УДК 37.022
DOI 10.18413/2712-7451 -2020-39-4-590-599
Сущность и компонентный состав медиакомпетентности будущего педагога
Мулдашев Р.М.
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Россия, 410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83 e-mail: [email protected]
Аннотация. В условиях информатизации общества немалое значение в системе высшего образования отводится формированию у студентов педагогических специальностей медиакомпетентности как важнейшего профессионального качества личности. Медиакомпетентность будущего педагога представлена в исследованиях многих зарубежных и отечественных специалистов, которые рассматривают ее и как цель образовательного процесса, и как его личностный результат. Однако комплексный анализ компонентного состава медиакомпетентности приводит к выводу о недостаточной изученности компонента, определяющего индивидуально-личностную стратегию профессионального образования. В связи с этим целью исследования является обоснование значимости личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей для его дальнейшего изучения и формирования. В результате исследования дано авторское определение медиакомпетентности будущего педагога, проанализирован компонентный состав медиакомпетентности и обусловлена значимость личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей.
Ключевые слова: медиаобразование; медиакультура; медиакомпетентность.
Для цитирования: Мулдашев Р.М. 2020. Сущность и компонентный состав медиакомпетентности будущего педагога. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39 (4): 590-599. DOI 10.18413/2712-7451-2020-39-4-590-599
Abstract. In the context of Informatization of society, considerable importance in the higher education system is given to the formation of media competence among students of pedagogical specialties as the most important professional quality of the individual. The media competence of the future teacher is represented in the research of many foreign and domestic specialists, who consider it both as the goal of the educational process and as its personal result. However, a comprehensive analysis of the component composition of media competence leads to the conclusion that the component that determines the individual and personal strategy of professional education is insufficiently studied. In this regard, the purpose of the study is to substantiate the significance of the personal component of media competence of students of pedagogical specialties for its further study and formation. The study author's definition of media competence of a future teacher, analyzed component composition of media education and explains the importance of personal component of media competence of students of pedagogical specialties.
Keywords: media education; media culture; media competence.
The essence and component composition of the future teacher's media competence
Roman M. Muldashev
Saratov State University 83 Astrakhanskaya St, Saratov, Saratov region, 410012, Russia e-mail: [email protected]
0 Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Том 39, № 4 (590-599) Issues in Journalism, Education, Linguistics. 2020. Vol. 39, No. 4 (590-599)
For citation: Muldashev R.M. 2020. The essence and component composition of the future teacher's media competence. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 39 (4): 590-599 (in Russian). DOI 10.18413/2712-7451-2020-39-4-590-599
Введение
В настоящее время средства массовой коммуникации и IT-технологий влияют на все стороны жизни современного общества. На наших глазах идет процесс создания единого информационного пространства мира: развиваются международные отношения, расширяются межкультурные контакты, происходит обмен опытом в профессиональной сфере, преобладает общение через Интернет, успешно практикуется дистанционное обучение, появляется возможность повышать квалификацию за рубежом, активно участвовать в международных форумах и конференциях и т.д. [Мулдашев, 2013]. Происходящие изменения предъявляют серьезные требования к уровню компетентности педагогов, что в свою очередь способствует формированию у них одной из немаловажных на сегодняшний день компетенций - медиакомпетентности.
Проблема формирования медиакомпетентности нашла отражение в работах многих зарубежных и отечественных специалистов: R. Kubey [1997], K. Tyner [1998], Е.П. Белан
[2011], В. Вебер [2002], А.А. Георгиади [2014], С.И. Гудилина [2004], И.В. Григорьева
[2012], И.А. Зимняя [2006], Б.А. Искаков [2013], Л.А. Иванова [2005], О.А. Иманова [2010], О.П. Кутькина [2006], А.В. Федоров [2007], И.В. Челышева и др. Некоторые из них (В. Вебер [2002], W.J. Potter [2001], М.В. Жижина [2009], Л.А. Иванова [2005], Б.А. Искаков [2013], О.П. Кутькина [2006], А.В. Федоров [2007], Н.И. Чеботарева [2013]) в своих исследованиях указывают на личностную составляющую медиакомпетентности, не выделяя ее в качестве отдельного компонента. Однако с позиции компетентностого подхода «параметры личностного развития, основанные на качествах человека, обеспечивающих его успех в работе», являются критериями эффективной организации профессиональной деятельности [Мулдашев, 2013, с. 94]. В связи с этим мы поставили перед собой цель - раскрыть сущность медиакомпетентности будущего педагога и выявить значимость личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей.
