4. Двейрина, О. А. Концепция и программирование координационной подготовки спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта : дис. ... д-ра. пед. наук / Двейрина Ольга Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2019. - 500 с.
5. Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 г. - URL : http://docs.cntd.ru/document/553126607 (дата обращения 23.12.2019).
6. Курамшин, Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика / Ю.Ф. Ку -рамшин. - Москва : Советский спорт, 2005. - 408 с.
7. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. -Москва : Советский спорт, 2010. - 340 с.
8. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - Москва : Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
9. Никольская, С.В. Технология построения образовательного процесса по физической культуре в дошкольном учреждении // Теория и методика физической культуры дошкольников. -Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2010. - С. 512-571.
10. Сергеенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика : монография / Л.П. Сергеенко. -Москва : Советский спорт, 2013. - 1048 с.
REFERENCES
1. Vaytsekhovsky, S.M. (1971), Book of trainer, Physical education and sport, Moscow.
2. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Fundamentals of the special physical training of athletes, Physical education and sport, Moscow.
3. Generalov, A.V., Turzin, P.S., Lukichev, K.E., Evseev, A.S. (2019), "Different Approaches to Classifying Sports", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 40-42.
4. Dveirina, O.A. (2019), Concept and programming of coordination training of an athlete in accordance with the specifics of a sport, dissertation, St. Petersburg.
5. Concepts of preparing a sports reserve in the Russian Federation until 2025, available at: http://docs.cntd.ru/document/553126607.
6. Kuramshin, Yu.F. (2005), Sports Recordology: Theory, Methodology, Practice, Soviet Sport, Moscow.
7. Matveev, L.P. (2010), General Theory of Sport and its Applied Aspects, Soviet Sport, Moscow.
8. Matveev, L.P. (1977), Fundamentals of sports training, Physical education and sport, Moscow.
9. Nikolskaya, S.V. (2010), "Technology for building the educational process on physical education in a preschool institution," Theory and Methods of Physical Culture for Preschoolers, Childhood Press, St. Petersburg, pp. 512-571.
10. Sergeenko, L.P. (2013), Sports selection: theory and practice: monograph, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2019
УДК 796.015.82
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ»
Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент; Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор; Геннадий Борисович Шустиков, кандидат педагогических наук, доцент; Татьяна Иосифовна Колесникова, соискатель, МСМК, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы тестирования координационных способностей при первичном отборе детей для занятий спортом. Приведены наиболее типичные двигательные тесты для
измерения и оценки некоторых координационных способностей. На основании сравнительного анализа федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта было установлено, что в 30 видах спорта отсутствуют тесты и нормативы для оценки координационных способностей на различных этапах многолетней подготовки. Также показано, что рекомендуемые в отдельных видах спорта тесты позволяют только опосредованно судить об уровне координационных способностей учащихся Спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва, поскольку результат в них зависит во многом от степени развития других физических способностей. Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что для обеспечения наибольшей информативной значимости при оценке координационных способностей детей при начальном отборе в рамках инновационного проекта «Стань чемпионом» необходимо внести корректировку в систему тестирования данных двигательных способностей с учетом специфики вида спорта.
Ключевые слова: координационные способности, спортивный отбор, педагогическое тестирование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.89-99
PEDAGOGICAL TESTING AS A WAY TO IDENTIFY THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN THE STRUCTURE OF THE PRIMARY SELECTION OF CHILDREN FOR SPORTS IN THE INNOVATIVE PROJECT "BECOME A CHAMPION"
Olga Anatolyevna Dveirina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Raisa Ni-kolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Gennady Borisovich Shus-tikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Iosifovna Kolesnikova, the competitor, MSMK, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and
Health, St. Petersburg
Abstract
The article discusses the problems of testing coordination abilities in the primary selection of children for sports. The most typical motor tests for measuring and evaluating some coordination abilities are given. Based on a comparative analysis of the federal standards of sports training by the chosen sport, it was found that in 30 sports there are no tests and standards for assessing the coordination abilities at various stages of the long-term training. It is also shown that the tests recommended in certain sports allow only indirectly to judge the level of the coordination abilities of the students of the Olympic sports reserve schools for children and youth, since the result in them depends largely on the degree of development of other physical abilities. The results of the study allow us to conclude that in order to ensure the most informative significance in assessing the coordination abilities of children during the initial selection within the framework of the innovative project "Become a Champion", it is necessary to make an adjustment to the testing system of these motor abilities taking into account the specifics of the sport.
