УДК 37.011 ББК 74.044
DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-55-64
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
И. А. Купцова, Т. Н. Владимирова
Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей медиаобразования как средства формирования ценностно-смыслового комплекса личности и развития ее интеллектуально-творческого потенциала. Актуализируется не только проблематика, связанная с негативными последствиями развития медиасреды, но и вопросы, раскрывающие позитивное воздействие медиа на личность и общество в целом. На основе системного подхода предложена авторская синергетическая/универсаль-ная трактовка сущности современного медиаобразования. В контексте выделения профессионального, неформального и информального способов обучения и воспитания представлены эффективные образовательные практики и культурно-просветительские проекты, реализуемые посредством медиаобразования в Московском педагогическом государственном университете. Рассмотрена медиапедагогика как неотъемлемая составляющая процессов обучения и воспитания в условиях циф-ровизации образования.
Ключевые слова: медиаобразование, медиапедагогика, медиасреда, медиа, воспитание, интеллектуально-творческий потенциал личности, ценностные ориентиры личности, профессиональное медиаобразование, неформальное медиаобразование, инфор-мальное медиаобразование.
Для цитирования: Купцова И. А., Владимирова Т. Н. Медиаобразование как средство формирования ценностных ориентиров и интеллектуально-творческого потенциала личности // Наука и школа. 2024. № 3. С. 55-64. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2024-3-55-64.
© Купцова И. А., Владимирова Т. Н., 2024
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
MEDIA EDUCATION AS A MEANS OF FORMING VALUE ORIENTATIONS AND INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL OF AN INDIVIDUAL
I. A. Kuptsova, T. N. Vladimirova
Abstract. The article is devoted to analyzing the possibilities of media education as a means of shaping the value-sense complex of an individual and developing his/her intellectual and creative potential. Not only the problems related to the negative consequences of media environment development are actualized, but also the issues revealing the positive impact of media on the individual and society as a whole. Based on the system approach, the authors'synergetic/universal interpretation of the essence of modern media education is proposed. In the context of distinguishing professional, non-formal and informal ways of education and upbringing, the authors present effective educational practices and cultural and educational projects realized through media education at Moscow Pedagogical State University. Media pedagogy as an integral component of teaching and learning processes in the conditions of digitalization of education is considered.
Keywords: media education, media pedagogy, media environment, media, upbringing, intellectual and creative potential of an individual, personal values, professional media education, non-formal media education, informal media education.
Cite as: Kuptsova I. A., Vladimirova T. N. Media education as a means of forming value orientations and intellectual and creative potential of an individual. Nauka i shkola. 2024, No. 3, pp. 55-64. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-55-64.
Введение. Медиасфера и личность: подходы к анализу
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала современного человека определена государством как особо значимая и включена в Перечень приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021-2030 гг. В Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета (МПГУ) данная тематика исследуется в рамках научной темы «Медиаобразование как средство развития интеллектуально-творческого потенциала личности в условиях цифровой информационно-коммуникационной среды».
Обращение к научной литературе и анализ профессиональных дискуссий исследователей с использованием методологии исторического подхода позволяет говорить о происходящем в настоящее время трансформационном переходе в понимании феномена медиа, его роли в жизни общества и особенно в процессе формирования новых поколений. В теоретическом пространстве появилось новое научное направление - медиалогия, которое претендует на самостоятельность в ряду уже сформировавшихся наук и дисциплин. Термин "теСю1од1е" был введен французским политологом и социологом Режи Дебре. Еще в 1990 г. он употребил это понятие для обозначения нового учения о средствах передачи знаний и традиций, то есть культурных благ [1]. В России теоретические и прикладные аспекты медиалогии рассматривает профессор Н. Б. Кириллова, характеризуя новое научное направление как интегрированную науку информационной эпохи [2; 3].
