КРАЕВЕДЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
THE LocAL REGioN STJDiES component of MEDiA EDucATioN oF orpHANS iN THE CoNDiTioNS oF SPEECH THERAPY SJPPoRT
Черноусова И.И.
Учитель-логопед I категории КОУ Воронежской области «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», член экспериментальной группы Федеральной экспериментальной площадки ИСМО РАО, почетный член коллектива ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко». E-mail: [email protected]
Chernousova I.I.
Teacher and speech therapist of the first category at “Boarding School № 1 for Orphaned Children and Children without Parental Care”, member of the experimental group of the Federal Experimental Project of the institute of Content and Education Methods (RAE), honorary member of the “Maria Shapovalenko Mariinsky Gallery” collective.
E-mail: [email protected]
Латышев О.Ю.
Директор ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», научный руководитель Федеральных экспериментальных площадок ИСМО РАО, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова, почётный доктор наук, кандидат филологических наук.
E-mail: [email protected]
Latyshev O.Y.
Founder and director of «Maria Shapovalenko Mariinsky Gallery”, scientific director of the Federal Experimental Project of the institute of Content and Education Methods (RAE), Candidate of science (Philology), Academician of the Alexander Ostapets-Sveshnikov international Academy of Children's and Youth Tourism and Local Region Study, head of the Russian orphanages family.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Медиаобразование туристско-краеведческой направленности благотворно влияет на процесс социализации детей-сирот в школе-интернате. Данный вид деятельности в условиях логопедической поддержки
Annotation. Tourist and local-history-oriented media education is beneficial to the process of socialization of orphaned children in a boarding school. The effectiveness of this type of activity combined with speech therapy support for the
особенно эффективен для формирования правильной речи юного экскурсовода, журналиста, менеджера музейного дела. В статье раскрываются виды, методы и направления работы учителя-логопеда для успешной социализации детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Кроме того, описывается ход работы, которая ведется в данном направлении в школе-интернате № 1 г. Воронежа.
Ключевые слова: медиаобразование, краеведение, интервью, экскурсовод, туристско-краеведческая деятельность, виды, методы логопедической работы, социализация детей-сирот, школа-интернат, логопедическое направление.
Избирая туристско-краеведческую деятельность в качестве средства надлежащей социализации детей-сирот, мы исходили из понимания, что сделать этот процесс интересным и эффективным для всех его участников нам помогут медиаобразовательные технологии. Практически на протяжении десятилетия в воронежской школе-интернате № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, шла экспериментальная работа по внедрению в образовательный процесс информационных технологий. Последние также рассматривались нами как существенный компонент деятельности интернатного учреждения по социализации.
Социализация - процесс, играющий огромную роль как в жизни общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько комфортно и благополучно в социальном отношении живет личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности и нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, насколько сумела реализовать свои способности, задатки.
Детям, живущим в семье, большую помощь в формировании качеств личности, способствующих успешной социализации, оказывают родители открывая возможности путем взаимодействия со всеми элементами социума. Работа с детьми-сиротами, воспитанниками интернатных учреждений, проводится, как правило, по государственным программам, которые адаптированы к индивидуальным психофизиологическим особенностям данного контингента, и позволяют решать узкоспецифические задачи.
Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. Внутри учрежде-
formation of correct speech patterns in a young tour guide, journalist, or museum manager is unquestionable. The article describes the types, methods and directions of work of speech therapists for successful socialization of orphans being cared for in institutions. Moreover, the authors provide a description of the work being done in this area at Boarding School № 1 in Voronezh.
Keywords: Media, local region studies, interviews, tour guide, tourism and local region study activities, types and methods of speech therapy, socialization of orphans, boarding school, speech therapy course.
ния воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут решить самостоятельно. Это касается не только стороны их быта, отношения к работе, сохранения здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Большую роль играет умение общаться, правильно строить предложения, вопросы, высказывать свои мысли.
Расширяя спектр средств социализации воспитанников интерната, мы обратились к физической культуре, спорту, туризму, краеведению, музейной педагогике, художественному образованию, которые в конечном счете выстраиваются в единую логическую цепочку преемственных социализирующих средств. При этом мы исходили из убеждения, что главным объединяющим началом по-прежнему будет выступать медиаобразование.