Keywords: coordination abilities, sports selection, pedagogical testing.
Обобщение взглядов авторов на вопросы сущности, содержания области применения методик тестирования, как наиболее доступного тренерам инструмента контроля над различными сторонами подготовленности спортсмена, позволило выявить наличие двух категорий тестов [1-14].
Первая категория тестов — тесты, проводимые в покое. Наряду с показателями физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища, функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем), которые не оказывают прямого влияния на координационную подготовленность при условии нормального функционирования организма, в эту же группу входят психологические тесты, позволяющие определить текущее состояние сенсорных систем спортсмена.
Вторая категория тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат (табл. 1). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.
Таблица 1 - Двигательные тесты действующих систем тестирования координационных способностей (обобщенные данные) [6]_
№ п/п Название двигательного теста Формулировка двигательной задачи
Балансирование на гимнастической скамье (П. Хиртц) Добежать по узкой поверхности скамейки до медицинбола, столкнуть его стопой, повернуться и добежать обратно по узкой поверхности скамейки
Бег к пронумерованным медицинболам (П. Хиртц) За минимальное время три раза подбежать к соответственно пронумерованному мячу и после этого коснуться 4-килограммового медицинбола
Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели (П. Хиртц) Максимально точно метнуть мяч
Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения Преодолеть дистанцию с предельно высокой скоростью
Дифференцирование силы прыжка (К. Майнель, Г. Шнабель) Прыгнуть без маха руками с усилением 2/3 от максимальной высоты прыжка (минимальный показатель средней арифметической из 10 попыток)
Маятник - бросок - цель (П. Хиртц) При движении маятника бросить мяч в середину обруча
Маятник (П. Хиртц) По звуковому сигналу учителя (одновременно опускается маятник) подбежать к стене и остановить маятник
Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь) Максимально далеко метнуть мяч ведущей и не ведущей рукой
Метание теннисного мяча на точность попадания Минимально отклонится при бросках мяча в горизонтальную мишень (ошибка в сантиметрах с точностью до 5 см) по средней арифметической (из 10 попыток) величины
Отпускание палки - реакция (В. Ф. Ломейко, К. Мекота) Как можно быстрее поймать падающую палку (сжать кисть)
Падение палки (П. Хиртц). Подбежать и поймать палку до того, как она упадет на землю
Повороты на гимнастической скамейке (П. Хиртц) За минимальное время выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки 4 поворота (влево и вправо), не падая. Модификация: выполнить максимальное количество за 20 секунд
Проба Барани (И. А. Терещенко, А.П. Оцупок, С.В. Крупеня, Т.М. Левчук, В.Н. Болобан) После остановки, сделав десять оборотов кресла Барани по часовой стрелке за 10 с сидя, голова наклонена на грудь (на 30°), глаза закрыты, встать и пройти по прямой линии пятиметровый отрезок, смотреть перед собой, руки опущены вниз
Проба Бирюк (И. А. Терещенко, А.П. Оцупок, С.В. Крупеня, Т.М. Левчук, В.Н. Болобан) Фиксировать положение тела «вертикальная стойка на высоких полупальцах, стопы сомкнуты, руки вверх, глаза закрыты» длительное время (без схождения с места)
Проба динамическое равновесие (И.А. Терещенко, А.П. Оцупок, С.В. Крупеня, Т.М. Левчук, В.Н. Болобан) Стать ногой на одну из граней многоугольника, руки поставить на пояс и начать движение по граням. Каждый шаг выполнять только на одну грань, смотреть перед собой. Передвижение осуществляется до первой потери равновесия (движение руками, туловищем, касания ногой опоры). Учитывается количество пройденных граней
Проба координация (И. А. Терещенко, А.П. Оцупок, С.В. Крупеня, Т.М. Левчук, В.Н. Болобан) Из исходного положения основная стойка: 1. Левая рука на пояс. 2. Правая рука на пояс 3. Левая рука к плечу. 4. Правая рука к плечу. 5. Левая рука вверх. 6. Правая рука вверх. 7 -8. Два хлопка над головой. 1 - 6. Движение руками выполнить вниз в обратном порядке. 7 - 8. Два хлопка руками по бедрам