Для реализации поставленной цели применяются следующие теоретические методы исследования: изучение литературы по рассматриваемой проблеме, сравнительный анализ, обобщение и синтез.
Теоретическое обоснование
Сегодня, в век информационных технологий, к профессиональной подготовке специалистов во всех направлениях деятельности предъявляются новые требования, при этом, по мнению Р.М. Мулдашева, В.А. Векслера и С.В. Мулдашевой [Мулдашев и др., 2017, с. 351]., «имеют значение не только высокий уровень квалификации, но и определенные профессионально значимые качества, повышающие конкурентоспособность специалиста и способствующие формированию умения быстро осваивать новые медиатехно-логические средства, что невозможно без сформированной у него медиакомпетентности».
В своих работах R. Kubey рассматривает медиакомпетентность как «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах» [Kubey, 1997, с. 2]. Его точку зрения разделяет K. Tyner [1998], предавая особое значение медиакомпетентности в личной и профессиональной деятельностях. Нельзя не согласиться с его мнением в вопросах актуальности умениях осуществлять поиск и сбор необходимых данных в современном неконтролируемом потоке сведений, что, в свою очередь, требует анализа и адекватного оценивания, т.е. критического мышления, которое российский
медиапедагог А.В. Федоров [2007] рассматривает в качестве основополагающей характеристики медиакомпетентности личности.
Анализ работ указанных авторов позволил сделать вывод о единообразии их точек зрения на проблему определения понятия «медиакомпетентность личности», однако А.В. Федоров расширяет и конкретизирует его, рассматривая медиакомпетентность не просто как способность к «выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме», но и как «совокупность мотивов, знаний и умений» личности [Федоров, 2012, с. 480].
Проанализировав теоретико-методологические положения медиаобразования и компетентностного подхода к образованию, О.П. Кутькина сформулировала наиболее полное, на наш взгляд, определение медиакомпетентности, в основе которого выделила знания, умения, навыки, опыт и ценностносмысловые отношения. Она определила медиа-компетентность как «сложное личностное образование, включающее в себя совокупность знаний о медиа, умений и навыков практического их применения, опыт использования медиа в различных сферах деятельности, включая опыт работы с компьютером как основным медиаинструментом, качества личности, характеризующие человека, такие как познавательная активность, критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность, рефлексия, а также положительная мотивация и ценностносмысловые представления (отношения) о деятельности по использованию медиа» [Кутькина, 2006, с. 10]. В данном определении заложена личностная составляющая медиакомпетентности. Это приводит нас к выводу о том, что с позиции компетентностного подхода к подготовке специалистов одной из главных характеристик медиакомпетентности является личностная характеристика.
Принимая во внимание мнение С.И. Гудилиной, утверждавшей, что «школе нужны квалифицированные медиапедагоги... которые смогут реализовать идеи медиаобразова-ния» [Гудилина, 2004, с. 77], мы решили рассмотреть медиакомпетентность студентов педагогических специальностей, которую Е.П. Белан [2011] считает не просто ключевой компетентностью, а одной из универсальных (ключевых) компетенций будущего педагога. В связи с этим нам кажется интересной точка зрения Л.А. Ивановой [2005], которая, взяв за основу аксиологический, системный, социокультурологический подходы, определяет сущность медиакомпетентности будущего педагога как интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью систематизированных знаний целостной картины информационного пространства, сформированными умениями медиаобразования учащихся в педагогическом процессе, сформированным ценностным отношением к ме-диаобразованию и творческой медиаобразовательной деятельностью. Как видно из данного определения, основу медиакомпетентности будущего педагога составляют не только знания, умения и ценностные ориентации, но и творческий потенциал личности, выражающийся в проявлении внутреннего тяготения к творческому воплощению идей средствами медиа, появлении внутренней тенденции к продуктивности.
Н.И. Чеботарева включила в понятие «медиакомпетентность студента» эмоциональную стабильность при восприятии медиатекстов, которая, по ее мнению, обеспечивает «психологическую устойчивость к медиаманипуляции» [Чеботарева, 2013, с. 13]. Мы считаем, что эмоциональная составляющая медиакомпетентности имеет немаловажное значение. В процессе овладением медиаобразованием студент сталкивается с рядом переживаний и трудностей, преодоление которых развивает у него уверенность в своих силах и возможностях и готовит к преодолению других, более сложных, трудностей. Данный процесс является непрерывным и способствует самоутверждению будущего педагога, формированию у него внутреннего психологического покоя.
