Научная статья на тему 'РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА В СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЯХ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА В СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЯХ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ ПРЕСС-ЦЕНТР / ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / МОДЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина Екатерина Витальевна

На сегодняшний день «образ жизни» ребенка - это среда, в которой он развивается, социализируется, действует и взаимодействует с окружающим миром. Именно проблема взаимоотношений личности и «мира» - одна из главных на протяжении столетий. Большое количество информации не дает детям последовательно и правильно усваивать знания, полученные разными каналами СМИ и школой. Ребенок должен не только запоминать новый материал на уроках, он должен уметь осмысливать его практическую часть, тем самым развивать свои личностные качества. Именно новые модели медиаобразования и проектная работа могут стать площадкой для социальной адаптации школьника и помочь ему сформировать основные социальные навыки (человечность, сердечность, чуткость, доброта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SCHOOL PRESS CENTER IN MODERN MODELS OF MEDIA EDUCATION

Today, a child’s „ lifestyle" is an environment in which they develop, socialize, act and interact with the world around them. It is the problem of the relationship between the individual and the „world" that has been one of the main ones for centuries. A large amount of information does not allow children to consistently and correctly assimilate the knowledge obtained by different media channels and the school. The child should not only memorize new material in the classroom, they should be able to comprehend its practical part, thereby developing their personal qualities. It is the new models of media education and project work that can become a platform for the social adaptation of a student and help them form basic social skills (humanity, cordiality, sensitivity, kindness).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА В СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЯХ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ»

журналистика!

УДК 37.075.8 ББК 74.27

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-48-53

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА В СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЯХ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Опарина

Аннотация. На сегодняшний день «образ жизни» ребенка - это среда, в которой он развивается, социализируется, действует и взаимодействует с окружающим миром. Именно проблема взаимоотношений личности и «мира» - одна из главных на протяжении столетий. Большое количество информации не дает детям последовательно и правильно усваивать знания, полученные разными каналами СМИ и школой. Ребенок должен не только запоминать новый материал на уроках, он должен уметь осмысливать его практическую часть, тем самым развивать свои личностные качества. Именно новые модели медиаобразования и проектная работа могут стать площадкой для социальной адаптации школьника и помочь ему сформировать основные социальные навыки (человечность, сердечность, чуткость, доброта).

Ключевые слова: медиаобразование, школьный пресс-центр, общешкольные проекты, модели медиаобразования, социализация, медиаобразовательные технологии, проектная работа, развитие личности.

Для цитирования: Опарина Е. В. Роль школьного пресс-центра в современных моделях медиаобразования // Наука и школа. 2022. № 1. С. 48-53. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-1-48-53.

THE ROLE OF THE SCHOOL PRESS CENTER IN MODERN MODELS OF MEDIA EDUCATION

E. V. Oparina

Abstract. Today, a child's „lifestyle" is an environment in which they develop, socialize, act and interact with the world around them. It is the problem of the relationship between the

© Опарина Е. В., 2022

■SSL-®-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

individual and the „world" that has been one of the main ones for centuries. A large amount of information does not allow children to consistently and correctly assimilate the knowledge obtained by different media channels and the school. The child should not only memorize new material in the classroom, they should be able to comprehend its practical part, thereby developing their personal qualities. It is the new models of media education and project work that can become a platform for the social adaptation of a student and help them form basic social skills (humanity, cordiality, sensitivity, kindness).

Keywords: media education, school press center, school-wide projects, media education models, socialization, media education technologies, project work, personality development.

Cite as: Oparina E. V. The role of the school press center in modern models of media education. Nauka i shkola. 2022, No. 1, pp. 48-53. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-48-53.

Основной возможностью развития личности и формирования ее базовой культуры выступает образование [1]. Именно образование помогает школьникам сформировать широкое видение, научное мировоззрение и правильное представление о жизни; понять природу, общество и людей (включая себя); овладеть методом научного мышления. На сегодняшний день школьный период является главным для приобретения социальных навыков, активного развития, осознанности в принятии решений.

Эффективная воспитательная работа в школе возможна лишь тогда, когда системообразующим фактором школьной жизни становится адекватная образу жизни совместная деятельность, организованная как взаимодействие родителей, детей и учителей [2, с. 165].

Такой деятельностью может стать проектная работа. Учитель, участвуя в учебно-воспитательном процессе, активно выполняет функции воспитания и развития школьников. Здесь важно сказать, что в современных условиях учителю обязательно нужно владеть методами медиаобразования, чтобы иметь возможность модернизировать работу в команде. По мнению И. В. Жилав-ской, «под медиаобразованием (media education) следует понимать обучение теории и практическим умениям для

овладения современными средствами массовой коммуникации, pассматpи-ваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике» [3, с. 18]. Следовательно, медиаобразование как набор средств и методов для воспитания и обучения сегодня актуально и действенно.

