Научная статья на тему 'Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома'

Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ВОСПИТАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОЙ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байер Елена Александровна, Павлов Игорь Борисович

Сила духа, воля, твёрдость характера качества, которые помогают человеку выжить в современном жёстком мире. И это позволяет нам говорить о жизнестойкости как о стержневом компоненте формирования его личностных качеств. Особенно жизнестойкость важна для детей-сирот, многим из которых пришлось пройти через тяжелейшие испытания уже на этапе жизненного старта. О понятии ««жизнестойкость», а также о воспитании в условиях детского дома, которое способствует формированию этого важного человеческого качества, читайте в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байер Елена Александровна, Павлов Игорь Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Viability as a necessary quality of the graduate's home

Viability as core component for the formation of personal qualities of orphans. The concept of «viability». Formation of orphan viability in the orphanage.

Текст научной работы на тему «Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома»



Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома

Елена Александровна Байер,

директор детского дома (г. Азов), кандидат педагогических наук

Игорь Борисович Павлов,

заслуженный работник физической культуры РФ, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания Педагогического института Южного федерального округа, кандидат педагогических наук

Сила духа, воля, твёрдость характера — качества, которые помогают человеку выжить в современном жёстком мире. И это позволяет нам говорить о жизнестойкости как о стержневом компоненте формирования его личностных качеств. Особенно жизнестойкость важна для детей-сирот, многим из которых пришлось пройти через тяжелейшие испытания уже на этапе жизненного старта. О понятии ««жизнестойкость», а также о воспитании в условиях детского дома, которое способствует формированию этого важного человеческого качества, читайте в предлагаемой статье.

• жизнестойкость • дети-сироты • воспитание жизнестойкой личности • социализация

• спорт • информатизация

В мировой истории есть немало примеров жизни выдающихся людей с трудной и даже трагической судьбой. Но многие из них почти невредимыми прошли через жизненные испытания. Именно этих людей и называют жизнестойкими.

Конкретных разработок концепций жизнестойкости в педагогической практике пока не было, только назывались качества, которые должны присутствовать в такой личности. Жизнестойкость способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья. Это установка, которая придаёт жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Посредством включённости внутренних личностных ресурсов, контроля и вызова (принятия вызова жизни), человек может одновременно развиваться, обогащать свой потенциал и совладать со стрессами, встречающимися на его жизненном пути. Любому из нас приходилось встречаться с людьми, которые, попав

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

в беду, воздевают руки к небу и вопрошают: «Как такое могло случиться со мной?». Такие люди считают себя жертвами и не извлекают уроков из пережитых испытаний. В то же время люди с высокой жизнестойкостью находят конструктивный элемент в своих страданиях и тем самым наполняют содержанием свою жизнь и жизнь окружающих. По мнению большинства исследователей, подобное «сотворение» смысла — способ, с помощью которого жизнестойкие люди сооружают мосты между настоящим с его тяготами и лишениями и более полным, счастливым будущим. Таким образом они справляются с трудностями, не позволяя им сокрушить себя.

Сегодня много пишут и говорят о том, как хорошо кормят и одевают детей-сирот в детских домах. Множество проверок как на федеральном, так и на региональном уровне подтверждает эти факты. Да, дети, находясь на государственном обеспечении, сыты и одеты, но главная задача взрослых — подготовить их к самостоятельной жизни. Однако современные исследования показывают, что у детей-сирот — воспитанников государственных учреждений отсутствует мотивация к получению престижного образования и профессии. В результате 80% выпускников интернатных учреждений не работают по специальности, 94% — не смогли создать семью, 15% — находятся в местах лишения свободы, 64% — социально неблагополучны. Отметим, что мы привели данные только по одному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Значит, пришло время говорить о проблеме подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, о воспитании жизнестойкой личности, которое, на наш взгляд, предполагает, во-первых, переход к принципу адаптивности. Воспитание на основе этого принципа позволяет решать проблему типичную для российской детских домов, когда дети-сироты овладевают набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей их использования для решения конкретных жизненных задач. Для ребёнка-сироты — это образ его будущего, жизненный ориентир, который в то же время позволяет жить в настоящем, так как характеризует готовность человека к самостоятельному решению различных проблем на основе имеющихся внутренних и внешних ресурсов. В связи с этим можно рассматривать принцип адаптивности как ведущий в воспитании жизнестойкости личности.

