Научная статья на тему 'Медиабезопасность в социализации детей-сирот средствами экологического и историко-художественного краеведения, туристско-краеведческой деятельности'

Медиабезопасность в социализации детей-сирот средствами экологического и историко-художественного краеведения, туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ / ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латышев О. Ю., Петрова Е. В., Демура С. П., Байер Е. А.

Занятия экологическим краеведением в детском доме побуждают говорить не только о бережном отношении к окружающей среде, но и собственно к человеку. Проявление щепетильности при подборе обучающих средств в краеведческой практике и будет являть собой экологию человека, достойного жить и работать в медиабезопасной среде. Изучение традиций художественной культуры родного края приносит большую пользу в формировании личности выпускников детского дома. При этом особое значение имеет проблема отбора и корректного использования средств учебного и досугового назначения, что служит частным выражением идеи медиабезопасности. Использование безопасных электронных средств учебного назначения и досуговой деятельности наряду с представлением о границах безопасного медиапространства способствует повышению жизнестойкости детей-сирот, увлечённых туристско-краеведческой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латышев О. Ю., Петрова Е. В., Демура С. П., Байер Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиабезопасность в социализации детей-сирот средствами экологического и историко-художественного краеведения, туристско-краеведческой деятельности»

МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО

КРАЕВЕДЕНИЯ, ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.Ю.Латышев, кандидат филологических наук, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования, член Российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, руководитель программы «Туризм. Краеведение. Экология», основатель и директор ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д.Шаповаленко», Гпава Российской Детдомовской семьи,

Е.В.Петрова,

заместитель директора по УВР ГКОУ Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома г. Азова,

С.П. Демура, воспитатель детского дома г. Азова Ростовской области,

Е.А. Байер

Аннотация. Занятия экологическим краеведением в детском доме побуждают говорить не только о бережном отношении к окружающей среде, но и собственно к человеку. Проявление щепетильности при подборе обучающих средств в краеведческой практике и будет являть собой экологию человека, достойного жить и работать в медиабезопасной среде. Изучение традиций художественной культуры родного края приносит большую пользу в формировании личности выпускников детского дома. При этом особое значение имеет проблема отбора и корректного использования средств учебного и досугового назначения, что служит частным выражением идеи медиабезопасности. Использование безопасных электронных средств учебного назначения и досуго-вой деятельности наряду с представлением о границах безопасного медиап-ространства способствует повышению жизнестойкости детей-сирот, увлечённых туристско-краеведческой деятельностью.

Ключевые слова: медиабезопасность, медиаобразование, экология, природопользование, природосообразность, туризм, краеведение, воспитание, детский дом, дети-сироты, медиаобразование, историко-художественное краеведение.

Media security of area of art history regional studies, environmental, tourism resources of socialization of orphans

Dr. Oleg Latyshev, Elena Petrova, Svetlana Demura, E.Bayer

Abstract. Exploring the traditions of artistic culture of the native land of great benefit to the development of the individual graduate's home. Of particular relevance is the issue of selection and proper use of the training and leisure destination that is a particular expression of ideas media security. Ecological local history classes at the orphanage encouraged to talk not only about caring for the environment, but actually a person. The manifestation of scruples in the selection of learning tools in the practice of local history and ecology will be a man worthy to live and work in media security environment.

Keywords: media security, media education, historical and artistic local history, orphanage, orphans, ecology, environmental, tourism.

Экологическое краеведение последовательно и неуклонно становится своеобразной «сборочной площадкой», на которой процесс социализации детей-сирот обретает новые, современные очертания при использовании постоянно увеличивающихся возможностей ме-диаобразования. Мы должны признаться, что на начальном этапе ведомого нами экспериментального исследования в направлении социализации детей-сирот уделяли экологическому краеведению не столь большое внимание. Главным образом это было сопряжено с тем, что на значительное количество многопрофильных объектов следовало сделать акцент именно в начале работы.

