Научная статья на тему 'Журнал «Соревнователь просвещения и благотворения» в историко-литературном контексте 1820-х гг'

Журнал «Соревнователь просвещения и благотворения» в историко-литературном контексте 1820-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1152
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ "СОРЕВНОВАТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И БЛАГОТВОРЕНИЯ" / MAGAZINE "THE SUPPORTER OF ENLIGHTENMENT AND CHARITY" / А.Н. ГОЛИЦЫН / A.N. GOLITSYN / Ф.Н. ГЛИНКА / F.N. GLINKA / А.Д. БОРОВКОВ / A.D. BOROVKOV / К.Ф. РЫЛЕЕВ / K.F. RYLEEV / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ENLIGHTENMENT / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иваницкая Екатерина Михайловна

В данной статье речь идет о журнале «Соревнователь просвещения и благотворения» – одном из самых интересных журналов 1820-х гг., издававшемся Вольным обществом любителей российской словесности. Анализируется история изучения этого журнала, основные проблемы, обсуждавшиеся в журнале, дается представление о месте журнала в политической жизни Пушкинской эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The journal “Sorevnovatel prosveshenia i blagotvorenia” in the historical and literary context of the 1820s

This article is about the magazine “Sorevnovatel”. It is one of the most interesting magazines of the 1820s, it was published by Free society of supporters of the Russian Literature. The history of the study of this magazine was analysed in this article, as well as the main issues discussed in the magazine. The political life of the Pushkin’s era is also studied in the article.

Текст научной работы на тему «Журнал «Соревнователь просвещения и благотворения» в историко-литературном контексте 1820-х гг»

Е.М. Иваницкая

ЖУРНАЛ «СОРЕВНОВАТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И БЛАГОТВОРЕНИЯ» В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ 1820-х гг.

В данной статье речь идет о журнале «Соревнователь просвещения и благотворения» - одном из самых интересных журналов 1820-х гг., издававшемся Вольным обществом любителей российской словесности. Анализируется история изучения этого журнала, основные проблемы, обсуждавшиеся в журнале, дается представление о месте журнала в политической жизни Пушкинской эпохи.

Ключевые слова: журнал «Соревнователь просвещения и благотворения», А.Н. Голицын, Ф.Н. Глинка, А.Д. Боровков, К.Ф. Рылеев, просвещение, благотворительность.

Журнал «Соревнователь просвещения и благотворения» - официальный орган Вольного общества любителей российской словесности и один из ведущих журналов начала XIX в. - незаслуженно забыт исследователями. Работ, в которых было бы предпринято монографическое изучение этого журнала, на сегодняшний день не существует.

Между тем в дореволюционной историографии высказывались две противоположные точки зрения на, так сказать, идейную направленность этого журнала - и, соответственно, издававшего его Вольного общества. Одна из них принадлежит А.Н. Пыпину. Он утверждал, что общество это было вполне легальным, преследовало, прежде всего, благотворительную цель - и эти основания его деятельности в полной мере отражались в журнале1. Пыпин признавал, что основной костяк и общества, и журнала составляли молодые литераторы либерального направления, однако утверждал,

© Иваницкая Е.М., 2012

Е.М. Иваницкая

что «по характеру своих тенденций, по связям с масонскими ложами и по лицам, его составлявшим, это общество, по-видимому, было как бы посредствующим звеном между Библейским обществом и либеральными стремлениями молодого поколения»2.

Библейское общество, как известно, было создано в 1812 г. под председательством князя Александра Голицына, известного временщика Александра I, будущего министра духовных дел и народного просвещения. Целью этого общества был перевод Библии на языки народов, населяющих Россию, в том числе и на русский язык. Однако фактически это общество было организацией, исполнявшей правительственные функции: в его рядах состояло большинство должностных лиц Российской империи. Пыпин постулировал: несмотря на либерализм многих членов общества, оно находилось под патронажем правительства и лично князя Голицына. Соответственно, и журнал общества был почти официальным органом Библейского общества и Министерства духовных дел и народного просвещения.

