Научная статья на тему 'Медиаобразование в краеведческой практике школы-интерната для детей-сирот'

Медиаобразование в краеведческой практике школы-интерната для детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СМИ / МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОГРАФИЯ / ИНТЕРВЬЮ / ГИД / ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ТИПЫ / МЕТОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ВОСПИТАННИКИ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова А. Ю., Чайкина Л. П., Латышев О. Ю.

Краеведческая деятельность в школе приобретает особую значимость при медиаобразовательной поддержке. Подход к этой теме требует высокой ответственности и профессионализма, как со стороны учителя, так и со стороны представителей органов управления образования, стремящихся контролировать ход данного процесса. Необходимость осознания учащимися начальной школы себя как части общества наряду с собственной уникальностью определяется, прежде всего, их внутренней потребностью чувствовать себя частицей великого народа, гордиться принадлежностью к мощным духовным и культурно-историческим традициям, и быть достойными их продолжателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в краеведческой практике школы-интерната для детей-сирот»

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

А.Ю.Свиридова,

учитель начальных классов КОУ Воронежской области «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», член экспериментальной группы Федеральной экспериментальной площадки ИСМО РАО,

Л.П.Чайкина,

учитель русского языка и литературы КОУ Воронежской области «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», член экспериментальной группы Федеральной экспериментальной площадки ИСМО РАО,

О.Ю.Латышев, кандидат филологических наук, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования, член Российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, руководитель программы «Туризм. Краеведение. Экология», основатель и директор ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», Гпава Российской Детдомовской семьи.

Аннотация. Краеведческая деятельность в школе приобретает особую значимость при медиаобразовательной поддержке. Подход к этой теме требует высокой ответственности и профессионализма, как со стороны учителя, так и со стороны представителей органов управления образования, стремящихся контролировать ход данного процесса. Необходимость осознания учащимися начальной школы себя как части общества наряду с собственной уникальностью определяется, прежде всего, их внутренней потребностью чувствовать себя частицей великого народа, гордиться принадлежностью к мощным духовным и культурно-историческим традициям, и быть достойными их продолжателями.

Ключевые слова: СМИ, медиа, медиаобразование, этнография, интервью, гид, туризм, краеведение, история, типы, методы социализации детей-сирот, воспитанники школы-интерната.

Media education in the regional practice in the school of the boarding school for orphans

Angelica Sviridova,

teacher of grade school of «Boarding school № 1 for orphans and children left without parental care» of the Voronezh region, a member of the International Academy of children and youth tourism and study of local region, member of the Russian orphanage's family,

Ludmila Chajkina,

teacher of the Russian language and literature of «Boarding school № 1 for orphans and children left without parental care», member of the

Russian orphanage's family.

Dr. Oleg Latyshev,

real member (an academician) of the International Academy of children and youth tourism and study of local region, scientific director of the Federal Experiment Russian Academy of Education, member of Russian Association for Film and Media Education, founder and director of «Mariinsky Gallery named after Maria Shapovalenko», head of the

Russian orphanage's family.

Abstract. Local history activities for school is particularly significant in media education support. Approach to this subject requires high responsibility and professionalism, both by teachers and by representatives of the Department of Education, seeking to control the course of the process. Awareness of the need for primary school pupils themselves as part of the society along with its own uniqueness is determined, above all, their inner need to feel herself a part of a great nation, proud of belonging to a powerful spiritual, cultural and historical traditions, and be worthy of their successors.

Keywords: Media, ethnography, interviews, tour guide, tourism and natural history activities, types, methods, socialization of orphans, boarding school, course.

Вопрос введения медиаобра-зования в практику работы начальной школы обусловлен действием ряда документов, регламентирующих использование информационных средств и технологий на уроках и во внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста. Однако есть возможность внедрения медиаобразова-тельных технологий в образовательный процесс начальной школы и посредством краеведения.