Но прошло вот уже десять лет с начала эксперимента, и информационно-коммуникационные технологии, положенные нами в его основу для социализации детей-сирот, потребовали от нас конкретного содержательного наполнения. В этот момент и начали заявляться как средства социализа-

ции и туристско-краеведческая деятельность, и музейная педагогика, и, конечно же, экологическое краеведение как одно из основополагающих направлений экспериментальной деятельности на современном этапе.

Однако теперь мы уже не останавливались на КИТ самих по себе, а приняли их во внимание как одно из предопределяющих начал успеха медиаобразовательного процесса. Работа по социализации детей-сирот средствами эко-лого-краеведческой деятельности тесно соприкасается с проведением их спортивно-физического воспитания. Реализация обоих направлений предусматривает воспитание воли ребенка «группы риска», культуры поведения в коллективе, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов.

Отправная точка для этого на протяжении двух лет - деятельное участие воспитанников, воспитателей и администрации детских домов в сетевом образовательном

проекте «Мариинская галерея». Экологическое краеведение - необходимая составная часть регионального компонента. Оно раскрывает воспитанникам специфические черты природной среды, в рамках которой разворачивались наиболее значимые страницы истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения детей-сирот, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.

Бережное отношение наших предков к земле, любовь к родным лесам и полям также побуждала их выходить на защиту своих рубежей. Экологическое краеведение - не механический процесс выявления неблагополучных зон своего региона и приведение их в порядок рука об руку с ответственными за это организациями. Хотя и эта составная часть чрезвычайно важна.

Однако ничуть не менее важно последовательное погружение ребёнка в процесс осознания сложности и многообразия уникального биологического комплекса, который представляет собой буквально каждый регион. Степи и лесостепи, тундра, тайга и т.д. - всё это заслуживает максимально пристального внимания и понимания со стороны учащихся и воспитанников детского дома. Ведь именно понимая неповторимость гармонии родных природных богатств вызовет в их сердцах безотчётную любовь к своему краю, вызовет потребность больше о нём узнавать, самому становясь неотъемлемой частью этого восхитительного созвучия.

Конечно, не всегда одинаково достаточно литературы по краеве-

дению, либо эти книги могли давно не переиздаваться и содержать, таким образом, неполную, а иногда и частично недостоверную в силу её устаревания информацию. Для того чтобы понять, так ли это, и если да, то в какой мере и степени, имеет смысл сопоставить данные печатных источников с электронными. Если на заре образовательного интернета, когда публикации страдали функциональной неполнотой и достаточной бессистемностью, и ничего кроме скепсиса, как правило, ни у кого не вызывали, то теперь, спустя практически поколение развития сетевых технологий и их содержательного наполнения к природоохранным сайтам, медийным энциклопедиям и другим подобным ресурсам апеллировать стало значительно проще. Поэтому медиаобразование в своём и традиционном, и инновационном поле однозначно прийти на помощь экологическому краеведению.

Наряду с тем, насколько важно научить воспитанников ценить природные богатства родного края, восхищаться его первозданной красотой и разделять это восхищение со своими сверстниками, настолько же большое значение имеет и природоохранный компонент эколого-краеведческой деятельности воспитанников. Если трудно всерьёз говорить о становлении воспитанника младшего школьного возраста ревностным хранителем природы своего региона, то готовящиеся к выпуску из детского дома приверженцы экологического краеведения при желании могут становиться вполне самостоятельными и полноправными членами

общественных объединений, цель деятельности которых - защита природы родного края. В этом можно усматривать нарождающиеся элементы позитивного опыта социализации выпускников детского дома, их овладение надлежащими навыками командного взаимодействия в вопросах природоохранной деятельности.

Как пишет Н.Д. Никандров, «основным результатом деятельности педагогического коллектива должно быть воспитание человека с социально-активным поведением, т.е. проводника в жизнь правовой политики, защитника личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественного и государственного строя, конституционного порядка, мира и безопасности человечества» [Никандров, 2007, с. 3]. Выражаем надежду на то, что одной из основных зон социальной активности сможет стать забота о природе родного края, его истории, и средства, призванные поддержать поиск юных хранителей природы и её исследователей, всегда будут носить безопасный характер.

