Научная статья на тему 'Литературное краеведение средствами медиаобразования как путь социализации детей-сирот'

Литературное краеведение средствами медиаобразования как путь социализации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / КРАЕВЕДЕНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ВОСПИТАННИК / ИНТЕРНАТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайкина Л. П., Латышев О. Ю.

Статья посвящена проблеме использования средств медиаобразования в литературном краеведении на уроках в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы полагаем, что при этом процесс социализации учащихся приобретает новые позитивные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайкина Л. П., Латышев О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературное краеведение средствами медиаобразования как путь социализации детей-сирот»

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ КАК ПУТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

LITERARY LOCAL REGION STUDIES THROUGH THE MEANS OF MEDIA EDUCATION AS A WAY OF ORPHAN SOCIALIZATION

Чайкина Л.П.

Учитель русского языка и литературы КОУ Воронежской области «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», член экспериментальной группы Федеральной экспериментальной площадки ИСМО РАО на базе школы-интерната №1, почетный член коллектива ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко».

E-mail: [email protected]

Chaykina L.P.

Teacher of the Russian Language and Literature at “Boarding School № 1 for Orphaned Children and Children without Parental Care”, member of the experimental group of the Federal Experimental Project of the Institute of Content and Education Methods (RAE), honorary member of the “Maria Shapovalenko Mariinsky Gallery” collective, a member of the Russian orphanage's family.

E-mail: [email protected]

Латышев О.Ю.

Директор ТОП «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», научный руководитель Федеральных экспериментальных площадок ИСМО РАО, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова, почётный доктор наук, кандидат филологических наук, заслуженный деятель науки и образования.

E-mail: [email protected]

Latyshev O.Y.

Director of «Maria Shapovalenko Mariinsky Gallery”, scientific director of the Federal Experimental Project of the Institute of Content and Education Methods (RAE), Candidate of science (Philology), Academician of the Alexander Ostapets-Sveshnikov International Academy of Children's and Youth Tourism and Local Region Study, Honored worker of science and education.

E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме Annotation. The article deals with the use

использования средств медиаобразования of media means in a literary study of local

в литературном краеведении на уроках в школе- region in the classroom in a boarding school for

интернате для детей-сирот и детей, оставшихся orphans and children left without parental care.

без попечения родителей. Мы полагаем, что при этом процесс социализации учащихся приобретает новые позитивные черты.

We believe that this way the process of student socialization gains new positive traits.

Ключевые слова: литература, краеведение, медиаобразование, презентация, дети-сироты, воспитанник, интернат, социализация.

Keywords: literature, local region study, media education, presentation, orphans, student, boarding school, socialization.

Литературное краеведение в условиях медиаобразования новый облик. Более рельефным и убедительным становится иллюстративный ряд, упрощаются процессы классификации и систематизации многопрофильного материала, в значительном количестве и быстро поступающего в распоряжение краеведа. Участие воспитанников интернатного учреждения в краеведческой работе с использованием возможностей медиаобразования делает процесс их социализации более гармоничным и высокоэффективным. Литературное краеведение без преувеличения можно назвать благодатной почвой для использования медиаобразова-тельных возможностей. Практически неисчерпаемы источники материалов для кинообразования. Это и документальные фильмы о жизни поэтов и писателей, литературных критиков, литературоведов, лингвистов, историков языка и литературы - как русской, так и других народов Российской Федерации, и фантастическое по величине собрание художественных фильмов, снятых по литературным произведениям или по сценариям, специально написанным для этого известными писателями. Этот перечень дополняют видеозаписи спектаклей, поставленных как профессиональными взрослыми театральными коллективами, так и самодеятельными школьными коллективами школ-интернатов (и других образовательных учреждений) в процессе организации их проектно-исследовательской деятельности.

