Научная статья на тему 'Феномен социального сиротства в современном российском обществе'

Феномен социального сиротства в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
666
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТА / ORPHAN / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / SOCIAL ORPHAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Разумовский Андрей Владимирович

В статье изучена проблема социального сиротства. При увеличивающемся числе исследований, посвященных школьным воспитательным системам, до сих пор отсутствуют работы, основной проблемой которых была бы воспитательная система интернатских учреждений. В современном мире, когда количество детей-сирот в нашей стране постоянно увеличивается, данная проблема обретает не только научную, но и социальную ценность. Для нашей страны на сегодняшний день вопрос сиротства актуален прослеживается непрерывное повышение количества детей-сирот как рефлекс на социально-экономические проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен социального сиротства в современном российском обществе»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Разумовский А.В. Email: Razumovsky642@scientifictext.ru

Разумовский Андрей Владимирович — магистрант, кафедра социальной коммуникации и организации работы с молодежью, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье изучена проблема социального сиротства. При увеличивающемся числе исследований, посвященных школьным воспитательным системам, до сих пор отсутствуют работы, основной проблемой которых была бы воспитательная система интернатских учреждений. В современном мире, когда количество детей-сирот в нашей стране постоянно увеличивается, данная проблема обретает не только научную, но и социальную ценность. Для нашей страны на сегодняшний день вопрос сиротства актуален — прослеживается непрерывное повышение количества детей-сирот как рефлекс на социально-экономические проблемы.

Ключевые слова: сирота, социальное сиротство.

THE PHENOMENON OF SOCIAL ORPHANHOOD IN MODERN

RUSSIAN SOCIETY Razumovsky A.V.

Razumovsky Andrew Vladimirovich — Master's Degree Student, DEPARTMENT OF SOCIAL COMMUNICATION AND YOUTH WORK ORGANIZATION, MOSCOW STATE UNIVERSITY OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION, MOSCOW

Abstract: the article studies the problem of social orphanhood. With the increasing number of studies

on school education systems, there is still no work that would have been the main problem of the

educational system of boarding schools. In the modern world, when the number of orphans in our

country is constantly increasing, this problem is not only scientific, but also social value.

For our country today, the issue of orphanhood is relevant-there is a continuous increase in the

number of orphans as a reflex of socio-economic problems.

Keywords: orphan, social orphan.

УДК 331.225.3

В настоящее время социальное сиротство признается одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем России. Этому способствует утрата духовных ценностей, отход от традиций, снижение благосостояния общества. Точка зрения о том, что социальное сиротство является временной проблемой и скоро себя изживет, оказалась ошибочной и привела только к прекращению исследований данной проблемы, ослабила внимание государства к социальному сиротству. Из-за этого общество оказалось не готово столкнуться с новой волной сиротства.

Для нашей страны на сегодняшний день вопрос сиротства актуален - прослеживается непрерывное повышение количества детей-сирот как рефлекс на социально-экономические проблемы.

До настоящего периода не оказывается поддержка проблемным семьям и детям, живущим в таких семьях, не сформированы специальные центры по работе с семьей, отсутствует действенная просветительская программа, раскрывающая отрицательные последствия сиротства для ребенка и общества, пропагандирующая важность семьи и семейного воспитания.

Нерешенным остается вопрос о формировании психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в особенности в младенческом и дошкольном возрасте.

На сегодняшний день основной причиной социального сиротства является добровольный отказ родителей от несовершеннолетнего ребенка. Чаще всего этот отказ происходит уже в родильном доме. Этот отказ необходимо подтвердить специальным юридическим документом.

Причины отказа в каждом конкретном случае индивидуальны. Исследования показывают, что во время беременности видение матерями будущего не связано с ребенком. Ребенок остается «немыслимым» в будущем у матери. Основными причинами отказов являются психическая и социальная деградация, низкий уровень зарплат и безработица, к которым привели экономический кризис и социальная деградация. Для многих людей институт семьи все еще не представляется ценности.

В институте семьи в наше время замечаются огромные кризисные проблемы. Велико число семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, неспособных прокормить детей.

В связи с этим, в наше время много случаев принудительного изъятия ребенка из семьи с целью защитить его интересы. В основном, детей изымают из неблагополучных семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, страдают от алкоголизма и наркозависимости [1].

Большую тревогу вызывает педагогическая неграмотность родителей, которые часто осуществляют воспитание детей вслепую, не зная возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Кризис института семьи порождает социальное сиротство.

Большинство детей-сирот передается под опеку или на усыновление, лишь 30% от числа таких детей отправляются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учреждения интернатного типа. Но не мотря на увеличение числа детей, направляемых в семью, число детей, попадающих в учреждения интернатного типа, не уменьшается.

Как показывает практика, социальные сироты, у которых не было опыта семейной жизни, зачастую повторяют судьбу родителей, не выполняя свои обязанности. Зачастую это приводит к лишению родительских прав. В связи с этим, самой актуальной проблемой социальных сирот является трудность их социализации.

Как отмечают специалисты, 3-4 месяца беспризорной жизни - это порог десоциализации. Такой режим пагубно влияет на детей, они начинают автоматически усваивать ценности и нормы асоциальной среды.

