УДК 37.061
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Л. Л. Васильева
Васильева Людмила Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия Е-mail: [email protected]
Изложены результаты исследования проблемы социального сиротства и факторов ее обусловленности. Представлено понимание социального сиротства как социального феномена, когда большое число несовершеннолетних остается без попечения родителей при наличии таковых. Описаны социально-психологические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с позиции их социализированности и накопления ими личного социального опыта. Проанализирован массив статистических данных, касающихся ситуации социального сиротства в Саратовской области, на основании новейших нормативно-правовых документов. В результате проведенного исследования можно заключить, что специфика условий жизни несовершеннолетних, оказавшихся в категории социальных сирот, определяет результаты их социализации на данном возрастном этапе. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при построении программ профилактики социального сиротства и коррекционно-реабилитационной помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Ключевые слова: социальный риск, сиротство, социальное сиротство, сирота; ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Введение
В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Многообразие барьеров и конфликтов в социальной среде (вооруженные конфликты, природные, техногенные, социальные катастрофы) провоцируют ослабление или отсутствие родительского надзора и опеки над детьми. При этом «надзор не должен сводиться к контролю за поведением ребенка, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ним. Отсутствие такого надзора приводит ребенка в ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами» [1, с. 88]. Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Явление сиротства свидетельствует, в первую очередь, о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. Социализирующее влияние семьи велико - нормы и ценности родителей
становятся основой формирования представлений детей о жизни в обществе, своеобразным трамплином, задающим высоту и направление дальнейшего движения. Как отмечает Л. Е. Тарасова, «позицию, с которой "стартует" современный молодой человек, во многом определяет аскрип-тивный статус его личности, обусловленный происхождением, социальным статусом его родителей, местом рождения и тем географическим и социокультурным пространством, в котором протекает его повседневная жизнь» [2, с. 29]. Отсутствие условий для разностороннего развития ребенка, недостаток внимания к нему родителей, заботы о нем, участия в его радостях и горестях, помощи в учебе, неграмотное воспитание становятся истоком многих проблем, в том числе и социального сиротства.
Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа таких детей, а с другой - неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая в России ориентирована в основном на учет первичных потребностей сирот. В настоящее время сохраняется формальный подход к социальной адаптации и социализации детей этой группы. Повышение эффективности функционирования системы социальной помощи для данной категории лиц связано с координацией деятельности различных институтов на основе индивидуального подхода в работе с детьми-сиротами. В связи с этим необходимо проанализировать социально-педагогические характеристики социального сиротства и рассмотреть существующее положение вещей, отражающее данную проблему (в рамках одного региона).
Теоретический анализ проблемы
Понятие «сиротство» многоаспектно, его можно изучать с точки зрения различных научных дисциплин. В рамках педагогики сиротство - негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей.
По определению, которое дается в социальной педагогике, сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном
© Васильева Л. Л, 2014
порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. [3, с. 55].
Необходимо обратиться к целому ряду понятий, связанных с данной проблемой. Сирота - ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя [4, с. 719]. Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель [5].
Дети-сироты - дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба, или объявлены умершими, или единственный родитель (в соответствии со ст. 45 Гражданского кодекса РФ «Объявление гражданина умершим»).
Напомним основные критерии отнесения детей к категории детей-сирот:
- отказной - несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей по заявлению матери или обоих родителей об отказе, заверенном главным врачом или юристом медицинского учреждения (родильного дома, больницы, дома ребёнка);
- подкидыш - несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, направленный в государственное учреждение правоохранительными органами в соответствии с актом о подкидывании (как правило, речь идёт о малолетних детях, которых родители оставляют на улице, в магазине, на вокзале, в других местах с целью, чтобы государство взяло на себя заботу об их содержании и воспитании);
- отобранный - несовершеннолетний, права родителей которого ограничены судом (принудительное отобрание), в том числе по не зависящим от родителей причинам (хронические заболевания, психическое расстройство и др., в соответствии со ст. 73, 74 Семейного кодекса РФ). Такой статус несовершеннолетнего возможен по решению суда о лишении родительских прав (ст. 77, 78 Семейного кодекса РФ), о признании родителей недееспособными или ограниченно дееспособными (ст. 29, 30 Гражданского кодекса РФ);
- подопечный - несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, переданный под опеку до 14 лет или попечительство до 18 лет граждан или в государственные учреждения (гл. 20 «Опека и попечительство» Семейного кодекса РФ; ст. 31-38 Гражданского кодекса РФ).