Несмотря на относительно невысокий уровень развития звукозаписывающей техники в начале ХХ в., весьма обширна коллекция интервью отечественных и зарубежных журналистов с писателями и поэтами, а также аудиозаписей произведений литературы в исполнении их авторов и великих артистов своего времени. В этом отношении серьёзного внимания заслуживает коллекция, которую собирает Лев Меерович Абрамзон, звукорежиссер Государственного литературного музея (Москва).

Что касается фотографического материала литературного краеведения, то он просто не поддаётся никаким подсчётам. Это фото собственно авторов литературных произведений, членов их семей, соратников, мест, где они жили, работали, мемориальных досок на зданиях, так или иначе связанных с их именами, памятников поэтам, писателям и героям их произведений и т.п. Сюда же отнесем и результаты сканирования документов, связанных с жизнью и творчеством литераторов, рукописей их произведений, а также произведений живописи и графики, имеющих то или отношение к авторам книг, изучаемых в курсе литературного краеведения школы-интерната.

Медиа-объектами в широком смысле можно признать не только отсканированные, запечатлённые на фото- или видеокамеру объекты, представляющие интерес для вос-

питанников интерната - юных краеведов, но и собственно книги, неоцифрованные фотографии, документы. Ведь изначально медиатека складывается как раз на базе реально существующих объектов процесса познания и уже затем последовательно и органично дополняется результатами оцифровки.

Поэтому формально мы можем отнести к процессу медиаобразования и работу с традиционными печатными и прочими существующими в реальном мире источниками знаний по вопросам литературного краеведения. Здесь мы перечислили наиболее часто встречающиеся медиа-объекты, подразумевая, что практика медиаобразования постоянно развивается во всей своей широкой вариативности, и есть вероятность того, что вскоре в ряду медиа-объектов окажутся какие-то неожиданные, ранее не классифицировавшиеся таким образом предметы и явления и их многообразные сочетания.

Определившись с кругом материалов, на основе которых возможен сам процесс медиаобразования, мы сознательно не упоминали в их числе интернет-ресурсы. И не потому, что воспринимаем их лишь как вместилище для вышеперечисленных объектов и не стремимся учесть качественно новый характер взаимосвязей, возникающих при соприкосновении и взаимодействии внутри сетевых страниц.

Скорее, мы уже привыкли воспринимать сайты не как отдельные медиа-объекты, а как целостную среду медиаобразования, в полном отрыве от которой его качество будет существенно ниже. Однако это далеко не единственное условие успеха на данном пути. Интернет-среда является дополнительным средством для работы юных краеведов в реальной образовательной среде. Рядом нет литературного или краеведческого музея, который бы представлял среди прочих своих разделов экспозицию литературной жизни города или края? Даже в этом случае у детей и их наставников есть возможность самостоятельно запечатлевать с помощью приведённых выше и других средств всё, что связано с вопросами литературного краеведения, и превращать тем самым объекты своего исследовательского внимания в медиа-объекты для собственного пользования и для последующих юных краеведов.

Конечно, даже при наличии обширного ряда иллюстративного материала необходимо постоянно его пополнять и разрабатывать всё более тонко инструментованную классификацию включённых в неё объектов. Например, юные краеведы столкнулись с тем, что Интернет изобилует материалами центральных архивов, но не может в столь же широкой вариативности отображать местный материал, представляющий интерес как для литературных краеведов, так и для литературоведов. В этом случае имеет смысл нанести визит в местный архив, изложить цель своего визита, оформить соответствующую документацию; изучить найденные в архиве документы и выделить среди них часто встречающиеся (и уже находящиеся на интернет-страницах), а также редкие, если не уникальные. Можно предложить сотрудникам архива свою помощь в сканировании, обработке отсканированных изображений и создании каталога электронных копий документов, связанных с жизнью и творчеством поэтов или писателей. С разрешения руководства архива документы могут быть размещены юными краеведами на личных интернет-страницах, сайтах литературно-краеведческих проектов, форумах сетевых сообществ по темам, которые так или иначе связаны с темами, интересующими воспитанников

школы-интерната, увлекающихся литературным краеведением. Так юные исследователи могут не только удовлетворить свои позитивные изыскательские амбиции, но и помочь своим старшим коллегам -профессиональным краеведам обрести новую пищу для размышлений, сопоставлений, а в особо удачных случаях -новое поле для исследовательской деятельности.

