Научная статья на тему 'Опыт применения вариабельности сердечного ритма в инновационной программе спортивного прогнозирования "Стань чемпионом"'

Опыт применения вариабельности сердечного ритма в инновационной программе спортивного прогнозирования "Стань чемпионом" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / SPORTS SELECTION / HEART RATE VARIABILITY / SPORTS GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калинин Андрей Вячеславович, Курамшин Юрий Федорович, Хвацкая Елена Евгеньевна, Двейрина Ольга Анатольевна, Терехин Владимир Сергеевич

Комплексная система медико-биологической, психосоматической и педагогической оценки спортивной одаренности детей «Стань чемпионом» объединяет в себе широкий комплекс современных технологий прогнозирования. Для оценки состояния вегетативной нервной системы применяется метод изучения вариабельности сердечного ритма. В процессе отбора и сопровождения необходимо учитывать множество параметров, которые могут улучшить или затормозить спортивный результат. Вариабельность сердечного ритма является важным критерием диагностики детей при отборе и занятии физической культурой и спортом, который позволяет оценить внутренние резервы организма человека для достижения спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калинин Андрей Вячеславович, Курамшин Юрий Федорович, Хвацкая Елена Евгеньевна, Двейрина Ольга Анатольевна, Терехин Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of using heart rate variability in innovation program of sports prediction “Become a champion”

Comprehensive system of the medical-biological, psychosomatic and pedagogical evaluating of the children’s talent in sports “Become a champion” included a wide complex of the prediction technologies. Method of researching the heart rate variability is used for marking condition of the autonomic nervous system. There are a lot of factors, which can improve or retard sports results during the process of selection and accompanying that must be considered. Heart rate variability is an important criterion of children’s diagnostic during sports selection and doing sport, which can help to mark the internal reserves of the body for achievement high sports results.

Текст научной работы на тему «Опыт применения вариабельности сердечного ритма в инновационной программе спортивного прогнозирования "Стань чемпионом"»

2. Болотов, В.А. Виды и назначение программ оценки результатов обучения школьников / В. А. Болотов, И.А. Вальдман // Педагогика. - 2013. - № 8. - С. 15-26.

3. Киселев, С.Г. К проблеме анализа результатов Единого государственного экзамена / С.Г. Киселев, Л.М. Нуриева // Ректор вуза. - 2010. - № 3. - С. 38-44.

4. Шмалько, С.П. ЕГЭ и профессиональная ориентация абитуриента / С.П. Шмалько // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 9 (4). - С. 168-170.

REFERENCES

1. Agranovich, M.L. (2010), "Evaluation of the effectiveness of the regional executive bodies in the field of education", Journal of the Head of Education Management, No. 6, pp. 39-50.

2. Bolotov, V.A., Waldman, I.A. (2013), "Types and purpose of programs for evaluating the learning outcomes of schoolchildren", Pedagogy, No. 8, pp. 15-26.

3. Kiselev, S.G., Nurieva, L.M. (2010), "On the problem of analyzing the results of the Unified State Exam", Rector of university, No. 3, pp. 38-44.

4. Shmalko, S.P. (2015), "Unified State Examination and vocational guidance of an entrant", Theoretical and applied aspects of modern science", No. 9(4), pp. 168-170.

Контактная информация: opgamen@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2019

УДК 796.015.82

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА В ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ СПОРТИВНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

«СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ»

Андрей Вячеславович Калинин, доктор медицинских наук, доцент, директор института здоровья и реабилитологии, Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Елена Евгеньевна Хвацкая, кандидат психологических наук, доцент, Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Сергеевич Терехин, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Комплексная система медико-биологической, психосоматической и педагогической оценки спортивной одаренности детей «Стань чемпионом» объединяет в себе широкий комплекс современных технологий прогнозирования. Для оценки состояния вегетативной нервной системы применяется метод изучения вариабельности сердечного ритма. В процессе отбора и сопровождения необходимо учитывать множество параметров, которые могут улучшить или затормозить спортивный результат. Вариабельность сердечного ритма является важным критерием диагностики детей при отборе и занятии физической культурой и спортом, который позволяет оценить внутренние резервы организма человека для достижения спортивных результатов.