Ретроспективный анализ демонстрирует вариативность мнений относительно будущего медиа в условиях цифровой информационно-коммуникационной среды и их оценки - от однозначно позитивных до полного неприятия объективно существующей реальности. Констатация процесса высокой скорости и степени динамики цифрового мира стала привычной и воспринимается как естественное условие современной жизни.
Почти ежедневно приходят новости о появлении новой или улучшении прежней цифровой технологии, включенной в реальный мир. Например, 5 июня 2023 г. корпорация Apple анонсировала один из самых ожидаемых своих продуктов - очки виртуальной и дополненной реальности Vision Pro, которые позиционируются как им-мерсивное устройство, способное существенно изменить как профессиональную деятельность, так и досуг современного человека. Из обзоров новинки следует, что это гарнитура с управлением глазами, руками и голосом, возможностью видеть реальный мир во время работы и очень четким 3D-интерфейсом. Разработчики отмечают, что у гаджета используются технологии сквозного видео. Именно они позволяют смотреть на реальный мир, параллельно проецируя 3D-интерфейс1. Это лишь одно из свидетельств скорого наступления цифрового мира с иными характеристиками, отличными от сегодняшних. Очевидно, что будет происходить дальнейшее внедрение высоких технологий в повседневную жизнь человека. Определяющую роль при этом играет Интернет как средство развития цифровой среды. Обратимся к ежегодному мировому отчету Digital 2024: Global overview report2, который отражает тенденции развития цифрового пространства. Общие характеристики таковы: доступ к Интернету имеют более 66% населения Земли, в России этот показатель значительно выше - 90,4%; среднемировой показатель количества времени, ежедневно проводимого в Интернете, составляет 6 ч 40 мин, в России - 8 ч 21 мин, что также существенно превышает средние мировые показатели. Обращает на себя внимание и высокая степень распространенности и популярности социальных сетей у российских интернет-пользователей - более 75% из них являются участниками различных социальных сетей, обращаясь к этому каналу медиакоммуникации для межличностного общения, обмена новостями и проведения досуга (преимущественно просмотр видеоконтента).
Приведенные данные свидетельствуют о происходящем изменении социокультурного пространства, видов деятельности, способов коммуникации и проведения досуга современного человека. Осмысление данных процессов довольно широко представлено как в научном дискурсе, так и в медиасреде. Обращает на себя внимание доминирование исследований и популярных культурно-просветительских материалов, посвященных негативному воздействию развития цифровых технологий и актуальных трендов медиапотребления. Среди разнообразия публикаций можно выделить следующие тематические блоки:
• общая оценка развития цифровой культуры и тенденции дальнейшей динамики;
• цифровизация различных сфер жизни общества, в том числе системы образования и культурно-просветительской деятельности;
• проблема недостоверной информации («фейков»), манипуляций сознанием пользователей посредством медиа;
• «цифровая гигиена» - элементарные правила поведения в цифровой среде;
1 Лисовицкий А. Apple представила очки дополненной и виртуальной реальности Vision Pro. URL: https:// holographica.space/news/apple-vision-pro/ (дата обращения: 10.06.2023).
2 Digital 2024: Global overview report. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-global-overview-report (дата обращения 01.02.2024).
• негативное воздействие технологий на физическое, психическое и ментальное здоровье пользователя;
• кибербуллинг и прочие способы негативного воздействия на личность;
• необходимость контроля за потреблением медиаконтента детьми;
• медийно-информационная грамотность (особенно в части навыков поиска и оценки достоверности информации) и др.
В исследованиях содержатся справедливые оценки угроз и рисков, связанных с расширением медиапространства, попытки выработки универсальных рекомендаций для нивелирования негативных последствий [4]. На этом фоне наблюдается явная недооценка возможностей современной медиасферы как «мягкой» силы для репрезентации государственной политики, формирования гражданина, развития культуры информационной безопасности. Необходимо осмысление «сильных» сторон современного медиапространства и поворот к использованию эффективных апробированных технологий вовлечения личности в позитивную деятельность и развитие ее интеллектуально-творческого потенциала на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.