Поскольку изучение родного края предполагает использование

обширного иллюстративного материала, медиаобразование может выступать в качестве ипостаси, способной пробуждать в ребёнке познавательную инициативу. Выполнив эту функцию с применением электронных образовательных ресурсов в течение короткого (допустимого санитарными нормами и правилами) промежутка времени, медиаобразовательная деятельность входит в стадию, ознаменованную более широким пониманием медиаобразования. А именно - как образовательного

процесса, задействующего наряду с электронными учебниками, энциклопедиями, целостными образовательными средами и традиционные, веками использовавшиеся в работе школы средства. Книги, печатные репродукции, открытки, почтовые марки и др. - всё, что только может находиться в распоряжении учителя и педагога дополнительного образования, должно служить целям краеведческой практики. Это тоже медиаобразо-вательные средства.

Впрочем, некоторые чрезмерно инициативные представители органов управления образования пытаются изъять традиционные печатные учебники и учебно-методические пособия, и, невзирая на санитарные нормы, ограничить процесс обучения лишь электронными ресурсами. И тем самым свести «на нет» и без того слабое здоровье подавляющего большинства современных учеников. Но инициаторы подобных перегибов обязаны понести в дальнейшем не только административную, но и уголовную ответственность. Главное, что для этого необходимо делать руководителям образовательных учреждений - обязательно ксерокопировать подобные предписания об изъятии, прилагать к ним Сан-Пины и незамедлительно обращаться в прокуратуру

Судя по нашумевшему «делу Поносова» [Дело Поносова, Вики-педия], соответствующий резонанс имеет шанс состояться. И пусть создаются прецеденты защиты как жизни и здоровья учеников, так и права учителя и кружковода сочетать использование традиционных

и электронных медиаобразова-тельных ресурсов. К необходимости деликатного, взвешенного подхода к вопросам информатизации взывает, в частности, А.В. Снегуров [Снегуров, 2008, с.13].

Десять лет назад мы с коллегами начинали экспериментальную деятельность по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс интернатных учреждений для детей-сирот. Что уже тогда являлось одним из весомых мотива-ционных компонентов нашей деятельности? Это был, конечно же, подход к изучению новыми средствами историко-культурного наследия родного края, создания базы данных памятников архитектуры и скульптуры, живописи, графики, литературы и т.д., наиболее полно и многосторонне характеризующих всё богатство палитры неповторимости культуры и искусства родного города или села, области, республики или края. Мы настаивали именно на необходимости сочетать традиционные педагогические и информационные технологии в любом направлении образовательной деятельности, используя их в разумной пропорции, а отнюдь не заменять одни другими.

В течение прошедшего десятилетия формы и методы краеведческой деятельности пришли в значительно более тесное соприкосновение с формами и методами ме-диаобразования, нежели это прослеживалось ранее. Краеведческая деятельность может вызывать к жизни новые информационные средства и технологии, которые, в свою очередь, изначально будут

занимать своё органичное место в системе медиаобразования. И, встречно, постоянно обновляющийся арсенал медиаобразования будет искать всё новые сферы наиболее яркого и убедительного содержания как сферы своей максимальной самореализации. И, среди прочего, находить их в практике краеведения. Ученики начальной школы, для которых в условиях использования на уроке медиаобра-зовательных технологий окончательно размывается граница между игровой и учебной деятельностью, могут захотеть инициативно использовать информационные средства в сфере краеведения, даже будучи мотивированы традиционно более к игровой, нежели учебной деятельности.

Более того, со временем ребятами захочется экспериментировать с сочетанием средств различного профиля. Это может вылиться в новые формы их изобретательской и рационализаторской деятельности. И совершенно невозможно исключать такого хода развитии событий: привыкнув в младших классах средней школы пользоваться интерактивной доской, эти дети станут «прародителями» интерактивной школы, интерактивного дома, где даже каждый квадратный сантиметр площади стен может стать активной зоной и служить решению самых различных задач, в том числе - сферы краеведения.

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании детей, обучающихся на ступени начального образования. Про-

грамма направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития детей, получающих образование в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе сотрудников образовательного учреждения.

Важный элемент содержания регионального компонента образования, формируемого участниками образовательного процесса, - краеведение. В основе реализации программы изучения краеведения лежит системно-деятельностный подход. Он осуществляется посредством организации систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО (Второго поколения) и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это - самый массовый вид науки» [Лихачёв, 1983]. Изучение краеведения продолжается во внеурочной деятельности. Одна из активных форм изучения исторического краеведения - экскурсии. Большое значение имеют совмес-

тные экскурсии в музей, и как продолжение - организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация.

