Научная статья на тему 'Краеведческая составляющая медиаобразования детей-сирот в условиях логопедической поддержки'

Краеведческая составляющая медиаобразования детей-сирот в условиях логопедической поддержки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ИНТЕРВЬЮ / ЭКСКУРСОВОД / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ / МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноусова И. И., Латышев О. Ю.

Медиаобразование туристско-краеведческой направленности благотворно влияет на процесс социализации детей-сирот в школе-интернате. Особое качество данный вид деятельности приобретает в условиях логопедической поддержки для формирования правильной речи юного экскурсовода, журналиста, менеджера музейного дела. В статье раскрываются виды, методы и направления работы учителя-логопеда для успешной социализации детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Предлагаем Вашему вниманию и описание хода работы, которая ведётся по этому направлению в школе-интернате №1 г. Воронежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краеведческая составляющая медиаобразования детей-сирот в условиях логопедической поддержки»

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

И.И.Черноусова,

учитель-логопед первой категории КОУ Воронежской области «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», член экспериментальной группы Федеральной экспериментальной площадки ИСМО РАО.

О.Ю.Латышев, кандидат филологических наук, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования, член Российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, руководитель программы «Туризм. Краеведение. Экология», основатель и директор ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д.Шаповаленко», Глава

Российской Детдомовской семьи

Аннотация. Медиаобразование туристско-краеведческой направленности благотворно влияет на процесс социализации детей-сирот в школе-интернате. Особое качество данный вид деятельности приобретает в условиях логопедической поддержки для формирования правильной речи юного экскурсовода, журналиста, менеджера музейного дела. В статье раскрываются виды, методы и направления работы учителя-логопеда для успешной социализации детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Предлагаем Вашему вниманию и описание хода работы, которая ведётся по этому направлению в школе-интернате №1 г. Воронежа.

Ключевые слова: медиаобразование, краеведение, интервью, экскурсовод, туристско-краеведческая деятельность, виды, методы логопедической работы, социализация детей-сирот, школа-интернат, логопедическое направление.

Regional studies components of media education orphans in support speech therapy

Inna Chernousova,

a teacher and speech therapist first category of "Boarding school № 1 for orphans and children left without parental care", a member of the International Academy of children and youth tourism and study of local region, a member of the Russian orphanage's family.

Dr. Oleg Latyshev,

real member (an academician) of the International Academy of children and youth tourism and study of local region, scientific director of the Federal Experiment Russian Academy of Education, member of Russian Association for Film and Media Education, founder and director of TEP IPO ADYUTK "Mariinsky Gallery named after Maria Shapovalenko", head

of the Russian orphanage's family

Abstract. Media education tourist-oriented local history is beneficial to the process of socialization of orphaned children in a boarding school. The special quality of this type of activity takes in speech therapy support for the formation of correct speech of the young tour guide, journalist, manager of museums. The article describes the types, methods and directions of speech therapists for the successful socialization of orphans being cared for in institutions. We offer you and a description of the work being done in this area at a boarding school № 1 in Voronezh.

Keywords: Media, ethnography, interviews, tour guide, tourism and natural history activities, types, methods of speech therapy, socialization of orphans, boarding school, speech therapy course.

Избирая туристско-краевед-ческую деятельность в качестве средства надлежащей социализации детей-сирот, мы исходили из понимания, что сделать этот процесс интересным и эффективным для всех его участников нам помогут медиаобразовательные технологии. Практически на протяжении десятилетия в воронежской школе-интернате №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, шла широко направленная экспериментальная работа по внедрению в образовательный процесс информационных технологий. Они также рассматривались нами как существенный

компонент деятельности интернатного учреждения по социализации.

Социализация - процесс, играющий огромную роль - как в жизни общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности и нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Детям, живущим в семье, родители оказывают большую помощь путем широкого взаимодействия со всеми элементами социу-

ма в формировании качеств личности, способствующих успешной социализации подростка. Работа же с детьми-сиротами, воспитанниками интернатных учреждений, проводится, как правило, по государственным программам, адаптированным к индивидуальным психофизиологическим особенностям данного контингента, решающим узкоспецифические задачи.

Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируется к такой жизни. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут решить самостоятельно. Это касается не только стороны их быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей, но большую роль играет и умение общаться, правильно построить предложение, вопрос, либо высказать свои мысли.

Расширяя спектр средств социализации воспитанников интерната, мы обратились к физической культуре, спорту, туризму, краеведению, музейной педагогике, художественному образованию, в конечном итоге выстраивающимся в единую логическую цепочку преемственных социализирующих

средств. При этом мы исходили из убеждения, что главным объединяющим началом по-прежнему будет выступать медиаобразование.

Мотивом для возникновения такой убеждённости явилась известная универсальность медиаоб-разования в плане охвата предметов образовательного процесса, подачи учебного материала, классификации медиаобъектов и т.д. Наряду с этим, нам импонировало, что в процессе медиаобразования как на входе в проектно-исследо-вательскую деятельность, так и при подведении её итогов медиаобразование в равной мере актуально. Действительно, возможность давать воспитанникам тщательно отобранный материал, включающий яркие, содержательные и запоминающиеся медиаобъекты, в дальнейшем откликается повышенным качеством встречного информационного потока, который учащиеся организуют сообразно собственному видению.

Фильмы, увиденные воспитанниками, наложат серьёзный отпечаток на фильмы, снятые и смонтированные самими детьми. Снимки профессиональных фотографов, в изобилии находящиеся детьми через поисковые системы интернета, также способны сделать даже первоначальное представление юных туристов и краеведов об объекте культурно-исторического наследия развёрнутым. Поскольку наши воспитанники не ограничиваются ролью исследователей, собирателей, видео-операторов и авторов сайтов краеведческой тематики, мы предлагаем им и другие возможные формы самореа-

лизации в данном направлении деятельности.

Например, интервьюирование деятелей науки, культуры и образования по темам, имеющим непосредственное отношение к избранному нами направлению про-ектно-исследовательской деятельности. А по мере формирования представления о предмете исследования - и работу экскурсовода для сверстников. И в том, и в другом случае необходима красивая, правильная, чётко выстроенная речь. Этому компоненту мы также уделяем значительное внимание. И в этом нам, опять-таки, серьёзную помощь оказывает ме-диаобразование.

Так, в частности, увеличение пропускной способности даже провинциальных интернет-каналов создало возможность скачивать значительное количество учебных видеоматериалов. Среди прочего, это позволило знакомиться с уроками ведущих логопедов, брать на вооружение новые методики кор-рекционно-речевой работы, расширять спектр упражнений, способных помочь юным журналистам, экскурсоводам, а также менеджерам музейного дела, которых мы также намерены готовить в поддержку ширящейся проектно-исследовательской и экспериментальной и инновационной деятельности. Эффективность коррек-ционно-воспитательной работы по данному направлению определяется степенью четкости самоорганизации у детей, правильным распределением нагрузки и преемственностью в работе всех педагогов и специалистов учреждения. 40

Основное направление работы учителя-логопеда - создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речи воспитанников с целью успешной их адаптации в окружающем социуме. Необходимо создать комплекс работ, направленных на преодоление дезаптационных состояний детей, живущих в условиях интерната, подготовить их к дальнейшей, благополучной взрослой жизни. Такие виды работ проводятся и в нашем интернате №1 для детей-сирот Воронежской области. Разнообразные поездки детей по музеям, театрам, спортивным мероприятиям и др. помогают детям социализироваться к культурной жизни; «День рождения с друзьями» (друзья, гости, спонсоры), «В гости на чаепитие» (поездки в семьи сотрудников, ветеранов), «Школа юных экскурсоводов», «Школа юных журналистов» и другие мероприятия, проводимые в интернате №1, помогают развивать связную речь детей, учиться культуре общения с представителями различных слоёв общества и с разными людьми разных возрастных категорий. Е.А. Байер отмечает, что «и физический, и интеллектуальный потенциал, в должной мере развиваемые в избранном направлении деятельности, органично дополняются здесь растущим умением общаться не только с одноклассниками или членами разновозрастного туристического отряда (кружка, секции). Но и с умудрёнными многолетним опытом людьми, нашедшими время для работы с начинающими туристами» [Байер, Латышев, 2012, с.145].