Другую точку зрения сформулировал в 1909 г. В.И. Семевский. Согласно ему, Вольное общество любителей российской словесности было связано, прежде всего, с декабристским Союзом благоденствия - поскольку, согласно Уставу Союза, конспираторам следовало действовать на общественное мнение, в частности, через организацию легальных филиалов и периодических изданий3. Эта точка зрения стала господствующей в годы советской власти. Так, В.Г. Базанов утверждал: «Декабристы и Пушкин были родоначальниками всего, что связано было в начале XIX века с прогрессивной мыслью, с мотивами высокого патриотизма, борьбы за благо родной страны»; «Вольное общество любителей российской словесности, провозглашенное в 1818 году "ученой республикой", являлось литературным плацдармом декабристов, оно сыграло значительную роль в идеологической и литературно-эстетической подготовке деятелей восстания 14 декабря, а также оказало влияние на формирование взглядов передовой литературной молодежи, не входившей в тайные общества, но испытавшей на себе влияние декабристских идей»4.

Между тем вряд ли можно говорить о некоем «литературном деле» участников конспиративных организаций, их единой литературной позиции. В литературном процессе 20-х гг. XIX в. писатели-декабристы не составляли отдельную группу и не вели собственную «литературную политику». Они разделяли разные - порой противоположные - эстетические принципы. В Вольное общество

Журнал «Соревнователь просвещения и благотворения»...

же входили, как известно, далеко не только будущие участники восстания на Сенатской площади. Основателем общества был, в частности, А.Д. Боровков - будущий правитель дел Следственной комиссии по делу декабристов, человек, которого сложно заподозрить в симпатиях к идеям заговорщиков.

Таким образом, на сегодняшний день история Вольного общества любителей русской словесности и его журнала нуждается в коренном переосмыслении. Предстоит по-новому осмыслить содержание «Соревнователя просвещения и благотворения», соотнести это содержание с историко-литературным контекстом 20-х гг. XIX в.

Данная статья не претендует на то, чтобы представить полное описание исследуемого журнала. Ее задача - описать наиболее актуальные для русского общества темы и проблемы, на которые откликался журнал.

* * *

Вольное общество любителей российской словесности (ВОЛРС) возникло в январе 1816 г. усилиями четырех литераторов-дилетантов: братьев А.Д. и И.Д. Боровковых, Е.П. Люценко и А.А. Никитина. Согласно воспоминаниям А.Д. Боровкова цель составления этого общества была «войти в связи с известными литераторами», «огласить себя в их кругу». Первый вариант устава был написан Никитиным5. Изначально новая организация называлось Обществом соревнователей просвещения и благотворения. В жизни общества необходимо разделять два периода: «первый, обнимающий около двух лет, период организационный, когда устав его еще не был утвержден; второй обнимает более продолжительный период, когда общество уже было высочайше утверждено». Устав императором был утвержден лишь 19 января 1818 г.6, и в 1819 г. напечатан в журнале «Сын отечества». С 1816 г. «попечителем» нового общества считался князь Голицын.

Возникает закономерный вопрос о том, почему талантливые литераторы, маститые писатели и поэты, такие как Ф.Н. Глинка, Е.А. Баратынский, А.С. Грибоедов, А.А. Дельвиг, А.А. Бестужев, П.А. Плетнев, К.Ф. Рылеев, О.М. Сомов, Н.И. Греч и многие другие, поверили четырем никому не известным чиновникам -и в итоге вступили в общество. Представляется, что ответ следует искать именно в общественно-политической ситуации: начало XIX в. ознаменовалось расцветом всякого рода общественных организаций, как явных, так и тайных. Профессиональная

Е.М. Иваницкая

организация литераторов тоже существовала - ею было Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, возглавляемое А.Е. Измайловым. Однако «измайловское общество» к 20-м гг. XIX в. уже перестало отвечать запросам большинства литераторов: идейная позиция самого Измайлова была неясной, деньги от издания его журнала «Благонамеренный» шли в его личный доход. После организации Общества соревнователей оба общества существовали параллельно, затем большая часть «измайловцев» перешла в новую организацию - и в итоге членом ВОЛРС стал сам Измайлов.

