УДК 7.08.796/799.808 ББК 76.023
DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-65-70
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ
П. В. Макарова, Е. В. Опарина
Аннотация. В статье рассмотрены задачи, стоящие перед спортивной журналистикой в сфере воспитания. Воспитательная функция спорта - одна из важных общекультурных миссий, и у медиа есть множество инструментов, чтобы ее транслировать. Обществу важна воспитательная функция спорта, так как именно она помогает вовлекать больше людей в осознанную физическую активность, что в целом полезно для оздоровления и гармоничного развития населения. Одна из главных задач спортивной журналистики - не просто распространение информации о спорте, но и продвижение его позитивных ценностей.
Ключевые слова: спорт, масс-медиа, продвижение в СМИ, спортивная журналистика, система ценностей, общество, детский спорт, воспитание.
Для цитирования: Макарова П. В., Опарина Е. В. Воспитательная функция спортивной журналистики в системе современной медиакоммуникации // Наука и школа. 2023. № 4. С. 65-70. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2023-4-65-70.
EDUCATIONAL FUNCTION OF SPORTS JOURNALISM IN THE SYSTEM OF MODERN MEDIA COMMUNICATION
P. V. Makarova, E. V. Oparina
Abstract. The article deals with the challenges facing sports journalism in the field of education. The educational function of sports is one of the most important cultural functions, and media has many tools to implement this function. The educational function of sports can be important for society; it helps to involve more people in conscious physical
© Макарова П. В., Опарина Е. В., 2023
SQL
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
activities, which is generally useful for the improvement and harmonious development of the population. The task of sports journalism is not just to broadcast sports information, but also to promote its positive values.
Keywords: sports, mass media, media coverage, sports journalism, values system, society, youth sports, upbringing.
Cite as: Makarova P. V., Oparina E. V. Educational function of sports journalism in the system of modern media communication. Nauka i shkola. 2023, No. 4, pp. 65-70. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-65-70.
Современный этап развития информационного общества характеризуется динамичными социальными и технологическими трансформациями социокультурной реальности. В условиях глобализации и «открытости» информационного пространства поток новых знаний, фактов, взглядов и концепций стремительно растет и возникает проблема использования информации, поступающей через медиакоммуникации. Сегодня все чаще стали говорить о «медиатизации общества» - процессе влияния медиа на общество, при этом нужно сказать, что «...медиа - это не просто средство передачи информации, это целая среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды» [1, с. 22].
Нужно сказать, что сегодня молодежь как социальная группа оказывается включенной в новую как для нее, так и для общества реальность, которую приходится познавать без раздумий, часто без адресной помощи наставников. Именно эту роль «наставников» в медиатизирован-ном обществе берут на себя средства массовой коммуникации: пресса, телевидение, радио, Интернет. Они становятся сегодня для молодежи естественной средой обитания и имеют большое значение в социализации личности.
В этом процессе важную роль играет воспитательная функция, которая определяется как одна из основных общекультурных миссий спорта. Основная цель воспитательной функции - сформировать понимание важ-
ности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества. Организация нравственного сознания, нравственных чувств, характера и воли. Конечно, сила педагогических воздействий на сознание, чувства и поведение должна соответствовать при этом возрастным и индивидуальным возможностям и изменяться в зависимости от этого. Интересно, что в спорте воспитательная функция может реализо-вываться как напрямую - через фигуру тренера-наставника, так и через «образ» спорта, его представление в медиа. При этом педагогический процесс в спорте очень разнообразен и непрерывен, актуален для спортсменов и любителей спорта всех возрастов. Спектр педагогических возможностей в спорте практически безграничен. Физкультура и спорт имеют ряд важных эффектов помимо функции сохранения и развития здоровья, которые реализуются прежде всего в рамках организованного воспитания сначала в детском саду, позднее в школе и спортивных секциях. Спорт и двигательная активность оказывают многогранное и положительное воздействие на организм человека, а потому является возможным средством воспитания, а также его сценой. Областями образования являются здоровье, интеллект, физическое, эмоциональное, нравственное, эстетическое, экологическое, гражданское и поликультурное образование в комплексе.