Так для воспитанников интерната буквально со школьной скамьи может открыться путь в науку и практику. Конечно, этот путь внезапных научных находок и открытий скорее более узок и долог, чем широк и короток. Поэтому мы не можем воспринимать его как путь массовой социализации детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, однако как прецедент он может войти в число многочисленных примеров самореализации, самоутверждения, самоопределения воспитанников школы-интерната.

Следует уделить внимание вопросу о том, на какой базе традиционно применяется медиаобразование и что следует включить в подобные базы для получения наиболее эффективной медиаобразовательной программы.

Безусловно, в первую очередь, базой для литературно-краеведческой деятельности воспитанников становится школьный класс. Это обусловлено тем, что учитель литературы в интернате работает практически всегда, а вот найти воспитателя, который бы сам живо интересовался литературой и умел увлечь своих воспитанников радостями литературного краеведения, значительно труднее.

Но и такие люди в воспитательном корпусе, к счастью, тоже встречаются. И значительно чаще среди педагогов дополнительного образования, которые ведут в школе-интернате литературный кружок или студию. Мы уже неоднократно говорили о том, насколько более эффективной оказывается педагогическая деятельность учителя или педагога дополнительного образования, если он работает в союзе с медиаспециалистом образовательного учреждения или с учителем информатики.

Дело даже не в том, владеет ли учитель литературы информационными технологиями - это было значительно более актуально на заре развития отечественного медиаобразования, внедрения информационных технологий в деятельность интернатных образовательных учреждений. Сейчас уже доводится быть свидетелями того, как руководители первичных профсоюзных организаций работников образования предлагают исключить из коллективного договора пункт оплаты работы с информационными ресурсами нового поколения отдельным педагогам, достигшим в данном направлении наиболее выдающихся результатов.

Основанием для этого служит тот факт, что 100 процентов сотрудников образовательного учреждения владеют информационными технологиями и превращают свою деятельность в прецеденты общешкольного медиаобразования. И всё же поддержка, которую медиаспециалист способен оказать педагогу, по-прежнему остаётся важной, а иногда необходимость в ней ещё возрастает. Ведь следует помнить и о том, что и сам медиаспециалист - это, как правило, человек, находящийся в непрерывном поиске, развивающийся и постоянно углубляющий уровень своей профессиональной подготовки.

Такой медиаспециалист способен оказывать поддержку учителю, взявшемуся за медиаобразование на литературно-краеведческом поприще, всё в новых и новых направле-

ниях синтеза традиционного и ультрасовременного пластов знаний. Например, у юных литературных краеведов появилось желание сделать фотографии литературного музея-заповедника и привязать их к карте местности. Учитель литературы или руководитель литературной студии может показать, на каких объектах съемки следовало бы заострить своё внимание юным исследователям. А медиаспециалист поможет настроить фотокамеру на контакт со спутниковой системой, что позволит включить в информацию о фотографии пространственные координаты точки, в которой она была сделана. Если сейчас даже сухие, сугубо служебные подписи приходится делать под фото вручную, то вскоре настанет время, когда снимки будут подписываться автоматически, в соответствии с постоянно обогащающейся системой сведений, согласованной с долготно-широтными характеристиками каждого такого фото.

Еще одним примером обращения к медиаспециалисту может служить идея учеников дать всевозможные ссылки на сетевые ресурсы, так или иначе связанные со сфотографированным объектом. В этом случае медиаспециалист будет объяснять учителю литературы и его юным последователям уже совсем другие технические тонкости, и сам процесс медиаобразования в литературном краеведении получит совершенно новые очертания.

