Научная статья на тему 'Медиапространство современной Школы'

Медиапространство современной Школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4251
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МЕДИАКУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА / БЛОГГИНГ / MEDIA LITERACY / MEDIA EDUCATION / MEDIA SPACE / MEDIA CULTURE / INFORMATION CULTURE / INFORMATION LITERACY / BLOGGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахнеева А. А., Давыдова-мартынова Е. И., Зюзюкова М. О.

Каким должно быть медиапространство современной образовательной организации? Насколько образовательная организация должна быть представлена в социальных сетях? Какие методы повышения уровня медиаграмотности педагогов и обучающихся оптимально использовать?Цель данного исследования авторы видят в разработке и представлении оптимальной модели медиапространства современной образовательной организации, в которой будут учтены не только особенности, обусловленные изменениями в образовательном процессе, но и потребности современной аудитории педагогов, учащихся, родителей, образовательных партнеров.Одна из задач исследования состоит в обосновании включения новых электронных образовательных сред в медиапространство образовательной организации. Так, например, образовательный ресурс «Московская электронная школа» содержит разработки (сценарии уроков) педагогов. То есть образовательный контент создается собственно педагогами образовательных организаций. Тем самым «Московская электронная школа» технологически и содержательно подводит школу к выходу в глобальное информационное пространство. Ресурсы «Московской электронной школы» становятся частью образовательной медиасферы современных образовательных организаций.Материалы и методы: в статье проанализированы информационные ресурсы образовательной организации, а именно страницы в социальных сетях, сайты, блоги и микроблоги, аккаунты, каналы, образовательные платформы, на которых представлены разработки педагогов образовательных организаций и т.п. Кроме того, проведено мониторинговое исследование элементов медиапространства образовательной организации. Важность анализа медипространства современной образовательной организации обусловлена тем, что медиаобразование выступает как особая педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии на основе формирования критического мышления и собственного мировоззрения, которое происходит под влиянием информационных потоков. В связи с этим возникает необходимость разработки комплексного подхода к организации медипростраства современной школы. Неотъемлемым элементом комплексного подхода является создание условий для формирования медиаграмотности педагогов и обучающихся.Результатом исследования является оптимальная, с точки зрения авторов, модель медиапространства современной школы, которая включает как страницы в социальных сетях, профили, микроблоги, блоги, аккаунты, так и собственные веб-ресурсы, каждый из которых имеет собственное назначение и функциональные особенности.В заключение можно констатировать, что одной из ключевых ценностей, описанной в статье модели создания школьного медиапространства, является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария мадиаграмонтности, самостоятельного поиска, умения правильно использовать информационные потоки, в целях эффективной коммуникации, решения учебно-познавательных и иных личностных проблем и задач, то есть ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахнеева А. А., Давыдова-мартынова Е. И., Зюзюкова М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media space of the modern school

What should be the media of a modern education institution? How is the educational organization supposed to be represented in social media? What methods of increasing the level of media literacy of teachers and students should optimally use?As the purpose of this study the authors can see in the development and presentation of an optimal model of media space for modern educational institutions which will take into account not only the changes in the education process, but also the needs of the modern audience teachers, students, parents, and educational partners. The resources of “Moscow e-school” become part of the educational media sphere of modern educational organizations.Resources and methods: resources of an educational institution, namely, social media, blogs and microblogs, users’ accounts, channels, educational platforms, which present the work of educators. The importance of analyzing media of the modern educational institution is that media-education serves as a pedagogical system, allowing the use of modern techniques and technologies through the development of critical thinking, which occurs under the influence of information flows. In this regard, there is a need for the comprehensive approach to the media organization in the modern school. An integral element of the complex approach is the creation of conditions for the development of media literacy for teachers and learners.The result of this research is the optimal model of media space for the modern school, which includes social networking profiles, microblogging, blogs, users’ accounts, and web resources, each of which has its own purpose and functional features.As a conclusion we can note that one of the core values of the media model is the development of creative and critical thinking, the acquisition of experience and tools of media, independent search, the ability to use information flows for the effective communication, solving educational and cognitive, other personal problems and tasks, i.e. the orientation is not so much on the knowledge as on the acquisition of positive experience of the independent work.

Текст научной работы на тему «Медиапространство современной Школы»

УДК 37.03

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-81-91

Медиапространство с

Каким должно быть медиапространство современной образовательной организации?Насколько образовательная организация должна быть представлена в социальных сетях?Какие методы повышения уровня медиаграмотности педагогов и обучающихся оптимально использовать?

Цель данного исследования авторы видят в разработке и представлении оптимальной модели медиапространства современной образовательной организации, в которой будут учтены не только особенности, обусловленные изменениями в образовательном процессе, но и потребности современной аудитории — педагогов, учащихся, родителей, образовательных партнеров. Одна из задач исследования состоит в обосновании включения новых электронных образовательных сред в медиапространство образовательной организации. Так, например, образовательный ресурс «Московская электронная школа» содержит разработки (сценарии уроков) педагогов. То есть образовательный контент создается собственно педагогами образовательных организаций. Тем самым «Московская электронная школа» технологически и содержательно подводит школу к выходу в глобальное информационное пространство. Ресурсы «Московской электронной школы» становятся частью образовательной медиасферы современных образовательных организаций.