В своей работе «Развитие медиакомпетентности учителей в условиях ресурсного центра» Б.А. Искаков характеризует медиакомпетентность учителя как «личностное образование, позволяющее продуктивно осуществлять педагогическую деятельность с актив-
ным использованием средств медиатехнологий, ориентированное на осознание профессиональной самореализации и самоактуализации в открытом образовательном медиапро-странстве и характеризующееся наличием ряда компонентов: мотивационно-ценностного, содержательного и процессуального» [Искаков, 2013, с. 20]. Данное определение еще раз подтверждает наш вывод о значимости личностного компонента медиакомпетентности.
Опираясь в своих работах, посвященных подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности, на исследования Б.А. Искакова, А.А. Георгиади рассматривает медиа-образовательную компетентность будущего учителя как «личностное образование, характеризующееся наличием мотивов, ценностей, знаний, умений и навыков для эффективного обеспечения педагогической деятельности с применением медиа-образовательных технологий» [Георгиади, 2014, с. 65]. Автор рассматривает медиа-образовательную компетентность в контексте целей и результата образования в качестве составляющей профессиональной компетентности, однако считая, что она может иметь надпрофессиональный характер и являться отличительным качеством личности образованного человека современного общества.
И.В. Григорьева [2012] рассматривает медиакомпетентность личности будущего педагога с позиции личносто-деятельностного подхода, обращая особое внимание на способность личности осуществлять культуросообразные виды деятельности (поиск, отбор, использование, критический анализ, оценка интерпретация информации, создание и передача медиатекстов), вести профессионально-культурный диалог и решать профессиональные педагогические задачи в условиях информационного общества (интегрировать ме-диаобразование в условия преподаваемого предмета, использовать медиаобразовательные технологии на уроке, владеть опытом в реализации социально-значимых медиаобразова-тельных проектов, навыками проектирования медиаобразовательного пространства для своих учащихся).
В последнее время в ряде научных работ наряду с термином «медиакомпетентность» стал употребляться еще один термин - «медиаобразованность». В частности, Н.В. Змановская медиаобразованность педагогов трактует «как совокупность систематизированных медиазнаний, умений, ценностного отношения к медиаобразованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогическом процессе» [Змановская, 2004, с. 10]. Однако мы считаем, что понятие «медиаобразованность» наиболее общее, обширное и не отражает всей сути термина «медиакомпетентность».
Основываясь на работы вышеуказанных зарубежных и отечественных специалистов, под медиакомпетентностью будущих педагогов мы будем понимать совокупность знаний, умений в области медиадеятельности, творческого потенциала, опыта использования медиа как средства профессионального роста и личностного развития, а также определяемый ими уровень (элементарный, базовый, профессиональный) сформирован-ности медиакомпетентности, позволяющий продуктивно осуществлять педагогическую деятельность с активным использованием средств медиатехнологий, включая компьютер как основной инструмент для создания и передачи медиатекстов в различных видах, формах и жанрах.
В научной литературе медиакомпетентность личности рассматривается как цель, элемент и конечный результат медиаобразования, которое в трудах известного медиапеда-гога А.В. Федорова рассматривается как «процесс развития личности с помощью и на материале средств медиа с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Федоров, 2014, с. 27].
В документах Совета Европы медиаобразование определяется как обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, в связи с чем в начале XXI века целью ме-
диаобразования стали считать медиакомпетентность. Разделяя данную точку зрения, Е.А. Бондаренко утверждает, что целью медиаобразования является «развитие навыков медиакультуры / медиакомпетентности как умения критически отбирать, осмыслять и использовать информацию, получаемую по различным каналам, являющимся составной частью массовой культуры» [Бондаренко, 2009, с. 11]. В контексте нашего исследования нам близка точка зрения М.В. Жижиной [2009], которая в своих работах рассматривает медиа-компетентность как личностный результат медиаобразования.
Обратим внимание на структуру медиакомпетентности - ее компонентный состав.
