Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ВОСПИТАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ / ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Купцова Ирина Александровна, Лесконог Наталья Юрьевна, Шаламова Любовь Фёдоровна

Статья посвящена проблемам воспитания в системе высшего педагогического образования. Рассмотрены социокультурные предпосылки исследования проблем воспитания, обусловленные положениями Закона «Об образовании», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Основами государственной культурной политики. Изложены результаты научно-исследовательской работы «Теоретико-методологическое обоснование и концепция воспитательной работы в педагогическом вузе», реализуемой МПГУ в рамках государственного задания Министерства просвещения России (номер госрегистрации 121120900063-1), включающей изучение практик воспитательной работы педагогических вузов России на основе обращения к материалам опросов представителей 26 педагогических вузов нашей страны, расположенных во всех федеральных округах. Выявлены основные направления воспитательной деятельности педагогических вузов и обозначены возможные зоны их развития. Высказывается предположение о необходимости разработки и внедрения Стратегии (Концепции) воспитательной работы, построенной на общих для всех педагогических вузов принципах, в основе которой лежит ценностно-смысловой подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Купцова Ирина Александровна, Лесконог Наталья Юрьевна, Шаламова Любовь Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PROBLEMS OF UPBRINGING IN THE SYSTEM OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION: SOCIO-CULTURAL BACKGROUND AND CURRENT PRACTICES

The article is devoted to the problems of upbringing in the system of higher pedagogical education. The article considers socio-cultural foundations for the study of the problems of upbringing, caused by the provisions of the Law „On Education”, the Strategy of the National Security of the Russian Federation, the Fundamentals of State Cultural Policy. The article presents the results of the research work „Theoretical and Methodological Justification and the Concept of Educational Work at a Pedagogical University,” implemented by Moscow Pedagogical State University as part of the state task of the Ministry of Education of Russia (state registration number 121120900063-1), which includes the study of the practices of educational work of pedagogical universities of Russia on the basis of addressing the materials of surveys of representatives of 26 Russian pedagogical universities representing all the federal districts. The main directions of educational activities of pedagogical universities are identified and the possible areas for their development are outlined. The assumption of the need to develop and implement the Strategy (Concept) of educational work, built on general principles, which is based on the axiological approach, is expressed in the article.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ»

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-125-137

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ1

Т. Н. Владимирова, И. А. Купцова, Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламова

Аннотация. Статья посвящена проблемам воспитания в системе высшего педагогического образования. Рассмотрены социокультурные предпосылки исследования проблем воспитания, обусловленные положениями Закона «Об образовании», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Основами государственной культурной политики. Изложены результаты научно-исследовательской работы «Теоретико-методологическое обоснование и концепция воспитательной работы в педагогическом вузе», реализуемой МПГУ в рамках государственного задания Министерства просвещения России (номер госрегистрации 121120900063-1), включающей изучение практик воспитательной работы педагогических вузов России на основе обращения к материалам опросов представителей 26 педагогических вузов нашей страны, расположенных во всех федеральных округах. Выявлены основные направления воспитательной деятельности педагогических вузов и обозначены возможные зоны их развития. Высказывается предположение о необходимости разработки и внедрения Стратегии (Концепции) воспитательной работы, построенной на общих для всех педагогических вузов принципах, в основе которой лежит ценностно-смысловой подход.

Ключевые слова: воспитание, высшее педагогическое образование, воспитание в высшей школе, воспитание в университете, воспитание в педагогическом вузе, концепция воспитательной деятельности.

Для цитирования: Владимирова Т. Н., Купцова И. А., Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф. Исследование проблем воспитания в системе высшего педагогического образования: социокультурные

1 Материалы статьи содержат результаты научно-исследовательской работы «Теоретико-методологическое обоснование и концепция воспитательной работы в педагогическом вузе», реализуемой МПГУ в рамках государственного задания Министерства просвещения России (номер госрегистрации 121120900063-1).

© Владимирова Т. Н., Купцова И. А., Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

предпосылки и актуальные практики // Наука и школа. 2021. № 6. С. 125-137. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-125-137.