На сегодняшний день в Российской Федерации существуют несколько направлений, связанных с внедрением цифровых технологий. Так, например, федеральный проект «Цифровая культура» [5], одной из задач которого является широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны, предполагает к 2024 г. проведение 600 онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале «Культура.РФ»; размещение в сети Интернет 3901 единицы контента, направленного на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи; создание 450 мультимедиагидов по экспозициям и выставочным проектам, при посещении которых возможно получение информации о произведениях с использованием технологии дополненной реальности; оцифровка и включение в Национальную электронную библиотеку 48 000 книжных памятников [5].
Одним из важных документов, определяющих направление образовательной и воспитательной деятельности в медиасфере, является «Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ 22 декабря 2022 г., где культура информационной безопасности определяется как «совокупность сформированных знаний, умений и навыков по вопросам информационной безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание гражданина Российской Федерации в информационном пространстве» [6]. Обеспечить достижение поставленных целей призвана система медиаобразования. При этом отметим, использование термина «культура» подчеркивает, что информационная безопасность связывается не только и не столько с конкретными алгоритмами поведения человека, сколько с глубоким усвоением и «освоением» норм и правил, которые становятся органичной частью культуры личности и выражаются в его поведении как в профессиональной деятельности, так и повседневных практиках. Таким образом, возникают вопросы, связанные с содержанием медиаобразования, его способностью влиять на формирование личности. Происходит осмысление значимости содержания медиаконтента и способов его репрезентации в процессе формирования мировоззренческих установок личности, ее ценностно-смысловых ориентиров; возможностей медиасферы как средства развития интеллектуальной и творческой деятельности человека (особенно детей и молодежи); необходимости разработки методик и технологий эффективного использования педагогических средств, которыми обладают медиаресурсы. Центральная роль в этих процессах принадлежит медиаобразованию.
Структура современного медиаобразования: вариативность теоретических подходов и образовательных практик
Медиаобразование последние 30 лет является объектом пристального внимания профессионального педагогического сообщества и предметом анализа специалистами различных научных направлений и представителями альтернативных концептуальных подходов. Условно можно выделить два вектора в определении сущности медиаобразования, которые возникли и развивались исторически, будучи непосредственно детерминированы развитием медиасферы.
1. Узкоспециализированный/профессиональный подход к определению медиа-образования. Традиционно медиаобразование трактуется как образование в области медиа. В этом случае оно затрагивает исключительно подготовку профессионалов медиасферы в специализированных образовательных организациях. Такой подход представляется справедливым и точным для характеристики эпохи доминирования традиционных медиа, которым соответствовала система подготовки специалистов (нередко достаточно узкого профиля), которые выполняли свои задачи в условиях довольно жесткой профессиональной стратификации. Исторически сформировались и достигли значительных высот радиожурналистика, тележурналистика и пр., непосредственно связанные и обусловленные способом передачи информации. Однако распространение информационно-коммуникационных технологий и прежде всего Интернета существенно не только трансформировало сами каналы передачи информации, сделав их более доступными для пользователей, интерактивными и разнообразными, но и привело к необходимости пересмотра набора компетенций медиаспециалистов на основе принципа конвергентности. Таким образом, сущность подготовки специалистов в области медиа в целом сохраняется, претерпевает изменение содержание профессионального образования, которое должно соответствовать трансформации медиасферы.
2. Синергетический/универсальный подход к трактовке сущности медиаобразования. Представляется, что в условиях глобального распространения медиа, их определяющего влияния на все сферы жизнедеятельности человека требуется расширение понятия «медиаобразование». Оно не только относится к подготовке специалистов в области медиа, но в полной мере затрагивает всех пользователей, включенных в современное медиапространство. Необходимость знаний, умений и навыков в области поиска, интерпретации, критической оценки информации, а также создания и распространения медиапродуктов определена понятием «медийно-информационная грамотность», разработанным ЮНЕСКО. Таким образом, подчеркивается универсальный характер медиакомпетенций вне зависимости от вида профессиональной деятельности человека. Не только критическое мышление, но и владение приемами медиатворчества являются необходимыми для развития личности и возможности ее самореализации.
