ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЮНЫХ ГИМНАСТОК
Кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Еремина, О. Ф. Барчо, А. Ю. Косова
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161
Система межличностных отношений каждого ребенка определяет особенности взаимоотношений в группе. Нами составлена матрица и вычислен социальный индекс статуса ребенка, изучена динамика межличностных предпочтений.
Ключевые слова: статус личности, коммуникативные навыки, личные взаимоотношения, детский коллектив, социометрия, художественная гимнастика.
С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.
Система межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности взаимоотношений в группе.
Целью нашей работы стало выявление уровня межличностных отношений в коллективе. В исследовании приняли участие 15 девочек 6-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой, группы начальной подготовки первого года обучения КСДЮСШОР № 1 и девочки 6-7 лет СОШ № 64, не занимающиеся художественной гимнастикой.
Для определения уровня межличностных отношений нами была использована методика «Социометрия», разработанная Джекобом Морено (2001). На основании выбора детей составляется матрица и вычисляется социальный индекс статуса. Социометрический статус равняется отношению количества положительных выборов к общему количеству учащихся.
Составив матрицу и вычислив социальный индекс статуса, учащиеся были распределены на 4 группы: «лидеры», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изгои».
В экспериментальной группе был выявлен 1 представитель группы «лидеры» (6,6 %), который вызывает
симпатию у большей части класса. Такие дети подвижны, легки в установлении контактов, обладают высокой приспосабливаемостью к людям. Они активны, привлекают к себе внимание. Обладают адекватной самооценкой, общительны.
В группу «предпочитаемых» вошли 4 человека (26,6 %). Это дети, которые пользуются авторитетом в общественной работе, часто инициативны, контактируют с лидерами. Самооценка чаще адекватная. Из них получаются хорошие и ответственные помощники.
«Пренебрегаемыми» в классе являются 7 человек (46,6%), эти учащиеся не всегда позитивно воспринимают окружающий мир, их присутствие просто терпят. Самооценка чаще заниженная.
К группе «изгоев» относятся 4 человека (26,6%). Для данных учащихся характерно, что их не замечают в коллективе, их не принимают в игры. Такие дети часто страдают от несправедливого к ним отношения и могут проявлять недоверие к людям.
При проведении социометрических исследований в контрольной группе (1 «В» класс СОШ № 64), было выявлено: «лидеров» - 13,3%; «предпочитаемых» - 20%; «пренебрегаемых» - 40%; «изгои» составляли 26,6%.
Существенных различий в исследуемых коллективах не обнаружено.
После применения разработанной нами программы, которая состояла из эмоционально насыщенных игр, включенных в занятия по художественной гимнастике в течение одного года, было выявлено, что процентное соотношение детей, принадлежащих к различным группам, в экспериментальной группе следующее:
- «лидеры» - 3 человека (20%);
- «предпочитаемые» - 6 человек (40%);
- «пренебрегаемые» - 2 человека (13,3%);
- «изгои» - 2 человека (13%).
Мы сопоставили эти показатели с данными, полученными до начала эксперимента, и составили гистограмму.
Из данной гистограммы мы видим, что количество «лидеров» увеличилось, «предпочитаемых» стало больше, количество «пренебрегаемых» снизилось на 33,3%, а количество «изгоев» уменьшилось на 13,3%.
В контрольной группе, в которой не использовалась наша программа, такое значительное улучшение не наблюдалось. Результаты представлены на рисунке 2. Из данной гистограммы мы можем увидеть, что процентное соотношение в группе лидеров осталось неизменным - 13,3%; в группе «предпочитаемых» улучшение составило 6,6%; в группе «пренебрегаемых» - 13,3%; в группе «изгоев» изменений нет.
Таким образом, становится очевидным, что в случае проведения формирующей работы по улучшению статуса ребёнка в коллективе, межличностные отношения имеют положительную динамику. При отсутствии занятий специальной направленности изменений в характеристиках симпатий - антипатий у учеников класса не наблюдается.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с. (Психологический практикум).
2. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. - Серия «Мастера психологии», 2002. - 992 с.
3. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Я. Л. Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.
4. Немов, Р. С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. / Р. С. Немов. -М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688 с.
5. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.
Рис. 1. Динамика показателей
межличностных предпочтений в
экспериментальной группе.
Ряд 1- показатели до
эксперимента;
Ряд 2 - показатели в конце
эксперимента.
50,00% 45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
Рис. 2. Динамика показателей
межличностных предпочтений в
контрольной группе.
Ряд 1- показатели до
эксперимента;
Ряд 2 - показатели в конце
эксперимента.
№1 • 2010
33
STUDYING INTERPERSONAL RELATIONS AND FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS IN YOUNG GIRLS-GYMNASTS
E. Eryomina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, O. Barcho, A. Kosova
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 3500015, Krasnodar, Budennogo str., 161
The system of interpersonal relations of every child determines peculiarities of group interrelations. The matrix of these interrelations has been done, a child's social status index has been calculated and the dynamics of interpersonal preferences has been studied as well.
Key words: person's status, communicative skills, personal interrelations, children collective, sociometry, rhythmic gymnastics (callisthenics).
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ КАК РЕЗУЛЬТАТ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Кандидат педагогических наук Е. А. Байер,
директор детского дома г. Азова, кандидат педагогических наук, профессор И. Б. Павлов,
Ростовский государственный университет культуры, г. Ростов-на-Дону
Контактная информация для переписки: 344006, Ростов-на-Дону г., Советская ул, 32
В условиях детского дома необходимо найти педагогические технологии для подготовки жизнестойкости детей-сирот. На наш взгляд, жизнестойкость можно целенаправленно формировать в учебно-тренировочном процессе, основанном на двух педагогических парадигмах: первая - на равном соотношении личностно-ориентированного и коллективного образования, вторая - это спортизированное физическое воспитание. Данное направление - первый этап модернизации системы образования, целью которой является подготовка к социальной адаптации детей-сирот.
Ключевые слова: жизнестойкость, детский дом, дети-сироты,
технологии, спортизированное воспитание, социальная адаптация.
Оптимум новых требований жизни к социальному облику выпускника детского дома побуждает нас говорить о жизнестойкости как о стержневом компоненте формирования его личностных качеств. Совокупность физических, моральных, нравственных достоинств будет представлена личностью выпускника исключительно в том случае, если в любой момент он сможет выдержать проверку на прочность всех своих жизненных позиций. В настоящее время внимание ученых и специалистов-практиков обращено на процесс модернизации физического воспитания, физкультурно-спортивной