Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ / ВОЖАТЫЙ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Лесконог Наталья Юрьевна, Трофимова Юлианна Сергеевна, Шаламова Любовь Федоровна

В статье поднимаются вопросы необходимости коррекции системы воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Авторы развивают идею профессионально-личностного субъектного развития студентов В.А. Сластенина, совершенствования на этой основе гражданского воспитания будущих педагогов. В статье демонстрируется актуальность педагогической концепции социального воспитания А.В. Мудрика для повышения эффективной подготовки педагогических кадров в сфере воспитательной деятельности. Представлен опыт Московского педагогического государственного университета в реализации модуля «Воспитательная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна, Лесконог Наталья Юрьевна, Трофимова Юлианна Сергеевна, Шаламова Любовь Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ENSURING THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL FUNCTIONS OF THE SPHERE OF EDUCATION

The article raises the issues of the need to correct the system of educational work in educational institutions of higher education that train teaching staff. The authors develop the idea of professional and personal subjective development of V.A. Slastenin's students, improving on this basis the civic education of future teachers, show the relevance of the pedagogical concept of social education by A.V. Mudrik to improve the effective training of teaching staff in the field of educational activities, cite the experience of Moscow Pedagogical State University in the implementation of the module “Fundamentals of Educational Activity”.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Теория и методика профессионального образования

DOI: 10.31862/2500-297X^021-4-55-67

Т.Н. Владимирова1, Н.Ю. Лесконог1, Ю.С. Трофимова2, Л.Ф. Шаламова1, 3

1 Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, 603950 г. Нижний Новгород, Российская Федерация

3 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993 г. Москва, Российская Федерация

К вопросу обеспечения реализации воспитательных функций сферы образования

В статье поднимаются вопросы необходимости коррекции системы воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Авторы развивают идею профессионально-личностного субъектного развития студентов В.А. Сластенина, совершенствования на этой основе гражданского воспитания будущих педагогов. В статье демонстрируется актуальность педагогической концепции социального воспитания А.В. Мудрика для повышения эффективной подготовки педагогических кадров в сфере воспитательной деятельности. Представлен опыт Московского педагогического государственного университета в реализации модуля «Воспитательная деятельность».

ша

© Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Трофимова Ю.С., Шаламова Л.Ф., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

55

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 4

Ключевые слова: студент, педагог, вожатый, воспитание, воспитательная деятельность, модель региональной системы педагогического образования, образовательная программа, педагогическая практика

Благодарности. Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения России на проведение научно-исследовательской работы «Сравнительный анализ моделей региональных систем подготовки педагогических кадров на примере восьми федеральных округов Российской Федерации и особенности взаимодействия федеральных и региональных участников образовательного процесса».

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: К вопросу обеспечения реализации воспитательных функций сферы образования / Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Трофимова Ю.С., Шаламова Л.Ф. // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 55-67. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-4-55-67

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-4-55-67

T.N. Vladimirova1, N.Y. Leskonog1, Y.S. Trofimova2, L.F. Shalamova1, 3

1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

2 National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, 603905, Russian Federation

3 Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, 125993, Russian Federation

On the issue

of ensuring the implementation of the educational functions of the sphere of education

The article raises the issues of the need to correct the system of educational work in educational institutions of higher education that train teaching staff. The authors develop the idea of professional and personal subjective development of V.A. Slastenin's students, improving on this basis the civic

о

а г

к о

и н

д ь

о л

т а я

е н и

м о н

и и с а в

я и р с е ф о з а

о о р

е рб

еТ п о

Тпо

56

education of future teachers, show the relevance of the pedagogical concept of social education by A.V. Mudrik to improve the effective training of teaching staff in the field of educational activities, cite the experience of Moscow Pedagogical State University in the implementation of the module "Fundamentals of Educational Activity".

Key words: student, teacher, counselor, upbringing, educational activity, model of the regional system of pedagogical education, educational program, pedagogical practice

Acknowledgments. The work was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation for the research work "Comparative analysis of models of regional systems for training pedagogical personnel on the example of eight federal districts of the Russian Federation and the peculiarities of interaction between federal and regional participants in the educational process".

CITATION: Vladimirova T.N., Leskonog N.Y., Trofimova Y.S., Shalamova L.F. On the issue of ensuring the implementation of the educational functions of the sphere of education. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 4. Pp. 55-67. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-4-55-67

В современный период, когда перед Россией стоят серьезные задачи во многих приоритетных сферах развития, на одно из ведущих мест выходит не только проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, но и воспитания в них чувства гражданской ответственности за последствия деятельности на основе сформированных традиционных российских ценностных ориентаций и установки на реализацию социальной активности.