Учитывая масштаб, частоту воздействия медиа на современного человека, их значимость в процессах социализации и инкультурации личности, предлагаем следующее определение медиаобразования. Медиаобразование - обучение и воспитание средствами медиа и/или в области медиа через процесс коммуникации в целях формирования общекультурных и профессиональных компетенций, ценностных ориентиров, информационной культуры личности, развития ее интеллектуально-творческого потенциала. Содержание медиаобразования должно отражать ценностно-смысловой комплекс российской цивилизации, самобытность культуры народов России и опираться на традиционные духовно-нравственные
ценности нашей страны. Таким образом, данная трактовка включает два аспекта сущности медиаобразования: медиаобразование в сфере медиа и образование средствами медиа, которые тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга.
Используя модель морфологического строения культуры, предложенную российским исследователем Э. А. Орловой [7], которая основывается на бинарном делении культуры на обыденную и специализированную, отметим двойственность проявления процесса медиаобразования. Он одновременно разворачивается как на специализированном уровне (проявляясь прежде всего в профессиональном образовании в области медиа), так и на обыденном уровне, став неотъемлемой частью повседневных практик.
Специализированная культура базируется на профильном образовании, специфических профессиональных компетенциях, обыденная - на повседневных практиках, коммуникациях и процессе общего воспитания. При этом оба типа культуры могут рассматриваться как открытые системы, между которыми осуществляется постоянный обмен. С распространением цифровой культуры, трансформацией медиасреды это взаимодействие становится все более частным, явным и уже практически непрерывным. Например, достижения науки популяризируются посредством медиа, становятся предметом обсуждения в ток-шоу и, в конечном итоге, представления о них проникают в среду неспециалистов, которые «присваивают» и в дальнейшем используют эти знания (особенно наглядно данный процесс протекает в сфере медицины, образования, где новые средства и технологии появляются частно и широко обсуждаются). Специализированный уровень культуры осваивается в процессе формального и неформального образования, а обыденный - преимущественно в контексте информального и отчасти неформального образования. Поясним, что данная классификация структуры современного образования является одним из подходов, позволяющих наиболее точно определить роль, место и содержание медиаобразования.
В настоящее время сложилась система медиаобразовательных практик, которые успешно реализуются в нашей стране. Рассмотрим их более подробно, используя образовательные практики и культурно-просветительские проекты МПГУ:
1. Профессиональное медиаобразование, связанное с подготовкой по направлениям, имеющим непосредственное отношение к производству и распространению медиаконтента (журналисты, специалисты медиасферы, кино- и видеопроизводства и др.), реализуемое на уровне высшего образования. Так, на базе МПГУ много лет успешно ведется подготовка специалистов по направлениям «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Медиаобразование». В последние годы была открыта программа бакалавриата «Мировая художественная культура и дополнительное образование (журналистика)», магистерские образовательные программы «Медиапедагогика», «Медиаобразование в социокультурной сфере», а также программа специализированного высшего образования «Медиакоммуникации в образовании», призванные подготовить педагогов - специалистов в области медиаобра-зования в широком понимании этого феномена.
Наряду с этим, в образовательных организациях вводятся специальные учебные курсы, способствующие развитию медиакомпетентности молодых людей. В МПГУ такими предметами являются: «Медийно-информационная грамотность», «Информационная безопасность», «Цифровая школа», «Основы медиапедагогики» и др. Они реализуются на всех образовательных программах педагогической направленности университета, что позволяет формировать у будущих педагогов культуру информационной безопасности и обучать творческому использованию средств медиа в образовательном процессе.