Материалы и методы: в статье проанализированы информационные ресурсы образовательной организации, а именно страницы в социальных сетях, сайты, блоги и микроблоги, аккаунты, каналы, образовательные платформы, на которых представлены разработки педагогов образовательных организаций и т.п. Кроме того, проведено мониторинговое исследование элементов медиапространства образовательной организации. Важность анализа медипространства современной образовательной ор-

А.А. Вахнеева Е.И. Давыдова-Мартынова

ГБОУ Школа № 1517, Москва, Россия

»временной школы

ганизации обусловлена тем, что медиаобразование выступает как особая педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии на основе формирования критического мышления и собственного мировоззрения, которое происходит под влиянием информационных потоков. В связи с этим возникает необходимость разработки комплексного подхода к организации медипростраства современной школы. Неотъемлемым элементом комплексного подхода является создание условий для формирования медиаграмотности педагогов и обучающихся.

Результатом исследования является оптимальная, с точки зрения авторов, модель медиапространства современной школы, которая включает как страницы в социальных сетях, профили, микроблоги, блоги, аккаунты, так и собственные веб-ресурсы, каждый из которых имеет собственное назначение и функциональные особенности.

В заключение можно констатировать, что одной из ключевых ценностей, описанной в статье модели создания школьного медиапространства, является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария ма-диаграмонтности, самостоятельного поиска, умения правильно использовать информационные потоки, в целях эффективной коммуникации, решения учебно-познавательных и иных личностных проблем и задач, то есть ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы.

Ключевые слова: медиаграмотность; медиаобразование; медиапространство; медиакультура; информационная культура; информационная грамотность; московская электронная школа; блоггинг.

Anna A. Vakneeva, Elena I. Davydova-Martynova

High School 1517, Moscow, Russia

Media space of the modern school

What should be the media of a modern education institution? How is the educational organization supposed to be represented in social media? What methods of increasing the level of media literacy of teachers and students should optimally use?

As the purpose of this study the authors can see in the development and presentation of an optimal model of media space for modern educational institutions which will take into account not only the changes in the education process, but also the needs of the modern audience — teachers, students, parents, and educational partners. The resources of "Moscow e-school" become part of the educational media sphere of modern educational organizations. Resources and methods: resources of an educational institution, namely, social media, blogs and microblogs, users' accounts, channels, educational platforms, which present the work of educators. The importance of analyzing media of the modern educational institution is that media-education serves as a pedagogical system, allowing the use of modern techniques and technologies through the development of critical thinking, which occurs under the influence of

information flows. In this regard, there is a need for the comprehensive approach to the media organization in the modern school. An integral element of the complex approach is the creation of conditions for the development of media literacy for teachers and learners. The result of this research is the optimal model of media space for the modern school, which includes social networking profiles, microblog-ging, blogs, users' accounts, and web resources, each of which has its own purpose and functional features.

As a conclusion we can note that one of the core values of the media model is the development of creative and critical thinking, the acquisition of experience and tools of media, independent search, the ability to use information flows for the effective communication, solving educational and cognitive, other personal problems and tasks, i.e. the orientation is not so much on the knowledge as on the acquisition of positive experience of the independent work.

Keywords: media literacy; media education; media space; media culture; information culture; information literacy; blogging.

Введение

В современном обществе информационная культура становится не только важным критерием развития личности, но и критерием овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации. Реализация проекта Департамента образования г. Москвы «Московская электронная школа» технологически и содержательно подводит школу к выходу в глобальное информационное пространство.

Актуальность рассматриваемых в статье вопросов во многом обусловлена тем, что отличительной особенностью современного образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника и медиаобразование выступает здесь как особая педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии на основе формирования критического мышления и собственного мировоззрения, которое происходит под влиянием информационных потоков.

Таким образом, основной задачей становится уже не просто передача знаний школьнику, а научение его овладевать новыми видами деятельности. Важную роль в системе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, играет медиапространст-во современной школы. При этом, важно учитывать, что если раньше информационные потоки концентрировались внутри школы, от педагогов к ученикам, то сегодня крайне важно становится внешнее информационное обеспечение деятельности образовательного учреждения. Сказанное определяет необходимость разработки комплексного подхода к организации медипространст-ва современной образовательной организации. Образова-

тельная организация работает над созданием собственного имиджа, формирования своего положительного образа для самых разных целевых аудиторий — руководства сферы образования, учащихся, родителей, родственников, потенциальных школьников и так далее. Кроме того, неотъемлемым элементом комплексного подхода является создание условий для формирования медиаграмотности педагогов и обучающихся.

Цель исследования: представить оптимальную модель ме-диапространства современной образовательной организации и сформулировать рекомендации к организации медиа-пространства школы.

Задачи исследования: выявить особенности медиапро-странства современной образовательной организации; охарактеризовать сущность понятия «медиапространст-во»; рассмотреть понятие ме-диаграмотности как части информационной культуры общества; описать специфику медиаобразования и медиаоб-разовательной работы; описать основные элементы медиапро-странства современной образовательной организации. Кроме того, представляется важным обосновать включение новых объектов медиапространст-ва, которые являются частью современной образовательной системы. Так, например, реализация проекта Департамента образования г. Москвы «Московская электронная школа» технологически и содержательно подводит школу к выходу в глобальное информационное пространство. Ресурсы «Московской электронной школы» становятся частью образовательной медиасферы современных образовательных организаций. Важно, что учитель в этом проекте не только использует готовые образовательные ресурсы, но и является автором, создателем таких ресурсов.