Непосредственной целью спортивной деятельности является обучение, постоянная практика, повторение действий, достижение определенных показателей, развитие способности добиваться результатов. Во всем этом важной задачей является достижение фиксируемого результата (за конкретный период подготовки или для определенной возрастной группы и т. д). С педагогической точки зрения спортивная деятельность является одним из основных направлений и средств развития личности.
В спорте, наряду со строгими воспитательными ценностями, делается упор на получение удовольствия от процесса. Ребенок, с удовольствием посещающий тренировки, почти незаметно учится и развивает свою личность, поэтому спорт является исключительно выгодным полем для педагогического воздействия. Воспитательные эффекты, однако, имеют место только в том случае, если деятельность (активный досуг, школьная физкультура, соревновательные виды спорта) осуществляется под надлежащим педагогическим контролем.
Общество использует спорт как инструмент подготовки здоровых поколений, с укорененными позитивными ценностями . Но обществу требуется вовлекать в спортивную повестку не только тех, кто готов стать спортсменом и сам. Необходимо вовлекать и массовую аудиторию - как зрителей и болельщиков. Воспитательная функция для этих категорий во многом реализуется посредством медиакомплекса: через инструменты медиа и действующие каналы СМК.
Главная площадка для трансляции спортивных ценностей - спортивная журналистика. Именно она наиболее эффективно транслируют ценности спорта и реализует его функции. Она наглядно демонстрирует преимущества спорта, физический активности и ЗОЖ, возводя атлетов в ранг героев, при-
давая состязаниям статус ожидаемых престижных событий. «Современная тенденция в утверждении здорового образа жизни как гарантии долголетия, профессионального и личного успеха отдельного индивида и общества в целом неразрывно связаны с формированием интереса к физической культуре и спорту» [2].
За счет большого количества инструментов, медиа способны многократно умножить воздействие освещаемого предмета на аудиторию. Особенности реализации и степень важности воспитательной функции зависит от многих факторов, таких как политический, исторический контекст, состояние общества и цели его развития.
В России воспитательная функция спорта была отмечена уже в середине XIX в., в XX в. она была реализована в рамках особенностей и задач коммунистического строя. Тогда она заключалась в вовлечении как можно большего числа людей в занятия спортом и физической культурой при ненарушении принципов пропаганды, агитации и организации, общих для всей партийно-советской журналистики. В XXI в. воспитательная функция, которую транслирует спортивная журналистика, многократно усложнилась (в том числе потому, что сама система СМК стала намного более сложной). Сейчас перед спортивной журналистикой в рамках воспитательной функции стоят задачи:
• Информирование общества обо всех событиях, происходящих в мире спорта.
• Повышение интереса массовой аудитории к спорту и ЗОЖ в целом.
• Использование всех видов, типов и форматов СМК для достижения разных групп аудитории.
• Продвижение позитивных ценностей [3] спорта.
• Удержание интереса уже сформировавшейся аудитории к спорту.
• Повышение престижности и зрелищ-ности спорта за счет повышения качества трансляций.
• Развитие спортивной культуры и грамотности.
• Формирование поведенческих моделей, в которых физическая активность занимает важное место.
• Разработка, организация и поддержка разнообразных спортивных мероприятий.
В итоге все эти задачи служат одной цели - воспитанию здоровых поколений, способных к самореализации и конкуренции [4].
По идее, ядро именно воспитательной функции спорта ориентировано на детей подростков, но в целом она реализуется одинаково эффективно во всех возрастных группах, в какой бы момент человек не пришел бы в мир спорта. Это одно из важных преимуществ спортивной журналистики, она может предлагать контент для большинства возрастных групп. Тем более важно создавать контент не только для взрослой аудитории спортивной журналистики (14+) но и для детей. Сейчас большая часть детского спортивного контента находится в социальных сетях и на интернет-платформах. Нельзя забывать, что в подростковом возрасте формируется сфера устойчивых интересов, которые становятся психологической базой ценностных ориентаций подростков [5]. Именно с помощью спорта у детей будут сформированы внутренняя позиция, адекватная мотивация и ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Конечно же, воспитательная функция спорта реализуется не только системой медиа, она также реализуется спортивными организациями, федерациями, спортивными школами, ву-
зами, командами и многими другими участниками процесса.
Спорт оказывает огромное влияние на развитие общества, на формирование его ценностей. «Синтез духовного и физического становления личности, дополняют друг другу, создают внутреннюю культуру, разносторонний развитый человек. Физическая культура и спорт имеют много общего с искусством, они драматично и эмоционально, побуждают сопереживать» [3, с. 43].