Начальная школа - первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы должны прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, и делать это посредством изучения краеведения на уроках и вне уроков.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно -ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта. Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведчес-

кой работы в начальной школе - формирование у детей общеучебных навыков. Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.

А помочь ребенку сделать свои открытия должны мы - учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственное и эстетическое отношение к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.

Исходя из опыта своей работы, считаем, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. «Исследовать, открыть, изучить -значит сделать шаг в неизведанное и непознанное» [Система образования].

Дети по природе своей исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу учиться

ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности можно использовать и игровые приемы.

Школьное краеведение - это всестороннее освоение учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края. Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов, и в первую очередь, в Законе Российской Федерации «Об образовании» [Кодексы и законы РФ]. Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Конкретное проявление связей между различными направлениями краеведческой работы - исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

При отборе краеведческих сведений для урока мы придерживаемся следующих правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по избранной ими теме или знакомому

объекту, например, улице, где находится школа;

- формировать умение наблюдать за явлениями окружающей действительности, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

- пробуждать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств. Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации. Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем будут углублять и расширять свои знания по мере взросления [Байер, Латы -шев, 2012; Зотова, Латышев, 2007; Ильин, Латышев, 2012; Капустина, Латышев, 2012; Ковтонюк, Левина, Латышев, 2006; Крюкова, Латышев, 2012; Макарова, Латышев, 2012; Максимова, Латышев, 2005; Пилюгина, Латышев, 2012; Черненок, Ильин, Латышев, 2009; Черненок, Ильин, Латышев, 2006].

Благодатной почвой для использования медиаобразователь-ных возможностей без малейшего преувеличения можно назвать литературное краеведение. Практически безграничны материалы для кинообразования - документальные фильмы о жизни поэтов и писателей, литературных критиков, литературоведов, лингвистов, историков языка и литературы. Причём это в равной мере применимо как к русской литературе, так и к литературам других народов Российской

Федерации. Этот величественный массив органично дополняется фантастическим по величине собранием художественных фильмов, снятых как по страницам литературных произведений, так и по сценариям, специально написанным для этого известными писателями. К этому перечню тесно примыкают и видеозаписи спектаклей, поставленных как профессиональными взрослыми театральными коллективами, так и самодеятельными школьными коллективами школ-интернатов (и других образовательных учреждений) в процессе организации их проектно-исследова-тельской деятельности.

Несмотря на относительно невысокий уровень развития звукозаписывающей техники в начале ХХ века, весьма обширна коллекция интервью, которые взяли у писателей и поэтов отечественные и зарубежные журналисты, а также аудиозаписей произведений литературы, прочитанных в студии звукозаписи как их авторами, и великими артистами своего времени. Например, серьёзного внимания заслуживает коллекция, которую собирает звукорежиссер Государственного литературного музея (Москва) Л.М.Абрамзон,

Что касается фотографического материала литературного краеведения, то он просто не поддаётся никаким подсчётам. Это фото собственно авторов литературных произведений, членов их семей, соратников, мест, где они жили, работали, мемориальных досок на зданиях, так или иначе связанных с их именами, памятников поэтам, писателям и героям их произведе-

ний, и т.п. Это же - и результаты сканирования документов, связанных с жизнью и творчеством литераторов, рукописей их произведений, а также произведений живописи и графики, имеющих то или отношение к именам авторов книг, изучаемых в курсе литературного краеведения школы-интерната.

При широком понимании медийных объектов как таковых можно признать право называть ими не только отсканированные, запе-чатлённые на фото/видеокамеру объекты, представляющие интерес для воспитанников интерната -юных краеведов, но и книги, не оцифрованные фотографии, документы и т.п. Ведь медиатека в изначальном понимании как раз и начинает складываться на базе реально существующих объектов процесса познания, и уже затем последовательно и органично дополняться результатами оцифровки. Поэтому формально мы можем отнести к процессу медиаобразования и работу с традиционными печатными и прочими существующими в реальном мире источниками знаний по вопросам литературного краеведения. Здесь мы перечислили только наиболее часто встречающиеся медийные объекты, подразумевая, что практика медиаобразования постоянно развивается во всей своей широкой вариативности, и есть возможность вскоре встретить в ряду медиатекстов какие-либо неожиданные, ранее не классифицировавшиеся таким образом предметы и явления, а также их многообразные сочетания.

