELEVANT MOTOR ABILITIES AT PARTICIPANTS OF COMPETITIONS IN TRACK AND FIELD ALL-ROUND "SHIPOVKA OF YOUNG"
Elmira Faritovna Sabirova, the senior teacher, Institute of physical culture, sport and health Moscow Pedagogical State University, Moscow; Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Moscow City University, Moscow
Annotation
The "Shipovka of Young" tournament has remained for many years an important and significant sports event for young generation of the future champions in track and field athletics. To construct rationally the training of young athletes-all-rounders, the knowledge of regularities of manifestation of relevant motor abilities in competitive practice and also tendencies of development of the potential abilities for the subsequent successful specialization of the young athletes at training stage and stage of improvement of sports skill is required.
Keywords: track and field athletics, school sport, competitions of city and rural school teams, track and field athletics quadrathlon, All-Russian competitions "Shipovka of Young", pupils of comprehensive schools, pupils of boarding schools and orphanages, beginning athletes of children and youth sports schools.
ВВЕДЕНИЕ
Результаты проведенного анкетирования показывают, что за период 2012-2017 гг. снизилась престижность занятий видом спорта «Легкая атлетика». Если в 2012 году интерес к занятиям легкой атлетикой и потенциальный выбор данного вида спорта в школах и организациях дополнительного образования отмечали 33,8% обучающихся (n=148), утверждая легкую атлетику любимым видом спортом, то в 2017 году приверженцев королевы спорта среди школьников осталось всего 18,1% (n=276). Это во-многом объясняется и развернутой кампанией зарубежных СМИ по дискредитации российской легкой атлетики в связи с проявившимися допинговыми скандалами и отлучением со стороны Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) наших атлетов от олимпийских соревнований, а в целом снижением «героики» наших спортсменов как примера для подражания, что с
неизбежностью отразилось на вовлеченности детей, подростков и юношей в массовый спорт.
Сегодня, наряду с разработкой новых подходов повышения престижности занятий легкой атлетикой, актуализируется задача сохранения передового опыта, традиций и практики проведения юношеских соревнований школьных команд, где положительным примером являются состязания участников в легкоатлетическом многоборье «Шиповка юных» [6, 7].
Турнир «Шиповка юных» на протяжении многих лет остается важным и значимым спортивным событием для молодой смены будущих чемпионов по легкой атлетике [4, 10]. История соревнований уходит во времена СССР. Впервые эти соревнования, тогда еще «Московские городские», были проведены сразу же после Московских олимпийских игр в 1981 году. Но еще чуть раньше, в начале 60-х годов, летний сезон стали открывать юношеские легкоатлетические соревнования «Олимпийская весна», в которой принимали участие десятки тысяч школьников по всей стране, оспаривая право выступать в финальных соревнованиях, проводимых в «Артеке». Эти соревнования проводились в несколько этапов, начиная со школьных, заканчивая финальными турнирами, и это позволило привлечь к занятиям легкой атлетикой многие тысячи школьников.
Следующим шагом в массовом развитии юношеского легкоатлетического спорта стали соревнования по пионерскому четырехборью «Дружба», которые со временем из всесоюзных превратились в международные. Эти старты дали путевку в большой спорт впоследствии известным мастерам легкой атлетики. Например, с этих стартов начала свой звездный путь в спорте будущая неоднократная чемпионка и рекордсменка мира, олимпийская чемпионка Ирина Привалова.
С 1975 года стали проводиться всесоюзные детские спортивные игры «Старты надежды», в которых участвовали школьники 4-5-х и 6-9-х классов. Всего два года спустя в них приняли участие 1130 классов, а в финале выступило 3600 юных легкоатлетов.