Проба координация с прыжками (И.А. Терещенко, А.П. Оцупок, С.В. Крупеня, Т.М. Левчук, В.Н. Болобан) Из исходного положения основная стойка: 1. Прыжок на двух, левая рука на пояс. 2. Прыжок на двух, правая рука на пояс. 3. Прыжок на двух, левая рука к плечу. 4. Прыжок на двух, правая рука к плечу. 5. Прыжок на двух, левая рука вверх. 6. Прыжок на двух, правая рука вверх. 7 - 8. Два хлопка над головой. 1 - 6. Движение руками выполнить вниз в обратном порядке. 7 - 8. Два хлопки руками по бедрам
Проба приземления при выполнении прыжка в глубину (И.А. Терещенко, А.П. Оцупок, С.В. Крупеня, Т.М. Левчук, В.Н. Болобан) С высоты 3 м выполнить прыжок в глубину выпрямившись на поролоновые маты в центр круга
№ п/п Название двигательного теста Формулировка двигательной задачи
Проба проприорецептивная чувствительность (И.А. Терещенко, А.П. Оцупок, С.В. Крупеня, Т.М. Левчук, В.Н. Болобан) Сжать динамометр кистью удобной руки с силой, равной 200 N (девушки - 100 К). Три попытки выполнить со зрительным контролем (запомнить заданное усилие) и три попытки - без зрительного контроля, при выполнении виса на согнутых ногах на нижней (юноши на верхний) жерди брусьев разной высоты (условия измененной гемодинамики)
Проба пространственная ориентировка (И.А. Терещенко, А.П. Оцупок, С.В. Крупеня, Т.М. Левчук, В.Н. Болобан) Сжать динамометр кистью удобной руки с силой, равной 200 N (девушки - 100 К). Три попытки выполнить со зрительным контролем (запомнить заданное усилие) и три попытки - без зрительного контроля при выполнении прыжка в глубину выпрямившись с высоты Э м на поролоновые маты
Проба с кувырками вперед (И. А. Терещенко, А.П. Оцупок, С.В. Крупеня, Т.М. Левчук, В.Н. Болобан) Из упора присев, выполнить пять кувырков вперед в группировке за 5с с последующим выполнением десяти прыжков на месте, максимально вверх, в центре круговой градуировки
Прыжки в длину с места с минимальным увеличением их длины (А.М. Шлемин, К.В. Ким) Прыгнуть минимальным увеличением длины прыжка в каждой последующей попытке по сравнению с предыдущей
Прыжки вниз на разметку (П. Хиртц) Приземлиться на разметку с минимальным средним отклонением (в сантиметрах) из двух попыток
Сохранение ритма (К. Майнель, Г. Шнабель) Сохранить заданный метрономом ритм в течение 15 с (42 касания земли ногами)
Спринт в заданном ритме (П. Хиртц) Пробежать с максимальной скоростью дистанцию 30 м, на которой расположены 11 гимнастических обручей
Стойка на одной ноге (Е.Я. Бондаревский) Максимально долго удержать равновесие в положении стоя на одной ноге с закрытыми глазами
Стойка на одной ноге на планке (Е. Флейшман, К. Мекота) Максимально долго удержать равновесие в положении стоя на одной ноге на планке
Тест на спортивную реакцию (К. Майнель, Т. Шнабель) По свистку принять положение упор присев, руки касаются пола. После этого сделать оборот вокруг себя, встать и добежать к обозначенной цели, удаленной на 3 м
Точное катание мяча ногой (Р. Юнг, модификация А.В. Вишнякова) Толкнуть мяч ногой с такой силой, чтобы он докатился до линии
Точное катание мяча рукой (Р. Юнг, модификация А.В. Вишнякова) Толкнуть мяч рукой с такой силой, чтобы он докатился до линии
Упражнение-реакция-мяч (П. Хиртц) Как можно быстрее среагировать на сигнал, повернуться, подбежать к гимнастической скамейке и остановить двумя руками катящийся мяч
Ходьба по шестиугольнику (К. Мекота) Сделать максимально возможное количество шагов, не потеряв равновесия (максимум 60 шагов в одной пробе)
Челночный бег (Эх 0 м) в исходном положении лицом вперед Преодолеть дистанцию с предельно высокой скоростью
Результаты проведенного теоретического анализа и обобщения методик тестирования координационных способностей, позволили выявить то, что при использовании ряда тестов не представляется возможным изолировать одновременное влияние координационных и скоростных способностей на результат двигательного тестирования. Причина в том, что все двигательные задачи, содержащие в своем условии требование к минимальному времени их решения, обеспечиваются одними и теми же физиологическими свойствами (таблица 2).