Что же такое «социальная адаптация»? Как должен выглядеть социализированный человек, выросший в государственном учреждении?

С точки зрения логопедии, социально адаптированный, успешно интегрированный в общество выпускник - это:

Образованный (в силу своих индивидуальных особенностей развития):

- имеющий чистую, плавную, без дефектов звукопроизношения речь;

- умеющий правильно строить предложения, вести диалог;

- отсутствие аграмматизмов и слов-паразитов в речи;

- умеющий грамотно и красиво писать, быстро читать;

- знающий основные правила русского языка и умеющий применять их на практике.

2. Общительный:

- умеющий «наладить» новые контакты вне стен интерната;

- знающий и применяющий основные правила общения;

- умеющий правильно и адекватно общаться (бесконфликтно и эффективно) с людьми независимо от ситуации и характера собеседника;

- знающий особенности своей индивидуальности и стремящийся к более глубокому самопознанию;

- способен к эмпатии и рефлексии.

Именно эти две составляющие являются показателем успешной социализации ребенка с логопедической, «речевой» точки зрения. Это идеальный образ выпускника. Как логопедам, нам предстоит «приблизить» каждого воспитан-

ника к этому «идеалу». И чем раньше это произойдет, тем быстрее и легче ребенку живущему в интернате или вышедшему из его стен, будет социализироваться и адаптироваться в обществе.

Для реализации логопедических задач разработана целая система работы, в основе которой лежат:

• теоретические знания об онтогенезе ребенка;

• методологические подходы к обучению, опирающиеся на разработки отечественных психологов и логопедов;

• практический опыт, позволяющий правильно отобрать из множества методик и приемов нужные для конкретного ребенка.

Данная система становится понятной, если рассматривать ее по следующим направлениям и видам деятельности: 1) организационная; 2) диагностическая; 3) коррекционно-развивающая; 4) консультативно-просветительская; 5) научно-методическая; 6) профилактическая.

Мы хотели бы более подробно остановиться на коррекционно-развивающей работе логопеда, так как данная деятельность является основной, базовой для реализации поставленной задачи - социализации ребенка. Первое направление здесь - воспитание правильной, красивой речи.

В этом поможет реализация поставленных задач:

Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук.

Наверное, уже каждый слышал такое выражение «Ум ребен-

ка находится на кончиках его пальцев». Это действительно научно обоснованно, развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики.

Развивать артикуляционную моторику (статические, динамическая организация движений, переключение движений, объем, темп, точность, координация).

Логопедическое занятие принято начинать с артикуляционной гимнастики. И на опыте проверено, что намного лучше это делать с помощью игр, игровых приемов.

Формировать произносительные умения и навыки.

Коррекция звукопроизноше-ния является главной задачей в логопедической деятельности. Данная работа состоит из нескольких этапов.

Этап постановки звука.

Этап автоматизации звука в слогах.

Этап автоматизации звука в словах.

Этап автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях.

Этап автоматизации звука в связной речи.

Этап дифференциации смешиваемых звуков.

Этап закрепления звука в разговорной речи.

Каждый этап занимает определенное количество времени. Причем у каждого ребенка он имеет различную продолжительность. У кого-то вся работа со звуком занимает несколько занятий, а у кого-то растягивается на полгода, год. Здесь следует отметить особенности работы с детьми, живущими в условиях детского дома. Во-42

первых, это время коррекционной работы - увеличение объемов, сроков коррекции (как уже замечено, у детей, живущих в семье, этапы постановки, автоматизации, дифференциации часто проходят намного быстрей). Кроме этого, при работе с детьми-сиротами, не часто, но отмечаются регрессивные состояния - когда работа со звуком, казалось бы, уже закончена, через определенный промежуток времени данный речевой дефект «всплывает» вновь.

Развивать фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза.

Данную работу лучше всего вести с помощью наглядно-действенного метода. Игра и игровые моменты здесь также приносят огромную пользу

Обогащать и развивать словарный запас ребенка.