Мотивом для возникновения такой убежденности явилась известная универсальность медиаобразования в плане охвата предметов образовательного процесса, подачи учебного материала, классификации медиаобъектов. Наряду с этим нам импонировало, что в процессе медиаобразования как на входе в проектно-исследовательскую деятельность, так и при подведении ее итогов медиаобразование в равной мере актуально.
Действительно, использование тщательно отобранного материала, включающего яркие, содержательные и запоминающиеся медиаобъекты, позволяет получить от воспитанников встречный информационный поток, который учащиеся организуют сообразно собственному видению.
Фильмы, увиденные воспитанниками, накладывают серьезный отпечаток на фильмы, снятые и смонтированные самими детьми. Снимки профессиональных фотографов, которые учащиеся в изобилии находят через поисковые системы Интернета, также способны дать более развернутое представление юных туристов и краеведов об объекте культурно-исторического наследия.
Поскольку наши воспитанники не ограничиваются ролью исследователей, собирателей, видео-операторов и авторов сайтов краеведческой тематики, мы предлагаем им и другие возможные формы самореализации в данном направлении деятельности - например, интервьюирование деятелей науки, культуры и образования по темам, имеющим непосредственное отношение к избранному нами направлению проектно-исследовательской деятельности, а по мере формирования представления о предмете исследования и работу экскурсовода для сверстников.
И в том, и в другом случае необходима красивая, правильная, четко выстроенная речь. Данному компоненту мы уделяем значительное внимание. И в этом нам существенно помогает медиаобразование. Так, в частности, увеличение пропускной способности даже провинциальных интернет-каналов создало возможность скачивать значительное количество учебных видеоматериалов.
Среди прочего это позволило знакомиться с уроками ведущих логопедов, брать на вооружение новые методики коррекционно-речевой работы, расширять спектр упражнений, способных помочь юным журналистам, экскурсоводам, менеджерам музейного
дела, которых мы также намерены готовить, способствуя тем самым расширению проектно-исследовательской, экспериментальной и инновационной деятельности. Эффективность коррекционно-воспитательной работы по данному направлению определяется степенью четкости самоорганизации у детей, правильным распределением нагрузки и преемственностью в работе всех педагогов и специалистов учреждения.
Основное направление работы учителя-логопеда - создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речи воспитанников с целью их успешной адаптации в окружающем социуме. Необходимо разработать комплекс заданий, направленных на преодоление состояния дезадаптации детей, живущих в условиях интерната, подготовить их к дальнейшей, благополучной взрослой жизни.
Такие работы проводятся и в нашем интернате № 1 для детей-сирот. Разнообразные поездки по музеям, театрам, спортивным мероприятиям и т.п. помогают детям социализироваться к культурной жизни. «День рождения с друзьями» (друзья, гости, спонсоры), «В гости на чаепитие» (поездки в семьи сотрудников, ветеранов), «Школа юных экскурсоводов», «Школа юных журналистов» и другие мероприятия, проводимые в интернате № 1, помогают развивать связную речь детей, учить их культуре общения с представителями различных слоев общества и с разными людьми разных возрастных категорий. Е.А. Байер отмечает, что «и физический, и интеллектуальный потенциал, в должной мере развиваемые в избранном направлении деятельности, органично дополняются здесь растущим умением общаться не только с одноклассниками или членами разновозрастного туристического отряда (кружка, секции). Но и с умудренными многолетним опытом людьми, нашедшими время для работы с начинающими туристами» [1].
Что же такое «социальная адаптация»? Как должен выглядеть социализированный человек, выросший в государственном учреждении?
С точки зрения логопедии социально адаптированный, успешно интегрированный в общество выпускнико:
1. Образован (в силу своих индивидуальных особенностей развития):
- имеет чистую, плавную речь без дефектов звукопроизношения;
- умеет правильно строить предложения избегая аграмматизмов и слов-паразитов, вести диалог;
- умеет грамотно и красиво писать, быстро читать;
- знает основные правила русского языка и умеетй применять их на практике.
2. Общителен:
- умеет «наладить» новые контакты вне стен интерната;
- знает и применяет основные правила общения;
- умеет правильно и адекватно общаться с людьми (бесконфликтно и эффективно) независимо от ситуации и характера собеседника;
- знает особенности своей индивидуальности и стремится к более глубокому самопознанию;
- способен к эмпатии и рефлексии.
