Личность в условиях депривации
Елена Байер, Нарине Григорян
ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В моем теоретическом исследовании делается особый акцент на феномен жизнестойкой личности. Социальная активность детей должна быть значима для них самих, у них должно быть развито чувство личности и понимание своей роли (своей личной ответственности) в ближайшем социальном окружении.
У воспитанника должна быть развита потребность в формировании собственной внутренней позиции, он должен научиться рассчитывать только на свои наработанные ресурсы: жизнестойкость, внутреннюю позицию личности в отношении к выбору ценностных ориентаций на жизненный путь.
Обсуждается авторский подход к пониманию значения условий для развития личности: к способам выстраивания учебно-воспитательного процесса, содействующим развитию личности; уточняется модель взаимосвязи восьми структурных компонентов педагогической системы, таких как: социальный заказ (государственный компонент), целевая установка на формирование жизнестойкости (проектировочный компонент), воспитанник-ребенок (организаторский компонент), готовность педагогов (гностический компонент), научная и учебная информация (конструктивный компонент), средства педагогической коммуникации (коммуникативный компонент), оценочный элемент (оценочно-рефлексивный компонент), последующая образовательная система (прогностический компонент).
Ключевые слова: жизненный старт; жизнестойкость; условия развития жизнестойкости; самостоятельность и ответственность; социальная активность; чувство личности; внутренняя позиция личности; установка на достижения; самосознание личности; значение значимых ресурсов личности; продуктивные позитивные условия развития личности; авторские подходы к пониманию продуктивных спосо-
бов и условий развития личности; жизненный путь; «пора»; принципы воспитания; жизненные события; значение опыта жизни; значение установок на будущее.
Abstract. Special emphasis in theoretical research is done on person's resilience phenomenon. Social activity should be significant for children, sense of personality and understanding of own role (own personal activity) in the nearest social environment should be developed. Need to develop own inner position should be developed in foster child, he must learn to rely on his own recourse: resilience, person's inner position to choice of value orientations in life path.
The author's approach to understanding of conditions for person's development is discussed with the ways of organizing teaching and educational process contributing to person's development among them. The model of interconnection between such eight structural components of pedagogical system as: social demand (state component), target for resilience formation (design component), foster child-child (organizational component), readiness of teachers (gnostic component), scientific and educational information (constructive component), means of pedagogical communication(communicative component), assessment element (evaluation-reflexive component), the following educational system (prognostic component) is specified.
Keywords: start in life; resilience; conditions for resilience development; independence and responsibility; social activity; sense of personality; person's inner position; orientation towards achievements; person's self-consciousness; meSaning of significant person's recourses; productive positive conditions for person's development; author's approaches to understanding of productive ways and conditions for person's development; life path; "it's time"; principles of education; life events; meaning of life experience; meaning of orientations towards future.
Сущностно Исходя из названия моей работы, полагаю будет
змтамые понятия правильным обратиться прежде всего к сущностно значимым понятиям.
Понятие феномен [гр. р^Ьатотепоп являться, являющееся] — 1. филос. то же, что явление, предмет, данный в чувственном созерцании.
Понятие жизнестойкость на сегодняшний день отсутствует в Новой философской энциклопедии*. Однако материалы философов, посвященные понятию «жизнь», предполагают и идеи о жизнестойкости живого*****. При этом философ Л.И. Корочкин презенти-ровал феномен жизни как специфическую форму орга-
* Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. Е — М. — М., 2010.
** Рамм Б. Жизнь // Философская энциклопедия: В 5-и т. Т. 2. Д-К. - М., 1962. - С. 130-137.
*** Корочкин Л.И. Жизнь // Новая философская энцикло-
педия: В 4-х т. Т. 2. Е - М. - М., 2010. - С. 29-30.
Первый пример жизнестойкости
Второй пример
жизнестойкости
низации материи, которая характеризуется единством трех моментов: «1 — наследственной программой...; 2 — обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; 3 — самовоспроизведением в соответствии с этой программой.»*.
В то же время психологических словарях советского времени и в России [Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М., 1983; Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского. — М., 1990; Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.; М, 2003, а также в Российской педагогической энциклопедии: в 2-х т. / главный редактор В.В. Давыдов. — М., 1993] мы не находим понятия жизнестойкость.
Педагогическая практика как искусство неповторима и всегда направлена на конкретный возраст, на конкретного человека. Педагогическая общественность озадачена вопросом: Чем поведение жизнестойких детей в экстремальных условиях отличается от поведения других детей?
