ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В БЫСТРО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Е.А. БАЙЕР, Областное государственное образовательное учреждение «Детский дом г. Азова»
Аннотация
В статье представлена модель жизнестойкости личности детей-сирот, воспитывающихся в учреждении государственной поддержки детства. Данная модель наиболее эффективно формируется и развивается в сфере физического воспитания с помощью специальной программы, корректирующей психологическое, физическое здоровье и развитие нравственно-волевых качеств личности воспитанников.
Ключевые слова: жизнестойкость, модель, дети-сироты, средства физической культуры.
Abstract
In the article the model of hardy personality from the number of child- orphans, who bring up in the establishment of state support of childhood, is examined. This model most effectively is formed and is developed in the sphere of physical training with the aid of the specific routine, which corrects psychological, physical health and development of the moral and volitional qualities of the personality of pupils.
Key words: viability, model, orphan children, physical education means.
Актуальность
Сохранение и укрепление физического, психологического и духовно-нравственного здоровья детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, является в нашей стране актуальной проблемой.
Такие дети всегда и во всем мире относятся к категории людей, потенциально опасных для общества. Когда они становятся взрослыми, многие из них склонны к жестокости по отношению к собственным близким, начинают употреблять алкоголь или наркотики, совершают уголовные преступления. Однако это относится далеко не ко всем детям, выросшим в неблагополучных условиях. Часть из них невредимыми выходит из тех испытаний, которые их заставили пройти жизнь в раннем детстве [6].
В ходе исследования использовались педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент. Контингент испытуемых - педагоги, дети-сироты, воспитывающиеся в государственном учреждении поддержки детства (экспериментальная группа - г. Азов, а контрольная группа - детский дом № 1 г. Ростова-на-Дону, всего 101 чел.).
Анализ результатов
Нравственно-волевые качества личности наиболее успешно формируются в физкультурно-спортивной деятельности. Ее целью является оптимизация физического развития ребенка, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих активную личность; обеспечение на этой основе подготовленности к плодотворной трудовой и другим видам деятельности [4]. У руководителей детского дома есть преимущество
по сравнению с руководителями незакрытых детских учреждений. Ребенок находится под их наблюдением весь календарный год в течение круглых суток, поэтому им легче правильно организовать жизнь ребенка. И это повышает роль руководителя детского дома в формировании личности детей.
Вместе с тем в детских домах не только возрастает роль руководителя, но и увеличивается его ответственность за правильное применение и реализацию нормального режима жизнедеятельности детей в учреждении. Руководитель должен помнить о том, что он обязан воспитывать здоровых детей, хорошо развитых физически и умственно, вырастить новое поколение, полное сил для преодоления жизненных трудностей, готовое к осуществлению своих целей. В этой связи физическое воспитание детей выступает как организующая воспитательная форма в условиях детского дома [1].
В детских домах программа физической культуры, как правило, никогда полностью не реализовывалась, так как для этого не имеется объективных возможностей (наличие кадров, материально-технической базы). А так как процесс физической культуры оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение, то эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику ребенка может быть самым различным. Здесь многое зависит от типа личности, темперамента и привычных установок на тот или иной вид двигательной активности. Хорошо известно, что феномен индивидуальной психики неповторим и непредсказуем. Именно поэтому нельзя изучать проблему влияния физических упражнений на психологическое здоровье детей без изучения индивидуальных особенностей воспитанников. Задача заключается в том, чтобы
занятия физической культурой были использованы для формирования положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствовала искоренению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.п. При этом необходимо акцентировать внимание воспитанников на их индивидуальные особенности и возможности. Это способствует активизации процессов самопознания и самоуправления деятельности детей.
Системный подход и применение средств физической культуры в условиях детского дома позволяют добиваться конкретных положительных изменений как в физической, так и в психологической сферах детей-сирот. При этом используется сопряженное воздействие физических упражнений, последовательно создающих предпосылки для последующего развития физических качеств, параллельно воздействующих на психологическую сферу. Все это убеждает в необходимости разработки специальной программы по своевременной психологической и физической коррекции здоровья средствами физической культуры [2, 3].
Цель настоящей программы состоит в обосновании комплекса приемов и методов физической культуры, способствующих улучшению регуляции организма; как следствие - улучшению памяти, быстроты реакции, адаптационных возможностей организма, коррекции личностных качеств и состояния здоровья детей-сирот, воспитывающихся в детских домах. В связи с этим основные задачи программы: разработка и формирование комплексов физических упражнений, способствующих улучшению психологического и физического здоровья, алгоритмов, корректирующих занятия физической культурой в соответствии с морфофункциональными особенностями организма детей разных возрастных групп; апробирование программы психологической
и физической коррекции личности воспитанников детских домов различных возрастных групп; формирование у воспитанников детского дома активной положительной мотивации к здоровому образу жизни как условию положительной адаптации в социуме.