Как авторы уже отмечали ранее, система образования играет ведущую роль в подготовке молодого поколения к участию в процессах жизнедеятельности и развития своей страны, в формировании социального потенциала молодых граждан и готовности к его реализации в интересах не только личности, но и государства [14].

Несмотря на проблемы, порожденные пандемией коронавируса | о COVID-19, в июле 2020 г. Президент Российской Федерации обратился ^ к необходимости усиления и систематизации воспитательной работы ^ §

в образовательных организациях и внес на рассмотрение Государствен- х ц ш ной Думы законопроект (№ 960545-7) «О внесении изменений в Феде- ^.д. ™ ральный закон "Об образовании в Российской Федерации" привели к принятию Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 г

«О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» по вопросам воспитания обучающихся» (http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/).

Этот документ конкретизировал понятие «воспитание», зафиксировал включение в основную образовательную программу образовательных организаций рабочих программ воспитания.

В настоящее время в стране осуществляется серьезная коррекция всей системы воспитательной работы, сложившейся в современной России, в первую очередь в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров. В вузах принимаются и разрабатываются концепции и стратегии воспитательной работы со студенческой молодежью, обновляются программы и планы воспитательной работы, исследуются и разрабатываются методологические подходы к организации этой деятельности.

В этих условиях требуется обновленное осмысление научных подходов к организации воспитательной работы в системе образования.

С середины 2000-х гг. исследователи обращаются к данной научной проблеме (Е.И. Пургина [9], Т.И. Смагина [11], Т.В. Саенко [10], Т.В. Орлова [6] и др.). Так, рассматривая различные методологические подходы к современной педагогической деятельности, Е.И. Пургина отмечает, что «современное образование описывается целой совокупностью подходов: системно-деятельностный (А.Г. Асмолов, Н.Ф. Талызина и др.), аксиологический (В.А. Сластенин, В.П. Зинченко), антропологический (Б.М. Бим-Бад), культурологический (В.А. Петровский, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.С. Газман, А.В. Иванов, Н.Б. Крылова), компетент-ностный (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторский), личностно-ориен-тированный (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская), технологический (Т.Б. Лихачев, В.М. Монахов, М.Н. Харабаджах)» [9].

Следует заметить, что идеи, которые были представлены в трудах ведущих ученых МПГУ в сфере педагогики и образования (В.А. Сластенин, А.В. Мудрик) не теряют своей актуальности в современный период.

Важное значение в реалиях сегодняшнего дня имеет совершенствование концепции профессионально-личностного субъектного развития студента, в основу подготовки которого положены идеи научной школы В.А. Сластенина и выстроенной им совместно с Г.И. Аксеновой технологии последовательного становления и развития субъектности будущего учителя [5].

го ^ ^ о

X X ^ £

° 5 t: ? ^ ш х х

Z х 1

у 2 Свои мировоззренческие взгляды, ценности и смыслы, социальные

CK

^-е- ¡^ установки, отношение к происходящим событиям в жизни своей страны 8 и за рубежом педагоги транслируют в процессе взаимодействия с обу-

m и-ш

г- С О

чающимися.

Справедливость этого положения подтверждают и сами студенты, обучающиеся по направлениям УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», принявшие участие в исследовании «Сравнительный анализ моделей региональных систем подготовки педагогических кадров на примере 8 федеральных округов Российской Федерации и особенности взаимодействия федеральных и региональных участников образовательного процесса», проведенном авторами статьи в 2021 г. в рамках государственного задания Министерства просвещения России.

В исследовании приняли участие 3362 человека из 50 вузов 36 субъектов Российской Федерации, расположенных во всех федеральных округах РФ. Был проведен опрос, по итогам которого большинство старшекурсников - респондентов исследования среди наиболее значимых для них элементов воспитательной среды образовательной организации высшего образования на первое место вывели общение с преподавателями (65%).

Поэтому чрезвычайно важно систему подготовки педагогических кадров ориентировать не только на формирование профессиональных компетенций, но и на выстраивание системы ценностных ориентаций личности будущего учителя, усвоение им ценностей и смыслов педагогической деятельности. А это, в свою очередь, требует в настоящее время совместной деятельности ученых и практиков в определении и систематизации ценностных смыслов педагогического образования, поскольку ранее сложившиеся ценности претерпевали неоднократные изменения [1; 2; 13].