Во-вторых, важным условием подготовки молодого поколения к жизненному успеху, к преодолению возможных трудностей, выбору собственного неповторимого пути является возрождение системы социального воспитания, разрушенной в 90-е годы прошлого века. Негативизм по отношению к воспитательной деятельности, возникший на волне социально-экономических и политических потрясений, привёл к образованию идеологического вакуума. В этих условиях молодое поколение утратило ценностные ориентиры. Дефицит духовности не мог не сказаться на уровне жизнестойкости молодёжи, поскольку это качество носит интегральный характер и определяется не только природными особенностями, но и нравственной культурой личности. Сейчас очевидна необходимость

Е.А. Байер, И.Б. Павлов. Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома

восстановления традиций отечественного воспитания. Оно должно быть не декларативным и принудительным, а продуктивным, наполненным личностными смыслами. Это станет возможным, если дети будут активно вовлекаться в разнообразные социально-культурные практики, участвовать в решении актуальных проблем. Деятельность их должна носить социально значимый характер, формировать понимание роли личности в обществе и личностной ответственности за то, что происходит в мире, приводить к преобразованию (гармонизации) как общества в целом, так и отдельной личности.

В третьих, действенным средством воспитании жизнестойкости могут стать школьные предметы. Для этого необходимо, чтобы учебная задача рассматривалась как жизненно важная проблема, в решении которой формируется не только ученический, но и общекультурный опыт. Школа, которая долгое время была оторванным от жизни уголком, должна стать моделью социума, местом, где обучение инициирует рефлексию, движение мысли учащихся, понимание сложности объективного мира и мира человеческих чувств и переживаний. Таким образом закладываются компоненты жизнестойкости.

Проанализировав опыт воспитательной работы в детских домах, мы пришли к выводу, что у руководителей этих учреждений есть преимущество по сравнению с руководителями других детских образовательных учреждений. Ребёнок-сирота находится под наблюдением воспитателя весь календарный год в течение круглых суток, поэтому ему легче правильно организовать жизнь воспитанника. Вместе с тем в детских домах не только возрастает роль руководителя, но и увеличивается его ответственность за правильное применение и реализацию нормального режима жизнедеятельности детей.

Практика показывает, что если детей-сирот в образовательном процессе положительно мотивировать на получение престижного образования, а не только на обучение после выпуска в ПТУ, как это в основном существует в большинстве детских домов России, то тем самым можно в какой-то степени снизить риск дезадаптации выпускников этих учреждений. И при этом необходимо выстраивать образовательный процесс так, чтобы в него было встроено педагогическое средство, помогающее формированию жизнестойкой личности.

Среди основных аспектов деятельности детского дома, направленных на формирование жизнестойкости у воспитанников, мы выделяем такие:

— Спортизация образовательного процесса как основа внутренней и внешней ученической дисциплины, воспитания целеустремлённости и настойчивости в достижении поставленных целей.

Практика показывает, что если детей-сирот в образовательном процессе положительно мотивировать на получение престижного образования, а не только на обучение после выпуска в ПТУ, как это в основном существует в большинстве детских домов России, то тем самым можно в какой-то степени снизить риск дезадаптации выпускников этих учреждений.

И С Т О Р И Я И Т Е О Р И Я

— Информатизация детского дома как принципиально новая ступень организации информационно-образовательного пространства.

— Повышение уровня образования в детском доме как следствие модернизации системы российского образования в целом.