Обучению в вузе предшествует предпрофессиональная подготовка в профильных классах (например, в рамках проекта «Медиакласс в московской школе» обучающиеся знакомятся с основными видами деятельности журналиста), а также в системе СПО. МПГУ выступает одним из вузов-партнеров реализации московских проектов: «Медиавертикаль в московской школе», «Креативная вертикаль в московской школе», «Медиакласс в московской школе», «Лингвистический класс в московской школе» и др.
2. Система неформального медиаобразования, которая реализуется за счет развития сферы дополнительного образования, деятельности автономных некомм-мерческих организаций, объединений, которые занимаются вопросами обучения и культурно-просветительской работы за пределами образовательных организаций, предлагает различные форматы и проекты. Прежде всего - это курсы, кружки и студии дворцов и центров творчества, клубные объединения библиотек и прочие многочисленные формы дополнительного образования. В МПГУ реализуется ряд проектов, направленных на профессиональную ориентацию школьников, предпрофессио-нальную подготовку, связанную с формированием медийно-информационной грамотности и медиакультуры. К таким проектам относятся: «Медиаканикулы», конкурсы среди студентов и школьников в области медиа, общеразвивающие программы дополнительного образования для детей и взрослых. Медиасфера привлекает своими возможностями творческой самореализации, самовыражения, популяризации своей деятельности и ее результатов. Поэтому вопрос эффективного использования медиаресурсов, владения технологиями создания фото-, видео-, аудиоматериалов является в настоящее время остро актуальным как в молодежной среде, так и среди представителей других поколений, стремящихся к результативным бизнес-коммуникациям в медиасреде, выстраивающих личный бренд или рекламирующих товары и услуги своих форм и организаций. Таким образом, неформальное медиаобразование в большей степени связано с освоением современных технологий создания и продвижения медиапродукта, удовлетворением потребностей нашего современника в своей качественной цифровой презентации, что реализуется посредством краткосрочных обучающих курсов, направленных на формирование конкретных навыков создания медиаконтента и взаимодействия с медиасредой.
3. Информальное образование может рассматриваться как дополнительная возможность сформировать дефицитные компетенции личности в области медиа посредством самообразования [8]. Речь, прежде всего, идет об открытых лекториях, культурно-просветительских проектах и программах, которые рассчитаны на широкий круг участников и направлены на просвещение в сфере медиа широкой аудитории. В МПГУ реализуется проект «Слово учителя: о России, во имя России. МПГУ - педагогам», который предлагает педагогам практическую помощь, методические рекомендации в сфере предметной подготовки обучающихся, воспитательной работы в школе, а также по вопросам культурно-просветительной и досуговой деятельности. Проект в том числе включает проблематику, связанную с вопросами медиаобразования. Так, в онлайн-формате состоялись лекции-дискуссии и мастер-классы, проведенные преподавателями Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования: «Медиакультура педагога в условиях цифровизации образования», «Кинематограф как инструмент исторического просвещения детей и юношества». В рамках открытого научно-методического семинара кафедры медиаобразования обсуждались темы «Изучение мокьюментари с целью анализа достоверности медиатекстов», «Система подготовки вожатских кадров к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях: роль медиаобразования».
Университет широко представлен в медиапространстве (Youtube - более 227 тыс. подписчиков, официальная группа МПГУ ВКонтакте - около 40 тыс. подписчиков) и предлагает широкие возможности для самообразования и интеллектуального развития всем желающим. На официальном сайте университета размещены многочисленные видеолекции, записи дискуссий и интервью, которые привлекают заметное внимание пользователей, стремящихся к расширению своих научных представлений о мире, познанию новых педагогических методик и достижений российской науки. Многие из представленных материалов имеют десятки тысяч просмотров, отнюдь не нося развлекательный характер.
Образовательные и культурно-просветительские практики медиаобразования реализуются за счет использования методик и технологий медиапедагогики, заметная актуализация которой обусловлена запросом общества и педагогами.