Новое соревнование для юных легкоатлетов, названное «Шиповка юных», родилось по инициативе Совета ветеранов партизан-радистов на призы памяти героев Великой отечественной войны. Участники этого клуба старались вовлечь подростков в занятия легкой атлетикой, проводя соревнования и турниры на уровне школы, района, области и страны. Примерно десятилетие эти состязания, в которых выступают школьники 10-15 лет, проводились в рамках Москвы. Но с 1994 года они переросли рамки столицы и превратились во всероссийские. И теперь они проходят в несколько этапов по всей стране и заканчиваются финалом, предусмотренным календарем соревнований Всероссийской Федерации легкой атлетики. Президентом Всероссийского легкоатлетического клуба «Шиповка юных» является олимпийский чемпион, главный тренер сборной России по легкой атлетике Юрий Борзаковский.
Ежегодно участниками этих соревнований с тридцатилетней историей становятся учащиеся общеобразовательных школ, воспитанники школ-интернатов и детских домов, а также начинающие легкоатлеты детско-юношеских спортивных школ. В программу соревнований входят два беговых вида (60 м и на выносливость - 600 м, или 800, или 1000 м у мальчиков, и 500 или 600 м у девочек, - с учетом возраста), прыжки в длину (или высоту), метание малого мяча. Проводятся эти популярные состязания ежегодно и проходят дважды - зимой и летом. По результатам зимнего и летнего финалов «Шиповка юных» тренеры проводят отбор детей в профессиональную легкую атлетику.
Ну, а, чтобы успешно выступать в этих соревнованиях, к ним необходимо планомерно готовиться, учитывая их особую специфику, поскольку это соревнования команд городских и сельских школ, и одних уроков легкой атлетики здесь явно недостаточно, требуется дополнительная организация тренировочных занятий в школьной секции во вне учебного времени [5, 8, 9]. Чтобы рационально построить подготовку юных легкоатлетов-многоборцев, требуется знание закономерностей проявления актуальных двигательных
способностей в соревновательной практике, а также тенденций развития потенциальных способностей для последующей успешной специализации юных легкоатлетов на тренировочном этапе и этапе совершенствования спортивного мастерства.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании изучались протоколы Всероссийских легкоатлетических соревнований «Шиповка юных» за период 2009-2017 гг., размещенные на официальном сайте Всероссийской Федерации легкой атлетики в сети интернет (http://www.rusathletics.com/sor/results/). Статистическим расчетам с применением классических методов математического анализа, а именного корреляционного, регрессионного, и просто методов обработки вариационного ряда, были подвержены протоколы соревнований в четырехборье (около 50 соревнований, свыше 5 тыс. записей). Сегодня многоборная подготовка на начальном и тренировочном этапах подготовки легкоатлетов большинством исследователей признается как наиболее рациональная форма организации двигательной деятельности, придающая спортивной подготовке юношей и девушек не только общеподготовительную направленность [2, 3], но и решающая задачи специализированной направленности, и в первую очередь в системе соревновательных отношений юных спортсменов [1].
Методы анализа вариационного ряда позволили установить средние групповые результаты в видах четырехборья: их абсолютные и относительные значения (Х±5), а вместе с тем и суммарные показатели итоговых результатов многоборцев по возрастам - 10-11 лет, 12-13 лет, 14-15 лет (как у юношей, так и девушек).
Корреляционный анализ решал задачу выявления тесноты связи между набираемой суммой очков и показанными результатами в отдельных видах многоборья. По величине коэффициентов корреляции (г) можно было судить о вкладе в наличный спортивный результат актуальных способностей юных легкоатлетов, если связывать их преимущественное проявление с достижениями в отдельных видах четырехборья, например, бег на 60 м - с развитием скоростных способностей, прыжки и метание мяча - с развитием скоростно-силовых способностей, бег на среднюю дистанцию - с развитием выносливости. Итак, под актуальными способностями, как правило, понимают те, которые обеспечивают успешное выступление многоборца в текущих соревнованиях и оцениваются результатами двигательной деятельности спортсмена в данной возрастной группе. Актуальные способности уже сформировались и реализуются при благоприятных условиях. Актуальные способности - только часть потенциальных способностей. Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретный момент времени или в конкретном виде двигательной деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих условий деятельности; динамика показателей актуальных способностей в течение нескольких лет раскрывает нам закономерности формирования потенциальных способностей.