Дети, оставшиеся без попечения родителей, -дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по различным причинам [3, с. 37]. К основным причинам появления данной категории детей относятся:
- отсутствие родителей или лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах;
- признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявление их умершими;
- нахождение родителей в лечебных учреждениях или местах лишения свободы;
- уклонение родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов;
- отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
- иные случаи признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
С середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост данного явления наблюдается во многих странах мира (во Франции, Испании, Италии и др.). В настоящее время проблема именно социального сиротства детей актуальна для Российской Федерации. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем. При этом понятие «социальное сиротство» отсутствует в Семейном кодексе РФ, имеется только термин «дети, оставшиеся без попечения родителей».
На наш взгляд, трактовать данный термин можно следующим образом. Социальное сиротство - это социальный феномен, означающий большое число несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей при наличии таковых.
Анализируя данные различных исследований, в числе непосредственных причин социального сиротства выделяются следующие: добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью; принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с семьями, находящимися в социально опасном положении, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т. д. [6].
К факторам риска, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:
1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;
2) кризис семьи: ее распад, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях, а дети находятся в детских домах);
3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;
4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги [7];
5) неэффективная государственная политика по разработке четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;
6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;
7) развитие детской и молодежной субкультур, не основанных на традиционных нормах духовности и нравственности;
8) рост влияния массовой культуры на субкультуру молодого поколения, как следствие, разрыв поколений, пропаганда через СМИ новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;
9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав [8];
10) отсутствие положительного опыта семейной жизни у детей-сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях: они часто повторяют судьбу своих родителей, впоследствии лишаясь родительских прав и тем самым расширяя поле социального сиротства.
Обратимся к характеристике детей, относящихся к категории социальных сирот. «Социальные сироты - дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав» [3, с. 55]. Социальным сиротой называют ребенка, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. Необходимо обратить внимание, что к данной группе относятся и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о них. Также дети относятся к группе социального сиротства, когда их основные материальные, эмоциональные, медицинские и образовательные потребности не находят удовлетворения, или когда дети подвергаются насилию из-за того, что их опекуны не способны или не желают обеспечивать адекватный уход за ними.
Психологические, социально-педагогические, материальные и т. п. условия жизни и воспитания социальных сирот определяют специфику их индивидуального социального опыта и, как следствие, результат социализации на данном возрастном этапе. По словам Т. Н. Черняевой, «в процессе формирования социального опыта ребенок априо-
ри должен сталкиваться с различными барьерами, трудностями, рисками, преодоление которых и позволяет ему осознавать социальную сущность окружающих его предметов, вещей и событий» [9, с. 82]. Но риски, с которыми сталкиваются дети, оставшиеся без попечения родителей, зачастую слишком серьезны для несовершеннолетних и предстают в виде трудной жизненной ситуации, с которой справится не всякий взрослый.
Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, характеризуются отставанием в социализации - несвоевременным усвоением тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести и часто приводит к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению воле антиобщественных элементов. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, когда изначально ребенок находится в ситуации перехода от детства к взрослости. «Подобное состояние транзита само по себе создает ситуацию неопределенности, кроме того, отсутствие социального опыта, склонность к социальным инновациям, желание "попробовать в жизни все" еще более усиливают риски» [10, с. 19]. Следует обратить внимание на то, что «оценка своего возможного складывается на основе уже достигнутого. Вместе с тем оценка своих возможностей и готовность к их реализации проявляются в характеристиках функциональной взаимосвязи регуляторных образований личности» [11, с. 28].
Нарушения социализации у большого числа социальных сирот проявляются в процессе школьной адаптации. Пропуски занятий быстро приводят к пробелам в знаниях, отсутствие общих школьных интересов - к многочисленным конфликтам с одноклассниками и педагогами. «Испытывая неуспех в интеллектуальной деятельности и учебе, эти школьники в процессе эмоциональной десенсибилизации научаются не реагировать на объективные трудности во взаимодействиях с окружающей действительностью и компенсируют данные трудности положительными эмоциями, испытываемыми в процессе взаимодействий с более широкой внешкольной средой» [12, с. 8]. Все это усугубляется невниманием родителей к проблемам ребенка, отсутствием поддержки с их стороны, а если специалисты общеобразовательной организации не смогут вовремя оказать квалифицированную помощь такому ребенку, то он с большой вероятностью приходит к социальной дезадаптации. Это подтверждают данные о дальнейшей судьбе выпускников государственных сиротских учреждений. Согласно анализу Генеральной прокуратуры РФ за 2009 г. о выпускниках сиротских учреждений, 10% кончают жизнь самоубийством, 40% попадают в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% становятся преступниками и лишь 10% частично адаптируются в обществе [13, с. 8].