Совокупность средств изучения традиций художественной культуры родного края включает в себя наряду с артефактами и печатными изданиями электронные учебные издания. Помимо этого, для повышения уровня ученической эрудиции в вопросах историко-художественно-го краеведения целесообразно использовать электронные энциклопедии, художественные фильмы, шедевры мультипликации и документальные фильмы о редких и интересных предметах культуры и

быта. В каждом таком случае одна из стержневых тем - медиабезопас-ность. Под этим мы подразумеваем безопасность средств учебного и досугового назначения вне зависимости от сферы их происхождения. В равной мере важно, полезны ли используемые в краеведческой практике материалы для духовно-нравственного, психического и физического здоровья как учителей, так и обучающихся.

Медиабезопасность в привычной для данного момента трактовке принято соотносить с безопасностью использования средств интернета. В ней каждый раз следует убеждаться по отношению к любой новой сетевой странице. Это обусловлено тем, что страница, даже изначально проверенная экспертами, может регулярно менять своё содержание. Мало предсказуемо и содержательное наполнение постоянно сменяемых практически на каждой сетевой странице рекламных баннеров. Новостные страницы в своём содержании регулярно сменяемы по определению. Поэтому пути отражения на психическом и физическом здоровье учащихся почерпнутого из них содержания предсказать практически невозможно.

Однако вместе с тем и медиа-безопасность - как основа поддержки процесса медиаобразования в более широком толковании - соотносится не только с миром электронных средств учебного назначения. Чтобы утвердиться в этом мнении, достаточно вспомнить о том, что сама концепция медиаобразова-ния, в частности, изначально соотносится с идеями канадского фило-

софа прошлого века Маршалла Мак-люэна. Его теория воздействия артефактов как средств коммуникации появилась на свет задолго до рождения интернета как такового, и тем более - широко развитого образовательного сетевого медиапрост-ранства. Но всё же и при этом концепция учёного свободно перешагнула ранее очерченные границы предполагавшейся для неё функциональной применимости и распространила своё влияние на ранее не предполагавшиеся ипостаси. Как пишет сам М. Маклюэн, «Средство передачи сообщения и есть содержание сообщения» (The Medium is the Message). Если сказанное понимать буквально, то подобно этому можно неожиданно для себя сделать вывод, что вода из водопровода несёт нам содержание состояния водопровода, но не собственное содержание. Конечно, если водопровод старый, то вода смоет с его внутренних стенок и ржавчину и известковые наслоения. Однако химическая формула воды даже при основательном загрязнении по-прежнему остаётся неизменной. В противном случае мы уже не сможем говорить о ней именно как о воде. На основаниях такого сравнения можно выразить своё отношение к мысли Маклюэна.

Что же касается вопроса меди-абезопасности, то в этом отношении с Маклюэном можно согласиться значительно в большей мере. Ведь если выбрано средство передачи сообщения сомнительного качества, то использование его как проводника для информации может наложить весомый отпечаток на характер её содержания. Соответ-

ственно, при изучении курса истори-ко-художественного краеведения медиабезопасности следует находиться во главе угла, если мы стремимся донести до учащихся информацию в неизменном безупречном виде. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что краеведческие знания будут сформированы у учащихся надлежащим образом.

Есть тут и ещё как мини мум один нюанс. Если ученики начальной школы изучают таблицу умножения или алфавит, в случае допущенной ими ошибки это легко исправить не только учителю, но и любому здравомыслящему взрослому, либо хорошо выучившему этот материал ребёнку Если же предположить, что учащимся доверено самостоятельное изучение материала исто-рико-художественного краеведения, надежд на однозначный успех значительно меньше.

Каждый ли взрослый так же хорошо, как и таблицу умножения, понимает основы историко-худо-жественного краеведения?

Во-первых, вопрос здесь - в степени достоверности материала, опубликованного в книгах или сетевых ресурсах. Дискуссионный вопрос истории в системе научного знания ребёнок может принять как однозначно трактуемый. По «золотому» же правилу методики ученикам принято преподносить чётко установленные факты. Но что делать, если быстро развивающееся научное знание изобилует новыми вариациями, казалось бы, давно незыблемых истин? Точку зрения какого учёного или научной школы в таком случае принимать во внимание как «истину в

первой инстанции», пригодную для преподнесения неокрепшим умам школьников?