Результатом данного исследования является представление оптимальной медиа-пространства современной образовательной организации, а также выработка рекомендаций по структуре и содержанию образовательного медиа-пространства.

Практическая значимость представленной модели медиа-пространства образовательной организации обусловлена необходимостью создания современными образовательными организациями собственного медиапространства, а также формирования условий повышения уровня медиаграмот-ности учащихся и привлечения их к участию в медиапроиз-водстве.

Медиапространство как среда взаимодействия

Медиапространство — это среда, создаваемая электронными средствами коммуникации, электронное окружение, в котором сообщества, группы, организации могут действовать вместе в одно и то же время. Другими словами, это среда, которая возникает в результате взаимодействия средств массовой коммуникации и аудитории. Реализация программы Министерства связи и Министерства образования позволила установить Интернет в российских школах и технологически подготовила образовательные организации к выходу в глобальное информационное пространство. При этом важно учитывать, что сегодня новые информационно-коммуникационные технологии многократно усилили возможности информационного воздействия на граждан, в том числе, на детей и молодежь. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства, наряду с его другими основными ресурсами (природными, экономическими, трудовыми, материальными и т.д.). Положительная сто-

рона этих изменений очевидна — повсеместное внедрение информационных технологий и привело к формированию глобального межгосударственного информационного виртуального пространства. Но есть и негативная сторона — снизилась уверенность общества в неотъемлемом праве граждан на защиту конституционных прав и свобод, включая защиту частной жизни. На первый план выдвинулись проблемы информационной безопасности, причем не только граждан, но и государства. Именно поэтому важно учитывать, что формирование общественного мнения и мировоззрения различных социальных слоев и групп средствами массовой информации тесно связано с идеологией, достоверностью и надежностью масс-медиа.

Кроме того, существует проблема репрезентации действительности современными масс-медиа, в результате которой возникает явление так называемой «параллельной школы» — учащиеся получают широкие информационные потоки по каналам СМИ, не вникая при этом в достоверность и надежность информации. Поэтому необходимо формировать медиаобразовательные навыки, повышать уровень медиаграмотности учащихся в образовательных учреждениях разного уровня.

С нашей точки зрения, наиболее полно раскрывающее сущность понятия «медиапро-странство образовательной организации» определение представлено в работе Белиц-кой О.В. «Анализ подходов к определению понятия «образовательное медиапространство» [2, 44]. Основываясь на указанном исследовании, можно сформулировать определение образовательного медиапро-странства применительно к общему образованию: многоаспектная целостная образовательная среда, в которой субъекты посредством медиа-

технологий самостоятельно осуществляют сетевое взаимодействие, реализуют стандарты общего образования для развития как самого пространства, так и для повышения уровня медиа-компетентности учащихся.

Прогнозируя недалекое будущее, следует учитывать, что по мере расширения интернет-коммуникаций социальные институты, в том числе и образовательные учреждения, все более энергично осваивают новые медиа, не исключая возможности использования нейросетей, нейролингвисти-ческих инструментов и т.д.

Медиаграмотность как часть информационной культуры общества

Формирование медиагра-мотности — одна из задач современной школы. Медиагра-мотность можно определить, как грамотность в области восприятия, понимания, интерпретации текстов и других видов информации, публикуемых СМИ. В широком смысле медиаграмотность можно определить, как комплекс наиболее общих умений и навыков работы с информацией, то есть умение классифицировать ее по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую, излагать в соответствии с заданными параметрами и пр.

Медиаграмотность в современном обществе становится не столько набором прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в библиотеках, медиатеках, компьютерных сетях, сколько определенным критерием развития личности, характеризующим диалогичность восприятия, вариативность, открытость системы знаний.

Важно учитывать, что одним из основных компонентов формирования информационной грамотности является развитие критического мышления. Критичность «предпо-

лагает умение действовать в условиях выбора и принятия альтернативных решений, умение опровергать заведомо ложные решения» [15, 75]. Анализ итогов восприятия приводит учащихся не только к пониманию медиатекста, но и к выработке собственного мнения по поводу содержания медиа-текста. При этом учащиеся приобретают навыки аргументировать свою точку зрения, понимать, что могут существовать несколько правомерных позиций по одной и той же проблеме, что способствует не только социальной адаптации учащихся и их профессиональной ориентации, но и развитию такой компетенции, как кросс-культурное понимание проблемы.

Медиаобразование

По определению ЮНЕСКО [1, 273—274], медиаобразова-ние (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3) интерпретировать меди-атексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получить возможность свободного доступа к медиа,

как для восприятия, так и для продукции.

Исторически концепция медиаобразования начала формироваться в середине XX века в США и первоначально носила название «визуальная грамотность». По мнению первых медиапедагогов, школа должна была обучать детей невербальным способам коммуникации, и в первую очередь, визуальным [8, 7].

Согласно «Российской педагогической энциклопедии», медиаобразование — это направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.) [16].

Относительно современной школы значение имеет как ме-диаобразование обучающихся, так и медиаобразование педагогов. Медиаобразование в данной ситуации является гарантией эффективности формирования общих учебных умений, информационной культуры и учителя, и обучающегося.