Динамика социального сиротства
По данным Государственного доклада «О положении детей в РФ», в настоящее время в Российской Федерации около 800 тыс. официально зарегистрированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это составляет 2,5% от численности всего детского населения в возрасте 0-17 лет, а в некоторых регионах достигает 15-20%. Ежегодно более 130 тыс. детей лишаются родительского попечения: 70% из них уходят в семьи, 30% - в детские интернаты на полное государственное обеспечение. Продолжает увеличиваться число детей, оставшихся без попечения родителей в раннем возрасте.
В интернатных учреждениях всех ведомств живут и воспитываются, помимо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще около 250 тыс. детей, которые также ограничены или полностью лишены родительской заботы и являются группой ближайшего риска по формированию социального сиротства [14]. Проблема представляется еще более масштабной, если учесть безнадзорных и беспризорных детей (по разным экспертным оценкам, от 1 до 3 млн) - так называемое скрытое социальное сиротство, когда родители не лишены прав, но и не занимаются воспитанием своих детей.
В городе Саратове, по данным министерства социального развития Саратовской области, к сентябрю 2013 г. зафиксировано 1685 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области - 9921 несовершеннолетний из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для сравнения: на 1 февраля 2013 г. этот показатель составлял 9728 детей (т. е. количество детей данной категории увеличилось на 193) [15].
Аналитические данные за более обширный срок приведены в документе регионального значения «Стратегия действий в интересах детей Саратовской области на 2013-2017 годы» [15].
Ежегодно увеличивается доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях, с 72,5% -в 2008 г. до 77,5% - в 2011 г. Благодаря принимаемым мерам по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наметилась динамика сокращения числа воспитанников государственных учреждений: по сравнению с прошлым годом контингент воспитанников сократился на 12% [15].
В 2012 г. в регионе действовали 45 государственных образовательных учреждений, в том числе 21 учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (13 детских домов, 2 общеобразовательные школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 5 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
VIII вида), в которых воспитываются 4569 детей (в 2011 г. - 4289 человек), в том числе:
1178 (в 2011 г. - 1626) (25,8%) - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
2386 (52,2%) - дети с ограниченными возможностями здоровья (в том числе 795 детей-инвалидов);
450 (9,8%) - дети, нуждающиеся в длительном лечении;
555 (12,2%) - дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально незащищенных семей [15].
Одним из приоритетных направлений деятельности учреждений является социальная адаптации воспитанников, подготовка их к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение.
Заключение
Социальные сироты относятся к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства. В Саратовской области, как утверждается в «Стратегии действий в интересах детей Саратовской области на 2013-2017 годы», на областном уровне создана вся необходимая нормативная база, которая позволяет развивать семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [14]. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации и способствует формированию их позитивного социального опыта и успешной социализации. Отношение государства к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, к которым, в первую очередь, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества.
Библиографический список
1. Васильева Л. Л. Социально-педагогические риски : безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 86-91.
2. Тарасова Л. Е. Социокультурное пространство как фактор социальной адаптации личности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1.
С. 27-30.
3. Государственный экзамен по социальной педагогике : требования, программа, тезаурус (ч. I) / под общей ред. Т. Н. Черняевой. Саратов, 2013. 66 с.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов. М., 2008. 944 с.
5. Пакет нормативно-правовых актов Российской Федерации по социальной защите семьи и детей : в помощь социальному педагогу / сост. Т. Н. Черняева, З. В. Шу-ралева. Саратов, 2006. 264 с.
6. Смагина Л. И., Василькова Ю. В. Сиротство как социальная проблема. Минск, 1999. 100 с.
7. Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие М., 2010. 240 с.
8. Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы. М., 2008. 267 с.
9. Черняева Т. Н. Социально-педагогические риски формирования социального опыта ребенка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 81-86.
10. Тарасова Л. Е. Проявление кризиса ранней взрослости в группах с разной структурой социальной ситуации развития // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 18-21.
11..Бочарова Е. Е. Готовность к риску как личностный потенциал субъектной регуляции // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 27-33.
12.ГригорьеваМ. В. Взаимосвязь внешних и внутренних факторов школьной адаптации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2009. Т. 2, вып. 2. С. 3-8.
13. Васильев Б. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России // Социальное обеспечение. 2010. № 3. С. 8-12.
14. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» (2010 год) // ИА «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55087982/#ixa38133cvr4R (дата обращения: 11.01.2014).
