Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТСКИХ КАДРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТСКИХ КАДРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ВОЖАТСКАЯ) ПРАКТИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Лесконог Наталья Юрьевна, Марусяк Дарья Михайловна

В статье представлены результаты исследования подготовки педагогических кадров к работе в организациях отдыха и оздоровления детей, реализуемой в 33 педагогических вузах, подведомственных Министерству просвещения России. Исследование проводилось специалистами Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров Московского педагогического государственного университета в рамках выполнения научно-исследовательской работы по заказу Министерства просвещения России «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах». Материалы статьи содержат сведения о подготовке вожатских кадров в 2019/2020 учебном году и планы на 2021/2022 учебный год. Данные исследования позволяют выявить возможности педагогических вузов по подготовке педагогических кадров для организаций отдыха детей и их оздоровления, для образовательных организаций, а также позволяют спрогнозировать обеспеченность педагогическими кадрами для детского отдыха как в регионах Российской Федерации, так и в федеральных округах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Лесконог Наталья Юрьевна, Марусяк Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF PERSONNEL TRAINING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES: RESEARCH RESULTS

The article presents the results of a study into the training of pedagogical personnel to work in child recreation and health improvement organizations, implemented in 33 pedagogical universities under the Russian Ministry of Education. The study was conducted by the specialists of the Federal Coordination Center for Training and Support of the Moscow Pedagogical State University as part of the research work commissioned by the Russian Ministry of Education “All-Russian interregional study on the representation of teacher training in 85 regions". The materials of the article contain information about the training of the teacher educators in the 2019/2020 academic years and plans for the 2021/2022. These studies help to identify the capabilities of pedagogical universities to prepare teaching staff for children’s recreation and health improvement organizations, for educational organizations, and also allow to predict the provision of teaching staff for children’s recreation both in the regions of the Russian Federation and in the federal districts of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТСКИХ КАДРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 37.°14 DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-37-44

ББК 74.489

ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТСКИХ КАДРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ: результаты исследования

| Т.Н. Владимирова, Н.Ю. Лесконог, Д.М. Марусяк

Аннотация. В статье представлены результаты исследования подготовки педагогических кадров к работе в организациях отдыха и оздоровления детей, реализуемой в 33 педагогических вузах, подведомственных Министерству просвещения России. Исследование проводилось специалистами Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров Московского педагогического государственного университета в рамках выполнения научно-исследовательской работы по заказу Министерства просвещения России «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах». Материалы статьи содержат сведения о подготовке вожатских кадров в 2019/2020 учебном году и планы на 2021/2022 учебный год. Данные исследования позволяют выявить возможности педагогических вузов по подготовке педагогических кадров для организаций отдыха детей и их оздоровления, для образовательных организаций, а также позволяют спрогнозировать обеспеченность педагогическими кадрами для детского отдыха как в регионах Российской Федерации, так и в федеральных округах Российской Федерации.

Ключевые слова: педагогические вузы, подготовка вожатых, образовательный модуль «Основы вожатской деятельности», летняя педагогическая (вожат-ская) практика, исследование.

Для цитирования: Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Марусяк Д.М. Представленность подготовки вожатских кадров в педагогических вузах: результаты исследования // Преподаватель XXI век. 2021. № 4. Часть 1. С. 37-44. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-37-44 37

REPRESENTATION OF PERSONNEL TRAINING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES: Research Results

I T.N. Vladimirova, N.Yu. Leskonog, D.M. Marusyak

Abstract. The article presents the results of a study into the training of pedagogical personnel to work in child recreation and health improvement organizations, implemented in 33 pedagogical universities under the Russian Ministry of Education. The study was conducted by the specialists of the Federal Coordination Center for Training and Support of the Moscow Pedagogical State University as part of the research work commissioned by the Russian Ministry of Education "All-Russian interregional study on the representation of teacher training in 85 regions". The materials of the article contain information about the training of the teacher educators in the 2019/2020 academic years

© Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Марусяк Д.М., 2021

l/j^i 0 I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Iand plans for the 2021/2022. These studies help to identify the capabilities of pedagogical universities to prepare teaching staff for children's recreation and health improvement organizations, for educational organizations, and also allow to predict the provision of teaching staff for children's recreation both in the regions of the Russian Federation and in the federal districts of the Russian Federation.

Keywords: pedagogical universities, training of counselors, educational module "Fundamentals of counselor activities", summer teaching (counselor) practice, research.