Словарный запас детей, живущих в интернатных учреждениях, очень беден, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Их речь лишена слов различных грамматических категорий. Именно поэтому необходимо пополнять словарный запас детей причастиями, деепричастиями, наречиями, сложными предлогами, подчинительными союзами.

Совершенствовать лексические и грамматические средства языка, развивать навыки связной речи.

В данном случае работа ведется по активизации, обогащению, уточнению словарного запаса ребенка, словоизменению, словообразованию, развитию связной стороны речи.

Корректировать дисграфию, дислексию.

Коррекционной работе по развитию и преодолению недостатков в письме и чтении уделено особое внимание, так как эта проблема почти всех детей интерната. Многочисленные ошибки возникают у ребят практически при всех видах письма, темп чтения очень низкий.

Для преодоления всех этих трудностей нами проводится кор-рекционно-логопедическая работа со школьниками по разработанным программам для каждой возрастной группы. Занятия также носят практическую направленность - игровым моментам уделяется большое внимание.

Рассмотренная коррекцион-но-логопедическая работа, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов:

1. Принцип развития, который стоит во главе процесса анализа объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.

2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип постепенного усложнения материала.

6. Принцип сознательности усвоения материала.

7. Принцип учета возрастных особенностей.

Учитывая особенности детей, живущих в условиях интерната, наиболее действенным методом работы с ними является игровой. Вся коррекционная работа осуществляется посредством дидактических игр и упражнений. В работе используются разнообразные технические средства (работа на компьютере, видеоматериалы, использование на логопедических занятиях презентации и др.), а также используются DVD диски - приложения к учебнику «Русский язык» 1,2 класс, «Литературное чтение» 1,2 класс (по ФГОСу).

Второе направление в логопедической деятельности по воспитанию социальных навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - формирование коммуникативных умений и навыков. Необходимо научить ребенка общению. Причём круг социальных коммуникаций воспитанников интернатного учреждения не может ограничиваться однокласс-никамиё одногруппниками и педагогами. Как утверждает В.Н. Ильин, «Выработка умения общаться с представителями творческой интеллигенции, органов власти и духовенства повлечёт за собой развитие коммуникативных навыков в целом, и, как следствие, будет способствовать повышению уровня социализации воспитанников и выпускников. Умение вести экскурсии в областных, а затем и в федеральных музеях, владеть вниманием аудитории, культурно и цивилизованно отражать её запросы, в свою очередь, повлечёт за собой вырав-

нивание детской самооценки до адекватного уровня, что также способно сделать маршрут социализации позитивно насыщенным» [Ильин, Латышева, 2012, с. 390].

Общение людей между собой - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т.д. К сожалению, как показывает практика, данные проблемы наблюдаются у детей, воспитывающихся в интернате. Ведь на самом деле, специфические условия жизни в таких учреждениях часто обуславливают не только отставание в психическом развитии детей по ряду существенных параметров, но и «тормозят» речевое развитие, в особенности - коммуникативных навыков. Но вот у воспитанников возникла необходимость регулярно покидать интернат для прохождения занятий школы юного экскурсовода. Вследствие чего, по мнению Е.В. Пилюгиной, «процесс формирования коммуникативных навыков у детей-сирот получил возможность ускоренного развития, что, в свою очередь, существенно расширило представления воспитанников интерната о формах и путях общения с людьми, не принадлежащими к числу сотрудников интерната, а представляющих культурную элиту местного сообщества» [Пилюгина, Латышева, 2012, с. 200]. 44

В иных же условиях у таких детей отмечается сниженная инициативность, бедность арсенала средств общения, они не соответствуют мотивам и потребностям, экспрессивно-мимические средства общения также достаточно бедны и однообразны, доминирующее средство общения - речь. Однако речь их весьма отличается бедным содержанием и лекси-ко-грамматическим составом, да и контакты детей в интернате выражены слабее, чем в школе, семье. Воспитанники проявляют значительно меньший интерес к сверстнику чем дети из семей. Недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Сами по себе достаточно обширные возможности общения со сверстниками, которые имеют дети в интернатном учреждении, не ведут к развитию содержательных и эмоциональных контактов.

Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание дети из семьи не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои переживания сверстника. Воспитанники же интернатного учреждения менее внимательны к действиям и состояниям партнера, и часто не замечают обид, просьб и даже слез своих товарищей. Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье.

Каждый ребенок, живущий в интернате, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны, поспешны: он

одновременно стремится достичь внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что воспитанники занимают по отношению к другим негативную позицию. Они хотят, но не могут правильно общаться. А это может стать не только затруднительным, но даже подчас и губительным моментом в современную эпоху, при быстрой смене пространственных и смысловых координат человеческого существования.

Как сообщает Л.Н. Макарова, «процесс глобализации может внести в жизнь каждого выпускника интернатного учреждения совершенно неожиданные, непредсказуемые изменения, к которым его не в состоянии подготовить ни одна даже самая прозорливая и многогранно проработанная интернатная система социальной адаптации. Единственное, что можно было бы пожелать в этом, казалось бы, безвыходном положении для самой системы социализации, постинтернатной адаптации - так это развивать в воспитанниках способность максимально полного усвоения быстро поступающей извне и меняющейся по своим свойствам и качествам информации. И ещё - чётко и адекватно реагировать на характер изменения всего информационного потока, имеющего прямое касательство личности воспитанника, а затем и выпускника. Каковы при

смене стиля поведения окружающих людей будут ожидания от юного гражданина? В чём, несмотря ни на какие быстрые общественные преобразования, нужно сформировать и уметь защитить свою чёткую гражданскую и нравственную позицию» [Макарова, Латышев, 2012, с. 418].

Именно поэтому перед нами, логопедами, встала задача - помочь детям преодолеть их проблему в развитии коммуникативных навыков, научить их правильно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. И решить данную проблему, на наш взгляд, необходимо, используя инновационные, нетрадиционные методы и приемы. Так как учебный процесс, протекающий на фоне приятных, положительных эмоций, способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации.

Для решения этой проблемы происходит тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и психологами. Разработана совместная программа «Учимся общаться».

Цель программы: создание условий для формирования и развития коммуникативных навыков у воспитанников интерната среднего и старшего школьного возраста.

Задачи:

Формировать навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Совершенствовать навыки и умения бесконфликтного общения на разных уровнях (с помощью игрового взаимодействия).

Формировать умение анализировать собственные поступки, по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вышать мотивацию обращения к внутреннему миру

Развивать благоприятную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе; способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих процессу самовыражения.

Расширять представления о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Поддерживать развитие словаря, связной и лексико-грамма-тической сторон речи.

Поддерживать развитие психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения).

Поддерживать развитие умения работать в команде, помогать друг другу.

Развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений.

Развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на

пассивную.

Прививать интерес к проведению учебного занятия.

Методы и формы работы: беседа; ролевая игра; упражнения по межличностным коммуникациям; дыхательные и двигательные упражнения; рефлексивные методы; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

Важным педагогическим и воспитательным моментом является создание благоприятной позитивной атмосферы не только на занятиях, но и после уроков. Детям важны доброта, понимание, принятие, ласка. Такие ребята очень чутко реагируют на любовь, остро переживают её дефицит Поэтому 46

самое главное в работе не только логопеда, но и каждого сотрудника, работающего в интернате - расположить ребенка к себе, к каждому найти индивидуальный подход. О.Е. Крюкова пишет, что «воспитанники, участвующие в занятии, смогут преодолеть те комплексы, которые мешают общению, например, в туристическом походе. Сделают более рельефными и филигранными традиционные для них средства выражения эмоций, чувств, ощущений, умозаключений. И тогда, когда начнутся практические пробы в направлении туризма и краеведения, юным участникам психологических занятий станет легче находить понимание среди участников похода, с руководителями туристической группы, краеведческого кружка и т.д. И их собственное участие в туристско-краевед-ческих мероприятиях также станет носить средообразующий характер. Ибо среда информационная будет поступательно формироваться с их участием пропорционально среде комфортного общения, необходимого для качественного информационного обмена» [Крюкова, Латышев, 2012, с. 401]. Очень важно для таких детей принятие опыта общения взрослых. Личный пример педагогов служит самым эффективным способом развития всех компонентов личности - таких, как умение общаться, строить отношения с другими людьми, выходить из стрессовых ситуаций и многое, много другое.

