Научная статья на тему 'Формирование координационных способностей детей 4-12 лет'

Формирование координационных способностей детей 4-12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10382
1162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ / ДЕТСКИЙ САД / ШКОЛА / ДЕТСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА / COORDINATION ABILITIES / LEARNING GROUPS / PRE-SCHOOL / SCHOOL / SPORTS SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никитушкин Виктор Григорьевич, Малиновский Станислав Владимирович, Разинов Юрий Иванович, Аулова Антонина Владимировна

Для изучения координационных способностей детей 4-12 лет были проведены исследования на трех возрастных группах: 5-6 лет учащиеся дошкольных учреждений, 9-10 лет школьники, 11-12 лет -учащиеся спортивной школы. Результаты корреляционного анализа (первый этап) показали, что координационные способности надо развивать в раннем детском возрасте начиная с 5-6 лет. По окончании исследований был произведен отбор детей в детскую спортивную школу, из 20-ти отобраны 17 чел. На втором этапе исследования была поставлена задача разработать методику формирования координационных способностей детей младшего школьного возраста и обосновать ее в педагогическом эксперименте. В исследовании участвовали школьники 3-4 классов. В результате изучения и отбора игровых и других средств была разработана методика формирования координационных способностей, рассчитанная на 36 уроков. Выяснено, что наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей учащихся начальных классов являются игры и игровые упражнения. На третьем этапе были проведены исследования на учащихся спортивных школ, занимающиеся шорт-треком. Целью исследования явилось изучение особенностей развития координационных способностей 11-12-летних шорт-трековиков. Была разработана и апробирована методика развития координационных способностей, которая заключалась в увеличении количества упражнений на координацию, выделяя их в отдельные блоки за счет уменьшения объема велоезды, плавания и упражнений силового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никитушкин Виктор Григорьевич, Малиновский Станислав Владимирович, Разинов Юрий Иванович, Аулова Антонина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To study coordination abilities of 4-12 years children, experiments has been performed in three age groups: 5-6 years (pre-school), 9-10 years (school), 11-12 years (sports school). Results of correlation analysis on first stage suggest that coordination abilities must be developed from 5-6 years of life. After experiment selection for sports school has been performed, 17 from 20 children were selected. On the second stage, aim was to develop method for coordination abilities improvement and substantiate it experimentally. 9-10 years children taken part in research. As a result, method for coordination improvement has been developed, including 36 lessons. It is shown that the best method for coordination abilities improvement is use of games and game exercises. On third stage, experiments on sports school students (short track) has been performed. Aim of the research was to study peculiarities of coordination development in 11-12 years old short track athletes. Method for coordination improvement has been developed, based on increase of coordination exercises volume at expense of track, swimming and speed-power exercises volumes.

Текст научной работы на тему «Формирование координационных способностей детей 4-12 лет»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-12 ЛЕТ

В.Г. НИКИТУШКИН, С.В. МАЛИНОВСКИЙ, Ю.И. РАЗИНОВ, А.В. АУЛОВА,

ПИФК МГПУ, г. Москва

Аннотация

Для изучения координационных способностей детей 4-12 лет были проведены исследования на трех возрастных группах: 5-6 лет - учащиеся дошкольных учреждений, 9-10 лет - школьники, 11-12 лет -учащиеся спортивной школы. Результаты корреляционного анализа (первый этап) показали, что координационные способности надо развивать в раннем детском возрасте начиная с 5-6 лет. По окончании исследований был произведен отбор детей в детскую спортивную школу, из 20-ти отобраны 17 чел. На втором этапе исследования была поставлена задача разработать методику формирования координационных способностей детей младшего школьного возраста и обосновать ее в педагогическом эксперименте. В исследовании участвовали школьники 3-4 классов. В результате изучения и отбора игровых и других средств была разработана методика формирования координационных способностей, рассчитанная на 36 уроков. Выяснено, что наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей учащихся начальных классов являются игры и игровые упражнения. На третьем этапе были проведены исследования на учащихся спортивных школ, занимающиеся шорт-треком. Целью исследования явилось изучение особенностей развития координационных способностей 11-12-летних шорт-трековиков. Была разработана и апробирована методика развития координационных способностей, которая заключалась в увеличении количества упражнений на координацию, выделяя их в отдельные блоки за счет уменьшения объема велоезды, плавания и упражнений силового характера.