О подобных вещах свидетельствует многолетняя практика нашей экспериментальной работы. Буквально десять лет назад автор этих строк впервые выступал перед руководимой им группой воспитателей детского дома - смелых экспериментаторов в области социализации детей-сирот средствами информационных технологий, и демонстрировал при этом «кулон» - флэш-карту, на которой в тот момент помещалось всего 64 мегабайта текстовой информации. Слушателей тогда поразило, что на этом крошечном изделии поместились все литературные произведения, хранившиеся в книжном шкафу протяжённостью во всю стену кабинета, где проходила наша первая встреча.

Сегодня такая ёмкость дискового накопителя не может вызывать у большинства слушателей ничего, кроме снисходительной улыбки. Но даже постоянно увеличивающаяся ёмкость накопителей скоро может потерять смысл. В ближайшей перспективе вся поверхность земного шара окажется в равной степени доступной (по крайней мере, на уровне минимальной необходимости) для спутниковых сигналов.

Вся информация при этом может храниться на надёжных серверах, расположенных, например, где-нибудь на необитаемом острове, а спутники будут ретранслировать её во все стороны света. Тогда высокоёмкие дисковые накопители портативного класса окажутся невостребованными.

Но главное, что значительней всего изменится, - это само представление о пути получения информации, формирования прочных и полезных знаний, например в области литературного краеведения. Можно будет, проходя мимо любого здания и включив на мобильном телефоне соответствующую опцию, получить всю необходимую информацию

об объекте в зависимости от цели ваших изысканий. А не услышав в этом информационном блоке чего-то достоверно известного вам, вы сможете надиктовать недостающие сведения на сервер своеобразного аудионавигатора. Данные будут экспертированы и включены в информационный блок. Например, если на сайте www.wikipedia.org Вы имеете возможность ввести, прежде всего, текстовую информацию, то в дальнейшем информация

будет концентрироваться в аудио- и видеоформате и дополняться впоследствии стараниями компетентных слушателей.

Почему мы считаем допустимым высказывать здесь всего лишь одну из многочисленных версий возможного развития техногенного процесса? Ведь оно может пойти и совершенно другим путём? Вполне вероятно. Однако рассмотренный нами вариант представляется моделью стремительного развития процессов, обеспечивающих, в частности, успех медиаобразования в сфере литературного краеведения.

Юным литературным краеведам необходимо заранее настроиться на восприятие системы приобретения новых знаний как взаимодействующей с огромным количеством разнообразных факторов действительности, которые обусловливают её стремительное развитие. Следует также быть готовыми к постоянному переоценке возможностей медиаобразования, которые обеспечат однозначный успех исследования по любой теме, какую бы они ни выбрали, даже по чрезвычайно узкой.

Перед современной школой стоит трудная задача - подготовить молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его культуре, литературе. По мнению Л.Н. Макаровой, «любовь к нашей большой Родине начинается с привития любви к малой родине. Для каждого это свой любимый уголок земли - деревня, село или город. А любить искренне можно тогда, когда человек, юный или взрослый, знает исторические и географические аспекты развития, заселения, становления своего родного края, республики, области. На своих уроках, а также во внеурочной деятельности с учащимися всех классов мы работаем над краеведческими проектами. Когда есть тема, которая интересна и учителю, и ученикам, работа кипит бурно и творчески, и результат отличный. Каждый ученик идет своей дорогой с присущими ему темпом, глубиной и направленностью интереса. Ученики пополняют свой багаж знаний о родном крае» [8].

Приобретаемые воспитанниками знания должны не только становиться более осознанными и прочными, но и переходить в убеждения, смыкаться с нравственно-эстетическими идеалами. Эта проблема неразрывно связана с требованием времени: воспитывать людей, обладающих широким кругозором, способных самостоятельно приобретать знания. В поисках путей решения стоящих перед школой задач необходимо обращаться к литературному краеведению.

Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы сегодня просто необходимо. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе. Обобщая представление группы педагогов-экспериментаторов, работающих над внедрением в процесс социализации детей-сирот средств туризма и краеведения,

В.Н. Ильин пишет: «Мы видим своей задачей своевременно откликнуться на ожидания наших воспитанников и поставить на службу их социализации средства экскурсионнотуристической и краеведческой деятельности. Организация любого инновационного начинания требует от его авторов щепетильного похода, рассмотрения всех встречающихся на пути нюансов в организации деятельности по изучению избранного объекта. И это особенно важно, когда в роли такого объекта выступает социализация детей-сирот - катего-

рия исключительно не умозрительная, а безотлагательно необходимая в существующих реалиях Российского (и не только) современного общества» [5].

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Действительно, использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, - а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным путём текстового описания, а с помощью фото, видео, анимации, звука, то есть практически всех известных сегодня средств (multi - много, media - способы, средства). Информационная плотность мультимедийной среды намного выше , чем у традиционных способов передачи информации. За счёт экономии времени увеличивается объём осваиваемого материала. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации к обучению, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся [15, с. 35].

Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник. Необходимо помнить, что использование современной техники на каждом уроке нереально. В первую очередь, это противоречит требованиям СанПина и к тому же не отвечает возможностям восприятия у подавляющего большинства воспитанников интернатных учреждений. Но умелое применение ИКТ не только увеличивает эффективность обучения, но и способствует повышению познавательных потребностей воспитанников. Одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ИКТ на уроках литературы является создание презентаций. Как известно, презентация - это набор слайдов и сопровождающих их показ на экране спецэффектов, подготовленных с помощью программы «Power point» либо аналогичной оболочки «KM-school», любого другого пригодного для этого редактора.

В рамках нашей темы мы приведем примеры применения презентаций для изучения биографии и творчества писателей Воронежского края. На уроках художественного восприятия произведения показ слайдов следует ограничивать несколькими минутами. Это может быть портрет писателя, иллюстрации художников, живописное или графическое отражение быта эпохи, описанной в произведении. Хорошо, когда показ слайдов сопровождается музыкой, подобранной в соответствии с особенностями изучаемого произведения. Такая презентация воздействует на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, способствует созданию положительного настроя на работу. Благодаря такому подходу, по мнению О.Е. Крюковой, «проводится постепенное «погружение» в заданный образ, где ребенок, находящийся в интернатном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет возможность прожить и проработать свою психологическую травму, стрессовую ситуацию» [7].

Презентации, сопровождающие уроки углублённого изучения произведения, могут содержать слайды с различными вопросами, стимулирующими аналитическую деятельность воспитанников (сопоставительный анализ, наблюдение, обобщение) и развитие

воображения, слайды с литературоведческими терминами и заданиями для воспитанников, слайды информативного характера, слайды с иллюстрациями к произведению и др.

Такие презентации помогают увеличить объём изучаемого материала за счёт экономии времени учителя и воспитанников, активизировать самостоятельную деятельность последних, расширить возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, добиться в итоге наибольшей эффективности урока.

Стремление воспитанников к проявлению самостоятельности помогло им научиться общаться со сверстниками, сотрудниками интерната, однако и этим никто не ограничился. По мнению Е.В. Пилюгиной, принимающей активное участие во внедрении туристско-краеведческой деятельности в практику социализации воспитанников интерната, «процесс формирования коммуникативных навыков у детей-сирот получил возможность ускоренного развития, что, в свою очередь, существенно расширило представления воспитанников интерната о формах и путях общения с людьми, не принадлежащими к числу сотрудников интерната, а представляющих культурную элиту местного сообщества» [11].

Литературная жизнь Воронежского края известна далеко за его пределами. Она обогатила русское литературное творчество и сама вобрала в себя то лучшее, что было и есть в наследии поэтов и писателей прошлого. Учитель литературы изучает с воспитанниками школы-интерната произведения А.В. Кольцова, И.С. Никитина, С.Я. Маршака, А. Платонова, В. Пескова, И. Бунина - уроженцев земли Воронежской.