STUDY OF THE PROBLEMS OF UPBRINGING IN THE SYSTEM OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION: SOCIO-CULTURAL BACKGROUND AND CURRENT PRACTICES

T. N. Vladimirova, I. A. Kuptsova, N. Yu. Leskonog, L. F. Shalamova

Abstract. The article is devoted to the problems of upbringing in the system of higher pedagogical education. The article considers socio-cultural foundations for the study of the problems of upbringing, caused by the provisions of the Law „On Education", the Strategy of the National Security of the Russian Federation, the Fundamentals of State Cultural Policy. The article presents the results of the research work „Theoretical and Methodological Justification and the Concept of Educational Work at a Pedagogical University," implemented by Moscow Pedagogical State University as part of the state task of the Ministry of Education of Russia (state registration number 121120900063-1), which includes the study of the practices of educational work of pedagogical universities of Russia on the basis of addressing the materials of surveys of representatives of 26 Russian pedagogical universities representing all the federal districts. The main directions of educational activities of pedagogical universities are identified and the possible areas for their development are outlined. The assumption of the need to develop and implement the Strategy (Concept) of educational work, built on general principles, which is based on the axiological approach, is expressed in the article.

Keywords: education, higher pedagogical education, education in higher education, education in the university, education in a pedagogical university, the concept of educational activities.

Cite as: Vladimirova T. N., Kuptsova I. A., Leskonog N. Yu., Shalamova L. F. Study of the problems of upbringing in the system of higher pedagogical education: socio-cultural background and current practices. Nauka i shkola. 2021, No. 6, pp. 125-137. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-125-137.

Введение. Постановка проблемы.

Осмысление проблем воспитания в системе высшего образования в настоящее время переживает своеобразный ренессанс, обусловленный не только актуализацией этого вопроса со стороны государства, но и острой общественной потребностью в выработке ориентиров и критериев развития гармоничной личности, способной сохранять и развивать научный, промышленный, социальный, культурный, творческий потенциал России и противостоять многочисленным современным вызовам. Об этом свидетельствуют научные и методические

публикации, отражающие широкий спектр вопросов заявленной проблематики. Ракурсами анализа выступают следующие аспекты: проблемы и перспективы педагогического образования в России [1], направления воспитательной деятельности в высшей школе, особенности воспитания студентов в условиях модернизации высшего образования [2], аксиологический потенциал воспитательной работы [3], процесс организации воспитания в вузе [4], воспитательная функция/функция воспитания высшего образования, духовно-нравственное воспитание студентов, патриотическое

воспитание молодежи, цели и задачи воспитательной работы в вузе, воспитание как часть профессионального образования студентов, волонтерская деятельность в структуре воспитательной работы [5], традиции воспитания студентов, модели и системы воспитания в вузе [6; 7] и др. Проблемы воспитания подрастающего поколения рассматриваются на профессиональных форумах, конференциях, семинарах, находятся в центре дискуссий педагогов и родителей, включаются в поле деятельности некоммерческих организаций.

Особую роль в воспитании молодежи играет система высшего педагогического образования, готовящая кадры для системы образования, которые в свою очередь будут воспитывать следующие поколения граждан страны. Амбивалентность задач, связанных с развитием воспитательной деятельности в педагогических вузах, вызвана необходимостью, с одной стороны, проводить постоянную воспитательную работу непосредственно со студентами - будущими педагогами, а с другой - научно, методически и практически готовить их к воспитательной деятельности в условиях современной системы образования. Одной из ведущих проблем выступает необходимость разработки и реализации ценностно-смыслового комплекса воспитательной деятельности в педагогическом вузе, основанной на традиционных ценностях отечественной культуры и включающей позиции, отражающие современные условия формирования личности будущего педагога.

Социокультурные предпосылки осмысления проблем воспитания. Основные ориентиры государства в вопросах воспитания отражены в новой редакции Закона «Об образовании», который определяет его сущность и содержание следующим образом: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации

обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [8].

Социокультурным основанием обращения к вопросам воспитания выступает в том числе Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждающая положение о том, что «сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Федерации и ее открытости миру» [9]. Система образования, обучения и воспитания рассматривается как основа формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству. Учебные программы определены как средство сохранения материального и нематериального культурного наследия российского народа, популяризации достижений науки и техники, художественной культуры и спорта. Особое внимание уделено развитию благотворительных проектов и добровольческого движения.

