УДК 378 ББК 74.489
DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-46-53
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
| Е.Н. Приступа
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена решением современных задач модернизации профессионального образования, в том числе педагогического. Главный акцент сделан на развитии информационной (цифровой) образовательной среды посредством компетентностного подхода, где центральной идеей выступает медиакомпетентность будущих педагогических работников. Цель статьи — теоретически обосновать процесс формирования и развития медиаком-петентности будущих педагогических работников с учетом современных отечественных исследований. В статье дан обзор основных понятий, используемых в практике медиаобразования, а также содержание медиакомпетенций обучающихся как элементов медиакомпетентности, а именно: психологической медиакомпетенции, коммуникативной, предметно-нормативной, оценочной, компетенции медийного восприятия; уровней и критериев их сформированности; приведен пример реализации образовательно-просветительского проекта «Семейный медиа Университет МПГУ».
46
FORMATION AND DEVELOPMENT OF MEDIA COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS
| E.N. Pristupa
Abstract. The relevance of the article is due to solving modern problems of modernization of professional education, including pedagogical education. The main
© Приступа Е.Н., 2022
l/jjji о I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, медиакомпетен-ция, педагогические работники, профессиональное образование, педагогическое образование.
Для цитирования: Приступа Е.Н. Формирование и развитие медиакомпетентности будущих педагогических работников // Преподаватель XXI век. 2022. № 2. Часть 1. С. 46-53. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-46-53
focus is on the development of information (digital) educational environment through competency-based approach, where the central idea is the media competence of future teachers. The aim of the article is to theoretically substantiate the process of formation and development of media competence of future educators, taking into account contemporary domestic research. The article gives an overview of the basic concepts used in the practice of media education, as well as the content of the media competences of students as elements of media competence, namely: psychological media competence, communicative, subject-normative, evaluative, media perception competence; levels and criteria of their formation; the example of the educational and enlightening project "Family Media University MPSU" is given.
Keywords: Media Education, Media Competence, Media Literacy, Teaching Staff, Vocational Education, Pedagogical Education.
Cite as: Pristupa E.N. Formation and Development of Media Competence of Future Teachers. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 2, part 1, pp. 46-53. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-46-53
Современное профессиональное образование в России направлено на решение задач, связанных с формированием и развитием необходимых компетенций в работе со всеми субъектами педагогической деятельности. В Концепции реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года отмечается необходимость развития информационной, цифровой и ме-диакомпетентности будущих педагогов. Медиакомпетентность специалистов относится к группе универсальных педагогических компетенций, которые тесно связаны с цифровыми и мягкими технологическими компетенциями [1]. Медиа определяется как средства информации.
За последние годы проведены исследования в направлении разработки компе-тентностной модели выпускников педагогических вузов. Активно используются понятия в разработке основных образовательных программ, такие как «медиао-бразование», «медиаграмотность», «ме-диакомпетентность», «медиакультура», «медиапространство»,
«медиатехнологии» и др. Определим взаимозависимость понятий, используемых в данной статье (см. рис. 1).
Так, например, в работах С.С. Бабаджа-нова медиакомпетентность педагога является фактором развития медиаграмотности студентов. Словарь терминов по медиаобра-зованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности определяет медиакомпетентность педагога (educator's mediacompetence) как «совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, информационный,
медиаграмотность
медиакомпетенция
\ -
медиакультура (как часть информационной культуры)
медиакомпетентность
медиаобразование
\
Рис. 1. Понятийный аппарат системы медиаобразования (Е.Н. Приступа)
47
ЕК
48
методический, практико-операционный/дея-тельностный, креативный), способствующих медиаобразовательной деятельности в аудитории различного возраста» [2; 3].
В зарубежных первоисточниках еще в 1997 г. медиакомпетентность (нем. — Medienkompetenz, англ. — mediacompe-tence) определена как способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа» [4]. Иначе говоря, медиакомпетентность связана с систематизацией медиазнаний, умений, ценностного отношения к медиа-образованию в целом [5, с. 10].