Использование краеведческого материала на уроках литературы даёт возможность посмотреть на автора и его произведение по-новому, приобщить учащихся к истории и культуре родного края. Применение презентаций представляет обширные возможности работы с видеоматериалами, звуком, фотодокументами и с текстами. Приведём несколько примеров описания слайдов к некоторым видам презентаций.

При изучении повести А. Платонова «Котлован» предлагаем:

Слайд 1. Биографические данные. Настоящая фамилия - Климентов. Вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода в Воронеже. Рано начал работать. Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. В годы Гражданской войны служил в Красной армии, участвовал в боях. Писать начал ещё в годы гражданской войны - рассказы, стихи, статьи в провинциальных газетах и журналах. Был увлечён социальной утопией.

Слайд 2. Повесть «Котлован» (1929-1930) опубликован в 1987 г. в журнале «Октябрь». Две сюжетные линии: строительство фантастического дома - символа формирования нового общества, раскулачивание в деревне.

Слайд 3. Задание: выявить в тексте повести характерные черты времени и подобрать эпизоды.

Слайд 4. Характерные черты времени. 1) Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян. 2) Грандиозные проекты, стройки коммунизма. 3) Раскулачивание крестьян. 4) Энтузиазм «масс». 5) Процветании бюрократии. 6) Доносительство. 7) Бездуховность.

Слайд 5. Сопоставительная характеристика произведений. Задание: сопоставить черты времени, представленные в повести «Котлован», с соответствующими чертами в романе Е. Замятина «Мы». План: антиутопия, осуществлённая мечта о всеобщем счастье,

крушение коммунистической идеи. Итог: Платонов изображает общество в начале реализации «Генеральной линии», Замятин показывает, к чему приводит эта линия.

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроке литературы вызывает у воспитанника не только удивление, но и радость открытия, а в конечном счете -любовь к малой родине и гордость за свою страну.

Следующая распространённая форма работы с использованием современных информационных технологий - просмотр видеофильмов. Многие классические произведения нашли своё новое воплощение в кинематографе. Такие художественные фильмы служат хорошим подспорьем в работе на уроках литературы. Можно использовать отдельные видеофрагменты или организовать просмотр всего фильма с последующим обсуждением. Тем более что часто трактовка режиссёра расходится с авторским текстом [13, с. 5].

Говоря о краеведческом направлении, следует отметить, что ярким примером такой работы с младшими школьниками может служить изучение творчества замечательного воронежского детского писателя Самуила Яковлевича Маршака - поэта, переводчика, драматурга, человека высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний. Он один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране, его переводы Шекспира, Бёрнса впервые открыли произведения этих великих поэтов российским читателям. Его стихи не надо заучивать - они запоминаются сами и сохраняются в памяти даже спустя многие годы. Пользуются огромным спросом сборник диафильмов по творчеству С.Я. Маршака, аудиокниги С.Я. Маршака «Карусель», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный» и др.

Для старшеклассников предлагается художественный фильм «Тёмные аллеи», снятый в 1991 г. по мотивам рассказов И. Бунина. Обратите внимание, что режиссер Никита Михалков приступает к работе над новым фильмом по произведениям И. Бунина. В основу сюжета будут положены две книги - «Окаянные дни» и «Солнечный удар».

По произведениям А. Платонова также сняты фильмы: «Одинокий голос человека» - по мотивам рассказа «Река Потудань» и повестей «Сокровенный человек» и «Происхождение мастера» (1978-1987); «Отец» - по мотивам рассказа «Возвращение» (2007), «Родина электричества» - новелла из киноальманаха «Начало неведомого века» (1967).