Не менее значимым документом для осмысления сущности современного воспитания выступают Основы государственной культурной политики. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности России, а

ее реализация возможна при условии формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей творческой личности путем воспитания подрастающего поколения. Историческое и культурное наследие страны рассматривается при этом как средство воспитания и образования личности. Задачи государственной культурной политики в области воспитания определены следующим образом: «возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи; утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи; налаживание диалога между поколениями в масштабах общества; предоставление родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей; подготовка педагогов в области воспитания детей и молодежи; восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан; повышение общественного статуса учителя: утверждение в общественном сознании представления об учителе как эталоне социального поведения, носителе безусловного нравственного и интеллектуального авторитета; вовлечение в процесс воспитания граждан всех возрастов общественных организаций, научного и культурного сообществ, организаций культуры» [10].

Представленные выше положения во многом определяют запрос государства на определенную направленность воспитания, которое рассматривается как непременное условие позитивной динамики всех сфер жизнедеятельности, развития человеческого капитала, формирования безопасного информационного пространства страны. Выделяются цели и задачи воспитания на разных неразрывно связанных между собой уровнях: глобальном, государственном, локальном и личностном. Так, к глобальным параметрам можно отнести

характеристики готовности личности к открытости мира, межкультурному взаимодействию в безопасной информационной среде. Государственный уровень формируется за счет воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к прошлому, многонациональному единству народов России, традициям и обычаям, государственному языку. Локальный уровень в системе воспитания представлен обращением к историко-культурному наследию конкретного народа и местности проживания, родному языку, традиционной религиозной системе и пр. На личностном уровне происходит формирование базовых характеристик воспитательного воздействия: духовно-нравственных основ, моральных установок, правил и норм поведения, семейных традиций взаимоотношений и уклада жизни, способов взаимодействия между представителями разных поколений, коммуникаций со сверстниками. В процессе воспитания происходит как «восхождение» от локального к глобальному уровню, так и одновременное их развитие в непрерывной социализации и инкультурации личности.

Воспитание предстает как система более или менее направленного воздействия различных субъектов (от государства, образовательных организаций, учреждений культуры, семьи до конкретного воспитателя/наставника в широком смысле слова) на человека с целью формирования и развития определенных личностных качеств и характеристик, проявляющихся в его поведении и деятельности. Воспитание охватывает все возрастные категории, наиболее ярко и значимо проявляясь в детской и молодежной аудитории. Одной из наиболее значимых сфер воспитательной работы выступает система педагогического образования.

Практики воспитательной работы педагогических вузов России. Авторами данной статьи в 2021 г. было проведено исследование в педагогических

вузах России (в рамках научно-исследовательской работы «Теоретико-методологическое обоснование и концепция воспитательной работы в педагогическом вузе», реализуемой МПГУ на основе государственного задания Министерства просвещения России (номер госрегистрации 121120900063-1) на предмет выявления структуры и содержания воспитательной работы. В нем приняли участие представители 26 педагогических вузов из 8 федеральных округов РФ (далее -ФО РФ), что составляет 78,8% от их общего числа. Распределение педагогических вузов по округам и участию в проекте представлено в табл. 1.

Один из вопросов исследования был посвящен наличию/отсутствию в педа-

гогическом вузе Стратегии (Концепции) воспитательной работы. Результаты ответа на вопрос «Утверждена ли в вузе Стратегия (Концепция) воспитательной работы» представлены в табл. 2.

При этом отметим, что вузы, не имеющие Стратегии воспитательной работы, используют в своей деятельности разработанные и утвержденные программы воспитательной работы. На вопрос «Утверждена ли в вузе Программа воспитательной деятельности» положительно ответили представители 25 из 26 вузов-участников проекта, а в одном педагогическом вузе такая программа находится на стадии утверждения.

