Научная статья на тему 'Медиабезопасность как условие формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе туристско-краеведческой деятельности'

Медиабезопасность как условие формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ДЕТИ-СИРОТЫ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA SPACE / MEDIA SECURITY / TOURISM / LOCAL HISTORY / EDUCATION / ORPHANAGE / ORPHANS / MEDIA EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латышев Олег Юрьевич, Байер Елена Александровна

Использование безопасных электронных средств учебного назначения и досуговой деятельности наряду с представлением о границах безопасного медиапространства способствует повышению жизнестойкости детей-сирот, увлеченных туристско-краеведческой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латышев Олег Юрьевич, Байер Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Security as a Condition Viability of Formation of Orphans in the Local History of Tourism

The use of secure electronic educational purpose and leisure activities, along with the notion of borders secure media space contributes to the resilience of orphans, enthusiastic tourist and regional studies.

Текст научной работы на тему «Медиабезопасность как условие формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе туристско-краеведческой деятельности»

субдискурса активно проявляют себя. Про-блемность приводит к расширению тематики, очевидно, что предмет речи раскрывается разносторонне в данном субдискурсе. Авторство видно в постоянном дополнении основного текста специальным ссылками и иллюстрациями. Темпоральность вскрывает возможность воссоздания события по минутам, а также вероятность прослеживания реакций людей на событие (от страха до юмора). Локативность проявляется в том, что оценивается не только Челябинск, но и Тунгусский заповедник, озеро Чебаркуль и другие территории, имеющие отношение к падению метеорита. Особенность авторства видна в том, что пользователи Сети реагируют мгновенно: появляются открытки с юмористическими надписями; проходит бурное обсуждение метеорита в соцсетях; органи-

зуются форумы - люди обменивались данными, сохраняя и передавая друг другу ссылки на видео о падении метеорита и т. д.

Таким образом, анализ структурных и содержательных особенностей субдискурсов Сети является важным и необходимым для построения методики анализа интернет-текстов и дискурса Интернета в целом.

Список литературы

1. Лазарева, Э. А. Интернет-текст и интернет-дискурс // Текст в коммуникативном пространстве современной России. Барнаул, 2011. С.265-273.

2. Скворцов, О. Г. Дискурс Интернета /

О. Г. Скворцов, Э. А. Лазарева, Е. В. Горина. Екатеринбург, 2009. 176 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 319-322.

О. Ю. Латышев, Е. А. Байер

МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Использование безопасных электронных средств учебного назначения и досуговой деятельности наряду с представлением о границах безопасного медиапространства способствует повышению жизнестойкости детей-сирот, увлеченных туристско-краеведческой деятельностью.

Ключевые слова: медиапространство, медиабезопасность, туризм, краеведение, воспитание, детский дом, дети-сироты, медиаобразование.

Проблема медиабезопасности в образовательной среде возрастает прямо пропорционально увеличению объема информации, которую необходимо повседневно воспринимать, оценивать, отбирать и использовать при решении задач, стоящих перед учителем и учеником, воспитателем и воспитанником детского дома. Вполне естественно было бы предположить, что с увеличением количества информации, подлежащей критическому осмыслению, возрастает и риск неправильной оценки степени достоверности информации, отбираемой для формирования фундаментальных знаний, умений и навыков. Увеличение степени концентрации внимания, что могло бы предотвратить попадание недоброкачественной информации в круг исходных положений образова-

тельной деятельности, также не может быть бесконечным. Соответственно, мы становимся перед необходимостью более строгого отбора исходной информации, сравнения и сопоставления различных источников, совокупное использование которых позволит существенно повысить вероятность получения достоверной, полной и пригодной для дальнейшего осмысления информации.

Почему это приобретает столь высокую важность применительно к туристско-краеведческой деятельности? Если в классе решается задача по геометрии, а предложенное учащимся решение не выдерживает никакой критики с точки зрения учителя и сверстников, достаточно стереть все с доски и начать сначала. Если же команда юных туристов оказалась в походе

с неточной картой, скачанной с сайта сомнительного качества, и самонадеянным проводником, то шансов вернуться домой вовремя, не переполошив родителей слишком долгой отлучкой, к тому же - целыми и невредимыми, становится намного меньше. Насколько нам известно, далеко не все руководители походов перед отправкой в путешествие получают положительное заключение маршрутно-квалификационной комиссии, некоторые же из них даже не подозревают о ее существовании. И даже среди тех, кто всерьез берется за овладение навыками работы руководителя похода, далеко не все с первого раза сдают строгие и объемные нормативы федерального уровня. Для отдельных настойчивых и целеустремленных педагогов обучение может продолжаться и год, и два сверх установленного срока.