Cite as: Vladimirova T.N., Leskonog N.Yu., Marusyak D.M. Representation of Personnel Training in Pedagogical Universities: Research Results. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 4, part 1, pp. 37-44. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-37-44

В настоящее время с учетом социальных трансформаций, связанных в том числе с изменениями, происходящими в системе образования и системе отдыха и оздоровления детей, вопросы удовлетворения потребностей общества и государства в высококвалифицированных специалистах в области педагогики, воспитания, отдыха и оздоровления будущего поколения российских детей приобретают актуальность для системы высшего педагогического образования.

Важно выявлять и разрабатывать инновационные подходы подготовки будущих учителей, способных адаптироваться к 38 современным технологиям обучения, воспитания и развития личности, ориентироваться на решение в своей профессиональной деятельности задач формирования нравственной личности, патриота и гражданина. По-нашему мнению, подготовка будущих педагогов через вожат-скую деятельность отвечает этим запросам общества и позволяет подготовить специалистов, сознающих ответственность за настоящее и будущее России, активных участников процесса достижения основополагающих национальных целей развития Российской Федерации в условиях системной трансформации общества и его цифровизации, изменения мира современного детства, носителя и проводника идей обновления и опережающего

развития отечественного педагогического и школьного образования.

В 2017 г. по решению Минобрнауки России сотрудники и ведущие педагоги ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (далее — МПГУ) стали авторами программы модуля «Основы вожатской деятельности». Модуль направлен на подготовку студентов к формированию единого воспитательного пространства, которое может обеспечить реализацию взаимодействия участников воспитательного пространства, решение вопросов воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности с учетом системы ценностей, присущей российскому обществу. Как мы описывали ранее в статье «Организация летней педагогической (вожатской) практики обучающихся: опыт МПГУ», программа прошла экспертизу ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». На основании этого решения Минобрнауки России рекомендовал вузам, ведущим подготовку кадров в рамках данной укрупненной группы, включить модуль в основную образовательную программу [1].

По данным мониторинга, который проводили сотрудники и специалисты Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (далее —

ФКЦ МПГУ), в 2019 г. 167 вузов подтвердили, что модуль (либо дисциплина) «Основы вожатской деятельности» включен и реализуется в рамках основных образовательных программ университетов по УГНС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в 2018/2019 учебном году. При этом отметим, что в 148 вузах в 2018/2019 учебном году ре-ализовывались программы летней педагогической (вожатской) практики.

В 2021 г. ФКЦ МПГУ в рамках НИР по заказу Министерства просвещения России «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах» провел исследование, включающее анализ данных по 33 педагогическим вузам, подведомственным Министерству просвещения России, по вопросу подготовки вожатских кадров. Абсолютное большинство педагогических вузов продолжают работу по реализации рекомендованного в 2017 г. Минобрнауки России модуля «Основы во-жатской деятельности»: в 2020/2021 учебном году обучение по модулю было реализовано на базе 26 вузов, в 2021/2022 учебном году программа модуля реализуется в 31 педагогическом университете.

В 2020/2021 учебном году всего прошли обучение по модулю «Основы вожат-ской деятельности» на базе 26 университетов 12 512 обучающихся педагогических вузов в рамках ООП УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

Больше всего обучающихся прошли обучение по модулю в следующих вузах:

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» — 1 266 обучающихся (УФО);

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» — 923 обучающихся (ЦФО);

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» — 917 обучающихся (СФО);

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» — 829 обучающихся (СФО);

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» — 730 обучающихся (СФО);

ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» — 727 обучающихся (ПФО).

В разрезе федеральных округов больше всего обучающихся прошли обучение по модулю «Основы вожатской деятельности» в 2020/2021 учебном году в Сибирском федеральном округе — 3 133 обучающихся; в Приволжском федеральном округе — 2 933 обучающихся; в Центральном федеральном округе — 2 884 обучающихся.

По данным на октябрь 2021 г. в 31 педагогическом университете, находящемся в ведении Минпросвещения России, модуль «Основы вожатской деятельности» включен в ООП УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

В 2021/2022 учебном году всего пройдут обучение по модулю «Основы вожат-ской деятельности» 18 881 обучающийся 28 педагогических вузов. Это на 6 369 об- 39 учающихся больше, чем в 2020/2021 учебном году. Больше всего обучающихся, которые пройдут обучение по модулю в 2021-2022 учебном году, в следующих вузах:

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» — 3 515 обучающихся (ЦФО);

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» — 1 399 обучающихся (СКФО);

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» — 1 300 обучающихся (СФО);

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» — 1 121 обучающийся (УФО);

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» — 1 069 обучающихся (ЦФО);

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» — 1 034 обучающихся (СФО).

