Научная статья на тему 'Детский дом: спортивное воспитание с использованием информационных технологий'

Детский дом: спортивное воспитание с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ТРЕНИРОВКА / СОРЕВНОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байер Елена Александровна, Петрова Елена Викторовна, Латышев Олег Юрьевич

Детский дом г. Азова много лет занимается организацией деятельности, направленной на формирование жизнестойкой личности воспитанника. Авторы статьи уже писали о роли в этом процессе туризма и краеведения (см.: Социальная педагогика. 2013. № 1). Не последнюю роль в формировании жизнестойкости играет и спортивное воспитание. О нём речь идёт в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children''s home: sport education with information technology

Nformation technology means as the supporting process of sport education in children's home.

Текст научной работы на тему «Детский дом: спортивное воспитание с использованием информационных технологий»

:34 Page

J

Детский дом: спортивное воспитание с использованием информационных технологий

Елена Александровна Байер,

директор детского дома г. Азова Ростовской области, доцент, кандидат педагогических наук

Елена Викторовна Петрова,

заместитель директора детского дома г. Азова Ростовской области

Олег Юрьевич Латышев,

научный руководитель Федерального эксперимента Российской академии образования, директор Мариинской галереи, кандидат филологических

наук

Детский дом г. Азова много лет занимается организацией деятельности, направленной на формирование жизнестойкой личности воспитанника. Авторы статьи уже писали о роли в этом процессе туризма и краеведения (см.: Социальная педагогика. 2013. № 1). Не последнюю роль в формировании жизнестойкости играет и спортивное воспитание. О нём речь идёт в предлагаемой статье.

• спорт • информационные технологии

• детский дом • тренировка • соревнование

Сегодня рекомендации специалистов по укреплению здоровья детей зачастую состоят в том, чтобы переориентировать подростков, которые всерьёз увлеклись информационными технологиями, на занятия в спортивных секциях. И в ряде случаев это вполне оправданно. В одном из детских домов, например, у мальчиков — заядлых футболистов — внезапно лопнул мяч. Это случилось в самом начале выходных, когда никто не мог помочь им решить эту проблему. Бравая команда решила её самостоятельно: ребята сели за компьютеры, и начали играть в виртуальный футбол. Занятие, признаться, — также захватывающее. И внимание, и смекалку развивает ничуть не хуже настоящего футбола. Но, естественно, не укрепляет мускулатуру, а лёгким растущего организма и подавно приносит только вред. Мы уже писали о профилактике отрицательного влияния компьютерной техники на детское здоровье посредством занятий спортом и обращали внимание на компенсаторную функцию спортивных секций в тех случаях, когда дети одновременно увлечены и спортом, и информационными технологиями.

Проведение зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи стало предметом гордости воспитанников наших детских домов и интернатов. Тем более что для старших из них скоро наступит время, когда они смогут участвовать в спортивных соревнованиях для взрослых. Конечно, не только по олимпийским видам

-е-

:34 Page

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

спорта — у каждого воспитанника, а значит, и выпускника, различные спортивные предпочтения и личностные амбиции. Коллектив детского дома может апеллировать к спортивным интересам ребёнка, в том числе и при проведении с ним профориентационной работы. Непосредственно профессиональную ориентацию будет справедливо назвать одной из первых форм использования информационных технологий в формировании устойчивого интереса воспитанника в области спорта. Так поступают, например, сотрудники детского дома г. Азова, детского дома № 3 г. Шахты Ростовской области, детского дома «Альтаир» г. Лабинска Краснодарского края и др. Интернет-ресурсы содержат биографии выдающихся спортсменов и их методические выкладки для желающих следовать по пути кумиров, другие значимые в данном отношении сетевые материалы. В процессе первичного ознакомления с ними воспитанник может получить достаточно чёткое представление о том, не случайным ли был его интерес к данной области. Если ребёнок выражает беззаветную готовность следовать за своим кумиром, добросовестно выполнять все его сетевые рекомендации, то, видимо, сотруднику детского дома или интерната, ответственному за профориентацию, имеет смысл посоветоваться с детдомовским психологом и врачом на предмет соответствия такого увлечения психофизиологическим возможностям воспитанника. Если ребёнок полностью здоров (что, к сожалению, бывает всё реже и реже), то следует найти для него подходящую спортивную секцию. Большое счастье, если такая секция существует в самом интернатном учреждении. Это позволит его руководству отслеживать промежуточные результаты освоения детьми тех или иных видов спорта. В свою очередь, посещающие её занятия воспитанники могут посоветоваться с тренером, насколько достоверны скачанные в Интернете методические рекомендации какого-нибудь олимпийского чемпиона, или просто авторитетного для детей спортсмена. Не выдаёт ли себя за «олимпийского небожителя» какой-то неудачливый тренер, или просто человек, не имеющий к спорту ни малейшего отношения? Конечно, такой случай — экстремальный, но возможны и просто несоответствия рекомендаций специалиста возрастным возможностям ребёнка. Руководитель детдомовской секции может посетить заинтересовавшую воспитанников сетевую страницу и помочь найти оптимальное решение.