Российский учёный-педагог, специалист по медиаобразованию А.В. Федоров, принимая во внимание дифференцированный подход к развитию медиакомпетентности, выделяет мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный / оценочный, практико-операционный / деятельностный и креативный показатели ме-диакомпетентности личности и дает им подробную характеристику на каждом из трех уровней: высоком, среднем и низком [Федоров, 2007]. Вслед за А.В. Федоровым, основываясь на его определении медиакомпетентности личности, О.А. Иманова [2010] рассматривает следующие компоненты медиакомпетентности: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, оценочный, деятельностный, креативный.
В исследованиях, посвященных развитию медиакомпетентности учителей, Б.А. Искаков [2013] выделяет мотивационно-ценностный, содержательный и процессуальный компоненты. Проведя анализ содержания рассматриваемых авторами компонентов медиакомпетентности, мы пришли к выводу, что содержательный компонент медиа-компетентности учителя, выделенный Б.А. Искаковым, включает в себя показатели, характерные для информационного компонента медиакомпетентности личности А.В. Федорова, а процессуальный компонент медиакомпетентности учителя основан на показателях практико-операционного / деятельностного, интерпретационного / оценочного и перцептивного компонентов медиакомпетентности личности.
В своих исследованиях W.J. Potter [2001] выделяет три компонента медиакомпетентности: 1) опыт, 2) активное приложение умений в сфере медиа, 3) созревание / готовность к самообразованию. Он также обращает внимание на широкий и дифференцированный комплекс мотивов контактов аудитории с медиа и медиатекстами (в частности, познавательных, эмоциональных, эстетических и моральных и др.), что позволяет нам говорить о четвертом - мотивационном компоненте медиакомпетентности. Заметим также, что опыт, который рассматривал W.J. Potter как компонент медиакомпетентности, не представлен ни в одной из ранее рассмотренных классификаций, а две другие выделенные им составляющие медиакомпетентности пересекаются с практико-операционным / деятель-ностным компонентом А.В. Федорова.
В своей работе Н.И. Чеботарева [2013] рассматривает три компонента медиакомпетентности: 1) информационная грамотность / медиаграмотность, 2) практические умения и навыки (перцептивные, аналитические, интерпретационные, рефлексивные и т.д.), 3) ан-тиманипулятивные качества - положительная мотивация медиапотребления, эмоциональная стабильность. Более подробное изучение работ автора способствовало выявлению следующих структурных элементов медиакомпетентности: мотивационного, информационного, перцептивного, оценочного, деятельностного, когнитивного и эмоционального.
Проанализировав требования к результатам освоения основных образовательных программ, указанных в ФГОС третьего поколения, и творчески осмыслив их, И.В. Григорьева [2012] сочла необходимым представить формирование медиакомпетент-ности личности будущего педагога как целенаправленный и целостный процесс, в котором в сложном единстве и взаимодействии сочетается формирование его отдельных компонентов: мотивационного, интеллектуально-содержательного (информационного по А.В. Федорову) и операционного.
В контексте нашего исследования нам кажется интересной классификация, предложенная А.А. Георгиади. Автор в своих работах, посвященных подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности с применением медиа-образовательных технологий, рассматривает медиа-образовательную компетентность, представленную когнитивным, деятельностным и личностным компонентами, последний из которых рассматривается как качества личности, выступающие одним из главных условий «профессионального роста будущего учителя в современной мультимедийной информационной среде и придающие профессиональной деятельности ярко выраженный личностный характер» [Георгиади, 2014, с. 70].
Для более удобного восприятия компонентного состава медиакомпетентности представим рассмотренные выше классификации в виде следующей таблицы.
Компонентный состав медиакомпетентности Component composition of media competence
Автор
Компонент медиакомпетентности А. В. Федоров О. А. Иманова Б. А. Искаков Дж. Поттер Н. И. Чеботарева И. В. Григорьева А. А. Георгиади ИТОГО
мотивационно-ценностный / + + + + + + 6
мотивационныи
контактный + + - - - - - 2
информационный + + + - + + - 5
перцептивный + + + - + - - 4
интерпретационный / + + + + 4
оценочный
практико-операционный / деятельностный + + + + + + + 7
креативный + + - - - - - 2
когнитивный - - - - + - + 2
эмоциональный - - - - + - 1
личностный - - - - - - + 1
опыт - - - + - - - 1
Количество компонентов 7 7 5 3 7 3 3
Как видно из таблицы, авторы отводят важное значение мотивационному, информационному и деятельностному компонентам медиакомпетентности. Это связано с тем, что целью медиаобразования является не только умение понимать, анализировать и передавать медиатексты, но и возможность создавать собственные.