Однако при столь щепетильном отношении к процессу обучения ни один такой потенциальный руководитель похода не воспользуется сетевыми источниками сомнительного содержания для составления туристического маршрута и уж тем более не позволит своим ученикам легковерно относиться к низкопробной информации. Скорее всего, он приложит значительные усилия еще и к тому, чтобы и в его отсутствие ученики при составлении собственных маршрутов туристических походов могли проявлять высокий информационный иммунитет, сосредоточенно рассматривать каждый заинтересовавший их медиаобъект, серьезно относиться к вопросам сортировки поступающей информации по степени достоверности и применимости в конкретных условиях.

Что же касается вопроса медиабезопасности в целом, то ему должно уделяться значительное внимание при составлении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для средней общеобразовательной школы. По мнению В. А. Ковтонюк, «общеобразовательный профиль как обязательный минимум содержания среднего общего и основного общего образования включает курс обучения ОБЖ. Для воспитанников детского дома данный курс приобретает особое значение. В традиционных семьях роль самых первых учителей ОБЖ играют родители, озабоченные сохранением жизни и здоровья своих детей. Разумеется, прививаются лишь первичные знания безопасности жизни. Но у детдомовского ребенка нет и этого. Поэтому курс должен быть разработан настолько хорошо, чтобы в максимальной степени компенсировать изначально недоста-

ющие ребенку представления о нормах поведения, согласующихся с основами безопасности жизнедеятельности» [2. С. 233]. И чем сильнее притягивает ученика и воспитанника медиапространство, непрерывно возрастающее в объеме и широте распространения, тем больше внимания предстоит уделять авторам учебников и работающим по ним учителям данной неотъемлемой ипостаси современного образовательного процесса. Последовательность предлагаемых для изучения рекомендаций должна быть максимально тонко инструментованной и предполагать высокий уровень конкретизации материала по вопросам медиабезопасности. Как указывает Л. Б. Левина, «нельзя обходиться общими сведениями, неприменимыми к совершенно конкретным сложным жизненным ситуациям, выход из которых должен быть найден ребенком быстро и правильно. А выпускник детского дома, оказавшийся в роли ответственного лица, должен помочь ребенку по мере максимума своих представлений о предмете.

В тесной связи с курсом ОБЖ выступает учебный предмет «Экология». Ни для кого не секрет, что преемственность этих дисциплин проходит по линии четкой зависимости безопасности жизни человека от соблюдения им норм экологического природопользования. И экологические знания нужны, разумеется, далеко не только тем выпускникам, которые решили посвятить себя делу наведения экологического порядка на родной планете. В условиях любого направления профессионального самоопределения практически на первый план выступает стандартное условие: ты бережно относишься к воздуху, воде, земле, рационально используешь их, содержишь в чистоте сам и не даешь загрязнять другим. Лаконичные по звучанию требования к каждому участнику природопользования на деле оборачиваются подчас необходимостью полностью перестроить свой жизненный цикл, подчинив его современным экологическим нормам существования в обществе» [2. С. 234].

Следует подчеркнуть, что, на наш взгляд, вопросы медиабезопасности и экологии во многом взаимообусловлены, даже если это не всегда одинаково очевидно. Во-первых, эта общность прослеживается на философском и общепонятийном уровне. Медиабезопасность как таковая возможна только в условиях экологичности информационного общества. В свою очередь, стремление учителей, воспитателей и других сотрудников детского дома

сделать средства обучения в сфере туризма и краеведения однозначно безопасными свидетельствует об их трепетном и гиперответствен-ном отношении к вопросу экологии познания. Во-вторых, каждый участник образовательного процесса в условиях тщательного отбора безопасных медиаресурсов фактически нацелен на однозначное исключение сомнительного материала из процесса передачи знаний учащимся и формирования нового знания совместными усилиями вместе с ними. Тем самым он содействует созданию и поддержанию экологической среды познания. В-третьих, юному туристу категорически необходимы экологические знания в общепринятом выражении: соблюдение принципа медиабезопасности позволит снабдить юного участника познавательного процесса соответствующей его задачам информацией о том, какие природоохранные объекты встретятся ему и его товарищам на пути следования, как с ними правильно обращаться, чтобы сам факт похода не стал препятствием для поддержания экологической обстановки на подразумеваемом объекте. Наконец, добросовестно сформированные знания о состоянии этой особо охраняемой природной территории помогут юным туристам правильно подготовиться к посещению заповедника, заказника, природного парка.

Если поступили тревожные сигналы о загрязнении бассейнов рек, заповедных зон, отрогов горных хребтов или других природоохранных объектов, через которые проляжет маршрут многодневного похода, следует провести надлежащую подготовку к такому ответственному действию. Взрослым участникам похода предстоит продемонстрировать понимание того, не настолько ли загрязнена территория, через которую проходит маршрут следования, что туда нельзя вести детей? В этом также проявляется элемент медиабезопасности. И если становится понятно, что поход по данному маршруту в принципе возможен, то своевременно приготовить перчатки, мешки для мусора, инструменты для его сбора, заручиться поддержкой одной из взрослых экологических бригад. Они помогут квалифицированно подойти к организации данного мероприятия, сделать его безопасным также и для каждого участника приведения в порядок природоохранной территории. При этом весьма продуктивный путь - установить партнерские отношения с одним из обществ охраны природы, реализующих свои интересы и полномочия на интересующей представителей детского

дома территории. Это полезно не только собственно во время похода. Представители таких общественных объединений могли бы делегировать волонтеров для проведения подготовительных бесед с юными туристами - воспитанниками детского дома. Имея надлежащий многолетний опыт деятельности в природоохранной области, эти волонтеры могли бы делиться с воспитанниками и их наставниками хорошо проверенной и тщательно отобранной информацией, к тому же и структурированной в удобном для детского понимания порядке.

