Научная статья на тему 'Медиабезопасность сферы историко-художественного краеведения в социализации детей-сирот'

Медиабезопасность сферы историко-художественного краеведения в социализации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ВОСПИТАННИК / ДЕТИ-СИРОТЫ / HISTORICAL AND ARTISTIC LOCAL HISTORY / MEDIABEZOPASNOST / AN ORPHANAGE / A GRADUATE / ORPHANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демура Светлана Павловна, Латышев Олег Юрьевич

Изучение традиций художественной культуры родного края приносит большую пользу в формировании личности выпускников детского дома. При этом особое значение имеет проблема отбора и корректного использования средств учебного и досугового назначения, что служит частным выражением идеи медиабезопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демура Светлана Павловна, Латышев Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Security of Area of Art History Regional Studies in the Socialization of Orphans

Exploring the traditions of artistic culture of the native land of great benefit to the development of the individual graduate’s home. Of particular relevance is the issue of selection and proper use of the training and leisure destination that is a particular expression of ideas media security.

Текст научной работы на тему «Медиабезопасность сферы историко-художественного краеведения в социализации детей-сирот»

ствующего инвентаря (прямой биты, с характерным для нее способом замаха), отличного от изображенной бейсбольной биты, применяемой также и в качестве орудия избиения в драке. Кроме того, использование глагольного императива «бей» (от бить. 4. кого (что). Ударяя, причинять боль кому-н., избивать (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001. С. 48), следующего за информированием и подготовкой читателя к разрешению ситуации, устанавливает и общий контекст всего высказывания как негативный, с признаками призыва к осуществлению насилия по отношению лицам нерусской национальности».

Таким образом, противодействие экстремизму в публичном пространстве можно осуществить посредством профилактики преступных действий, а также участия в них специ-алистов-лингвистов, выполняющих функцию

специализированного обоснования тех или иных высказываний. Такая профессиональная деятельность может способствовать снижению угрозы радикализации общества, предотвращать появление новых «очагов» агрессии и экстремизма.

Список литературы

1. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М., 1999. 480 с.

2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2000. 1536 с.

3. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2005. 944 с.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 2001. 986 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 184-188.

С. П. Демура, О. Ю. Латышев

МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ СФЕРЫ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Изучение традиций художественной культуры родного края приносит большую пользу в формировании личности выпускников детского дома. При этом особое значение имеет проблема отбора и корректного использования средств учебного и досугового назначения, что служит частным выражением идеи медиабезопасности.

Ключевые слова: историко-художественное краеведение, медиабезопасность, детский дом, воспитанник, дети-сироты.

Совокупность средств изучения традиций художественной культуры родного края включает в себя, наряду с артефактами и печатными изданиями, также электронные учебные издания. Помимо этого, для повышения уровня ученической эрудиции в вопросах историкохудожественного краеведения целесообразно использовать электронные энциклопедии, художественные фильмы, шедевры мультипликации и документальные фильмы о редких и интересных предметах культуры и быта. В каждом таком случае одним из стержневых вопросов является вопрос медиабезопасности. Под этим мы подразумеваем безопасность средств учебного и досугового назначения вне зависи-

мости от сферы их происхождения [4]. В равной мере важно, полезны ли используемые в краеведческой практике материалы для духовно-нравственного, психического и физического здоровья как учителей, так и обучающихся. Медиабезопасность в привычной для данного момента трактовке принято соотносить с безопасностью использования средств Интернета. В ней каждый раз следует убеждаться по отношению к любой новой сетевой странице.

Это обусловлено тем, что страница, даже изначально проверенная экспертами, может регулярно менять свое содержание. Мало предсказуемо и содержательное наполнение постоянно сменяемых практически на каж-

дой сетевой странице рекламных баннеров. Новостные страницы в своем содержании регулярно сменяемы по определению. Поэтому пути отражения на психическом и физическом здоровье учащихся почерпнутого из них содержания предсказать практически невозможно. Однако вместе с тем и медиабезопасность как основа поддержки процесса медиаобразования в более широком толковании соотносится не только с миром электронных средств учебного назначения [2].

Чтобы утвердиться в этом мнении, достаточно вспомнить о том, что сама концепция медиаобразования, в частности, изначально соотносится с идеями канадского философа прошлого века Маршалла Маклюэна. Его теория воздействия артефактов как средств коммуникации появилась на свет задолго до рождения интернета как такового, и тем более - широко развитого образовательного сетевого медиапространства. Но все же и при этом концепция ученого свободно перешагнула ранее очерченные границы предполагавшейся для нее функциональной применимости и распространила свое влияние на ранее не предполагавшиеся ипостаси. Как пишет сам М. Маклюэн: «Средство передачи сообщения и есть содержание сообщения» (англ. The Medium is the Message).