Следующий вопрос был посвящен практике реализации в педагогическом

Таблица 1

Сведения о педагогических вузах, принявших участие в исследовании

Федеральный округ Количество педагогических вузов в федеральном округе, ед. Количество педагогических вузов, принявших участие в исследовании

ед. %

Центральный 6 6 100,0

Северо-Западный 1 1 100,0

Южный 2 1 50,0

Приволжский 10 7 70,0

Сибирский 6 5 83,0

Уральский 4 3 75,0

Северо-Кавказский 2 1 50,0

Дальневосточный 2 2 100,0

Итого 33 26 78,8

Таблица 2

Наличие в педагогическом вузе утвержденной Стратегии (концепции) воспитательной работы

Наличие Стратегии воспитательной работы Число педагогических вузов

ед. %

Да 16 61,6

Нет 5 19,2

Находится в стадии разработки 5 19,2

Всего 26 100,0

вузе проектов в сфере воспитательной деятельности. На вопрос «Реализуются ли в вузе проекты в сфере воспитательной деятельности?» положительно ответили представители 23 вузов, а 3 опрошенных указали, что такого рода проекты находятся на стадии разработки.

Важным компонентом системы воспитательной деятельности в педагогическом вузе при подготовке по направлениям укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки является модуль или дисциплина «Организация воспитательной работы» (или модуль/дисциплина с аналогичным содержанием). Проведенное исследование выявило наличие данного модуля или дисциплины в образовательных программах 24 педагогических вузов, в оставшихся 2 вузах данные дисциплины находятся в стадии разработки.

Наиболее обширный материал был получен при анализе практик воспитательной деятельности педагогических вузов. В подавляющем большинстве из них выявлено значительное число проектов воспитательной направленности разного масштаба и продолжительности. Проекты можно условно разделить по уровню направленности воспитательной работы (от глобального до личностного). Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Приволжский федеральный округ. Представители Глазовского государственного педагогического института им. В. К. Короленко (Республика Удмуртия) отметили Военно-патриотический фестиваль современной культуры «По-рохЪ» как новый формат праздничных событий, посвященных Дню Победы, с работой разнонаправленных по содержанию интерактивных площадок, популяризирующих патриотическую тему формами и средствами современной молодежной культуры; проект этнокультурная карусель «Шунды котыр» («Вокруг солнца») предполагает изучение в интерактивном формате школьниками и

студентами города Глазова истории и культуры удмуртского народа, его традиций, обычаев, ремесел; проект «Говори по-русски», цель которого - создание условий для повышения уровня знания русского языка и коммуникативных навыков иностранных студентов.

Респонденты Набережночелнинского государственного педагогического университета (Республика Татарстан) назвали следующие проекты, имеющие воспитательную направленность: «Мир для всех» - методическая поддержка в обучении и адаптации детей с особенностями развития в неспециализированных учреждениях; «Мой город - моя история» популяризирует историю и культуру Набережных Челнов и направлен на развитие его туристического потенциала; «В мире русского слова» - проект по популяризации славянской культуры и русского языка; проект «Набережные Челны - территория здоровья» посвящен вопросам улучшения состояния здоровья студентов и школьников; «Мой профессиональный вектор» - проект по профоринтации детей; «Интеллектуальный квест» - досугово-образовательная занятость детей и подростков в загородных и школьных лагерях; проект «Яна-рыш» направлен на изучение национального татарского языка.

Представители Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (Республика Чувашия) отметили Республиканский конкурс социальных проектов «Мы сделаем мир лучше»; проект «Полевая археологическая школа "Детективы прошлого"», получивший грант Министерства науки и высшего образования РФ; проект «Неделя духовно-нравственного развития», ставший победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц.

Среди проектов Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, имеющих воспитательную направленность,

респондентами были отмечены: проект студента УлГПУ Аркадия Афанасьева «Через квесты и квизы - к знанию истории Великой Отечественной войны»; «Знай наше»; образовательный интенсив «Нюрнберг. Уроки» федерального проекта по изучению и популяризации итогов Нюрнбергского процесса.