Определившись с кругом материалов, на основе которых воз-

можен сам процесс медиаобразо-вания, мы сознательно не упоминали в их числе интернет-ресурсы. И не потому, что воспринимаем их лишь как вместилище для вышеперечисленных объектов, и не стремимся учесть качественно новый характер взаимосвязей, демонстрирующих свои новые качества при соприкосновении и взаимодействии внутри сетевых страниц. Скорее, мы уже привыкли воспринимать сайты не как отдельные медиатексты, а как целостную среду медиаобразования, в полном отрыве от которой его качество будет существенно ниже.

Более того, можно сказать, что образовательная интернет-среда, построению, изучению и совершенствованию которой мы уже уделили немало внимания, - одно из определяющих условий успешного протекания медиаобразователь-ного процесса в школе-интернате для детей-сирот по профилю литературного краеведения. Однако это далеко не единственное условие успеха на данном пути. Ибо интернет-среда - дополнительное условие для работы юных краеведов в реальной образовательной среде.

Рядом нет литературного или краеведческого музея, представляющего среди прочих своих разделов экспозицию литературной жизни города или края? Всё же и при этом у детей и их наставников есть возможность самостоятельно запечатлевать приведёнными выше и многочисленными другими способами всё, что связано с вопросами литературного краеведения, и превращать тем самым объекты своего исследовательс-

кого внимания в медиаобъекты для собственного пользования и последующих юных краеведов.

Конечно, даже при наличии обширных рядов иллюстративного материала эти ряды всё время нуждаются как в пополнении, так и в появлении всё более тонко инструментованной классификации включённых в неё объектов. Например, юные краеведы столкнулись с тем, что интернет изобилует материалами центральных архивов, но не может в столь же широкой вариативности отображать местный материал, представляющий интерес, как для литературных краеведов, так и для литературоведов. В этом случае имеет смысл нанести визит в местный архив, изложить цель своего визита, оформить соответствующую документацию. Затем изучить найденные в архиве документы и распределить их на часто встречающиеся (и уже находящиеся на интернет-страницах), а также на редкие, если не единственные в своём роде. Предложить сотрудникам архива свою помощь в сканировании, обработке отсканированных изображений и создание каталога электронных копий документов, связанных с жизнью и творчеством поэтов или писателей. Если это возможно, то по разрешению руководства архива документы могут быть размещены юными краеведами на своих личных интернет-страницах, сайтах литературно-краеведческих проектов, форумах сетевых сообществ по темам, которые, так или иначе, связаны с темами, интересующими воспитанников школы-интерната, увлекающихся литературным краеведением. Так юным исследователям

удастся не только удовлетворить свои позитивные изыскательские амбиции, но и помочь своим старшим коллегам, работающим на профессиональном уровне, обрести новую пищу для размышлений, сопоставлений, а в особо удачных случаях - так и целое новое поле для исследовательской деятельности.

Так может открыться путь в науку и практику для воспитанников интерната буквально со школьной скамьи. Конечно, этот путь внезапных научных находок и открытий скорее более длинен и долог, чем широк и короток. Поэтому мы не можем обращать на него внимание как на путь массовой социализации детей-сирот, воспитывающихся в соответствующих интернатных учреждениях. Однако как прецедент, это может войти в число многообразных примеров самореализации, самоутверждения, самоопределения воспитанников школы-интерната. И способно происходить с каждым - в профессиональной, культурной и общественной сферах бытия. Что уже само по себе достаточно важно для каждого ищущего человека, поставившего перед собой задачу самосозидания, обогащения своего внутреннего мира. И, прямо или косвенно, тоже выходить на высокий уровень позитивной социализации.

На данный момент мы уже охарактеризовали как круг медиа-объектов, так и ряд условий, в которых возможно их наиболее результативное применение. Наряду с этим следует уделить внимание вопросу на какой базе традиционно применяется медиаобразова-ние, и какими новыми включения-

ми следует насытить последовательность подобных баз для получения наиболее высокой эффективности медиаобразовательной программы.