К сожалению, часто руководители интернатных учреждений пресекают попытки воспитанников найти в Интернете интересующую их информацию. Психике воспитанников при этом наносится, увы, только вред. Ведь запретный плод — сладок, и дети найдут возможность удовлетворить свой интерес другим путём. Некоторых это может подтолкнуть даже к краже денег у воспитателя или товарища по группе, самовольному уходу с территории детского дома и посещению компьютерного клуба. И это ещё не всё. С информацией, добытой подобным путём, воспитанник вряд ли подойдёт к тренеру из детского дома, чтобы убедиться в её достоверности.

:34 ?age

J

Е.А. Байер, Е.В. Петрова, О.Ю. Латышев. Детский дом: спортивное воспитание с использованием информационных технологий

Вот о чём рассказал, например, во время нашей поездки в Смоленский детский дом Мухтар Гусенгаджиев, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса как «самый гибкий мужчина планеты». Будучи наказанным в детстве, Мухтара заперли в чулан площадью не более одного квадратного метра. Будущий рекордсмен провёл там около шести часов. Уже тогда Мухтар обладал огромным стремлением к совершенству и не желал терять ни минуты даром. Пришедшие освободить его из «заточения» взрослые были немало удивлены, застав Мухтара выполняющим упражнения на растяжку, опираясь на стены чулана. Во избежание подобных казусов руководителю спортивной секции в детском доме лучше заблаговременно изучить весь спектр материалов сети, на которые при самостоятельном обращении может пасть взгляд его учеников. Отсортировав материал на предмет соответствия задачам секции, следует выстроить страницы сайтов разного профиля в логической последовательности, которая поможет затем ребятам правильно понять написанное, внимательно подойти к рассмотрению учебного материала, изучив все нюансы в следовании этим рекомендациям.

Учитывая, что с каждым годом всё большее число прославленных спортсменов и их тренеров выражает желание общаться со своими поклонниками посредством Мировой паутины, можно прибегнуть к непосредственному контакту с ними, чтобы получить более подробные разъяснения по содержанию обнародованных спортсменами методик. Практика показывает, что многие тренеры детдомовских секций не делают этого просто в силу своей особой деликатности и скромности, поскольку именно такие люди первыми приходят на помощь детям-сиротам. Однако у нас на протяжении пятнадцати лет существования организации «Российская детдомовская семья» сформировался некоторый опыт приглашения выдающихся спортсменов к участию в нашей «семейной» передаче. Она называется «Моя большая детдомовская семья» и идёт на новом планетарном телевидении молодёжи (www.nptm.ru/detdom.htm).

Отметим, никто из чемпионов не отказался принять участие в передаче, хотя в некоторых случаях время согласовывать нам приходилось с их менеджерами, чтобы исключить накладки съёмок и тренировок спортсменов. Конечно, наша беседа с каждым из спортсменов протекала, главным образом, в русле человеческих ценностей, нежели спортивной терминологии и конкретных рекомендаций по тем или иным тренировкам. Мы стремились на примере выдающихся достижений этих людей показать детям пути самосовершенствования и одновременно работы над определёнными группами мышц, развивая при этом внимание и волю, целеустремлённость и великодушное отношение к сопернику во время соревнования. При этом почти с каждым спортсменом мы договаривались о возможности проведения своеобразных мастер-классов как на интернет-телевидении, так и непосредственно в детских домах (в случае возникновения устойчивого интереса к его спортивным

:34 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

методикам). И такая практика тоже существует. Уже не первый год мы выступаем в детских домах России вместе с рекордсменом мира в области силовых упражнений Брюсом Хлебниковым. Недавно к нам присоединился уже упомянутый Мухтар Гусенгаджиев. Надеемся на дальнейшее пополнение звёздной команды.