Авторы выделяют области, где наиболее необходима ме-диаобразовательная работа:

— обеспечение информационной безопасности личности (умение ориентироваться в медиапространстве, грамотно осуществлять навигацию, бороться с эффектами медиави-русов и интернет-аддикции);

— поиск информации (умение составлять поисковые запросы, отбирать и фильтровать информацию, сохранять и изменять ее по заданным параметрам; важно здесь также осуществление и стимулирование потребности в новой информации)

— восприятие и интерпретация медитекстов (восприятия, понимания, освоения контекста, умения воспринимать концепцию и скрытый смысл ме-диатекста, умение выстраивать свою концепцию по поводу полученной информации);

— медиатворчество (создание собственных медиатекс-

рис. 1. платформа «Московская электронная школа»

тов — как самостоятельно, так и в соавторстве);

— практическое освоение медиапространства (умения соблюдать этику общения в медиапространстве, понимать направленность медиатизиро-ванного диалога; степень участие в создании и функционировании медиапространства на различных уровнях — от локального (например, школьно -го) медиапространства до общемировых информационных сетей) [4].

Следует отметить, что в современной педагогике уже существует положительный практический опыт включения медиаобразования в учебные дисциплины средних и высших учебных заведений. Использование медиаобразовательных технологий становится важным фактором социализации молодежи и одновременно служит созданию открытой, цивилизованной медиасреды

[9, 11].

В связи с этим нельзя не сказать о новом образовательном проекте «Московская электронная школа», в числе основных задач которого реализация различных форм педагогических технологий, информирование каждого жителя мегаполиса о ходе и результатах образовательного процесса, гарантия предоставления качественных электронных учебных материалов, создание равных условий для обучения детей с особыми образователь-

ными потребностями. Так, например, электронной услугой «Сведения о текущей успеваемости» ежедневно пользуются до 400 тысяч жителей столицы, а ежемесячно число уникальных пользователей превышает 1 миллион [13]. Цель проекта — максимально эффективно использовать 1Т-возможностей школы для улучшения качества образования. Достижение цели предполагается путём формирования связи между организационными и содержательными аспектами образовательного процесса (интерактивное оборудование, а также персональные устройства пользователей, подключённые к Интернету, связываются с учебными материалами платформы). С одной стороны, платформа МЭШ — это образовательный ресурс, но с другой — каждая образовательная организация представлена на этой платформе разработками (сценариями уроков) своих педагогов. Считаем, что платформу МЭШ можно также отнести к медиапространству образовательной организации.

Таким образом, к основным задачам медиаобразования можно отнести: подготовку нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научение содержательно понимать информацию, оценивать ее достоверность, осознавать последствия информационного воздействия на психику,

а также овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Структура медиапространства современной школы

Медиапространство современной школы — открытая социальная система средств массовой коммуникации. Коммуникационные технологии, используемые в рамках меди-апространства современной школы, чаще всего представлены web-страницами (сайтами) в интернет-пространстве, блогами в социальных сетях, печатными изданиями (газета, журнал, альманах), студийными выпусками телевизионных новостей и передач.

Аудитория медиапространства школы — ученики, учителя, администрация, родители, представители образовательных учреждений разного уровня, специалисты из области управления образованием и другие социальные партнеры

В структуру медиапро-странства современной школы включены не только внутренние школьные СМИ (школьные издания, сайт, блог в социальной сети, школьная студия телевидения), но и каналы взаимодействия с внешними медиа — образовательными изданиями, телевизионными и интернет-каналами.

Медиапространство современной школы решает сразу несколько задач. Во-первых, формирует грамотную и требовательную аудиторию. Во-вторых, предоставляет возможность взаимодействия с внешними СМИ, обеспечивая принцип открытости воспитательно-образовательного пространства школы. В-третьих, формирует профессиональные навыки и компетенции у школьников, включенных в этот вид деятельности. Школьные СМИ — это надежный базис для формирования и

апробации компетенций, журналистских талантов школьников. Интерес к общественно-политической журналистике, полученный в школе, может иметь важное профориентаци-онное значение.

Указанные виды деятельности способствуют формированию системы восприятия и анализа информации и на уроке, и вне урока:

— занятия журналистикой, в том числе и телевизионной;

— проектная деятельность, так как выполнение проекта ставит учеников перед необходимостью освоения не только различных видов информационных умений (отбор, накопление, переработка информации, представление ее в другой форме), но и умений технологических (видеомонтаж, компьютерная верстка и др.). И здесь не обойтись без таких навыков, как анализ и отбор информации, умение оценить степень ее важности, выразить свое мнение, то есть по сути речь идет о необходимых навыках критического мышления.

Педагог должен научить обучающихся ориентироваться в медиаресурсах, отслеживать их влияние и анализировать последствия такого влияния. Кроме того, важно научить оценивать достоверность получаемой информации. Как

справедливо отмечает Е.А. Бондаренко, для реализации этого направления требуется другая необходимая составляющая — это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между меди-асредой и учащимися [5].

Это приводит к необходимости обратить особое внимание на то, как должно быть организовано медиапространство в современной школе. Рассмотрим модель медиапространства Школы № 1517.

