Научная статья на тему 'Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности'

Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5302
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ СИРОТ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ СИРОТ / ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ / ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / АГРЕССИЯ / ПРОЦЕСС САМОРЕГУЛЯЦИИ / УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ORPHAN CHILDREN / SOCIALIZATION OF ORPHANS / INSTITUTIONS FOR ORPHANS / PREPARATION FOR INDEPENDENT LIFE / INTEGRATION INTO SOCIETY / DISADAPTATION / EDUCATION OUT OF FAMILY / AGGRESSION / SELF-CONTROL PROCESS / CONDITIONS FOR SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сапожникова Татьяна Ильинична, Логинова Екатерина Николаевна

Статья посвящена проблеме социализации сирот. В центре внимания - анализ особенностей формирования ценностных ориентаций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитываются в специальных учреждениях. Выявлены факторы, препятствующие успешному формированию ребенка как личности и определены благоприятные условия этого процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сапожникова Татьяна Ильинична, Логинова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of Child Care Institutions' Pupils: Peculiarities of Formation of an Orphan as Personality

Article is devoted to the problem of socialization of orphans being in child care institutions. The main attention is paid to the analysis of formation features of valuable orientations of orphan children and children without parental support who are brought up in special establishments, and also the factors of successful formation of a child as personality are defined

Текст научной работы на тему «Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности»

УДК 316.35

Сапожникова Татьяна Ильинична Tatjana Sapozhnikova

Логинова Екатерина Николаевна Ekaterina Loginovа

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИРОТЫ КАК ЛИЧНОСТИ

SOCIALIZATION OF CHILD CARE INSTITUTIONS' PUPILS: PECULIARITIES OF FORMATION OF AN ORPHAN AS PERSONALITY

Статья посвящена проблеме социализации сирот. В центре внимания — анализ особенностей формирования ценностных ориентаций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитываются в специальных учреждениях. Выявлены факторы, препятствующие успешному формированию ребенка как личности и определены благоприятные условия этого процесса

Ключевые слова: дети-сироты; социализация сирот; учреждения для сирот; подготовка к самостоятельной жизни; интеграция в общество; дезадаптация; агрессия; процесс саморегуляции; условия для социализации

Article is devoted to the problem of socialization of orphans being in child care institutions. The main attention is paid to the analysis of formation features of valuable orientations of orphan children and children without parental support who are brought up in special establishments, and also the factors of successful formation of a child as personality are defined

Key words: orphan children; socialization of orphans; institutions for orphans; preparation for independent life; integration into society; disadaptation; education out of family; aggression; self-control process; conditions for socialization

Одной из приоритетных задач государства является воспитание здорового, полноценного поколения с четкой гражданской позицией. Реализация поставленной цели невозможна без внимания к такой проблеме, как рост беспризорности и безнадзорности, детской преступности и проституции. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на 1 млн) [4], имеет в своей основе кризис семьи. Небывалый ду-

ховный, политический, экономический, социальный кризис, который наблюдается в настоящее время в России, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации.

Резкое падение жизненного уровня населения вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его содержать и воспитывать. Кризисные явления в российском обществе усилили рост преступности, алкоголизма, психических заболеваний, наркомании, расширив

истоки детского неблагополучия. В результате этого с каждым годом увеличивается число учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детям, попавшим в названные жизненные ситуации, присущ крайне низкий уровень социализации.

В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей.

Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. По данным исследований, 40 % детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40 % — наркоманами, 10 % — заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % — способны к полноценной самостоятельной жизни [4].

На фоне увеличивающегося числа учреждений для сирот в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучению особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, посвятили свои труды многие ученые. Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж. Боулби. В России разработкой теоретических и практических аспектов, связанных с проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимались такие ученые как Г.В. Семья,

И.Ю. Дементьева, Е.И. Морозова. Л.В. Бадя провела большую работу по анализу исторического опыта социальной работы в России [2]; В.В. Беляков изучал проблемы детей-сирот в годы Великой Отечественной войны; Г.М. Иващенко занимался проблемами, методикой и опытом социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях. В.И. Слуцкий исследовал влияние феномена общественной собственности на формирование личности воспитанников детских домов. И.Б. Назарова работала над определением основных факторов, оказывающих негативное воздействие на социальную адаптацию воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа. Еще одно серьезное исследование на эту тему — изучение детей в школе-интернате, проведено под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них. Исследование на тему развития детей, оставшихся без попечения родителей, и разработка методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения и определения новых подходов к ее решению. На наш взгляд, особенно актуализируется проблема включения детей-сирот в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее

требования, но и изменять эту среду, влиять на нее [9].