Во-вторых, даже однозначно установленные факты в сложной для ребёнка трактовке могут быть неправильно усвоены, и потребуют значительных усилий со стороны учителя, чтобы «переучить» учащегося на правильный лад. Хорошо, если за неправильно понятой книжной или сетевой информацией у ученика ещё не последовали поспешные умозаключения. А также идеи претворения в жизнь желания, вполне ожидаемого от детей школьного возраста, подражать историческим и литературным героям. В-третьих, ограниченный круг артефактов, доступных детям, тем более - проживающим вдали от столичных музеев, как правило, не позволяет им перевести преобладающую часть массива полученных ими абстрактных данных на уровень значительно более привычных для них конкретных представлений.

Хорошо, когда учитель или руководитель краеведческого кружка - прирождённый коллекционер, и может расширить границы меди-аобразования краеведческого профиля до конкретного предметного ряда, продемонстрировав учащимся, например, редкие изделия декоративно-прикладного искусства. Если сказать, что это и будет частный вариант медиаобразова-ния в первоначальном виде, многие представители нового поколения могут только недоуменно пожать плечами, и будут по-своему правы. Потому что однозначное и добросовестное следование изна-

чальной концепции медиаобразо-вания не предполагало столь быстрой и «пронзительной» сублимации привычных для процесса ме-диаобразования средств в сторону их электронных эквивалентов. И в отсутствие возникшего сейчас акцента на ИКТ вряд ли привело бы к ожидавшимся у истоков данной концепции результатам. Хотя и могло расцениваться как частный, но маловероятный вариант развития событий. Более того, объектами медиаобразования стали продолжительные ряды моделей умозрительных, существование которых за рамками виртуального пространства также вряд ли кто-то мог предположить ещё относительно недавно.

Что говорить, если способность археолога рассказать о судьбе амфоры по её мелкому осколку ещё не так давно вызывала восхищение? Сейчас же бесстрастная компьютерная программа не просто молниеносно находит этому осколку его законное место в составе произведения культа, искусства и быта, но и «способна» предложить продолжительный ряд тенденций - с какими артефактами мы вместо этого могли бы иметь дело, случись этому осколку быть на один миллиметр шире или уже избранного.

Все сферы нашей повседневной жизни, будь то идеология, религия, творчество, образование, создающие социальное пространство и влияющие на формирование картины и образа мира, последовательно расширяют спектр форматов распространения, дополняя статичные, как правило, книжные формы односторонней коммуни-

кации к двусторонним - мобильным информационно-коммуникативным формам.

С развитием ИКТ современные дети начинают активно пользоваться Интернетом, беспрепятственно и без малейшей фрустрации общаются в социальных сетях, участвуют в выбранных именно ими, без чьего бы то ни было давления чатах и форумах, с законным ликованием побеждают в интернет-олимпиадах, телекоммуникационных образовательных проектах, фестивалях и конкурсах. Детей, проявляющих одарённость на стыке гуманитарных дисциплин в сочетании с ярко выраженными ИКТ-компетенциями, следует обучать, воспитывать и развивать с использованием инновационных педагогических и информационных технологий, в том числе - через сетевые сообщества конструктивного содержания.

При этом следует обязательно помнить и о рисках, которые могут сопровождать нахождение ребёнка в информационном поле. Как показывает практика, одарённые дети часто самоутверждаются в сетевых сообществах, выкладывая фото своих художественных работ. Им нравится получать там позитивные оценки результатов своего труда, читать комментарии, адресованные им вопросы и отвечать на всё это с высоким неиссякающим энтузиазмом. В связи с этим фактом ещё одной задачей становится нацеливание обучающихся на использование сети Интернет в интересах своего развития.

Нам представляется необходимой реализация творческого по-

тенциала обучающихся, таким образом, чтобы каждый ребёнок смог пройти «путь творца», от первоначального восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств, путей его воплощения к созданию образа в материале, самооценке и оценке результата другими людьми. Для этого используется индивидуальный подход в обучении каждого обучающегося с учётом его психофизиологических качеств личности.