Основными средствами для реализации подготовленной нами программы являются физические упражнения: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки, занятия в тренажерном зале, спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, элементы акробатики, ЛФК, а также занятия по закаливанию организма, фитотерапия и т.д.
Систематические занятия видами спорта способствуют совершенствованию психофизических качеств, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Например, игровые виды спорта развивают волю, выносливость, внимание, быстроту мышления, коммуникативность [5].
По типовым нормам большинство детских домов прием детей начинает с 3-летнего возраста, поэтому наша программа составлена с учетом дошкольного возраста.
Программа охватывает четыре возрастных группы с 3 до 18 лет:
1. Дошкольники с 3 до 7 лет.
2. Младший школьный возраст с 7 до 10 лет.
3. Средний школьный возраст с 10 до 15 лет.
4. Старший школьный возраст с 15 до 18 лет.
В табл. 1 представлен раздел программы занятий по психологическому и физическому здоровью и его коррекции средствами физической культуры в детском доме, построенной на дифференцированной (вариативной) основе дошкольной и школьной программ, изучаемых в образовательных учреждениях России. На наш взгляд, это позволяет ребенку-сироте легче осваивать данную программу.
Таблица 1
Раздел программы, корректирующей психологическое и физическое здоровье воспитанников с 16 до 18 лет
в рамках физической культуры в детском доме
Возраст Задачи психологической коррекции Задачи обучения Содержание учебного материала Контроль
16-18 лет Развивать самостоятельность, поддерживать проявление собственных взглядов, мнения, оценки Продолжать развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки в спортивных играх Баскетбол. Передвижение в нападении и защите; ловля высоколетящих мячей в прыжке двумя руками и после отскока от щита; передача мяча от головы; введение мяча, броски по кольцу и т.д. 1. Определение уровня развития личностных качеств. 2. Решение задач обучения физическим упражнениям
Дифференцированная (вариативная) часть содержания программного материала обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей воспитанников, региональных, национальных и местных особенностей работы детского дома.
Приступая к исследованию, мы исходили из предположения, что систематическое использование средств физической культуры в детском доме по программному
материалу послужит основой качественных изменений функционирования образовательного процесса в детских домах и сможет выполнять функции эффективного средства для успешной социализации детей-сирот в обществе. На основе полученных «формул здоровья» были сформированы группы риска, охватывающие более 70% всех обследованных детей, причем большинство из них было включено в 2-3 группы риска (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика группы риска по показателям адаптации (воспитанники детских домов г. Азова и г. Ростова-на-Дону) до проведения активационных мероприятий
Возрастная группа (лет) Лиц из группы риска,%
г. Азов г. Ростов-на-Дону
м ж м ж
До 10 17,4 6,5 1,9 5,7
11-12 0 4,2 3,8 5,7
13-14 8,5 4,2 9,4 11,3
15-18 4,2 14,9 9,4 7,5
Всего из числа воспитанников 30,1 29,8 23,7 30,2
В группе обследуемых был отмечен весь спектр общих неспецифических адаптационных реакций (ОНАР), но физиологически оптимальные реакции наблюдались только в 51% случаев, а у остальных 49% обследуемых выявилась сниженная способность к адаптации к факторам окружающей среды, т.е. ОНАР были по типу «стресс», «переактивация» или «реакция» тренировки низких уровней реактивности.
Медицинские исследования, проверка антропометрических данных, показатели психологического, физического здоровья позволили объективно оценить и сравнить их с ранее полученными показателями. В результате
проведения эксперимента, направленного на выявление эффективности применения программы по коррекции психологического и физического здоровья детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, нашли подтверждение все четыре следующие дополнительные гипотезы эксперимента, детализирующие рабочую гипотезу о том, что введение разработанной нами программы по физической культуре явится существенным фактором повышения уровня психологического и физического здоровья детей-сирот, приблизит их к идеальным требованиям, предъявленным социумом, а также улучшит показатели физического развития и физической подготовленности воспитанников.
Результаты педагогических наблюдений показали следующее:
- уровень психологического и физического здоровья воспитанников в экспериментальной группе стал достоверно выше, чем в контрольной (табл. 3);
- уровень физической подготовленности воспитанников экспериментальной группы будет не ниже, чем в контрольной, и в целом соответствует нормативному с хорошими показателями (табл. 4);
- уровень физического развития у воспитанников экспериментальной группы стал не ниже, чем в контрольной, и в целом также соответствует нормативному с такими же хорошими показателями (табл. 5).
- результат по адаптации воспитанников к обществу после выпуска из детского дома социально более значим в экспериментальной группе, чем в контрольной (рис. 1, 2).