Социализация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе [9].

В социализации детей, важнейшую роль играет семья. От того, в каких условиях растет и развивается ребенок, зависит его физическое и эмоциональное состояние.

Семейное воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности, ибо оно затрагивает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных взаимоотношениях детей и родителей.

Что касается воспитания вне семьи, например, в специальных учреждениях, то во многих отечественных исследованиях высказывается идея формирования особого типа личности у ребенка детского дома. Авторы описывают формирование личности с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения.

Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения — ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией — тенденция к излишне бурному реагированию, обиде [1].

Для детей из специальных учреждений специфичен особый тип общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ученые указывают на гипертрофированную потребность в общении с взрослыми. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность последнего и создает специфический тип общения со взрослым,

который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками. У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, склонности переложить всю ответственность на окружающих [3].

Ограничение общения и деятельности детей-сирот преимущественно искусственной социальной средой детского дома приводит к тому, что у них не развиваются в должной мере навыки жизнедеятельности в обычной социальной среде сверстников и взрослых (недостаточно формируется инициативность).

Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется агрессивная, негативная позиция по отношению к другим людям. Дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам и в процессе общения оказываются не способными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими людьми.

Особая проблема в условиях детского дома связана с феноменом «мы». Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» — чувство, отражающее причастность именно к своей семье. В жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях. У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту — одни правила для своих, а совершенно другие — для «чужих» [10].

Таким детям присущ особый социальный статус «ничейности» — никто ими не интересуется, по существу, они никому не нужны, что порождает состояние незащищенности, неуверенности в себе, в своем будущем. Официальные категорические

нормативы, с одной стороны, положительны: дисциплина, организация жизнедеятельности, с другой — отрицательны: ограничивается возможность личностного выбора в поведении, удовлетворение потребности в самореализации. Отмечается дефицит общения воспитанников со взрослыми, минимум индивидуальных контактов. Все это затрудняет осознание своего «Я», своей уникальности, замедляет развитие эмоциональной сферы, познавательной деятельности [6].

Феномен «общественной собственности» затрудняет формирование адекватного отношения к себе и другим, т.к. вещи и предметы имеют для детей не столько определенную потребительскую ценность, сколько помогают им подтвердить свою самость, материализовать свое «Я».

Лишение индивидуальности, обезличивание порождается особой коммунальной организацией быта. Жизнь ребенка в детском доме основана на зависимости воспитанника от персонала. Это проявляется в невозможности получить объективную и достоверную информацию, принимать решения о своем будущем, поскольку считается, что ребенок не способен самостоятельно решать вопросы, касающиеся собственного благополучия.

Специфические особенности самосознания личности ребёнка-сироты состоят в том, что воспитанники детских домов зачастую не знают и не принимают себя как личность, вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий они, как правило, претендуют на признание в своей среде через физическую силу, агрессию, асоциальные формы поведения. У детей не развивается ответственное отношение к собственной жизни, для них характерно проживание по групповому, нравственному нормативу, ориентация на групповую совесть и поруку, что откладывает отпечаток на самосознание детей.

Важное место в жизнедеятельности воспитанников детского дома занимает проблема жёсткой регламентации и контроля извне. Процесс саморегуляции затруднён, внешнее поведение не заменяется пос-

тепенно на внутренний самоконтроль, что затрудняет развитие автономности, инициативности, освоение социально-ролевых позиций.

Одна из важнейших проблем выпускников детских домов — это процесс перехода от опеки к самостоятельности. Они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, взаимодействия с другими людьми, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи, с формированием здорового, полноценного образа жизни [11] и многими другими. После выпуска из детского дома бывшие воспитанники продолжают сохранять социальные связи преимущественно в своей среде, роль сироты часто реализуется в течение всей жизни. Часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставляют себя им [8].