Духовно-нравственное воспитание - действенное средство гуманистического формирования личности, культуры мира, чувства гордости и любви к своей поликультурной стране. Его присутствие в образовательной системе учреждения ведёт к усилению в обучающихся эмоционального начала, гармонизации лучших возможностей личности. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила, пройдя только через чувства, могут стать собственными ценностями и нормами.

Коллеги понимают, что в работе с детьми-сиротами требуется углубленное изучение техник ДПИ, наиболее интересных в художественном отношении, имеющих многовековую историю, традиции, приёмы работы, распространённые у разных народов мира, а также современных, популярных, стремительно развивающихся направлений художественного творчества. Яркий образный ряд последних становится продуктивным мотивационным началом в работе с теми детьми, чьё воодушевление по отношению к декоративно-прикладному искусству пока ещё не

получили значительной внешней поддержки со стороны педагогического коллектива детского дома.

Видится уместным использование ИКТ как средства развития и самоутверждения одарённых детей 12-18 лет в сетевых сообществах Интернет - как в процессе объединения и анализа идей для творчества совместно с педагогом, так и вне этого, самостоятельно, либо со сверстниками, участвующими в тех же сетевых сообществах. Продуктивный характер имеет также использование мультипликации для знакомства обучающихся с культурой народов, проживающих в Российском государстве, для формирования патриотических качеств, адекватного восприятия культуры мира.

Мультипликация выполняет воспитательную и познавательную функции, даёт представление о самобытности культурных традиций и мировоззрении народов: лень и труд, семейные отношения, мифы и легенды народов России, территориальные соседи-государства и их народы, и т.п. Мультипликация создаёт образное представление о жизни наших предков, способствует формированию национального самосознания. Обучающимся демонстрируются мультфильмы, предлагаемые Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ. В частности, мультипликационные фильмы из цикла «Гора самоцветов», художественным руководителем съёмки которого был А.М. Татарский. Творческая группа режиссёров под его руководством занималась созданием многочисленных мультфильмов. В ходе их просмот-

ра у обучающихся формируется чувство патриотизма, товарищества, доброты, мужества и дружелюбного отношения друг к другу. В то же время в детях закладывается понимание таких злободневных тем нашей действительности, как национализм, расизм, равнодушие к собственной культуре, старикам, животным и т.п. Мультфильмы демонстрируются на практических занятиях.

По причине перенасыщения информационных источников, и, прежде всего, сети Интернет своеобразным «мусором», произведениями культуры китча, а точнее -субкультуры, детям и подросткам трудно определить и осознать истинные ценности нашей цивилизации, найти сетевые сообщества, полезные для детей. Неструктурированность информационных потоков, отсутствие надлежащих комментариев к ресурсам даже образовательного интернета, не говоря уже о других направлениях его развития, зачастую приводит учащегося к многочасовым бесцельным блужданиям в просторах телекоммуникационной сети. Как не жаль, но не ведут они и к построению в его сознании целостной картины предмета или явления, ради информации о котором он изначально и посетил интернет. При этом каждому надлежит усвоить принципы защиты от негативных факторов среды, и теоретической, и информационной корректности в сетевом взаимодействии, и придерживаться их на протяжении всей сознательной жизни.

Необходимо выработать у воспитанников представление о том, что увлекательность медиаресур-

сов, полезная и приятна сама по себе, может оказаться и чрезмерной. Потому что в состоянии увлечённости трудно заметить границу, за которой использование компьютерной техники в совокупности с содержанием медиаресурсов становится пагубным, приводя к нежелательной компьютерной, игровой зависимости, неконтролируемому расходу физических и материальных средств обеспечения своей игровой увлечённости.