Представители Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Республика Башкортостан) также составили перечень проектов в сфере воспитательной работы. К ним относятся: практико-ориентирован-ный проект «Речевая безопасность вуза: воспитательные и правовые аспекты», цель которого - обеспечение речевой безопасности вуза, профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде, студенческих сообществах, речевых правонарушений в реальном и сетевом общении, в том числе кибербул-линга, а также других негативных явлений, реализуемых посредством агрессивной, деструктивно манипулятивной, конфликтной коммуникации. Проект #МыВместе был создан волонтерами и общественными деятелями Башкортостана и включает работу по трем ключевым направлениям: реагирование на возникающие в стране чрезвычайные ситуации; помощь пожилым людям и ветеранам Великой Отечественной войны; психологическая поддержка жителей страны. Ежегодный Общеуниверситетский конкурс «О подвигах, о доблести, о славе...» на лучшую методическую разработку «Уроки мужества». Проект «Делай ставку на ЗОЖ» направлен на формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья студентов и профилактику негативных явлений в молодежной среде. Проект «Мастерская "Быть нужным - просто"» посвящен подготовке добровольцев. «Блог-тур "По следам Акмуллы"» - исследование жизненного пути М. Акмуллы на основе освещения его жизненных странствий. Формат проекта предполагает донесение культурного

наследия и просветительской деятельности Акмуллы путем знакомства молодежи региона с особенностями локаций Башкортостана и Челябинской области, связанных с биографией просветителя, имя которого носит педагогический университет.

Респонденты из Оренбургского государственного педагогического университета отметили Форум «Событийное волонтерство», Парад Оренбургского студенчества, Фестиваль студенческих семей «Родные окна», а представители Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина указали, что проекты в сфере воспитательной работы реализуются в рамках плана воспитательной работы вуза.

Северо-Кавказский федеральный округ. Представители Чеченского государственного педагогического университета указали Всероссийский туристический слет «Кавказский акцент»; конкурс «Лучший педагогический класс ЧГПУ», проект «Центр гармонизации межэтнических отношений», проект - ток-шоу «Профессиональный разговор».

Опрошенные из Волгоградского государственного социально-педагогического университета, представлявшего в проведенном исследовании Южный федеральный округ, сообщили, что проекты в сфере воспитательной деятельности реализуются в рамках плана воспитательной работы (без указания конкретных практик).

Центральный федеральный округ. Воронежский государственный педагогический университет осуществляет воспитательную деятельность в рамках таких проектов, как: межнациональный фестиваль дружбы «Праздник весны», который проводится в целях предупреждения межнациональных конфликтов, недопущения национального и религиозного экстремизма, укрепления межнациональных связей в молодежной среде. Проект «Ель» волонтеров «Дружины охраны природы ВГПУ» направлен на

сохранение зеленых насаждений в период предновогодних праздников. Студенты-волонтеры проводят профилактические мероприятия со школьниками и приобщают их к сохранности природоохранной зоны. Проект «Первосвет» - это комплекс мероприятий, проводимых «Дружиной охраны природы ВГПУ» с целью предотвращения сбора и продажи весенних раннецветущих растений. «Немецкий на колесах» - творческий проект студенческого актива факультета иностранных языков при поддержке кафедры немецкого языка. Проект направлен на формирование у молодежи качеств, необходимых им в профессиональной деятельности, а также в сфере межкультурного взаимодействия в условиях межконфессионального и межнационального общения. «Фестиваль региональной сказки» направлен на популяризацию и развитие национальной художественной культуры региона и в том числе патриотическое воспитание молодежи и предполагает издание сборника молодежной поэзии и прозы «Наши сказки», проведение конкурса выразительного чтения, конкурса рисунка (для школьников), конкурса инсценировки (для студентов) на материале книги «Золотой сундучок», которая доказывает значимость культуры провинции. Цифровой проект «Интерес Плюс» направлен на вовлеченность школьников и студентов во время обоснованного отсутствия в классе в процессе обучения посредством цифровых технологий. Проект «Марафон детства» состоит из ряда мероприятий на интернет-площадках и включает в себя тематические мастер-классы, игры и квесты со школьниками трех возрастных групп.

Представители Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского назвали такие проекты воспитательной направленности, как «На грани культур»; «Педагогическое волонтерство»; «Студент - родному вузу». В Тульском

государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого были отмечены проекты: «Уроки Памяти и Славы», «Я иду к тебе навстречу», «100-летие музея-усадьбы "Ясная Поляна"». Респонденты Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского указали на Российский студенческий педагогический слет и просветительский проект «День учителя».