В определении подходов к повышению эффективности воспитательной деятельности в процессе подготовки педагогических кадров большое значение имеет применение педагогической концепции А.В. Мудрика - концепции социального воспитания. Разделяя понятия социализации и воспитания, рассматривая их как принципиально различные процессы (социализация - спонтанный, непрерывный; воспитание - институциональный, дискретный, планомерный), ученый выводит еще одно важное для педагогической сферы понятие - социальное воспитание. Ученый делает акцент на четырех различных подходах к понятию «воспитание», исходя из «широкого» и «узкого» понимания 0 его социального смысла: | о

- в широком социальном смысле, включая в него воздействие на чело-

си ^

века общества в целом, т.е. фактически отождествляя воспитание -т о i с социализацией; ^ 5 2

05 ш °

- в широком социальном смысле, имея в виду целенаправленное вос- ^-g- $ питание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреж- 8

дений;

- в узком социальном смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

- в еще более узком социальном значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.) [3].

Социальное воспитание понимается А.В. Мудриком как «планомерное создание условий для целенаправленного и относительно контролируемого развития человека в процессе его социализации; более узко - как процесс специально организованного включения школьников в разнообразные социальные связи и ситуации, позволяющие формирующейся личности накапливать опыт социального взаимодействия в обществе» [Там же].

По мнению авторов статьи, важность такой дифференциации в понимании социального воспитания заключается в том, что в процессе подготовки педагогических кадров необходимо выделять четыре важнейших направления формирования компетенций будущего педагога в сфере воспитательной деятельности:

- понимание педагогом сущности происходящих общественных процессов, глобальных и локальных вызовов, характерных для определенного периода жизнедеятельности государства и обладание механизмами конструирования с детьми адекватных оптимальных жизненных траекторий их становления и развития в этих условиях;

- обучение будущего педагога методикам, технологиям, технике и приемам организации воспитательных мероприятий в классе, в школе, в летнем пришкольном лагере и т.д. (постановка педагогических целей этих мероприятий, их разработка и организация, анализ и определение последействия);

- обучение будущего педагога методикам, технологиям, технике и приемам формирования у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений и ценностных ориентаций;

- обучение будущего педагога методикам, технологиям, технике и приемам индивидуальной работы с ребенком с учетом жизненной ситуации (содействие в понимании общественных событий и жизненных ситуаций, в определении ценностных смыслов поступков, понимание траектории достижения жизненных целей и т.д.). Из вышесказанного возникает необходимость нацеленности стра-

го ^ ^ о

X X ^ £

° 5 t: ? ^ ш х х

Z х 1

у 2 тегии современного педагогического образования не только на подго-

ск

^-О-™ товку педагогических кадров, способных обеспечивать качественный 8 образовательный процесс, но и обладающих личностными качествами

m

г- С О 60

и профессиональными знаниями, необходимыми для формирования

высоконравственной, креативной, конкурентоспособной личности молодого гражданина современной России, обладающего развитым интеллектом и устойчивой гражданской позицией.

При этом особую актуальность приобретают сформированность гражданской идентичности самого субъекта воспитательной деятельности (педагога, вожатого), уровень его гражданской и политической зрелости, сущность системы его ценностных ориентаций, социальных установок.

Авторы уже делали акцент на этом выводе, анализируя результаты исследования сформированности гражданской идентичности, социального самоопределения будущих вожатых, их установок. Опрос был проведен среди представителей студенческой молодежи четырнадцати субъектов Российской Федерации, проходивших в МПГУ обучение вожатской деятельности по разным программам. В исследовании приняли участи порядка 150 респондентов (порядка 80% всех обучающихся слушателей). Выборка случайная, вероятностная. 83% из них составили девушки, 17% - юноши. Полученные ответы показывают, что даже у одной из социально активных групп обучающихся - у вожатых, имеющих опыт практической работы с детьми в сфере отдыха и оздоровления, не сформировалось однозначности в позитивном восприятии своей Родины, собственной идентичности, понимании гражданственно-

Как видно, в современных условиях для образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для системы образования, актуальной задачей является не только встраивание системы воспитательной работы в образовательный процесс, но и поиск эффективных механизмов гражданско-патриотического воспитания личности будущих педагогов [8].

