Научная статья на тему 'Особенности социализации детей-сирот в учреждении интернатного типа'

Особенности социализации детей-сирот в учреждении интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1996
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТА / ORPHAN / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разумовский Андрей Владимирович

В статье изучены особенности социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа. Для нашей страны на сегодняшний день вопрос сиротства актуален прослеживается непрерывное повышение количества детей-сирот как рефлекс на социально-экономические проблемы. Условия учреждений интернатного типа не способствуют вовлечению воспитанников в общественную жизнь, росту социальной ответственности. Освоение бытовых навыков и умений в таких учреждениях поверхностное, не дает полной картины мира и мало способствует развитию у воспитанников самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Разумовский Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социализации детей-сирот в учреждении интернатного типа»

4. Дети, находящиеся в интернате, родители которых не принимают участия в воспитании,

5. Домашние сироты, родители которых не занимаются воспитание детей, но проживают совместно с ними.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что трудности, которые возникают у социальных сирот при овладении социальными ролями, обусловлены несколькими факторами. Отсутствие эмоционального общения приводит к искажению интеллектуального и личностного развития, что пагубно отражается на процессе социализации. Социальная депривация порождает противоречивое представление ребенка о социальных ролях, побуждает выпускников учреждений интернатного типа занимать в обществе иждивенческую позицию.

Нарушение процесса социализации, в свою очередь, затрудняет процесс адаптации, автономизации и активизации личности выпускников учреждений интернатного типа. Из этого можно сделать вывод, что создание условий для эффективной социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа является актуальной проблемой нашего времени.

Список литературы/ References

1. Асильдерова М.М. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст]: учебное пособие / Асильдерова М.М., Явбатырова Б.Г. ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический ун-т». Махачкала: Алеф, 2013. 187 с.

2. Нестеров А.Ю. Социализация и социальная адаптация российских детей-сирот в системе ювенальной институционализации. [Текст]: теория и практика / А.Ю. Нестеров. Москва: ИСПИ РАН, 2014. 312 с.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УЧРЕЖДЕНИИ

ИНТЕРНАТНОГО ТИПА Разумовский А.В. Email: Razumovsky642@scientifictext.ru

Разумовский Андрей Владимирович — магистрант, кафедра социальной коммуникации и организации работы с молодежью, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье изучены особенности социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа. Для нашей страны на сегодняшний день вопрос сиротства актуален — прослеживается непрерывное повышение количества детей-сирот как рефлекс на социально-экономические проблемы. Условия учреждений интернатного типа не способствуют вовлечению воспитанников в общественную жизнь, росту социальной ответственности. Освоение бытовых навыков и умений в таких учреждениях поверхностное, не дает полной картины мира и мало способствует развитию у воспитанников самостоятельности. Ключевые слова: сирота, социализация.

FEATURES OF SOCIALIZATION OF CHILDREN-ORPHANS IN RESIDENTIAL FACILITY Razumovsky A.V.

Razumovsky Andrew Vladimirovich — Master's degree Student, DEPARTMENT OF SOCIAL COMMUNICATION AND YOUTH WORK ORGANIZATION, MOSCOW STATE UNIVERSITY OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION, MOSCOW

Abstract: the article studies the features of socialization of orphans in institutions of residential type. For our country today, the issue of orphanhood is relevant-there is a continuous increase in the number of orphans as a reflex of socio-economic problems. Conditions of institutions of boarding type do not contribute to the involvement of pupils in public life, the growth of social responsibility. The development of household skills and abilities in such institutions is superficial, does not give a complete picture of the world and contributes little to the development ofpupils ' independence. Keywords: orphan, socialization.

УДК 331.225.3

Главная особенность социализации детей-сирот в учреждении интернатного типа заключается в том, что один из основных институтов социализации - семья - заменен самим учреждением. Из-за этого происходит деформация процесса социализации. Результаты этой деформации видны уже в первые годы жизни ребенка, который воспитывается вне семьи.