Московский педагогический государственный университет развивает воспитательную деятельность в контексте ряда проектов. Среди наиболее значимых респондентами были названы: «Всероссийская школа вожатых» - проект, реализуемый Федеральным координационным центром подготовки и сопровождения во-жатских кадров и направленный на подготовку вожатских кадров и создание условий для эффективной работы вожатого; конкурс «Лучший студенческий педагогический отряд МПГУ»; конкурс «Педагогический дебют»; проект «Педагогический класс в московской школе»; Арт-фес-тиваль МПГУ - фестиваль студенческого творчества; Клуб интернационального творчества; Добровольческий центр МПГУ; военно-патриотическое движение МПГУ; штаб студенческих отрядов, объединяющий студенческие педагогические отряды «FEEL» и «Высота», студенческий спасательный отряд; культурно-образовательный проект «Открытая культурологическая мастерская». Особого внимания заслуживает официальный YouTube-канал МПГУ, являющийся средством популяризации научных открытий и педагогических методик, местом обсуждения актуальных проблем науки и образования. В настоящее время канал насчитывает более 173 тыс. подписчиков, что значительно превосходит аналогичные показатели других вузов России. Значительным воспитательным потенциалом обладает открывающийся в МПГУ технопарк универсальных педагогических компетенций.

Представители Московского государственного психолого-педагогического университета указали следующие проекты: «Фестиваль неравнодушных людей», в ходе которого студенты психолого-педагогических специальностей знакомятся с актуальными социальными проблемами; «Доверенные студенты» - сопровождение и поддержка студентов с инвалидностью и ОВЗ в период их обучения в МГППУ; «Моя карьера» - социально-психологическое сопровождение подростков студентами МГППУ в ГБУ г. Москвы для прохождения стажировок.

Северо-Западный федеральный округ представлен в проведенном исследовании Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. При опросе были указаны следующие наиболее значимые проекты: «Интеллектуальные состязания школьников и студентов в Герценовском университете» - создание в университете системы интеллектуальных состязаний по выявлению и сопровождению талантливой молодежи, проявляющей склонность к образовательной и педагогической деятельности и демонстрирующей достижения в этих видах деятельности; программа «Воспитание в приоритете» ориентирована на усиление роли кафедр, институтов и факультетов в реализации воспитательной функции профессионального образования; «Культурно-образовательный центр» призван внести вклад в расширение сферы культурно-просветительской деятельности, наиболее полную реализацию творческого потенциала студентов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, пропаганду лучших образцов современного массового искусства, сохранение и развитие отечественных культурных традиций, эффективной интеграции университета в российскую социокультурную среду; программа «Инициатива - действие - успех» направлена на развитие деятельности студенческих объединений; развитие культурно-твор-

ческой среды университета происходит при реализации программы «Годовой круг студенческих традиций и праздников».

Уральский федеральный округ. Наиболее полные ответы представили респонденты из Уральского государственного педагогического университета, отметившие целый ряд проектов: Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история»; Региональная площадка федерального просветительского проекта «Без срока давности»; Международный проект «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память»; проект «В Урале Русь отражена»; областной конкурс будущих учителей «Педагогический дебют»; педагогический хакатон «HackEducation 2.0»; деятельность музея поискового движения Свердловской области; проект «Играть и учиться по-русски: создание и продвижение онлайн-игр в сети Интернет»; проект создания молодежных педагогических клубов «Молодежные клубы неравнодушных»; конкурс «Лучший доброволец. Volunteer Time»; конкурс, направленный на реализацию федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование». Проект по восстановлению психологического здоровья добровольцев «С любовью для волонтеров!».

Представители Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета назвали следующие проекты и мероприятия: слет студенческого актива; интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?»; Кубок ректора по социальному проектированию; акция «Чистый университет»; акции за здоровый образ жизни; конкурс студенческих советов «Мы - команда»; конкурс студенческих лидеров. Проекты Шадринского государственного педагогического университета находятся в стадии разработки.