По мнению авторов статьи, в учебно-методические комплексы модулей по теории воспитательной деятельности подготовки педагогов должны быть включены материалы по изучению основ системы государственного и муниципального управления, стратегических и приоритетных направлений развития нашего государства, ценностей и смыслов педагогического образования, технологий проектирования жизненного 0 пути школьника и программ его личностного развития. | о

Надо заметить, что в МПГУ такая работа начата с 2019 г.

ГО ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принять на себя роль воспитателя, транслятора национально-ориен- -т о Ц

тированных ценностей и смыслов подрастающему поколению, осоз- ^ у 2

нать свою педагогическую миссию позволяет студентам разработан- 5-е.й

о ° ^

ный в вузе модуль воспитательной деятельности, ориентированный ^ рэ на 9 зачетных единиц. В него вошли 4 дисциплины:

сти [13].

1. Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений (3 ЗЕТ). С этой дисциплины начинается модуль в 4-м семестре 2-го курса и продолжается два семестра.

2. Психология воспитательных практик (2 ЗЕТ). Эту дисциплину наши студенты - будущие учителя - изучают в 5-м семестре 3-го курса.

3. Технология и организация воспитательных практик (2 ЗЕТ). Реализуется в 6-м семестре на 3-м курсе в течение одного семестра.

4. Основы вожатской деятельности (2 ЗЕТ) завершают воспитательный модуль в 6-м семестре 3 курса. После успешного освоения этой дисциплины наши студенты выходят на обязательную летнюю педагогическую вожатскую практику в образовательные организации и организации отдыха детей и их оздоровления.

В целом реализация модуля воспитательной деятельности создает необходимые условия для понимания студентами значения воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, роли поиска и внедрения современных технологий и форм воспитательной работы, усвоения ценностных ориентиров и смыслов, а также становится условием для проявления социальной активной позиции выпускников педвузов.

Дисциплина «Основы вожатской деятельности» была включена в учебные планы МПГУ еще раньше. В 2017 г. по поручению Минобр-науки России профессорско-преподавательским коллективом нашего университета была разработана программа этой дисциплины, утверждена на ФУМО «Образование и педагогические науки» и рекомендована для включения в основные образовательные программы вузов, реализующих направления подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

Благодаря деятельности Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ, дисциплина «Основы вожатской деятельности» реализуется в 167 вузах России, а в 148 из них после изучения дисциплины студенты выходят на обязательную летнюю вожатскую практику (по данным на сентябрь 2019 г.) [14].

0 В настоящее время назрела необходимость расширения вожатских

1 о практик будущих учителей в общеобразовательных организациях

в течение всего учебного года в качестве помощников классных руко-

2 § I водителей и советников руководителей образовательных организаций

^ 5 ¡2 по воспитательной работе. Мы видим большие возможности по рас-

05 ш °

ширению практико-ориентированной подготовки будущих учителей

о ° ^

jpg через развитие движения студенческих педагогических отрядов в университете, активное включение студентов в проектную и конкурсную

деятельность. Включаясь в работу по подготовке конкурсных заданий, разрабатывая и реализуя собственные проекты в школьной среде, студенческая молодежь получает практический опыт методической и организационной деятельности, навыки управления проектными группами, понимания специфики работы с целевой разновозрастной аудиторией и т.д.

Завершая разговор о совершенствовании подготовки педагогических кадров в России, подчеркнем необходимость формирования эффективных моделей региональных систем подготовки педагогических кадров, построенных на широком взаимодействии федеральных и региональных участников образовательного процесса. Например, такой опыт уже наработан в МПГУ в процессе реализации программ профессионального обучения «Вожатый» в рамках сетевого взаимодействия с Международным детским центром «Артек», подготовки вожатских кадров для сферы отдыха и оздоровления Московской области на основании соглашения МПГУ с Министерством социального развития Московской области.

Центральным звеном такой системы должен выступать вуз как открытый, динамично развивающийся центр непрерывного опережающего образования по широкому спектру направлений, ориентированный на подготовку выпускников с высоким уровнем квалификации, профессиональной мобильности и социальной ответственности.

При этом задачу воспитательной системы образовательной организации высшего образования мы видим в обеспечении формирования системы социально одобряемых и социально приемлемых ориентиров, побуждающих молодых людей к социально-педагогической работе с детьми; создание комплексных условий, побуждающих студенческую молодежь к активным социальным действиям, стимулирующим переход от внутренней активности к внешней, социально ориентированной.