В детстве и юности социализация протекает наиболее интенсивно. И на каждом из этапов социализации выполняются свои задачи, которые отражают процесс расширения социальной действительности, в которой он находится. Можно условно разделить задачи социализации на естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и сексуального развития на каждом возрастном этапе. Уровень развития может отличаться в зависимости от регионально-культурных условий.

Социокультурные задачи связаны с познавательной деятельностью, с морально-нравственными и ценностно-смысловыми установками. Они также специфичны для разных возрастных этапов. На каждом из этих этапов человек приобщается к определенному уровню общественной культуры, овладевает новыми знаниями, умениями и навыками, у него формируется мировоззрение и направленность личности.

Социально-психологические задачи отвечают за формирование самосознания личности, самореализацию, самоутверждение, самоопределение в настоящем времени и в перспективе. При этом важно, чтобы успешность самореализации была признана авторитетными для личности людьми.

Если на одном из возрастных этапов те или иные задачи останутся не разрешенными, то это может привести к задержке развития человека.

В настоящее время развитие детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа замедленно в сравнении с детьми, воспитывающимися в семье. Это развитие имеет свой ряд особенностей на каждом возрастном этапе.

На социальном, психическом и физическом здоровье воспитанников учреждений интернатного типа катастрофически сказывается лишение материнской заботы и последующая психическая депривация. Брошенным детям не достает личного внимания и эмоционального стимулирования, которое требуется для развития личности. Эмоциональная депривация порождает «момент отторжения», который в дальнейшем сохраняется у человека на протяжении всей жизни. Отсутствие связи с матерью с раннего детства ведет к тяжелым последствиям для интеллекта ребенка и личностных функций.

На каждом жизненном этапе существует свой ведущий тип деятельности, оказывающий наиболее существенное влияние на развитие личности ребенка. Лишь при общении со взрослыми становится возможным усвоение общественно-исторического опыта, способствующее психическому развитию. Это общение включается в механизм по переходу ребенка от одного ведущего типа деятельности к другому [3].

Неизменной остается потребность в общении. На протяжении первых семи лет жизни ребенка потребность в общении развивается из потребности внимания со стороны взрослых в необходимость сотрудничества, уважения, сопереживания и взаимопонимания.

Воспитательная система детского дома, как и школьная, осуществляет несколько существенных функций, но данные функции в обстоятельствах учреждения интернатного типа имеют свою специфику, а многие приобретают первостепенное значение:

Развивающая - в обстоятельствах детского дома ориентирована на формирование обстоятельств для полноценного формирования воспитанников, чего они были лишены в своих семьях, на поощрение положительных перемен в их личностном формировании, помощь процессов выявления и самовыражения их способностей;

Компенсаторная - подразумевает формирование условий в детском доме для компенсации у воспитанников последствий разных типов депривации, которым они подвергались с рождения, и преподавательской запущенности;

Защитная - ориентирована на нейтрализацию отрицательных влияний дезадаптированных семей и условий окружающей среды на личность ребенка и его формирование, увеличение степени общественной безопасности воспитанников в условиях их пребывания в учреждении интернатного вида, в экстремальных обстоятельствах дезорганизации и деструктивных направленностей в мире;

Корректирующая - состоит в исполнении педагогически и психологически подходящей коррекции формирования, поведения, общения воспитанника, испытавшего разные виды депривации, с целью положительного воздействия на развитие его личности;

Регулирующая - сопряжена с упорядочением педагогических процессов и их воздействия на развитие личности воспитанника, имеющего серьезные задачи в индивидуальном развитии, на формирование детского и взрослого коллективов.

Таким образом, в связи с особенностями индивидуального формирования воспитанников, учреждения в целом, отличительными чертами его функционирования, на первое место в целеполагании выходит формирование условий для ликвидации последствий разных типов депривации.

Деятельность

Воспитательная система содержит в себе всю совокупную деятельность детского дома: внешкольную познавательную деятельность детей, работа учеников по увлечениям, игровую, трудовую, деятельность по формированию детского самоуправления и прочие типы деятельности. Не все они считаются одинаково ценными для учеников детских домов и способными стать системообразующими [1].