Сибирский федеральный округ. Представители Томского государственного педагогического университета при опросе отметили, что проекты воспитательной

направленности реализуются в рамках календарного плана воспитательной работы вуза. Респонденты из Омского государственного педагогического университета перечислили следующие проекты: «Открытый университет» - проект по адаптации и сопровождению студентов в образовательном пространстве университета (подпроекты: «Куратор -особая забота», «Творческое развитие», «Студенческая мобильность»); «ОмГПУ -пространство возможностей» - проект по созданию условий для самореализации студентов (подпроекты: «Конструктор внеучебных возможностей», «Ресурсные площадки коммуникации», «Интерактивный портфолио»); «Про-фКорпорация» проект по профессиональному воспитанию и развитию будущих педагогов, успешная интеграция в профессиональное сообщество. В рамках проекта проводятся олимпиады, конкурсы профессиональной направленности, педагогическое волонтерство, организована работа ассоциации выпускников ОмГПУ (наставничество); «ОмГПУ в движении» - спорт, ЗОЖ, физическая культура, развитие туризма, профилактика социально опасных явлений. В рамках проекта проводятся туристские походы, слеты, школы, сборы, профилактические акции, реализуется подпроект «Безопасное поведение».

В Новосибирском государственном педагогическом университете в рамках плана воспитательной работы предусмотрены следующие структуры, проекты и мероприятия: адаптационные сборы для студентов 1-го курса; Школа актива; Вожатская школа; Спортивный клуб; Профсоюзная организация студентов; Донорская акция; «Помоги себе сам»; «Ученик года»; Штаб студенческих отрядов. Алтайский государственный педагогический университет реализует такие проекты, как: «Победа с педуниверсите-том»; «Мобильный дом культуры»; «Мой выбор». Опрошенные из Алтайского государственного гуманитарно-педагоги-

ческого университета им. В. М. Шукшина отметили, что проекты в сфере воспитательной деятельности находятся на стадии разработки.

Дальневосточный федеральный округ представлен в исследовании Амурским гуманитарно-педагогическим государственным университетом, развивающим воспитательную деятельность в рамках проектов: студенческий отряд «Вожатый»; «Подари тепло ребенку»; Волонтеры просвещения; комплексная спартакиада АМГПГУ среди российских и иностранных студентов. Проекты Благовещенского государственного педагогического университета находятся в стадии разработки.

Заключение. Обобщая полученные результаты, можно сделать ряд выводов и высказать некоторые предположения. Палитра проектов педагогических вузов в сфере воспитательной деятельности, с одной стороны, характеризуется разнообразием и многочисленностью, с другой - все представленные материалы можно представить в контексте ряда направлений. Ведущими среди них выступают: патриотическое, гражданское, социальное, научно-познавательное, профессиональное и предпрофессиональ-ное, творческое, культурно-просветительское, культурно-досуговое, спортивное, психолого-педагогическое, инклюзивное, экологическое, эстетическое и др. Обращает на себя внимание незначительное число проектов, базирующихся на использовании интернет-технологий (не только в качестве средства передачи информации или площадки для онлайн-встреч, заменяющих общение в реальном формате), что представляет определенное противоречие с современными условиями обучения в педагогических университетах и довольно сильно диссонирует с интересами студенческой аудитории, которая является наиболее активным пользователем сети Интернет. Обращает на себя внимание и разный уровень представленных проектов: от

набора конкретных и, как правило, разовых мероприятий, до четко выстроенной системы взаимообогащающих друг друга проектов, нередко получивших гран-товую поддержку разного уровня. При этом просматривается тенденция перехода от программ и разрозненных мероприятий к более широкому использованию проектного метода, выступающего в современных условиях, наиболее эффективным средством развития воспитательной работы в педагогическом вузе. Еще одним немаловажным аспектом выступает привлечение непосредственно студентов - будущих педагогов к созданию и реализации проектов,

вовлечение в эту деятельность школьников, а также представителей других групп населения.

Ценностно-смысловой подход при разработке и реализации Стратегии (Концепции) воспитательной работы педагогического вуза обладает наибольшей эвристичностью и значимостью для формирования ведущих направлений воспитательной деятельности и определении содержания работы. Выявление ценностей и смыслов воспитания позволяет точно определять цели воспитательной работы, а также проводить поиск соответствующих средств их достижения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лубков А. В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы // Наука и школа. 2019. № 5. С. 41-49.