Таблица 3
Прирост значений оценок по психическому развитию у мальчиков и девочек
№ п/п Группа Х сред. Х верх. Х нижн. N Альфа t расч. T табл. Стат. гипотеза
1. Мальч. и девоч. Ростов (сумма разницы 06-02) 1,93 2,20 1,67 54 0,1 12,02 2,70 +
2. Мальч. и девоч. Азов (сумма разницы 06-02) 2,17 2,61 1,72 36 0,1 8,06 2,75 +
Таблица 4
Прирост значений оценок по физической подготовке у мальчиков и девочек
№ п/п Группа Х сред. Х верх. Х нижн. п Альфа t расч. t табл. Стат. гипотеза
1. Мальч. и девоч. Ростов (сумма разницы 06-02) 0,87 1,40 0,34 54 0,1 2,69 2,704 +
2. Мальч. и девоч. Азов (сумма разницы 06-02) 1,98 2,37 1,58 41 0,1 8,30 2,704 +
Таблица 5
Прирост значений оценок по физическому развитию у мальчиков и девочек
№ п/п Группа Х сред. Х верх. Х нижн. N Альфа t расч. T табл. Стат. гипотеза
1. Мальч. и девоч. Ростов (сумма разницы 02-06) 0,16 0,23 0,08 54 0,1 3,37 2,7 +
2. Мальч. и девоч. Азов (сумма разницы 02-06) 0,60 0,72 0,48 47 0,1 8,29 2,7 +
(ШШІ)
/771
т
/71
\Ш
Л
/71
Ш/
2001 г
2002 г
2003 г
2004 г
□ ПТУ
□ Техникум Э Тюрьма
□ Гибель
Ш Опека (усыновление)
□ Остался обуч. в 10 классе
2005 г 2006 г
□ Высшее образ. учреждение
Н Перевод в другое учреждение
□ Возвращение
в кровную семью
2007 г
Рис. 1. Динамика результата адаптации выпускников детских домов за период с 2000 по 2007 г. г. Азов
13 1 12 -11 -10 -
9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 -0 -
а
я
233
/ Л/У
2000 г 2001 г
□ ПТУ
□ Техникум Э Тюрьма
2002 г. 2003 г. 2004 г.
□ Гибель
Ш Опека (усыновление)
□ Остался обуч. в 10 классе
2005 г
□ Высшее образ. учреждение
И Перевод в другое учреждение
ЕЗ Возвращение в кровную семью
Рис. 2. Динамика результата адаптации выпускников детских домов за период с 2000 по 2007 г. г. Ростов-на-Дону
Выводы
Следующий этап реализации новой модели образовательной системы, ориентированной на становление жизнестойкой личности, включает в себя процесс саморазвития воспитанников, разработку ими жизненных планов и стратегии жизни. Поэтому проводимая воспитатель-
ная работа предполагает достижение таких результатов, как:
- создание в государственном учреждении среды жизнедеятельности, обеспечивающей жизнестойкость личности воспитанника, определяющей такие качества поведения человека, как добродетельность; следование
принципам веры, любовь, альтруизм, поиски смысла жизни; креативность; оптимизм;
- активизацию резервов личностного становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для формирования жизнестойкости личности;
- создание системы жизнеобеспечения, препятствующей вторичной волне социального сиротства, на основе идей жизнестойкости личности и развития системы жизнеустройства воспитанников; формирование потребности к здоровому образу жизни, гармоничное физическое развитие воспитанников, становление духовнонравственной базы личности воспитанников;
- формирование самоопределения, самоорганизации, жизнестойкости личности как интегративных показате-
лей личностного становления средствами физической культуры для развития в сложном быстро меняющемся непредсказуемом мире.
Заключение
Профилактика беспризорности - это государственная проблема в России, а своевременная коррекция психологического и физического здоровья детей-сирот в условиях детского дома с использованием средств физической культуры является реальной возможностью воспитания педагогическим коллективом жизнестойкого и востребованного человека в современных условиях, что определяет высокую социальную значимость использования данного направления в условиях детского дома.
Литература
1. Байер Е.А., Колесникова Г.И. Девиантное поведение: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 77 с.
2. Байер Е.А. Коррекция и развитие психологического и физического здоровья средствами физической культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Программа для учителей и воспитателей детских домов // Ростов-на-Дону, 2006. - С. 5-7.
3. Байер Е.А., Петрова Е.В., Чепкова О.Н. Программа развития детского дома г. Азова. - Азовпечать, 2009. -С. 49-51.
4. Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России. - М., 1995.
5. Рудик П.А. Психология. - М.: ФиС, 1976. - 239 с.
6. Сорокина Т.В. Социально-профессиональные аспекты физкультурно-спортивной деятельности // Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург. Источник оригинальной публикации: http://www.conf.muh.ru/071025/thesis.htm