Исходя из сказанного, среди приоритетных направлений социализации в детском доме должно стать создание условий, способствующих успешной социализации детей-сирот через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений.

Для воспитательного процесса детского дома необходимо использование таких форм и методов работы, которые были бы направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, самоутверждение в ней и через нее в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности [7].

Таким образом, в результате ряда причин социализация воспитанников детского дома может быть затруднена. Это и жесткая регламентация времени, и формальная организация среды детского дома, коммунальная организация быта, ограниченность неформального внешнего общения.

Процесс социализации детей, формирование предпосылок их интеграции в общество должен осуществляться комплексно и требует включения в воспитательный процесс специального содержания, направленного на развитие личности ребенка, его самосознания, обогащения социальных

представлений, обучение культуре общения и взаимоотношений с окружающими людьми навыкам социально-бытовой ориентировки, приобщение к культурным, историческим традициям, общечеловеческим ценностям.

Наиболее слабым аспектом в общей характеристике социально-личностного развития выпускников сиротских учреждений является их недостаточная личностная готовность к процессам взаимодействия с людьми. Результаты исследования степени готовности воспитанников-сирот — учащихся старших классов интерната к самостоятельной жизни показали, что её низкий уровень вызван несформиро-ванностью необходимых ценностных ори-ентаций, личностных качеств, знаний и навыков, обусловленных не только нарушениями психофизического и интеллектуального развития, но и отсутствием или недостаточностью соответствующей работы психолога образовательного учреждения [5]. В качестве основных направлений работы по коррекции нарушений личностного становления детей-сирот можно выделить следующие: развитие самооценки; развитие образа «Я» и образа окружающего мира; развитие установки и отношения к себе как полноценному человеку; создание пространства ( как межличностного, так и профессионального) для реализации такой установки и отношения.

Оценка социальной зрелости личности воспитанника сиротского учреждения должна основываться на таких личностных свойствах, как эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень самоконтроля при общении в коллективе, спокойствие, доверчивость. Решающее условие, позволяющее говорить о возможности успешного жизнеустройства выпускника школы-интерната, — чувство удовлетворённости своим положением, своей работой, взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками. В основе критериев оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни лежат:

1) адекватное профессиональное самоопределение;

2) готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи;

3) соответствие моральным нормам и требованиям общества;

4) использование личного опыта в изменяющихся условиях [10].

В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности — ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Этому во многом будет способствовать активное участие детей-сирот в работе детской организации при условии совместной деятельности детей и взрослых, т.е. сотрудничестве. Необходимо предоставлять детям возможность предлагать свои варианты предстоящей деятельности, обустройства жизни и быта, оформления учебных помещений и двора, и прийти им на помощь.

Таким образом, для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции выпускника, адекватной оценки себя и других в социуме педагогам и специалистам интернатного учреждения и органам власти, компетентным в данной сфере, следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; способность к творческой деятельности, умение решать проблемные ситуации. Именно эти аспекты следует усиливать в образовательном процессе как в учебных занятиях, так и во внеурочное время.

Подытожив сказанное, выделим основные характерные черты детей, воспитывающихся в детских домах. Воспитанники

детских домов не способны устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими людьми. Им присуща агрессивная позиция по отношению к другим людям. Они не принимают себя как личность, у них отсутствует набор ценностных ориентаций, личностных качеств, знаний и навыков. Сироты, привыкшие к иждивенчеству, не умеют заботиться о себе, о своем будущем, они знают, что им некому помочь. Они не подготовлены к самостоятельной жизни.

Среди главных направлений по совершенствованию социализации детей-сирот мы выделяем формирование положительного отношения к труду, обеспечение продуктивности социальных контактов и становление четкой жизненной перспективы. В этом должны быть заинтересованы не только работники социальных учреждений, педагоги, органы власти, но и общество в целом для сохранения социальной стабильности и гармоничного развития.

Литература

1. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. 2006. № 3. С. 54-63.

