РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Е.А. БАЙЕР, Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом г. Азова Ростовской области»
Аннотация
В статье идет анализ новой педагогической системы, позволяющей в условиях детского дома формировать жизнестойкую личность. Данная модель наиболее эффективно формируется и развивается в сфере физического воспитания с помощью специальной программы, корректирующей психологическое, физическое здоровье и развитие нравственноволевых качеств личности воспитанников.
Мотивируется выпускник к получению престижного образования и престижной
профессии.
Ключевые слова: жизнестойкость, технология спортизированного физического воспитания, дети-сироты, социальное пространство.
Abstract
In the article analyzed the new pedagogical system, which include the model of hardy personality from the number of children-orphans, who bring up in the establishment of state support of childhood, is examined. This model most effectively is formed and is developed in the sphere of physical training with the aid of the specific routine, which corrects psychological, physical health and development of the moral and volitional qualities of the personality of pupils.
Key words: vitality, sportisation of education, orphans, social environment.
Актуальность
Преобразования, происходящие в стране, существенно меняют объективные условия подготовки к вхождению в социум детей-сирот, воспитывающихся в детских домах. Требования жизни к социальному облику выпускника детского дома побуждают нас говорить о жизнестойкости как о стержневом компоненте его личностных качеств. Воспитать жизнестойкую личность - значит, сформировать у ребенка-подростка реалистическое отношение к жизни. Необходимо использовать опыт становления нового поколения детей-сирот с поиском педагогического средства, эффективно воздействующего на параметры модельных характеристик жизнестойкого человека. Такие ученые, как Л.И. Лубышева [2], В.К. Бальсевич [1], И.В. Манжелей [3], В.И. Столяров [4], в своих работах обращают внимание на то, что воспитательная деятельность, связанная со спортом, должна быть направлена не только на приобщение детей к спорту, к системе спортивных ценностей, но и социализацию и воспитание личности, т.е. «воспитание спортом», «воспитание посредством спорта». Важным основанием для разработки новой научно-педагогической системы, ориентированной на формирование жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания, является критическая необходимость принятия сверхсрочных мер по становлению нового поколения жизнестойких детей-сирот и возрождения физического воспитания в условиях детского дома. Внедрение педагогической системы формирования нового поколения жизнестойких детей-сирот в условиях детского дома и технологии спортизированно-го физического воспитания в образовательную практику предложено нами впервые. На современном этапе для
создания новой педагогической системы существенными являются следующие противоречия:
- между необходимостью формирования нового поколения жизнестойких детей-сирот, что может стать серьезным противовесом негативным последствиям сиротства, и социальным заказом нашего общества в подготовке такой категории детей-сирот с невостребованными на современном этапе методами и формами воспитания в России;
- между пониманием социальной необходимости оздоровления детей, их адаптации к физическим и эмоциональным нагрузкам, к изменившейся системе ценностей в организации общественной жизни, с одной стороны, и недостаточно разработанными технологиями реализации этих процессов в массовом физическом воспитании - с другой, что во многом предопределило кризисную ситуацию, характерную для современного состояния физического воспитания детей-сирот;
- между инновационными подходами формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизирован-ного физического воспитания и отсутствием механизмов практической реализации новой педагогической системы в теории и практике детских домов. Разрешение указанных противоречий мы видим в создании новой педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот и применении данной системы в условиях детских домов, где проживают дети-сироты России.