Если мы начинали беседу с вопросов медиабезопасности, сопряжённых с качеством используемой ресурсной базы, то теперь считаем своим долгом остановиться и на вопросах медиабезопасно-сти, определяемой «дозировкой» применения ресурсов в повседневной практике. Организуя работу учащихся в направлении медиаоб-разования, следует помнить и о продолжительности сеансов детской работы в сети сообразно возрасту, возможностям их физического, психического и духовно-нравственного здоровья, определяемых на основе медико-психологического мониторинга, характерного для деятельности детских домов. Также следует определить повторяемость таких сеансов, выработав график работы воспитанников в сети, уровень фильтрации Интернет-ресурсов, остановившись на такой разумной отметке, чтобы сайты достойного для детского внимания содержания по тем или иным косвенным и формальным причинам не оказались заблокированными фильтром.

С другой стороны, необходимо выстроить правильную политику

участия воспитанников в работе заинтересовавших их сетевых ресурсов. Поскольку всё большее количество владельцев сайтов заинтересовано в результатах мониторинга качества аудитории, использующей предлагаемые на сайте материалы, многие содержательные позиции оказываются недоступны в отсутствие регистрации воспитанников на сайте. Позволяя им проходить такую регистрацию, нужно соблюсти баланс между объёмом минимально необходимой для заполнения регистрационной формы информации и соблюдением Федерального Закона «О правах ребёнка». Выражается это в соблюдении конфиденциальности персональной информации.

Следующим шагом, в котором вопрос медиабезопасности также имеет принципиальное значение, это работа воспитанников на сайтах в условиях явной демонстрации собственной позиции по вопросам жизни детей и молодёжи, явлений природы, культуры и т.д. в этом находит выражение стремление детей, а в особенности - подростков - к самоутверждению всеми доступными им средствами. Имеет смысл убедить воспитанников в необходимости «вынести за скобки» всю информацию о месте своего проживания, школе и классе, где они учатся, а также любые другие индивидуальные признаки и характеристики, явно идентифицирующие их пользователями сетевых ресурсов. При соблюдении этих «неписаных» правил можно надеяться на то, что работа воспитанников в интернете будет соответствовать в своих результатах как их собственным ожи-

даниям, так и ожиданиям воспитательского корпуса.

Не последний вопрос медиа-безопасности - сформировать у воспитанников представление о существовании в сети недобросовестных пользователей, распространяющих заведомо ложную информацию, персонажей, которые будут так или иначе стремиться посягать на их честь и достоинство, подстрекать к деструктивным действиям любого порядка.

Если сотрудникам детского дома и руководимым ими воспитанникам удастся сочетать требования медиабезопасности с активной работой историко-краеведчес-кой направленности, то сетевая работа принесёт богатые, позитивные, возможно - даже изначально непредсказуемые в своей восхитительности плоды. Чего мы искренне желаем каждому умудрённому опытом и начинающему участнику процесса медиаобразова-ния в детском доме и школе-интернате для детей-сирот.

Почему это приобретает столь высокую важность применительно к туристско-краеведческой деятельности? Если в классе решается задача по геометрии, и предложенное учащимся решение не выдерживает никакой критики с точки зрения учителя и сверстников, достаточно стереть всё с доски и начать сначала. Если же команда юных туристов оказалась в походе с неточной картой, скачанной с сайта сомнительного качества, и самонадеянным проводником, шансов вернуться домой вовремя, не переполошив родителей слишком долгой отлучкой, к тому же -

целыми и невредимыми - становится намного меньше.

Насколько же нам известно, далеко не все руководители походов перед отправкой в путешествие получают положительное заключение маршрутно-квалификационной комиссии, некоторые же из них даже не подозревают о её существовании. И даже среди тех, кто всерьёз берётся за овладение навыками работы руководителя похода, далеко не все с первого раза сдают строгие и объёмные нормативы Федерального уровня. Для отдельных настойчивых и целеустремлённых педагогов обучение может продолжаться и год, и два сверх установленного срока.

Однако при столь щепетильном отношении к процессу обучения ни один такой потенциальный руководитель похода не воспользуется сетевыми источниками сомнительного содержания для составления туристического маршрута. И уж тем более не позволит своим ученикам легковерно относиться к низкопробной информации. Скорее всего, он приложит значительные усилия ещё и к тому, чтобы и в его отсутствие ученики при составлении собственных маршрутов туристических походов могли проявлять высокий информационный иммунитет, сосредоточенно рассматривать каждый заинтересовавший их медиаобъект, серьёзно относиться к вопросам сортировки поступающей информации по степени достоверности и применимости в конкретных условиях.