В этом также проявляется учет требований медиабезопасности при организации туристско-краеведческой деятельности. Необходимо понимать, что личность воспитанника, в ходе воспитания которой принципы медиабезопасности и природосообразности нашли гармоничное сочетание, обретает значительно больший запас жизнестойкости, нежели личность ребенка, соответствующим образом не подготовленного. Мы не можем и не должны настаивать на очевидности этого факта, однако можем апеллировать к тем составляющим понятия жизнестойкости, которые, можно сказать, лежат на поверхности повседневного и повсеместного мировосприятия. И уже определенно очевидно, что воспитанник, ставший выпускником, с пониманием подходит к выбору маршруту похода и учитывает, не нанесут ли вред его жизни и здоровью те или иные условия, с которым он и его товарищи могут встретиться во время путешествия.

Руководствуясь принципом медиабезопасности, он будет анализировать медиаресурсы, способные свидетельствовать о вредности или безвредности маршрута для его здоровья и здоровья всех, кто вверил ему как руководителю похода свои судьбы. Собственно во время похода такой выпускник будет проявлять максимальную осмотрительность и призывать к этому всех участников идущего за ним коллектива, чтобы свести к минимуму риск падений, ударов, столкновения с непреодолимыми препятствиями, переохлаждения, перегрева. Этому помогут наиболее четко выверенные походные карты, анализ фото- и видеоматериалов, размещенных в сети участниками предыдущих походов по этим и подобным им местам, имеющим схожие классификационные признаки в системе особо охраняемых природных территорий.

Как мы уже отмечали ранее, «поводом для постановки вышеобозначенной научной проблемы явилась многолетняя и широко направ-

ленная деятельность детского дома г. Азова по формированию жизнестойкой личности воспитанника. Значительную роль в данном процессе были призваны сыграть средства туризма и краеведения. Как показала практика повседневной жизни этого интернатного учреждения, туристско-краеведческая деятельность способна занимать достойное место в процессе социализации детей-сирот - в частности, при повышении жизнестойкости воспитанников в условиях быстро меняющегося общества и относительно низкой прогнозируемости направления его дальнейшего развития» [1. С. 144]. Сейчас, когда мы находимся уже на следующем этапе экспериментального исследования в рамках заявленной проблематики, есть возможность сделать такие промежуточные выводы.

1. Медиабезопасность необходимо признать одним из главенствующих принципов в процессе воспитания жизнестойкой личности детей-сирот, поскольку из этого закономерно вытекает безопасность собственно жизни воспитанников. И, как следствие, возможности для увеличения ее продолжительности и качества.

2. Направление туристско-краеведческой деятельности детского дома в его воспитательной системе и концепции экспериментальной работы по отношению к принципу медиабезопасности носит доминантный характер. Это определяется высокой степенью зависимости результатов обозначенной деятельности от качества поступающей, отбираемой и критически осмысливаемой информации из сетевых и прочих информационных ресурсов.

3. Детский дом как учреждение образования и государственной поддержки детства призван

становиться и всегда быть территорией высокой медиабезопасности. Это должно происходить не в силу тотальных информационных ограничений вплоть до создания искусственного информационного вакуума, а за счет растущего умения сотрудников и воспитанников корректно работать с поступающей информацией, давать соответствующую оценку качества и возможной сферы ее надлежащего применения.

В заключение следует отметить, что ведомая нами научно-практическая деятельность находится, на наш взгляд, пока еще в зачаточном состоянии. Мы понимаем, что исследовательский инструментарий, методы и подходы к организации исследования требуют значительно большей разработанности. Это тем более побуждает нас к участию в многомерном продуктивном диалоге по заявленной здесь теме.

Список литературы

1. Байер, Е. А. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионнотуристической деятельности / Е. А. Байер, О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С.144-154.

2. Ковтонюк, В. А. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий / В. А. Ковтонюк, Л. Б. Левина // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. Барнаул, 2006. С. 230-236.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 322-324.

О. Ю. Латышев, Е. В. Петрова

МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Занятия экологическим краеведением в детском доме побуждают говорить не только о бережном отношении к окружающей среде, но и собственно к человеку. Проявление щепетильности при подборе обучающих средств в краеведческой практике будет являть собой экологию человека, достойного жить и работать в медиабезопасной среде.

Ключевые слова: экология, природопользование, природосообразность, медиабезопасность, туризм, краеведение, воспитание, детский дом, дети-сироты, медиаобразование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.