Если сказанное понимать буквально, то, подобно этому, можно неожиданно для себя сделать вывод, что вода из водопровода несет нам содержание состояния водопровода, но не собственное содержание. Конечно, если водопровод старый, то вода смоет с его внутренних стенок и ржавчину, и известковые наслоения. Однако химическая формула воды даже при основательном загрязнении по-прежнему остается неизменной. В противном случае мы уже не сможем говорить о ней именно как о воде. На основаниях такого сравнения можно выразить свое отношение к мысли Маклюэна. Что же касается вопроса медиабезопасности, то в этом отношении с Маклюэном можно согласиться значительно в большей мере. Ведь если выбрано средство передачи сообщения сомнительного качества, то использование его как проводника для информации может наложить весомый отпечаток на характер ее содержания. Соответственно, при изучении курса историкохудожественного краеведения медиабезопасности следует находиться во главе угла, если мы стремимся донести до учащихся информацию в неизменном безупречном виде. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что

краеведческие знания будут сформированы у учащихся надлежащим образом [5].

Есть тут и еще как минимум один нюанс. Если ученики начальной школы изучают таблицу умножения или алфавит, в случае допущенной ими ошибки это легко исправить не только учителю, но и любому здравомыслящему взрослому либо хорошо выучившему этот материал ребенку. Если же предположить, что учащимся доверено самостоятельное изучение материала историко-художественного краеведения, надежд на однозначный успех значительно меньше. Каждый ли взрослый так же хорошо, как и таблицу умножения, понимает основы историко-художественного краеведения? Во-первых, вопрос здесь - в степени достоверности материала, опубликованного в книгах или сетевых ресурсах. Дискуссионный вопрос истории в системе научного знания ребенок может принять как однозначно трактуемый. По «золотому» же правилу методики ученикам принято преподносить четко установленные факты.

Но что делать, если быстро развивающееся научное знание изобилует новыми вариациями, казалось бы, давно незыблемых истин? Точку зрения какого ученого или научной школы в таком случае принимать во внимание как «истину в первой инстанции», пригодную для преподнесения неокрепшим умам школьников? Во-вторых, даже однозначно установленные факты в сложной для ребенка трактовке могут быть неправильно усвоены, и потребуют значительных усилий со стороны учителя, чтобы «переучить» учащегося на правильный лад. Хорошо, если за неправильно понятой книжной или сетевой информацией у ученика еще не последовали поспешные умозаключения. А также идеи претворения в жизнь желания, вполне ожидаемого от детей школьного возраста, подражать историческим и литературным героям. В-третьих, ограниченный круг артефактов, доступных детям, тем более - проживающим вдали от столичных музеев, как правило, не позволяет им перевести преобладающую часть массива полученных ими абстрактных данных на уровень значительно более привычных для них конкретных представлений. Хорошо, когда учитель или руководитель краеведческого кружка - прирожденный коллекционер и может расширить границы медиаобразования краеведческого профиля до конкретного предметного ряда, продемонстрировав учащимся, например, редкие изделия декоративно-прикладного искусства [1].

Если сказать, что это и будет частный вариант медиаобразования в первоначальном виде, многие представители нового поколения могут только недоуменно пожать плечами, и будут по-своему правы. Потому что однозначное и добросовестное следование изначальной концепции медиаобразования не предполагало столь быстрой и «пронзительной» сублимации привычных для процесса медиаобразования средств в сторону их электронных эквивалентов. И в отсутствие возникшего сейчас акцента на ИКТ вряд ли привело бы к ожидавшимся у истоков данной концепции результатам. Хотя и могло расцениваться как частный, но маловероятный вариант развития событий. Более того, объектами медиаобразования стали продолжительные ряды моделей умозрительных, существование которых за рамками виртуального пространства также вряд ли кто-то мог предположить еще относительно недавно.

Что говорить, если способность археолога рассказать о судьбе амфоры по ее мелкому осколку еще не так давно вызывала восхищение? Сейчас же бесстрастная компьютерная программа не просто молниеносно находит этому осколку его законное место в составе произведения культа, искусства и быта, но и «способна» предложить продолжительный ряд тенденций - с какими артефактами мы вместо этого могли бы иметь дело, случись этому осколку быть на один миллиметр шире или уже избранного.

Все сферы нашей повседневной жизни, будь то идеология, религия, творчество, образование, создающие социальное пространство и влияющие на формирование картины и образа мира, последовательно расширяют спектр форматов распространения, дополняя статичные, как правило, книжные формы односторонней коммуникации к двусторонним - мобильным информационно-коммуникативным формам [6].