Таблица 2 - Сравнительная таблица свойств организма, обусловливающих координационно_
№ п/п Свойства организма Значение для решения двигательной задачи
Скоростные способности Координационные способности
1. Анатомическое строение показатель нейтрален показатель нейтрален
2. Быстрота активизации и степень согласованности в работе различных систем организма чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей
3. Величина физиологического поперечника мышц чем больше показатель, тем выше уровень показатель нейтрален
№ п/п Свойства организма Значение для решения двигательной задачи
Скоростные способности Координационные способности
проявления способностей
4. Вязкость мышц показатель нейтрален чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей
5. Подвижность нервных процессов чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей
6. Регуляция мышечных напряжений со стороны ЦНС чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей
7. Содержание АТФ в мышцах, скорость её расщепления и быстрота ресинтеза чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей показатель нейтрален
8. Состав мышечных волокон чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей показатель нейтрален
9. Структура мышечных волокон и их химический состав чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей показатель нейтрален
10. Уровень функциональных возможностей систем организма чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей
11. Устойчивость физиологических и психических функций чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей
12. Устойчивость физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма показатель нейтрален показатель нейтрален
13. Форма суставов; толщина суставного хряща показатель нейтрален чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей
14. Эластичность мышц, сухожилий, связок и суставных сумок показатель нейтрален чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей
15. Энергообеспечение мышечной работы чем больше показатель, тем выше уровень проявления способностей показатель нейтрален
Видно то, что совпадение имеет место в пяти из пятнадцати показателей (показано курсивом). Следовательно, вызывает сомнения информативность ряда тестов, рекомендованных к использованию для определения уровня развития координационных способностей, содержащих в формулировке двигательной задачи требования к максимально быстрому ее решению. При этом исходя из признака «наличие заимствования (влияния или использования) одних и тех же свойств организма» видны объект, границы области взаимодействия, основание и причина положительного переноса между координационными и скоростными способностями.
В таблице 3 представлены собственно-тренировочные средства, рекомендуемые в качестве контрольных упражнений для оценивания координационных способностей согласно Приложениям № 5-8 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта (таблица 3). Видно то, что в 30 видах спорта отсутствуют нормативы для определения уровня развития координационные способности, в том числе в 25 видах спорта, в которых, по мнению разработчиков, координационные способности имеют максимальный уровень влияния на результативность. В 21 виде спорта, которые существенно отличающихся друг от друга по координационным профилям соревновательных упражнений, в
качестве контрольных упражнений (тестов) рекомендовано одно и то же двигательное действие - челночный бег на различные дистанции. В 13 видах спорта челночный бег рекомендуются в качестве контрольного упражнения на всех этапах спортивной подготовки, а в 15 видах спорта - в качестве единственного контрольного упражнения. В 5 видах спорта челночный бег является нормативом на 1-3 из этапов, при этом, на остальных этапах контрольные упражнения для определения уровня развития координационных способностей не предусмотрено. Исходя из представлений о формах проявления выносливости (силовая, скоростная, координационная), можно утверждать то, что отличия в дистанции и количестве отрезков челночного бега дают возможность получения информации об уровне общей или специальной скоростной и координационной выносливости, но в отношении координационных способностей информация, полученная с помощью этого контрольного упражнения, имеет опосредованный характер. И если на этапе начальной подготовки с помощью челночного бега можно получить опосредованную информацию об уровне общей или специальной координационной подготовленности, то на последующих этапах спортивной подготовки информативность такого тестирования для определения уровня развития координационных способностей, обеспечивающих результативность соревновательной деятельности, по ряду объективных причин, невелика. Это утверждение справедливо также в отношении контрольного упражнения «прыжки через скакалку/со скакалкой».