2. Бадя Л. В. Исторический опыт социальной работы в России. М.: Рос. академ. образования, 1994. 203 с.

3. Барябина Е.Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов // Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. Саратов, 2001. С. 36-38.

4. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2011. № 4. С. 12-15.

5. Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. 2008. № 6. С 8-13.

6. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. 2003. № 3. С. 69-73.

7. Климантова Г.И., Федотовская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Основные проблемы социального развития России. 2009. № 20. С. 97.

8. Короткова Т. Сирота под защитой // Социальная защита. 2005. № 10. С. 35.

9. Клочко Ю.Н., Ермилова Н.Ю., Клочко А.Ю. Социализация личности, её социальный статус и социальная роль [Официальный сайт Северо-Кавказского федерального университета] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ncstu.ru (24.11.2012 г. — дата обращения).

10. Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. 2007. № 5. С. 27-29.

11. Романова И.В. Категория «образ жизни» в отечественной и зарубежной научной литературе // Вестник ЗабГУ. Чита: ЗабГУ, 2012. № 10 (89). С. 63-78.

Bibliography

1. Astojanc M.S. Detisiroty: analiz zhiznennyh praktik v uslovijah internatnogo uchrezhdenija // So-cis. 2006. № 3. S. 54-63.

2. Badja L.V. Istoricheskij opyt social'noj ra-boty v Rossii. M.: Ros. akadem. obrazovanija, 1994. 203 s.

3. Barjabina E.N. Problemy socializacii vypusk-nikov detskih domov i internatov // Social'noe nera-venstvo i obrazovanie: problemy, issledovanija, dejstvi-ja. Saratov, 2001. S. 36-38.

4. Breeva E.B. Socialnoe sirotstvo. Opyt sociolo-gicheskogo obsledovanija // Sociologicheskie issledovanija. 2011. № 4. S. 12-15.

5. Gudonis V. Issledovanie social'nyh navykov vospitannikov detskogo doma // Defektologija. 2008. № 6. S. 8-13.

6. Dement'eva I. Deti, nuzhdajushhiesja v gosu-darstvennoj pomoshhi i podderzhke // Social'naja pe-dagogika. 2003. № 3. S. 69-73.

7. Klimantova G.I., Fedotovskaja T.A. O profilak-tike besprizornosti i beznadzornosti nesovershennolet-nih, nahodjashhihsja v trudnoj zhiznennoj situacii // Osnovnye problemy socialnogo razvitija Rossii. 2009. № 20. S. 97.

8. Korotkova T. Sirota pod zashhitoj // Social'na-ja zashhita. 2005. № 10. S. 35.

9. Klochko Ju.N., Ermilova N.Ju., Klochko A.Ju. Socializacija lichnosti, ejo social'nyj status i social'naja rol' [Oficial'nyj sajt Severo-Kavkazskogo federal'no-go universiteta] [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostu-pa: http://www.ncstu.ru (24.11.2012 g. — data ob-rashhenija).

10. Peskova M.E. Osobennosti formirovanija zhi-znennogo opyta u vospitannikov detskogo doma // De-fektologiya. 2007. № 5. S. 27-29.

11. Romanova I.V. Kategorija «obraz zhizni» v otechestvennoj i zarubezhnoj nauchnoj literature // Vestnik ZabGU. Chita: ZabGU, 2012. № 10 (89). S. 63-78.

Коротко об авторах

Briefly about the authors

Сапожникова Т.И., канд. социол. наук, доцент, каф. «Государственное муниципальное управление», Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) [email protected]

Т. Sapozhnikova, Candidate of Sociological sciences, associate professor, Transbaikal State University

Научные интересы: геронтосоциология, социология управления

Scientific interests: gerontosociology, management sociology

Логинова Е. Н., аспирант, Забайкальский государственный университет [email protected]

Научные интересы: социология управления, государственная и региональная политика в социальной сфере; социальное проектирование; государственная политика в сфере защиты детей-сирот; особенности социализации сирот

E. Loginovа, postgraduate student, Transbaikal State University

Scientific interests: orphanhood problems; socialization of orphans, state and regional policy in social sphere; social design; state policy in the sphere of protection of orphan; features of orphans' socialization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.