Мы понимаем, что в реализации данных направлений деятельности любого интернатного учреждения, основное место будет занимать воспитательный процесс. Б.Г. Ананьев отмечает: «Величайшей ценностью в образовании является воспитание. Воспитание — функция человеческого общества, направленная на передачу новым поколениям ранее накопленных знаний, морали, трудового опыта». Ввиду сказанного, мы рассматриваем детский дом с присущими ему разнообразными социальными отношениями и многопрофильными внешними связями как микросоциум, ответственный за передачу не только теоретического, но, главным образом, практического опыта.

В воспитании ребёнка-сироты огромную роль играет педагог — конкретный учитель физкультуры, педагог дополнительного образования, наконец, директор детского дома, и от качества внутреннего стержня этих и других специалистов будет напрямую зависеть качество передачи общечеловеческого опыта каждому конкретному воспитаннику. С одной стороны, это накладывает на всех сотрудников интернатного учреждения особую ответственность за каждое слово, озвученную мысль, поступок. С другой стороны, даже при всей закрытости образовательного процесса многих детских домов, влияние коллектива учреждения не является исчерпывающим в формировании личности воспитанника. Как подчёркивал А.Н. Леонтьев, «воспитанием в теории и практике называют также социальное целенаправленное формирование личности. В этом случае имеется в виду всё формирующее личность пространство: детский сад, школа, семья, влияние среды на личность, воздействие дружеского окружения, средства массовой информации, социальная среда». Действительно, приглашение учителя в спортивную секцию может остаться неуслышанным, поскольку телевизионная реклама демонстрирует только престиж болельщика футбольной или хоккейной команды с банкой пива или колы в руках, но не занятия спортом. Иллюзия приобщённости к спорту подростка-болельщика, который большую часть времени проводит у экрана телевизора, порождает безответственность в отношении своего здоровья, общефизического и, конечно, морального состояния.

Организация спортивных секций в детском доме имеет, на наш взгляд, огромное значение. Ведь от физической подготовки зависит не только (и даже не столько) объём мускулов, но и развитие волевых качеств. «Целью воспитания в обществе, — пишет В.В. Краевский, — является формирование личности, её всестороннее и гармоничное развитие». С этим никто не спорит, однако сегодня мы наблюдаем, что основное внимание уделяется обучению, главным образом, профильному, что приводит к искусственному суживанию воспитательных задач. При этом физическо-

Е.А. Байер, И.Б. Павлов. Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома

му воспитанию уделяется, как правило, мало внимания. Как следствие, у ребёнка не происходит формирование волевых качеств, жизнестойкости, он не стремится к победе, прежде всего, над собственным несовершенством. Поэтому воспитанникам детских домов бывает трудно достойно выдержать испытания, которые ждут их в самостоятельной жизни.

И.Ф. Харламов высказывает убеждение в том, что «понятие «личность» в отечественной психологии применяется тогда, когда человек характеризуется «как субъект социальных отношений и социальной деятельности». Понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств». Поэтому неотъемлемая часть воспитательного процесса в детском доме — организация группового общения детей, взаимодействия в группах. Применительно к микросоциуму детского дома групповое взаимодействие детей и подростков следует рассматривать не столько в виде тренировочного этапа перед наступлением эфемерно далёкого «завтра» в виде будущего за пределами детского дома, сколько в виде осуществляющегося уже здесь и сейчас бытия в конкретной социальной группе.

А.В. Петровский предлагает пофазовую трактовку развития личности применительно к её интеграции в социальные группы. «Первая фаза становления личности в социальной группе — фаза адаптации. Для неё характерно вхождение ребёнка в группу, приспособление к ней в плане усвоения действующих норм, форм и средств деятельности, которыми владеют другие её члены. Вторая фаза — индивидуализация. Ребёнок начинает искать способ выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза — интеграция. Ребёнок сохраняет свои индивидуальные черты, отвечающие потребностям группового развития, а группа меняет свои нормы и воспринимает ценные для её развития черты личности».