Медиапедагогика в современных образовательных практиках
Медиапедагогика (media pedagogy) - наука о медиаобразовании и медиаграмот-ности, которая раскрывает закономерности развития личности в процессе медиа-образования. Центральным вопросом медиапедагогики в наши дни должен стать вопрос о содержании медиаобразования. Способы привлечения различных технических средств и медиатехнологий широко представлены в научной и методической литературе, а вопросы содержания медиаконтента, принципов его создания с целью формирования ценностных представлений, мировоззренческих ориентаций, которые отвечали бы базовым ценностям нашего государства, пока остаются недостаточно разработанными. Фокус медиапедагогов необходимо не просто сместить с одной проблемы (первичное формирование медийно-информационной грамотности) на другую (формирование духовно-нравственной культуры посредством медиа), а существенно расширить за счет включения проблемы ценностных ориентиров личности в медиапространстве в ряд ключевых.
Одним из примеров использования медиапедагогики в воспитательной работе с обучающимися является онлайн-проект «Мой учитель», посвященный году педагога и наставника и реализованный в Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования. В сообществе во ВКонтакте размещались публикации об учителях и наставниках, которые были подготовлены студентами, преподавателями, сотрудниками МПГУ, участниками-партнерами из образовательных и иных организаций нашей страны, а также частными лицами. Страница кафедры была отдана Учителям, как дань памяти уже ушедшим и выражение уважения и признательности, тем, кто с нами. Магистрантом кафедры медиаобразования был разработан фирменный визуальный материал, сопровождавший проект (афиша, бланки благодарственных писем).
Перед стартом проекта был опубликован пост с предложением рассказать о своих наставниках: «В жизни каждого из нас были и есть Учителя, Педагоги, Наставники - люди, изменившие нас и предопределившие очень многое. На них хотелось равняться, с ними хотелось говорить и делать, о них вспоминаешь в самые важные моменты. Расскажите о своих педагогах, вспомните их дела и мысли, которые проросли в вас!» С 1 по 31 марта 2023 г. было размещено 79 публикаций с использованием хэштега #годпедагогаинаставника. Общий охват публикациями за 2 месяца составил более 50 тыс. пользователей. В настоящее время Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования по инициативе магистрантов развивает аналогичный проект, посвященный году семьи, с хэштегом #моясемья. Любой желающий
может предложить к публикации рассказ о своей семье, о члене семьи с интересной судьбой, о том, кто оказал влияние на формирование семейных традиций. Инициатива получила поддержку студентов, подписчиков группы ВКонтакте, опубликовавших свои трогательные и пронзительные, познавательные и поучительные рассказах о своих семьях.
Отдельного внимания заслуживают проекты «Радио Пульс МПГУ» [9], которые направлены на творческое и интеллектуальное развитие личности как создателей радиоматериалов, так и их слушателей. Среди проектов «Радио Пульс МПГУ» особо отметим аудиоспектакли. Обращаясь к малоизвестным фактам о жизни и творчестве российских писателей, композиторов, педагогов, студенты под руководством педагогов создают культурно-просветительский медиаконтент, актуализируя наследие нашей страны.
Таким образом, медиасреда представляет дополнительные возможности в вопросах обучения и воспитания. Органичное восприятия медиатекстов молодым поколением выступает механизмом передачи ценностно-смыслового комплекса российской культуры. Наиболее актуальные формы и методы медиаобразования в целях формирования ценностных ориентиров и интеллектуально-творческого развития личности: онлайн-мероприятия, онлайн-трансляции с обратной связью, фестивали и конкурсы в виртуальном пространстве, интересный и полезный контент в официальных социальных сетях образовательных организаций, соцсети как творческая площадка для молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дебре Р. Введение в медиологию. М.: Праксис, 2010. 368 с.
2. Кириллова Н. Б. Медиалогия как интегрированная наука информационной эпохи и ее роль в модернизации России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. № 10-1. С. 631-636.
3. Кириллова Н. Б. Медиалогия. М.: Академ. проект, 2022. 424 с.