Ключевые слова: спортивный отбор, вариабельность сердечного ритма, спортивная ориентация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.133-138

EXPERIENCE OF USING HEART RATE VARIABILITY IN INNOVATION PROGRAM OF SPORTS PREDICTION "BECOME A CHAMPION"

Andrey Vyacheslavovich Kalinin, the doctor of medical sciences, director of institute of health and rehabilitation, Yury Fedorovich Kuramshin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Evgenievna Khvatskaya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Olga Anatolyevna Dveyrina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Ser-geyevich Terekhin, the candidate of pedagogical sciences, the Lesgaft National State

University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

Comprehensive system of the medical-biological, psychosomatic and pedagogical evaluating of the children's talent in sports "Become a champion" included a wide complex of the prediction technologies. Method of researching the heart rate variability is used for marking condition of the autonomic nervous system. There are a lot of factors, which can improve or retard sports results during the process of selection and accompanying that must be considered. Heart rate variability is an important criterion of children's diagnostic during sports selection and doing sport, which can help to mark the internal reserves of the body for achievement high sports results.

Keywords: sports selection, heart rate variability, sports guidance.

Комплексная система медико-биологической, психосоматической и педагогической оценки спортивной одаренности детей «Стань чемпионом» объединяет в себе широкий комплекс современных технологий прогнозирования. Для оценки состояния вегетативной нервной системы применяется метод изучения вариабельности сердечного ритма. В 60-е годы ХХ столетия интерес к анализу вариабельности сердечного ритма был связан с исследованиями Р.М. Баевского, который явился основоположником математического анализа ВСР и внедрения этих методов в практику космической и спортивной медицины. На основе статистической обработки коротких отрезков ЭКГ (100-200 кардиоциклов) рассчитывались основные показатели сердечного ритма, и строилась гистограмма распределения RR - интервалов. Анализ гистограммы позволяет получить множество показателей. Опыт этих исследований был обобщен в вышедшей в 1984 году монографии (Баевский P.M., Кирилов О.И., Клецкин С.З., 1984). В настоящее время большинство российских исследователей пользуется предложенными Европейским Обществом Кардиологии и Североамериканским Электрофизиологическим Обществом стандартами измерений. За последние годы увидели свет целый ряд монографий (Рябыкина Г.В., Соболев А.В., 2001; Миронова Т.Ф., Миронов В. А., 1998; Флейшман А.Н., 1999; Михайлов В.М., 2000; Шлык Н.И., 2009). Все это свидетельствует о высоком интересе исследователей к изучению вариабельности сердечного ритма и адаптации результатов к потребностям практической медицины.

В процессе исследований вариабельности сердечного ритма у детей дошкольного возраста мы обратили внимание на широкий разброс таких показателей ВСР как R-R, SI, TP и VLF. Из работ различных авторов известно, что значения SI - отражает степень напряжения регуляторных систем. Активность регуляторных систем говорит о преобладании центральных механизмов регуляции над автономными. Показатель мощности спектра в диапазоне очень низких частот (VLF) отражает активность симпатического отдела ВНС. Он также служит высокочувствительным индикатором управления энерго-метаболиче-скими процессами и хорошо отражает энергодефицитные состояния. Кроме того, этот показатель у человека в норме в состоянии покоя менее подвержен колебаниям по сравнению с другими составляющими спектра (HF и LF). Эффективность применения этих показателей для экспресс оценки ВСР и текущего состояния вегетативной нервной системы у детей дошкольного возраста и спортсменов показана в работах Гуштуровой И.В., (1996); Сапож-никовой Е.Н., (2003); Жужгова А.П., (2003); Лавровой Н.Ю., (2003); Синяк Е.Д., (2003); Шумихиной И.И., (2005); Красноперовой Т.В., (2005); Шлык Н.И., (2009) и др.

В процессе нашей работы было выявлено, что у одних детей показатели ВСР отражали преобладание центральных структур регуляции, у других - преобладание автономной регуляции. На начальных этапах это вызывало затруднения в правильной интерпретация физиологической зрелости организма в конкретном возрастном периоде. Применение критериев преобладания одного из типов регуляции (симпатикотонического, парасимпати-котонического или нормотонического) не позволяло говорить о склонности ребенка к занятиям физической культурой или спортом.

Для прогнозирования мы стали применять критерии, разработанные Шлык Н. И. (2009) для экспресс-оценки преобладающего типа регуляции сердечного ритма

(автономного или центрального).

В исследовании по всей стране приняло участи 2763 из них 342 ребенка из Санкт-Петербурга в возрасте 6-7 лет. По данным изучения вариабельности сердечного ритма дети были на четыре группы.