Именно названные составляющие являются показателями успешной социализации ребенка с логопедической, «речевой» точки зрения. Это идеальный образ выпускни-
ка. Как логопедам, нам предстоит «приблизить» каждого воспитанника к этому «идеалу». И чем раньше это произойдет, тем быстрее и легче ребенок, живущий в интернате или вышедший из его стен, сможет социализироваться и адаптироваться в обществе.
Для реализации логопедических задач разработана целая система работы, в основе которой лежат:
• теоретические знания об онтогенезе ребенка;
• методологические подходы к обучению, опирающиеся на разработки отечественных психологов и логопедов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, РИ. Лалаева, И.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова и др.);
• практический опыт, позволяющий правильно отобрать из множества методик и приемов подходящие для конкретного ребенка.
Данная система становится понятной, если рассматривать ее применительно к следующим направлениям и видам деятельности:
- организационная;
- диагностическая;
- коррекционно-развивающая;
- консультативно-просветительская;
- научно-методическая;
- профилактическая.
Мы хотели бы более подробно остановиться на двух направлениях коррекционноразвивающей работы логопеда, так как она является основной, базовой для реализации поставленной задачи - социализации ребенка.
Первое направление - постановка правильной, красивой речи.
Этому способствует реализация следующих поставленных задач:
• Развитие и совершенствование мелкой моторики рук.
Наверное, уже каждый слышал такое выражение: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Зависимость речевого развития от развития мелкой моторики является научно обоснованным фактом.
• Развитие артикуляционной моторики (статические, динамическая организация движений, переключение движений, объем, темп, точность, координация).
Логопедическое занятие принято начинать с артикуляционной гимнастики. И на опыте проверено, что намного лучше это делать с помощью игр, игровых приемов.
• Формирование произносительных умений и навыков.
Коррекция звукопроизношения является главной задачей в логопедической деятельности и осуществляется в несколько этапов:
- постановка звука;
- автоматизация звука в слогах;
- автоматизация звука в словах;
- автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях;
- автоматизация звука в связной речи;
- дифференциация смешиваемых звуков;
- закрепление звука в разговорной речи.
Каждый этап занимает определенное количество времени. Причем у каждого ребенка он имеет различную продолжительность. У кого-то вся работа со звуком требует нескольких занятий, у кого-то занимает полгода, год. Здесь следует отметить особенности работы с детьми, живущими в условиях детского дома. Во-первых, возрастает время коррекционной работы за счет увеличения объемов, сроков коррекции (как уже было замечено, у детей, живущих в семье, этапы постановки, автоматизации, дифференциации часто проходят намного быстрей). Кроме того, при работе с детьми-сиро-тами не часто, но отмечаются регрессивные состояния: работа со звуком, казалось бы, уже закончена, но через определенный промежуток времени данный речевой дефект проявляется вновь.
• Развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза.
Данную работу лучше всего вести с помощью наглядно-действенного метода. Игра
и игровые моменты здесь также приносят огромную пользу.
• Обогащение и развитие словарного запаса ребенка.
Словарный запас детей, живущих в интернатных учреждениях, очень беден, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Как правило, речь таких детей лишена слов большинства грамматических категорий. Именно поэтому необходимо пополнять словарный запас детей причастиями, деепричастиями, наречиями, сложными предлогами, подчинительными союзами.
• Совершенствование лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи.
В данном случае ведется работа по активизации, обогащению, уточнению словарного запаса ребенка в плане словоизменения, словообразования, развития связной речи.
• Коррекция дисграфии, дислексии.
Коррекционной работе по развитию речи и преодолению недостатков на письме и при чтении уделено особое внимание, так как это проблема почти всех детей интерната. Многочисленные ошибки возникают у ребят практически при всех видах письма, темп чтения очень низкий.
Для преодоления всех этих трудностей нами проводится коррекционно-логопедическая работа со школьниками по разработанным программам для каждой возрастной группы. Большое внимание уделяется игровым моментам.
Коррекционно-логопедическая работа, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов:
1. Принципа развития, который стоит во главе процесса анализа объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.
2. Принципа системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.
3. Принципа связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.
4. Принципа наглядности.
5. Принципа постепенного усложнения материала.
6. Принципа сознательности усвоения материала.
7. Принципа учета возрастных особенностей.