В разрезе федеральных округов больше всего обучающихся пройдут обучение по модулю «Основы вожатской деятельности» в 2021/2022 учебном году в Центральном федеральном округе 6 083 обучающихся; в Приволжском федеральном округе — 4 153 обучающихся; в Сибирском федеральном округе — 2 887 обучающихся.

Внедрение новых образовательных модулей, дисциплин позволяет участвовать в реализации государственной политики в области воспитания, развития гармоничной и социально-ответственной личности учителя подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем системного совершенствования воспитательной среды организаций, вовлечения студенческой молодежи в волонтер-40 скую (добровольческую) деятельность, проведения патриотических и культурно-массовых мероприятий, обеспечения межрелигиозного и межэтнического диалога, разрешения конфликтов на религиозной, этнической и национальной почве, системной работы по профилактике и противодействию экстремизму.

Особое место в вопросе подготовки будущих педагогов занимает организация деятельности по производственной педагогической практике. Как мы говорили ранее в материалах нашего исследования, по решению совместного заседания Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования и Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» в

структуру модуля «Основы вожатской деятельности» была включена летняя педагогическая (вожатская) практика [2]. Организация педагогической практики способствует профессиональному самоопределению молодежи, развитию профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов через их подготовку к выполнению новых трудовых функций и получение дополнительных знаний, умений и навыков.

В абсолютном большинстве вузов обязательная летняя педагогическая (вожат-ская) практика включена в ООП УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Обязательная летняя (вожатская) педагогическая практика представлена в объеме от 3 до 9 зачетных единиц. Преимущественно 6 з. е. в 22 вузах.

В 2020/2021 учебном году 13 142 обучающихся 31 педагогического вуза вышли на летнюю (вожатскую) педагогическую практику.

Из них лидерами по количеству обучающихся, вышедших на летнюю (вожат-скую) педагогическую практику, стали:

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» — 1 370 обучающихся (СЗФО);

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» — 1 266 обучающихся (УФО);

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» — 917 обучающихся (СФО);

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» — 899 обучающихся (ЦФО);

ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» — 727 обучающихся (ПФО);

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» — 705 обучающихся (СФО).

В разрезе федеральных округов больше всего обучающихся педагогических вузов вышли на летнюю (вожатскую) педагогическую практику в 2020/2021 учебном году в Центральном федеральном округе — 2 809 обучающихся; в Сибирском федеральном округе — 2 729 обучающихся; в Приволжском федеральном округе — 2 602 обучающихся.

В 2021/2022 учебном году 17 625 обучающихся 28 педагогических вузов выйдут на летнюю (вожатскую) педагогическую практику. Несмотря на то, что количество вузов уменьшилось (что, по мнению авторов, может быть связано с корректировкой учебных планов), количество обучающихся на 4 483 чел. больше, чем в 2020/2021 учебном году (во многом благодаря МПГУ). Из них среди лидеров по количеству обучающихся, которые выйдут на летнюю (вожатскую) педагогическую практику в 2021-2022 уч. г.:

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» — 3 101 обучающийся (ЦФО);

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» — 1 399 обучающихся (СКФО);

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» — 1 300 обучающихся (СФО);

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» — 1 121 обучающийся (УФО);

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» — 1 069 обучающихся (ЦФО);

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» — 922 обучающихся (ЦФО).

В разрезе федеральных округов больше всего обучающихся педагогических вузов выйдут на летнюю (вожатскую) педагогическую практику в 2021/2022

учебном году в Центральном федеральном округе — 5 688 обучающихся; в Приволжском федеральном округе — 3 564 обучающихся; в Сибирском федеральном округе — 2 556 обучающихся.

Количество вузов, которые включили модуль «Основы вожатской деятельности» и летнюю педагогическую (вожат-скую) практику в 2020/2021 учебном году и в 2021/2022 учебном году разнится. Это свидетельствует о том, что в вузах идет совершенствование учебных планов, и все больше вузов включают модуль или аналогичные «Основам вожатской деятельности» дисциплины и летнюю педагогическую (вожатскую) практику в подготовку будущих педагогов. Например, в МПГУ модуль включен в учебные планы с 2017 года, но только в 2022 году абсолютно все третьекурсники, обучающиеся по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», приступят к его освоению и выйдут на вожатскую практику. До этого времени дисциплина «Основы вожатской деятельности», как и вожат-ская практика, реализовывались на ряде крупных факультетов МПГУ. В ФГБОУ ВО «Российский государственный педа- 41 гогический университет им. А.И. Герцена» учебными планами предусмотрен модуль «Дополнительное образование», включающий в себя дисциплину «Подготовка к работе вожатого в детском оздоровительном лагере». В ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» модуль «Основы профессиональной подготовки вожатых (воспитателей) в условиях детских оздоровительных лагерей и центров» реализуется в рамках дополнительной профессиональной программы. В связи с разработкой ядра педагогического образования и предстоящим изменением учебных планов планируется включение модуля

«Основы вожатской деятельности» во все ОПОП.

