журналистика!
УДК 179.1 ББК 76.0
DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-37-42
КОНЦЕПЦИЯ ЖУРНАЛИСТСКОМ ЭТИКИ И ИДЕАЛА В РАБОТАХ И. М. ДЗЯЛОШИНСКОГО И Э. ЛАМБЕТА
П. В. Макарова, Е. А. Селихов
Аннотация. В статье анализируется понятие «идеала» в сфере журналистики. Рассматриваются взгляды И. М. Дзялошинского и Э. Ламбета на категории «идеального» и на профессиональную этику журналиста. Точки зрения несхожи, но хорошо дополняют друг друга. Они демонстрируют, что стремление к идеалу и обязательное формирование этических норм - необходимая часть журналистской деятельности. Для специалиста важно осознание ответственности перед обществом, это один из стимулов качественного выполнения работы. Журналистика во многом «служит» социуму и отражает его запросы. Но также она может и должна провоцировать в обществе стремление к лучшему, организовывать диалог, ведущий к прогрессу в целом. Также журналистика не только как ремесло, но и как творчество само непрерывно стремится к идеалу. Такое стремление обеспечивает развитие внутри самой профессии.
Ключевые слова: идеал, этика, этическая система, философия, журналистика.
Для цитирования: Макарова П. В., Селихов Е. А. Концепция журналистской этики и идеала в работах И. М. Дзялошинского и Э. Ламбета // Наука и школа. 2021. № 4. С. 37-42. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-4-37-42.
CONCEPT OF JOURNALIST ETHICS AND BEAU IDEAL IN E. LAMBET'S AND J.M. DZYLOSHINSKIY'S ESSAYS
P. V. Makarova, E. A. Selikhov
Abstract. The paper analyzes the concept of „ideal" in the field of journalism. Different points of view voiced by I. Dzyaloshinsky and E. Lambet on the categories of the „ideal" and on the professional ethics of journalists are presented. Their positions aren't similar, but they fully complement each other. Both researchers demonstrate that a code of ethics is an
© Макарова П. В., Селихов Е. А., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
essential part of journalism. It is important for a specialist to understand his or her social responsibility, so this can be one of the incentives for high-quality performance of professional duties. Journalism in many ways "serves" our society and reflects its needs. But it can also provoke a search for the "beau ideal", organize a dialogue that leads to the progress of societty. Also journalism, not only as a job, but also as an art will continuously strive for perfection. This desire also ensures constant development within the profession itself.
Keywords: ideal, ethics, ethical system, philosophy, journalism.
Cite as: Makarova P. V., Selikhov E. A. Concept of journalist ethics and beau ideal in E. Lambet's and J.M. Dzyloshinskiy's essays. Nauka i shkola / Science and School. 2021, No. 4, pp. 37-42. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-37-42.
Любой исторический процесс несет в себе характерные особенности, условия, проблемы, требования, тенденции существования и изменения наиболее крупных философских категорий. На работу человеческой мысли оказывают влияние множество факторов, в том числе, и особенности времени, в котором эта мысль развивается. Для журналистики это особенно актуально. Журналистика реагирует на все изменения, происходящие в обществе. Она отражает не только изменения морального, этического, социального характера, но также и технические возможности распространения информации, которые сейчас переживают настоящий расцвет. В свою очередь, все это сильно влияет на восприятие информационных потоков аудиторией. Меняется культура потребления информации, скорость и стиль работы с «новыми данными». Неизменными в обществе остаются попытки найти идеальное решение, построить идеальную модель мира, в том числе через призму журналистики. На пути к истине приходится сталкиваться с постоянными процессами сравнения, поиска сходств и различий, проверки на правдивость и объективность. Все эти процессы аналогичны и для поиска идеала, как наиболее близкого к истине образа. Именно поэтому проблема идеала неразрывно связана с проблемой истины. Для
журналистики актуальна ситуация, когда поиск истины и идеала неразрывно связан с этическими вопросами. В статье мы уясним позиции Э. Б. Ламбета и И. М. Дзялошинского по вопросу идеала и истины в журналистике, попутно затронув и смежные проблемы этики.