К первой группе (16,3%) мы отнесли детей с признаками центральной регуляции сердечного ритма. Эта группа характеризовалась малыми параметрами стандартных отклонений величин нормальных кардиоинтервалов и других статистических критериев, связанных с ритмом сердца. Спектральный анализ ритма показывал преобладание низкочастотных колебаний над высокочастотными и ультранизкочастотными. Необходимо подчеркнуть, что мощность спектра в диапазоне очень низких частот (<0,04Гц), характеризующая гипоталамо-гипофизарный отдел вегетативной нервной системы была более 240 мс2. Все это в совокупности свидетельствует о снижении активности центра автономной регуляции и напряжении регуляторных систем организма.

Во вторую группу (28,4%) мы отнесли детей с признаками явной центральной регуляции сердечного ритма. Эта группа на фоне крайне малых параметрами стандартных отклонений величин нормальных кардиоинтервалов и других статистических критериев, связанных с ритмом сердца. Продемонстрировала крайне низкие значения очень низкочастотных колебаний по отношению к первой группе. Мощность этого спектра была менее 240 мс2.

Подобные признаки говорят о выраженной симпатикотонии и крайне резком влиянии центральных механизмов регуляции над автономными. Выявление подобных феноменов у детей дошкольного возраста подчеркивает снижение функционального состояния вегетативной регуляции. Для адекватной оценки происходящих процессов проводились ортостатические пробы.

К третьей группе (33,5%) мы отнесли детей с признаками автономной регуляции сердечного ритма. Эта группа характеризовалась повышенными параметрами стандартных отклонений величин нормальных кардиоинтервалов и других статистических критериев, связанных с ритмом сердца. Спектральный анализ ритма показывал преобладание высокочастотных колебаний над низкочастотными. Необходимо подчеркнуть, что мощность спектра в диапазоне очень низких частот (<0,04Гц), характеризующая гипоталамо-гипофизар-ный отдел вегетативной нервной системы была более 240 мс2. Все это в совокупности свидетельствует о повышении активности центра автономной регуляции и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, адекватном состоянии регуляторных систем организма. Что свидетельствует о готовности ребенка к физической нагрузке.

В четвертую группу (21,8%) мы отнесли детей с признаками явной автономной регуляции сердечного ритма. Эта группа на фоне крайне высоких параметрами стандартных отклонений величин нормальных кардиоинтервалов и других статистических критериев, связанных с ритмом сердца. Продемонстрировала крайне высокие значения волновых параметров и соответственно мощности спектра. На этом фоне резко преобладали в процентном отношении высокочастотные волны. Подобные признаки говорят о выраженной пара-симпатикотонии и крайне резком влиянии автономных механизмов регуляции над центральными. Выявление подобных феноменов у детей дошкольного возраста говорит о высоких функциональных и адаптивных возможностях организма.

Особенность вегетативной нервной системы детей и подростков I и II групп с преобладающим влиянием центрального контура регуляции проявляется подавляющим влиянием на процессы саморегуляции. Описанный механизм говорит о неспособности симпатического отдела вегетативной нервной системы сохранить гомеостаз. В процессе увеличения физических нагрузок будет приводить к срыву адаптации. Повышенную активность симпатического отдела вегетативной нервной системы объясняется снижением тонуса блуждающего нерва. Применение ортостатической пробы у детей первой и второй групп выявила признаки вегетативной дисфункции.

По данным Белоконь Н.А., Кубергер М.Б., 1987, проявление вегетативной дисфункции является генетически обусловленной.

У детей и подростков IV группы с резким преобладанием парасимпатических влияний регистрируется высокая вариативность сердечного ритма в т.ч. связанная нарушением ритма сердца и резко сниженная активность симпатических центров сосудистой регуляции, что указывает на несовершенство центральной регуляции и вегетативные дисфункции.