Исходя из особенностей детей, живущих в условиях интерната, наиболее действенным методом работы с ними является игра. Вся коррекционная работа осуществляется посредством дидактических игр и упражнений. При этом используются разнообразные технические средства (компьютер, видеоматериалы, презентации и др.), а также DVD-приложения к учебнику «Русский язык» (1, 2 класс), «Литературное чтение» (1, 2 класс) (по ФГОС).
Второе направление логопедической деятельности по воспитанию социальных навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - формирование коммуникативных умений и навыков. Необходимо научить ребенка общению. Причем круг социальных коммуникаций воспитанников интернатного учреждения не может ограничиваться одноклассниками одногруппниками и педагогами. Как утверждает В.Н. Ильин, «выработка умения общаться с представителями творческой интеллигенции, органов власти и духовенства повлечет за собой развитие коммуникативных навыков в целом, и, как следствие, будет способствовать повышению уровня социализации воспитанников и выпускников. Умение вести экскурсии в областных, а затем и в федеральных музеях, владеть вниманием аудитории, культурно и цивилизованно отражать ее запросы, в свою очередь, повлечет за собой выравнивание детской самооценки до адекватного уровня, что также способно сделать маршрут социализации позитивно насыщенным» [8].
Общение людей между собой - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации; недостаточным самоконтролем, например из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией.
К сожалению, как показывает практика, данные проблемы наблюдаются у детей, воспитывающихся в интернате. Ведь на самом деле специфические условия жизни в таких учреждениях часто не только обуславливают отставание детей в психическом развитии по ряду существенных параметров, но и «тормозят» речевое развитие, в особенности формирование коммуникативных навыков. Но вот у воспитанников возникла необходимость регулярно покидать интернат для посещения занятий школы юного экскурсовода. Благодаря этому, по мнению Е.В. Пилюгиной, «процесс формирования коммуникативных навыков у детей-сирот получил возможность ускоренного развития, что, в свою очередь, существенно расширило представления воспитанников интерната о формах и путях общения с людьми, не принадлежащими к числу сотрудников интерната, а представляющих культурную элиту местного сообщества».
В иных же условиях у таких детей отмечается сниженная инициативность, бедность арсенала средств общения, которые не соответствуют мотивам и потребностям, экспрессивно-мимические средства общения также достаточно однообразны, доминирующее средство общения - речь. Однако содержание и лексико-грамматический состав последней весьма бедны, да и контакты детей в интернате выражены слабее, чем в школе,
в семье. Воспитанники проявляют значительно меньший интерес к сверстникам, чем дети из семей. Недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками.
Сами по себе достаточно обширные возможности общения со сверстниками, не ведут к развитию содержательных и эмоциональных контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание дети из семьи не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои переживания сверстников.
Воспитанники интернатного учреждения менее внимательны к действиям и состояниям партнера и часто не замечают обид, просьб и даже слез своих товарищей. Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье.
Каждый ребенок, живущий в интернате, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны, поспешны: ребенок одновременно стремится достичь внимания и отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению. Нуждаясь в любви, он не умеет выразить, проявить эту потребность.
Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что воспитанники занимают негативную позицию по отношению к другим. Такие дети хотят, но не могут правильно общаться, а это может стать не только затруднительным, но подчас и губительным в условиях современной эпохи, когда происходит столь быстрая смена пространственных и смысловых координат человеческого существования.
Как отмечает Л.Н. Макарова, «процесс глобализации может внести в жизнь каждого выпускника интернатного учреждения совершенно неожиданные, непредсказуемые изменения, к которым его не в состоянии подготовить ни одна даже самая прозорливая и многогранно проработанная интернатная система социальной адаптации. Единственное, что можно было бы пожелать в этом, казалось бы, безвыходном положении для самой системы социализации, постинтернатной адаптации - так это развивать в воспитанниках способность максимально полного усвоения быстро поступающей извне и меняющейся по своим свойствам и качествам информации.
И еще - четко и адекватно реагировать на характер изменения всего информационного потока, имеющего прямое касательство к личности воспитанника, а затем и выпускника. Каковы при смене стиля поведения окружающих людей будут ожидания от юного гражданина? В чем, несмотря ни на какие быстрые общественные преобразования, нужно сформировать и уметь защитить свою четкую гражданскую и нравственную позицию?» [13].
Именно поэтому перед нами, логопедами, встала задача помочь детям преодолеть трудности в развитии коммуникативных навыков, научить их правильно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Решать данную проблему, на наш взгляд, необходимо с использованием инновационных, нетрадиционных методов и приемов. Следует учесть, что учебный процесс, протекающий на фоне положительных эмоций, способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации.