Исследование внедрения в основные образовательные программы высшего и среднего профессионального образования инновационных модулей и дисциплин, в том числе таких, как «Основы вожатской деятельности», ориентировано на повышение качества подготовки педагогических кадров для работы с детьми в сфере отдыха и оздоровления, воспитания подрастающего поколения российских детей, что способствует

формированию их гражданской идентичности, патриотического самосознания и гражданской позиции.

Данные исследования позволяют выявить возможности педагогических вузов по подготовке педагогических кадров для организаций отдыха детей и их оздоровления, для образовательных организаций, а также позволяют спрогнозировать обеспеченность педагогическими кадрами для детского отдыха как в регионах, так и в Федеральных округах Российской Федерации.

42

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лесконог, Н.Ю., Шаламова, Л.Ф., Марусяк, Д.М. Педагогическая практика студентов как основной компонент реализации модуля «Основы вожатской деятельности» // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 45-51.

2. Бирюкова, Е.А., Лесконог, Н.Ю., Марусяк, Д.М. Организация летней педагогической (вожатской) практики обучающихся: опыт МПГУ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 7 (150). С. 29-33.

3. Владимирова, Т.Н., Лесконог, Н.Ю. К вопросу о подготовке вожатых в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» // Мир образования — образование в мире. 2017. № 2. С. 106-109.

4. Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Огнев А.С. Проблемы и перспективы подготовки современных вожатых // Педагогика и психология образования. 2019. № 4. С. 82-94. DOI: 10.31862/2500-297Х-2019-4-82-94

5. Владимирова, Т.Н., Лесконог, Н.Ю., Шаламова, Л.Ф. К вопросу о подготовке вожатских кадров для организации отдыха детей и их оздоровления // Педагогика и психология образования. 2018. № 3. С. 54-63.

6. Владимирова, Т.Н., Лесконог, Н.Ю., Шаламова, Л.Ф. Модель создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: трудности и успехи реализации // Мир образования — образование в мире. 2018. № 3 (71). С. 213-218.

7. Лесконог, Н.Ю., Марусяк, Д.М., Чуева, А.С. К вопросу о мероприятиях, сопровождающих подготовку вожатских кадров: опыт МПГУ // Подготовка вожатских кадров на базе образовательных организаций высшего образования в России: коллективная монография / под ред. Т.Н. Владимировой, Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламовой. Москва: МПГУ 2019. С. 30-42.

8. Лесконог, Н.Ю. Шаламова, Л.Ф. Воспитательная среда образовательной организации как фактор развития социальной активности обучающихся // Известия ВГПУ 2018. № 9. С. 49-53.

9. Лесконог, Н.Ю., Шаламова, Л.Ф. К вопросу о модели подготовки вожатских кадров к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сборник статей. Москва: МПГУ, 2018. С. 11-16.

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 840н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)».

REFERENCES

1. Leskonog, N.Yu. Shalamova, L.F., Marusyak, D.M. Pedagogicheskaya praktika studentov kak osnovnoj komponent realizacii modulya "Osnovy vozhatskoj deyatelnosti" [Pedagogical Practice of Students as the Main Component of the Implementation of the Module "Fundamentals of Counselor Activity"], Vestnik pedagogicheskih innovacij = Bulletin of Pedagogical Innovations, 2018, No. 4 (52), pp. 45-51. (in Russ.)

2. Biryukova, E.A., Leskonog, N.Yu., Marusyak, D.M. Organizaciya letnej pedagogicheskoj (vozhatskoj) praktiki obuchayushchihsya: opyt Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstven-nogo universiteta [Organization of Summer Pedagogical (Counselor) Practice of Students: The Experience of the Moscow Pedagogical State University], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University, 2020, No. 7 (150), pp. 29-33. (in Russ.)

3. Vladimirova, T.N., Leskonog, N.Yu. K voprosu o podgotovke vozhatyh v ramkah proekta "Vserossijskaya shkola vozhatyh" [On the Issue of Training Counselors Within the Framework of the All-Russian School of Counselors], Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire = World of Education — Education in the World, 2017, No. 2, pp. 106-109. (in Russ.)