Безусловно, в первую очередь, базой для литературно-краеведческой деятельности воспитанников становится школьный класс. Это обусловлено тем, что учитель литературы в интернате работает практически всегда, а вот найти воспитателя, который живо интересовался бы литературой сам, и умел увлечь своих воспитанников радостями литературного краеведения, можно значительно реже. Но и такие люди в воспитательном корпусе, к счастью, тоже встречаются. И значительно чаще - среди педагогов дополнительного образования, ведущего в школе-интернате литературный кружок или студию.

Мы уже неоднократно говорили о том, насколько более солидными получаются результаты педагогической деятельности учителя или педагога дополнительного образования, если он работает в союзе с медиаспециалистом образовательного учреждения или с учителем информатики. И принципиально дело даже не в том, владеет ли учитель литературы информационными технологиями - это было значительно более актуально на заре развития отечественного медиаобразования, внедрения информационных технологий в деятельность интернатных образовательных учреждений.

Сейчас уже доводится становиться свидетелями того, как руководители первичных профсоюзных организаций работников образо-

вания предлагают исключить из коллективного договора пункт оплаты работы с информационными ресурсами нового поколения отдельным педагогам, достигшим в данном направлении наиболее выдающихся результатов. Основанием для этого служит 100-процентный охват сотрудников образовательного учреждения по показателю овладения информационными технологиями и превращающими свою образовательную деятельность в прецеденты общешкольного медиаобразования. И всё же поддержка, которую медиаспеци-алист способен оказать педагогу, по-прежнему остаётся важной, а иногда необходимость в ней ещё и возрастает. Ведь следует помнить и о том, что и сам медиаспециа-лист, как правило, - человек постоянно ищущий. Развивающийся и постоянно углубляющий уровень своей профессиональной подготовки. И с каждым днём учителю, взявшемуся за медиаобразование на литературно-краеведческом поприще, такой медиаспециалист способен оказывать поддержку всё в новых и новых направлениях синтеза традиционного и ультрасовременного пластов знаний.

Например, у юных литературных краеведов появилось желание сделать фотографии литературного музея-заповедника и привязать их к карте местности. Учитель литературы или руководитель литературной студии может показать, на каких объектах съемки следовало бы заострить своё внимание юным исследователям. А медиаспециалист в это время помогает настроить фотокамеру на

контакт со спутниковой системой, что поможет включить в информацию о фото пространственные координаты точки, в которой оно было сделано. Если сейчас даже сухие, сугубо служебные подписи приходится делать под фото вручную, то вскоре настанет время, когда снимки будут подписываться самостоятельно, согласуясь с постоянно обогащающейся системой сведений, согласованной с долгот-но-широтными характеристиками каждого такого фото. К этому могут предлагаться все возможные ссылки на сетевые ресурсы, так или иначе затрагивающие тему сфотографированного объекта. В эту пору медиаспециалист будет объяснять учителю литературы и его юным последователям уже совсем другие технические тонкости. И сам процесс медиаобразования в литературном краеведении может обрести совершенно новые очертания. Подобно тому, о чём свидетельствует многолетняя практика нашей экспериментальной работы .

Десять лет назад один из авторов этой статьи выступал перед руководимой им группой воспитателей детского дома - смелых экспериментаторов в области социализации детей-сирот средствами информационных технологий. И демонстрировал при этом «кулон» - флэш-карту, на которой в тот момент помещалось всего 64 мегабайта текстовой информации. Слушателей тогда поразил факт, что на этом крошечном изделии запечатлелись все литературные произведения, хранившиеся в книжном шкафу протяжённостью во всю сте-

ну кабинета, где происходила наша первая встреча.

Сегодня такая ёмкость дискового накопителя не может вызывать у большинства слушателей ничего кроме ироничной усмешки. Но скоро уже и постоянно увеличивающаяся ёмкость накопителей может сама по себе потерять смысл. В ближайшей перспективе вся поверхность земного шара окажется в равной степени (или, по крайней мере, на уровне минимальной необходимости) доступности для спутниковых сигналов, а трафик повседневной информации также станет хотя бы по минимуму исчерпывающим. Вся информация при этом может храниться на надёжных серверах, расположенных, например, где-нибудь на необитаемом острове, а спутники будут ретранслировать её во все необходимые стороны света. Тогда высоко ёмкие дисковые накопители портативного класса окажутся невостребованными.