15.Стратегия действий в интересах детей Саратовской области на 2013-2017 годы (Приложение к постановлению Правительства области от 5 февраля 2013 года № 46-П) // Собрание законодательства Саратовской области: официальное издание. 2013. № 5. С. 1571-1588.
Socio-Pedagogical Characteristics of Social Orphanhood
Ludmila L. Vasilieva
Saratov State University
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
The article presents results of the study of the problem of social orphanhood and its conditioning factors. It also presents understanding of social orphanhood as a social phenomenon, which means that there is a large number of minors, who are deprived of parental care. The article describes socio-psychological characteristics of orphans and children deprived of parental care from the perspective of their socialization and accumulation of personal social experience. The article analyzes statistical data regarding social orphanhood in Saratov region, which is based on the newest legal documents. The author comes to the conclusion that the specifics of life conditions for minors, who fall into the category of social orphans, determines the results of their socialization at this age. The applied aspect of the problem under study can be implemented within prevention programs on social orphanhood and correctional and rehabilitation assistance to children deprived of parental care. Key words: social risk, orphanhood, social orphanhood, orphan, a child deprived of parental care.
References
1. Vasil'eva L. L. Social'no-pedagogicheskie riski: beznadzor-nost' i besprizornost' nesovershennoletnih (Socio-pedagog-ical risks: neglect and juvenile delinquency). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Pedagogics. Psychology, 2011, vol. 4, iss. 2, pp. 86-91 (in Russian).
2. Tarasova L. E. Sotsiokul'turnoe prostranstvo kak faktor sotsial'noj adaptatsii lichnosti molodezhi (Socio-cultural space as a factor of social adaptation of young person). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Pedagogics. Psychology, 2013, vol. 2, iss. 1, pp. 27-30 (in Russian).
3. Gosudarstvenny ekzamen po social'nojpedagogike: tre-bovaniya, programma, tezaurus (chast'I) (State examination in social pedagogy: requirements, program, thesaurus: in 3 p.). Ed. by T. N. Chernyaeva. Saratov, 2013. 66 p. (in Russian).
4. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyja slovar' russkogo yazyka (Dictionary of Russian language). M., 2008. 944 p. (in Russian).
5. Paket normativno-pravovykh aktov Rossiyskoy Federacii po social'noy zashhite sem'i i detey: vpomoshh'social'nomu pedagogu (Sostaviteli T. N. Chernyaeva, Z. V. Shuraleva) (Package of legal acts of the Russian Federation for the social protection of families and children: to help social educator. Orattors: T. N. Chernyaeva, Z. V. Shuraleva). Saratov, 2006. 264 p. (in Russian).
6. Smagina L. I. Sirotstvo kak sotsial'naya problema (Orphanhood as a social problem). Minsk, 1999. 100 p. (in Russian).
7. Vasil'kova T. A., Vasil'kova Ju. V. Sotsial'naya pedagogika: uchebnoe posobie (Social pedagogy: a tutorial). M., 2010. 240 p. (in Russian)
8. Pavlenok P. D. Metodologiya i teoriya sotsial'noy raboty (Methodology and theory of social work). M., 2008. 267 p. (in Russian).
9. Chernyaeva T. N. Sotsial'no-pedagogicheskie riski formi-rovaniya sotsial'nogo opyta rebenka (Socio-pedagogical risks of formation of social experience of the child). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Pedagogics. Psychology, 2011, vol. 4, iss. 2, pp. 81-86 (in Russian).
10.Tarasova L. E. Proyavlenie krizisa ranney vzroslosti v gruppah s raznoy strukturoy social'noy situatsii raz-vitiya (Manifestation of the crisis of early adulthood in groups with different structures of the social situation of development). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Pedagogics. Psychology, 2012, vol. 1, iss. 3, pp. 18-21 (in Russian).
11. Bocharova E. E. Gotovnost' k risku kak lichnostnyj potential subektnoy regulyacii (Willingness to take risks as personal potential subject regulation). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Pedagogics. Psychology, 2011, vol. 4, iss. 2, pp. 27-33 (in Russian).
12.Grigor'eva M. V. Vzaimosvyaz' vneshnikh i vnutrennikh faktorov shkol'noy adaptatsii (Interconnection of external and internal factors of school adaptation). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Pedagogics. Psychology, 2009, vol. 2, iss. 2, pp. 3-8 (in Russian).
13.Vasil'ev B. N. Sotsial'noe obsluzhivanie sem'i i detey v Rossii (Social services for families and children in Russia).