Реализуя данный проект, дети смогут лучше понимать друг друга и взрослых, научаться правильно общаться не только со сверстни-

ками, но и с взрослыми, вести себя адекватно в различных ситуациях.

Социализация детей-сирот -одна тз важнейших задач всех сотрудников интернатного учреждения, и лишь комплексная, целенаправленная работа всех его служб поможет успешному достижению поставленных целей. И использование широкого арсенала медиа-образования позволяет организовать весомую логопедическую поддержку разнообразных направлений социализации. Мы готовы констатировать, что и дальнейшее включение медиаобразователь-ных компонентов в данный процесс способно сделать результаты нашей работы более ощутимыми, и придать им устойчивый характер.

Литература

Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристи-ческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С. 144-154. http:// blogs.mail.ru/list/papa888/ 5A839BAB821 DED49.html

Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами эк-скурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С. 390-399. http:// blogs.mail.ru/list/papa888/ 3C9E723F898E1 D29.html

Крюкова О.Е., Латышев О .Ю. Социально-психологическая адаптация

детей-сирот средствами экскурсион-но-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С. 400-411. http://blogs.mail.ru/list/ papa888/A1A927AB1847244.html

Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С. 417-428. http://blogs.mail.ru/list/ papa888/11 B4C826EBE82394.html

Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма / / Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С. 199-208. http://blogs.mail.ru/list/papa888/ 61 E654C737C402F.html

References

Bayer, E., Latyshev, O. Enhancing resilience of orphans means excursion tourism / / Proceedings of the First International Scientific Conference "Domestic tourism as a factor of regional development in a market economy (Samara region)." Togliatti, 2012. Pp.144-154.

http://blogs.mail.ru/list/papa888/ 5A839BAB821 DED49.html

Ilyin, V., Latyshev, O. Socialization of orphans means excursion and tourist activities and local history / / Proceedings of the First International Scientific Conference "Domestic tourism as a factor of regional development in a market economy (Samara region)." Togliatti, 2012.

p.390-399. http://blogs.mail.ru/list/ papa888/3C9E723F898E1 D29.html

Kryukova, O., Latyshev, O. Social and psychological adaptation of orphans means excursion and tourist activities and local history / / Proceedings of the First International Scientific Conference "Domestic tourism as a factor of regional development in a market economy (Samara region)." Togliatti, 2012. p. 400411. http://blogs.mail.ru/list/papa888/ A1A927AB1847244.html

Makarova, L., Latyshev, O. The role of geography lessons in socialization of orphans means tourism and local history / / Proceedings of the First International

Scientific Conference "Domestic tourism as a factor of regional development in a market economy (Samara region)." -Togliatti : 2012. p. 417-428. http:// blogs.mail.ru/list/papa888/ 11 B4C826EBE82394.html

Pilyugina, E., Latyshev, O. School young guide as a tool for social tourism / / Proceedings of the First International Scientific Conference "Domestic tourism as a factor of regional development in a market economy (Samara region)." Togliatti, 2012. p.199-208. http:// blogs.mail.ru/list/papa888/ 61 E654C737C402F.html

«МАЛЕНЬКИЙ ШКОЛЬНЫЙ ОРКЕСТР»: ОПЫТ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕДИАТЕКСТА НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ *

А. В. Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, Ta ганрогский государственный педагогический институт им.

А.П.Чехова, mediashkola@rambler.ru

Аннотация. Герменевтический анализ культурного контекста (Hermeneutic Analysis of Cultural Context) - исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику медиатекста; анализ медиатекста через сопоставление художественных образов в историко-культурном контексте. Таким образом, предмет анализа - система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком, язык медиа и его использование. В качестве примера герменевтического анализа медиатекста в студенческой аудитории в статье использован запрещенный советской цензурой фильм Александра Муратова и Николая Рашеева «Маленький школьный оркестр» (1968).

Ключевые слова: герменевтический анализ, медиатекст, фильм, меди-аобразование, студенты, вуз, медиакомпетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.