Научная статья на тему 'Эффективная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школе-интернате'

Эффективная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школе-интернате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / BOARDING SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асильдерова М.М., Явбатырова Б.Г.

Целью проведённого исследования является определение путей повышения эффективности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследование проводилось на базе школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Махачкалы. В статье представлена разработанная модель социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащая три компонента (организационный, структурный, содержательный), которая была успешно внедрена в деятельность детского дома. Ведущим компонентом модели является программа «Я вчера, сегодня, завтра...». Программа охватывает все возрастные этапы и периоды пребывания ребёнка в детском доме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асильдерова М.М., Явбатырова Б.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE SOCIALIZATION OF ORPHANS AND CHILDREN, LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN A BOARDING SCHOOL

The objective of the study is to determine ways to improve the socialization of orphans and children left without parental care. The study is carried out on the basis of a boarding school for orphans and children left without parental care in Makhachkala. The article presents the developed model of socialization of orphans and children left without parental care, containing three components (organizational, structural, content), which has been successfully introduced into the activities of the orphanage. The leading component of the model is the program “I yesterday, today, tomorrow...”. The program covers all age stages and periods of the child's stay in the orphanage.

Текст научной работы на тему «Эффективная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школе-интернате»

ватель сообщает определенную проблему, участники «круглого стола» обсуждают её, собирают необходимую информацию, анализируют, обобщают, ищут оптимальные пути ее решения. Задача каждого студента - сделать свой собственный вклад в решение указанной проблемы.

«Интервью» как современная технология обучения также может широко использоваться на занятиях по ИЯ. Для организации обучения по указанной технологии избираются «интервьюеры» («журналисты») и «известные личности». «Интервьюеры» готовят вопросы для опроса, а «известные люди» должны придумать биографии, творческий путь, особенности профессиональной деятельности. После проведения «интервью» участники сообщают полученную информацию.

Такая технология обучения как «Кейс-метод» является коллективной работой над определенной ситуацией, которая задается преподавателем в письменной форме. Эта ситуация анализируется студентами, для решения проблемы должны быть предложены несколько вариантов. Данная технология предусматривает коллективный поиск наиболее эффективного предложения. Работа студентов кейс-методом организуется в несколько этапов, а именно: 1) введение в кейс (восприятие вступительного слова преподавателя, ответы на вопросы, уточнение информации, поиск дополнительной информации); 2) анализ ситуации (предъявление студентами собственных вариантов решения проблемы в группах, выбор докладчика от группы, изготовление схем, плакатов, другого наглядного материала); 3) презентация (выступление, представление анализа кейса, ответы на вопросы, отстаивание собственной точки зрения, фиксация сути каждого выступления); 4) дискуссия (обсуждение выступлений, опреде-

Библиографический список

ление лучшего решения кейса); 5) подведение итогов (слушание заключительного слова преподавателя).

Следующей технологией мы определили метод проектов, который получил широкое распространение в практике обучения ИЯ в условиях высшего образования. Существует ряд научных исследований, в которых подтверждена эффективность использования этой технологии [9], при использовании которой студенты имеют возможность активно взаимодействовать друг с другом, осуществлять поисковую деятельность. Определяют следующие типы проектов, используемые в учебных целях: 1) производственные; 2) информационно-исследовательские; 3) проекты-обзоры; 4) организационно-игровые проекты.

Проектная деятельность состоит из следующих этапов:

1) выбор проблемы и формулировка конкретной темы проекта;

2) определение групп и ролей участников;

3) сбор и обработка информации;

4) презентация готового проекта и подведение итогов.

Формы проведения каждого этапа и их содержание зависят,

прежде всего, от целей и задач, которые стоят перед преподавателем. Каждый из этапов такого проекта должен содержать профессионально ориентированные задачи, что способствует не только повышению уровня ИКК студентов, но и учитывает особенности их будущей деятельности.

Таким образом, вышесказанное позволяет прийти к следующему выводу: использование СТО в овладении ИЯ будет способствовать как совершенствованию процесса формирования ИКК студентов, так и обретению личностно значимых для каждого знаний и умений.