Когда ребёнок попадает в спортивную секцию, то работают те же общие закономерности, что и во время его первого прихода в детский дом. При этом в этой секции вместе с ним могут заниматься товарищи по детдомовской группе, в том числе и разновозрастной. И ребёнок может найти в лице своего товарища хорошего помощника в освоении конкретных физических навыков, а тренер или руководитель — юного инструктора, способного на языке, присущем подросткам, объяснить определённые нюансы занятий новичкам.

«В современной отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладения с жизненными трудностями. Это и психологическое наполнение введённого Л.Н. Гумилевым понятия — устойчивость человека к экстремальным факторам. В отечественной литературе принято такую устойчивость человека определять новым в педагогике понятием: «стойкость» или «жизнестойкость», — указывает Д.А. Леонтьев. Здесь мы вплотную подходим к рассмотрению заявленного в названии

Istoriya i teoriya.qxd 02 .11 .2010 16 :11 Page,

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

статьи понятия «жизнестойкость» вне зависимости от характера его проявлений — как положительных, так и отрицательных.

«В зарубежной психологии понятие, определяющее устойчивость человека к экстремальным факторам, звучит как «hardiness», согласно Большому англо-русскому словарю — это выносливость, крепость, здоровье, устойчивость, смелость, отвага, неустрашимость, дерзкость, наглость. Соответственно «hardy» — выносливый, стойкий, закалённый, смелый, отважный, дерзкий, безрассудный; выносливый человек. С точки зрения С. Мадди и Д. Кошаба, данное понятие «hardiness» означает психологическую живучесть, его отношение к трудностям, с которыми он сталкивается каждый день. Также, по их мнению, данное понятие «hardiness» является и показателем психического здоровья человека, его возможности воспользоваться имеющимися внутренними ресурсами, которые помогают эффективно управлять ими, определяют, насколько личность способна совладать с трудностями и изменениями, которые носят околоэкстремальный и экстремальный характер».

Мы стремимся выстроить процесс формирования в воспитанниках жизнестойкости на основе позитивных аспектов этого понятия. В противном случае, негативные проявления жизнестойкости приведут к ненадлежащей социализации воспитанников. Интересны результаты исследования Lee Helen феномена «hardiness», имеющие концептуальное отношение к теме нашего исследования. По её мнению, «главный фактор — это внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придаёт жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах». И ресурс этот по величине и направленности характеризует возможности внутреннего роста человека. В особенности — воспитанника детского дома, для которого смыслообразующее значение многих сторон жизни многократно возрастает. Например, то, что для «домашнего» ребёнка является незначительным обстоятельством, для воспитанника детского дома может стать непреодолимым препятствием на пути к осуществлению жизненной цели. Именно поэтому жизнестойкость — понятие широкое, относительное. И это подтверждают исследования как зарубежных психологов, так и отечественных (Ф.Е. Пуховский).

В своих работах М.М. Решетников М.М., Баранов Ю.А., Мухин А.П., и С.В. Чермякин также отмечают, что «жизнестойкость и способы реагирования в ситуации риска зависят от расовой принадлежности, пола, возраста, сексуальной ориентации, места проживания, материального уровня и физического здоровья». Что и подтверждает нашу мысль. Так, если воспитанник из якутского приюта во время ученического похода или студенческой экспедиции окажется в сложных погодных условиях, то это не потребует от него проявления жизнестойкости, так как он адаптирован к холоду и скудному витаминами питанию, в отличие от ребят, выросших в более щадящей обстановке. В то же время его сверстник из Москвы будет лучше приспособлен к жизни в мегаполисе, с присущими ему смогом,

Е.А. Байер, И.Б. Павлов. Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома

хлорированной водой и обширными искусственными магнитными полями. Но это, естественно, только физическая сторона проблема.

Интересны, на наш взгляд, кросскультурные исследования по изучению жизнестойкости Ж.К. Ионеску: «Область культурной сопротивляемости может стать целью параллельных проектов во многих странах для того, чтобы лучше понять специфику процесса, который позволяет нам «оставаться на ногах» перед лицом неприятностей». Это подтверждает правильность выбранного нами направления.