С.С. Бабажанов определяет задачи педагогического образования через развитие критического мышления обучающихся, способность анализировать и отбирать личностно значимую информацию, развитие общей медиаграмотности. Медиа-компетентность является частью медиагра-мотности будущего педагога (способность к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, понимание социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире), согласно Оксфордской энциклопедии [6]. Приведем графическую характеристику понятия «медиакомпетентность будущих педагогических работников» (см. рис. 2).
В работах Т.В. Кирилловой и Г.В. Денисовой определяется содержательное поле
понятий в контексте медиаобразования профессиональной деятельности [7]. Согласно проведенному исследованию, учеными определяются условия формирования и развития медиакомпетентности студентов:
• мотивация обучающихся по созданию медиапродукции;
• развитие профессиональных и личностных качеств обучающихся;
• обогащение практического опыта использования медиа в различных видах деятельности;
• интегративность, междисциплинар-ность, надпредметность и др.
В практике высшего профессионального образования накоплен достаточный опыт моделирования процесса формирования медиакомпетентности студентов непедагогического профиля. Л.Н. Юрке-вич проведено исследование построения структурно-функциональной модели формирования медиакомпетентности студентов в контексте акмеологического подхода [8]. Представляет интерес научное обоснование этапов формирования ме-диакомпетентности студентов:
Первый этап (начальный): первичная диагностика исходного уровня подготовки студентов, электронное обеспечение образовательного процесса, проектирование учебного процесса.
Второй этап (основной): освоение содержание образовательной программы.
качество личности
система требований к определенному виду социального поведения в медиапространстве
Рис. 2. Содержание понятия «медиакомпетентность будущих педагогических работников»
Третий этап (завершающий): итоговая педагогическая диагностика, итоговое оценивание результатов, педагогическая коррекция.
Обратим внимание и на апробацию результатов научно-педагогической деятельности иркутских ученых на примере психологов образования и специалистов в области бизнес-коммуникаций по изучению профессиональных особенностей психологической медиакомпетентности (рефлексивный подкомпонент) [9; 10]. В структуру медиакомпетентности студентов входит психологическая медиакомпетенция с учетом рефлексивного компонента.
Формирование и развитие медиакомпетентности будущих педагогических работников, на наш взгляд, опирается на следующие принципы:
1) принцип развития информационного мировоззрения обучающихся;
2) принцип развития информационной культуры личности как части общей культуры;
3) принцип развития критического понимания медиа;
4) принцип профессиональной подготовки будущих педагогических работников в контексте медиаобразования;
5) принцип личностных результатов медиаобразования;
6) принцип эмоционального характера медийного воздействия;
7) принцип непрерывности медиаоб-разования;
8) принцип связи медиакомпетентности обучающихся и медиакультуры личности;
9) принцип взаимообусловленности медиакомпетентности и информационной компетентности обучающихся;
10) принцип диалогового способа взаимодействия с информационным обществом и др.
Исходя из анализа научных исследований С.С. Бабаджанова [2], Т.В. Кириллова [7], Е.С. Кыштымовой [9], А.В. Федорова [11; 12] и других, определим содержание медиакомпетентности будущих педагогических работников (см. табл. 1).
Используя характеристику дескрипторов медиакомпетенций будущих педагогических
Таблица 1
Дескрипторы медиакомпетентности обучающихся в системе высшего педагогического образования (Е.Н. Приступа)
49
№ п/п Код и наименование медиакомпетенции Дескриптор
1. А. Психологическая медиакомпетенция Способность и готовность к систематизации знаний, познанию и самопознанию человеком самого себя. Способность и готовность адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе.
2. Б. Коммуникативная медиакомпетенция Способность и готовность к применению семантической компоненты носителя информации.
3. В. Предметно-нормативная медиакомпетенция Способность и готовность к применению системы моральных и юридических норм и требований в информационном обществе.