Я могу привести в качестве наглядных примеров несколько случаев из жизни известных людей, жизненный старт которых был неблагополучен. История некоего профессора филологии. Он родился в неблагополучной семье — без отца, мать-алкоголик. У матери будущего профессора было восемь детей от разных отцов. За своими детьми она почти не ухаживала. Из всех детей, кроме него, дожили до сорокалетнего возраста еще двое.
Каким же образом этот человек, с такой нелегкой судьбой, смог достичь положения уважаемого члена общества?
Другая история. В далеком Забайкальском городке в невыносимых условиях жила семья с двумя детьми. Отец семейства был контужен во время войны, его молодая жена не выдержала испытания, и они вместе начали чрезмерно употреблять алкоголь. Дети по нескольку дней оставались дома голодными, закрытые в помещении, испуганные постоянными драками между нетрезвыми родителями и их приятелями. Мать не выдержала и ушла из семьи, затем и дети ушли в канализационные системы, где было хотя бы тепло. Брат умер, а девочка не только выжила, но вопреки обстоятельствам стала ученым-практиком и посвятила свою жизнь исследованию жизнестойкости детей. Таких жизненных примеров бесконечное множество.
* Корочкин Л.И. Жизнь // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. Е — М. — М., 2010. — С. 25.
Жизнестойкость как способность преодолевать жизненные проблемы
Обеспокоенность за судьбы детей с трагическим жизненным стартом
Сотворение смысла и жизнестойкости
В истории человечества есть немало уникальных примеров из жизни людей с трудной и даже порой трагической судьбой, свидетельствующих о жизненных испытаниях, из которых они вышли почти невредимыми. Именно такие люди получили определение «жизнестойкие» - способные преодолеть жизненные трудности, самостоятельно планирующие свой жизненный путь и умеющие брать ответственность на себя за каждый этап своей жизни [1, с. 60].
Конечно, есть категория «виктимных» людей, считающих себя жертвами и не желающих извлекать урок из пережитых испытаний. В отличие от них люди, имеющие высокую степень жизнестойкости, находят конструктивный элемент в своих страданиях и тем самым наполняют позитивным содержанием не только свою жизнь, но и жизнь окружающих [2, с. 22]. По мнению А. Данилина, «подобное сотворение - это способ, с помощью которого жизнестойкие люди сооружают мосты между настоящим с его тяготами и лишениями и более полным, счастливым будущим» [Там же, с. 23].
Я полагаю, что будет верным утверждать, что жизнестойкость - это установка индивидуума справляться с жизненными трудностями с верой в будущий успех, не позволяя этим трудностям сокрушить себя.
Российское педагогическое сообщество: ученые-практики, родительская общественность, воспитатели, специалисты органов опеки - выражают обеспокоенность за дальнейшую судьбу детей с трагическим жизненным стартом. Кто-то из них пройдет через все жизненные испытания и станет ответственным родителем, успешным гражданином с мотивацией на получение образования и ведением здорового образа жизни. А кто-то повторит судьбу своих «непутевых» родителей и тем самым продублирует тенденцию прироста социального сиротства в России.
Как сделать главным смысловым ориентиром жизни людей не только старт, но и финиш?!
По мнению большинства исследователей (Б.Г. Ананьев, В.С. Мухина и др.) сотворение смысла может происходить разными путями.
Согласно видению В.С. Мухиной, сотворение смысла может происходить путем притязаний человека на признание, что «влияет на характер выбора жизненного пути и на соотнесение себя с традиционными ожиданиями, когда социальные ожидания побуждают человека повелеть самому себе: "пора сделать выбор", "пора утвердить себя в жизни (в профессии, в семье, в личных вну-
Готовность обсуждать проблему значений и смыслов слова-понятия «пора»
Соединенность понятий, формирующих внутреннюю позицию личности
Способность типологизировать психологические феномены
тренних достижениях"» [4, с. 584]. И далее В.С. Мухина полагает, если человеку «недостает критичности к собственной персоне, ума для провидения последствий своих неадекватных притязаний, он с очень высокой степенью вероятности может навредить себе как личности и/или начать вредить другому человеку» [4, с. 584].
С изложенной точкой зрения я готова согласиться и в практике общения с моими подопечными готова обсуждать проблему значений и смыслов слова-понятия «пора».
Нельзя не согласиться с мнением В.С. Мухиной: «Самосознание личности определяет характер свободного выбора осуществления жизненного пути, образа жизни и смысла самой жизни» [Там же, с. 856]. И далее В.С. Мухина выражает уверенность: «Соединение понятий "самосознание", "самосозидание" и "самостояние" есть выявление феноменологической сути человека как личности» [Там же, с. 856].
Я солидаризируюсь с тем, что пример самосозидания поддерживает в других чувство личности и содействует развитию в человеке как личности уникальной внутренней позиции [Там же].