Личностный компонент медиакомпетентности, выделенный А.А. Георгиади и характеризующийся сформированностью «мотивов совершенствования профессиональной деятельности с применением медиа-образовательных технологий, творческого потенциала личности как ценности информационного общества» [Георгиади, 2014, с. 70], не представлен ни в одной из рассмотренных выше классификаций, хотя личностная составляющая медиакомпетентности прослеживается в работах В. Вебера [2002], И.В. Григорьевой [2012], Л.А. Ивановой [2005], Б.А. Искакова [2013], О.П. Кутькиной
[2006], Н.И. Чеботаревой [2013] и др. Этот факт говорит о недостаточной изученности данного вопроса.
Заключение
Изучив работы указанных в статье зарубежных и отечественных специалистов, мы пришли к выводу, что медиакомпетентность представляет собой вид профессиональной компетентности, позволяющей искать, получать, использовать, критически анализировать, творчески перерабатывать, оценивать, передавать и хранить в различных видах, формах и жанрах информацию, полученную в ходе медиадеятельности, а также создавать и размещать в медиасреде собственные медиаресурсы.
В связи с этим под медиакомпетентностью будущих педагогов мы будем понимать совокупность знаний, умений в области медиадеятельности, творческого потенциала, опыта использования медиа как средства профессионального роста и личностного развития, а также определяемый ими уровень (элементарный, базовый, профессиональный) сформированности медиакомпетентности, позволяющий продуктивно осуществлять педагогическую деятельность с активным использованием средств медиатехнологий, включая компьютер как основной инструмент для создания и передачи медиатекстов в различных видах, формах и жанрах.
Развитие мультимедийных технологий и накопление опыта их применения способствует возрастанию ценности педагогической составляющей, как инструмента формирования культуры, самообразования и саморазвития личности. В связи с изменениями реалий информационного общества будущие педагоги должны иметь позитивную направленность на использование медиатехнологий в жизни и образовательном процессе, быть мотивированными для решения профессиональных задач средствами IT, совершенствования профессиональной деятельности, творческого потенциала и личностного развития средствами медиа. Ввиду этого и исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что одной из главных характеристик медиакомпетентности будущих педагогов является личностная характеристика.
Личностный компонент медиакомпетентности, как было отмечено выше, выделяется только одним автором, поэтому, в связи с информатизацией и компьютеризацией современного общества и переходом на компетентностную модель образования, дальнейшее изучение личностного компонента медикомпетентности студентов педагогических специальностей является актуальным, а последующая разработка модели его формирования -необходимой.
Список источников
1. Федоров А.В. 2012. Медиаобразование. Большая российская энциклопедия. Т. 17. Москва, 751 с.
2. Федоров А.В. 2014. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М., МОО «Информация для всех», 64 с.
Список литературы
1. Белан Е.П. 2011. Формирование медиакомпетентности студентов педагогических вузов. В кн.: Ключевые проблемы современной науки - 2011. II международная научно-практическая конференция, г. София, Болгария, 15-17 апреля 2011 года. URL: http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Pedagogica/2_82553.doc.htm (дата обращения: 12.04.2020).
2. Бондаренко Е.А. 2009. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов. В кн.: Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам. Под ред. А.В. Федорова. Таганрог, Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та: 10-19.
3. Бронникова Л.М., Овчаров А.В., Скулов П.В., Хорохордина Е.А. 2012. Некоторые аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Фундаментальные исследования, 11. Ч. 5: 1089-1094.
4. Вебер В. 2002. Портфолио медиаграмотности. Информатика и образование, 8: 46-52.
5. Георгиади А.А. 2014. Подготовка будущих учителей филологических специальностей к профессиональной деятельности с применением медиаобразовательных технологий. Дис... канд. пед. наук. Ялта, 243 с.
6. Григорьева И.В. 2012. Альтернативный взгляд на сущность и содержание понятия «медиакомпетентность личности будущего педагога» в условиях ФГОС-3. Magister Dixit, 3 (09): 147-160.
7. Гудилина С.И. 2004. Перспективы развития медиаобразовательных технологий. В кн.: Образовательные технологии XXI века. Под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой и Д.Т. Рудаковой. М., Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования: 71-78.
8. Жижина М.В. 2009. Проблемы психологической культуры личности в процессах медиаобразования. В кн.: Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам. Под ред. А.В. Федорова. Таганрог, Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та: 25-31.