В качестве заключения необходимо подчеркнуть, что физическая нагрузка на уроках физкультуры у детей вызывает различные качественные и количественные реакции, что напрямую связано с особенностями вегетативной регуляции. Нагрузка активирует центральный контур у детей с преобладанием автономной регуляции и снижает влияние автономного или активирует автономный контур снижая центральное влияние. Это подтверждает тезис о невозможности правильной интерпретации тренированности спортсменов без учета типа вегетативной регуляции и совершенствования ее механизмов в процессе тренировки. Необходимо учитывать, что у спортсменов способность организма к мобилизации функциональных резервов существенно выше при преобладании автономной регуляции. Тренер должен учитывать, что начинающие спортсмены на начальных этапах тренировочного процесса с постоянно выраженным напряжением центральной регуляции (II группа) требует особого внимания как тренеров, так и врачей. Следует посмотреть на вегетативное обеспечение системы кровообращения и как на генетический фактор развития патологии сердечно-сосудистой системы при систематических занятиях спортом, особенно у детей с центральным типом регуляции сердечного ритма (I и II группы). Для спортсменов с умеренным преобладанием автономной регуляции в покое характерны оптимальное соотношение между симпатическим и парасимпатическим отделами ВНС, автономной и центральной регуляцией, высокие функциональные и адаптивные возможности организма. Они обладают оптимальной реактивностью организма на тренировочные нагрузки, хорошей ортостатической устойчивостью и специфичностью вегетативного ответа, по сравнению со спортсменами с центральным типом регуляции. Кровообращение у детей и спортсменов с этим типом регуляции отличается более эффективным режимом работы сердца и большей интенсивностью кровоснабжения центральных и периферических отделов тела в покое и при выполнении физических нагрузок. Для них в основном характерен гипо- и эукинетический типы кровообращения, а для спортсменов с преобладанием центральной регуляции - гиперкинетический. Увеличение вагусных влияний на сердце идет пропорционально длительности и интенсивности физических нагрузок. Спортивный стаж и квалификация отражаются на функциональном состоянии регуляции, она совершенствуется (тренируется) под влиянием систематических физических нагрузок. У высококвалифицированных спортсменов в покое оптимум функционального состояния регуля-торных систем находится в диапазоне от умеренного (III группа) до выраженного (IV группа) преобладания автономной регуляции сердечного ритма.

Статья выполнена в рамках технического задания на оказание услуг по генетическому тестированию, а также научному и методическому сопровождению федерального экспериментального (инновационного) проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» (договор №ЦТ-01/19 от 14 мая 2019г между АНО «Стань чемпионом» (г. Москва) и НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, Р.М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессах / Р.М. Баевский, О.И. Кириллов, С.З. Клецкин. - М. : Наука, 1984. - 220 с.

2. Гуштурова, И.В. Особенности центральной и периферической гемодинамики в покое и при физических нагрузках у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Гуштурова И.В. - Казань, 1996. - 26 с.

3. Жужгов, А.П. Вариабельность сердечного ритма у спортсменов различных видов спорта : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Жужгов А.П. - Казань, 2003. - 23 с.

4. Красноперова, Т.В. Вариабельность ритма сердца и центральная гемодинамика у высококвалифицированных спортсменов с разной активностью вегетативной регуляции : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Красноперова Т.В. - Киров, 2005. - 20 с.

5. Лаврова, Н.Ю. Особенности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста в осенний и весенний периоды под влиянием учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Лаврова Н.Ю. - Казань, 2003. - 23 с.

6. Миронова, Т.В. Клинический анализ волновой структуры синусового ритма сердца (Введение в ритмокардиографию и атлас ритмокардиограмм) / Миронова Т. В., Миронов В. А. - Челябинск : Челяб. дом печати, 1998. - 162 с.

7. Михайлов, В.М. Вариабельность сердечного ритма. Опыт практического применения / В.М. Михайлов. - Иваново : Ивановская областная типография, 2000. - 200 с.

8. Рябыкина, Г.В. Вариабельность ритма сердца / Г.В. Рябыкина, А.В. Соболев. - М. : Изд-во "Оверлей", 2001. - 200 с.

9. Сапожникова, Е.Н. Ритм сердца у школьников с различной степенью напряжения механизмов вегетативной регуляции в покое и при ортоклиностатическом тестировании : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Сапожникова Е.Н. - Казань, 2003. - 24 с.

10. Синяк, Е.Д. Влияние урока физической культуры на вариабельность сердечного ритма у детей младшего школьного возраста в начале и в конце учебного года : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Синяк Е.Д. - Казань, 2003. - 23 с.

11. Флейшман, А.Н. Медленные колебания гемодинамики / А.Н. Флейшман. - Новосибирск: Сибирская издательская фирма «Наука», 1999. - 264 с.

12. Шлык, Н.И. Динамика функционального состояния и адаптивных возможностей регуля-торных систем у биатлонистов в различные тренировочные периоды / Н.И. Шлык, Е.Н. Сапожникова // Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации : материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Набережные челны, 2009. - С. 266268.

