Научная статья на тему 'Медиабезопасность в социализации детей-сирот средствами экологического краеведения'

Медиабезопасность в социализации детей-сирот средствами экологического краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ДЕТИ-СИРОТЫ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL / MEDIA SECURITY / TOURISM / LOCAL HISTORY / EDUCATION / ORPHANAGE / ORPHANS / MEDIA EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латышев Олег Юрьевич, Петрова Елена Викторовна

Занятия экологическим краеведением в детском доме побуждают говорить не только о бережном отношении к окружающей среде, но и собственно к человеку. Проявление щепетильности при подборе обучающих средств в краеведческой практике будет являть собой экологию человека, достойного жить и работать в медиабезопасной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латышев Олег Юрьевич, Петрова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Security of Socialization of Orphans by Environmental Resources Regional Studies

Ecological local history classes at the orphanage encouraged to talk not only about caring for the environment, but actually a person. The manifestation of scruples in the selection of learning tools in the practice of local history and ecology will be a man worthy to live and work in media security environment.

Текст научной работы на тему «Медиабезопасность в социализации детей-сирот средствами экологического краеведения»

ленная деятельность детского дома г. Азова по формированию жизнестойкой личности воспитанника. Значительную роль в данном процессе были призваны сыграть средства туризма и краеведения. Как показала практика повседневной жизни этого интернатного учреждения, туристско-краеведческая деятельность способна занимать достойное место в процессе социализации детей-сирот - в частности, при повышении жизнестойкости воспитанников в условиях быстро меняющегося общества и относительно низкой прогнозируемости направления его дальнейшего развития» [1. С. 144]. Сейчас, когда мы находимся уже на следующем этапе экспериментального исследования в рамках заявленной проблематики, есть возможность сделать такие промежуточные выводы.

1. Медиабезопасность необходимо признать одним из главенствующих принципов в процессе воспитания жизнестойкой личности детей-сирот, поскольку из этого закономерно вытекает безопасность собственно жизни воспитанников. И, как следствие, возможности для увеличения ее продолжительности и качества.

2. Направление туристско-краеведческой деятельности детского дома в его воспитательной системе и концепции экспериментальной работы по отношению к принципу медиабезопасности носит доминантный характер. Это определяется высокой степенью зависимости результатов обозначенной деятельности от качества поступающей, отбираемой и критически осмысливаемой информации из сетевых и прочих информационных ресурсов.

3. Детский дом как учреждение образования и государственной поддержки детства призван

становиться и всегда быть территорией высокой медиабезопасности. Это должно происходить не в силу тотальных информационных ограничений вплоть до создания искусственного информационного вакуума, а за счет растущего умения сотрудников и воспитанников корректно работать с поступающей информацией, давать соответствующую оценку качества и возможной сферы ее надлежащего применения.

В заключение следует отметить, что ведомая нами научно-практическая деятельность находится, на наш взгляд, пока еще в зачаточном состоянии. Мы понимаем, что исследовательский инструментарий, методы и подходы к организации исследования требуют значительно большей разработанности. Это тем более побуждает нас к участию в многомерном продуктивном диалоге по заявленной здесь теме.

Список литературы

1. Байер, Е. А. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионнотуристической деятельности / Е. А. Байер, О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С.144-154.

2. Ковтонюк, В. А. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий / В. А. Ковтонюк, Л. Б. Левина // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. Барнаул, 2006. С. 230-236.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 322-324.

О. Ю. Латышев, Е. В. Петрова

МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Занятия экологическим краеведением в детском доме побуждают говорить не только о бережном отношении к окружающей среде, но и собственно к человеку. Проявление щепетильности при подборе обучающих средств в краеведческой практике будет являть собой экологию человека, достойного жить и работать в медиабезопасной среде.

Ключевые слова: экология, природопользование, природосообразность, медиабезопасность, туризм, краеведение, воспитание, детский дом, дети-сироты, медиаобразование.

Медиабезопасность в социализации детей-сирот.

323

Экологическое краеведение последовательно и неуклонно становится своеобразной «сборочной площадкой», на которой процесс социализации детей-сирот обретает новые, современные очертания при использовании постоянно увеличивающихся возможностей медиаобразования [3].

Мы должны признаться, что на начальном этапе ведомого нами экспериментального исследования в направлении социализации детей-сирот уделяли экологическому краеведению не столь большое внимание. Главным образом это было сопряжено с тем, что на значительное количество многопрофильных объектов следовало сделать акцент именно в начале работы. Но прошло вот уже десять лет с начала эксперимента, и информационно-коммуникационные технологии, положенные нами в его основу для социализации детей-сирот потребовали от нас конкретного содержательного наполнения. В этот момент и начали заявляться как средства социализации и туристско-краеведческая деятельность, и музейная педагогика, и, конечно же, экологическое краеведение как одно из основополагающих направлений экспериментальной деятельности на современном этапе. Однако теперь мы уже не останавливались на КИТ самих по себе, а приняли их во внимание как одно из предопределяющих начал успеха медиаобразовательного процесса [1].

Работа по социализации детей-сирот средствами эколого-краеведческой деятельности тесно соприкасается с проведением их спортивно-физического воспитания. Реализация обоих направлений предусматривает воспитание воли ребенка «группы риска», культуры поведения в коллективе, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов. Отправной точкой для этого на протяжении двух лет является деятельное участие воспитанников, воспитателей и администрации детских домов в сетевом образовательном проекте «Мариинская галерея» [2].