Что же касается вопроса медиабезопасности в целом, то ему должно уделяться значительное

внимание при составлении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для средней общеобразовательной школы. По мнению В.А. Ковтонюк, «общеобразовательный профиль как обязательный минимум содержания среднего общего и основного общего образования включает курс обучения ОБЖ. Для воспитанников детского дома данный курс приобретает особое значение. В традиционных семьях роль самых первых учителей ОБЖ играют родители, озабоченные сохранением жизни и здоровья своих детей. Разумеется, прививаются лишь первичные знания безопасности жизни. Но у детдомовского ребенка нет и этого. Поэтому курс должен быть разработан настолько хорошо, чтобы в максимальной степени компенсировать изначально недостающие ребенку представления о нормах поведения, согласующихся с основами безопасности жизнедеятельности» [Ковтонюк, 2006, с. 233]. И чем сильнее притягивает ученика и воспитанника медиап-ространство, непрерывно возрастающее в объёме и широте распространения, тем больше внимания предстоит уделять авторам учебников и работающим по ним учителям данной неотъемлемой ипостаси современного образовательного процесса. Последовательность предлагаемых для изучения рекомендаций должна быть максимально тонко инструментованной и предполагать высокий уровень конкретизации материала по вопросам медиабезопасности.

Как указывает Л.Б. Лёвина, «Нельзя обходиться общими све-

дениями, неприменимыми к совершенно конкретным сложным жизненным ситуациям, выход из которых должен быть найден ребенком быстро и правильно. А выпускник детского дома, оказавшийся в роли ответственного лица, должен помочь ребенку по мере максимума своих представлений о предмете. В тесной связи с курсом ОБЖ выступает учебный предмет «Экология». Ни для кого не секрет, что преемственность этих дисциплин проходит по линии четкой зависимости безопасности жизни человека от соблюдения им норм экологического природопользования. И экологические знания нужны, разумеется, далеко не только тем выпускникам, которые решили посвятить себя делу наведения экологического порядка на родной планете. В условиях любого направления профессионального самоопределения практически на первый план выступает стандартное условие: ты бережно относишься к воздуху, воде, земле, рационально используешь их, содержишь в чистоте сам, и не даешь загрязнять другим. Лаконичные по звучанию требования к каждому участнику природопользования на деле оборачиваются подчас необходимостью полностью перестроить свой жизненный цикл, подчинив его современным экологическим нормам существования в обществе» [Левина, 2006, с. 234].

Выводы. Проблема медиабе-зопасности в образовательной среде возрастает прямо пропорционально увеличению объёма информации, которую необходимо повседневно воспринимать, оцени-

вать, отбирать и использовать при решении задач, стоящих перед учителем и учеником, воспитателем и воспитанником детского дома. Вполне естественно было бы предположить, что с увеличением количества информации, подлежащей критическому осмыслению, возрастает и риск неправильной оценки степени достоверности информации, отбираемой для формирования фундаментальных знаний, умений и навыков. Увеличение степени концентрации внимания, что могло бы предотвратить попадание недоброкачественной информации в круг исходных положений образовательной деятельности, также не может быть бесконечным. Мы становимся перед необходимостью более строгого отбора исходной информации, сравнения и сопоставления различных источников, совокупное использование которых позволит существенно повысить вероятность получения достоверной, полной и пригодной для дальнейшего осмысления информации.

Литература

Ковтонюк В.А., Левина Л.Б., Латышев О.Ю. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. Барнаул, 2006. С.230-236.

Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. 2007. № 1. С.3-15.

References

Kovtonyuk, V.A., Levina, L.B., Laty-shev, O.Y. Specialized education of orphaned children using information technology / / Proceedings of the XIII Conference of the representatives of the regional research and education networks RELARN-2006. Barnaul, 2006, p.230-236.

Nikandrov. N.D. Education and socialization in modern Russia: Risks and Opportunities // Pedagogy. 2007. N 1, p.3-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.