Задачи и методы медиаобразования:

• развитие когнитивных функций;

• аналитическое развитие;

• развитие морально-этических качеств личности;

• эстетическое воспитание и развитие;

• развитие интересов школьников;

• умение брать на себя риск и ответственность;

• умение адекватного восприятия информации;

• владение способами эффективного взаимодействия в рамках массовой коммуникации.

На основе вышесказанного можно сложить портрет социальных навыков современного ребенка, который активно включен в «новую реальность» [4]:

• сотрудничество, возможность работы в команде;

• коммуникативные навыки;

• способность самостоятельно принимать важные решения;

• способность делать осознанный выбор;

• стремление ребенка к осознанию собственных потребностей и целей;

• наличие опыта общения;

• развитие личностных качеств, формирование саморегулирования.

Проектная работа детей в организации школьного пресс-центра

Каждому ребенку важно иметь возможность выбора, понимать, что его голос что-то значит, осознавать, что он талантливый и нужный. В сфере классной работы многие потенциальные мотивы деятельности оказываются нереализованными, так среди сверстников всегда существует конкуренция, межличностное самоутверждение, соперничество. Прежде чем ребенок осмыслит, «как правильно», он должен этому научиться. Здесь большое значение будет иметь взаимосвязь всех участников проекта [5].

Миссия проекта: создание площадки (пресс-центра) для освещения школьных событий. Именно создание разновозрастной команды позволит детям освоить новые технические возможности, раскрыть свой потенциал, получить новый опыт, расширить свой информационный кругозор.

Интеллектуальное богатство школьной жизни - это кружки как важная форма воспитания. Интересы детей постоянно меняются, они могут переходить от одной деятельности к другой, зачастую не замечая этого. Именно работа в «пресс-центре» даст стимул в освоении новых профессий. Школа - это жизнь, за учебный год в ней проходит огромное количество мероприятий, о которых можно рассказывать в разных жанрах и разными методами. Такой проект позволит детям научиться основам журналистики, грамотно и кратко излагать материал, обеспечит «обратную связь»

педагогического коллектива школы с учащимися.

Актуальность: создание школьного пресс-центра позволяет детям общаться в разновозрастном коллективе, способствует более тесным связям между: школьниками и педагогами, детьми и обществом, родителями и детьми. Также способствует повышению коммуникативных навыков с помощью разностороннего общения. Важная задача такого проекта: сформировать у детей навыки точно выражать свои мысли, с помощью информации оказывать воздействие на окружение, ответственно и критически анализировать содержание сообщений, грамотно писать оригинальные тексты.

Работа в команде способствует воспитанию таких личных качеств, как самостоятельность, умение правильного принятия решений, целенаправленность, ответственность, саморазвитие, умение четко излагать свои мысли и идеи.

Цель проекта: оптимизировать работу учащихся и их родителей в активной журналистской деятельности.

Проект реализуется в несколько этапов.

1. Исследовательский. Провести организационное собрание, на котором обсудить главные вопросы. С помощью анкетирования или опроса среди учащихся определиться с должностями и распределить работу. Школьный пресс-центр представляет собой открытую структуру. Высшим органом управления деятельностью пресс-центра является общее собрание его членов.

Постоянно действующим органом пресс-центра, планирующим и организующим деятельность, является редакция в следующем составе:

• главный редактор;

• администратор интернет-платформы (могут быть разные социальные сети);

• Дизайнер;

• Корреспонденты;

• Фотокорреспонденты.

2. Организационный: распределить обязанности (возможна смена творческой деятельности на протяжении проекта, чтобы каждый смог попробовать себя в разных профессиях), прописать должностные обязанности [6].

Должностные обязанности членов пресс-центра.

Главный редактор: контроль за выпуском сведений, сбор, вычитка и редактирование полученной информации, решение всех важных и спорных вопросов.

Администратор интернет-платформ: поиск интересных новостей в Интернете, публикация материала на сайте школы и интернет-площадках.

Корреспонденты: подбор актуального, насущного материала для центра, написание статей, интервью, заметок.

Дизайнер: разработка дизайна групп интернет-платформ: обложка, разработка новых стилей и вариантов в оформлении.

Фотокорреспондент: подготовка фотографий к материалам, момент-минутка, фото дня.

3. Деятельностный: познакомить детей с методами работы по сбору информации, написанию материала. Провести организацию обучающих занятий по изучению техники (компьютер, фотоаппарат, сканер, принтер).

Школьный пресс-центр может стать площадкой для создания на базе школы собственного радио, телевидения и газеты. Конечно, это кропотливая и сложная работа, которую вряд ли возможно сделать без участия взрослых, но и без участия детей невозможно наполнить СМИ интересной тематикой.

Предлагаемые примерные рубрики для газеты.