Экологическое краеведение является необходимой составной частью регионального компонента. Оно раскрывает воспитанникам специфические черты природной среды, в рамках которой разворачивались наиболее значимые страницы истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения детей-сирот, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности. Бережное отношение наших предков к земле, любовь к родным лесам и полям также

побуждала их выходить на защиту своих рубежей. Экологическое краеведение - не механический процесс выявления неблагополучных зон своего региона и приведение их в порядок рука об руку с ответственными за это организациями, хотя и эта составная часть чрезвычайно важна. Ничуть не менее важно последовательное погружение ребенка в процесс осознания сложности и многообразия уникального биологического комплекса, который представляет собой буквально каждый регион. Степи и десо-степи, тундра, тайга - все это заслуживает максимально пристального внимания и понимания со стороны учащихся и воспитанников детского дома. Ведь именно понимание неповторимости гармонии родных природных богатств вызовет в их сердцах безотчетную любовь к своему краю, вызовет потребность больше о нем узнавать, самому становясь неотъемлемой частью этого восхитительного созвучия.

Конечно, не всегда достаточно литературы по краеведению, либо эти книги могли давно не переиздаваться и содержать, таким образом, неполную, а иногда и частично недостоверную в силу ее устарелости информацию. Для того чтобы понять, так ли это, и если да, то в какой мере и степени, имеет смысл сопоставить данные печатных источников с электронными. Если на заре образовательного Интернета, когда публикации страдали функциональной неполнотой и достаточной бессистемностью, ничего кроме скепсиса, как правило, ни у кого не вызывая, то теперь, спустя практически поколение развития сетевых технологий и их содержательного наполнения, к природоохранным сайтам, медиаэнциклопедиям и другим подобным ресурсам апеллировать стало значительно проще, поэтому медиаобразование в своем и традиционном, и инновационном поле смогло придти на помощь экологическому краеведению [4].

Наряду с тем, насколько важно научить воспитанников ценить природные богатства родного края, восхищаться его первозданной красотой и разделять это восхищение со своими сверстниками, настолько же большое значение имеет и природоохранный компонент эколого-краеведческой деятельности воспитанников. Если трудно всерьез говорить о становлении воспитанника младшего школьного возраста ревностным хранителем природы своего региона, то готовящиеся к выпуску из детского дома приверженцы экологического краеведения при желании могут становиться вполне самостоятельными и полноправными

членами общественных объединений, целью деятельности которых является защита природы родного края. В этом можно усматривать нарождающиеся элементы позитивного опыта социализации выпускников детского дома, их овладение надлежащими навыками командного взаимодействия в вопросах природоохранной деятельности. Как пишет Н. Д. Никандров, «основным результатом деятельности педагогического коллектива должно быть воспитание человека с социально-активным поведением, то есть проводника в жизнь правовой политики, защитника личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественного и государственного строя, конституционного порядка, мира и безопасности человечества» [5. С. 3]. Выражаем надежду на то, что одной из основных зон социальной активности сможет стать забота о природе родного края, его истории, а средства, призванные поддержать поиск юных хранителей природы и ее исследователей, всегда будут носить безопасный характер.

Список литературы

1. Зотова, И. В. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищенных детей / И. В. Зотова, О. Ю. Латышев // Материалы научно-практической конференции молодых ученых «Оценка качества образования-2007». М., 2007. С. 126-131.

2. Капустина Е. Н. Работа социальной службы детского дома / Е. Н. Капустина, О. Ю. Латышев // Социал. педагогика. 2012. № 1. С. 88-95.

3. Латышев, О. Ю. Дистанционная поддержка проектной деятельности воспитанников интернатных учреждений // Материалы XII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «Яе1ат-2005». Н. Новгород, 2005. С. 131-132.

4. Латышев, О. Ю. Организация и проведение учебных Интернет-проектов и конкурсов // Школ. технологии. 2006. № 1. С. 85-94.

5. Никандров, Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. 2007. № 1. С. 3-15.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 324-327.

Т. Н. Ле-ван

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Дана оценка здоровьеформирующего потенциала медиаобразования в целом и применительно к области развития личности средствами творчества. Рассмотрена проблема профессионального образования педагогов социально-культурной деятельности для осуществления медиаобразования с целью формирования здоровья детей и подростков. Описан вариант решения этой проблемы на примере дисциплины по выбору «Медиаобразование: медиаграмотность и здоровье».

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, здоровьесбережение, формирование здоровья, профессиональная подготовка педагогов, социально-культурная деятельность.

С развитием информационного общества которые пропагандируют массмедиа, далеко медиаобразование становится насущной по- не всегда соответствуют гуманистическому требностью каждого индивида, поскольку посылу развития цивилизации. И именно ме-массмедиа приобрели статус социального ин- диаобразование позволяет человеку научиться ститута и «задают пространство социально до- соотносить то, к чему призывают и что демон-пустимого, равно как и социально предписы- стрируют СМИ, со своей системой взглядов, ваемого поведения, а не укладывающееся в эти интересами, морально-этическими нормами, рамки поведение определяют как достойное чтобы не нанести вред своему физическому, порицания или даже наказания» [7. С. 111- психологическому и духовно-нравственному 112]. При этом модели поведения и ценности, благополучию, то есть своему здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.