Основное понятие «идеала»
и его взаимодействие с этической системой журналистики
Чтобы разобраться, каким образом категория «идеального» проявляется в журналистике и какое место в ней занимает этика, необходимо в начале сформировать теоретическую основу из определений наиболее важных для нас понятий, далее обратиться к работам Э. Б. Ламбета и И. М. Дзялошинского для рассмотрения их подходов к определению «этической системы журналистики». Отправной точкой для нас может служить мысль, что «с самой общей философской точки зрения, понятие «идеал» означает первообраз или образец чего-либо» [1, с. 18]. Обратимся к определению идеала, приведенному в толковом словаре В. И. Даля: «мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз; образец-мечта» [2, с. 327]. Определение простое и понятное, но особый интерес вызывает последняя формулировка -
«образец-мечта». Рассмотрим еще одно определение идеала из толкового словаря Д. Н. Ушакова: «высшая, труднодостижимая степень совершенства в чем-н., мыслимый предел стремлений, желаний» [3, с. 175]. Остановимся на словах «труднодостижимая» и «предел»: у обоих авторов прослеживается мысль о том, что идеал вовсе не может быть достигнут либо его обнаружение связанно с серьезными трудностями. Почему именно так? Во-первых, понятие идеала помыслено человеком, то есть оно выведено им в процессе собственного мышления, а не синтезировано природой. Во-вторых, каждый человек в зависимости от культуры и окружения имеет собственное восприятие и наложенное на него мироощущение, следовательно, идеал в неокантианской трактовке всегда субъективен.
Осязаемая сфера, где понятие «идеальное» находит свое отражение, - это реализация профессиональной и творческой деятельности человека, создание прекрасного образа, создания идеала. Здесь еще более выражена субъективность этого понятия. Именно в практической деятельности и проявляется этика, накладывая свой отпечаток на процессы формирования «идеального». Как уже было сказано ранее, понятие «идеал» является производным человеческого разума. Логично полагать, что сходные позиции в его определении не означают таковые по его восприятию. В соответствии с этим утверждением можно предположить, что каждый отдельный человек или отдельная группа людей следуют своему собственному идеалу, основанному на их мироощущении. В. А. Славина пишет: «мы видим разное наполнение понятия прекрасного в древних цивилизациях и в современном обществе, в Европе и Азии. <...> В то же время историзм категории прекрасного не исключает, а предполагает ее всеобщность» [1, с. 23]. По разным путям создаются различные этические системы, которые в дальнейшем и
определяют поведение человека в стремлении к идеалу. Но поиск идеала в современной журналистике обусловлен не только ценностями общества, в котором развивается система СМИ. Журналистика также опирается на гуманистические, общечеловеческие ценности - они исключительно важны, и их как раз можно отнести к объективным ценностям, единым для всех времен и культур. Эти ценности отражены в работах об объективном понимании идеала у П. Флоренского, В. Соловьева, Н. Лосского. В некотором смысле журналистская этика - это стремление к идеальному профессиональному взаимодействию с идеальным обществом. Этика позволяет журналистике гармонично встраиваться в работу общества. Рассмотрим позиции И. М. Дзялошинского и Э. Ламбета в аспекте этики журналиста.
Позиция И. М. Дзялошинского: ответственность журналиста перед обществом
Стоит отметить, что И. М. Дзялошин-ский не вводит такого понятия, как «этическая система», однако его мысль об этической регуляции журналистики выражается в определении понятий «социальная ответственность журналиста», «профессиональная культура», а также в бесчисленном множестве практических исследований в области этического и правового регулирования в профессиональной среде.