Проблема формирования жизнестойкости является актуальной в педагогической науке. В рамках нашего исследования, как мы выяснили, эта проблема рассматривается комплексно: с позиции педагогики, психологии, социологии, а также смежных наук [5]. Представленная
Педагогический блок
Жизнестойкость
Модельные компоненты жизнестойкости
Психологический блок
Физический блок
Уровень сформированности (модельные характеристики жизнестойкости)
Коммуникативный компонент Мотивационный компонент Уровень здоровья
f *
Ценностные ориентации Поведенческий компонент Физическое развитие
1 г І ^
Уровень воспитанности Волевая активность Физическая подготовка
1
Социально-статистический блок
Методики изучения социальной адаптации в детском доме детей-сирот
Выходных параметры деятельности детей-сирот для поступления в вузы, колледжи и профучилища
Эмоциональное самочувствие личности в условиях социальной адаптации в вузы, колледжи и профучилища
Низкий
Низкое развитие всех компонентов
Средний
1 г
Достаточное развитие всех компонентов
Высокий
Высокое развитие компонента
Высокая адаптивность, уверенность в себе, стремление к достижениям, спортивный образ жизни. Мотивация для получения престижного образования и востребованной профессии
Рис. 1. Структурная модель параметров жизнестойкости детей-сирот
СЛ
Массовая физическая культура и оздоровление населения
нами концептуальная модель жизнестойкости состоит из четырех компонентов. Мы считаем, что эти компоненты являются базовыми, фундаментальными, вокруг которых, может быть, определенным образом и группируется множество других. В практическом применении модели жизнестойкой личности мы рассматриваем с позиции как самого структурного компонента, так и его составных частей, критериев оценки (механизм диагностики), показателей (низкий, средней, высокий) и уровней проявления (слабое, недостаточное, высокое). Такая модель практической подготовки жизнестойкой личности в условиях детского дома и изучения результатов социального опроса, анализа научной литературы позволила нам использовать системный подход в построении теоретической модели жизнестойкой личности детей-сирот. Мы предполагаем, что использование данной модели позволит учесть сущность, структуру и содержание исследуемого феномена при создании новой педагогической системы по подготовке детей-сирот к выпуску в социум. Главное - выбрать педагогическое средство для достижения в условиях детского дома нового педагогического эффекта (рис.1).
Анализ научной литературы сопровождается изучением многолетнего опыта работы детского дома по совершенствованию спортивно-тренировочного процесса.
Исследования
Мы опираемся на результаты предварительного эксперимента в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по физической культуре, определяем задачи, содержание и формы организации спортизированного физического воспитания детей-сирот по формированию жизнестойкости, выводим структурное содержание технологии спортизированного физического воспитания детей-сирот. Для практического применения в условиях детского дома спортизированного физического воспитания мы подготовили план мероприятий, не предполагающих больших материальных затрат (табл. 1).
В ходе исследования использовались наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент. Контингент испытуемых - педагоги, дети-сироты. Основные методы исследования были описаны нами ранее [6].
Таблица 1
План реализации технологии спортизированного физического воспитания детей-сирот
в условиях детского дома
Содержание работы Срок выполнения Сумма
Спортивно-теоретический раздел • История спорта • Метод самоконтроля • Основы физического воспитания и спорта В течение года Без финансирования
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня • Утренняя гимнастика • Подвижные игры и физические упражнения на прогулке • Игры спортивные • Физкультурная минутка • Программа по коррекции психологического и физического здоровья средствами физической культуры; тренажеры, спортивные уголки, нестандартное оборудование, спортивный комплекс детского дома В течение года Без финансирования
Спортивная подготовка в выбранном виде • Физическая подготовка • Специальная, техническая и тактическая подготовка по видам спорта В течение года Без финансирования
Активный отдых • Физкультурный досуг • Физкультурный праздник • День здоровья • Спартакиады • Фестивали • Летний оздоровительный лагерь Май-июнь Без финансирования
Индивидуальная работа • ЛФК • Массаж • Сауна • ОФП • Совет физруков • Терапевтический аппарат «Серагем» • «Паспорт здоровья» В течение года Без финансирования
Окончание табл. 1
Содержание работы Срок выполнения Сумма
Клуб «Олимп» • Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, пионербол) • Акробатика • Хореография • Академическая гребля • Участие в областных соревнованиях • Первенство детского дома • Первенство города, первенство среди детских домов РО • Спортивная команда детского дома (Приобретение спортивной формы) Сентябрь- январь без фин. без фин. без фин. без фин. без фин. без фин. Благотворительные средства
Пропаганда физического воспитания детей-сирот в условиях детского дома • Издание журналов и буклетов • Изготовление видеофильма на тему «Спортизированное физическое воспитание детей-сирот» • Услуги по изготовлению информационных стендов по пропаганде спорта в детском доме • Организация областного семинара по обмену опытом «Реализация педагогической системы формирования жизнестойкости посредством физической культуры и спорта» • Организация встречи по обмену опытом с руководителями детских домов гг. Азова и Северодвинска • Оздоровление и обучение детей-сирот плаванию (услуги бассейна, покупка абонементов, форма) Январь-февраль Февраль-март Март-апрель Апрель-май. Сентябрь-октябрь Декабрь-февраль Благотворительные средства
Результаты и их обсуждение
Данная педагогическая технология спортизирован-ного физического воспитания существенно влияет на эффективность функционирования российской системы социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома. Созданы условия для разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс детского дома элективных курсов, семинаров, отражающих инновационные процессы в сфере подготовки жизнестойкого поколения, умеющего адаптироваться и интегрироваться в социуме после выпуска из детского дома. В новой педагогической системе формирования жизнестойкости детей-сирот:
- впервые предложена педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома;
- впервые разработана структурная модель жизнестойкости детей-сирот, подготовки их к социальной адаптации после выпуска из детского дома;
- построена технология спортизированного физического воспитания детей-сирот в условиях детского дома;
- дополнена новыми элементами модель готовности педагогического коллектива к реализации педагогической системы жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома;
- разработаны организационно-методические основы и педагогические условия реализации педагогической системы формирование жизнестойкой личности;
- разработана структура взаимодействий педагогических моделей, направленных на формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома;
- определены основные направления взаимодействия образовательных учреждений, связанных с реализацией модельной характеристики жизнестойкого выпускника;
- определены социальные основы образовательного пространства в формировании жизнестойкой личности детей-сирот.