1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Москва, 2003

2. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка. Самара, 2006.

3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: Методическое руководство. 4-е изд. Москва, 1990.

4. Фокина К.В., Тернова Л.Н., Костычева Н.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. Москва, 2009.

5. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Москва: Просвещение, 2000.

6. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. Москва, 2004.

7. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. 2-е изд. испр. Москва, 2005.

8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 2004.

9. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. Москва, 2003.

References

1. Obscheevropejskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: Izuchenie, obuchenie, ocenka. Moskva, 2003

2. Kashina E.G. Tradicii i innovacii vmetodike prepodavaniya inostrannogo yazyka. Samara, 2006.

3. Vereschagin E.M., Kostomarov V.G. Yazykikul'tura: Lingvostranovedenie vprepodavaniirusskogo yazyka kakinostrannogo: Metodicheskoe rukovodstvo. 4-e izd. Moskva, 1990.

4. Fokina K.V., Ternova L.N., Kostycheva N.V. Metodika prepodavaniya inostrannogo yazyka: konspekt lekcij. Moskva, 2009.

5. Passov E.I. Programma-koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2000.

6. Schukin A.N. Obuchenie inostrannym yazykam: Teoriya ipraktika. Moskva, 2004.

7. Gal'skova N.D. Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika imetodika. 2-e izd. ispr. Moskva, 2005.

8. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva, 2004.

9. Kopylova V.V. Metodika proektnoj raboty na urokah anglijskogo yazyka. Moskva, 2003.

Статья поступила в редакцию 23.07.18

УДК 371

Asilderova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: asilderovam@mail.ru Yavbatyrova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Burliyat76@yandex.ru

EFFECTIVE SOCIALIZATION OF ORPHANS AND CHILDREN, LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN A BOARDING SCHOOL.

The objective of the study is to determine ways to improve the socialization of orphans and children left without parental care. The study is carried out on the basis of a boarding school for orphans and children left without parental care in Makhachkala. The article presents the developed model of socialization of orphans and children left without parental care, containing three components (organizational, structural, content), which has been successfully introduced into the activities of the orphanage. The leading component of the model is the program "I - yesterday, today, tomorrow...". The program covers all age stages and periods of the child's stay in the orphanage.

Key words: socialization, orphans, children left without parental care, boarding school.

М.М. Асильдерова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: asilderovam@mail.ru

Б.Г. Явбатырова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: Burliyat76@yandex.ru

ЭФФЕКТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Целью проведённого исследования является определение путей повышения эффективности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследование проводилось на базе школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Махачкалы. В статье представлена разработанная модель социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащая три компонента (организационный, структурный, содержательный), которая была успешно внедрена в деятельность детского дома. Ведущим компонентом модели является программа «Я - вчера, сегодня, завтра...». Программа охватывает все возрастные этапы и периоды пребывания ребёнка в детском доме.

Ключевые слова: социализация, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, школа-интернат.

Целевые установки деятельности педагогов детского дома по организации творческой деятельности детей-сирот с целью их эффективной социализации определены,

с одной стороны, установками государственных, областных и муниципальных программ развития образования, федеральной программой «Дети-сироты», с другой стороны, требованиями воспитательного и образовательного процесса детского дома. В результате сопоставления требований государства к организации образовательного и воспитательного процесса в детском доме, выделены следующие противоречия:

- между необходимостью формирования умений и навыков, являющихся основой для успешной жизнедеятельности и уровнем развития детей-сирот;

- между приоритетом моральных и этических ценностей общества и отсутствием стремления к ним детей-сирот;

- между невысоким общечеловеческим и интеллектуальным уровнем развития детей-сирот и отсутствием программ деятельности педагогов.

Обобщение противоречий позволило сформулировать главную цель: создание условий для успешной работы педагогов по повышению уровня социальной адаптации детей-сирот. Основанием для разработки программы послужили: Закон «Об образовании», целевая программа «Дети-сироты», анализ психолого-педагогической литературы по проблемам сиротства [1; 2 и др.], результаты практических исследований данные, получаемые от анализа состояния процесса социальной адаптации в детском доме.

