нин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 107-109.
2. Львова, Ю.М. Физическое воспитание в высшей школе на основе личностноориентированного содержания учебного процесса / Ю.М. Львова // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 3. - С. 53-58.
3. Павлова, А.С. Стимулирование мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности на основе личностно-ориентированного содержания учебного процесса / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 6. - С. 323-325.
4. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 133-136.
5. Павлова, А.С. Формирование конфликтологической компетентности будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов И.А. Зенуков // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - № 3. - С. 323-325.
REFERENCES
1. Mikhaylov, B. A. Lomova, I.A. and Trunin, V.V. (2011), "Formation of communicative competences at students by means of new pedagogical technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 107-109.
2. Lvova, J.M. (2010), "Collegiate physical training based on personally oriented content of education process", Vestniksportivnoi nauki, No. 3, pp. 53-56.
3. Pavlova, A. S. Lifanov, A.D. and Zenukov, I.A. (2013), "Formation of conflictolo-gycal competences at future specialists by means of sports technologies", Vestnik Kazanskogo tahnologicheskogo universiteta, Vol. 16, No. 3, pp. 323-325.
4. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troop of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No.4, pp. 133-136.
5. Pavlova, A. S. Lifanov, A.D. and Zenukov, I.A. (2013), "Promotion of a motivational and valuable relation to physical training and sports based on personally oriented content of education process", Vestnik Kazanskogo tahnologicheskogo universiteta, Vol. 16, No. 3, pp. 323-325.
Контактная информация: alinap81@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.06.2013.
УДК 796.33
ТОЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК КРИТЕРИЙ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
Михаил Михайлович Полевщиков, кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет (МарГУ),
Валерий Витальевич Роженцов, доктор технических наук, профессор, Поволжский государственный технологический университет (ПГТУ),
Йошкар-Ола
Аннотация
В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и техническое мастерство при выполнении двигательных действий. Эффективность двигательных действий зависит от моторных возможностей, обусловленных
быстротой, и точностью движений, под которой понимают точность пространственных, временных и силовых характеристик движения. Предложен критерий точности двигательных действий - максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки в тесте «Реакция на движущийся объект». Критерий определяет вероятность технического брака и позволяет повысить достоверность отбора подростков для занятий игровыми видами спорта. Предложенный критерий точности двигательных действий позволяет обеспечить достоверность отбора подростков для занятий игровыми видами спорта. По результатам тестирования группы из 10 подростков 3-м подросткам рекомендованы занятия игровыми видами спорта.
Ключевые слова: спортивные игры, отбор, двигательные действия, точность, технический брак, вероятность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p103-109
PRECISION OF THE MOTOR ACTIONS AS THE SELECTION CRITERIA FOR THE
TEAM SPORTS
Mikhail Mikhaylovich Polevshchikov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Mari State University,
Valery Vitalyevich Rozhentsov, the doctor of technical sciences, professor,
Volga State University of Technology,
Yoshkar-Ola
Annotation
The athlete in team sports is required fast assessment of the competitive situations, taking of the adequate decisions and technical skill for performing the motion actions. Efficiency of the motion actions depends on the motor abilities determined by speed, and accuracy of movements under which the accuracy of spatial, temporary and power characteristics of movement is understood. The criterion of accuracy for motor actions - the maximum absolute value of the mistake of not coincidence of dot object and tag in the "Reaction to Moving Object" test has been offered. The criterion defines probability of the technical drawback and allows increasing reliability of selection of teenagers for occupations by team sports. The offered criterion of accuracy for the motor actions allows providing reliability of the teenagers selection for occupations by the team sports. Three teenagers have been recommended to join the team sports by the results of the testing of the group consisting from 10 teenagers.
Keywords: sports games, selection, motor actions, accuracy, technical drawback, probability.
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих лет в нашей стране создается система раннего отбора и ориентации для занятий различными видами спорта. С этой целью рассматриваются морфофункциональные и методико-биологические показатели, педагогические критерии и другие характеристики и параметры.