Но главное, что больше всего изменится при этом - это само представление о пути получения информации, формирования прочных и полезных знаний, например, в области медийного краеведения. Можно будет просто проходить мимо любого дома, и, включив на мобильном телефоне соответствующую опцию, слушать всю необходимую информацию о нём, соответствующую цели ваших изысканий. А если Вы не услышите в этом информационном блоке чего-либо достоверно известного Вам, можете надиктовать на сервер своеобразного аудионавигатора своё дополнение. Информация будет эксперти-

рована и включена в прослушанный Вами информационный блок. Если, например, на сайте www.wikipedia. org Вы имеете возможность ввести, прежде всего, текстовую информацию, то в дальнейшем она может концентрироваться в аудио- и видеоформате, и дополняться последующими стараниями компетентных слушателей.

Почему мы считаем возможным высказывать здесь всего лишь одну из многочисленных версий возможного развития техногенного процесса? Ведь развитие может пойти и совершенно другим путём? Вполне возможно. Однако здесь мы видим это уместным уже лишь как модель стремительного развития процессов, обеспечивающих, в частности, и успех медиа-образования в сфере краеведения. Потому что юным краеведам необходимо заранее настроиться на восприятие системы приобретения новых знаний как взаимодействующей с огромным количеством разнообразных факторов действительности, обусловливающих её стремительное развитие. И настраиваться на постоянное переосмысление уровня возможностей медиаобразования, который обеспечит однозначный успех исследования даже по любой чрезвычайно узкой теме, какую бы они ни выбрали.

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Действительно, использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на

три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, - способствует эффективному усвоению учебного материала. Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник. Необходимо помнить, что использование современной техники на каждом уроке нереально. В первую очередь, это противоречит требованиям СанПина, и к тому же не отвечает возможностям восприятия у подавляющего большинства воспитанников интернатных учреждений. Но умелое применение ИКТ не только увеличивает эффективность урока, но и способствует повышению познавательных потребностей воспитанников.

Одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ИКТ на уроках литературы является создание презентаций. Как известно, презентация -это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране, выполненных в программе "Power point", либо в аналогичной оболочке "KM-school", либо в любом другом пригодном для этого редакторе.

В рамках нашей темы мы часто приводим примеры применения уроков-презентаций для изучения биографии и творчества писателей Воронежского края. На уроках художественного восприятия произведения показ слайдов ограничивается несколькими минутами. Это может быть изображение портрета писателя, иллюстрации художников, живописное или графическое отражение быта эпохи, описанной в произведении. Хорошо, когда показ слайдов сопро-

вождается музыкой, подобранной в соответствии с особенностями изучаемого произведения. Такая презентация воздействует на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу. Благодаря такому подходу по мнению О.Е. Крюковой, «проводится постепенное «погружение» в заданный образ, где ребенок, находящийся в интернатном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет возможность прожить и проработать свою психологическую травму, стрессовую ситуацию» [Крюкова, 2012, с. 400].

Презентации, сопровождающие уроки углублённого изучения произведения, могут содержать слайды с вопросами разного характера, стимулирующими аналитическую деятельность воспитанников (сопоставительный анализ, наблюдение, обобщение) и развитие воображения, слайды с заданиями для воспитанников, слайды информативного характера, слайды с иллюстрациями к произведению, с литературными терминами и другие. Такие презентации способны увеличить объём изучаемого материала за счёт экономии времени учителя и воспитанников, активизировать самостоятельную деятельность воспитанников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, добиться, в итоге, наибольшей эффективности урока.

Литературная жизнь Воронежского края известна далеко за его пределами. Она обогатила

русское литературное творчество и сама вобрала в себя то лучшее, что было и есть в наследии поэтов и писателей прошлого. Вот почему мы изучаем с воспитанниками школы-интерната произведения А.В.Кольцова, И.С.Никитина, С.Я.Маршака, А.Платонова, В. Пескова, И.Бунина, уроженцев и жителей земли Воронежской. Использование краеведческого материала на определенных уроках литературы даёт возможность посмотреть на автора и его произведение по-новому, приобщить учащихся к истории и культуре родного края. Применение компьютерной презентации на уроке представляет обширные возможности работы с видеоматериалом, со звуком, с фотодокументами и с текстом. Приведём несколько примеров описания слайдов к некоторым видам презентаций.