Для выявления совпадения собственно-тренировочных средств, рекомендуемых Федеральными стандартами спортивной подготовки (ФССП) по видам спорта в качестве контрольных упражнений для оценивания координационных способностей, с моделью соревновательного упражнения, проведен анализ макроуровня координационного профиля этих двигательных действий и анализ макроуровня соревновательных упражнений видов спорта.
Таблица 3 - Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей для зачисления в группы (обобщенные данные) [6]_
Уровень влияния КС Контрольные упражнения для зачисления в группы на этап
Виды спорта начальной подготовки тренировочный совершенствования спортивного мастерства высшего спортивного мастерства
бадминтон 3 Челночный бег 6х5 м 1.Челночный бег 6х5 м 2.Прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 с Челночный бег 6х5 м Челночный бег 6х5 м
баскетбол 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
бейсбол 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
биатлон 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
бобслей 2 Стойка на одной ноге, глаза закрыты, руки скрещены, ладони на плечах Вращение на двух ногах вокруг своей оси, глаза открыты, руки на поясе, после остановки пройти прямо Вращение на двух ногах вокруг своей оси, глаза открыты, руки на поясе, после остановки пройти прямо Вращение на двух ногах вокруг своей оси, глаза открыты, руки на поясе, после остановки пройти прямо
бокс 2 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
велоспорт-ВМХ 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
велоспорт-маунтинбайк 3 Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м отсутствует отсутствует
велоспорт-трек (спринт) 2 Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м отсутствует
велоспорт-шоссе 2 Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м отсутствует отсутствует
водное поло 2 отсутствует отсутствует Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м
волейбол 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
гандбол 2 Челночный бег 3x10 м Челночный бег 2x100 Челночный бег 2x100 Челночный бег
м м 2x100м
гольф 3 Удержание равнове- Удержание равнове- Удержание равнове- Удержание равнове-
сия в положении стоя, сия в положении сия в положении сия в положении
стопы ног на одной стоя, стопы ног на од- стоя, стопы ног на стоя, стопы ног на
линии, пятка впереди ной линии, пятка впе- одной линии, пятка одной линии, пятка
стоящей ноги примы- реди стоящей ноги впереди стоящей впереди стоящей
кает к носку сзади сто- примыкает к носку ноги примыкает к ноги примыкает к
ящей ноги сзади стоящей ноги носку сзади стоящей ноги носку сзади стоящей ноги
горнолыжный 3 Челночный бег 3x10 м Челночный бег 3x10 Челночный бег 3x10 Челночный бег 3x10
спорт м м м
гребля на бай- 2 Челночный бег 3x10 м отсутствует отсутствует отсутствует
дарках и каноэ
гребной спорт 2 Челночный бег 3x10 м Челночный бег 3x10 м Челночный бег 3x10 м Челночный бег 3x10 м
дзюдо 3 Стоя ровно, на одной Челночный бег 3x10 Челночный бег 3x10 Челночный бег 3x10
ноге, руки на поясе. м м м
Фиксация положения
каратэ 3 Челночный бег 3x10 м Челночный бег 3x10 м Челночный бег 3x10 м Челночный бег 3x10 м
кёрлинг 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
конный спорт Стойка на одной ноге, 1. Стойка на одной 1.Стойка на одной 1. Стойка на одной
глаза закрыты, руки ноге, глаза закрыты, ноге, глаза закрыты, ноге, глаза закрыты,
3 скрещены, ладони руки скрещены, ла- руки скрещены, ла- руки скрещены, ла-
на плечах дони на плечах 2.Седловка лошади дони на плечах 2.Седловка лошади дони на плечах 2.Седловка лошади
конькобежный 2 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
спорт
легкая атлетика - бег на корот- 2 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
кие дистанции
легкая атлетика - бег на сред- 1 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
ние и длинные
дистанции
легкая атлетика отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
- метания - ме- 2
тания
легкая атлетика - многоборье 2 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
легкая атлетика 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
- прыжки
легкая атлетика отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
- спортивная ходьба 1
