ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА Явбатырова Б.Г.1, Асильдерова М.М.2 Email: [email protected]
'ЯвбатыроваБурлият Гусейновна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и социальной работы;
2АсильдероваМадинаМагомедовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и социальной работы, декан,
факультет социальной психологии и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Аннотация: в статье рассматриваются особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната; даны понятия социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната; определены показатели успешной и низкой социальной адаптации воспитанников детского дома; рассмотрена различными педагогами проблема формирования социальности ребенка-сироты в условиях учреждений интернатного типа; выявлены ценностные ориентации детей-сирот; определены причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений и критерии преодоления этих трудностей.
Ключевые слова: дети-сироты, детский дом, социализация, ребенок.
PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE IN INSTITUTIONS OF BOARDING TYPE Yavbatyrova B.G.1, Asilderova M.M.2
'Yavrabotova Burlyat Huseynovna - Candidate of Educational Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK;
2Asilderova Madina Magomedovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK, Dean,
FACULTY OF SOCIAL PSYCHOLOGY AND PSYCHOLOGY, DAGESTAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MAKHACHKALA
Abstract: the article considers the features of socialization of orphans and children left without parental care in the conditions of a boarding school; the concepts of socialization and social adaptation of orphans and children left without parental care in the conditions of a boarding school are given; the indicators of successful and low social adaptation of pupils of an orphanage are defined; the problem of forming the social character of an orphaned child in institutions of boarding type has been examined by various teachers; the value orientations of orphaned children are revealed; The reasons for the occurrence of difficulties in the child's entry into the system of social relations and the criteria for overcoming these difficulties are determined. Keywords: orphans, children's home, socialization, child.
УДК 376.6
Дети - социальные сироты, лишенные возможности жить в семье, не имеют полноценного эмоционального общения со взрослыми, что в свою очередь отрицательно влияет на их психическое и интеллектуальное развитие. Даже при содержании в самых комфортабельных и психологически щадящих условиях дома ребенка до 90% детей (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, A.M. Прихожан и др.) вырастают с отклонениями в поведении и различной степени нарушениями развития психики. В дальнейшем такие нарушения делают возможным развитие
у ребенка синдрома госпитализма - психической и физической отсталости, возникающей в первые годы его жизни в условиях дефицита общения [3, 4, 6].
Рассматривая особенности социализации детей-сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению.
Под социализацией понимают совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности; процесс вхождения индивида в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений [7].
В.А. Никитин считает, что социальная адаптация - процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды (например, детского дома, куда попадает ребенок или среднее учебное заведение по выходу из детского дома), сложившихся в ней форм социального взаимодействия (к примеру, стиля руководства), а также характерных для нее форм деятельности. По его мнению, социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения (т.е. изменения тех норм и ценностей, а также форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять), и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее. Показатели успешной социальной адаптации: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворенность ею (пример - удовлетворенность условиями жизни в детском доме). Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (к примеру, побеги из детских учреждений, бродяжничество), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик социальной среды (т.е. от того, насколько она сложна и подвержена изменениям), а также от характеристик индивида. Наиболее значимые для социальной адаптации социально-демографические характеристики индивида - его образование и возраст [5].
Проблема формирования социальности ребенка-сироты воспринимается различными педагогами неоднозначно. Дети попадают в учреждения интернатного типа из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия не допустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, хотя вся сложность и противоречивость этой ситуации заключается в том, что, с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они как бы ощущают, что у них есть все-таки родители, те люди, которые родили их, которые хотя бы словами выражают свое отношение к своим детям.
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.
В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Обратим внимание на то, что он существенным образом зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома или школы-интерната прежде всего воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития.
Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентации, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях
личности. Ценностные ориентации у детей-сирот, как показали исследования, существенным образом отличаются от ценностных ориентации детей, обучающихся в обычной школе. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу человека, которая способна его защитить.
Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем, особые условия, которые присущи социальным отношениям детей-сирот, отсутствие адекватных педагогических средств часто приводят к следующему:
- неадекватности выбора деятельности детьми-сиротами;
- несоответствию их самооценки реальным возможностям;
- ограниченному кругу общения.
В результате у этих детей формируются такие качества, как приспособленчество, неприятие других людей, равнодушие к жизни.
Ситуация сиротства или пребывания ребенка в детском доме исследователям и социальным работникам традиционно представляется драматичной, если не трагичной. Отношение к сиротам определяется кажущейся очевидной идеей изначальной дефицитарности ребенка, лишенного чрезвычайно важного для нормального роста и развития компонента — полной родительской семьи. Семья при этом рассматривается как источник эмоционального тепла и комфорта, источник информации, «полигон» для отработки навыков социального взаимодействия и т. п. или как все это вместе взятое, а ребенок, лишенный семьи, оказывается лишенным всех этих возможностей.
В процессе социализации решаются три группы задач: адаптации, автономизации и активизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В то же время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформирована, реализуемая готовность к социальным действиям.
Процесс социализации (включение ребенка в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват целым рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира, детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостками и развилками.
Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).
Критериями преодоления этих трудностей могут быть следующие:
- готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), то есть способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка:
- устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;
- активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространства собственной жизнедеятельности.
Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовленности ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться только в комплексе.
Список литературы / References
1. Беляков В.В. Проблемы социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и пути повышения ее успешности. // В сб. «Государство и дети: реальности России». М., 1995. С. 70-73.
2. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // Социологические исследования, 1992. № 10. С. 62-70.
3. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей: Сб. науч. трудов. М.: Изд. АПН СССР, 1982. С. 3-18.
4. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка младшего возраста. // В сб. «Лишенные родительского попечительства». М.: Просвещение, 1991. С. 37-48.
5. НикитинВ.А. Начала социальной педагогики. М.: Флинта, 1999. 68 с.
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Модэк, 2000. С. 304.
7. Словарь по педагогике. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, 2008.
8. Асильдерова М.М., Явбатырова Б.Г., Цахаева А.А. Адаптация как полифункциональная способность личности. Монография. Махачкала, 2015. 182 с.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ШКОЛЬНИКА. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ МОТИВА И МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Макарычева И.А. Email: [email protected]
Макарычева Ирина Александровна - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Кыргызский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Кант, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье анализируются мотивационная сфера у младших школьников, психологическая готовность, мотивация, объясняется целенаправленность действия, проблемы мотивов и мотивации, законы мотивации, организация учебной деятельности, мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, сложность изучения мотивов, мотивационная сфера к началу обучения, мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, когда младший школьник идет в школу, то его необходимо мотивировать, мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера к учебной деятельности младших школьников.
MOTIVATIONAL SPHERE OF THE SCHOOLBOY. GENERAL CONCEPT OF MOTIVATION AND MOTIVATION IN LEARNING ACTIVITY
Makarycheva ГА.
Makarycheva Irina Alekcandrovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, KYRGYZ BRANCH
FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION KAZAN NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY OF TECHNOLOGY, KANT, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: the t article analyzes the motivational sphere in junior schoolchildren, the psychological readiness, the motivation explains the purposefulness of the action, the problems of motives and motivation, the laws of motivation, the organization of educational activity, the motivating role of evaluating the results of learning activity, the motivation of learning activity, the complexity of learning motives, the motivational sphere to the beginning of training, motivation as a system of actions responsible for motivating activities, the junior schoolchild goes to school, then it must be