По результатам мониторинга социальной адаптации выпускников детского дома за 10 лет выявлена эффективность влияния спортизированного физического воспитания на повышение параметров модельных характеристик жизнестойкости детей-сирот.
Проведены семинары для сотрудников детских домов Ростовской области и России с раздачей методического материала:
1. Программа коррекции и развития психологического и физического здоровья детей-сирот средствами физической культуры (методические пособия по применению данной программы).
2. Подготовлен и апробирован индивидуальный «паспорт здоровья» детей-сирот.
3. Создан и распространен выпуск ежегодного научнопедагогического журнала, направленный на реализацию новой педагогической системы формирование жизнестойкого поколения детей-сирот (1000 экз.).
4. Подготовлен и показан по региональному телевидению документальный фильм, содержащий пропаганду физического воспитания и спорта как систему оздоровительных и воспитательных мероприятий соревновательного характера, направленных на повышении заинтересованности участников педагогического процесса в подготовке жизнестойкого поколения. (Для
а
руководителей, воспитателей детских домов в достижении высоких результатов физкультурно-оздоровительной деятельности, формирующей стремления воспитанников к саморазвитию и самосовершенствованию.)
Организация спортизированного физического воспитания на основе разработанной нами педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот обеспечивает новые стимулы для интеллектуального развития и физического совершенствования, повышение нравственно-волевых устоев. В предложенной нами педагогической системе рассматриваются особенности различных возрастных групп, что является одним из требований к методическому обеспечению педагогической системы при проведении педагогического эксперимента в условиях детского дома. Такая реализация педагогической системы требует постоянного соотнесения объемов, характера и интенсивности нагрузок с особенностями биологических возрастных периодов, и в первую очередь учета психологических особенностей, стимуляции развития того или иного физического качества и физической подготовленности, нравственно-волевой сферы детей-сирот, соотношений данных показателей для постепенного и последовательного перехода в созданную нами модельную характеристику жизнестойкости детей-сирот. Разработанная и апробированная в ходе педагогического
эксперимента педагогическая система формирования жизнестойкости в процессе спортизированного физического воспитания опирается на четкие направления деятельности, такие, как воспитательно-образовательное, спортивно-оздоровительное, лечебно-профилактическое. Основное содержание предложенной технологии составляет процессуально-управленческий компонент, а также компоненты организации, реализации и прогнозирования результата. Педагогическая система воспитания детского дома представлена на рис. 2 .
Первичные предварительные и итоговые данные по коммуникативному разделу представлены в табл. 2, а по уровню воспитанности - в табл. 3. Для выявления сходства между экспериментальной и контрольной группами применен статистический метод нахождения средней оценки и доверительных интервалов.
Расчет доверительных интервалов показывает существенное различие экспериментальной и контрольной групп после экспериментального воздействия по уровню воспитанности детей-сирот. Так, после экспериментального воздействия по уровню воспитанности детей-сирот в экспериментальной группе значение средних оценок уровня воспитанности до эксперимента составило 3,16 и возросло до 3,34 после эксперимента, между тем в контрольной группе - незначительный рост с 2,99 до 3,02.
Таблица 2
Изменение среднегрупповых показателей подготовленности детей-сирот по коммуникативному компоненту педагогического блока жизнестойкости за период эксперимента
Этап эксперимента ЭГ КГ P
M+m п M+m п
До эксперимента 0,57 ± 0,014 44 0,54 ± 0,026 40 > 0,05
После эксперимента 0,67 ± 0,024 48 0,57 ± 0,021 44 < 0,01*
Р < 0,01* > 0,05
Показатели групп достоверно различаются.