Для решения этой проблемы необходимо тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и психологами. Разработана совместная программа «Учимся общаться».
Цель программы - создание условий для формирования и развития коммуникативных навыков у воспитанников интерната среднего и старшего школьного возраста.
Задачи:
1. Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
2. Совершенствование навыков и умений бесконфликтного общения на разных уровнях (с помощью игрового взаимодействия).
3. Формирование умения анализировать собственные поступки, повышение мотивации обращения к внутреннему миру.
4. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, к себе; помощь в преодолении психологических барьеров, мешающих процессу самовыражения.
5. Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.
6. Дальнейшее развитие словарного запаса, связной и лексико-грамматической сторон речи.
7. Развитие психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения).
8. Развитие умения работать в команде, помогать друг другу.
9. Развитие мелкой моторики и координации движений.
10. Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
11. Формирование интереса к проведению учебных занятий.
Методы и формы работы:
• беседа;
• ролевая игра;
• упражнения, направленные на укрепление межличностной коммуникации;
• дыхательные и двигательные упражнения;
• рефлексивные методы;
• методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Важным педагогическим и воспитательным моментом является создание благоприятной атмосферы не только во время занятий, но и после уроков. Детям важны доброта, понимание, принятие, ласка. Такие ребята очень чутко реагируют на любовь, остро переживают ее дефицит. Поэтому самое главное в работе не только логопеда, но и любого другого сотрудника интерната - расположить ребенка к себе, найти к каждому индивидуальный подход.
О.Е. Крюкова отмечает, что «воспитанники, участвующие в занятии, смогут преодолеть те комплексы, которые мешают общению, например, в туристическом походе. Сделают более рельефными и филигранными традиционные для них средства выражения эмоций, чувств, ощущений, умозаключений. И тогда, когда начнутся практические
пробы в направлении туризма и краеведения, юным участникам психологических занятий станет легче находить понимание среди участников похода, с руководителями туристической группы, краеведческого кружка. И их собственное участие в туристско-краеведческих мероприятиях также станет носить средообразующий характер. Ибо среда информационная будет поступательно формироваться с их участием пропорционально среде комфортного общения, необходимого для качественного информационного обмена» [12]. Для таких детей очень важно принять опыт общения взрослых. Личный пример педагогов служит самым эффективным способом развития у учащихся таких навыков, как умение общаться, строить отношения с другими людьми, выходить из стрессовых ситуаций и др.
Реализуя данный проект, дети смогут лучше понимать друг друга и взрослых, научатся правильно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, вести себя адекватно в различных ситуациях.
Социализация детей-сирот является одной из важнейших задач всех сотрудников интернатного учреждения, и лишь комплексная, целенаправленная работа всех его служб поможет успешному достижению поставленных целей. Использование широких возможностей медиаобразования позволяет организовать работу логопеда, направленную на социализацию учащихся интернатных учреждений. Мы готовы констатировать, что дальнейшее включение медиаобразовательных компонентов в данный процесс способно сделать результаты нашей работы более ощутимыми и придать им устойчивый характер.
Список литературы
1. Байер, Е. А. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурси-
онно-туристической деятельности / Е. А. Байер, О.Ю. Латышев // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : м-лы I международн. научно-практич. конф. - Тольятти, 2012. - С. 144-154. (В электронном виде: Байер, Е. А. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности / Е. А. Байер, О.Ю. Латышев // Блоги@тай.ги [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/
5A839BAB821DED49.html.)
2. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова. - СПб.: Библиополис, 1994. - 208 с.
3. Бутов, А. Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVШ-XIX века) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Александр Юрьевич Бутов. -М., 2005. - 41 с. (В электронном виде: Бутов, А. Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVШ-XIX века) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Александр Юрьевич Бутов // Веда : электрон. б-ка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/174965.html.)
4. Волкова, Г. А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания де-тей-сирот / Г. А. Волкова. - СПб.: КАРО, 2007. - 384 с.
5. Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2008. - 160 с.
6. Зотова, И. В. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищённых детей / И. В. Зотова, О. Ю. Латышев // Оценка качества образования - 2007 : м-лы научно-практич. конф. молодых учёных. -М., 2007.