Регрессионный анализ позволил установить математико-статистические модели прогнозных результатов в легкоатлетическом четырехборье в зависимости от развитых актуальных двигательных способностей. Вместе с тем, динамика коэффициентов регрессии в уравнениях при факторах, характеризующих проявление тех или иных двигательных способностей (рассуждения приведены выше), позволит оценить потенциальные направления физического и спортивного совершенствования, когда прогрессирующее или регрессирующее их изменение четко указывает вектор направленного воздействия на тот или иной род двигательных способностей. А в целом формируется некий алгоритм возрастного физкультурно-спортивного совершенствования участников школьных легкоатлетических соревнований и в соответствии с ним осуществляется подготовка детских команд к участию в соревнованиях «Шиповка юных» в различном формате - на районном, муниципальном и всероссийском уровне.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В таблицах 1-4 приведены среднестатистические групповые показатели результатов выступления мальчиков и девочек в финальных Всероссийских соревнованиях «Шиповка юных» по легкоатлетическому четырехборью. Юные спортсмены - участники соревнований - были ранжированы две группы: победители и финалисты, занявшие 1-8 место в финале этих соревнований, и спортсмены массового уровня подготовленности (по возрастам); полученные результаты могут быть приняты учителями физической культуры и спортивными тренерами как ориентировочные модели при подготовке городских и сельских школьников, учащихся и воспитанников школ-интернатов и детских домов, а также начинающих легкоатлетов детско-юношеских спортивных школ к участию в этих соревнованиях.
Таблица 1 - Спортивные результаты участников легкоатлетического многоборья школьников «Шиповка юных» (девочки различных возрастных групп*), Х±5_
Виды четырехборья Девочки, девушки / 1-8 место
10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет
п=104 п=48 п=56
Сумма очков, кол-во 212±18 281±20 321±19
Бег 60 м, с 9,0±0,35 8,3±0,26 8,2±0,27
Прыжки в длину с разбега, м 4,15±0,24 4,83±0,25 5,29±0,36
или прыжки в высоту с разбега, м 1,27±0,08 1,55±0,07 1,59±0,08
Метание малого мяча, м 29,01±5,81 41,68±7,88 48,18±8,16
Бег 500 м (или 600 м), мин/с ± с 1.34,0±4,9 1.50,6±4,5 1.49,7±8,2
*Примечание. Анализу подвержены результаты участников соревнований за 2009-2017 гг. Средние данные по возрастной группе
п=828 п=981 п=949
Сумма очков, кол-во 144±41 196±44 240±52
Бег 60 м, с 9,8±0,63 9,0±0,58 8,6±0,55
Прыжки в длину с разбега, м 3,54±0,43 4,11±0,44 4,64±0,63
или прыжки в высоту с разбега, м 1,18±0,10 1,34±0,12 1,44±0,12
Метание малого мяча, м 22,08±6,32 28,99±7,99 35,23±10,38
Бег 500 м (или 600 м), мин/с ± с 1.45,4±9,1 2.01,4±10,7 1.56,0±9,9
Таблица 2 - Количество набираемых очков в видах легкоатлетического многоборья школьников «Шиповка юных» (девочки*), XX±5_
Виды четырехборья Девочки, девушки / 1-8 место
10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет
п=104 п=48 п=56
Сумма очков, кол-во 212±18 281±20 317±16
Бег 60 м, кол-во очков 60±9 76±8 78±12
Прыжки в длину с разбега, очков 45±6 64±10 83±16
или прыжки в высоту с разбега, очков 53± 10 89±13 96±15
Метание малого мяча, кол-во очков 45±12 71±11 84±17
Бег 500 м (или 600 м), очков 62±11 70±11 72±17
*Примечание. Анализу подвержены результаты участников соревнований за 2009-2017 гг. Средние данные по возрастной группе
п=828 п=981 п=949
Сумма очков, кол-во 144±41 196±44 240±52