Social'noe obespechenie (Social Security). 2010, no. 3, pp. 8 (in Russian). 14. Gosudarstvennyj doklad Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija RF ot 17 nojabrja 2011 g. «O polozhenii detej v Rossijskoj Federacii» (2010 god) // IA «Garant» (State report of the ministry of health and Social development of the Russian Federatoin of 17 November 2011 «On the Sotuation of children in the Russian Federation (2010)»). http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55087982/#ixa38133cvr4R. Available at: 11.01.2014.
УДК 159.946.3
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ СТ1 РЕЧЕВОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ
М. О. Орап
Орап Марина Олеговна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк, Украина E-mail: [email protected]
Представлены результаты эмпирического изучения динамических характеристик речевого опыта личности. В разрабатываемой нами теоретической концепции речевого опыта личности последний рассматривается как система, суть которой процесс, продукт обработки и представления в речевой форме результатов взаимодействия субъекта с окружающим, которое делает возможным и упорядочивает речевое освоение мира личностью. В статье проанализированы результаты исследования внешней структуры речевого опыта в двух возрастных группах - детей младшего школьного возраста (194 респондента) и периода «ранняя взрослость» (386 респондентов) с помощью метода факторного анализа. Изложены основное содержание и интерпретация полученных факторов. Результаты сравнения содержания факторов в двух возрастных группах позволяют обозначить динамику развития внешней структуры: развитие осуществляется путем интеграции - объединения отдельных частей в единое целое, при этом части не механически сливаются друг с другом, а диалектически изменяются, приобретая новые качества. Генерализация отдельных частей приводит к появлению трех факторов во взрослом возрасте, которые обнаруживают четкую направленность на опосредование речевого освоения мира личностью. Ключевые слова: опыт, речь, речевой опыт личности, факторный анализ, интеграция внешней структуры речевого опыта.
Введение
Современная психология изучает опыт в разных аспектах, отмечая, что он формируется, с одной стороны - глубинными семантическими и синтаксическими универсалиями [1], текстом как способом организации содержания опыта [2], а с другой - ментальными структурами репрезентации знаний [3, 4] и когнитивными схемами [5]. Речь в функционировании человеческого опыта выполняет функцию интерпретации действительности [2], оформления когнитивных структур [6], оформления репрезентативных схем [3], что, в
15. Strategiya deystviy v interesah detey Saratovskoy oblasti na 2013-2017 gody (Prilozhenie k postanovleniyu Pravitel'stva oblasti ot 5 fevralya 2013 goda № 46-P) (Strategy of Action for Children Saratov region in the years 2013-2017). Annex to the Resolution Goverment area from February 5, 2013). Sobranie zakonodatel'stva Saratovskoy oblasti: Ofitsial'noe izdanie (Meeting of the legoslation the Saratov region: official publication). 2013, no. 5, pp. 1571-1588 (in Russian).
итоге, направлено на осуществление адекватного познания и реализацию наиболее оптимального взаимодействия субъекта со средой. Как отмечала А. А. Залевская, «речевой механизм человека представляет собой многоплановый феномен, исследование которого предполагает проявление особенностей строения (т. е. определенной структуры с учетом наличия специфических единиц и их многоуровневой организации), процессов и их результатов» [7, с. 63]. Следовательно, речевой опыт в сознании субъекта выполняет функцию накопления, интерпретации и актуализации наиболее оптимальных путей речевого освоения мира. Нами разработана теоретическая модель речевого опыта личности, которая требует эмпирического исследования.
Теоретический анализ проблемы
Современное состояние разработки проблемы речи характеризуется актуализацией исследований, посвященных закономерностям функционирования речи во взаимодействии с другими высшими психическими функциями. Внимание ученых сосредоточено на комплексных феноменах сознания, сочетающих интеллектуальные, когнитивные, речевые и личностные психические процессы. Исследования языковой личности (Ю. Д. Апресян, В. И. Беликов, Е. Р. Боринштейн, Ю. Н. Караулов, С. О. Сухих, Н. А. Фомина), языковой картины мира (Ю. А. Аксенова, Л. Д. Готов-кина, Е. С. Кубрякова, И. А. Стернин), языковой и речевой компетенции (Е. Д. Божович, А. А. За-левская, И. А. Зимняя), вербального интеллекта (О. С. Логинова, Н. П. Локалова, М. Л. Смульсон, М. А. Холодная, Т. П. Шемякина) демонстрируют, что речь в сознании личности, сочетаясь многообразными взаимосвязями с другими феноменами сознания, образует сложную систему, которая
© Орап М. О., 2014