9. Зимняя И.А. 2006. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Эйдос: Интернет-журнал. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. (дата обращения: 29.03.2018).
10. Змановская Н.В. 2004. Формирование медиа-коммуникативной образованности будущих учителей. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 24 с.
11. Иванова Л.А. 2005. К вопросу о формировании медиаобразованности будущего учителя в современном обществе. Байкальский психологический и педагогический журнал, 1-2 (56): 131-137.
12. Иманова О.А. 2010. Методика развития деятельностной компоненты медиакомпетентности учащихся старших классов средствами информационных технологий. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 20 с.
13. Искаков Б.А. 2013. Развитие медиакомпетентности учителей в условиях ресурсного центра. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 24 с.
14. Кутькина О.П. 2006. Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 23 с.
15. Мулдашев Р.М. 2015. Сущность личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2 (97): 67-71.
16. Мулдащев Р.М. 2013. Некоторые характеристики личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей. Педагогическое образование в России, 3: 95-97.
17. Мулдашев Р.М., Векслер В.А., Мулдашева С.В. 2017. Особенности личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2 (9): 350-354. URL http://e-journal.omgau.ru /images/issues/2017/2/00350.pdf.
18. Сергеев Г.А. 2010. Компетентность и компетенции в образовании. Владимир, Изд-во Владимирского гос. ун-та, 107 с.
19. Федоров А.В. 2007а. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям. Инновации в образовании, 10: 75-108.
20. Федоров А.В. 2007б. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., Информация для всех, 616 с.
21. Чеботарева Н.И. 2013. Педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов вуза. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 29 с.
22. Kubey R. 1997. Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick & London, Transaction Publishers, 202 p.
23. Potter W. J. 2001. Media Literacy. Thousand Oaks. London, Sage Publication, 423 p.
24. Tyner K. 1998. Literacy in a Digital World. Mahwah, NJ. London. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 291 p.
References
1. Belan E.P. 2011. Formirovanie mediakompetentnosti studentov pedagogicheskikh vuzov [Formation of media competence of students of pedagogical universities]. In: Klyuchevye problemy sovremennoy nauki - 2011 [Key problems of modern science-2011]. II international scientific and practical conference, Sofia, Bulgaria, April 15-17, 2011. Available at: http://www.rusnauka.com /9_KPSN_2011/Pedagogica/2_82553.doc.htm (available at: 12.04.2020).
2. Bondarenko E.A. 2009. Mediaobrazovanie v sovremennoy shkole s tochki zreniya obrazovatel'nykh standartov [Media Education in the Modern School in Terms of Educational Standards]. In: Mediaobrazovanie i mediakompetentnost': slovo ekspertam [Media education and media competence: a word to experts]. Ed. A.V. Fedorov. Taganrog, Publ. Taganrog. gos. pedag. in-ta: 10-19.
3. Bronnikova L.M., Ovcharov A.V., Skulov P.V., Khorokhordina E.A. 2012. Nekotorye aspekty realizatsii federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya [Some Aspects of Implementation of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education]. Fundamental research, 11 (5): 1089-1094.
4. Veber V. 2002. Portfolio mediagramotnosti [Portfolio of media literacy]. Informatics and Education, 1: 46-52.
5. Georgiadi A.A. 2014. Podgotovka budushchikh uchiteley filologicheskikh spetsial'nostey k professional'noy deyatel'nosti s primeneniem mediaobrazovatel'nykh tekhnologiy [Preparing future teachers of philological specialties for professional activities using media education technologies]. Dis. ... cand. ped. sciences. Yalta, 243 p.
6. Grigor'eva I. V. 2012. Al'ternativnyy vzglyad na sushchnost' i soderzhanie ponyatiya «mediakompetentnost' lichnosti budushchego pedagoga» v usloviyakh FGOS-3 [An alternative view of the essence and content of the concept of "media competence of the personality of a future teacher" in the conditions of FSES-3]. Magister Dixit, 3 (09): 147-160.
7. Gudilina S.I. 2004. Perspektivy razvitiya mediaobrazovatel'nykh tekhnologiy [Prospects for the development of media education technologies]. In Obrazovatel'nye tekhnologii XXI veka [Educational technologies of the XXI century]. Eds. S.I. Gudilina, K.M. Tikhomirova, D.T. Rudakova. M., Publ. In-ta soderzhaniya i metodov obucheniya Rossiyskoy Akademii obrazovaniya: 71-78.