Бег 60 м, кол-во очков 43±12 55±12 64±15
Прыжки в длину с разбега, очков 28±11 42±13 57±21
или прыжки в высоту с разбега, очков 39±13 54±17 67±20
Метание малого мяча, кол-во очков 30±13 46±16 58±23
Бег 500 м (или 600 м), очков 43±13 53±14 61± 18
Таблица 3 - Спортивные результаты участников легкоатлетического многоборья школьна_
Виды четырехборья Мальчики, юноши / 1-8 место
10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет
п=80 п=56 п=40
Сумма очков, кол-во 204±11 305±16 373±15
Бег 60 м, с 8,5±0,24 7,8±0,24 7,3±0,23
Виды четырехборья Мальчики, юноши / 1-8 место
10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет
п=80 п=56 п=40
Прыжки в длину с разбега, м 4,38±0,22 5,41±0,32 6,03±0,31
или прыжки в высоту с разбега, м 1,40±0,03 1,65±0,08 1,80±0,10
Метание малого мяча, м 41,01±4,16 53,65±8,25 63,12±8,99
Бег 600 м (или 800, 1000 м), мин/с ± с 1.58,3±4,9 2.20,0±8,2 2.56,1±7,2
*Примечание. Анализу подвержены результаты участников соревнований за 2009-2017 гг. Средние данные по возрастной группе
п=832 п=1030 п=524
Сумма очков, кол-во 150±33 206±44 286±58
Бег 60 м, с 9,4±0,5 8,6±0,6 7,8±0,4
Прыжки в длину с разбега, м 3,81±0,35 4,42±0,52 5,30±0,62
или прыжки в высоту с разбега, м 1,25±0,02 1,41±0,05 1,64±0,08
Метание малого мяча, м 31,62±6,67 39,70±8,56 51,46±12,16
Бег 600 м (или 800, 1000 м), мин/с ± с 2.06,1±8,7 2.41,3±14,5 3.10,8±18,0
Таблица 4 - Количество набираемых очков в видах легкоатлетического многоборья школьна_
Виды четырехборья Юноши, Юноши / 1-8 место
10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет
п=80 п=56 п=40
Сумма очков, кол-во 204±11 305±16 373±15
Бег 60 м, кол-во очков 55±6 78±8 105±14
Прыжки в длину с разбега, очков 53±5 81±10 104±12
или прыжки в высоту с разбега, очков 62±8 92±15 115±18
Метание малого мяча, кол-во очков 49±6 67±12 81±13
Бег 600 м (или 800, 1000 м), очков 47±6 79±12 83±11
*Примечание. Анализу подвержены результаты участников соревнований за 2009-2017 гг. Средние данные по возрастной группе
п=832 п=1030 п=524
Сумма очков, кол-во 150±33 206±44 286±59
Бег 60 м, кол-во очков 38±10 53±13 80±16
Прыжки в длину с разбега, очков 38±11 54±14 77±20
или прыжки в высоту с разбега, очков 48±13 63±15 91±19
Метание малого мяча, кол-во очков 36±10 47±12 64±17
Бег 600 м (или 800, 1000 м), очков 38±8 52±14 65±17
Отметим одну из наблюдаемых тенденций в проявлении актуальных способностей у школьников - участников легкоатлетических соревнований четырехборья «Шиповка юных»:
- у девочек в возрасте 10-11 лет наибольший вклад в суммарный итоговой результат четырехборья привносят такие виды многоборья как бег на 60 и 500 м, успех в которых предопределяется предшествующим сенситивным периодом развитием скоростных способностей;
- в возрасте 12-13 лет наряду со скоростными способностями созревает способность к управлению движениями, дети адаптируются к новой координации, здесь приобретенный двигательный опыт оказывает положительный эффект, и девочки с успехом осваивают технические элементы прыжка в высоту, в первую очередь скоростного типа отталкивания в прыжке фосбери-флоп, который по вкладу в суммарные очки имеет наибольший удельный вес, но ему по какой-то причине уделяется недостаточное внимание (например на 5 участников, заявленных состязаться в прыжках в длину, приходится один прыгун-высотник);
