Научная статья на тему 'Спортизированное физическое воспитание в контексте формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома'

Спортизированное физическое воспитание в контексте формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СПОРТИЗИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / RESILIENCE PERSONALITY / EDUCATIONAL SYSTEM / SPORTS PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байер Елена Александровна

Раскрыты аспекты проблемы развития жизнестойкости личности в условиях детского дома. Разработана педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания и дано экспериментальное обоснование ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байер Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disclosed aspects of resilience of the individual in terms of children's home. Developed educational system formation viability of orphans in the process of physical education and sports given experimental study of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Спортизированное физическое воспитание в контексте формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.011.3

СПОРТИЗИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Е.А. Байер

Раскрыты аспекты проблемы развития жизнестойкости личности в условиях детского дома. Разработана педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания и дано экспериментальное обоснование ее эффективности.

Ключевые слова: жизнестойкость личности, педагогическая система, спортизированное физическое воспитание, дети-сироты.

В условиях нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). В государственных учреждениях, воспитательные системы далеки от совершенства, дети-сироты часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Обществом заявлена необходимость формирования нового жизнестойкого поколения детей-сирот, умеющих адаптироваться и интегрироваться в социуме. Воспитать жизнестойкую личность - значит сформировать у ребенка-подростка реалистическое отношение к жизни. Конкретных разработок концепций жизнестойкости в педагогической практике пока не было, только назывались качества, которые должны присутствовать в такой личности. Жизнестойкость способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья. Это установка, которая придаёт жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Проблема развития жизнестойкой личности в условиях детского дома отвечает тенденциям развития современного образования по созданию оптимальных условий для открытия им нового опыта, новых

ценностей и смыслов жизни.

Целью исследования была разработка педагогической системы «Формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания в условиях детского дома». В контексте современного качества образования с учетом потенциала понятий «самоопределение личности», «самоорганизация личности», «жизнеспособность личности» как интегративных показателей личностного становления для развития в сложном мире позволит обеспечить устойчивость инновационного развития образовательной системы детского дома в будущем.

В ходе теоретического исследования мы выявили личностные характеристики жизнестойкости: целеустремленность, воля, дисциплинированность и др., умение быстро адаптироваться к новым условиям. Имея такие качества, развивая их в себе, ребёнок становится сильным, упорным и крепким. Жизнестойкий всегда преодолевает те или иные трудности, связанные с волевыми усилиями, а также он является физически и психически здоровым человеком, умеющим адаптироваться в социуме. Подводя итоги теоретического исследования, нам представляется возможным построить теоретическую модель жизнестойкости на основе четырех компонентов, которые являются базовыми и фундаментальными для формирования жизнестойкой личности: педагогический, психологический, социальный, физический компоненты. Каждый из компонентов, в свою очередь, имеют по три модельных характеристики, представляющие конкретные особенности жизнестойкой личности, перечисленные выше. В практическом применении модели жизнестойкой личности мы рассматриваем с позиции самого структурного компонента, его составных частей, критериев оценки (механизм диагностики), показателей (низкий, средней, высокий) и уровня проявления (слабое, недостаточное, высокое)

В работах В.В. Белоусовой [3], В.П. Филина [5] и др. отмечается взаимосвязь между занятиями спортом, умственным развитием и нравственным воспитанием детей и подростков, обосновывается положение о том, что занятия спортом при определенных условиях помогают воспитывать у них моральные качества, которые проявляются не только в спорте, но и учебе, труде, во всей жизни. Н.Н. Каргин и С.Ю. Тюленьков [4] при анализе данной проблемы обращают внимание на то, что спорт - это, пожалуй, «единственный социальный институт, где индивид может выполнять социально значимые роли в наиболее раннем возрасте». В.К. Бальсевич [1, 2] предложил использовать конверсионные элементы спортивной подготовки в физическом воспитании образовательных учреждений, назвав этот процесс «спортизацией». Основой для конверсионного проникновения может служить адаптирование высоких технологий спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания детей. Это творческий

перенос передовых методик, наработанных в области спорта, в практику физического воспитания.

Мы понимаем, что в реализации данных направлений деятельности любого детского дома, основное место будет занимать воспитательный процесс. В воспитании ребёнка-сироты огромную роль играет воспитатель, спортивный педагог, наконец, директор детского дома, и от качества внутреннего стержня этих и других специалистов будет напрямую зависеть качество передачи общечеловеческого опыта каждому конкретному воспитаннику. Сегодня мы наблюдаем, что основное внимание уделяется обучению, главным образом, профильному, что приводит к искусственному суживанию воспитательных задач. При этом физическому воспитанию уделяется, как правило, мало внимания. Как следствие, у ребёнка не происходит формирование волевых качеств, жизнестойкости, он не стремится к победе, прежде всего, над собственным несовершенством. Поэтому воспитанникам детских домов бывает трудно достойно выдержать испытания, которые ждут их в самостоятельной жизни.

Анализ научной литературы, многолетний опыт работы детского дома по совершенствованию спортивно-тренировочного процесса, результаты предварительного эксперимента в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по физической культуре помогли нам определить технологию спортизированного физического воспитания детей-сирот по формированию жизнестойкости.