В августе 1816 г. А.А. Никитин представил на суд членов общества проект издания литературного журнала. В конце 1817 г. было решено издавать журнал под названием «Труды Вольного общества любителей Российской словесности». Окончательное название журнала, под которым он выходит в течение нескольких лет: «Соревнователь просвещения и благотворения». Первый номер нового журнала вышел 15 января 1818 г., последний - 1 октября 1825 г.

При анализе содержания этого журнала обращает на себя внимание тот факт, что наполнение его книжек вполне соответствовало названию. Участники общества, публиковавшие на страницах издания свои произведения, стремились, прежде всего, образовывать читателя. Поскольку главным культурным событием конца 1810 - начала 1820-х гг. был выход томов «Истории государства российского» Н.М. Карамзина, под образованием участники журнала подразумевали, прежде всего, приобщение читателей к родной истории.

Одной из самых «неизведанных» частей России считалась в начале XIX в. Украина. Интерес к ее истории был в этот период очень высок. Печатается «Грамматика малороссийского наречия» А. Павловского (1818), член Вольного общества любителей российской словесности Н.А. Церетелев пишет «Опыт собрания старинных малороссийских песней» (1819), публикуется «История Малой России» Н.Н. Бантыш-Каменского, в 1818 г. Российская Академия предпринимает издание «Малороссийского словаря». Общероссийскую популярность обретает поэт И.П. Котлярев-ский, сочинивший на «малороссийском наречии» поэму «Энеида», в конце XVIII - начале XIX в. несколько раз переизданную, а также пьесы «Наталка-полтавка» и «Москаль-чаровник» (1819)7.

Вполне в русле этого увлечения Украиной выступает и «Соревнователь»: уже в первом его номере печатается вторая часть неоконченной повести Федора Глинки «Зиновий Богдан Хмель-

Журнал «Соревнователь просвещения и благотворения».

ницкий, или Освобожденная Малороссия»8. «Великий муж» Хмельницкий показан в повести как бескомпромиссный борец с поляками, как истинный патриот, желающий свободы своей родине - Украине. В.Г. Базанов утверждал, что с публикацией повести Глинки Вольное общество «меняло свое направление и становилось на пути общественно значимой литературы»9.

Тему Украины продолжил на страницах соревнователя и Кон-дратий Рылеев - как известно, под непосредственным влиянием повести Глинки была написана его дума «Богдан Хмельницкий», опубликованная в «Соревнователе» в 1822 г. (№ 6). Вообще публикации произведений Рылеева были весьма значимыми в деле «соревнования» просвещению: в журнале Рылеев опубликовал шесть стихотворений из цикла «Думы» - некоторые из них, как, например, дума «Святослав» или знаменитая дума «Смерть Ермака» - опирались на «Историю государства Российского» Карамзина. Цель же написания и публикации дум, по словам самого Рылеева (ссылавшегося на мнение польского поэта Ю. Немце-вича), состояла, в частности, в том, чтобы «знакомить» юношество «со светлейшими эпохами народной истории»10.

Однако просвещение понималось авторами журнала не только как описание исторических событий или жизнеописания «великих мужей». Немало места в журнале отводилось описанию современного состояния, географических и этнографических особенностей и России, и других стран. Здесь следует отметить, прежде всего, очерк А.Д. Боровкова о жизни киргизов «Поездка на Илецкую Защиту»11, «Записки о Голландии 1815 года» Н.А. Бестужева12, «Изустные народные предания о городе Белом Смоленской губернии» О. Палковича: «Сей город основан, так сказать, рожден и погребен среди лесов, между гор, болот и озер»13 и т. п.

Просвещать читателей следовало и в области литературы -поэтому журнал часто печатал переводы иностранных авторов. Основатель Общества А.А. Никитин, к примеру, предлагал читателям приобщиться к творчеству Оссиана, Горация, Гете, Шиллера и т. д.14 Естественно, не оставался журнал равнодушным и к современной отечественной словесности: помимо публикаций поэтических произведений членов Общества и близких к ним литераторов, там печатались и теоретические статьи, посвященные современному для 20-х гг. XIX в. литературному процессу. В 1823 г. в журнале публикуются статьи О.М. Сомова «О романтической поэзии», явившиеся первым по времени обоснованием в русской литературе эстетики романтизма15.