Ключевые слова: координационные способности, учебные группы, детский сад, школа, детская

спортивная школа.

Abstract

To study coordination abilities of 4-12 years children, experiments has been performed in three age groups:

5-6 years (pre-school), 9-10 years (school), 11-12 years (sports school). Results of correlation analysis on first stage suggest that coordination abilities must be developed from 5-6 years of life. After experiment selection for sports school has been performed, 17 from 20 children were selected. On the second stage, aim was to develop method for coordination abilities improvement and substantiate it experimentally. 9-10 years children taken part in research. As a result, method for coordination improvement has been developed, including 36 lessons. It is shown that the best method for coordination abilities improvement is use of games and game exercises. On third stage, experiments on sports school students (short track) has been performed.

Aim of the research was to study peculiarities of coordination development in 11-12 years old short track athletes. Method for coordination improvement has been developed, based on increase of coordination exercises volume at expense of track, swimming and speed-power exercises volumes.

Key words: coordination abilities, learning groups, pre-school, school, sports school.

Проблема физических (двигательных) способностей - одна из наиболее значимых в практике физического воспитания детей. Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные

способности (КС), развитию которых уделено большое внимание в новых программах физического воспитания учащихся дошкольного возраста, начальных классов, детских спортивных школ [1].

26

Теория и методика детско-юношеского спорта

Это справедливо и закономерно. В современных условиях жизни возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость. Координационные способности включают в себя такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и др. Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями, т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями [2].

Известно, что заниматься спортом дети начинают в 4-5 лет. Это так называемые ранние (сложнокоордина-

ционные) виды спорта, такие, как гимнастика спортивная и художественная, акробатика, плавание, синхронное плавание, прыжки в воду, фигурное катание и др. Необходимость целенаправленного развития координационных способностей детей, оптимального управления движениями и их регулирования является актуальной проблемой [3].

Для изучения координационных способностей детей 4-12 лет были проведены исследования на трех возрастных группах: 5-6 лет - учащиеся дошкольных учреждений (детский сад), 9-10 лет - школьники, 1112 лет - учащиеся спортивной школы.

С целью определения влияния координационных способностей на формирование двигательной подготовленности было проведено массовое обследование детей 5-6 лет. Полученные результаты явились основой для корреляционного анализа (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь координационных способностей и показателей физической подготовленности детей 5-6 лет

Координационные способности Контрольные упражнения

Бег 10 м с/х Бег 30 м Прыжок в длину с/м Из положения подъем в положение сидя Наклон вперед Вис

Динамическое равновесие 0,81 0,98 0,64

0,87 0,81 0,60 0,51

Статическое равновесие 0,60 0,55 0,67

0,60 0,64 0,74

Ориентация в пространстве 0,71 0,89 0,52

0,79 0,77 0,64 0,54

Устойчивость направления 0,76 0,55 0,78 0,67 -0,64

0,82 0,51 0,91 0,55 0,72 -0,51

Ритм движений 0,94 0,82 0,66 0,52

0,89 0,63 0,75 0,65 0,48 0,57

Точность движений 0,87 0,77 0,88 0,68

0,85 0,70 0,74 0,76 0,70

Прыжки через скакалку 0,51 0,58 0,88 0,63

0,57 0,59 0,84 0,82

Произвольное расслабление 0,61 0,66 0,78 0,71 0,72

0,64 0,74 0,67 0,65 0,69

Зрительная реакция 0,56 0,74

0,58 0,50 0,60 0,74

Результаты анализа дают представление о влиянии координационных способностей на формирование физических качеств детей 5-6 лет. Установлена тесная взаимосвязь координационных способностей и основных физических качеств. Так, в пять лет максимальная значимость имеет следующий вид: динамическое равновесие -г = 0,98, ритм движений - г = 0,94, точность движений -г = 0,88, прыжки через скакалку - г = 0,88, произвольное мышечное расслабление - г = 0,84, устойчивость направления - г = 0,78, ориентация в пространстве - г = 0,71, статическое равновесие - г = 0,67.