8. Zhizhina M.V. 2009. Problemy psikhologicheskoy kul'tury lichnosti v protsessakh mediaobrazovaniya [Problems of the psychological culture of the individual in the processes of media education]. In Mediaobrazovanie i mediakompetentnost': slovo ekspertam [Media education and media competence: a word to experts]. Ed. A.V. Fedorov. Taganrog, Publ. Taganrog. gos. pedag. in-ta: 25-31.
9. Zimnyaya I.A. 2006. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazo-vaniya. [Key competencies - a new paradigm of the result of education]. Eidos: an online magazine. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. (accessed 29.03.2018)
10. Zmanovskaya N.V. 2004. Formirovanie media-kommunikativnoy obrazovannosti budushchikh uchiteley [Formation of media-communicative education of future teachers]. Abstract. dis. ... cand. ped. sciences, 24 p.
11. Ivanova L.A. 2005. K voprosu o formirovanii mediaobrazovannosti budushchego uchitelya v sovremennom obshchestve [On the question of the formation of media education of the future teacher in modern society]. Baykal'skiy psikhologicheskiy i pedagogicheskiy zhurnal, 1-2 (5-6): 131-137,
12. Imanova O.A. 2010. Metodika razvitiya deyatel'nostnoy komponenty mediakompetentnosti uchashchikhsya starshikh klassov sredstvami informatsionnykh tekhnologiy [Methodology for the development of the activity component of media competence of senior pupils by means of information technologies]. Abstract. dis. ... cand. ped. sciences. Kirov, 20 p.
13. Iskakov B.A. 2013. Razvitie mediakompetentnosti uchiteley v usloviyakh resursnogo tsentra [Development of media competence of teachers in a resource center]. Abstract. dis. ... cand. ped. sciences. Barnaul, 24 p.
14. Kut'kina O.P. 2006. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mediakompetentnosti budushchikh bibliotechno-informatsionnykh spetsialistov [Pedagogical conditions for the formation of media competence of future library and information specialists.]. Abstract. dis. ... cand. ped. sciences. Barnaul, 23 p.
15. Muldashev R.M. 2015. Sushchnost' lichnostnogo komponenta mediakompetentnosti studentov pedagogicheskikh spetsial'nostei. [The essence of the personal component of media
competence of students of pedagogical specialties]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta, 2 (97): 67-71.
16. Muldashchev R.M. 2013. Nekotorye kharakteristiki lichnostnogo komponenta me-diakompetentnosti studentov pedagogicheskikh spetsial'nostei. [Some characteristics of the personal component of media competence of students of pedagogical specialties]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 3: 95-97.
17. Muldashev R.M., Veksler V.A., Muldasheva S.V. 2017. Osobennosti lichnostnogo komponenta mediakompetentnosti studentov pedagogicheskikh spetsial'nostei [Features of the personal component of media competence of students of pedagogical specialties]. Electronic scientific and methodological journal of Omsk state UNIVERSITY. 2 (9): 350-354.
18. Sergeev G.A. 2010. Kompetentnost' i kompetentsii v obrazovanii [Competence and Competence in Education]. Vladimir, Publ. Vladimirskogo gos. un-ta, 107 p.
19. Fedorov A.V. 2007a. Mediakompetentnost' lichnosti: ot terminologii k pokazatelyam [Personal Media Competence: from Terminology to Indicators]. Innovation in Education, 10: 75-108.
20. Fedorov A.V. 2007b. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza. [Development of media competence and critical thinking of pedagogical University students]. M., Informatsiya dlya vsekh, 616 p.
21. Chebotareva N.I. 2013. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mediakompetentnosti studentov vuza [Pedagogical conditions for the formation of media competence of university students]. Abstract. dis. ... cand. ped. sciences. M., 29 p.
22. Kubey R. 1997. Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick & London, Transaction Publishers, 202 p.
23. Potter W. J. 2001. Media Literacy. Thousand Oaks. London, Sage Publication, 423 p.
24. Tyner K. 1998. Literacy in a Digital World. Mahwah, NJ. London. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 291 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Мулдашев Роман Мадиевич, старший преподаватель Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского», г. Саратов, Саратовская область, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Roman M. Muldashev, senior lecturer, Saratov State University N.G. Chernyshevsky, Saratov, Saratov region, Russia