лыжное двоеборье 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
лыжные гонки 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
мини-гольф 3 Удержание равнове- Удержание равнове- Удержание равнове- Удержание равнове-
сия в положении стоя, сия в положении сия в положении сия в положении
стопы ног на одной стоя, стопы ног на од- стоя, стопы ног на стоя, стопы ног на
линии, пятка впереди ной линии, пятка впе- одной линии, пятка одной линии, пятка
стоящей ноги примы- реди стоящей ноги впереди стоящей впереди стоящей
кает к носку сзади сто- примыкает к носку ноги примыкает к ноги примыкает к
ящей ноги сзади стоящей ноги носку сзади стоящей ноги носку сзади стоящей ноги
настольный 3 1.Прыжки боком че- Прыжки Прыжки Прыжки
теннис рез гимнастическую скамейку за 30 с 2. Прыжки через скакалку за 30 с через скакалку за 30 с через скакалку за 45 с через скакалку за 45 с
парусный спорт 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
плавание 2 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
прыжки в воду 3 Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м
прыжки на батуте 3 Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м
прыжки на лыжах с трамплина 3 Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м
пулевая стрельба 3 Прыжки со скакалкой без остановки Прыжки со скакалкой без остановки Прыжки со скакалкой без остановки Прыжки со скакалкой без остановки
регби 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
санный спорт 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
синхронное плавание 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
скалолазание 3 Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м
скелетон 3 Стойка на одной ноге, глаза закрыты, руки скрещены, ладони на плечах Вращение на двух ногах вокруг своей оси, глаза открыты, руки на поясе, после остановки пройти прямо Вращение на двух ногах вокруг своей оси, глаза открыты, руки на поясе, после остановки пройти прямо Вращение на двух ногах вокруг своей оси, глаза открыты, руки на поясе, после остановки пройти прямо
сноуборд 3 Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м
современное пятиборье 2 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
софтбол 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
спортивная борьба 2 Челночный бег 3х10 м Челночный бег 3х10 м 1.Челночный бег 3х10 м 2. Максимальный поворот в выпрыгивании Челночный бег 3х10 м
спортивная гимнастика 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
стендовая стрельба 3 Стойка на одной ноге, глаза закрыты, руки скрещены, ладони на плечах Стойка на одной ноге, глаза закрыты, руки скрещены, ладони на плечах Стойка на одной ноге, глаза закрыты, руки скрещены, ладони на плечах Стойка на одной ноге, глаза закрыты, руки скрещены, ладони на плечах
стрельба из лука 3 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
теннис 2 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
триатлон 2 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
тхэквондо 3 1.Челночный бег 3х8 м 2.Статическое равновесие. Стоя на одной ноге, вторая поднята, руки в стороны, глаза открыты. Удержание равновесия 3. И. П. - стоя спиной к мячам. Движение с касанием трех мячей, расположенных на расстоянии 3 м, по сигналу 4.Статокинетическая устойчивость. После выполнения 5 поворотов вокруг своей оси в наклоне, пройти по коридору в 1.Челночный бег 3х8 м 2.Статическое равновесие. Стоя на одной ноге, вторая поднята, руки в стороны, глаза открыты. Удержание равновесия Челночный бег 3х8 м Челночный бег 3х8 м
30 см на расстояние 10 м
тяжелая атлетика 2 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
фехтование 3 Челночный бег 2x7 м 1.Челночный бег 2x7 м 2. И.П. - упор сидя, спиной в направлении движения. Бег 14 м 3. И.П. - упор лежа, в направлении движения. Бег 14 м Челночный бег 2x7 м Челночный бег 2x7 м
фигурное катание на коньках 3 1 .Челночный бег 3x10 м 2.Прыжки на скакалке на двух ногах за 60 с 3. Прыжки на скакалке на одной ноге за 60 с 1.Челночный бег 3x10 м 2.Прыжки на скакалке на двух ногах за 60 с 3. Прыжки на скакалке на одной ноге за 60 с 1.Челночный бег 3x10 м 2.Прыжки на скакалке на двух ногах за 60 с 3. Прыжки на скакалке на одной ноге за 60 с 1. Вращение 5 оборотов 2.Удержание равновесия на одной ноге