- в возрасте 14-15 лет у победителей этих соревнований наблюдается явное доминирование скоростно-силовых способностей, доказательством чего являются высокие результаты и набранные очки в прыжках и метаниях, тогда как у статистов в силу недостаточных возможностей по-прежнему рост спортивной результативности обусловлен поступательным ростом скоростных способностей и скоростной выносливости, тесно связанной в этот период с наличной быстротой движений;
- у мальчиков в возрасте 10-11 лет наибольший вклад в суммарный итоговой результат четырехборья лидеров привносят такие виды состязаний как бег на 60 м и прыжки в длину / или высоту, что обусловлено действенным проявлением актуальных скоростных и скоростно-силовых способностей, тогда как у мальчиков со средними по группе результатами наблюдается пропорциональный вклад в итоговую сумму очков практически всех дисциплин четырехборья - и бега, и прыжков, и метаний;
- в возрасте 12-13 лет у подростков актуализируются способности к бегу, созревают ответственные энергетические системы, обеспечивающие возможность к удержанию максимальной скорости бега на большей части дистанции (по В. Д. Сонькину), что как мы знаем связано с развитием и окончательным формированием соответствующих физиологических механизмов продукции энергии, а также однонаправленной положительной синергией и усиливающимся эффектом взаимодействия скоростно-силовых и скоростных способностей, когда их сопряженное проявление существенно повышает результативность в соревновательной деятельности;
- в возрасте 14-15 лет у юношей интенсивными темпами прирастают силовые способности, и на этом фоне происходит дальнейший рост скоростно-силовых возможностей, обеспечивающих успех в видах бега, прыжков, наблюдается увеличивающийся их потенциал действия в метаниях, когда результативность и вклад данной дисциплины значительно прирастают к завершению возрастного этапа.
Динамика развития потенциальных способностей у спортсменов может быть выражена некоторой прогностической моделью, фиксирующей прирост актуальных способностей в рассматриваемый возрастной период.
Так, например, используя математические статистические регрессионные модели (таблица 6, 8), полученные в нашем исследовании, мы, во-первых, можем прогнозировать итоговый результат в многоборье, вставляя в формулы расчета контрольные показатели актуальных двигательных способностей юношей и девушек, и тем самым предсказывать индивидуальный результат; во-вторых, можем определить некоторый алгоритм многолетнего потенциального изменения двигательных способностей, если принять во внимание и учитывать величину положительного или отрицательного изменения регрессионных коэффициентов при факторах, кодированных как виды или дисциплины легкоатлетического четырехборья.
Так к, примеру, в возрастном и многолетнем аспектах наблюдается увеличение в общую сумму очков парциального вклада таких дисциплин четырехборья, как прыжок в длину у мальчиков - 0,26; 0,29; 0,32, прыжок в высоту у девочек - 1,35; 1,37; 1,43, метание мяча - и у мальчиков, и у девочек - 0,018; 0,20; 0,21, что опосредованно характеризует растущее значение скоростно-силовых способностей. Наблюдается уменьшение в общую сумму очков четырехборья парциального вклада дисциплин «бег на 60 и 500 (600) м» у мальчиков, и об этом мы судим по отрицательному знаку при коэффициентах регрессии, что указывает на уменьшающееся значение спринтерской подготовки, и замедление темпов роста скоростных способностей. У девочек, например, этот отрицательное снижение менее явное, у них в данном возрасте подготовка с беговой направленностью превалирует над скоростно-силовой подготовкой.