Спортивная журналистика, реализуя воспитательную функцию спорта, затрагивает многие аспекты жизни человека. Например, она помогает развивать:
• здоровье и фитнес;
• социальные навыки;
• эмоциональный интеллект;
• лидерские качества;
• дисциплину, терпение;
• здоровую самооценку;
• ментальный рост, уверенность в себе;
• умение работать в команде;
• тайм-менеджмент.
Все эти аспекты помогают личности гармонично развиваться и формируют положительную мотивацию к учению. Исследователи Пашарина и Москвичев приводят слова французского социолога Пьера Бурдье, который отмечал, что «в сфере физической культуры и спорта достаточно сложно переплетены природные и социально-культурные детерминанты» [6]. И спортивная журналистика на успешных примерах атлетов и команд наглядно демонстрирует преимущества гармоничного развития. При этом она не умалчивает о другой стороне: тяжелом труде, травмах, неудачах и т. д. Спортивная журналистика пишет историю спорта как историю преодоления и победы, а задачи, стоящие перед ней в рамках трансляции воспитательной функции, помогают новым поколениям развиваться более гармонично.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академ. проект, 2006. С. 22.
2. Сиджимова Д. А., Димитров Т. Физическая активность и спорт как объект воспитательной функции СМИ // Вестн. по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. № 1. С. 30-34.
3. Лопатин В. А, Жаксылыков М. Ф. Физическая культура и спорт как социальный компонент жизни общества // Актуальные вопросы образования. Роль университетов в формировании информационного общества: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф.: в 2 ч. Ч. 2. Новосибирск: СГУГиТ, 2018. С. 41-44.
4. Importance of Sports in Education. URL: https://leverageedu.com/blog/importance-of-sports-in-education/ (дата обращения: 16.02.2023).
5. Аскерко В. И., Мельник Е. В., Ивашко С. Г. Развитие ценностных ориентаций в детско-юношеском спорте как ресурс конкурентоспособности // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2021. № 11. С. 6-8.
6. Пашарина Е. С., Москвичев Ю. Н. Социология физической культуры и спорта как наука // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2011. № 1. С. 7-10.
7. Опарина Е. В., Макарова П. В. Спортивная журналистика как инструмент формирования позитивных ценностей у подростков // Наука и школа. 2022. № 6. С. 45-50.
REFERENCES
1. Kirillova N. B. Mediakultura: ot moderna k postmodernu. M: Akadem. proekt, 2006. P. 22.
2. Sidzhimova D. A., Dimitrov T. Fizicheskaya aktivnost i sport kak obyekt vospitatelnoy funktsii SMI. Vestn. po pedagogike i psikhologii Yuzhnoy Sibiri. 2014, No. 1, pp. 30-34.
3. Lopatin V. A, Zhaksylykov M. F. Fizicheskaya kultura i sport kak sotsialnyy komponent zhizni obshchestva. In: Aktualnye voprosy obrazovaniya. Rol universitetov v formirovanii informatsionnogo obshchestva. Proceedings of International scientific-methodological conference. In 2 vols. Vol. 2. Novosibirsk: SGUGiT, 2018. Pp. 41-44.
4. Importance of Sports in Education. Available at: https://leverageedu.com/blog/importance-of-sports-in-education/ (accessed: 16.02.2023).
5. Askerko V. I., Melnik E. V., Ivashko S. G. Razvitie tsennostnykh orientatsiy v detsko-yunosheskom sporte kak resurs konkurentosposobnosti. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii. 2021, No. 11, pp. 6-8.
6. Pasharina E. S., Moskvichev Yu. N. Sotsiologiya fizicheskoy kultury i sporta kak nauka. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka. 2011, No. 1, pp. 7-10.
7. Oparina E. V., Makarova P. V. Sportivnaya zhurnalistika kak instrument formirovaniya pozitivnykh tsennostey u podrostkov. Nauka i shkola. 2022, No. 6, pp. 45-50.
Макарова Полина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразо-вания, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Makarova Polina V., PhD in Philology, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Опарина Екатерина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразо-вания, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Oparina Ekaterina V., PhD in Education, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.02.2023 The article was received on 25.02.2023