13. Шлык, Н.И. Динамические исследования вариабельности сердечного ритма и гемодинамики у легкоатлеток с разными типами регуляции в предсоревновательный период / Н.И. Шлык, В.Г. Семенов // Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Набережные челны, 2009. - С. 268-273.

14. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. -Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.

15. Шумихина, И.И. Особенности вариабельности сердечного ритма и центральной гемодинамики у юных футболистов под влиянием тренировочного процесса : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Шумихина И.И. - Киров, 2005. - 20 с.

REFERENCES

1. Baevskij, R.M., Kirillov, O.I., Kletskii, S.Z. (1984), Mathematical analysis of heart rate changes during stress, Nauka, Moscow.

2. Gushturova I.V. (1996), Features of central and peripheral hemodynamics at rest of school age children during physical loads, dissertation, Kazan.

3. Zhuzhgov A.P. (2003), Heart rate variability of sportsmen in different kind of event, dissertation, Kazan.

4. Krasnoperova T. V. (2005), Heart rate variability and central hemodynamic of high-level sportsmen with different activity of vegetative regulation, dissertation, Kirov.

5. Lavrova N.Yu. (2003), Features of heart rate of young school age children in autumn and spring periods under the influence of learning activities, dissertation, Kazan.

6. Mironova, T.V. and Mironov, V.A. (1998), Clinical analysis of the wave structure of the sinus rhythm of the heart (Introduction to rhythmocardiography and atlas of rhythmocardiograms), Chelyabinsk Printing house, Chelyabinsk.

7. Mikhailov, V.M. (2000), Heart rate variability. Experience of practical use, Ivanovo Regional Printing House, Ivanovo.

8. Riabykina, G.V. and Sobolev, A.V. (2001), Heart rate variability, publishing house "Overlay", Moscow.

9. Sapozhnikova, E.N. (2003), Heart rate of school students with different degree of tension of the mechanism of autonomic regulation at rest and while orthoclinostatic testing, dissertation, Kazan.

10. Sinyak E.D. (2003), Sports lesson influence on heart rate variability of young school age students at the beginning and at the end of the school year, dissertation, Kazan.

11. Fleishman A.N. (1999), The slow hemodynamic fluctuation, Siberian publishing firm "Science", Novosibirsk.

12. Shlyk, N.I. and Sapozhnikova, E.N. (2009), "Dynamics of functional state and adaptive capabilities of regulatory systems of biathlete in different training periods", Modern problems of the theory and practice of sports medicine and physical rehabilitation: materials of the All-Russian scientific-practical conference, Naberezhnye Chelny, pp. 266-268.

13. Shlyk, N.I. and Semenov, V.G. (2009), "Dynamic researches of heart rate variability and hemodynamic of athletes with different types of regulation in period before period of competitions", Modern problems of the theory and practice of sports medicine and physical rehabilitation: materials of the All-Russian scientific-practical conference, Naberezhnye Chelny, pp. 268-273.

14. Shlyk, N.I. (2009), Heart rate and type of regulation of children, teenagers and sportsmen, Udmurt University, Izhevsk.

15. Shumikhina, I.I. (2005), Features of heart rate variability and central hemodynamic of young football players under the influence of training process, dissertation, Kirov.

Контактная информация: andrei_kalinin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.2019

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УНИФИЦИРОВАННЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ

КОМПЛЕКСОВ

Светлана Николаевна Карпова, соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук, Анна Валерьевна Чернышова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет; Антон Алексеевич Хохлов, кандидат технических наук, Алексей Валерьевич Воронин, кандидат сельскохозяйственных наук, Ульяновский государственный аграрный университет имени

П.А. Столыпина

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов, по оценке эффективности использования унифицированных тренировочных комплексов.

Тренировочный процесс со студентами специальных медицинских групп (СМГ) предполагает использование унифицированных тренировочных комплексов. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости использования унифицированных тренировочных комплексов особенно на первоначальном этапе обучения в вузе. Практика показала, что такой подход к проведению занятий обеспечивает активацию интеллектуальных функций, поддержание работоспособности на должном уровне, восстановление физических сил, профилактику утомления от учебы и оздоровление организма студентов в целом.

Ключевые слова: технология; тренировка студентов специальных медицинских групп; унифицированные тренировочные комплексы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.138-142

EVALUATION OF EFFICIENCY OF TECHNOLOGY OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS, USING UNIFIED TRAINING

COMPLEXES

Svetlana Nikolaevna Karpova, the competitor, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Irina Vladimirovna Pereverzeva, the candidate of pedagogical sciences, senior

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.