7. Зотова, И. В. Становление информационно-образовательной среды интернатного учреждения в условиях дистанционной поддержки / И. В. Зотова, О. Ю. Латышев // Материалы XIV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2007 / Ассоциация научных и учебных оpганизаций - пользователей компьютерных сетей пеpедачи данных. - Н. Новгород, 2007.
8. Ильин, В. Н. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности / В. Н. Ильин, О. Ю. Латышев // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : м-лы I международн. научно-практич. конф. - Тольятти, 2012. - С. 390-399. (В электронном виде: Ильин,
В. Н. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности / В. Н. Ильин, О. Ю. Латышев // Блоги@mail.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/ 3C9E723F898E1D29.html.)
9. Капустина, Е. Н. Работа социальной службы детского дома / Е. Н. Капустина, О. Ю. Латышев // Социальная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 88-95.
10. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий / В. А. Ковтонюк, Л. Б. Левина, О. Ю. Латышев // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006 / Ассоциация научных и учебных оpганизаций - пользователей компьютерных сетей пеpедачи данных. - Барнаул, 2006. - С. 230-236.
11. Козлов, Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. - М.: Новая школа, 1994. - 320 с.
12. Крюкова, О. Е. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности / О. Е. Крюкова,
О. Ю. Латышев // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : м-лы I междуна-родн. научно-практич. конф. - Тольятти, 2012. - С. 400-411. (В электронном виде: Крюкова, О. Е. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности / О. Е. Крюкова, О. Ю. Латышев // Блоги@mail.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/A1A927AB1847244.html.)
13. Макарова, Л. Н. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения / Л. Н. Макарова, О. Ю. Латышев // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере
Самарской области) : м-лы I международн. научно-практич. конф. - Тольятти, 2012. - С. 417-428. (В электронном виде: Макарова, Л. Н. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения / Л. Н. Макарова, О. Ю. Латышев // Блоги@mail.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/11B4C826EBE82394.html.)
14. Максимова, С. В. Аудио-визуальные средства повышения мотивации / С. В. Максимова, О. Ю. Латышев // Эхолот 2005 : сайт 5-й международн. практич. конф. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conf.cpic.ru/echolot2005/rus/info.
15. Пилюгина, Е. В. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма / Е. В. Пилюгина, О. Ю. Латышев // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : м-лы I международн. научно-практич. конф. - Тольятти, 2012. -
С. 199-208. (В электронном виде: Пилюгина, Е. В. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма / Е. В. Пилюгина, О. Ю. Латышев // Блоги@mail.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/ papa888/61E654C737C402F.html.)
16. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - 400 с.
17. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция / коллектив авторов под рук. Е. Н. Шиянова. - Ставрополь 1993. - 16 с.
18. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов. - М.: Владос, 1994. -334 с.
19. Цебулевская, А. Г. Образование воспитанников Медведовского детского дома в контексте их социальной адаптации / А. Г. Цебулевская // Социальная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 72-77.
20. Экспериментальная работа в школе-интернате № 1 г. Воронежа в 2007-2008 учебном году / Т. Д. Черненок, В. Н. Ильин, О. Ю. Латышев // Образовательные технологии XXI века : м-лы IX городской научно-практич. конф. / под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. - М, 2009. - С. 46-51.
21. Черняк, М. А. Моделирование информационного пространства интернатного учреждения / М. А. Черняк, О. Ю. Латышев // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006 / Ассоциация научных и учебных оpганизаций - пользователей компьютерных сетей пеpедачи данных. - Барнаул, 2006. - С. 241-252. (В электронном виде: Черняк, М. А. Моделирование информационного пространства интернатного учреждения / М. А. Черняк, О. Ю. Латышев // Блоги@mail.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/list/papa888/E36C1DB1F982E00.html.)
Spisok ШетаЫту
1. Вагет, Е. А. Povyshenie zhiznestolkosti detel-sirot sredstvami ёkskursionno-turisticheskol deiatel'nosti / E. A. Baler, 0!и. Latyshev // ^Ш^ппи turizm kak
faktor razvitiia regionov v usloviiakh rynochnoi ekonomiki (na primere Samarskoi oblasti) : m-ly I mezhdunarodn. nauchno-praktich. konf. - Tol'iatti, 2012. - S. 144154. (V elektronnom vide: Baier, E. A. Povyshenie zhiznestoikosti detei-sirot sred-stvami ekskursionno-turisticheskoi deiatel'nosti / E. A. Baier, O.Iu. Latyshev // [email protected] [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://blogs.mail.ru/list/ papa888/5A839BAB821DED49.html.)