Таблица 3
Изменение среднегрупповых показателей подготовленности детей-сирот по уровню воспитанности педагогического блока жизнестойкости за период эксперимента
Этап эксперимента ЭГ КГ P
M+m п M+m п
До эксперимента 3,16 + 0,108 44 2,99 + 0,118 43 > 0,05
После эксперимента 3,34 + 0,097 48 3,02 + 0,114 44 < 0,05*
Р > 0,05 > 0,05
Показатели групп достоверно различаются.
На этом основании можно сделать вывод: воздействие спортизированного физического воспитания на детей-сирот привело к более существенному повышению параметров педагогических компонентов жизнестойкости личности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Таким образом, первая выдвинутая нами дополнительная гипотеза эксперимента подтвердилась. Волевая активность в разделе психологического блока экспериментальной группы в начале исследования составляла 4,15, после 4,52. Между тем в контрольной груп-
пе среднегрупповои показатель до начала эксперимента составляла 4,14, а после эксперимента средняя оценка составила 4,00; наблюдается значительное уменьшение показателей. Анализ этих данных отображен в табл. 4.
Среднегрупповые результаты наглядно показали сходство экспериментальных и контрольных групп до эксперимента и существенное их различие после экспериментального воздействия по всем компонентам психологического блока жизнестойкости детей-сирот. На наш взгляд, в контрольной группе отсутствует система
*
Рис. 2. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот
--------Ceggj) =
спортизации в условиях детского дома, где присутствует равномерное влияния на развития нравственно-волевых качеств личности детей-сирот. На этом основании можно сделать вывод о том, что воздействие спорти-зированного физического воспитания на детей-сирот
привело к более существенному повышению параметров психологических компонентов жизнестойкости личности в экспериментальной группе, чем в контрольной. Таким образом, вторая дополнительная гипотеза эксперимента подтвердилась.
Таблица 4
Изменение среднегрупповых показателей подготовленности детей-сирот по компоненту волевой активности психологического блока жизнестойкости за период эксперимента
Этап эксперимента ЭГ КГ p
M+m п M±m п
До эксперимента 4,15 ± 0,138 27 4,14 ± 0,107 36 > 0,05
После эксперимента 4,52 ± 0,098 27 4 ± 0,105 36 < 0,01*
Р < 0,05* > 0,05
* Показатели групп достоверно различаются.
Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в физической подготовке. Средняя оценка в экспериментальной группе до эксперимента составляла 4,48, после 4,90. У девочек средняя оценка составляет до эксперимента 4,48, после 4,88. Между тем в контрольной группе средняя групповая оценка физической подготовки до эксперимента состав-
ляла 4,37, а после оценки - 4,41. Расчет доверительных интервалов показывает сходство экспериментальной и контрольной группы до эксперимента и существенное их различие после экспериментального воздействия по всем компонентам физического блока жизнестойкости детей-сирот (табл. 5).
Таблица 5
Изменение среднегрупповых показателей физической подготовленности детей-сирот физического блока
жизнестойкости за период эксперимента
Этап эксперимента ЭГ КГ P
M+m п M+m п
До эксперимента 4,48 ± 0,077 42 4,37 ± 0,092 40 > 0,05
После эксперимента 4,88 ± 0,027 42 4,41 ± 0,084 41 < 0,01*
Р < 0,01* > 0,05
* Показатели групп достоверно различаются.
На этом основании можно сделать вывод, что воздействие спортизированного физического воспитания на детей-сирот привело к более существенному повышению параметров физического блока жизнестойкости в экспериментальной группе, чем в контрольной. Таким
образом, третья дополнительная гипотеза эксперимента подтвердилась.
Данные по разделу последующей деятельности и обучения выпускников указаны в табл. 6.
Таблица 6
Изменение среднегрупповых показателей социальной адаптации детей-сирот социального блока
жизнестойкости за период эксперимента
Этап эксперимента ЭГ КГ P
M+m п M±m п
До эксперимента 2,81±0,056 43 2,70±0,055 47 > 0,05
После эксперимента 3,17±0,054 43 2,82±0,055 47 < 0,01*
Р < 0,01* > 0,05
* Показатели групп достоверно различаются.
В ходе последующего внедрения результатов исследования ведущими социальными учреждениями по формированию жизнестойкости выпускников стали детские дома гг. Азова, Ростова-на-Дону, Шахты, участвующие в педагогическом эксперименте за период 2006-2010 гг. Для индивидуализации компонентов жизнестойкости
у выпускников детского дома были определены уровни готовности к получению престижного образования и востребованной рабочей профессии, что придает стабильную жизнестойкую социальную адаптацию.