фристайл 3 Челночный бег 3x10 м Челночный бег 3x10 м Челночный бег 3x10 м Челночный бег 3x10 м
футбол 2 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
хоккей на траве 2 отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
художественная гимнастика 3 Равновесие на одной, другую согнуть вперед, стопа прижата к колену опорной ноги, руки в стороны 1.Равновесие «захват» И.П. - стойка, руки в стороны. Махом правой назад, захват разноименной рукой, стойка на левой - полупалец. То же упражнение с другой ноги 2.Равновесие в шпагат вперед, в сторону, назад. Выполняется с правой и левой ноги. Фиксация равновесия 1.Равновесие «захват» И. П. - стойка, руки в стороны. Махом правой назад, захват разноименной рукой, стойка на левой - полупалец. То же упражнение с другой ноги 2.Равновесие в шпагат вперед, в сторону, назад. Выполняется с правой и левой ноги. Фиксация равновесия 3.Переднее равновесие. Выполняется на полупальце, с правой и левой ноги. Фиксация положения 1. Равновесие «захват» И.П. - стойка, руки в стороны. Махом правой назад, захват разноименной рукой, стойка на левой - полупалец. То же упражнение с другой ноги 2.Равновесие в шпагат вперед, в сторону, назад. Выполняется с правой и левой ноги. Фиксация равновесия 3. Переднее равновесие. Выполняется на полупальце, с правой и левой ноги. Фиксация положения
Результаты анализа координационных профилей соревновательных упражнений и собственно-тренировочных средств, рекомендуемых в качестве контрольных упражнений для оценивания координационных способностей, на предмет совпадения, демонстрируют то, что во всех видах спорта, согласно изученным ФССП, отсутствует достаточное количе -ство собственно-тренировочных средств, направленных на определение уровня развития тех форм проявления координационных способностей, которые обеспечивают соревновательное упражнение в соответствии с его координационным профилем. В 8 видах спорта рекомендованы контрольные упражнения, которые дают информацию о формах проявления координационных способностей, не участвующих в обеспечении соревновательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С целью получения достоверных результатов диагностики уровня развития координационных способностей с использованием двигательных тестов, при отсутствии
достаточного уровня технической подготовленности испытуемых, характерного для детей, проходящих процедуру первичного отбора для занятий спортом в инновационном проекте «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ», необходимо внесение корректировок в систему тестирования. Исходя из возникшей проблемной ситуации, целесообразно внедрение подхода, при котором в качестве двигательного действия, не требующего высокого уровня двигательной подготовленности, может быть использовано любое двигательное действие, независимо от уровня подготовленности и специфики вида спорта, при условии его направленности на диагностируемую форму проявления координационных способностей.
Статья выполнена в рамках технического задания на оказание услуг по генетическому тестированию, а также научному и методическому сопровождению федерального экспериментального (инновационного) проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» (договор №ЦТ-01/19 от 14 мая 2019г между АНО «Стань чемпионом» (г. Москва) и НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург).
ЛИТЕРАТУРА
1. Благуш, П. К теории тестирования двигательных способностей. - М. i Физкультура и спорт, l982. - l65 с.
2. Бойченко, С. Д. Координационные способности и техническая подготовленность фехтовальщика / С. Д. Бойченко, В.Я. Когапов, В.Г. Кашук // Фехтование i ежегодник. - Москва i Физкультура и спорт, l986. - С. 53-55.
3. Тесты в спортивной практике / Х. Бубе, Г. Фек, Х. Штюблерг, Ф. Трогш. - М. i Физкультура и спорт, l968. - 240 с.
4. Германов, Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры i учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г.Н. Гермапов. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - Москва i Юрайт, 20l7. - 224 с. - (Бакалавр и магистр. Модуль). - ЭБС Юрайт [сайт].
- URL i https://biblio-online.ru/bcode/406647 (дата обращения! 03.05.20l8).
5. Годик М. А. Спортивная метрология i учебник для институтов физ. культуры. - М. i Физкультура и спорт, l988. - 390 с.