Печатные издания

В Школе № 1517 с 2009 года издается научно-популярный альманах «Бозон Хиггса». Альманах выходит в печатной и электронной версиях. Основная цель альманаха «Бозон Хиггса» — публикация исследовательских и проектных работ; научных статей, методических разработок, информационного материала в области науки, техники, исследований во всех областях человеческого знания; пропаганда науки среди школьников.

Редакторский коллектив, состоящий из учеников 5—11 классов, выполняет все функции по созданию альманаха: сбор и создание материалов, иллюстрации, фоторепортажи,

Рис. 2. Медиапространство ГБОУ Школа № 1517

верстку, коррекцию и непосредственно само издание (в Школе оборудована мини-типография). В процессе создания альманаха выполняются не только задачи собственно пропаганды науки среди школьников и молодежи, но и задачи, формирующие социально-активную позицию, а именно: возможность творческого самовыражения авторов; умение работать в коллективе на равных (командная работа); умение выражать свои мысли в тексте в лимитированном объеме (аргументировано и кратко); получение дополнительных знаний от других участников проекта через их статьи и другие материалы; ответственность за публично высказанное мнение, мысли; развитие представлений о глобальных задачах средств массовой информации; навыки работы с разнообразным программным обеспечением (верстка, обработка звука, обработка изображений, печать) [18, 8].

Научно-популярный альманах выходит 3 раза в год. 2 выпуска — периодические, 1 выпуск — выставочный номер (дайджест) на английском языке. У каждого выпуска альманаха — отдельная тема, например, «Наука и время», «Наука и инновации», «Наука и чувства», «Наука и спорт» и др. Собрание редакторского коллектива проходят как в очной, так и в дистанционной форме. Интересно отметить, что как одно из вспомогательных средств создания журнала используются технологии сетевого сообщества. В социальной сети «В Контакте» создана группа сетевого взаимодействия «Бозон Хиггса». Находясь в любом месте, члены редакторского коллектива могут обсуждать все вопросы, возникающие в ходе работы над номером. Например, дистанционно проходит голосование за тему номера. Голосование обычно начинается в день выхода предыдущего номера и продолжается примерно месяц.

«Бозон Хиггса» не только печатное издание, альманах выполняет функции площадки для взаимодействия, на которой учащихся из разных школ, разных городов и стран обмениваются мнениями, публикуют собственные исследования, проекты, обращаются к ученым, общественным деятелям, получают рецензии и отклики на свою работу. В журнале освещаются все активности, мероприятия, которые проводятся вместе с ребятами с ОВЗ, в том числе и с пользователями социальной сети «Содружество», которая создана и функционирует в информационном пространстве Школы № 1517 и направлена на развитие такого взаимодействия.

Ежегодно с 2013 года редакторский коллектив представляет альманах на Международной образовательной выставке ВЕТТ-зИсто в Лондоне. Для этого выпускаются выставочные издания на английском языке.

Интервью специально для альманаха в разное время давали Михаил Леонтьев (ведущий передачи «Однако»), Александр Грек (главный редактор журнала «Ма1;ота1 О^гарЫс»), Николай Лаврентьевич Скорик (главный режиссер МХТ им. А.П.Чехова), Рауль Джумкович Хаджимба, (Президент Республики Абхазия), Дмитрий Анатольевич Сухарев (известный ученый, доктор биологических наук) и другие представители науки, искусства, масс-медиа, общественные деятели. Важно отметить, что инициаторами, авторами вопросов и корреспондентами, непосредственно общающимися с интервьюируемыми, выступают учащиеся — члены редакторского коллектива.

Кроме научно-популярного альманаха в Школе № 1517 четыре года издается газета «Е1Се1ега». Газета является печатным органом ученического самоуправления и выходит тиражом 600 экземпляров 1 раз в месяц. Члены редак-

торского коллектива ученики 1—11 классов самостоятельно пишут статьи, редактируют и обрабатывают публикуемый материал, отбирают фотографии. Главный редактор газеты Константин Тороп, ученик 8 класса Школы № 1517 уже определился с выбором своей будущей профессии, которую связывает с журналистикой и писательством. Цель школьной газеты, с одной стороны, реализация творческих способностей учащихся, с другой, освещение событий школьной жизни. Самые интересные репортажи публикуются в блоге Школы на странице в РасеЪоок и на сайте Школы № 1517.

Создание школьного периодического печатного издания не только положительно влияет на формирование информационно-коммуникативных компетенций учащихся, но и является важным и эффективным средством формирования социально-активной позиции современного школьника.

Студия школьного телевидения

Немногим больше двух лет в Школе № 1517 работает студия школьного телевидения. Коллектив студии состоит из восьми корреспондентов, трех операторов, пяти монтажеров, одного звукооператора. Руководит студией профессионал своего дела — Екатерина Эдуардовна Ощепкова. Раз в месяц творческий коллектив выпускает новостной видео-блок, а также готовит видеоматериалы для Московского образовательного канала. Коллектив студии постоянно участвует в мастер-классах, обучающих и практических семинарах, на которых специалисты проводят обучение технологиям работы с телесистемами.