Следующая распространённая форма работы с использованием современных информационных технологий - просмотр видеофильмов. Многие классические произведения нашли своё новое воплощение в кинематографе. Эти художественные фильмы служат хорошим подспорьем в работе на уроках литературы. Можно использовать отдельные видеофрагменты, а можно организовать просмотр всего фильма с последующим обсуждением.

Выбирая краеведческое направление, следует отметить, что ярким примером для младших школьников может служить творчество замечательного воронежского детского писателя С.Я.Маршака. Для старшеклассников подхо-

дит художественный фильм «Тёмные аллеи», снятый в 1991 году по мотивам рассказов Ивана Бунина. Кстати, режиссер Никита Михалков завершает работу над новым фильмом, который будет основан на произведениях Ивана Бунина («Окаянные дни» и «Солнечный удар»). В своей медиаобразова-тельной работе мы используем также и экранизации произведений А.Платонова («Одинокий голос человека» по мотивам рассказа «Река Потудань», «Сокровенный человек» и «Происхождение мастера» (1978-1987), «Отец» по мотивам рассказа «Возвращение» (2007), «Родина электричества» -новелла из киноальманаха «Начало неведомого века» (1967).

Литературное краеведение средствами мультимедиа воспитывает жажду познания, формирует устойчивый интерес к поискам нового, и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывает активного читателя-книголюба. В литературном краеведении средствами мультимедиа не только изучается разнообразная жизнь края и его роль для всего общества, но и используется возможность заняться полезной деятельностью. В процессе познания и преобразования родного края в воспитанниках утверждается важнейшее патриотическое чувство - ответственность за судьбу своей малой и большой Родины. На первый план краеведение выдвигает умение воспитанников осмысливать происходящее, видеть жизнь в ее постоянном развитии, обновлении, и тем самым дает возможность личности в процессе

социализации определить свою траекторию саморазвития.

Нам представляется, что краеведение как предмет обязательно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Уроки краеведения необходимы в школе, так как одновременно это и уроки граждановедения, в свою очередь, помогающие ученику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, начинающийся с любви к своей малой Родине. Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско-патриоти-ческих и духовно-нравственных качеств у молодых граждан России.

Литература

Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристи-ческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С. 144-154. http://blogs.mail. ги/Н81/рара888/5А839ВАБ821 DED49.html

Дело Поносова // Википедия. Свободная энциклопедия Ь|йр://ги.\м1фе<^а. огд/\^Ы/%С4%Е5%ЕВ%ЕЕ_ %CF%EE%ED%EE%F1%EE%E2%E0

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Кодексы и законы РФ.

Правовая навигационная система. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-оЬ^оуапМ/

Зотова И.В., Латышев О .Ю. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищённых детей // Материалы научно-практической конференции молодых учёных «Оценка качества об-разования-2007». М., 2007.

Зотова И.В., Латышев О.Ю. Становление информационно-образовательной среды интернатного учреждения в условиях дистанционной поддержки // Материалы XIV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2007. Нижний Новгород, 2007.

Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами эк-скурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С.390-399. http://blogs.mail. ги/ list/papa888/3C9E723F898E1 D29.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Капустина Е. Н., Латышев О. Ю. Работа социальной службы детского дома // Социальная педагогика. 2012. № 1. С. 88-95.

Ковтонюк В.А., Левина Л.Б., Латышев О .Ю. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. Барнаул, 2006. С.230-236.

Крюкова О.Е., Латышев О .Ю. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсион-но-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012.

С.400-411. http://blogs.mail.ru/list/ рара888/Л1А927АБ1847244.Мт1

Лихачев Д.С. Земля родная. М.,1983.

Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С. 417-428. http://blogs.mail.ru/list/ рара888/11 B4C826EBE82394.html

Максимова С.В., Латышев О .Ю. Аудиовизуальные средства повышения мотивации // Эхолот 2005. conf.cpic.ru/echolot2005/rus/reports/ theme_677.html - 20к

Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма / / Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С. 199-208. http://blogs.mail.ru/list/papa888/ 61 E654C737C402F.html

Снегуров А.В. До и после информатизации // ИКТ в образовании. 2008. № 3.