4. Г Оценочная медиакомпетенция Способность и готовность ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.
5. Д. Компетенция медийного восприятия [13] Способность и готовность восприятия авторской концепции.
Таблица 2
Критерии оценивания уровней сформированности медиакомпетентности будущих педагогических работников
50
Код и наименование компетенции Критерии оценивания компетенций (уровни освоения компетенций)
продвинутый уровень базовый уровень пороговый уровень
А. Психологическая медиаком-петенция Знает мотивы контакта с медиа и медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др. Умеет их использовать в выборе педагогических технологий. Не владеет методикой решения стандартных заданий. Выполняет трудовые действия медленно. Оценивает факты и собственные трудовые действия только с помощью наставников. Не обладает навыками выполнения поставленных задач. Не способен выполнять трудовые действия или выполняет очень медленно, некачественно, не достигая поставленных задач.
Б. Коммуникативная медиа-компетенция Высокая частота общения/ контакта с медиа и произведениями медиакультуры (медиатекстами). Удовлетворительный уровень общения/контакта с медиа и произведениями медиакультуры (медиатекстами). Неудовлетворительный уровень общения/контакта с медиа и произведениями медиакультуры (медиатекстами).
В. Предметно-нормативная медиакомпетен-ция Высокий уровень сформированности умения выбирать те или иные медиа и медиатексты, создавать/ распространять собственные медиатексты, умения самообразования в медийной сфере. Не владеет методикой решения стандартных заданий с учетом нормативно-правовых знаний и предметной подготовки. Не обладает навыками выполнения поставленных задач с учетом нормативно-правовых знаний и предметной подготовки.
Г Оценочная медиакомпетен- ция Высокий уровень сформированности умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме и медиатексты разных видов и жанров на основе определенных уровней развития медиавосприятия и критического мышления. Не владеет методикой решения стандартных заданий и критического анализа процесса функционирования медиа в социуме и медиатекстов разных видов и жанров на основе определенных уровней развития медиавосприятия и критического мышления. Не обладает навыками выполнения поставленных задач и критического анализа процесса функционирования медиа в социуме и медиатекстов разных видов и жанров на основе определенных уровней развития медиавосприятия и критического мышления.
Д. Компетенция медийного восприятия Высокий уровень сформированности способности к восприятию медиатекстов. Средний уровень сформированности способности к восприятию медиатекстов. Низкий уровень сформированности способности к восприятию медиатекстов.
работников, определим уровни и критерии сформированности медиакомпетент-ности специалистов с учетом содержания показателей медиакомпетентности личности, разработанных А.В. Федоровым [12] (см. табл. 2).
Исходя из теоретического анализа процесса формирования медиакомпетентно-сти педагогических работников, представим опыт развития соответствующих компетенций у будущих специалистов системы образования и социальной защиты населения. Так, в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Управлением непрерывного педагогического образования и Институтом педагогики и психологии на основе Приказа МПГУ № 1154 от 21.10.2019 г. «Об организации деятельности семейного медиа Университета» реализуется образовательно-просветительский проект «Семейный медиа Университет» (http://mpgu.su/semejnyj-media-universitet/) [14]. Направлениями деятельности «Семейного медиа Университета» являются:
• организация консультационной службы по психолого-педагогическому и методическому сопровождению родителей (законных представителей) по вопросам реализации семейного воспитания и образования; привлечение специалистов
МПГУ: психологов, юристов, социальных педагогов, преподавателей методик;
• разработка методического обеспечения/рекомендаций по вопросам организации семейного воспитания и образования и другим вопросам;
• разработка системы вебинаров, дискуссионных площадок, круглых столов и др. для родителей по вопросам семейного воспитания и образования;
• методическое сопровождение проекта по направлению «Семьеведение в образовательной организации».