2. Bogomolova, A. I. Logopedicheskoe posobie dlia zaniatii s det'mi / A. I. Bogomolova. -SPb.: Bibliopolis, 1994. - 208 s.
3. Butov, A. Iu. Stanovlenie traditsii rossiiskogo obrazovaniia i vospitaniia (XVIII-XIX veka) : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Aleksandr Iur'evich Butov. - M., 2005. -41 c. (V elektronnom vide: Butov, A. Iu. Stanovlenie traditsii rossiiskogo obrazovaniia i vospitaniia (XVIII-XIX veka) : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Aleksandr Iur'evich Butov // Veda : elektron. b-ka [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. lib.ua-ru.net/diss/cont/174965.html.)
4. Volkova, G. A. Psikhologo-pedagogicheskaia korrektsiia razvitiia i vospitaniia detei-sirot / G. A. Volkova. - SPb.: KARO, 2007. - 384 s.
5. Gretsov, A. G. Trening obshcheniia dlia podrostkov / A. G. Gretsov. - SPb.: Piter, 2008. - 160 s.
6. Zotova, I. V. Rol' obrazovatel'noi oblasti «Tekhnologiia» v sotsial'noi adaptatsii sotsial'no nezashchishchennykh detei / I. V. Zotova, O. Iu. Latyshev // Otsenka kachestva obrazovaniia - 2007 : m-ly nauchno-praktich. konf. molodykh uchenykh. -M., 2007.
7. Zotova, I. V. Stanovlenie informatsionno-obrazovatel'noi sredy internatnogo uchrezh-deniia v usloviiakh distantsionnoi podderzhki / I. V. Zotova, O. Iu. Latyshev // Ma-terialy XIV konferentsii predstavitelei regional'nykh nauchno-obrazovatel'nykh setei «RELARN-2007 / Assotsiatsiia nauchnykh i uchebnykh opganizatsii - pol'zovatelei komp'iuternykh setei pepedachi dannykh. - N. Novgorod, 2007.
8. Il'in, V. N. Sotsializatsiia detei-sirot sredstvami ekskursionno-turisticheskoi i kraevedcheskoi deiatel'nosti / V. N. Il'in, O. Iu. Latyshev // Vnutrennii turizm kak faktor razvitiia regionov v usloviiakh rynochnoi ekonomiki (na primere Samarskoi oblasti) : m-ly I mezhdunarodn. nauchno-praktich. konf. - Tol'iatti, 2012. - S. 390-399. (V elektronnom vide: Il'in, V. N. Sotsializatsiia detei-sirot sredstvami ekskursionno-turisticheskoi i kraevedcheskoi deiatel'nosti / V. N. Il'in, O. Iu. Latyshev // Blogi@ mail.ru [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://blogs.mail.ru/list/papa888/ 3C9E723F898E1D29.html.)
9. Kapustina, E. N. Rabota sotsial'noi sluzhby detskogo doma / E. N. Kapustina, O. Iu. Latyshev // Sotsial'naia pedagogika. - 2012. - № 1. - S. 88-95.
10. Profil'noe obuchenie detei-sirot s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologii / V. A. Kovtoniuk, L. B. Levina, O. Iu. Latyshev // Materialy XIII Konferentsii predstavitelei regional'nykh nauchno-obrazovatel'nykh setei RELARN-2006 / As-sotsiatsiia nauchnykh i uchebnykh opganizatsii - pol'zovatelei komp'iuternykh setei pepedachi dannykh. - Barnaul, 2006. - S. 230-236.
11. Kozlov, N. I. Kak otnosit'sia k sebe i liudiam, ili Prakticheskaia psikhologiia na kazhdyi den'. - M.: Novaia shkola, 1994. - 320 s.