Взгляд на жизнестойкость как на специфическую способность, присутствует у В.Д. Шадрикова, рассматривающего способности «как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые выражают индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности». В данном определении представлены следующие основные признаки, которые, на наш взгляд, характеризуют и жизнестойкость: функциональность (обеспечивает функцию сохранения и поддержания жизни); индивидуальная мера выраженности (является индивидуальной особенностью, которая может быть измерена); связь с эффективностью деятельности (зависимость удовлетворения жизненно важных потребностей от результатов деятельности). Жизнестойкость относится к особому классу способностей, которые В.Д. Шадриков называет духовными: «Они определяют качественную специфику поведения человека: его добродетельность; следование принципам веры, любви, альтруизма, смысла жизни; креативность, оптимизм и проч. Жизнестойкость обладает основными признаками духовных особенностей, однако не тождественна им. Она представляет собой единство природных и нравственных начал. Жизнестойкость востребуется ситуациями, которые представляют угрозу для человека (в физическом и социальном смыслах), и проявляется в таком реагировании, которое обеспечивает его выживание, адаптацию и развитие».

По С.Л. Рубинштейну, «личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. В ребёнке заложены огромные потенциальные возможности. И то, как он их сможет реализовать, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения». В этой связи можно ответственно заявить: если жизнестойкость будет формироваться по своей нижней границе, а именно по линии жизнеспособности, то надежды на культурное разрешение ситуации невелики. Ребёнок, демонстрирующий свою жизнестойкость в виде дерзости и наглости, не стремящийся к усвоению многовекового опыта человечества в области науки, техники, образования, склонен к девиант-ному поведению, и работать с ним специалистам детского дома довольно сложно. Но существует возможность направить внутреннюю детскую энергию, проявляющуюся в негативных аспектах, в позитивное русло. Давая такому ребёнку возможность занять лидерские позиции в детской группе, педагог показывает ему, что этот шаг — свидетельство доверия,

И С Т О Р И Я И Т Е О Р И Я

О

которое необходимо оправдать. Воспитанник, на которого ложится ответственность за более слабых и младших ребят, учится защищать тех, кого ещё недавно мог обижать, находя в этом единственную возможность самоутвердиться. Об этом пишет Р.С. Немов: «У личности могут преобладать целевая направленность, когда её доминирующие интересы, потребности определяются задачами деятельности; направленность на общение, когда большую ценность для личности представляет взаимодействие с другими людьми; эгоцентрическая направленность, когда поведение и деятельность личности определяются собственными интересами, потребностями, являющимися для неё наиболее значимыми. К свойствам личности относят её способности, характер и психические состояния, уровень развития психических функций (воли, интеллекта, речи».

Коллектив педагогов детского дома способен сделать многое, чтобы формирование у воспитанников жизнестойкости шло именно по линии культивирования позитивных свойств личности, чтобы жизнестойкость воспитанника измерялась не только величиной его мускулов или силой выпестованного репетиторами интеллекта, но и сформированным в детском доме характером. О том, каким образом происходит этот процесс, нам ещё предстоит рассказать. Поднятая здесь тема не может считаться закрытой, мы стоим только в начале её достаточно широкого русла. Выводы, которые мы предлагаем, следует считать промежуточными, требующими проработки в конкретных педагогических ситуациях:

1. Жизнестойкость воспитанника детского дома — одно из его стержне-образующих качеств, на формирование которого направлено функционирование воспитательной системы детского дома.

Литература

О

2. При формировании жизнестойкости у воспитанников коллектив детского дома должен задавать этому процессу позитивную направленность, чтобы это качество не проявлялось в виде дерзости, наглости и т.п.

3. Жизнестойкость воспитанника измеряется не только уровнем приспособляемости к жизни, но и способностью к саморазвитию, стремлением вносить позитивный вклад в развитие общества.

1. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 77-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.