4. Владимирова Т. Н. Риски и возможности цифрового образования // Современный учитель -взгляд в будущее: сб. науч. ст. междунар. науч.-образоват. форума, Екатеринбург, 17-18 ноября 2022 г. Екатеринбург: [б.и.], 2022. С. 14-18.
5. Федеральный проект «Цифровая культура» / М-во культуры РФ. URL: https://culture.gov.ru/ about/national-project/digital-culture/ (дата обращения: 08.06.2023).
6. Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/all/145092/ (дата обращения: 10.06.2023).
7. Морфология культуры: структура и динамика / под ред. Э. А. Орловой [Г. А. Аванесова и др.]. М.: Наука, 1994. 414 с. Гл. 5: Отношения между обыденным и специализированным уровнями культуры. С. 296-340.
8. Купцова И. А. Современные медиа как средство информального образования в сфере искусства: возможности и риски // Медиа. Информация. Коммуникация. 2021. Т. 36, № 2. С. 17-23.
9. Зубаркина Е. С., Мискевич Ю. А. Медиаобразовательные стратегии эстетического развития личности (на примере проектов Радио Пульс МПГУ) // Наука и школа. 2024. № 1. С. 48-58.
REFERENCES
1. Debray R. Vvedenie v mediologiyu. Moscow: Praksis, 2010. 368 p.
2. Kirillova N. B. Medialogiya kak integrirovannaya nauka informatsionnoy epokhi i ee rol v modern-izatsii Rossii. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. 2015, No. 10-1, pp. 631-636.
3. Kirillova N. B. Medialogiya. Moscow: Akadem. proekt, 2022. 424 p.
4. Vladimirova T. N. Riski i vozmozhnosti tsifrovogo obrazovaniya. Sovremennyy uchitel - vzglyad v budushchee. Proceedings of International scientific forum, Ekaterinburg, 17-18 Nov. 2022. Ekaterinburg, 2022. Pp. 14-18.
5. Federalnyy proekt "Tsifrovaya kultura". Available at: https://culture.gov.ru/about/national-project/ digital-culture/ (accessed: 08.06.2023).
6. Kontseptsiya formirovaniya i razvitiya kultury informatsionnoy bezopasnosti grazhdan Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://government.ru/docs/all/145092/ (accessed: 10.06.2023).
7. Avanesova G. A. et al. Morfologiya kultury: struktura i dinamika. Ed. by E. A. Orlova. Moscow: Nauka, 1994. 414 p. Ch. 5: Otnosheniya mezhdu obydennym i spetsializirovannym urovnyami kultury. Pp. 296-340.
8. Kuptsova I. A. Sovremennye media kak sredstvo informalnogo obrazovaniya v sfere iskusstva: vozmozhnosti i riski. Media. Informatsiya. Kommunikatsiya. 2021, Vol. 36, No. 2, pp. 17-23.
9. Zubarkina E. S., Miskevich Yu. A. Mediaobrazovatelnye strategii esteticheskogo razvitiya lichnosti (na primere proektov Radio Puls MPGU). Nauka i shkola. 2024, No. 1, pp. 48-58.
Купцова Ирина Александровна, доктор культурологии, заведующий кафедрой медиа-образования, профессор, Московский педагогический государственный университет; профессор кафедры мировой культуры, Московский государственный лингвистический университет; эксперт НОЦ «Гражданское общество и социальные коммуникации», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ e-mail: [email protected]
Kuptsova Irina A., ScD in Culture studies, Head, Media Education Department, Moscow Pedagogical State University; Professor, World Culture Department, Moscow State Linguistic University; Expert, Research and Educational Center «Civil Society and Social Communications», The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration e-mail: [email protected]
Владимирова Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, проректор по связям с общественностью, Московский педагогический государственный университет, член Союза журналистов России e-mail: [email protected]
Vladimirova Tatiana N., PhD in Philology, ScD in Education, Full Professor, Director, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Vice-Rector for Public Relations, Moscow Pedagogical State University, Member of the Union of Journalists of Russia e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2024 The article was received on 14.05.2024