Видеоролики, созданные детской студией ТВ, публикуются на сайте Школы и на странице Школы в социальной сети РасеЪоок. Значительное

Рис. 3. Официальный типовой сайт ГБОУ Школа № 1517

количество отзывов, комментариев и «лайков» указывает на высокую популярность публикаций в формате видеороликов у пользователей. Московский образовательный канал также является неотъемлемой частью медиапространства Школы. Образовательное сообщество школы может не только узнать о событиях и трендах в московском образовании, но и посмотреть, чем и как живут наши коллеги, стать участниками образовательных игр. Включение учащихся в работу школьной студии телевидения является основанием как для получения информационных умений и знаний об окружающем мире, так и для выбора будущей профессии.

Интернет-пространство Школы № 1517

Основным элементом интернет-пространства современной образовательной организации является сайт. Требования к сайту закреплены в Приказе Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в инфор-мационно-телекоммуникаци-онной сети "Интернет" и формату представления на нем информации". Функционирование сайта школы обеспечивает требование информационной

открытости образовательной организации. Сайт Школы № 1517 был создан в 2005 году (как основой информационный ресурс Гимназии № 1517). В настоящее время основным сайтом Школы № 1517 является официальный типовой сайт на платформе Департамента образования города Москвы.

С 2010 года в Школе № 1517 существует страничка в социальной сети РасеЪоок. В отличие от сайта, страница интерактивна — аудитория подписчиков (более 5000), пользователи могут оставлять комментарии, отклики, отзывы, выражать свою реакцию на то или иное событие, публикуемое на странице Школы № 1517. При создании страницы мы учитывали, что интернет-пространство современного образовательного учреждения представляет собой информационное поле, которое моментально реагирует на происходящие вокруг изменения. Большинство подписчиков страницы образовательной организации — родители. Технология подписок, репостов и тегов позволяет наладить каналы связи с потенциальными партнерами, единомышленниками в сфере образования, распределить публикации по

Рис. 4. Статистические данные страницы Школы № 1517 в РаееЬоок, детализированный отчет по реакциям, комментариям, перепостам и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкретным темам в социальных сетях и блогах. Кроме того, возможности БаееЬоок позволяют отслеживать статистику посещений страницы, просмотров и репостов опубликованных материалов, вовлеченность для материалов. Анализ получаемых статистических данных позволяет не только понимать, как воспринимает аудитория тот или иной пост и сообщество в целом, но и оценивать негативные реакции пользователей во взаимосвязи с публикациями. В результате становится понятно, какой контент не интересен аудитории. Это позволит скорректировать контент-план и оптимизировать подачу материала целевой аудитории, а в целом — способствовать продвижению организации в социальной сети.

На рисунке 4 представлены статистические данные по Странице Школы № 1517 с 24 сентября по 21 октября. Анализ позволяет заключить, что количество действий на странице ниже на 58% по сравнению с предыдущим периодом, просмотры страницы увеличились на 12 % с предыдущим периодом, количество отметок «нравится» снижено на 40 %, а охват страницы увеличился на 21 %. БаееЬоок предоставляет возможность воспользоваться рекомендациями, а также проанализировать каждый показатель по отдельности.

Так, например, график на рис. 4 отражает пики активности пользователей и их реакцию на ту или иную публикацию. Такой график позволяет понять, какие именно публикации вызывают наибольшее количество откликов у пользователей.

Анализ статистики по периодам позволяет сравнивать пики активности пользователей и понимать, какой контент интереснее для пользователей. Так, если сравнить равные периоды (28 дней) в сентябре-октябре 2017 г. и ноябре-декабре

2017 г., можно отметить положительную динамику количества откликов и отметок пользователей.

Кроме того, встроенная функция «экспорт статистических данных» позволяет систематически сохранять статистические данные в формате таблиц Excel и сравнивать довольно удаленные по времени периоды или периоды за один и тот же месяц в разные годы.

Аккаунт Школы № 1517 в Twitter, в отличии от страницы в Facebook, выполняет несколько иные функции. Микроблог используется в основном для кратких анонсов предстоящих мероприятиях или небольших репортажей о текущих событиях. Кроме того, публикации сообщений в Twitter позволяет оперативно оповестить об изменениях в программе мероприятия, в расписании и т.п. Кроме того, с помощью сервисов Twitter можно поделиться ссылкой на информацию от образовательных партнеров, на материалы, которые могут быть полезны в образовательном процессе и т.п. Twitter позволяет быстро получить обратную связь у группы пользователей по любому вопросу.

Социальная сеть Вконтакте используется по конкретным направлениям деятельности или взаимодействия. Например, организованы и функционируют группы Вконтакте «Научное общество Школы № 1517», «The popular scientific magazine «Higgs Boson», «Научно-Политический Клуб Школы №1517», «Парламент Школы № 1517» и др. Основная аудитория групп — учащиеся, которые как пользователи социальной сети, самостоятельно публикуют материалы в названных группах, тем самым формируют собственную медиасреду. В результате возникают условия для формирования медиапространства самими учащимися. Такая мо-

дель основывается на медиа-образовательных технологиях, направленных, с одной стороны, на повышение медиагра-мотности учащихся, а с другой — на привлечение их к процессу медиапроизводства. Кроме того, учащиеся приобретают способность самовыражения и проявления своих интересов, что в свою очередь порождает необходимость считаться с их точкой зрения.