С развитием ИКТ современные дети начинают активно пользоваться Интернетом, беспрепятственно и без малейшей фрустрации общаются в социальных сетях, участвуют в выбранных именно ими, без чьего бы то ни было давления чатах и форумах, с законным ликованием побеждают в интернет-олимпиадах, телекоммуникационных образовательных проектах, фестивалях и конкурсах. Детей, проявляющих одаренность на стыке гуманитарных дисциплин в сочетании с ярко выраженными ИКТ-компетенциями, следует обучать,

воспитывать и развивать с использованием инновационных педагогических и информационных технологий, в том числе - через сетевые сообщества конструктивного содержания [3]. При этом следует обязательно помнить и о рисках, которые могут сопровождать нахождение ребенка в информационном поле. Как показывает практика, одаренные дети часто самоутверждаются в сетевых сообществах, выкладывая фото своих художественных работ. Им нравится получать там позитивные оценки результатов своего труда, читать комментарии, адресованные им вопросы и отвечать на все это с высоким неиссякающим энтузиазмом. В связи с этим фактом еще одной задачей становится нацеливание обучающихся на использование сети Интернет в интересах своего развития [8].

Нам представляется необходимой реализация творческого потенциала обучающихся, таким образом, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца», от первоначального восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств, путей его воплощения к созданию образа в материале, самооценке и оценке результата другими людьми. Для этого используется индивидуальный подход в обучении каждого обучающегося с учетом его психофизиологических качеств личности.

Духовно-нравственное воспитание является действенным средством гуманистического формирования личности, культуры мира, чувства гордости и любви к своей поликультурной стране. Его присутствие в образовательной системе учреждения ведет к усилению в обучающихся эмоционального начала, гармонизации лучших возможностей личности. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила, пройдя только через чувства, могут стать собственными ценностями и нормами.

Коллеги понимают, что в работе с детьми-сиротами требуется углубленное изучение техник ДПИ, наиболее интересных в художественном отношении, имеющих многовековую историю, традиции, приемы работы, распространенные у разных народов мира, а также современных, популярных, стремительно развивающихся направлений художественного творчества. Яркий образный ряд последних становится продуктивным мотивационным началом в работе с теми детьми, чье воодушевление и пассионарность по отношению к декоративно-прикладному искусству пока еще не получили значительной внешней поддержки

со стороны педагогического коллектива детского дома.

Видится уместным использование ИКТ как средства развития и самоутверждения одаренных детей 12-18 лет в сетевых сообществах Интернет - как в процессе объединения и анализа идей для творчества совместно с педагогом, так и вне этого, самостоятельно, либо со сверстниками, участвующими в тех же сетевых сообществах. Продуктивный характер имеет также использование мультипликации для знакомства обучающихся с культурой народов, проживающих в Российском государстве, для формирования патриотических качеств, адекватного восприятия культуры мира.

Мультипликация выполняет воспитательную и познавательную функции, дает представление о самобытности культурных традиций и мировоззрении народов: лень и труд, семейные отношения, мифы и легенды народов России, территориальные соседи-государства и их народы и т. п. Мультипликация создает образное представление о жизни наших предков, способствует формированию национального самосознания. Обучающимся демонстрируются мультфильмы, предлагаемые Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ. В частности, мультипликационные фильмы из цикла «Гора самоцветов», художественным руководителем съемки которого являлся заслуженный деятель искусств РФ Александр Михайлович Татарский. Творческая группа режиссеров под его руководством занималась созданием многочисленных мультфильмов. В ходе их просмотра у обучающихся формируется чувство патриотизма, товарищества, доброты. А также проявления мужества и дружелюбного отношения друг к другу. В то же время в детях закладывается понимание таких злободневных тем нашей действительности, как национализм, расизм, равнодушие к собственной культуре, старикам, животным и т. п. Мультфильмы демонстрируются на практических занятиях.

По причине перенасыщения информационных источников, и, прежде всего, сети Интернет своеобразным «мусором», произведениями культуры китча, а точнее - субкультуры, детям и подросткам трудно определить и осознать истинные ценности нашей цивилизации, найти сетевые сообщества, полезные для детей. Неструктурированность информационных потоков, отсутствие надлежащих комментариев к ресурсам даже образовательного интернета,

не говоря уже о других направлениях его развития, зачастую приводит учащегося к многочасовым бесцельным блужданиям в просторах телекоммуникационной сети. Как не жаль, но не ведут они и к построению в его сознании целостной картины предмета или явления, ради информации о котором он изначально и посетил Интернет. При этом каждому надлежит усвоить принципы защиты от негативных факторов среды, и теоретической, и информационной корректности в сетевом взаимодействии, и придерживаться их на протяжении всей сознательной жизни.