Современные образовательные учреждения обладают принципиально новыми техническими возможностями для формирования культурно-развивающей среды, разработки механизмов создания условий, необходимых для обеспечения перехода будущих педагогов в состояние субъекта деятельности, самостоятельно принимающего решения, 0 действующего в соответствии со сформированными у него ценност- | о ными установками, мировоззренческой позицией, нравственными

^ ? к

принципами. -т о Ц

Именно эти механизмы должны найти отражение в построении моде- ^ у 2 ли региональной системы педагогического образования, центральным 5-е.й

о о а.

элементом которой должен являться вуз, осуществляющий подготовку ^ рэ педагогических кадров.

Библиографический список / References

1. Бабина А.А. Ценностно-смысловые основы современного образовательного процесса: постановка проблемы // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти проф. Валерия Трофимовича Шапко. Екатеринбург, 2014. С. 25-28. [Babina A.A. Value-semantic foundations of the modern educational process: Problem statement. Aktualnye problemy sotsiologii molodezhi, kultury, obrazovaniya i upravleniya. Ekaterinburg, 2014. Pp. 25-28. (In Rus.)]

2. Гаврилюк О.А., Волынкина С.В. Исследование ценностно-смыслового компонента профессиональной автономности преподавателей вузов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (147). С. 53-59. [Gavrilyuk O.A., Volynkina S.V. Research of the value-semantic component of the professional autonomy of university teachers. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2014. No. 6 (147). Pp. 53-59. (In Rus.)]

3. Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. 1995. № 3. С. 54-57. [Mudrik A.V. Social education as a unity of education, organization of social experience and individual assistance. New Educational Values. 1995. No. 3. Pp. 54-57. (In Rus.)].

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М., 2000. [Mudrik A.V. Sotsialnaya pedagogika [Social pedagogy]. V.A. Slastenin (ed.). Moscow, 2000.]

5. Научная школа В.А. Сластенина: современное состояние. URL: http:// fpp-mpsu.ru/index.php?name=detail&op=view&id=652 (дата обращения: 01.02.2021). [Nauchnaya shkola V.A. Slastenina: sovremennoe sostoyanie [The scientific school of V.A. Slastenin: Current state]. URL: http://fpp-mpsu. ru/index.php?name=detail&op=view&id=652].

6. Орлова Т.В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС // Образование и воспитание. 2018. № 1 (16). С. 1-3. [Orlova T.V. Modern approaches to education in the conditions of the Federal State Educational Standard. Obrazovanie i vospitanie. 2018. No. 1 (16). Pp. 1-3. (In Rus.)].

S 2 7. Павлова С.А., Дудаев Г.С.-Х. Подготовка будущих педагогов к органи-

¡5 ¡в к зации воспитания школьников в условиях профессионального обуче-

z о х ния // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 394-396.

[Pavlova S.A., Dudaev G.S.-Kh. Preparing future teachers for organizing the educa World of (In Rus.)]

^ О

ск

— TO

и m

и -oi

o-e-S the education of schoolchildren in the context of vocational training.

o O CP

^ O.VO World of Science, Culture and Education. 2020. No. 6 (85). Pp. 394-396.

64 1

8. Потехина Е.Н. Сущностные характеристики понятия «гражданственность»: современный контекст // Педагогические науки. 2017. № 11 (65). С. 130-136. [Potekhina E.N. Essential characteristics of the concept of "citizenship": Modern context. Pedagogical Science. 2017. No. 11 (65). Pp. 130-136. (In Rus.)]

9. Пургина Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке. Екатеринбург, 2015. [Purgina E.I. Metodologicheskie podkhody v sovremennom obrazovanii i pedagogiches-koy nauke [Methodological approaches in modern education and pedagogical science]. Yekaterinburg, 2015.]

10. Саенко Т.В. Анализ современных подходов к воспитанию в системе образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, 2007. Т. 19. № 45. С. 413-417. [Saenko T.V. Analysis of modern approaches to upbringing in the education system. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2007. Vol. 19. No. 45. Pp. 413-417. (In Rus.)]