В то же время Б.Г. Ананьев рассматривал сотворение смысла как «способ, с помощью которого жизнестойкие люди выстраивают свой жизненный путь, направленный на преодоление трудностей, самостоятельному планированию и ответственности за каждый этап своей жизни» [3; 4]. То есть, они справляются с жизненными трудностями, не позволяя им сокрушать себя.
Австрийский философ Франц Брентано (1830-1917) изучал не только философию, но и психологию. Он полагал: «...психические феномены подлинно доступны для наблюдения и должны выступать, как только собственный внутренний (приобретенный) опыт, который сознается самой личностью». Ученый избрал предметом своего научного исследования психологические проблемы и провел четкую границу между физическими и психическими феноменами. Он подчеркивал, что родовым (общим) признаком психических феноменов (в отличие от физических) является интенциональность, в силу того что сознание всегда есть отношение к чему-либо» [5, с. 16]. Интенциональность, по мнению Ф. Брен-тано - «это способность типологизировать психологические феномены на: а) представления (репрезентация как чистое присутствие объекта), б) суждения (утверждение или отрицание объекта), в) чувства (любовь или ненависть к объекту)» [Там же].
Подразделение психологии на дескриптивную и классифицирующую
Жизнестойкость — личностное качество
Можно ли стать другим, чем биологические родители
Значение установки на достижение
Продуктивные
принципы
воспитания
Ключевое определение сути жизнестойкости согласно Ф. Брентано: «собственный жизненный опыт индивидуума, который сознается самой личностью» [5, с. 17].
А.А. Грицанов, в свою очередь, подразделял психологию «на дескриптивную (описывающую и классифицирующую последние элементы, из которых строится сознание) и генетическую (устанавливающую законы сознания), развивая свою концепцию истины, основанную на идее переживания очевидности, придавал большое значение внутреннему жизненному опыту самого человека с обязательной концепцией принятия событий» [6].
Размышляя о феномене жизнестойкости человека, я пришла к мнению, что жизнестойкость — личностное качество, которое не передается генетически, а формируется и развивается в течение жизни человека.
Почему же феномен жизнестойкости важно исследовать в педагогической системе подготовки детей к самостоятельной жизни?
Жизнестойкость способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья. Это установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Посредством включенности внутренних личностных ресурсов, контроля и вызова (принятия вызова жизни) человек может одновременно развиваться, обогащать свой потенциал и совладать со стрессами, встречающимися на его жизненном пути.
Дети, начинающие свою жизнь с одной и той же стартовой позиции, рожденные в одних и тех же обстоятельствах, проживающие с неблагополучными родителями, вуничтожающих личность житейских условиях (грязь, предательство, непристойность, унижение и др.), выбирают разные пути: одни из них принимают меры, чтобы жить иначе, другие же даже не представляют, что в их жизни может быть альтернатива. Кто-то смиряется и становится подобием своих родителей, а кто-то, как мы знаем, преодолевает негативное влияние, предпринимая усилия, чтобы стать другим — сильным, смелым, надежным, успешным человеком, любящим родителем.
Установка на достижение успеха в жизни через получение востребованного образования, профессии, создание семьи, воспитание детей и наслаждение здоровым стилем жизни — ключевая идея моей статьи.
Сегодня очевидна необходимость восстановления и развития базовых принципов отечественного воспитания. Оно должно быть не декларативным и принудительным, а продуктивным, наполненным личностными
Воспитанник должен понимать какой риск при разных решениях может возникнуть
Авторская позиция в контексте педагогической тактики
С 2010 г. нами реализуется система формирования детской
жизнестойкости
Основные этапы формирования жизнестойкой личности
смыслами воспитуемого. Академик РАО В.С. Мухина в своей фундаментальной монографии утверждает, что самосозидание требует от человека сосредоточения на своих особенностях, которые он помышляет развивать. Академик отмечает: «Самосозидание требует способностей к рефлексии на самого себя, на других, а также на те значимые для саморазвития человека сущности Великого идеополя общественного самосознания, которые могут продвинуть человека в его стремлении к созданию себя как личности» [4, с. 836].
Это станет возможным, если воспитанник будет реально понимать к чему и как готовиться, какой риск (конечный результат) при разных решениях можно иметь. Ключевая позиция педагога своевременно дать воспитаннику нужную установку для принятия им собственного решения «здесь и сейчас» с детальным анализом каждого этапа построенного пути.