Канал Школы № 1517 на УоиШЬе позволяет проводить трансляции наиболее важных событий. Так, например, на канале транслируются заседания Управляющего совета Школы, родительские собрания и т.п. На Канале УоиТлЬе Школы № 1517 опубликованы видеоролики, созданные студией школьного телевидения, творческие проекты учащихся, а также иная видеоинформация о жизни Школы. На Канале Школы № 1517 опубликованы портфолио учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, созданные в формате видеороликов. Такой формат позволяет пользователям (родителям, коллегам) быстро и содержательно познакомиться с творчеством педагогов, с применяемыми ими методиками, достижениями. Таким образом, всю видеоинформацию, опубликованную на Канале Школы № 1517 можно классифицировать следующим образом:

— новостные видеоролики, созданные школьной студией телевидения;

— визуализация проектных, исследовательских и творческих работ учащихся;

— портфолио педагогов;

— видеоролики открытых уроков;

— видео трансляций наиболее важных событий (заседаний Управляющего Совета, родительских собраний и т.п.);

— презентационные видеоролики об образовательной организации.

Количество видеоинформа-

ции с каждым годом увеличивается. Востребованность видеорепортажей о том или ном событии из школьной жизни выше, чем фоторепортажей, сопровождающихся текстовой информацией.

Аккаунт Школы № 1517 в Instagram также позволяет проводить прямые трансляции, но в отличие от Канала на УоиШЬе, чаще всего это менее официальные события жизни Школы или события, не требующие полнометражной трансляции. Instagram также позволяет публиковать фоторепортажи о текущих событиях, как правило, происходящих в момент публикации.

Следует отметить, что все материалы, содержащие фотографии обучающихся и воспитанников дошкольных групп Школы № 1517 публикуются в соответствии с требованиями законодательства (Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О персональных данных").

Одной из ключевых ценностей описанной модели создания школьного медиапро-странства является развитие творческого и критического

мышления, приобретение опыта и инструментария мадиагра-монтности, самостоятельного поиска, умения правильно использовать информационные потоки, в целях эффективной коммуникации, решения учебно-познавательных и иных личностных проблем, и задач, то есть ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы.

Заключение

Представленная система предъявляет новые требования к современному учителю. Если современные школьники свободно владеют технологиями, школы технически оборудованы, то зачастую среди педагогического состава нет людей, которые могли бы организовывать и поддерживать структурные элементы школьного медиапространства. От учителя требуется умение не только формировать СМИ в соответствии с их миссией и концепцией на имеющейся технологической платформе, но и обучать школьников основам

медиаграмотности, которые позволяют сформировать и создать условия для реализации позиции ученика-профессионала, ученика-автора. Комплексный характер системы способов формирования ключевых компетенций школьников подтверждает, что профессиональное развитие педагогов в 21 веке должно основываться на концепции преподавания, включающего методики обучения медиаграмотности.

Освоение медиаобразова-тельных технологий в образовании становятся важным ресурсом повышения эффективности обучения и воспитания в целом.

В работу с медиапространс-твом современной школы обязательно должны быть включены школьники — ведь они интуитивно, быстро и точно схватывают все новейшие тенденции в мире коммуникаций и понимают, что информационно-коммуникационная компетенция — это неотъемлемая часть современного образования. А образование в нашем обществе новейших технологий — кратчайший путь к успеху и самореализации.

Литература

1. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274.

2. Белицкая О.В. Анализ подходов к определению понятия «образовательное медиапро-странство» // Открытое образование / URL: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2013-2(97)-42-45

3. Белицкая О.В. Развитие педагогически ориентированного медиапространства профессиональной образовательной организации: автореферат дис. кандидата педагогических наук. Саратов, 2015.

4. Бондаренко Е.А. Медиаграмотность и информационная культура в современной российской школе //Медиа. Информация. Коммуникация. 2013. № 7 / URL: http://mic.org.ru/ phocadownload/7-homutova.pdf. Дата обращения: 21.09.2017.

References

1. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p. 273-274.

2. Belitskaya O.V. Analiz podkhodov k opre-deleniyu ponyatiya «obrazovatel'noe mediapros-transtvo». Otkrytoe obrazovanie / URL: https:// doi.org/10.21686/1818-4243-2013-2(97)-42-45 (In Russ.)

3. Belitskaya O.V. Razvitie pedagogicheski ori-entirovannogo mediaprostranstva professional'noy obrazovatel'noy organizatsii: avtoreferat dis. kan-didata pedagogicheskikh nauk. Saratov, 2015. (In Russ.)

4. Bondarenko E.A. Mediagramotnost' i in-formatsionnaya kul'tura v sovremennoy ros-siyskoy shkole. Media. Informatsiya. Kommu-nikatsiya. 2013. No. 7 / URL: http://mic.org. ru/phocadownload/7-homutova.pdf. Accessed: 21.09.2017. (In Russ.)

5. Бондаренко Е.А. Медиаобразование в обеспечении информационной безопасности учащихся // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества / URL: http://www.openclass. ru/node/347271. Дата обращения: 10.10.2017 г.

6. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогические образование и наука. 2002.

7. Давыдова-Мартынова Е.И., Зюзюко-ва М.О. Возможности современной школы: проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций. Открытое образование. 2016. 5. С. 61—67. D0I:10.21686/1818-4243-2016-5-61-67 / URL: http://openedu.rea.ru/jour/article/view/321

8. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: монография. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.

9. Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий: автореф. дис. канд. фил. наук. Москва, 2008.

10. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

11. Залагаев Д.В. Развитие медиаграмотнос-ти учащихся в процессе обучения информатике: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. Омск, 2005.

12. Зазнобина Л.С. Медиаобразование: новая реальность? // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3.

13. Информационный Центр Правительства Москвы / URL: https://icmos.ru/news/49472-v-ramkakh-proekta-moskovskaya-elektronnaya-shkola-razrabotano-okolo-44-tys-interaktivnykh-stsenariev/ Дата обращения 20.09.2017.

14. Кулева О.В. Методы и этапы исследования веб-ресурсов // Библиосфера, 2007. № 4.

15. Маклаков А.Г. Медиакоммуникации. М.: Логос, 2005.

16. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред.: В.В. Давыдова. 1993-1999.

17. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007.

18. Учительская газета. No. 15. 11 апреля, 2017 г.

19. Федоров А.В. Терминология медиаобра-зования // Искусство и образование. 2000. № 2.

20. Федоров А.В. Медиаобразование: проблемы и тенденции: сборник статей М.: Директ-Медиа, 2014

21. Юдина Е.Н. Развитие медиапространства современной России: автореф. дис. д-ра соц. наук. Москва, 2008.

5. Bondarenko E.A. Mediaobrazovanie v obespechenii informatsionnoy bezopasnosti ucha-shchikhsya. Otkrytyy klass. Setevye obrazovatel'nye soobshchestva / URL: http://www.openclass.ru/ node/347271. Accessed: 10.10.2017. (In Russ.)

6. Vilenskiy M.Ya., Meshcheryakova E.V. Obrazovatel'noe prostranstvo kak pedagogicheskaya kategoriya. Pedagogicheskie obrazovanie i nauka. 2002. (In Russ.)

7. Davydova-Martynova E.I., Zyuzyukova M.O. Vozmozhnosti sovremennoy shkoly: proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sredstvo formi-rovaniya klyuchevykh kompetentsiy. Otkrytoe obrazovanie. 2016. 5. P. 61-67. DOI:10.21686/1818-4243-2016-5-61-67 / URL: http://openedu.rea.ru/ jour/article/view/321 (In Russ.)

8. Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovanie molo-dezhi: monografiya. Moscow: RITs MGGU im. M.A.Sholokhova. 2013. (In Russ.)

9. Zhilavskaya I.V. Optimizatsiya vzaimodey-stviya SMI i molodezhnoy auditorii na osnove mediaobrazovatel'nykh strategiy i tekhnologiy: av-toref. dis. kand. fil. nauk. Moskva. 2008. (In Russ.)

10. Zhurin A.A. Integrirovannoe mediaobra-zovanie v sredney shkole. Moscow: BINOM. Labo-ratoriya znaniy. 2012. (In Russ.)

11. Zalagaev D.V. Razvitie mediagramotnosti uchashchikhsya v protsesse obucheniya informa-tike: dissertatsiya kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.02. Omsk, 2005. (In Russ.)

12. Zaznobina L.S. Mediaobrazovanie: novaya real'nost'?. Standarty i monitoring v obrazovanii. 1998. No. 3. (In Russ.)

13. Informatsionnyy Tsentr Pravitel'stva Moskvy / URL: https://icmos.ru/news/49472-v-ramka-kh-proekta-moskovskaya-elektronnaya-shkola-razrabotano -okolo-44-tys- interaktivnykh-stsenar-iev/ Accessed: 20.09.2017. (In Russ.)

14. Kuleva O.V. Metody i etapy issledovaniya veb-resursov. Bibliosfera, 2007. No. 4. (In Russ.)

15. Maklakov A.G. Mediakommunikatsii. Moscow: Logos, 2005. (In Russ.)

16. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklope-diya. Ed.: V.V. Davydova. 1993-1999. (In Russ.)

17. Fateeva I.A. Mediaobrazovanie: teoret-icheskie osnovy i opyt realizatsii. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. un-ta, 2007. (In Russ.)

18. Uchitel'skaya gazeta. No. 15. 11 April, 2017 g. (In Russ.)

19. Fedorov A.V. Terminologiya mediaobrazovani-ya. Iskusstvo i obrazovanie. 2000. No. 2. (In Russ.)

20. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: problemy i tendentsii: sbornik statey Moscow: Direkt-Media, 2014 (In Russ.)

21. Yudina E.N. Razvitie mediaprostranstva sovremennoy Rossii: avtoref. dis. d-ra sots. nauk. Moskva, 2008. (In Russ.)

Сведения об авторах

Анна Алексеевна Вахнеева

Директор

ГБОУ Школа №1517, Москва, Россия Эл. почта: [email protected]

Елена Игоревна Давыдова-Мартынова

К.пол.н., руководитель Лаборатории инновационных проектов

ГБОУ Школа № 1517, Москва, Россия Эл. почта: [email protected]

Мария Олеговна Зюзюкова

Куратор международных образовательных программ ГБОУ Школа № 1517, Москва, Россия Эл. почта: [email protected]

Information about the authors

Anna A. Vakneeva

Headmaster

High School 1517, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Elena I. Davydova-Martynova

Cand. Sci. (Pol.), Head of the innovative education

projects department

High School 1517, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Maria O. Zyuzyukova

Head of the international education projects department, IT-teacher High School 1517, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.