В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и техническое мастерство при выполнении двигательных действий [10]. Эффективность двигательных действий зависит от моторных возможностей [5], обусловленных быстротой, и точностью движений, под которой понимают точность пространственных, временных и силовых характеристик движения [3]. Именно показатели точности, по мнению С.В. Голомазова [1], являются наиболее важными, но в то же время и наиболее трудными для нахождения критериями эффективности двигательных действий.
Цель работы - разработка критерия точности двигательных действий, позволяющего выполнить отбор для занятий игровыми видами спорта.
МЕТОДИКА
Испытуемым предъявляли на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка 1 и точечный объект 2, движущийся с заданной скоростью по окружности,
как показано на рис. 1.
Рис. 1. Схема тестирования реакции на движущийся объект
Испытуемые, наблюдая за движением точечного объекта 2, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта 2 с меткой 1 нажатием кнопки «Стоп» останавливали движение точечного объекта 2 по окружности. После останова компьютер вычислял ошибку несовпадения точечного объекта 2 и метки 1 -время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время, равное 1 секунде, возобновлял движение точечного объекта 2 по окружности.
Испытуемые выполняли описанную процедуру в соответствии с рекомендациями 13 раз, 3 начальных результата из анализа исключались [6]. После этого определяли максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта 2 и метки 1, принятое за критерий точности двигательных действий. Отбор испытуемых для занятий игровыми видами спорта выполняли по меньшему максимальному абсолютному значению ошибки не совпадения точечного объекта и метки [8].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В исследовании участвовало 15 испытуемых, подростков 9-12 лет, занимающихся в ДЮСШ. Так в результате тестирования подростка Г., 9 лет, получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки в мс: -5, +10, +14, +13, +10, -4, -7, -11, -13, -14, представленные на рис. 2.
35
25
15
5
-5
-15
-25
шНІ-п-
■спт
1 23456789 10
Рис. 2. Диаграмма значений ошибок не совпадения точечного объекта и метки подростка Г. По горизонтальной оси - номер измерения, по вертикальной оси - ошибка не совпадения положений точечного объекта и метки, мс
Среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки равно минус 0,70 мс, стандартное отклонение - 11,24 мс, максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки - 14 мс.
В результате тестирования подростка П., 12 лет, получены следующие значения
N
ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки в мс: -10, -15, -9, +10,+15, +12, -5, -8, -7, +10, представленные на рис. 3.
1
35 25 15 5 -5 -15
-25 -------------------------------- N
123456789 10
Рис. 3. Диаграмма значений ошибок не совпадения точечного объекта и метки подростка П. По горизонтальной оси - номер измерения, по вертикальной оси - ошибка не совпадения положений точечного объекта и метки, мс
Среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки равно минус 0,70 мс, стандартное отклонение - 11,10 мс, максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки - 15 мс.
В результате тестирования подростка Е., 10 лет, получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки в мс: -5, -3, +8, +25, +10, -5, -8, -9, -11, -9, , представленные на рис. 4.
1
35 25 15 5 -5 -15
-25-1-------------------------------- N
1 1 = = = =
1 1 у_ ■ ■ ! 1
1 23456789 10
Рис. 4. Диаграмма значений ошибок не совпадения точечного объекта и метки подростка Е. По горизонтальной оси - номер измерения, по вертикальной оси - ошибка не совпадения положений точечного объекта и метки, мс
Среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки равно минус 0,70 мс, стандартное отклонение - 11,50 мс, максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки - 25 мс.
Достижение высоких результатов в игровых видах спорта во многом зависит от пространственных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание пространственных интервалов, ориентация в пространстве) и временных (дифференцирование, точное воспроизведение и отмеривание временных интервалов) свойств человека [9]. Сложным пространственно-временным рефлексом является реакция на движущийся объект [4], поэтому этот тест может использоваться для оценки правильности принятия решений и точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта.
Задача испытуемого, стремящегося остановить движущийся объект, точно совмещая его с меткой, состоит в нахождении некоторой величины упреждения с учетом скорости движения объекта, оставшегося расстояния и скорости своих двигательных дей-
ствий [6]. Действия испытуемого в подобной ситуации соответствуют действиям спортсмена игровых видов спорта, что позволяет оценить правильность принятия решений и точность двигательных действий испытуемого [2].