Цель: повышение уровня социализации детей-сирот.

Задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков и навыков самостоятельной деятельности.

2. Выработка позитивного отношения к окружающему миру.

Этапы реализации программы:

Подготовительный;технологический;контрольный- на этом этапе главной целью является диагностика уровня развития как творческогоынироквйчеплц мышления, так и уровня социальной адаптации, а также определение динамики изменений.

В развитии любого ребенка и ребёнка-сироты, в том числе, условно можно выделить два направления - социализацию и индивидуализацию.

В своем исследовании Е.И. Степанов, структуру личност-но-ориентированного подхода представил в виде схемы:

Принимая во внимание все три составляющие личностно-о-риентированного подхода, мы разработали модель социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащую три компонента (организационный, структурный, содержательный), которая была внедрена в деятельность детского дома.

Более подробное описание модели социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно представить следующим образом:

1. Организационный компонент, который представлен педагогическими условиями: наличие социально-педагогической среды; реализация индивидуальной программы; использования воспитательных возможностей микро- и макро-социума при формировании ценностных ориентации и жизненных установок воспитанников институтов социализации

2. Структурный компонент представлен программой-еинжуркоцатдйс «Я - вчера, сегодня, завтра...». Программа охватывает все возрастные этапы и учитывает психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется непрерывно во время всего пребывания в детском доме.

3. Содержательный компонент представляет собой формы помощи (индивидуальные, групповые, массовые), методы и технологии для детей и подростков, нуждающимся в реабилитации.

Основным моментом в процессе реализации модели является определение критериев и показателей её эффективности. Эффективность социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается как отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или как отношение достигнутого к исходному.

В качестве основания для выделения интегративных критериев мы использовали компоненты эффективности управленческой деятельности директоров школ, выделенные Э.В. Литви-ненко: целевая, социально-психологическая, технологическая и ресурсная эффективность. Данные критерии и показатели определяют комплекс диагностических средств, с помощью которых можно получить данные необходимые для характеристики каждого критерия. М.В. Стрельцова в своём исследовании «Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшийся без попечения родителей»,

Личностно-ориентированный подход

Основные понятия:

Индивидуально сть Личность

Самоактуализированная личность Самовыражение Субъект Субъектность Я-концепция

Принципы:

Самоактуализации Индивидуальности Субъектности Выбора

Творчества и успеха Доверия и поддержки

Методы:

Диалога Методы рефлексивные Педагогической поддержки Диагностические Создание ситуации выбора и успеха

Рис. 1. Структура личностно-ориентированного подхода (по Е.И. Степанову)

Таблица 1

Показатели интегративных критериев оценки результатов длябщетвмакросоциальной адаптации воспитанников детского дома

Уровни проявления показателей

Критерий Показатели Качествен. выражение Количествен. выражение Методы

Целевая эффективность Готовность воспитанников к принятию новых условий жизни и выполнение уставных требований детского дома - высокая - средняя - низкая 15-20 баллов 10-15 баллов ниже 10 бал. 1. Экспертная оценка воспитателем, психологом, соц.педагогом

Социально- психологическая эффективность 1. Самочувствие воспитанников и педагогов - удовлет. - частично удовлетвор. 15-20 баллов 10-15 баллов Анкетирование

2. Социально-психологический климат в коллективе - не удовлет - высокая степень благоприят. - средняя ниже 10 бал. 22 балла 8-22 балла Методика полярных профилей

Технологическая эффективность 1. Определение ближних и дальних целей степень - низкая степень - определен - частично определены - не определ. 0-7 балла 15-20 баллов 10-15 баллов ниже 10 бал. Проективные методики «Три желания», «Цветиксемицветик» сочинение Методика для изучения социализир-ти воспитанников (М.И.Рожков)