Таблица 5 - Коэффициенты корреляции (г), характеризующие тесноту взаимосвязи между суммой набранных очков в легкоатлетическом многоборье школьников «Шиповка юных» и результатами в видах четырехборья (девочки)___
Показатели взаимосвязи 10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет
п=828 п=981 п=524
Сумма очков - бег 60 м -0,833 -0,806 -0,796
Сумма очков - прыжки в длину 0,859 0,887 0,878
Сумма очков - прыжки в высоту 0,820 0,793 0,826
Сумма очков - метание мяча 0,686 0,716 0,818
Сумма очков - бег 500 (600) м -0,822 -0,793 -0,668
Таблица 6 - Уравнения регрессии, описывающие взаимосвязь между величиной прогнозных очков в легкоатлетическом многоборье школьников «Шиповка юных» и результатами в видах четырехборья (девочки)_
Возраст Уравнение регрессии Я Б
10-11 лет У =294,9 - 13,1 х1 + 0,30 х2 + 0,018 х4 - 1,58 х5 0,960 2379
У =272,5 - 12,1 х1 + 1,35 х3 + 0,021 х4 - 1,93 х5 0,912 1204
12-13 лет У =309,3 - 17,5 х1 + 0,34 х2 + 0,020 х4 - 1,25 х5 0,990 11665
У =346,3 - 23,4 х1 + 1,37 х3 + 0,020 х4 - 1,37 хз 0,988 4865
14-15 лет У =379,1 - 24,3 х1 + 0,31 х2 + 0,021 х4 - 1,22 х5 0,987 7533
У =383,3 - 25,7 х1 + 1,43 х3 + 0,021 х4 - 1,59 х5 0,976 721
Условные обозначения (а также табл. 8): У - количество очков; х1 - результат в беге на 60 м, с; х2 - результат в прыжке в длину с разбега, см; х3 - результат в прыжке в высоту с разбега, см; х4 - результат в метании малого мяча, см; х5 - результат в беге на 600 м (800, 1000 м), с; Я - коэффициент множественной корреляции; Б - критерий Фишера
Таблица 7 - Коэффициенты корреляции (г), характеризующие тесноту взаимосвязи между суммой набранных очков в легкоатлетическом многоборье школьников «Шиповка юных» и результатами в видах четырехборья (мальчики)___
Показатели взаимосвязи 10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет
п=832 п=1030 п=524
Сумма очков - бег 60 м -0,858 -0,863 -0,752
Сумма очков - прыжки в длину 0,830 0,887 0,877
Сумма очков - прыжки в высоту 0,847 0,855 0,761
Сумма очков - метание мяча 0,696 0,717 0,791
Сумма очков - бег 600 (800, 1000) м -0,602 -0,805 -0,751
Таблица 8 - Уравнения регрессии, описывающие взаимосвязь между величиной прогнозных очков в легкоатлетическом многоборье школьников «Шиповка юных» и результатами в видах четырехборья (мальчики)___
Возраст Уравнение регрессии Я Б
10-11 лет У =363,3 - 26,3 х1 + 0,26 х2 + 0,013 х4 - 0,86 х5 0,966 2884
У =362,9 - 20,9 х1 + 0,88 х3 + 0,015 х4 - 1,33 х5 0,949 1432
12-13 лет У =353,9 - 20,3 х1 + 0,29 х2 + 0,014 х4 - 0,96 х5 0,991 13808
У =329,8 - 20,0 х; + 1,12 х3 + 0,014 х4 - 0,93 х5 0,992 2571
14-15 лет У =525,0 - 40,9 х1 + 0,32 х2 + 0,015 х4 - 0,84 х5 0,984 4061
У =401,5 - 38,0 х1 + 1,63 х3 + 0,016 х4 - 0,79 х5 0,979 1547
Аналогичные тенденции мы находим и при анализе вариабельности коэффициентов корреляции (таблица 5, 7). Так, у девочек в возрастной период 10-15 лет в парных связях «сумма очков - прыжки в длину», «сумма очков - прыжки в высоту», а также «сумма очков - метание мяча» наблюдается увеличение коэффициентов корреляции, что опять же подчеркивает потенциальный рост скоростно-силовых способностей, а незначительное уменьшение коэффициентов корреляции при беговых тестах косвенно отображает некоторую стагнацию способностей, характеризующих скоростную и дистанционную подготовку юных четырехборцев. У мальчиков в возрастном аспекте от 10 до 15 лет превалируют тенденции к росту скоростно-силовых и силовых способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гапеев, В.И. «Шиповка юных» : надо торопиться, но не спешить / В. И. Гапеев // Физическая культура в школе. - 2004. - № 8. - С. 73-75.
2. Германов, Г.Н. Урок легкой атлетики в школе : монография / Г.Н. Германов, Е.Г. Германова. - Воронеж : Истоки, 2008. - 603 с.