Е.М. Иваницкая

Журнал прославлял и тех современников, кто, по мнению членов Вольного общества, наиболее отличился на ниве «просвещения» и «благотворения». Пример тому - известная в истории литературы кампания по прославлению императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Императрица была известна в свете как человек либеральных взглядов и, что особенно важно, как щедрая благотворительница. Современный биограф императрицы утверждает: «Значительное место в жизни Елизаветы занимала благотворительная деятельность, деньги на которую она брала из своих личных средств. <...> Она была попечительницей Дома трудолюбия (позднее Дом трудолюбия был переименован в Елизаветинский институт) и Патриотического института, основанного для сирот воинов, убитых в Отечественную войну 1812 года. На эти учебные заведения императрица тратила огромные деньги, следила за тем, чтобы преподавание там шло на высоком уровне»16.

В 1818 г. в журнале появилось стихотворение А.А. Никитина «Отсутствие Северной богини»17, посвященное отъезду государыни из столицы в Москву. В этом стихотворении Елизавета названа «отрадой» сирот, «надеждой вдов» и «оградой» наук. В конце того же года «Соревнователь» опубликовал стихотворение Глинки «К бюсту венценосной благотворительницы бедных, сирот и несчастных»18. Такого же рода - и стихотворение А.С. Пушкина «Ответ на вызов написать стихи в честь ее императорского величества государыни императрицы Елизаветы Алексеевны», опубликованное в «Соревнователе» в 1819 г.:

Небесного земной свидетель, Воспламененною душой Я пел на троне добродетель С ее приветною красой. Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой; И неподкупный голос мой Был эхо русского народа19.

«Соревнователь» постоянно печатал на своих страницах сообщения о благотворительной деятельности императрицы20.

И при этом сам журнал активно вел благотворительную деятельность. «Вся выгода (от издания журнала - Е. И.) уходит в помощь тем, которые, занимаясь Науками и Художествами, требуют

Журнал «Соревнователь просвещения и благотворения».

дополнительной помощи. Вдовы их и сироты обоего пола имеют равное право на пособие Общества, которое для сей же цели будет издавать особыми книгами полезные сочинения и переводы знаменитейших классических писателей, имея многие уже в готов-ности»21.

Однако издавать журнал было делом весьма трудоемким: материалы собирались медленно, и потому номера выходили с заметным опозданием. Несколько раз Вольное общество собиралось его закрыть - но не решалось этого сделать. Тираж издания был маленьким: в среднем 200-300 экземпляров. Цена за годовое издание в Санкт-Петербурге, на качественной бумаге составляла 25 рублей, а с пересылкой по России - 30 рублей. Журнал был дорогим: полугодовая подписка обходилась в 15 рублей, с пересылкой - 18 рублей. В примечаниях к объявлению журнала указывалось: так как вырученные деньги идут в помощь бедным, то

желающие могут вносить за экземпляр и более указанной суммы.

* * *

Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Журнал «Соревнователь просвещения и благотворения» был либеральным изданием: в нем печатались прежде всего те литераторы, которые имели устойчивые либеральные репутации. Никакой политической «крамолы» в нем не содержалось: издание это было вполне легальным, проходило обычную цензуру, и трудно счесть «Соревнователь» печатным органом Союза благоденствия.

Зато вполне уместным представляется предположение Пыпи-на, что журнал был органом «голицынской» партии при дворе. Собственно, просвещение и благотворительность были главными лозунгами Голицына. Сам он был не только министром просвещения и не только президентом Библейского общества - но и руководил Императорским человеколюбивым обществом и еще несколькими благотворительными организациями. Кроме того, он был личным другом императрицы Елизаветы Алексеевны, которую так славили авторы журнала. Соответственно, закрытие журнала осенью 1825 г. следует объяснять не только экономическими причинами. В мае 1824 г. Голицын был отправлен в отставку -и следовать его идеям стало в общем небезопасно.

Е.М. Иваницкая

Примечания

1 Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб.: Акаде-

мический проект, 2001. С. 421.

2 Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. СПб.: Академический

проект, 2000. С. 120.

3 Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб.: Тип.

Первой Трудовой Артели, 1909. С. 439.