Основываясь на работах Дзялошинско-го, можно сделать вывод о том, что на этическую систему журналистики оказывает влияние сама профессиональная культура журналистского сообщества: «Профессиональное сообщество вырабатывает комплекс принципов, норм и правил, которые целесообразно обозначить понятием профессиональная культура» [4, с. 148]. Кроме того, автор утверждает, что внутри этого сообщества журналисты, исповедующие разные подходы к своей профессиональной деятельности, имеют и разную
профессиональную этику. Дзялошинский упоминает три подхода, которые зависят от «характера отношения журналиста к аудитории» [5, с. 13], а именно: аудитория как объект управления; аудитория как объект информирования; аудитория, находящаяся наравне с заинтересованным журналистом [5, с. 14]. Исследователь не пытается дать теоретического обоснования этической системы, наоборот, он проводит практические исследования, направленные на выявление неких тенденций нарушения этических кодексов, анализирует причины таких нарушений и предлагает конкретные решения. Одним из таких исследований стала его совместная работа со студентами - «Десять "смертных грехов" журналистики глазами будущих журналистов». В этой работе представлены десять основных претензий к СМИ, такие как: вторжение в частную жизнь; разрушение моральных устоев и другие. Нам нужно выделить следующий момент: «Равнодушие, безразличие как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны потребителей продукции СМИ - это те стимулы, которые единичные отступления от профессиональных норм и правил, небрежное отношение к общечеловеческим ценностям, легкое лукавство по отношению к самому себе могут превратить в «смертные грехи», в которых страшно сознаться и которые неизбежно ведут к гибели профессионализма» [5, с. 17]. Говоря о некой коллективной ответственности, автор определяет и социальную ответственность журналиста, которая выражается, по его мнению, в «ответственности за добросовестное исполнение своей социальной функции, ответственности за последствия, явившиеся результатом деятельности, и ответственности за недостаточное исполнение своих обязанностей или превышение своих полномочий» [5, с. 39]. На первый план выходит осознанность профессионала, гуманистические и личностные ценности, привитые обществом.
Позиция Э. Ламбета: необходимость готовой системы ценностей
Иного пути в создании идеальной модели взаимодействия журналистики и общества, этической системы придерживается Эдмунд Ламбет. С его точки зрения, журналисту необходима конкретная и четко сформулированная этическая теория, основой для которой послужит смешанная деонтология: «система принципов - более надежный проводник в трудные моменты, чем бездумный интуитивизм, рефлекс, нереалистичный утилитаризм» [6, с. 16]. Автор выделяет несколько принципов, которых должна придерживаться подобная система: «Во-первых, она должна воплощать ценности иудейско-христианской и классической греческой цивилизаций; применение этической системы должно приводить к аналогичным решениям, когда она применяется разными людьми в аналогичных ситуациях; система должна быть гибкой, но не настолько, чтобы быть простым оправданием для личных предпочтений тех, кто к ней обращается; опорами нравственного рассуждения должны быть как последствия поступка, так и его природа» [5, с. 23]. Как и Дзялошинский, Ламбет высказывает мысль о том, что теория этики не помогает журналисту решать этические проблемы на практике: «этические теории - не "черные ящики", хитроумные приспособления, в которые можно вводить этические вопросы и получать на них ответы с механической регулярностью и точностью» [6, с. 22]. Более того, автор рассуждает о необходимости этического мышления, которое по своей сути «искусство, а не наука. Его можно совершенствовать тщательной и постоянной рефлексией и усердным применением» [6, с. 20], а также о нравственном воображении, проявление которого выражается в «рассмотрении последствий, выборе из одного, двух и более принципов или поиске способа соответствия до некой существенной степени всем
принципам» [6, с. 23]. В своей работе Эдмунд Ламбет рассматривает жизнеспособность свой системы на конкретных примерах журналистов, однако проблема заключается в том, что все примеры индивидуальны, и для каждого выводится свое обоснование: «Многое зависит от контекста, от фактов. Таким образом, существует законная "относительность" не только в применении принципов, но и в способе выражения ценностей, которые не относительны, но продолжают жить» [6, с. 20]. Идеи Ламбета можно трактовать так, что этика журналиста - приобретенное знание, оно прививается так же, как и культура словесности, кругозор и технические навыки работы с информацией. В этой позиции меньше «социальной ответственности», которая идет от гуманистического и индивидуального самосознания. Тем не менее идеи Ламбета и Дзялошинского во многом дополняют друг друга.