6. Двейрина, О.А. Концепция и программирование координационной подготовки спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта i дис. ... д-ра. пед. паук / Двейрина Ольга Анатольевна - Санкт-Петербург, 20l9. - 500 с.
7. Дьячков, В. М. Физическая подготовка спортсмена / В. М. Дьячков. - Москва i Физкультура и спорт, l967. - 40 с.
8. Зациорский, В.М. Спортивная метрология i учебник для институтов физ. культуры. - М. i Физкультура и спорт, l982. - 370 с.
9. Карпеев, А.Г. Критерии оценки двигательной координации спортивных действий / А.Г. Карпеев // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 3l8. - С. l69-l72.
10. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников i пособие для учителя / В.И. Лях.
- М. i Просвещение, l998. - 237 с.
11. Лях, В.И. Важнейшие для различных видов спорта координационные способности и их значимость в техническом и технико-тактическом совершенствовании / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - l998. - № 2. - С. 56-59.
12. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. - Минск i Полымя, l989. - l59 с.
13. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва i ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
14. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: паука побеждать / Н.Г. Озолин. - Москва i Аст-рель ; Аст, 2002. - 864 с.
REFERENCES
1. Blahus, P. (l986), To test theory of motor abilities, Physical Culture and sport, Moscow.
2. Boychenko, S.D., Kogan, V.Ya. and Kashuk, V.G. (l986), "Coordination abilities and technical readiness of a fencer", Fencing: Yearbook, Physical culture and sport, Moscow, pp. 53-55.
3. Buba, П., Feck, G., Stubler, П. Trogs, F. (l968), Tests in sports practice, Physical culture and sport, Moscow.
4. Germanov, G.N. (2012), Motor abilities and physical qualities. Sections of the theory ofphysical culture: textbook for undergraduate and graduate studies, Yurayt, Moscow, available at: https://biblio-online.ru/bcode/406647 (date accessed: 03.05.2018).
5. Godik, M.A. (1988), Sports Metrology: textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
6. Dveirina, O.A. (2019), Concept and programming of coordination training of an athlete in accordance with the specifics of the sport, dissertation, St Petersburg.
7. Dyachkov, V.M. (1967), Physical training of an athlete, Physical culture and sport, Moscow.
8. Zatsiorsky, V.M. (1982), Sports Metrology: textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
9. Karpeev, A.G. (2008), "Criteria for evaluating motor coordination of sports actions", Bulletin of Tomsk state University, No. 318, pp. 169-172.
10. Lyakh, V.I. (1988), Tests in physical education ofschoolchildren: guide for teachers, Education, Moscow.
11. Lyakh, V.I. (1988), "Most important for various sports coordination abilities and their significance in technical and technical-tactical improvement", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 56-59.
12. Lyakh, V.I. (1989), Coordination abilities of schoolchildren, Frying Pan, Minsk.
13. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.
14. Ozolin, N.G. (2002), The trainer's handbook: the science of winning, Astrel, AST, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2019
УДК 376.37
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ольга Николаевна Делягина, логопед-дефектолог, Консультационно-Диагностический Центр Развития и Коррекции Речи, Санкт-Петербург; Елена Борисовна Ладыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Используемые в настоящее время подходы к преодолению общего недоразвития речи у младших дошкольников являются недостаточно эффективными. Комплексный подход к реализации индивидуального логопедического занятия у детей младшего дошкольного возраста может предполагать включение в структуру индивидуального логопедического занятия средств адаптивной физической культуры: массажа и дыхательных упражнений. В статье представлено соотношение частей индивидуального логопедического занятия с использованием разработанного авторами коррекционно-логопедического комплекса, содержащего средства адаптивной физической культуры: массаж и дыхательные упражнения. Комплексный подход к реализации индивидуального логопедического занятия с использованием коррекционно-логопедического комплекса, состоящего из средств адаптивной физической культуры: массажа и дыхательных упражнений, позволяет эффективнее преодолевать общее недоразвитие речи у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: комплексный подход, средства адаптивной физической культуры, массаж, дыхательные упражнения, коррекционно-логопедический комплекс, индивидуальное логопедическое занятие, преодоление общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.