4 Базанов В.Г. Ученая республика. М.; Л.: Наука, 1964. С. 4, 364. Ср. также:

Оксман Ю.Г. Предисловие // Рылеев К.Ф. Полн. собр. стихотворений. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. С. 23; Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. М.: АН СССР, 1955. 304 с.; Архипов В.А., Базанов В.Г., Левкович Я.Л. Литературно-эстетические позиции «Полярной звезды» // Полярная звезда, изданная А. Бестужевыми и К. Рылеевым. М.; Л.: АН СССР, 1960. С. 806, 883; Костин В.И. Декабрист Ф.Н. Глинка: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 1972; Архипова А.В. Литературное дело декабристов. Л.: Наука, 1987. 190 с.

5 Боровков АД. Автобиографические записки // Русская старина. 1898. № 10.

С. 538.

6 Браиловский С.Н. К вопросу о Пушкинской плеяде // Русский филологический

вестник. 1909. Т. 61. С. 52-53.

7 См. об этом подробнее: Сиповський В.В. Украша в росие!скому писменстве.

Ктв: УАН, 1928. Ч. 1.

8 Глинка Ф.Н. Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малорос-

сия // Соревнователь просвещения и благотворения. 1819. Ч. 5. № 1. С. 1-16; № 2. С. 129-170; Ч. 6. № 4. С. 1-26; № 6. С. 237-266.

9 Базанов В.Г. Вольное общество любителей российской словесности. Петроза-

водск: Госиздат Карело-Финской ССР, 1949. С. 150.

10 Рылеев К.Ф. Полн. собр. соч. / Ред., вступ. ст. и коммент. А.Г. Цейтлина. М.; Л.:

Academia, 1934. С. 120.

11 Боровков А.Д. Поездка на Илецкую Защиту // Соревнователь... 1819. Ч. V. № 1.

С. 17-38.

12 Бестужев Н.А. Записки о Голландии 1815 года // Там же. 1821. Ч. XV. № 9, 10,

11. С. 33-64; 179-226; 257-298.

13 Палкович О. Изустные народные предания о городе Белом Смоленской губер-

нии // Там же. 1818. Ч. II. № 4. С. 126.

14 См., напр.: Никитин А.А. Ода Горация к Августу // Там же. 1819. Ч. VI. № 5.

С. 78-80. Гете И.В. Романс. К другу / Пер. А.А. Никитина // Там же. 1818. Ч. I. № 2. С. 114-115.

15 Сомов О.М. О романтической поэзии // Там же. 1823. Ч. XXIII и XXIV. № 7.

С. 43-59; № 8. С. 151-169; № 9. С. 263-306; № 11. С. 125-147.

Журнал «Соревнователь просвещения и благотворения»..

16 Привалихина С.В. Русская судьба немецкой принцессы. Тула: Лев Толстой, 2009.

С. 340.

17 Никитин А.А. Отсутствие северной богини // Соревнователь... 1818. Ч. II. № 5.

С. 209-215.

18 Глинка Ф.Н. К бюсту венценосной благотворительницы бедных, сирот

и несчастных // Там же. 1818. Ч. IV. № 12. С. 88-89.

19 Пушкин А.С. Ответ на вызов написать стихи в честь ее императорского величе-

ства государыни императрицы Елизаветы Алексеевны // Там же. 1819. Ч. 8. № 10. С. 70-71.

20 См.: Записки общества // Там же. 1820. Ч. 9. № 3. С. 341; Записки общества //

Там же. 1821. Ч. 13. № 2. С. 124; Летописи общества // Там же. 1822. Ч. 17. № 2. С. 233; Летописи общества // Там же. Ч. 18. № 4. С. 113; Летописи общества // Там же. 1823. Ч. 21. № 2. С. 232; Летописи общества // Там же. Ч. 21. № 3. С. 348; О существующих в России училищах по методе взаимного обучения // Там же. 1823. Ч. 22. № 4. С. 107 (о пожертвованиях в пользу Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения); Летописи общества // 1824. Ч. 25. № 2. С. 195.

21 [От ред.] // Соревнователь просвещения и благотворения. 1818. Ч. I. № 1. С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.