4. Vladimirova T.N., Leskonog N.Yu., Ognev A.S. Problemy i perspektivy podgotovki vozhatyh [Problems and prospects of training modern counselors]. "Pedagogika i psihologiya obrazovaniya" = "Pedagogy and Psychology of Education", 2019, No. 4, pp. 82-94. (in Russ.)

5. Vladimirova, T.N., Leskonog, N.Yu., Shalamova, L.F. K voprosu o podgotovke vozhatskih kadrov dlya organizacii otdyha detej i ih ozdorovleniya [On the Issue of Training Counselors for Organizing Children's Recreation and Their Recovery], "Pedagogika i psihologiya obrazovaniya" =

"Pedagogy and Psychology of Education", 2018, No. 3, pp. 54-63. (in Russ.) 43

6. Vladimirova, T.N., Leskonog, N.Yu., Shalamova, L.F. Model sozdaniya vospityvayushchej sredy v obrazovatelnyh organizaciyah, organizaciyah otdyha detej i ih ozdorovleniya: trudnosti i uspekhi realizacii [A Model of Creating an Upbringing Environment in Educational Organizations, Organizations for the Recreation of Children and Their Recovery: Difficulties and Success in Implementation], Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire = World of Education — Education in the World, 2018, No. 3 (71), pp. 213-218. (in Russ.)

7. Leskonog, N.Yu., Marusyak, D.M., Chueva, A.S. K voprosu o meropriyatiyah, soprovozhdayushchih podgotovku vozhatskih kadrov: opyt Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta [On the Issue of Activities Accompanying the Training of Counselors: The Experience of the Moscow Pedagogical State University]. In: Podgotovka vozhatskih kadrov na baze obrazovatelnyh organizacij vysshego obrazovaniyav Rossii: kollektivnaya monografiya [Training of Counselors on the Basis of Educational Institutions of Higher Education in Russia: A Collective Monograph], ed. by T.N. Vladimirova, N.Yu. Leskonog, L.F. Shalamova. Moscow: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2019, pp. 30-42. (in Russ.)

8. Leskonog, N.Yu. Shalamova, L.F. Vospitatelnaya sreda obrazovatelnoj organizacii kak faktor razvitiya socialnoj aktivnosti obuchayushchihsya [The Educational Environment of an Educational

4 / 2021 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1

' ВЕК

Organization as a Factor in the Development of Social Activity of Students], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University, 2018, No. 9, pp. 49-53. (in Russ.)

9. Leskonog, N.Yu., Shalamova, L.F. K voprosu o modeli podgotovki vozhatskih kadrov k sozdaniyu vospityvayushchej sredy v obrazovatelnyh organizaciyah, organizaciyah otdyha detej i ih ozdorovleniya [To the Question of the Model of Training Counselors for the Creation of an Educational Environment in Educational Organizations, Organizations for Recreation of Children and Their Recovery]. In: Modeli sozdaniya vospityvayushchej sredy v obrazovatelnyh organizaciyah, organizaciyah otdyha detej i ih ozdorovleniya: nauka, tekhnologii, praktiki [Models of Creating an Educational Environment in Educational Organizations, Organizations for Recreation of Children and Their Recovery: Science, Technologies, Practices: Collection of Articles]. Moscow: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2018, pp. 11-16. (in Russ.)

10. Prikaz Ministerstva truda i socialnoj zashchity Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrya 2018 goda № 840n "Ob utverzhdenii professionalnogo standarta "Specialist, uchastvuyushchij v organizacii deyatelnosti detskogo kollektiva (vozhatyj)" [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation Dated December 25, 2018, No. 840n "On the Approval of the Professional Standard "A Specialist Involved in Organizing the Activities of the Children's Collective (Counselor)"]. (in Russ.)

Владимирова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, проректор по связям с общественностью, директор, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет, tn.vladimirova@mpgu.su

Tatiana N. Vladimirova, ScD in Education Vice-Rector for Public Relations, Director, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University, tn.vladimirova@mpgu.su

44

Лесконог Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования, директор, Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Московский педагогический государственный университет, leskonog@mail.ru

Natalya Yu. Leskonog, PhD in Education, Associate Professor, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Director, Federal Coordination Center for Training and Support of Counselors, Moscow Pedagogical State University, leskonog@mail.ru

Марусяк Дарья Михайловна, ассистент, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразо-вания, заместитель директора, Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Московский педагогический государственный университет, dm.marusyak@mpgu.su

Daria M. Marusyak, Assistant, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Deputy Director, Federal Coordination Center for Training and Support of Counselors, Moscow Pedagogical State University, dm.marusyak@mpgu.su

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 15.10.2021. Принята к публикации 13.11.2021 The paper was submitted 15.10.2021. Accepted for publication 13.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.