Содержательным компонентом педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот будет являться инновационная технология спортизированное физическое воспитания детей-сирот. В неё будут включены разделы теоретический, практический и соревновательный.

Теоретический раздел технологии будет содержать актуальные вопросы, позволяющие познакомить детей-сирот с историей развития спорта, методами контроля над состоянием здоровья, самоанализом с использованием «паспорта здоровья». В результате освоения этих знаний ребенок сможет самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию своего здоровья.

Практический раздел технологии будет включать мероприятия, связанные с систематической спортивной работой: активный отдых, физкультурно-спортивные мероприятия в режиме учебного и свободного времени, спортивная подготовка по видам спорта, организация работы клуба «Олимп», вовлечение детей-сирот в данное мероприятие позволит сформировать позитивное отношение к спорту, мотивацию и интерес к спортивной деятельности.

Соревновательный раздел технологии будет обеспечивать разработку и проведение спортивных мероприятий, предполагающих

включение детей-сирот в соревновательную деятельность. Состязательность предполагает организацию соревнования ребенка самим с собой, с товарищами по детскому дому, между детскими домами.

Организация исследования включала три основных этапа: 2000-2006 первый этап - анализ литературы по проблеме исследования; 2006-2009 второй этап - подготовлен и проведен предварительный эксперимент. Суть данной опытно-экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности рабочей программы «Коррекция и развитие психологического и физического здоровья детей-сирот средствами физической культуры». Переход детского дома г. Азова на новую педагогическую систему формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания произошёл в 2009-2012 уч.гг. В качестве экспериментальной группы (ЭГ) мы определили детский дом г. Азова, контрольной группой (КГ) выступает детский дом г. Шахты. Выбор в качестве контрольной группы не случаен - данное учреждение является ведущим детским домом по РО на период 2009-2010 уч.гг.

Результаты исследования и их обсуждение. Через месяц тренировок дисциплина на занятиях улучшилась у детей-сирот ЭГ, появилось дополнительное время для повышения качества образования и интенсивности обучения дополнительно с репетитором. Определились общественно положительные роли каждого ребенка в группе. Анализировались частота (случаи) болезни и стационарного лечения детей-сирот. По результатам исследования выявлено, что дети-сироты, участвующих в реализации спортизированного физического воспитания в экспериментальных условиях, стали реже (в два раза) болеть, параллельно у них значительно снизились (на 45 %) острые респираторные заболевания. У детей-сирот КГ заболеваемость осталась практически на прежнем уровне.

Уровень физической подготовленности детей-сирот ЭГ повысился по всем основным физическим показателям. Усвоенные навыки в соревнованиях повысили уровень личностной самореализации детей-сирот. Приобретенный опыт и участие в беседах об олимпийском движении, истории спорта повысил уровень общего развития каждого ребенка. Дети - сироты всерьез задумались над своим здоровьем и образом жизни после выпуска из детского дома. Появились новые позитивные формальные лидеры. Занимаясь в одинаковых условиях, наиболее трудолюбивые добились наилучших результатов, которые были оценены как воспитателем, так и детьми. В коллективе появились стремления детей-сирот, направленные на положительные оценки по предметам, адекватное поведение и саморазвитие; Вырос уровень эмоциональных и моральных качеств, что выразилось в управляемости групп. Социологические исследования показали, что выпускник ЭГ подготовлен к поступлению в высшие и средние образовательные учреждения, для него

здоровый образ жизни стал нормой жизни. Социальная адаптация выпускников ЭК повысилась поступление в вузы на 30 %, между тем в КГ нет детей поступивших в вуз. Полученные данные в конце года свидетельствуют о том, что в ЭК показатель жизнестойкости стал выше среднего, между тем в КГ этот показатель незначительный.

Заключение. Созданная нами педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот позволила выйти на увеличение объема теоретических знаний и методических умений по подготовке детей-сирот к социальной адаптации после выпуска из детского дома и интеграции их в социуме с доминирующей жизненной ориентацией - иметь хорошую семью и мотивацию для получения престижного образования и востребованной профессии.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. 112 с.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2.

3. Белоусова В.В. Воспитание в спорте. М.: ФиС, 1974. 115 с.

4. Тюленков С.Ю. Каргин Н.Н., Некоторые социальные проблемы спорта // Социальные проблемы физической культуры: сб. М., 1975. С. 3-25.

5. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учеб. пособие для институтов и техникумов физ. культ. М.: ФиС, 1987. 128 с.

Байер Елена Александровна, д-р пед. наук, ст. преп., директор, detdom@,azov.donpac.ru, Россия, Ростов-на-Дону, филиал Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, детский дом г. Азова Ростовской области

SPORTS PHYSICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF FORMING VIABILYTY

ORPHANS IN THE ORPHANAGE

E.A. Bayer

Disclosed aspects of resilience of the individual in terms of children's home. Developed educational system formation viability of orphans in the process of physical education and sports given experimental study of its effectiveness.

Key words: resilience personality, educational system, sports physical education,

orphans.

Bayer Elena Aleksandrovna, doctor of pedagogical Sciences, senior teacher, director, detdom@azov. donpac. ru, Russia, Rostov-on-Don, branch of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, orphanage of Azov of the Rostov region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.