2. Буянова Г. В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 37-50.

3. Старикова Л. Д. Аксиологический потенциал воспитания студентов в современных условиях // Образование и наука. 2010. № 4. С. 11-21.

4. Петров А., Ховрин А., Шаламова Л. Организация воспитания в вузе (Программно-целевой метод) // Высшее образование в России. 2006. № 3. С. 87-90.

5. Купцова И. А. Формирование культуры волонтерства в процессе профессиональной подготовки студентов // Педагогика и психология образования. 2018. № 3. С. 86-94.

6. Аширов Д. В., Пастухова Л. С., Турлакова О. Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2. С. 78-94.

7. Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф. Модель создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: трудности и успехи реализации // Мир образования - образование в мире. 2018. № 3 (71). С. 213-219.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

10. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Lubkov A. V. Pedagogicheskoe obrazovanie Rossii: sovremennoe sostoyanie, opyt, problemy i perspektivy. Nauka i shkola. 2019, No. 5, pp. 41-49.

2. Buyanova G. V. Osnovnye napravleniya vospitatelnoy deyatelnosti v sisteme sovremennogo vysshego obrazovaniya. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019, No. 1 (37), pp. 37-50.

3. Starikova L. D. Aksiologicheskiy potentsial vospitaniya studentov v sovremennykh usloviyakh. Obrazovanie i nauka. 2010, No. 4, pp. 11-21.

4. Petrov A., Khovrin A., Shalamova L. Organizatsiya vospitaniya v vuze (Programmno-tselevoy metod). Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006, No. 3, pp. 87-90.

5. Kuptsova I. A. Formirovanie kultury volonterstva v protsesse professionalnoy podgotovki studentov. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2018, No. 3, pp. 86-94.

6. Ashirov D. V., Pastukhova L. S., Turlakova O. E. Vospitanie v vysshey shkole: poisk sovremennoy modeli. Tsennosti i smysly. 2021, No. 2, pp. 78-94.

7. Vladimirova T. N., Leskonog N. Yu., Shalamova L. F. Model sozdaniya vospityvayushchey sredy v obrazovatelnykh organizatsiyakh, organizatsiyakh otdykha detey i ikh ozdorovleniya: trudnosti i uspekhi realizatsii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018, No. 3 (71), pp. 213-219.

8. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ (red. ot 02.07.2021) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021).

9. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 No. 400 "O Strategii natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii".

10. Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2014 No. 808 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kulturnoy politiki".

Владимирова Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобра-зования, проректор по связям с общественностью, Московский педагогический государственный университет, член Союза журналистов России

e-mail: tn.vladimirova@mpgu.su

Vladimirova Tatiana N., PhD in Philology, ScD in Education, Professor, Head, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Vice-Rector for Public Relations, Moscow Pedagogical State University, Member of the Union of Journalists of Russia

e-mail: tn.vladimirova@mpgu.su

Купцова Ирина Александровна, доктор культурологии, заведующий кафедрой медиа-образования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, профессор кафедры культурологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: ia.kupcova@mpgu.su

Kuptsova Irina A., ScD in Culture studies, Head, Media Education Department, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Professor, Culture Studies Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: ia.kupcova@mpgu.su

Лесконог Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Московский педагогический государственный университет e-mail: nyu.leskonog@mpgu.su

Leskonog Natalya Yu., PhD in Education, Assistant Professor, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Director of the Federal Coordination Center for the Training and Support of Youth Camp Leaders, Moscow Pedagogical State University e-mail: nyu.leskonog@mpgu.su

Шаламова Любовь Фёдоровна, кандидат социологических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), аналитик Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Московский педагогический государственный университет

e-mail: lf.shalamova@mpgu.su, lfsh57@mail.ru

Shalamova Lyubov F., PhD in Sociology, Associate Professor, Moscow Aviation Institute (National Research University), Analyst of the Federal Coordination Center for the Training and Support of Youth Camp Leaders, Moscow Pedagogical State University

e-mail: lf.shalamova@mpgu.su, lfsh57@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2021 The article was received on 15.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.