Познавательная содержит особое значение для детей-сирот, имеющих значительные трудности в формировании познавательной сферы. Основную роль в полноценном формировании личности исполняет познание себя (собственных психофизических возможностей, отличительных черт характера, манеры и стратегии своей жизни), а кроме того изучение и принятие находящегося вокруг мира, внешнего вида мира; положительное миропонимание (убежденность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, человеколюбив).

Деятельность по интересам: для детей, у существенной части которых в ходе социализации есть преграда в виде неудачи в учебе (а это становится значительным препятствием на пути взаимодействия ребенка с остальными), работа по увлечениям дает возможность самоутверждения, саморазвития в других сферах. Особое значение содержит для подросткового и предподросткового возраста. Деятельность по интересам для детей - сирот -это путь вхождения в общество, в социальные взаимоотношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения.

Трудовая: работа для воспитанников детского дома - важное средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в детском доме должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники овладели способностями в разных видах работы: от самообслуживания до предпринимательской деятельности. Особое роль в овладении трудовыми способностями в детском доме должна принять компетентная направленность и компетентная подготовка воспитанников - молодых людей, покидающих детский дом, освоение ими одной либо несколькими профессиями. Это, несомненно, поможет им быстрее приспособиться к жизни за пределами учреждения, повысит ощущение уверенности в себе.

Игровая: важнейшее средство становления воспитанников. Отличительное значение имеет для дошкольников и младших подростков. Но жизнь этих детей была лишена игры и нормального становления. Дети-сироты относятся к той категории детей, которые в раннем возрасте "не доиграли". Дети-сироты почти не могут играть. Обучить их разным типам игровой деятельности - цель психологов и преподавателей детских домов [2].

Субъекты деятельности. Воспитанники детского дома как субъект воспитательской системы владеют рядом отличительных черт личностного формирования. Концепции и модели общевоспитательных концепций, программы обучения, разрабатываемые в организациях интернатного типа, обязаны принимать во внимание специфику развития личности этих детей и быть нацелены на разрешение их трудностей.

Отношения. К сожалению, для многих детских домов характерен властный образ общения на уровне «взрослый - ребенок» и, как результат, на уровне «ребенок - ребенок». По этой причине при формировании гуманистической воспитательской системы особенно важной стает цель установления действительно гуманистических взаимоотношений, обращение преподавателя к личности ребенка, к его душевному миру (гуманно-личностный аспект). Взаимоотношения в организациях такого типа должны создаваться по типу семейных взаимоотношений на базе любви, заботы, взаимопонимания. Так же, как в приличной семье, ребята должны ощущать себе бесспорно любимыми и защищенными.

Говорить о реструктуризации детских домов пока еще рано, так как само общество пока не готово оказывать ту социальную и психологическую помощь детям-сиротам, которую можно оказывать, взяв ребенка на патронатное воспитание. Не стоит считать, что рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к количественному увеличению сиротских учреждений. Изменение числа детей-сирот в большую сторону говорит о социальной нестабильности и неблагополучии нашего общества, тогда как значительное количество

приютов, детских домов, интернатов, наоборот, показатель государственной поддержки и опеки таких детей. Реформировать и отменять отработанную систему государственных интернатных учреждений, которая долгие годы служила основной формой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще рано. Такие преждевременные изменения могут привести к тяжелым последствиям. Конечно, необходимо развивать и семейную форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но делать это возможно без закрытия детских домов и других интернатных учреждений, пока в их существовании есть необходимость [1].

Список литературы / References

1. Абельбейсов В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных сиротских учреждениях / В.А. Абельбейсов. 2-е изд. Москва: УНЦ ДО, 2011. 260 с.

2. Комаров Е.И. Управление эффективностью социальных учреждений: учебно-практическое пособие / Е.И. Комаров, Н.Н. Стрельникова, И.В. Малофеев. Москва: Дашков и К°, 2014. 314 с.

3. Яковлева Н.Ф. Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений: дополнительная профессиональная образовательная программа. 2-е изд. Стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 62 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.