Для оценки времени реакции на движущийся объект вычисляется среднеарифметическое значение ошибок не совпадения точечного объекта и метки [7]. Однако оценка времени реакции на движущийся объект спортсмена игровых видов спорта, вычисленная как среднеарифметическое значение, не позволяет адекватно оценить точность его двигательных действий. Путь при тестирования времени реакции на движущийся объект двух испытуемых получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки:
- для первого испытуемого +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10, +10, -10 мс; представленные в виде диаграммы на рис. 2;
- для второго испытуемого +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5, +5, -5 мс.
Среднеарифметические значения ошибок не совпадения положений точечного
объекта и метки обоих испытуемых совпадают, но максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки у второго испытуемого, равное 5 мс, меньше, чем у первого, равного 10 мс. Так как максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки определяет вероятность ошибки при двигательных действиях, которая может привести к техническому браку, то точность двигательных действий второго испытуемого выше.
Для оценки точности двигательных действий могут использоваться дисперсия или стандартное (среднеквадратичное) отклонение, характеризующие рассеяние (отклонение) значений ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки. Однако и дисперсия и стандартное отклонение служат мерой отклонения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки от их среднего значения. Поэтому ни дисперсия, ни стандартное отклонение не могут служить адекватной оценкой точности двигательных действий испытуемого. Пусть при тестирования времени реакции на движущийся объект двух испытуемых получены следующие значения ошибок не совпадения положений точечного объекта и метки:
- для первого испытуемого +10, -10, +5, -5, +10, -10, +5, -5, +10, -10 мс;
- для второго испытуемого +15, -5, 10, 0, +15, -5, 10, 0, +15, -5 мс.
Стандартное отклонение ошибок не совпадения положений точечного объекта и
метки для первого и второго испытуемого равно 8,8 мс, но максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки у первого испытуемого, равное 10 мс, меньше, чем у второго, равного 15 мс, следовательно, точность двигательных действий первого испытуемого выше.
Анализ результатов тестирования, выполненного авторами, свидетельствует, что среднеарифметические значения ошибок не совпадения точечного объекта и метки трех испытуемых совпадают, стандартные отклонения незначительно отличаются, а максимальное абсолютное значение ошибки не совпадения точечного объекта и метки первого испытуемого Г. и второго испытуемого П. значительно, в 1,7 раза, меньше чем у третьего испытуемого Е. Следовательно, точность их двигательных действий выше, вероятность технического брака меньше.
По результатам тестирования группы 3-м подросткам из 10 рекомендованы занятия игровыми видами спорта.
ВЫВОДЫ
Предложенный критерий точности двигательных действий позволяет обеспечить достоверность отбора подростков для занятий игровыми видами спорта. По результатам тестирования группы из 10 подростков 3-м подросткам рекомендованы занятия игровыми видами спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голомазов, С.В. Кинезиология точностных действий человека / С.В. Голома-зов. - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - 228 с.
2. Закамский, А.В. Оценка точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта / А.В. Закамский, М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 86-90.
3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М. : Физическая культура и спорт, 1970. - 200 с.
4. Караулова, Н.И. Возможности использования реакции на движущийся объект в оценке результатов тренировки / Н.И. Караулова // Физиология человека. - 1982. - Т. 8.
- № 4. - С. 653-660.
5. Коренберг, В.Б. Спортивные возможности и способности / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 3. - С. 3-9.
6. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуальнопсихологических различий человека / Н.М. Пейсахов, А.П. Кашин, Г.Г. Баранов, Р.Г. Вагапов ; под ред. В.М. Шадрина. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1976. - 238 с.
7. Пат. 2326595 РФ, МПК А61В 5/16. Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект / Песошин А.В., Петухов И.В., Роженцов В.В. - № 2326595/14; заявл. 04.06.2007; опубл. 20.06.2008, Бюл. № 17. - 5 с.
8. Пат. 2456921 РФ, МПК А61В 5/16. Способ отбора для занятий игровыми видами спорта / Закамский А.В., Полевщиков М.М. Роженцов В.В. - № 2011122489/14; заявл. 02.06.2011; опубл. 27.07.2012, Бюл. № 21. - 5 с.
9. Петров, А.М. Мозг и движение / А.М. Петров. - М. : Издательство ВПК, 1997.