В шестилетнем возрасте определена следующая максимальная взаимосвязь: устойчивость направления -г = 0,91, ритм - г = 0,89, динамическое равновесие -г = 0,87, точность глаза - г = 0,86, точность движений -г = 0,85, прыжки через скакалку - г = 0,84, ориента-

ция в пространстве - г = 0,79, статическое равновесие г = 0,74, зрительная реакция - г = 0,74, мышечный тонус - г = 0,67.

Результаты корреляционного анализа показали, что координационные способности детей 5-6 лет способствуют быстрому обучению движениям и правильному выполнению физических упражнений. А это является залогом развития физических качеств.

Затем был проведен полугодичный педагогический эксперимент, в котором участвовали две группы детей 5-6 лет, разделенных на экспериментальную и контрольную группы по 20 чел. в каждой. Была поставлена задача определить уровень развития координационных способностей. Занятия проводились 3 раза в неделю по 25 мин. Экспериментальная группа выполняла в течение 10-15 мин в каждом занятии упражнения на развитие

Теория и методика детско-юношеского спорта

27

координации движений. Контрольная группа занималась по учебной программе. Уровень развития координационных способностей определялся по результатам стандартных тестов, применяемых в детских дошкольных учреждениях.

По окончании эксперимента между группами произошли достоверные различия по всем тестам, однако в экспериментальной группе они были выше. Так, в упражнении челночный бег 3 x10 м результаты улучшились на 6,4%, в прыжках через скакалку за 30 с -на 15,6%, в упражнении бросок мяча и ловля с поворотом - на 20,0%, в упражнении три кувырка вперед -на 12,5%.

Результаты исследований показали, что координационные способности надо развивать в раннем детском возрасте начиная с 5-6 лет. В занятия по физическому воспитанию необходимо включать упражнения из арсенала гимнастики, акробатики, подвижных игр.

По окончании исследований был произведен отбор детей в детскую спортивную школу в различные сложнокоординационные виды спорта, из 20-ти отобраны 17 чел.

На втором этапе исследования была поставлена задача разработать методику формирования координационных способностей детей младшего школьного возраста и обосновать ее в педагогическом эксперименте. В исследовании участвовали школьники 3-4-х классов.

Из литературных источников известно, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей приходится на возраст 7-10 лет; известно также, что наиболее эффективными средствами для их развития являются подвижные игры, гимнастические, акробатические и игровые упражнения. В связи с этим необходимо было отобрать комплекс этих средств.

Первоочередным критерием отбора игрового материала для уроков физической культуры является критерий соответствия игры образовательной и развивающей функциям физического воспитания. Вторым условием усвоения учебного материала является его доступность. Третий критерий, который необходимо учитывать при отборе, - это соответствие игры условиям, в которых она проводится. Последним является критерий соответствия игры интересам учащимся.

Чтобы совершенствовать координацию движений, их точность и экономичность, в уроки включают усложняющие задания, требующие соблюдения заданных пространственных и временных параметров движения, а также упражнения на расслабление и на равновесие.

Развитие ловкости в период занятий в школе у детей идет по пути образования новых форм координации движений. Чтобы успешно решить эти задачи, детей обучают широкому кругу разнообразных двигательных действий.

Движения, входящие в содержание подвижных игр и игровых упражнений, должны быть в меру сложны, понятны и доступны. Упражняясь в беге, прыжках и метаниях, преодолевая различные препятствия, ученики приобретают и совершенствуют разнообразные двигательные навыки и умения.

В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке в игре.

В результате изучения и отбора игровых и других средств была разработана методика формирования координационных способностей, рассчитанная на 36 уроков. Занятия по данной методике проводились 3 раза в неделю (в подготовительной и в начале основной части урока) и продолжались 20 мин (табл. 2.).