Авторская педагогическая система ставит ключевую задачу - развивать у детей понимание своей роли в социуме, умение самостоятельно ставить задачи и решать их как средства в формировании жизнестойкости. Такой подход научит воспитанника анализировать то, что происходит в его судьбе, понимать, что все зависит от того, как он сам планирует свой жизненный путь и как сам он обязан ответить за каждый этап своего пути.
Обсуждение авторского подхода к разработке продуктивных условий к способам выстраивания учебно-воспитательного процесса, способствующие развитию жизнестойкой личности.
Нами с 2010 г. реализуется педагогическая система формирования жизнестойкости детей, которая проявила себя как успешная практика подготовки воспитанника к самостоятельной жизни в социуме и построена на принципе адаптивности. Воспитание на основе этого принципа позволяет решать проблему, типичную для некоторых российских семей и детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Нередко дети овладевают объемом теоретических знаний, но испытывают немалые трудности на практике, которая требует решений конкретных жизненных задач.
На основе указанных подходов нами разработан и апробирован принцип формирования жизнестойкой личности.
Речь идет о следующих основных этапах.
На первом этапе предполагается включение воспитанника в конкретные условия деятельности. Вовлеченность воспитанника в происходящее предоставляет воз-
Значение сформированности позитивных установок на будущее
Значение потребности в формировании собственной внутренней позиции
Значение опыта,
извлекаемого
из жизненного пути
можность для его личности найти для себя нечто стоящее и интересное. Высокий уровень развития вовлеченности дает воспитаннику удовлетворение от избранной позиции и деятельности. Отсутствие подобной вовлеченности порождает чувство отчуждения и отверженности. Подросток ощущает себя «вне жизни». Подтверждение сказанному - суждение С.Р. Мадди: «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность» (курсив мой. - Е.Б.) [7, с. 265].
На втором этапе важно проводить пролонгацию эффективных методик по формированию личностных качеств, содействующих развитию жизнестойкости воспитанника. Мой авторский подход предполагает осуществление данного этапа через систему педагогического контроля, сопровождения подопечного. Человек с достаточно развитой способностью самоконтроля в дальнейшем способен самостоятельно выбрать собственный жизненный путь и обеспечивать свой рост средствами самоконтроля.
Как показывает практика, для воспитанника образ его будущего, жизненные ориентиры позволяют ему качественно жить в настоящем. Готовность подопечных к самостоятельному решению психологических и социальных проблем формируется на основе внутренних и внешних ресурсов.
В этот период значительно возрастают риски у выпускников из образовательных и интернатных учреждений, когда увеличивается эффект влияния случая. В это время становятся особенно значимыми и востребованными для воспитанника такие качества личности как гибкость мышления, мобильность, компетентность, умение спонтанно найти необходимую процедуру и действие для возникающей ситуации «здесь и сейчас».
У воспитанника должна быть сформирована потребность в формировании собственной внутренней позиции, для последовательного и систематического приобретения своих ресурсов жизнестойкости с внутренней потребностью самой личности к выбору ценностных ори-ентаций.
Третий этап становится актуальным для принятия любого риска в своей жизни с убежденностью о том, что все происходящее с воспитанником, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из жизненного пути. Такой подход обретает особую значимость, если человек, рассматривающий свою жизнь как бесценный способ приобретения опыта, готов действовать в отсут-
Возможности реализации педагогической позиции
Практика
реализации системы
формирования
жизнестойкости
Система
исследования
личностных
характеристик
жизнестойкости
ствие каких-либо гарантий на успех. Когда человек на свой страх и риск, готов идти по жизни, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь жизнестойкой личности.
В нашей системе принятие риска лежит на средо-вом подходе, как вариант построения воспитательной среды. Воспитанник должен сам черпать знания из своего опыта общения в микро- и макросоциуме.
Реализация педагогической системы в организации - это не только созданные благоприятные условия (материальная база, доступная литература, эмпирические исследования, руководство и прекрасные коллеги и др.), но и созданная педагогом атмосфера профессионализма и продуктивности в той профессии, к выполнению которой он готовился. Критерием качества конечных результатов для педагогов становятся показатели вхождения выпускников в новую среду и саморазвитие в ней. Еще одно важное условие состоит в том, что педагог может успешно развить жизнестойкость только в совместной деятельности с подопечным.
Практика реализации педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот (в период с 2010 по 2018 г.) в Азовском центре помощи детям показала, что педагог должен быть готов реализовать три основных компонента своей профессии:
• мотивационный компонент — освоение знаний по формированию и развитию личности воспитанника;
• когнитивный компонент — наличие теоретических знаний об инновационных проектах в области воспитания;
• операционально-технический — готовность педагога к практической реализации инновационной педагогической системы посредством приобретения конструктивных, организаторских и коммуникативных умений. Уровень готовности педагога определяется по критерию оценки (механизм диагностики) показателей (низкий, средней, высокий) [1, с. 105].