11. Смагина Т.И. Формирование профессиональной готовности бакалавра педагогического образования к развивающему обучению младших школьников (на примере подготовки учителя иностранного языка): Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2015. [Smagina T.I. Formirovanie professionalnoy gotovnosti bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya k razvivayushchemu obucheniyu mladshikh shkolnikov (na primere podgotovki uchitelya inostrannogo yazyka) [Formation of the professional readiness of the bachelor of pedagogical education for the developmental education of younger schoolchildren (on the example of training a foreign language teacher)]. PhD theses. Oryol, 2015.]

12. Харабаджах М.Н. Технологический подход в образовании: сущность и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 279-281. [Harabajah M.N. Technological approach in education: Essence and prospects. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. No. 65-1. Pp. 279-281. (In Rus.)]

13. Шаламова Л.Ф., Лесконог Н.Ю. О гражданской идентичности студентов как фактора гражданского патриотического воспитания современной молодежи // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2020. № 3. С. 17-27. [Shalamova L.F., Lesconog N.Y. On civic identity of students as a factor of civic patriotic education of modern youth.

Izvestiya Tula State University. 2020. No. 3. Pp. 17-27. (In Rus.)] ro £

^ о

14. Шаламова Л.Ф., Трофимова Ю.С. Гражданское и социальное самоопре- х J деление будущих педагогов: социальный анализ // Социальные

сы современной России / Под общей ред. проф. З.Х. Саралиевой: В 2 т. z о х

Т. 1. Н. Новгород, 2020. С. 332-338. [Shalamova L.F., Trofimova Yu.S. Civil * Ц §

and social self-determination of future educators: Social analysis. Sotsialnye 5-9- <S

Q О n

protsessy sovremennoy Rossii. Z.Kh. Saralieva (ed.). In 2 vols. Vol. 1. (<u o-vo N. Novgorod, 2020. Pp. 332-338. (In Rus.)]

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 4

Статья поступила в редакцию 28.09.2021, принята к публикации 26.10.2021 The article was received on 28.09.2021, accepted for publication 26.10.2021

Сведения об авторах / About the authors

Владимирова Татьяна Николаевна - доктор педагогических наук, кандидат филологических наук; проректор по связям с общественностью, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет

Tatyana N. Vladimirova - Dr. Pedagogy Hab., PhD in Philology; vice rector for Public Relations, Director at the Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University E-mail: tn.vladimirova@mpgu.su

Лесконог Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и меди-аобразования; директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Московский педагогический государственный университет

Natalia Y. Leskonog - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Media Education of Institute of Journalism, Communications and Media Education; Director at the Federal Coordination Center for Training and Support of Counselors, Moscow Pedagogical State University E-mail: leskonog@mail.ru

Трофимова Юлианна Сергеевна - аспирант кафедры отраслевой и прикладной социологии факультета социальных наук, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Yulianna S. Trofimova - graduate student at the Department of Sectoral and Applied Sociology of the Faculty of Social Sciences, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod E-mail: trofimova.ys@mail.ru

Шаламова Любовь Федоровна - кандидат социологических наук, доцент; доцент кафедры «Государственное управление и социальные технологии», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); аналитик Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Московский педагогический государственный университет

Lyubov F. Shalamova - PhD in Sociologу; associate professor at the Department of Public Administration and Social Technology, Moscow Aviation Institute (National Research University); analyst at the Federal Coordination Center for Training and Support of Counselors, Moscow Pedagogical State University E-mail: lfsh57@mail.ru

о

го

^ о

X X

.0

о

H го к

ш X X

z о X

X X и го m

CK X CP и О! о m го

о о ср

ш о_ю

F с о

- с о 66

Заявленный вклад авторов

Т.Н. Владимирова - научное руководство направлением исследований, предоставление материалов для статьи

Н.Ю. Лесконог - планирование и проведение исследования, подготовка текста статьи, анализ теоретических данных по проблеме исследования

Т.С. Трофимова - предоставление материалов для статьи, анализ экспериментальных данных исследования

Л.Ф. Шаламова - проведение исследования, анализ экспериментальных данных исследования, подготовка текста статьи

Contribution of the authors

T.N. Vladimirova - scientific guidance on the direction of research, providing materials for the article

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.Y. Lesconog - planning and conducting the study, preparing the text of the article, analysis of theoretical data on the research problem

Yu.S. Trofimova - providing materials for the article, analysis of experimental data of the study

L.F. Shalamova - conducting the study, preparing the text of the article

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

о

TO

^ о

X X

ct .0

о

1— TO к

Ol X X

z о X

X X и го m

CK X c^ и Ol о m го

о о

Ш о_ю

F с о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.