Таблица 2

Методика развития координационных способностей у детей 9-10 лет

Содержание Длительн. нагрузки Число повтор. Продолжит. интерв. отдыха (с) Интенс. нагрузки ЧСС, уд./мин Харатер отдыха

Челночный бег 3x10 м из различных и.п. 2-3 мин 2-3 30 до 180 Пассивный

Челночный бег 3x5 м с элементами прыжковых упражнений 2-3 мин 2-3 30 до 180 Пассивный

Челночный бег 3x9 м с переноской предметов 2-3 мин 1-2 30 до 180 Пассивный

Бег по линии с высоким подниманием колен 2-3 мин 1-2 30 до 180 Пассивный

Кувырки 3 мин 4-6 15 до 130 Пассивный

Перекаты 2-3 мин 4-5 15 до 130 Пассивный

Бег с изменением направления движения по сигналу 2 мин 1 30 до 160 Дыхат. упражнения

Бег с преодолением препятствий 2 мин 3-4 30 до 180 Пассивный

Бег из различных и.п. 2 мин 1 30 до 180 Дыхат. упражнения

Одновременное ведение б/мяча руками и ф/мяча ногами 2-3 мин 2 20 до 150 Пассивный

Обегание конусов 2 мин 3-4 30 до 150 Пассивный

Метание мяча с расстояния (5 и 10 м) 4 мин 5-6 20 до 130 Пассивный

Прыжки со скакалкой 30 с 3-4 30 с до 180 Пассивный

28

Теория и методика детско-юношеского спорта

Методика состоит из комплексов игровых упражнений, сгруппированных по направленности к ориентации в пространстве, дифференцированной способности, способности к равновесию, реагирующей и ритмической способности. В одном занятии для совершенствования отдельной координационной способности использовалось не менее 5 упражнений и одной игры. Разучивание и выполнение упражнений проводилось по степени их координационной сложности - по принципу «от простого к сложному».

Затем был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовало две группы (опытная и контрольная) по 20 чел. в каждой; возраст - 9-10 лет, длительность - один учебный год.

Возраст 9-10 лет был взят специально, потому что именно в этом возрасте происходит отбор детей в детские спортивные школы в наиболее медалеёмкие виды спорта, такие, как легкая атлетика, все виды спортивной борьбы, игровые виды спорта, а также зимние - бег на коньках, лыжный спорт и др.

Для контроля уровня подготовленности детей были использованы тесты, взятые из учебной программы для данного возраста: это бег на 30 м, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя, подъем туловища в сед.

По окончании педагогического эксперимента было проведено заключительное тестирование, в результате которого дети экспериментальной группы показали более высокие результаты, чем контрольной, различия достоверны. Так, в беге на 30 м результат вырос на 7,7% по отношению к исходным данным, в прыжке в длину с места - на 8,8%, в тесте наклон вперед из положения стоя - на 84%, в тесте подъем туловища в сед - на 18,2%.

Одновременно было проведено заключительное тестирование по тестам, характеризующим координационные способности. Результаты тестирования в экспериментальной группе также были выше, чем в контрольной, различия достоверны. Так, в тесте прыжок через скакалку за 30 с прирост составил 15,6%, в тесте бросок мяча и ловля с поворотом - 20%, в челночном беге 3x10 м - 6,8%, в тесте три кувырка вперед - 13,8%.

В заключение стоит отметить, что наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей учащихся начальных классов являются игры и игровые упражнения. Уроки с использованием игровых средств способствуют формированию устойчивого интереса у детей к занятиям физической культурой.

Развитие координационных способностей положительно сказывается на овладении и другими новыми двигательными навыками. Этот факт можно объяснить тем, что образование новых навыков тесно связано с теми навыками и отдельными элементами, которые уже были сформированы ранее по механизму временных связей. Причем координационные отношения, сложившиеся ранее, как бы переносятся и облегчают образование новых координационных отношений. Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие.

По окончании исследований был произведен отбор детей в детскую спортивную школу в виды легкой ат-

летики и спортивной борьбы, из 20-ти отобраны 16 чел., трое уже занимаются.

На третьем этапе были проведены исследования учащихся спортивных школ, занимающиеся шорт-треком.

