МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Е.А. БАЙЕР, Областное государственное образовательное учреждение «Детский дом г. Азова Ростовской области»
Аннотация
Статья иллюстрирует особенности психического развития детей-сирот, живущих в детских домах.
Полное и своевременное психологическое и физическое исправление детей-сирот невозможно обеспечить в детских домах. Требование общества -формирование подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма и позволил бы управлять развитием возможностей адаптации, обеспечивая устойчивость к влиянию различных стрессовых факторов. Мы должны разработать механизмы оптимизации образовательной окружающей среды с использованием физкультуры для детей-сирот, живущих в детских домах Российской Федерации.
Abstract
The article illustrates the peculiarities of the psychical development of the children-orphans living in children’s homes. Complete and in time psychological and physical correction of children-orphans is not possible to provide in children’s homes. The demand of the society is the forming of an approach to one’s health that would include the usage of the inner possibilities of one’s organism at its basis, and would allow controlling the development of its adaptation possibilities, providing the steadiness to the influence of the different stress-factors. We need to elaborate the mechanisms of advancement of the educational environment with the usage of the physical culture for the children-orphans, living in children’s homes of the Russian Federation.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, эмоционально-психическая депривация, психологическая и физическая коррекция детей-сирот средствами физической культуры, социальная адаптация, экспериментальная программа.
Введение
Исследования особенностей психического развития воспитанников детского дома традиционно основываются на лежащей в русле психоанализа идее психической депривации, являющейся следствием отрыва ребенка от матери. Депривация рассматривается как основной фактор, препятствующий полноценному психическому и физическому развитию. А этот фактор показывает, что состояние здоровья воспитанников явно неблагополучно в детских домах. Ранимая и неустойчивая психика детей оказывается перегруженной, что проявляется либо в агрессивности их поведения,
либо в апатии и равнодушии к жизни. Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях сказывается на их социальном, психическом, физическом здоровье. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья де-тей-сирот. Среди детей-сирот наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга. В детских домах не удается обеспечить полноценное психическое развитие детей-сирот, так как:
- дети приходят в детский дом с нарушением в развитии;
(mkh
- отсутствуют эффективные технологии воспитания детей-сирот;
- не имеется достаточного числа специально подготовленных специалистов для работы с сиротами (воспитателей, психологов, социальных работников и др.)
Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение [3], поэтому эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику ребенка может быть самым различным. Здесь многое зависит от типа личности, темперамента и привычных установок на тот или иной вид двигательной активности [2]. Именно поэтому нельзя изучать проблему влияния физических упражнений на психологическое здоровье детей без изучения их индивидуальных особенностей. Занятия физической культурой могут быть использованы в формировании положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствует подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.п. [3]. При этом необходимо акцентировать внимание воспитанников на своих индивидуальных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов самопознания и самоуправления деятельностью детей [2].
Системный подход и применение средств физической культуры в условиях детского дома позволяют добиваться конкретных изменений как в физической, так и в психологической сферах детей-сирот. Развитие физического качества быстроты, в свою очередь, способствует направленным изменениям в психологической сфере - развитию быстроты восприятия информации, принятию решения [3].
При этом используется сопряженное воздействие как последовательно - физическими упражнениями, создающими предпосылки для последующего развития физических качеств, так и параллельно - упражнениями, одновременно воздействующими на психологическую и физическую сферы.
Рассмотрим в качестве примера программу психо-лого-физической коррекции детей-сирот, воспитывающихся в детских домах [1].
Основными средствами для реализации подготовленной нами программы являются: физические упражнения - утренняя зарядка, физкультурные минутки, занятие в тренажерном зале; спортивные игры; легкая атлетика; гимнастика; элементы акробатики; ЛФК; посещение сауны; занятие по закаливанию организма; фитотерапия и т.д.
По типовым нормам большинство детских домов прием детей начинают с 3-летнего возраста, поэтому программа составлена с учетом дошкольного возраста. Программа охватывает четыре возрастных группы -с 3 до 18 лет.
1. Дошкольники с 3 до 7 лет.
2. Младший школьный возраст с 7 до 10 лет.
3. Средний школьный возраст с 11 до 15 лет.
4. Старший школьный возраст с 16 до 18 лет.