Практика отправки детей, которые нуждаются в особой поддержке, в учреждения интернатного типа, являющаяся в России практически единственным способом решения проблем таких детей, не только не решает выше озвученные проблемы, но и усиливает их. При помещении в такие учреждения даже на время дети утрачивают связь семьей. Потеря этой связи осложняет возврат к жизни в обществе.

Помимо этого, дети-сироты зачастую подвержены негативным реакциям на социальные процессы, они апатичны и потребительски относятся к жизни. Из-за этого у них возникает иллюзорное видение социальной роли, которое потом реализуется на протяжении всей жизни человека.

Большое количество выпускников учреждений интернатного типа не могут жить самостоятельно, строить свою семью. Между их представлениями о жизни и реальностью существует огромный разрыв, который проявляется в неспособности ориентироваться в условиях реальной жизни, неумении работать, менять свое поведение в соответствии с обстоятельствами.

Выпускники учреждений интернатного типа имеют большие трудности при устройстве на работу, получении жилья, не могут нормально общаться со взрослыми, обустраивать быть, контролировать свой бюджет, отстаивать свои права. В результате этого во многих регионах России почти 50% выпускников учреждений интернатного типа состоят в группе риска -являются лицами без определенного места жительства, совершают преступления, находятся под следствием.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что трудности, которые возникают у социальных сирот при овладении социальными ролями, обусловлены несколькими факторами. Отсутствие эмоционального общения приводит к искажению интеллектуального и личностного развития, что пагубно отражается на процессе социализации. Социальная депривация порождает противоречивое представление ребенка о социальных ролях, побуждает выпускников учреждений интернатного типа занимать в обществе иждивенческую позицию.

Нарушение процесса социализации, в свою очередь, затрудняет процесс адаптации, автономизации и активизации личности выпускников учреждений интернатного типа. Из этого можно сделать вывод, что создание условий для эффективной социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа является актуальной проблемой нашего времени [2].

Основными видами сиротства являются:

1. Биологические сироты - дети, у которых погибли родители,

2. Дети, чьи родители отказались от родительских прав,

3. Дети, чьи родители были лишены родительских прав,

4. Дети, находящиеся в интернате, родители которых не принимают участия в воспитании,

5. Домашние сироты, родители которых не занимаются воспитание детей, но проживают совместно с ними.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что трудности, которые возникают у социальных сирот при овладении социальными ролями, обусловлены несколькими факторами. Отсутствие эмоционального общения приводит к искажению интеллектуального и личностного развития, что пагубно отражается на процессе социализации. Социальная депривация порождает противоречивое представление ребенка о социальных ролях, побуждает выпускников учреждений интернатного типа занимать в обществе иждивенческую позицию.

Нарушение процесса социализации, в свою очередь, затрудняет процесс адаптации, автономизации и активизации личности выпускников учреждений интернатного типа. Из этого можно сделать вывод, что создание условий для эффективной социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа является актуальной проблемой нашего времени.

Список литературы/ References

1. Асильдерова М.М. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст]: учебное пособие / Асильдерова М.М., Явбатырова Б.Г. ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический ун-т». Махачкала: Алеф, 2013. 187 с.

2. Нестеров А.Ю. Социализация и социальная адаптация российских детей-сирот в системе ювенальной институционализации. [Текст]: теория и практика / А.Ю. Нестеров. Москва: ИСПИ РАН, 2014. 312 с.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УЧРЕЖДЕНИИ

ИНТЕРНАТНОГО ТИПА Разумовский А.В. Email: Razumovsky642@scientifictext.ru

Разумовский Андрей Владимирович — магистрант, кафедра социальной коммуникации и организации работы с молодежью, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье изучены особенности социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа. Для нашей страны на сегодняшний день вопрос сиротства актуален — прослеживается непрерывное повышение количества детей-сирот как рефлекс на социально-экономические проблемы. Условия учреждений интернатного типа не способствуют вовлечению воспитанников в общественную жизнь, росту социальной ответственности. Освоение бытовых навыков и умений в таких учреждениях поверхностное, не дает полной картины мира и мало способствует развитию у воспитанников самостоятельности. Ключевые слова: сирота, социализация.

FEATURES OF SOCIALIZATION OF CHILDREN-ORPHANS IN RESIDENTIAL FACILITY Razumovsky A.V.

Razumovsky Andrew Vladimirovich — Master's degree Student, DEPARTMENT OF SOCIAL COMMUNICATION AND YOUTH WORK ORGANIZATION, MOSCOW STATE UNIVERSITY OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION, MOSCOW

Abstract: the article studies the features of socialization of orphans in institutions of residential type. For our country today, the issue of orphanhood is relevant-there is a continuous increase in the number of orphans as a reflex of socio-economic problems. Conditions of institutions of boarding type do not contribute to the involvement of pupils in public life, the growth of social responsibility. The development of household skills and abilities in such institutions is superficial, does not give a complete picture of the world and contributes little to the development ofpupils ' independence. Keywords: orphan, socialization.

УДК 331.225.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.