12. Kriukova, O. E. Sotsial'no-psikhologicheskaia adaptatsiia detei-sirot sredstva-mi ekskursionno-turisticheskoi i kraevedcheskoi deiatel'nosti / O. E. Kriukova, O. Iu. Latyshev // Vnutrennii turizm kak faktor razvitiia regionov v usloviiakh rynochnoi ekonomiki (na primere Samarskoi oblasti) : m-ly I mezhdunarodn. nauch-no-praktich. konf. - Tol'iatti, 2012. - S. 400-411. (V elektronnom vide: Kriukova, O. E. Sotsial'no-psikhologicheskaia adaptatsiia detei-sirot sredstvami ekskursionno-turisticheskoi i kraevedcheskoi deiatel'nosti / O. E. Kriukova, O. Iu. Latyshev // [email protected] [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://blogs.mail.ru/list/ papa888/A1A927AB1847244.html.)
13. Makarova, L. N. Rol' uroka geografii v sotsializatsii detei-sirot sredstvami turizma i kraevedeniia / L. N. Makarova, O. Iu. Latyshev // Vnutrennii turizm kak fak-tor razvitiia regionov v usloviiakh rynochnoi ekonomiki (na primere Samarskoi oblasti) : m-ly I mezhdunarodn. nauchno-praktich. konf. - Tol'iatti, 2012. - S. 417428. (V elektronnom vide: Makarova, L. N. Rol' uroka geografii v sotsializatsii detei-sirot sredstvami turizma i kraevedeniia / L. N. Makarova, O. Iu. Latyshev // [email protected] [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://blogs.mail.ru/list/ papa888/11B4C826EBE82394.html.)
14. Maksimova, S. V. Audio-vizual'nye sredstva povysheniia motivatsii / S. V. Maksimova, O. Iu. Latyshev // Ekholot 2005 : sait 5-i mezhdunarodn. praktich. konf. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://conf.cpic.ru/echolot2005/rus/info.
15. Piliugina, E. V. Shkola iunogo ekskursovoda kak sredstvo razvitiia sotsial'nogo turizma / E. V. Piliugina, O. Iu. Latyshev // Vnutrennii turizm kak faktor raz-vitiia regionov v usloviiakh rynochnoi ekonomiki (na primere Samarskoi oblas-ti) : m-ly I mezhdunarodn. nauchno-praktich. konf. - Tol'iatti, 2012. - S. 199-208. (V elektronnom vide: Piliugina, E. V. Shkola iunogo ekskursovoda kak sredstvo razvitiia sotsial'nogo turizma / E. V. Piliugina, O. Iu. Latyshev // Blogi@mail. ru [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://blogs.mail.ru/list/papa888/ 61E654C737C402F.html.)
16. Poniatiino-terminologicheskii slovar' logopeda / pod red. V. I. Seliverstova. - M.: Vla-dos, 1997. - 400 s.
17. Razvitie, sotsializatsiia i vospitanie lichnosti. Regional'naia kontseptsiia / kollektiv avtorov pod ruk. E. N. Shiianova. - Stavropol' 1993. - 16 s.
18. Seliverstov, V. I. Rechevye igry s det'mi / V. I. Seliverstov. - M.: Vlados, 1994. - 334 s.
19. Tsebulevskaia, A. G. Obrazovanie vospitannikov Medvedovskogo detskogo doma v kontekste ikh sotsial'noi adaptatsii / A. G. Tsebulevskaia // Sotsial'naia pedagogi-ka. - 2012. - № 3. - S. 72-77.
20. Eksperimental'naia rabota v shkole-internate № 1 g. Voronezha v 2007-2008 ucheb-nom godu / T. D. Chernenok, V. N. Il'in, O. Iu. Latyshev // Obrazovatel'nye tekhnolo-gii KhKhI veka : m-ly IX gorodskoi nauchno-praktich. konf. / pod red. S. I. Gudilinoi, K. M. Tikhomirovoi, D. T. Rudakovoi. - M, 2009. - S. 46-51.
21. Cherniak, M. A. Modelirovanie informatsionnogo prostranstva internatnogo uchrezhdeniia / M. A. Cherniak, O. Iu. Latyshev // Materialy XIII Konferentsii predstavitelei regional'nykh nauchno-obrazovatel'nykh setei RELARN-2006 / As-sotsiatsiia nauchnykh i uchebnykh opganizatsii - pol'zovatelei komp'iuternykh setei pepedachi dannykh. - Barnaul, 2006. - S. 241-252. (V elektronnom vide: Cherniak, M. A. Modelirovanie informatsionnogo prostranstva internatnogo uchrezhdeniia / M. A. Cherniak, O. Iu. Latyshev // [email protected] [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://blogs.mail.ru/list/papa888/E36C1DB1F982E00.html.)
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 5