Для успешной реализации программы в детских домах следует учесть, что в образовательных учреждениях дошкольного и школьного возраста России содержание учебного материала на занятиях физической культурой складывается из двух основных частей: базовой и дифференцированной (вариативной). Базовый компонент (иначе называется ядром) составляет общегосударственный стандарт общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ребенка. На базе этого компонента возможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе. Наконец, это фундамент, позволяющий ребенку легче переходить из школьной программы в подготовленную нами по психологической и физической коррекции средствами физического воспитания в детском доме.
Экспериментальная часть
Компонентом механизма коррекции психологического и физического здоровья воспитанника детского дома, по нашему мнению, будет выступать специально сконструированная программа по физической культуре в детском доме.
Однако прежде всего необходимо отметить, что любая воспитательная работа для достижения максимальной эффективности должна соответствовать определенным признакам:
1. Целенаправленность воспитательной системы должна вытекать из реальных потребностей, учитывать запросы детей, соответствовать возможностям педагогического коллектива и конкретным условиям.
2. Целостность воспитательной системы детского дома представляет единство таких компонентов, как содержание воспитания, методы и приемы, организационные формы, доминирующие виды деятельности, управленческие процессы и др.
3. Динамизм воспитательной системы состоит как в оперативном отклике - содержательном, так и в организационно-технологическом аспектах на изменения потребности детей, социального заказа, концептуальных позиций.
4. Управляемость воспитательной системы предполагает постоянное повышение результативности воспитательного процесса.
5. Взаимодействие со средой определяет, как воспитательная система детского дома вписана в социокультурную среду и региональную систему образования, как она реагирует на ситуации в обществе.
Опираясь на эти требования, а также учитывая данные, полученные в ходе опроса, нами была составлена опытно-экспериментальная программа по физической культуре с существенной направленностью на коррекцию психологического и физического здоровья детей-сирот, воспитывающихся в детском доме (см. таблицу).
Составляя экспериментальную программу, мы особое внимание уделяли психологическим и физическим особенностям детей-сирот, так как именно в этой
(шШ)
категории детей приходится изучать новые и сложные дисциплины, принимать большее участие в общественной жизни детского дома. Чем раньше ребенок-сирота начинает совершенствовать свои личностные качества, тем легче он обретает способность правильно организовывать свое восприятие в процессе учебных занятий. Подросток стремится критически осознать сущность усваиваемых знаний, выработать к ним свое собственное отношение, не запомнить учебный материал, но понять, объяснить и даже доказать его истинность.
В детских домах программа физической культуры, как правило, никогда полностью не реализовалась, так как для этого не имелось объективных возможностей (кадры, материально-техническая база, отношение общества к «физкультуре» и «физкультурникам»). А так как процесс физической культуры оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение, то эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику ребенка может быть самым различным. Здесь многое зависит от типа личности, темперамента и привычных установок на тот или иной вид двигательной активности [4].
Цель настоящей программы состоит в обосновании комплекса приемов и методов физической культуры, способствующих улучшению регуляции организма, как следствие - улучшению памяти, быстроты реакции, адаптационных возможностей организма, для коррекции личностных качеств и состояния здоровья детей-сирот, воспитывающихся в детских домах.
В связи с этим выступают основные задачи программы:
- комплексы физических упражнений, способствующих улучшению психологического и физического здоровья;
- алгоритмы, корректирующие занятия физической культурой в соответствии с морфофункциональными особенностями организма детей разных возрастных групп;
- апробирование программы психологической и физической коррекции личности воспитанников детских домов различных возрастных групп;
- формирование у воспитанников детского дома активной положительной мотивации к здоровому образу жизни как условию положительной адаптации в социуме.
В ходе исследования использовалось наблюдение, тестирование, анкетирование. Контингент испытуемых - дети-сироты дошкольного и школьного возраста и старшего школьного возраста.
Основными средствами для реализации подготовленной нами программы являются: физические упражнения - утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки, занятия в тренажерном зале; спортивные игры; легкая атлетика; гимнастика; элементы акробатики; ЛФК; занятия по закаливанию организма; фитотерапия и т.д. Программа занятий по психологическому и физическому здоровью и его коррекции средствами физической культуры в детском доме построена на дифференцированной (вариативной) основе дошкольной и школьной программ, изучаемых в образовательных учреждениях России. На наш взгляд, это позволяет ребенку-сироте легче осваивать данную программу, представленную вашему вниманию. Дифференцированная (вариативная) часть содержания программного материала обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей воспитанников, региональных, национальных и местных особенностей работы детского дома.