2. Овладение нормами и правилами жизни на микро- и макроуровнях 3. Изменения в уровне психического развития ребёнка - овладел - частично - не овлад. 15-20 баллов 10-15 баллов ниже 10 баллов Методика «Ситуация выбора» (Л.В. Байборо-довой) Методика определения общественной активности воспитанников (Е.Н. Степанов) Индивидуальная карта соц. адаптации в-в. Тест Векслера, ШТУР, Социометрия, Методика «Наши отношения» Проективная методика «Несущест. животное», тест Люшера

Ресурсная эффективность 1. Реализация пед.коллективом своих возможностей 2. Уровень социальной реабилитации воспитанников - полная реализация - частичная - не реализ. - высокий - средний - низкий 15-20 баллов 10-15 баллов ниже 10 балл. Экспертная оценка Анкета на основе материалов А.К.Макаровой Анкета выпускника Уровень социальных знаний, навыков, умений

представила методы измерения эффективности управления процессом социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по каждому критерию.

Процедура определения эффективности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, строится поэтапно, на каждой ступени программы, посредством изучения целевой, социально-психологической, технологической и ресурсной эффективности. При этом степень готовности воспитанников нового уровня жизни и уставных требований детского дома определяется воспитателем, психологом, социальным педагогом. Уровень самочувствия воспитанников и педагогов в детском доме исследуется анкетированием. Социально-психологический климат в коллективе изучает психолог детского дома. Технологическая и ресурсная эффективность процессом социальной адаптации определя-

ется администрацией детского дома, психологом, социальным педагогом и экспертами (методическое объединение детского дома, города, области).

Формы помощи, которые оказываются детям и подросткам, следующие: индивидуальные, групповые (объединение детей одного возраста в большую группу), массовые (участие принимают все дети детского дома).

Методы - игровые, основанные на элементах психотерапии (сказкотерапия, библиотерапия, игротерапия, психотерапевтический театр, релаксация, музыкальная терапия, трудотерапия и т. д.). Развивающие познавательную активность (интеллектуальные марафоны, конкурсы, викторины, посещение театра, кино, выставок, спортивных мероприятий). Методы, направленные на социализацию - экскурсии, туристические походы, поездки, посещение магазинов, рвбципокзатлейучреждений социально-бытового обслуживания, медицинских учреждений.

Технологии:

1) построение жизненных сценариев (прошлое, настоящее, будущее);

2) составление альбома жизни (древо семьи, воспоминани-яyparehtocsенорукимйджа ребёнка о семье, о жизни в детском доме);

3) составление семейного альбома (фотографии родственников - близких и дальних, - ребёнка в прошлом и настоящем);

4) «Моя малая Родина» - составление книги жизни - город, где родился, живу, расту, получаю образование, любимые места и т.д.

Все формы помощи, методы, технологии реализуются на микро- и макроуровнях По мнению Ф.А. Мустаевой, микро-уровень - это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие [3]. Для воспитанников детского дома это, прежде всего, детский дом, школа, микрорайон города, а также наличие учреждений дополнительного образования, кинотеатров, спортивных школ, клубов, музеев, театров, библиотек. Эффективность социальной адаптации конкретного воспитанника зависит от степени включенности этого ребёнка в жизнь микроуровня. Одной из главных задач воспитателей детских домов является: увлечь ребёнка, заинтересовать и помочь реализовать себя на микроуровне.

Помощь, которая оказывается на макроуровне, служит, прежде всего, цели привития социальных знаний, умений и навыков, помогающих воспитанникам адекватно воспринимать усложняющуюся и непрерывно изменяющуюся ситуацию в стране, развития социальной компетентности и социальной идентичности, а также по преодолению кризиса в нравственно-духовной сфере, развитию общечеловеческих ценностей. Ребёнок-сирота, так же как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество социальных ролей. Осваивая эти роли, человек и становится личностью. У детей-сирот представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены, а значит, и усвоение ее как таковой ребёнком, подростком, оставшимся без попечения родителей, оказывается затруднительно и требует индивидуального педагогического воздействия. Детский дом - семья, где живут и воспитываются дети, и только здесь их могут научить необходимым социальным навыкам и умениям. Выделим некоторые навыки, разработанные Г.В. Семья [4], необходимые в самостоятельной жизни:навыки ухода за собой; навыки общения; навыки проведения свободного времени; навыки обучения и трудовые навыки.