Высокий уровень готовности - вузы, техникумы, опека.
Рис. 3. Социальная адаптация выпускников детского Рис. 4. Социальная адаптация выпускников детского
дома г. Азова за 2000-2011 гг. по категориям дома г. Ростова-на-Дону за 2000-2011 гг. по категориям
Семья Вуз 2%
7%
4 Ь
“к™
Техникум
1%
Гибель Тюрьма 0% 4%
Рис. 5. Социальная адаптация выпускников детского дома г. Шахты за 2000-2011 гг. по категориям
Средний уровень готовности- ПТУ, опека, техникумы, вузы.
Низкий уровень готовности - ПТУ, опека.
Это проявилось путем распределения конструктивных направлений формирования жизнестойкости детей-сирот следующим образом (см. рис. 3, 4, 5):
1. Высокий уровень готовности - детский дом г. Азова: опека - 38%; вуз - 24%; техникум (морской колледж) -12%; ПТУ - 17%.
2. Средний уровень готовности детский дом г. Шахты: ПТУ- 44%, опека - 42%, техникум - 1%, вуз -7%, тюрьма - 4%.
3. Низкий уровень готовности - детский дом г. Ростова-на-Дону: ПТУ - 65%; опека - 12%; техникум -10%.
На этом основании можно сделать вывод о том, что воздействие спортизированного физического воспитания на детей-сирот в условиях детского дома привело к бо-
лее существенному повышению параметров социальных компонентов жизнестойкости личности в экспериментальной группе, чем в контрольной. Таким образом, четвертая дополнительная гипотеза эксперимента подтвердилась.
Проанализировав вышесказанное, можно достоверно утверждать, что воздействие спортизированного физического воспитания на детей-сирот привело к более существенному повышению параметров модельных характеристик жизнестойкости в экспериментальной группе, чем в контрольных. Тем самым доказывается основная гипотеза педагогического эксперимента.
Мы предполагаем, что созданная нами педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот позволит выйти на увеличение объема теоретических знаний и методических умений по подготовке детей-сирот к социальной адаптации после выпуска из детского дома. Взаимодействие педагогических моделей, таких, как личностно ориентированного, коллективного и спортизированного физического воспитания, возможно на основе принципов совмещения, компенсации, соответствия и уравновешивания. Улучшенные педагогические условия будут способствовать решению основного вопроса - стиранию противоречий между возрастающими требованиями к повышенной социальной подготовке выпускников из числа детей-сирот, с одной стороны, и низким уровнем их двигательной активности - с другой, что становится ограничивающим фактором формирования жизнестойкости детей-сирот.
Новая педагогическая система включена в долгосрочную целевую программу Ростовской области «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011-2013 годы» Администрации РО (постановление от 30.09.2010 г. № 211, г. Ростов-на-Дону). Реализация инновационного проекта «Формирование жизнестойкости детей-сирот в процессе спортивно-физического воспитания в условиях детского дома» возможна через организацию деятельности пяти экспериментальных площадок.
Литература
1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 2.
3. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. - С. 54-55.
4. Столяров В.И. Комплексная оценка гуманистического значения детского спорта // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. -С.54-69.
5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - СПб., 2006. - С. 29-31.
6. Байер Е.А. Психологическая и физическая коррекция депривированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физического воспитания // Вестник спортивной науки. - 2009. -№ 2. - С. 40-44.
References
1. Balsevich V.K. Sports vector for physical education in russian school. - M.: Teoriya i praktika fizicheskoi kultury i sporta, 2006. - 112 p.
2. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Physical culture: youth and modern times // Teoriya i praktika fizicheskoi kultury. - 1995. - № 4. - P. 2.
3. Manjeley I.V. Pedagogical models of physical education. - M.: Teoriya i praktika fizicheskoi kultury i sporta,
2005. - P. 54-55.
4. Stolyarov V.I. Complex evaluation of children sports’ humanistic value // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obra-zovanie, trenirovka. - 2007. - № 1. - P. 54-59.
5. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psychology of person adaptation. Analysis. Theory. Praxis. - SPb.,
2006. - P. 29-31.
6. Bayer E.A. Psycholodical and physical correction of deprivated and orphan children by means of physical education // Vestnik sportivnoi nauki. - 2009. - № 2. - P. 40-44.