Представлен широкий медиаконтент для родительского и профессионального сообщества, освещающий содержание деятельности по организации Всероссийских родительских собраний, Общенациональных родительских форумов, а также технологии социального воспитания и образования, образовательного семьеведения. Также сделан широкий обзор полезного медиакон-тента для студентов педагогического и психолого-педагогического образования.
Таким образом, формирование и развитие медиакомпетентности будущих педагогических работников является сложным процессом, опирающимся на междисциплинарные знания, учитывающим особенности разработки содержания образования обучающихся с учетом профиля их подготовки.
51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года. URL: http://www.coal.sbгas.гu/wp-content/uploads/2020/07/Концепция-НЦ-21.07.pdf (дата обращения: 28.01.2022).
2. Бабаджанов, С.С. Медиакомпетентность педагога как фактор развития медиаграмотности студентов // Педагогика и современность. 2014. № 5. С. 86-89.
3. Ivanova, LA. Mediacompetence as a Necessaiy Condition of Successful Communication in Virtual Speech Environment // Crede Experto: Transport, Society, Education, Language. 2014. No. 3. P. 194-201.
4. Tulodziecki, G. Medien in Erziehung und Bildung. Grundlagen und Beispiele einer handlungs — und entwicklungsorientierten Medienpädagogik. Bad Heilbrunn, 1997. 120 p.
5. Змановская, Н.В. Формирование медиаобразованности будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004. 24 с.
6. Potter, W.J. Media Literacy. Thousand Oaks. London: Sage Publication, 2001. 423 p.
7. Кириллова, Т.В. Формирование медиакомпетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Международные отношения» // Перспективы науки. 2020. № 4 (127). С. 188-191.
8. Юркевич, Л.Н. Структурно-функциональная модель формирования иноязычной медиакомпетентности студентов университета в контексте акмеологического подхода // Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей: сборник научных трудов XIV Всероссийской научно-практической конференции. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2014. С. 202-208.
9. Кыштьмова, Е.С. Профессиональные особенности психологической медиакомпетентности (рефлексивный подкомпонент) на примере психологов образования и специалистов в области бизнес-коммуникаций // Психология образования: образовательный потенциал развития личности: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции психологов образования Сибири с международным участием. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. С. 143-148.
10. Ushatikova, I.I. Psychological and Economical Aspects of the Competency Approach the Paradigm of Higher Education / I.I. Ushatikova, D.A. Klyuchnikov, N.R. Saenko, I.A. Levitskaya, E.N. Pristupa, N.V. Lebedeva // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6. No. 1. P. 218-223.
11. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотно-сти, медиакомпетентности. Таганрог: Таганрогский гос. пед. ин-т, 2010. 64 c.
12. Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.
13. Бондаренко, Е.А. Система аудиовизуального образования в 5-9 классах общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 34 с.
14. Приказ МПГУ № 1154 от 21.10.2019 г. «Об организации деятельности Семейного медиа Университета». URL: http://mpgu.su/semejnyj-media-universitet/ (дата обращения: 18.02.2022).
REFERENCES
S2
1. Koncepciya realizacii nacionalnyh celej v sfere nauki i vysshego obrazovaniya do 2030 goda [The Concept of the Implementation of National Goals in the Field of Science and Higher Education Until 2030]. Available at: http://www.coal.sbras.ru/wp-content/uploads/2020/07/Концепцнfl-H^21.07.pdf (accessed: 28.01.2022). (in Russ.)
2. Babadzhanov, S.S. Mediakompetentnost pedagoga kak factor razvitiya mediagramotnosti studentov [Media Competence of a Teacher as a Factor in the Development of Media Literacy of Students], Pedagogika i sovremennost = Pedagogy and Modernity, 2014, No. 5, pp. 86-89. (in Russ.)
3. Ivanova, L.A. Mediacompetence as a Necessary Condition of Successful Communication in Virtual Speech Environment. Crede Experto: Transport, Society, Education, Language, 2014, No. 3, pp. 194-201.