Представленная нами программа «Я - вчера, сегодня, завтра... » - комплексная, личностно-ориентированная программа овладения воспитанниками детского дома социальной компе-

Библиографический список

тентностью, в состав которой входят умения: ориентироваться в социальных ситуациях; правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; выбирать адекватные способы обращения с другими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

В основу содержания программы «Я - вчера, сегодня, завтра... » положены следующие источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- анализ затруднений на микро- и макро-уровнях, выявленные у воспитанников в повседневной деятельности и самостоятельной жизни, проведенный на основе диагностики социальных навыков и умений;

- анализ педагогической среды, созданной в детском доме;

- анализ форм, методов, технологий, применяемых в работе педагогическим коллективом и специалистами детского дома;

- уровень притязаний педагогического коллектива;

- анализ методической литературы, исследований и научных публикаций, нормативно-правовых документов по организации деятельности детского дома.

Концепция образования и развития детского дома - «Детский дом - Дом Жизни» направлена на формирование выпускника, способного к адаптации в современных социальных условиях, подготовленного к самостоятельной жизни и труду в условиях рыночной экономики.

Программа «Я - вчера, сегодня, завтра...» предполагает сотрудничество педагогов и воспитанников детского дома. Программа состоит из трех ступеней: 1-я ступень: «Мой дом» (воспитанники дошкольного и младшего школьного возраста), 2-я ступень: «Я сам, Я могу» (воспитанники среднего школьного возраста), 3-я ступень: «Я в будущем» (воспитанники старшего школьного возраста). Программа работает поэтапно по формированию навыков и умений от более простых к сложным с учетом возрастных особенностей детей. Требования к умениям и навыкам на каждой ступени соответствуют возрастным особенностям воспитанников. Каждая ступень автономна, однако в целом, дополняя друг друга, складываются в целостную социально-воспитательную программу.

Каждая ступень включает в себя блоки. Блок состоит из теоретических и практических занятий, игровых и праздничных программ, экскурсий, встреч, конкурсов, психологических, социально-ролевых и развивающих занятий и всевозможных форм воспитательской работы. По окончании работы каждого блока проводиться анализ сформированности умений и навыков в той форме, которую выбирают воспитатель и воспитанники - творческое дело, игра, конкурс, выставка и т. д. После подведения итогов определяются достижения каждого воспитанника, успехи и неудачи, пробелы, которые требуют продолжения индивидуальной работы с ребёнком по тому или иному направлению деятельности.

1. Красницкая Г.С. Усыновление: вопросы и ответы. Москва, 2015.

2. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление. Социальная психология и философия. 2013; Вып. 2: 111 - 120.

3. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. Учебник для вузов. Москва, 2016.

4. Семья Г.В. и др. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Москва, 2009.

References

1. Krasnickaya G.S. Usynovlenie: voprosy i otvety. Moskva, 2015.

2. Miloslavova I.A. Adaptaciya kak social'no-psihologicheskoe yavlenie. Social'naya psihologiya i filosofiya. 2013; Vyp. 2: 111 - 120.

3. Mustaeva F.A. Social'naya pedagogika. Uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2016.

4. Sem'ya G.V. i dr. Social'no-psihologicheskie tehnologiipostinternatnoj adaptacii vypusknikov obrazovatel'nyh uchrezhdenij dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 23.07.18

yflK 371

Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operative-Investigative Activities and Special Equipment, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: gdv07@inbox.ru

THE PHENOMENON OF CIVIL SOCIETY AS A PRIORITY SPHERE OF SOCIO-PEDAGOGICAL INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT STRUCTURES. The article deals with the phenomenon of civil society as a priority area of socio-pedagogical interaction of law enforcement agencies. The process of interaction between civil society and law enforcement agencies is a bilateral process of mutual influence and mutual transformation. The author concludes that the problem of awareness of law enforcement officers about the position of civil society on the main problems requires urgent solutions. The knowledge of employees in the field

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.