Выводы
Проанализировав позиции Дзялошинского и Ламбета, сделаем некоторые обобщения и выводы. Во-первых, у обоих исследователей прослеживается мысль о том, что идеальные теоретические представления этической системы журналистики, которые чаще всего закрепляются во всевозможных этических кодексах, совсем иначе соотносятся с реальным их применением. Во-вторых, оба автора доказали необходимость существования такой системы и даже предприняли попытку ее создания (в разных формах). Безусловно, общей мыслью является наличие человеческого фактора, а именно субъективной позиции в оценке конкретных ситуаций. Основное же
различие в позициях ученых заключается в том, что Дзялошинский, понимая всю относительность теории этических систем, стремится преобразовать опыт своих исследований в комплекс этических норм и практических рекомендаций. Эдмунд Ламбет, в свою очередь, нацеливается не только на теоретическое обоснование этической системы журналистики, но и на практическую проверку своих предположений в виде рассмотрения конкретных ситуаций с этической дилеммой. На наш взгляд, проблема создания этической системы журналистики будет существовать вместе с развитием взаимодействия журналистики и общества. Суть этической системы заключается в том, что, с одной стороны, она незыблема, есть постоянная необходимость некоего конструкта, называемого «профессиональной этикой», необходимость поиска «идеала» для каждого журналиста, стремление к идеальным формам взаимодействия с обществом. И при этом, с другой стороны, всегда неизбежно образование новых смыслов, принципов, правил поведения и морали. Неизбежны изменения в этическом комплексе правил, которые вносятся в ответ на новые тенденции и изменения в обществе.
Присутствие самого понятия «профессиональная этика», осознание устоявшихся норм и ответственности - исключительно важно для специалиста. Следование избранным морально-нравственным ориентирам всегда являлось отличительной чертой настоящей личности. Журналистика зависима от таких ориентиров, и поэтому исключительно важно воспитывать профессионалов, осознающих свою ответственность перед обществом и опирающихся в своей работе на этику и стремление к идеалу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Славина В. А. Актуальные вопросы журналистики: философский аспект // Журналистика в контексте времени: моногр. / под ред. Т. Н. Владимировой, В. А. Славиной, Н. В. Кодола. М.: МПГУУ 2020.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1991.
3. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. М.: Славянский дом книги, 2017.
4. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: правовое и этическое регулирование // Личность. Культура. Общество. 2014. Т. XVI, Вып. 1-2 (№ 81-82). С. 141-153.
5. Дзялошинский И. М. Десять «смертных грехов» журналистики глазами будущих журналистов // Медиаскоп: электрон. науч. журн. 2011. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/952 (дата обращения: 10.03.2021).
6. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М.: Нац. ин-т прессы: Виоланта, 1998.
7. Дзялошинский И. М. Социальная ответственность журналиста: не отрицать, но и не преувеличивать // Социальная ответственность журналиста: опыт современного прочтения проблем. М.: Стратегия, 2003. С. 119-144.
REFERENCES
1. Slavina V. A. Aktualnye voprosy zhurnalistiki: filosofskiy aspekt. In: Vladimirova T. N., Slavina V. A., Kodola N. V. (eds.) Zhurnalistika v kontekste vremeni: monogr. Moscow: MPGU, 2020.
2. Dal V. I. Tolkovyy slovar zhivogo velikorusskogo yazyka. Moscow: Russkiy yazyk, 1991.
3. Ushakov D. N. Bolshoy tolkovyy slovar russkogo yazyka. Moscow: Slavyanskiy dom knigi, 2017.
4. Dzyaloshinskiy I. M. Mediaprostranstvo Rossii: pravovoe i eticheskoe regulirovanie. Lichnost. Kultura. Obshchestvo. 2014, Vol. XVI, Iss. 1-2 (No. 81-82), pp. 141-153.
5. Dzyaloshinskiy I. M. Desyat "smertnykh grekhov" zhurnalistiki glazami budushchikh zhurnalistov. Mediaskop: elektron. nauch. zhurn. 2011, No. 4. Available at: http://www.mediascope.ru/node/952 (accessed: 10.03.2021).
6. Lambeth E. B. Priverzhennost zhurnalistskomu dolgu. Ob eticheskom podkhode v zhurnalistskoy professii. Moscow: Nats. in-t pressy: Violanta, 1998. (In Russian)
7. Dzyaloshinskiy I. M. Sotsialnaya otvetstvennost zhurnalista: ne otritsat, no i ne preuvelichivat. In: Sotsialnaya otvetstvennost zhurnalista: opyt sovremennogo prochteniya problem. Moscow: Strategiya, 2003. Pp. 119-144.
Макарова Полина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразова-ния, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Makarova Polina V., PhD in Philology, Assistant Professor, Department of Journalism, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Селихов Егор Алексеевич, магистр кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Институт журналистики коммуникаций и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Selikhov Egor A., MA, Department of Journalism, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.04.2021 The article was received on 08.04.2021