Необходимо выработать у воспитанников представление о том, что увлекательность медиаресурсов, полезная и приятна сама по себе, может оказаться и чрезмерной. Потому что в состоянии увлеченности трудно заметить границу, за которой использование компьютерной техники в совокупности с содержанием медиаресурсов становится пагубным, приводя к нежелательной компьютерной, игровой зависимости, неконтролируемому расходу физических и материальных средств обеспечения своей игровой увлеченности. Если мы начинали беседу с вопросов медиабезопасности, сопряженных с качеством используемой ресурсной базы, то теперь считаем своим долгом остановиться и на вопросах медиабезопасности, определяемой «дозировкой» применения ресурсов в повседневной практике [7]. Организуя работу учащихся в направлении медиаобразования, следует помнить и о продолжительности сеансов детской работы в сети сообразно возрасту, возможностям их физического, психического и духовно-нравственного здоровья, определяемых на основе медико-психологического мониторинга, характерного для деятельности детских домов.

Также следует определить повторяемость таких сеансов, выработав график работы воспитанников в сети, уровень фильтрации интернет-ресурсов, остановившись на такой разумной отметке, чтобы сайты достойного для детского внимания содержания по тем или иным косвенным и формальным причинам не оказались заблокированными фильтром. С другой стороны, необходимо выстроить правильную политику участия воспитанников в работе заинтересовавших их сетевых ресурсов. Поскольку все большее количество владельцев сайтов заинтересовано в результатах мониторинга качества аудитории, использующей предлагаемые на сайте

материалы, многие содержательные позиции оказываются недоступны в отсутствие регистрации воспитанников на сайте. Позволяя им проходить такую регистрацию, нужно соблюсти баланс между объемом минимально необходимой для заполнения регистрационной формы информации и соблюдением Федерального Закона «О правах ребенка». Выражается это в соблюдении конфиденциальности персональной информации.

Следующим шагом, в котором вопрос медиабезопасности также имеет принципиальное значение, это работа воспитанников на сайтах в условиях явной демонстрации собственной позиции по вопросам жизни детей и молодежи, явлений природы, культуры и т. д. в этом находит выражение стремление детей, а в особенности - подростков - к самоутверждению всеми доступными им средствами. Имеет смысл убедить воспитанников в необходимости «вынести за скобки» всю информацию о месте своего проживания, школе и классе, где они учатся, а также любые другие индивидуальные признаки и характеристики, явно идентифицирующие их пользователями сетевых ресурсов. При соблюдении этих «неписаных» правил можно надеяться на то, что работа воспитанников в интернете будет соответствовать в своих результатах как их собственным ожиданиям, так и ожиданиям воспитательского корпуса.

Не последний вопрос медиабезопасности - сформировать у воспитанников представление о существовании в сети недобросовестных пользователей, распространяющих заведомо ложную информацию, персонажей, которые будут так или иначе стремиться посягать на их честь и достоинство, подстрекать к деструктивным действиям любого порядка. Если сотрудникам детского дома и руководимым ими воспитанникам удастся сочетать требования медиабезопасности с активной работой историко-краеведческой направленности, то сетевая работа принесет богатые, позитивные, возможно - даже изначально непредсказыемые в своей восхитительности плоды. Чего мы искренне желаем каждому умудренному опытом и начинающему участнику процесса медиаобразования в детском доме и школе-интернате для детей-сирот. Новых творческих открытий!

Список литературы

1. Капустина, Е. Н. Работа социальной службы детского дома / Е. Н. Капустина, О. Ю. Латышев // Социал. педагогика. 2012. № 1. С. 88-95.

2. Ковтонюк, В. А. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий / В. А. Ковтонюк, Л. Б. Левина, О. Ю. Латышев // Материалы XIII конференции представителей региональных научнообразовательных сетей RELARN-2006. Барнаул, 2006. С.230-236.

3. Крюкова, О. Е. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности / О. Е. Крюкова, О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научнопрактической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С. 400-411.

4. Латышев, О. Ю. Дистанционная поддержка проектной деятельности воспитанников интернатных учреждений // Материалы 12 конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2005». Н. Новгород, 2005. С. 131-132.

5. Латышев, О. Ю. Организация и проведение учебных Интернет-проектов и конкурсов // Школ. технологии. 2006. № 1. С. 85-94.

6. Макарова, Л. Н. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения / Л. Н. Макарова, О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С. 417-428.

7. Пилюгина, Е. В. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма / Е. В. Пилюгина, О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научнопрактической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С. 199-208.

8. Черняк, М. А. Моделирование информационного пространства интернатного учреждения / М. А. Черняк, О. Ю. Латышев // Материалы XIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. Барнаул, 2006. С. 241-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.