3. Германов, Г.Н. Физическая культура в школе. Легкая атлетика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г.Н. Германов, В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. - 461 с.
4. Дегтярева, Н.В. «Шиповка юных» зажигает спортивные звезды / Н.В. Дегтярева // Физическая культура в школе. - 2004. - № 5. - С. 67.
5. Никитушкин, В.Г. Легкоатлетический клуб «Шиповка юных» / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, Г. Н. Германов // Физическое воспитание в школе. Легкая атлетика : учеб. пособие.
- М. : Физическая культура, 2014. - Глава VI. - С. 231-245.
6. Максюткина, В. А. Информационное обеспечение Всероссийских соревнований «Шиповка юных» // Проблемы и инновации спортивного менеджмента в России : материалы I-ой Всерос. науч.-практ. конф. / Поволжская гос. академия физ. культуры, спорта и туризма. - Казань, 2015. - С. 80-81.
7. Устав Центрального спортивного клуба юных легкоатлетов «Шиповка юных» // Физическая культура в школе. - 1996. - № 1. - С. 48-51.
8. Никитушкин, В.Г. Легкая атлетика в школе / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов. -Воронеж : Истоки, 2007. - 603 с.
9. Никитушкин, В.Г. Легкая атлетика в начальной школе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В Г. Никитушкин, Е.Г. Цуканова. - М. : Издательство Юрайт, 2017.
- 163 с.
10. Прокофьев, М.Н. «Шиповка юных» / М.Н. Прокофьев // Физическая культура в школе. -2009. - № 7. - С. 45-47.
REFERENCES
1. Gapeev, V.I. (2004), ""Shipovka young": it is necessary to hurry, but not to hurry", Fizicheskaja kultura v shkole, No. 8, pp. 73-75.
2. Germanov, G.N. and Germanovа, E.G. (2008), Lesson of track and field athletics at school, Istoki, Voronezh, Russian Federation.
3. Germanov, G.N., Nikitushkin, V.G. and Tsukanova, E.G. (2017), Physical culture at school. Track and field athletics: manual for bachelor degree and magistracy, You Write, Moscow, Russian Federation.
4. Degtyareva, N.V. (2004), ""Shipovka young" lights sports stars", Fizicheskaja kultura v shkole, No. 5, pp. 67.
5. Nikitushkin, V.G., Chesnokov, N.N. and Germanov, G.N. (2016), "Track and field athletics club "Shipovka of Young"", Physical training at school. Track and field athletics, Physical culture, Moscow, Russian Federation, pp. 231-245
6. Maksyutkina, V.A. (2015), "Information support of the All-Russian competitions "Shipovka of Young"", Problems and innovations of sports management in Russia, Kazan, Russian Federation, pp. 80-81.
7. "Charter of the Central sports club of young athletes "Shipovka young"" (1996), Fizicheskaja kultura v shkole, No. 1, pp. 48-51.
8. Nikitushkin, V.G. and Germanov, G.N. (2007), Track and field athletics at school, Istoki, Voronezh, Russian Federation.
9. Nikitushkin, V.G. and Tsukanova, E. G. (2017), Track andfield athletics at elementary school: manual for bachelor degree and magistracy, You Write, Moscow, Russian Federation.
10. Prokofiev, M.N. (2009), "Shipovka young", Fizicheskaja kultura v shkole, No. 7, pp. 45-47.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.11.2017
УДК 796.011+796.894
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ГИРЕВОГО СПОРТА В СИСТЕМЕ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЛЬСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Сергей Михайлович Сандин, соискатель, Вольский военный институт материального обеспечения, г. Вольск
Аннотация
Обучение в Вольском военном институте материального обеспечения (ВВИМО) характеризуется сложным процессом адаптации к особенностям учебы и повседневной деятельности, постоянным ростом темпа обучения, увеличением объема информации, высоким нервно-эмоциональным напряжением, снижением объема двигательной активности. В свою очередь, снижение двигательной активности влечет за собой изменение эффективности мышечной работы (особенно - ослабление