Черненок Т.Д., Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Экспериментальная работа в школе-интернате №1 г. Воронежа в 2007-2008 учебном году // Образовательные технологии ХХ1 века. ОТ'09. Материалы девятой городской научно-практической конференции / Под ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т. М., 2009. С.46-51.

Черняк М.А., Латышев О.Ю. Моделирование информационного пространства интернатного учреждения // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей РЕ1_АР1\1-2006. Барнаул, 2006. С.241 -252. http://blogs.mail. ru/list/papa888/E36C1 РБ1 F982E00.html

References

Bayer, E., Latyshev, O. Enhancing resilience of orphans means excursion tourism / / Proceedings of the First International Scientific Conference «Domestic tourism as a factor of regional development in a market economy (Samara region).» Togliatti, 2012, Pp. 144154. http://blogs.mail.ru/list/papa888/ 5A839BAB821 DED49.html

Chernenok, T., Ilyin,V., Latyshev, O. Experimental work in the boarding school № 1 of Voronezh in 2007-2008 / / Educational Technology XXI century. ET'09. Proceedings of the ninth city Scientific Conference / Ed. Gudilina S., Tikhomirova K., Rudakova D. Moscow. 2009. p.46-51.

Chernyak, M., Latyshev, O. Modeling the information space boarding school / / Proceedings XIII Conference of regional research and education networks RELARN-2006. Barnaul, 2006. p.241-252. http://blogs.mail.ru/list/papa888/ E36C1DB1F982E00.html

Case Ponosov / / Wikipedia. The free encyclopedia. http://ru.wikipedia.org/wiki/ % C4% E5% EB% EE_% CF% EE% ED% EE% F1% EE% E2% E0

Ilyin, V., Latyshev O. Socialization of orphans means excursion and tourist activities and local history / / Proceedings of the First International Scientific Conference «Domestic tourism as a factor of regional development in a market economy (Samara region).» Togliatti : 2012, p.390-399. http://blogs.mail.ru/list/ papa888/3C9E723F898E1 D29.html

Kapustina, E., Latyshev, O. Social services of the orphanage / / Social Pedagogy. 2012. № 1. p.88-95.

Kovtonyuk, V., Levina, L., Latyshev O. Specialized education of orphaned children using information technology // Proceedings of the XIII Conference of regional research and education networks RELARN-2006. Barnaul, 2006. P.230-236.

Kryukova, O., Latyshev, O. Social and psychological adaptation of orphans means excursion and tourist activities and

local history / / Proceedings of the First International Scientific Conference «Domestic tourism as a factor of regional development in a market economy (Samara region).» Togliatti, 2012. p. 400411. htp://blogs.mail.ru/list/papa888/ A1A927AB1847244.html

Makarova, L., Latyshev, O. The role of geography lessons in socialization of orphans means tourism and local history / / Proceedings of the First International Scientific Conference «Domestic tourism as a factor of regional development in a market economy (Samara region).» Togliatti, 2012. p. 417-428. http:// blogs.mail.ru/list/papa888/ 11 B4C826EBE82394.html

Maksimova, S., Latyshev, O. Audiovisual means of motivation // Moscow: Sounder, 2005. conf.cpic.ru/echolot2005/ rus/reports/theme_677.html

Pilyugina, E., Latyshev, O. School young guide as a tool for social tourism / / Proceedings of the First International Scientific Conference «Domestic tourism

as a factor of regional development in a market economy (Samara region).» Togliatti, 2012. p.199-208. http:// blogs.mail.ru/list/papa888/ 61 E654C737C402F.html

Russian Federation Law «On Education» / / Code and the laws of the Russian Federation. Legal navigation system [electronic resource]. http:// www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

Snegurov, A. Before and after the information // ICT in Education. 2008. № 3.

Zotova, I., Latyshev, O. The role of the educational field «technology» in the social adaptation of vulnerable children / / Proceedings of the Conference of Young Scientists «Assessing the quality of education-2007.» Moscow, 2007.

Zotova, I., Latyshev, O. Becoming educational environment boarding school in remote support/ / Proceedings of the XIV Conference of regional research and education networks «RELARN-2007. Nizhny Novgorod. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.