«Афиша недели»: понедельник, 8:00, 1-2 человека составляют и пишут анонсы недели. Публикация в социальные сети Пресс-службы («ВКонтакте», «Ин-стаграм»).

«Цитата дня»: будни, 16:00, 1 человек анализирует просмотренные цитаты в

Интернете, в фоторедакторе на изображении автора пишется цитата. Публикация готовой картинки в социальные сети Пресс-службы («ВКонтакте», «Инста-грам»).

«Поздравление с днем рождения»: каждый день, 12:00, 1 человек составляет поздравление учителю. Публикация поздравления в социальные сети Пресс-службы («ВКонтакте», «Инстаграм»).

«Фото дня»: из жизни школы: будни, до 16:00, 1-2 человека отбирают по цензуре фотографии для публикации. Публикация фото в социальные сети Пресс-службы («Вконтакте», «Инстаграм»).

«В дневнике»: публикация текстов, написанные школьниками на различные темы. Темы могут быть как выбраны самостоятельно, так и предложены руководителем пресс-службы и редактуры.

«Всегда и везде»: публикация текстов школьников о прошедших мероприятиях.

Фотографы: отправляют интересные фото из жизни школы администратору интернет-платформ, который публикует их на платформах «Вконтакте», «Инстаграм».

Редакторы: 2-3 школьника, проверяющих тексты на лексические, орфографические и грамматические ошибки.

Формирование универсальных учебных действий:

• умение определять цели и задачи деятельности;

• поиск и выделение конкретной информации;

• формирование четкой позиции;

• повышение интереса к знаниям;

• воспитание коллективизма (ответственность перед группой);

• наблюдать и делать самостоятельные выводы;

• выступать перед аудиторией;

• использование средств общения;

• применение полученной информации на практике;

• работа в команде.

Работа в пресс-центре поможет детям подружиться, помогать друг другу и

слышать друг друга, быть активными и работать в команде, не бояться брать на себя ответственность и отвечать за свои поступки.

Конкретная разработка и реализация таких проектов представляет собой сложнейшую социальную и педагогическую задачу.

Идеи, закладывающиеся в основу таких общешкольных медиаобразователь-ных проектов, должны предлагаться, разрабатываться и реализовываться с учетом всего комплекса общешкольных и социоумных факторов [7].

Прежде всего, к ним относятся:

• потребности, ценностные ориентации и социальные ожидания всех субъектов педагогического процесса;

• профессиональная педагогическая квалификация учителей, которые реализуют данный проект;

• материальные возможности школы.

Таким образом, главной социальной задачей проектной работы школьного пресс-центра будет помощь растущему ребенку стать компетентной и эффективной личностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017). URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 18.10.2021).

2. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

3. Жилавская И. В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе ме-диаобразовательных стратегий и технологий. М., 2008.

4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. С. 65-79.

5. Волкова И. И. Игровые форматы мультимедийной журналистики // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение, Журналистика. 2014. № 1. С. 106-110.

6. Жилавская И. В. Качество журналистики как медиаобразовательная проблема // Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 1, № 3. С. 122-124.

7. Нафталиева В. О. Влияние современных СМИ на молодежь // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2011. № 2. С. 182-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (red. ot 29.07.2017). Available at: http://base.garant.ru/70291362/ (accessed: 18.10.2021).

2. Parygin B. D. Sotsialnaya psikhologiya. Problemy metodologii, istorii i teorii. St. Petersburg: IGUP, 1999.

3. Zhilavskaya I. V. Optimizatsiya vzaimodeystviya SMI i molodezhnoy auditorii na osnove mediaobrazovatelnykh strategiy i tekhnologiy. Moscow, 2008.

4. Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy. In: Khutorskoy A. V. (ed.) Innovatsii v obshcheobrazovatelnoy shkole. Metody obucheniya: sb. nauch. tr. Moscow: GNU ISMO RAO, 2006. Pp. 65-79.

5. Volkova I. I. Igrovye formaty multimediynoy zhurnalistiki. Vestn. Rossiyskogo un-ta druzhby narodov. Ser.: Literaturovedenie, Zhurnalistika. 2014, No. 1, pp. 106-110.

6. Zhilavskaya I. V. Kachestvo zhurnalistiki kak mediaobrazovatelnaya problema. Vestn. Volzhskogo un-ta im. V. N. Tatishcheva. 2016, Vol. 1, No. 3, pp. 122-124.

7. Naftalieva V. O. Vliyanie sovremennykh SMI na molodezh. Filosofskie problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostranstva. 2011, No. 2, pp. 182-195.

Опарина Екатерина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Московский педагогический государственный университет

e-mail: penzeva.ek@yandex.ru

Oparina Ekaterina V., PhD in Education, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: penzeva.ek@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.10.2021 The article was received on 21.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.