4. Tulodziecki, G., Klyuchnikov, D.A., Saenko, N.R., Levitskaya, I.A., Pristupa, E.N., Lebedeva, N.V. Medien in Erziehung und Bildung. Grundlagen und Beispiele einer handlungs — und entwicklungsorientierten Medienpädagogik. Bad Heilbrunn, 1997, 120 p.
5. Zmanovskaya, N.V. Formirovanie mediaobrazovannosti budushchih uchitelej [Formation of Media Education of Future Teachers]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Krasnoyarsk, 2004, 24 p. (in Russ.)
6. Potter, W.J. Media Literacy. Thousand Oaks. London, Sage Publication, 2001, 423 p.
7. Kirillova, T.V. Formirovanie mediakompetentnosti studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki "Mezhdunarodnye otnosheniya" [Formation of Media Competence of Students Studying in the Field of Training "International Relations"], Perspektivy nauki = Prospects of Science, 2020, No. 4 (127), pp. 188-191. (in Russ.)
8. Yurkevich, L.N. Strukturno-funkcionalnaya model formirovaniya inoyazychnoj mediakompetentnosti studentov universiteta v kontekste akmeologicheskogo podhoda [Structural and Functional Model of the Formation of Foreign Language Media Competence of University Students in the Context of the Acmeological Approach]. In: Yazyk i mirovaya kultura: vzglyad molodyh issledovatelej [Language and World Culture: The View of Young Researchers: Collection of Scientific Papers of the XIV All-Russian Scientific and Practical Conference]. Tomsk, Nacionalnyj issledovatelskij Tomskij politekhnicheskij universitet, 2014, pp. 202-208. (in Russ.)
9. Kyshtymova, E.S. Professionalnye osobennosti psihologicheskoj mediakompetentnosti (refleksivnyj podkomponent) na primere psihologov obrazovaniya i specialistov v oblasti biznes-kommunikacij [Professional Features of Psychological Media Competence (Reflexive Sub-Component) on the Example of Educational Psychologists and Specialists in the Field of Business Communications]. In: Psihologiya obrazovaniya: obrazovatelnyj potencial razvitiya lichnosti [Psychology of Education: Educational Potential of Personality Development: Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference of Educational Psychologists of Siberia with International Participation]. Irkutsk, Irkutskij gosudarstvennyj universitet, 2020, pp. 143-148. (in Russ.)
10. Ushatikova, I.I. Psychological and Economical Aspects of the Competency Approach the Paradigm of Higher Education. International Review of Management and Marketing, 2016, vol. 6, No. 1, pp. 218-223.
11. Fedorov, A.V. Slovar terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti [Dictionary of Terms on Media Education, Media Pedagogy, Media Literacy, Media Competence]. Taganrog, Taganrogskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 2010, 64 p. (in Russ.)
12. Fedorov, A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza [Development of Media Competence and Critical Thinking of Pedagogical University Students]. Moscow, Mezhregionalnaya obshchestvennaya organizaciya v podderzhku programmy YUNESKO "Informaciya dlya vsekh", 2007, 616 p. (in Russ.)
13. Bondarenko, E.A. Sistema audiovizualnogo obrazovaniya v 5-9 klassah obshcheobrazovatelnoj shkoly [The System of Audiovisual Education in Grades 5-9 of Secondary School]: Extended Abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 1997, 34 p. (in Russ.)
14. Prikaz MPGU № 1154 ot 21.10.2019 g. "Ob organizacii deyatelnosti Semejnogo media Universiteta" [Order of MPSU No. 1154 Dated 21.10.2019 "On the Organization of the Family Media University"]. (in Russ.)
53
Приступа Елена Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра педагогики и психологии семейного образования, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Elena N. Pristupa, ScD in Education, Professor, Chairperson Pedagogy and Psychology of Family Education Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.02.2022. Принята к публикации 11.03.2022 The paper was submitted 04.02.2022. Accepted for publication 11.03.2022