Известно, что координационные способности человека достигают высокого уровня развития к 13 годам, а двигательный анализатор - к 12, а от его развития зависит возможность управлять движениями своего тела и выполнять различные по координационной сложности движения. Поэтому данный возраст является оптимальным для развития координационных способностей, и в то же время в шорт-треке этап начальной спортивной специализации начинается также с 12 лет.

Целью исследования явилось изучение особенностей развития координационных способностей 11-12-летних шорт-трековиков.

Была разработана методика развития координационных способностей, которая заключалась в увеличении количества упражнений на координацию, выделяя их в отдельные блоки, за счет уменьшения объема вело-езды, плавания и упражнений силового характера. При организации тренировочных занятий ведущим являлось выполнение имитационных упражнений, игр, тренировочных заданий, направленных на развитие основных координационных способностей. В каждом занятии на всё это отводилось 30 мин. В годичном цикле тренировки объем средств, направленных на развитие координационных способностей и упражнений на имитацию, составил 138 ч, или 22% от общего объема часов в год (624 ч).

Спортсменам предлагались упражнения повышенной координационной сложности и с элементами новизны (упражнения с предметами, игры с часто меняющейся обстановкой), акробатические упражнения: кувырки, перевороты вперед и назад, в стороны, прыжки через препятствия; упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространственного времени, степени мышечных усилий), упражнения в равновесии и устойчивости статических поз.

При воспитании координационных способностей были использованы следующие методы:

- обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности;

- преодоление нерациональной мышечной напряженности (правильная постановка техники выполнения упражнений);

- повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.

Для обоснования методики развития координационных способностей юных шорт-трековиков был проведен годичный педагогический эксперимент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За время проведения эксперимента у юношей экспериментальной группы произошли статистически достоверные изменения в морфофункциональных показателях. В частности, в массе тела, окружности грудной клетки, кистевой динамометрии (P < 0,05). В результате участники экспериментальной группы стали отличаться по этим показателям от контрольной. Темпы прироста этих показателей в экспериментальной и контрольной

Теория и методика детско-юношеского спорта

29

группах составили соответственно: 1,6 и 1,6%; 6,4 и 11,2%; 0,6 и 0,1%; 1,1 и 5,25%; 1,4 и 6%; 8,1 и 4,0%.

В ходе эксперимента была изучена динамика физической подготовленности участников исследования. Для этого использовались такие тесты, как бег на 100 и 500 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, становая динамометрия.

В экспериментальной группе к концу исследований уровень физической подготовленности значительно повысился. Темпы прироста результатов в экспериментальной и контрольной группах составили соответственно: 4,9 и 1,9%; 2,4 и 1,1%; 11,5 и 5,7%; 13,3 и 12,1%; 6,9 и 3,6%. Различия достоверны.

Аналогичные изменения произошли и при анализе данных тестирования координационных способностей. По всем показателям между группами обнаружены достоверные различия (Р < 0,05).

Таким образом, по окончании эксперимента юные спортсмены экспериментальной группы улучшили показатели общей и специальной физической подготовленности, физического развития и координационных способностей. Всё это говорит о том, что разработанная методика развития координационных способностей является эффективной и может применяться в учебнотренировочных занятиях юных шорт-трековиков.

В заключение следует отметить, что развивать координационные способности надо начинать с 5-6-летнего возраста в детском саду, в общеобразовательной школе на уроках физкультуры и в детской спортивной школе. Развитие координационных способностей тянет за собой и развитие основных физических качеств, т.е. к возрасту 12-13 лет в спорт приходит подготовленный человек с точки зрения координации и физического развития.

Литература

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / 3. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского

Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - спорта: учебник / В.Г. Никитушкин. - М.: Физическая

287 с. культура, 2010. - 208 с.

2. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989. - 159 с.

References

1. Bernstein N.A. About agility and its development. - M.: Fizkultura i sport, 1991. - 287 p.

2. Lyakh V.I. Coordination abilities of school students. -Minsk: Polymya, 1989. - 159 p.

3. Nikitushkin V.G. Theory and methodics of youth sports: manual. - M.: Fizicheskaya kultura, 2010. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.