- 300 с.
10. Радчич, И.Ю. Подходы к углубленной индивидуализации и технологии мониторинга подготовки игроков в связи с проблемой олимпийского отбора / И.Ю. Радчич // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 11. - С. 16-19.
REFERENCES
1. Golomazov, S.V. (2003), Kinesiology human action accuracy, publishing house “SportAcademPress”, Moscow.
2. Zakamsky, A.V., Polevschikov, M.M. and Rozhentsov, V.V. (2012), “Assessment of the accuracy of motor action sports athlete”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 86-90.
3. Zatsiorsky, V.M. (1970), The athlete’s physical qualities, Physical culture and sports, Moscow.
4. Karaulova, N.I. (1982), “Opportunities to use the response to a moving object in the evaluation of the results of training”, Human physiology, Vol. 8, No. 4, pp. 653-660.
5. Korenberg, V.B. (2009), “Sports ability and capacity”, Theory and practice ofphysical education, No. 3, pp. 3-9.
6. Pejsahov, N.M, Kashin, A. P., Baranov,, G.G. and Vagapov, R.G. (1976), Methods and apparatus for portable individual-psychological study of human differences, publishing house Kazan University, Kazan, Russian Federation.
7. Pesoshin, A.V., Petukxov, I.V. and Rozhentsov, V.V. (2009), Method of evaluating human reaction time for a moving object, Patent RU 2326595.
8. Zakamsky, A.V., Polevschikov, M.M. and Rozhentsov, V.V. (2012), Selection method for playing sports, Patent RU 2011122489/14.
9. Petrov, A.M. (1997), Brain and movement, publishing house VPK, Moscow.
10. Radchich, I.Yu. (2003), “Approaches to the in-depth customization and monitoring technology for players on the Olympic selection”, Theory and practice of physical education, No. 11, pp. 16-19.
Контактная информация: mmpol@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 28.06.2013.
УДК 159.9.07; 159.9.07::51-7
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Юлия Кимовна Родыгина, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены методологические подходы к рассмотрению понятия экстремальная деятельность. Выделена цель научного обоснования и методического обеспечения экстремальной деятельности для повышения ее эффективности, а также подготовки и психологического сопровождения известных спортсменов к ответственным соревнованиям. Предложен апробированный комплексный подход изучения социально-психологических и нейробиологических параметров человека в условиях экстремальной профессиональной деятельности. Раскрыты возможности алгоритмизации способов прогноза успешности деятельности в экстремальных условиях, который включает изучение личностных особенностей, социального статуса, особенностей функционирования психических процессов (памяти, внимания, мышления) и состояний, а также таких нейробио-логических параметров человека, как цитокиновый статус, исследование факторов гуморального иммунитета на основе определения содержания иммуноглобулинов (Ig G, Ig E, IgM, IgA), гормональные и биохимические показатели крови.
Ключевые слова: эффективность профессиональной деятельности в экстремальных условиях, спортивная деятельность, методы социально-психологического исследования, нейробиологи-ческое исследование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p109-113 METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH OF THE ACTIVITY IN
EXTREME CONDITIONS
Yulia Kimovna Rodygina, the doctor of medical sciences, senior lecturer,
Department chair,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article presents the methodological approach to review of the concept of extreme activity. The purpose of the scientific study and methodological support of the extreme activity has been highlighted to improve its efficiency and for training and psychological support of the well-known athletes for the responsible competition. We propose the comprehensive approved approach for the study of the psychosocial and neurobiological parameters of the person in the extreme professional activity. The potentialities of the algorithmic method have been revealed for forecasting the success of activity in extreme conditions which includes the study of personal characteristics, social status, particulars of the functioning of the mental processes (memory, attention, thinking) and states and also such neurobiological parameters of the person as cytokine status, the study of the factors of humoral immunity based on the determination of immunoglobulins (Ig G, Ig E, IgM, IgA), hormonal and biochemical blood indicators.
Keywords: effectiveness of professional activity in extreme conditions, sporting activities, methods of social-psychological research, neurobiological research.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях деятельность человека тесно связана с периодическим, длительным и интенсивным воздействием различных неблагоприятных экстремальных