Некоторые сотрудники интернатов смогли пригласить чемпионов вести секции в стенах своих учреждений. Среди известных спортсменов есть такие, кто начинал свой профессиональный путь в интернатах и детских домах. Один из героев нашей телепередачи — чемпион мира по рукопашному бою среди профессионалов Павел Болоянгов. Будучи ещё совсем молодым человеком, Павел руководил спортивной секцией в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конечно, в силу огромной занятости, сейчас Павел не смог бы при всём желании продолжить эту деятельность, но через Интернет предлагает компромиссный вариант. На сайте «Мой мир» www.my.mail.ru у чемпиона теперь есть свой «мир», блог, сообщество (по любезному приглашению Павла в его сетевое сообщество вступил один из авторов статьи О.Ю. Латышев. — Прим. ред.) В свою очередь, всё больше воспитанников и выпускников детских домов приходят в качестве друзей на эту «мировую» страничку. Любой из них может получить рекомендацию, если захочет подружиться с кем-то из звёзд (и не только спорта), ставших сетевыми друзьями. Это даёт возможность непосредственного общения с серьёзными спортсменами. К слову, мы с воспитанниками Азовского детского дома регулярно общаемся со звёздами спорта и эстрады посредством интернет-услуг.

Но спортивное воспитание посредством информационных технологий не ограничивается сетевыми коммуникациями. Такие технологии можно использовать и в отсутствие Интернета. Турникет в метро или на промышленном предприятии, кассовый аппарат в магазине — это тоже по своей сути компьютеры. Разумеется, каждый со своим «джентльменским набором» свойств и качеств, соответствующих выполняемым ими функциям. То же самое можно сказать и о многих «продвинутых» спортивных тренажёрах, диагностических аппаратах (подходят ли вам занятия этим видом спорта?), тонометрах, наконец, необходимых во время спортивных занятий. И если сейчас Интернет ни в одном из этих устройств пока не нужен, то в дальнейшем он также может потребоваться. Для чего? Например, для передачи полученных данных (результаты тренировок, диагностические и т.д.), которые могут обобщаться, сравниваться с предыдущими показателями у данного спортсмена, равно как и у его коллег. Из этого могут вытекать дальнейшие рекомендации, которые можно получить не только от непосредственного тренера, но и от людей, находящихся очень далеко от происходящего.

:34 ?age

J

Е.А. Байер, Е.В. Петрова, О.Ю. Латышев. Детский дом: спортивное воспитание с использованием информационных технологий

Итак, спортивное воспитание с использованием информационных технологий представляется целесообразным и предполагает учёт следующих особенностей этого процесса:

1. Необходимо использовать сетевые методические рекомендации, которыми щедро делятся с поклонниками и последователями представители «большого» спорта.

2. Руководителям спортивных секций в детских домах (или других секций, посещаемых воспитанниками детского дома) следует с большим вниманием подходить ко всем сетевым материалам по физическому совершенствованию, способным оказаться в поле зрения воспитанников, давая этим ресурсам конкретную и своевременную оценку и доводя свои соображения до сознания своих учеников.

3. Ведущими критериями отбора сетевых материалов руководителем секции должны стать учёт психофизиологических особенностей воспитанников, стадия освоения ими спортивной дисциплины, а также логическая последовательность изучения рекомендаций, полученных из различных сетевых источников.

4. Обмен сведениями, полученными из Интернета руководителем и учениками, должен проходить в атмосфере открытости, полного взаимного доверия, чтобы ученик всегда руководствовался исключительно полной и достоверной сетевой информацией.

5. Взрывной характер роста информационного пространства побуждает обратиться не только к качественной, но и к количественной фильтрации получаемой информации. Соображения педагогического такта, культуры руководителя могут и должны становиться залогом своевременных и последовательных спортивных достижений у участников работы спортивных секций детских домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.