Раздел программы, корректирующий психологическое и физическое здоровье воспитанников 3-6-летнего возраста, в рамках физической культуры в детском доме
Возраст Задачи психологической коррекции Задачи обучения Содержание учебного материала Контроль решения задач
3-4 года, младшая группа Формировать понимание инструкции, устойчивость внимания в процессе деятельности на занятиях по физической культуре Учить (закрепить и совершенствовать) простейшие двигательные действия (движения) на месте Учить и совершенствовать простейшие двигательные действия с перемещением по залу, площадке Ходьба на носках, на внешней и внутренней стороне стопы (широкий шаг, с различным положением рук в сторону, вверх, на поясе, перед грудью) Прыжки на месте, двигаясь вперед, в сторону, назад: в длину с места 30-50 см, из обруча в обруч, напрыгивание на низкие плоские предметы (до 5-7 см), прыжки на одной ноге вперед и вокруг себя, в глубину с высоты (10-15 см) 1. Определения уровня развития внимания и целенаправленной деятельности 2. Решение задач обучения физическим упражнениям
Результаты и их обсуждение
В результате проведения эксперимента, направленного на выявление эффективности применения программы по коррекции психологического и физического здоровья депривированных детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, нашли подтверждение все четыре следующие дополнительные гипотезы эксперимента, детализирующие рабочую гипотезу о том, что в результате применения созданной версии программы по физической культуре:
- уровень психологического и физического здоровья воспитанников в экспериментальной группе будет достоверно выше, чем в контрольной;
- структура выраженности психологического развития у воспитанников экспериментальной группы будет более соответствовать идеальной модели, чем в контрольной;
- уровень физической подготовленности воспитанников экспериментальной группы будет не ниже, чем в контрольной, и в целом будет соответствовать нормативному с хорошими показателями;
- уровень физического развития у воспитанников экспериментальной группы будет не ниже, чем в контрольной, и в целом также будет соответствовать нормативному с такими же хорошими показателями.
В соответствии с дополнительными гипотезами поставлены задачи эксперимента:
1 ) проверить уровень сформированности психологических и нравственно-волевых качеств личности воспитанников;
2 ) проверить степень соответствия структуры выраженности психологических качеств личности воспитанников идеальным требованиям;
3) проверить уровень физической подготовленности воспитанников;
4) проверить уровень физического развития подростков;
Литература
На методическом этапе эксперимента были определены индикаторы, показывающие изменения контрольных характеристик:
- средние значения экспертных оценок (определяли наличие и степень выраженности психологических и морально-волевых качеств у воспитанников);
- коэффициент ранговой корреляции (определял структурную близость выставленных оценок комплекса психологических и морально-волевых качеств к идеальным требованиям социума);
- средние значения оценок развития физических качеств (определяли уровень физической подготовленности воспитанников).
Средние значения оценок показателей физического развития и определили это понятие. Этот факт, совместно с положительными отзывами об апробации и высоких оценках программы, подтверждает основную гипотезу исследования о том, что применение и систематическое использование средств физической культуры в детском доме сможет выполнять функции эффективного средства своевременной коррекции психологического и физического здоровья с последующей успешной адаптации детей-сирот в обществе.
Педагогические основы организации физического воспитания с учетом изучаемой структуры позволят повысить также эффективность и надежность работы с детьми-сиротами младшего, среднего и старшего возраста, а систематическое использование в практике работы детских домов учебного пособия «Программа по коррекции психологического и физического здоровья детей-сирот и их успешной адаптации в обществе» позволит выйти на другой этап решения проблем социальной депривации детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, средствами физического воспитания.
1. Байер Е.А. Коррекции и развитие психологического и физического здоровья средствами физической культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Программа для учителей и воспитателей детских домов. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 5-7.
2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990. - С. 23-24.
3. Николаев Ю.П. От идей П.Ф. Лесгафта к современной теории физической культуры // Теория
и практика физической культуры. - 2006. - № 9. -С. 15-18
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
5. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М., 1965.
т