Ещё одной популярной формой работы является использование музыкальных произведений. Ведь всем известно, что многие современные песни и старинные романсы представляют собой переложенные на музыку стихотворные тексты известных поэтов. Кроме того, музыка позволяет создать нужный эмоциональный фон для работы литературной гостиной [12, с. 6].

Многие песни и стихи А. Кольцова были положены на музыку такими композиторами, как А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев и другими.

Иван Саввич Никитин - еще один русский поэт XIX в., преемник Кольцова, мастер русского поэтического пейзажа, автор стихов более 60 песен и романсов, из которых наиболее известный «Звезды меркнут и гаснут, / В огне облака, / Белый пар по лугам расстилается, / По зеркальной воде, по кудрям лозняка / От зари алый свет разливается...».

Как правило, такие произведения впечатываются не в память, а в сердце со школьной скамьи и навсегда. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения

языку, литературе, является ещё и важнейшим средством воспитания, одним из способов адаптации в социальной среде. Е.А. Байер утверждает: «По ходу данной работы воспитанники совершенствуют свои коммуникативные навыки, учатся продуктивно взаимодействовать в исследовательском коллективе, повышают чувство ответственности за порученное дело, а также реализуют на практике множество других форм и способов социализации.

Разумеется, детям при этом не знакомы такие понятия, как «социализация», «социальная адаптация», «самоопределение» и др. Помимо возрастных возможностей восприятия, мы руководствуемся соображениями педагогического такта, чтобы воспитанники не знали, что они не социализированы и не адаптированы в обществе. Но и при таком незнании с их стороны результативность нашей работы не менее высока, поскольку объективной потребностью каждого ребёнка является потребность в общении, во внимании к нему со стороны сверстников и взрослых» [2].

Произведения писателей-земляков - И. Бунина, А. Платонова, А. Кольцова, И. Никитина, С. Маршака и др. - раскрывают красоту окружающей природы, самой жизни. Литературное краеведение средствами мультимедиа воспитывает жажду познания, формирует устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывает активного читателя-книголюба.

В заключение хочется сказать о том, что в литературном краеведении средствами мультимедиа не только используется при изучении разнообразной жизни края и его роли для всего общества, но и позволяет заняться полезной деятельностью. В процессе познания и преобразования родного края в воспитанниках утверждается важнейшее патриотическое чувство - ответственность за судьбу своей малой и большой Родины. На первый план краеведение выдвигает умение воспитанников осмысливать происходящее, видеть жизнь в ее постоянном развитии, обновлении и тем самым дает возможность личности в процессе социализации определить свою траекторию саморазвития.

Список литературы:

1. Акиньшин, А. Н. Два века воронежского краеведения: Люди, труды, события : кратк. обзор / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский. - Воронеж, 2000.

2. Байер, Е. А. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионнотуристической деятельности / Е. А. Байер, О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 144-154.

3. Дементьева, И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка / И. Ф. Дементьева // Социальные проблемы сиротства. - М., 1992.

4. Иванов, П. В. Основы школьного краеведения / П. В. Иванов. - Петрозаводск: ПГУ, 1977.

5. Ильин В. Н. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности / В. Н. Ильин, О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний ту-

ризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 390-399.

6. Кацюба, Д. В. Краеведение в воспитании учащихся : пособие для учителей / Д. В. Кацюба. - М., 1965.

7. Крюкова, О. Е. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности / О. Е. Крюкова,

О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. -

С. 400-411.

8. Макарова, Л. Н. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения / Л. Н. Макарова, О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». - Тольятти, 2012. - С. 417-428.

9. Методика историко-краеведческой работы в школе : пособие для учителя / под ред. Н. С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982.

10. Пилюгина, Е. В. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма / Е. В. Пилюгина, О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». -Тольятти, 2012. - С. 199-208.

11. Применко, В. Г. Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов : пособие для учителей / В. Г. Применко, Н. П. Архипова. -М., 2009.

12. Путило, О. О. Использование современных информационных технологий на уроках литературы : пособие для учителей / О. О. Путило, Н. П. Архипова. -М., 2009.

13. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Spisok literatury:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Akin'shin, A. N. Dva veka voronezhskogo kraevedeniia: Liudi, trudy, sobytiia : kratk. obzor / A. N. Akin'shin, O. G. Lasunskii. - Voronezh, 2000.

2. Baier, E. A. Povyshenie zhiznestoikosti detei-sirot sredstvami ekskursionno-turisticheskoi deiatel'nosti / E. A. Baier, O. Iu. Latyshev // Materialy Pervoi mezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Vnutrennii turizm kak faktor razvitiia regionov v usloviiakh rynochnoi ekonomiki (na primere Samarskoi oblas-ti)». - Tol'iatti, 2012. - S. 144-154.

3. Dement'eva, I. F. Sotsial'naia adaptatsiia detei-sirot. Sovremennye problemy i perspe-ktivy v usloviiakh rynka / I. F. Dement'eva // Sotsial'nye problemy sirotstva. - M., 1992.

4. Ivanov, P. V. Osnovy shkol'nogo kraevedeniia / P. V. Ivanov. - Petrozavodsk: PGU, 1977.

5. Il'in V. N. Sotsializatsiia detei-sirot sredstvami ekskursionno-turisticheskoi i krae-vedcheskoi deiatel'nosti / V. N. Il'in, O. Iu. Latyshev // Materialy Pervoi mezhduna-rodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Vnutrennii turizm kak faktor razvitiia regionov v usloviiakh rynochnoi ekonomiki (na primere Samarskoi oblasti)». - Tol'iatti, 2012. - S. 390-399.

6. Katsiuba, D. V. Kraevedenie v vospitanii uchashchikhsia : posobie dlia uchitelei /

D. V. Katsiuba. - M., 1965.

7. Kriukova, O. E. Sotsial'no-psikhologicheskaia adaptatsiia detei-sirot sredstvami ekskursionno-turisticheskoi i kraevedcheskoi deiatel'nosti / O. E. Kriukova, O. Iu. Latyshev // Materialy Pervoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii «Vnutrennii turizm kak faktor razvitiia regionov v usloviiakh rynochnoi ekonomiki (na primere Samarskoi oblasti)». - Tol'iatti, 2012. - S. 400-411.

8. Makarova, L. N. Rol' uroka geografii v sotsializatsii detei-sirot sredstvami turizma

i kraevedeniia / L. N. Makarova, O. Iu. Latyshev // Materialy Pervoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Vnutrennii turizm kak faktor razvitiia regionov v usloviiakh rynochnoi ekonomiki (na primere Samarskoi oblasti)». - Tol'iatti, 2012. -S. 417-428.

9. Metodika istoriko-kraevedcheskoi raboty v shkole : posobie dlia uchitelia / pod red. N. S. Borisova. - M.: Prosveshchenie, 1982.

10. Piliugina, E. V. Shkola iunogo ekskursovoda kak sredstvo razvitiia sotsial'nogo turizma / E. V. Piliugina, O. Iu. Latyshev // Materialy Pervoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Vnutrennii turizm kak faktor razvitiia regionov v usloviiakh rynochnoi ekonomiki (na primere Samarskoi oblasti)». - Tol'iatti, 2012. -

S. 199-208.

11. Primenko, V. G. Ispol'zovanie mul'timediinykh sredstv na urokakh literatury raznykh tipov i vidov : posobie dlia uchitelei / V. G. Primenko, N. P. Arkhipova. - M., 2009.

12. Putilo, O. O. Ispol'zovanie sovremennykh informatsionnykh tekhnologii na urokakh literatury : posobie dlia uchitelei / O. O. Putilo, N. P. Arkhipova. - M., 2009.

13. Selevko, G. K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove informatsionno-kommunikatsi-onnykh sredstv / G. K. Selevko. - M.: NII shkol'nykh tekhnologii, 2005.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.