С целью исследования готовности воспитанника к самостоятельной жизни, нами подготовлена и апробирована система исследования личностных характеристик жизнестойкости. Личностные характеристики жизнестойкости являются базовыми и фундаментальными на основе четырех сфер: педагогической, психологической, социальной и физической. Каждая из сфер, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющие особенности личности, перечисленные в ее модельной характеристике жизнестойкости.
Педагогический
компонент
Психологический компонент
Физический компонент
Социальный компонент
Практическое применение модели жизнестойкой личности
Педагогический компонент включает три критерия исследования, необходимых для становления жизнестойкой личности:
• уровень выявления степени развития духовно-нравственной сферы;
• определение уровня воспитанности;
• выявление уровня коммуникативных способностей детей (дети среднего и старшего возраста заполняют анкеты сами, за детей младшего возраста это делают воспитатели) [1, с. 105].
Психологический компонент включает три критерия исследования готовности личности к внешним условиям психологической деятельности: - уровень эмоционально-аффективной сферы (поведенческий компонент), определяемый с использованием опросника Кет-тела, который выявляет изменения в эмоциональной сфере в период подросткового школьного возраста (опросник Кеттела «Исследование личностных особенностей младшего школьника», адаптирован автором Е.И. Роговым) [Там же];
• уровень эмоционально-волевой сферы (волевая активность) - средний и старший школьный возраст;
• уровень мотивационной сферы (мотивационный компонент).
Физический компонент включает изучение уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности:
• выявление уровня здоровья детей-сирот;
• выявление уровня физического развития детей-сирот;
• выявление уровня физической подготовленности детей-сирот.
Социальный компонент включает в себя также три критерия исследования готовности жить в обществе (социальной адаптации):
• выявление уровня личностной самореализации детей-сирот;
• выявление уровня готовности к поступлению в вузы, колледжи и профучилища;
• выявление уровня социального самочувствия выпускников в вузах, колледжах и профучилищах [Там же].
Практическое применение модели жизнестойкой личности я рассматриваю с позиции самого структурного компонента, его составных частей, критериев оценки (механизм диагностики) показателей (низкий, средней, высокий) и уровня проявления (слабое, недостаточное,
Реализация педагогической системы жизнестойкости
Педагогическая система
Н.В. Кузьминой
высокое), учитывая социальную интеграцию, социальную самозащиту, спортивный образ жизни, доминирующую позицию к жизненной ориентации (мотивация к получению престижного образования и востребованной профессии, создания семьи, рождения и воспитания собственных детей, видение здорового стиля жизни). В итоге я систематизировала элементы модели в гуманитарный практико-ориентированный механизм формирования жизнестойкости детей в условиях центра помощи детям.
Понятно, что эти различные элементы не всегда существуют в идеальном выражении. Они дополняют друг друга, вызывая потребность в выработке общей, синтезирующей позиции, дополняя и развивая все модули образовательной сферы от педагогики до антра-гогики.
Реализация педагогической системы жизнестойкости строилась по принципу того, что любой феномен может быть осмыслен, вероятно, двояким способом: или через сопоставление его с другими явлениями, или через раскрытие его собственной уникальной природы. Изучение человека, согласно П.С. Гуревичу, «извне» предполагает истолкование его отношений с окружающим миром природы и социума (культуры), приближение к его тайне «изнутри» сопряжено с постижением модусов его бытия (телесного и духовного, эмоционального и волящего) [8, с. 5]. Такой подход позволил нам учесть природно-духовную закономерность в созданной нами педагогической системы (физического и психического) с возможностью интенсификации процесса поиска, получения и накопления знаний о целенаправленном и организованном процессе формирования и развитию личности (научно-методический). Примером является разработанная 45 лет тому назад теория педагогической (образовательной) системы Н.В. Кузьминой (1980). Я разделяю позицию автора и считаю, что в разные годы на основе этой модели проводились прикладные исследования.
Предложенная система Н.В. Кузьминой дополнялась и уточнялась разными научными школами [9]. Построенная педагогическая система Н.В. Кузьминой имела практико-ориентированное применение, но требовала, на мой взгляд, некоторого дополнения. Так, в части содержательной интерпретации отдельных элементов необходимо дополнить следующую функцию: государственный компонент (социальный заказ общества) на общественное воспитание молодого поколения.
Идея уточненной модели
педагогической системы формирования жизнестойкости
Значение интенсификации процесса поиска путей развития качеств
жизнестойкости
Педагогика как наука о закономерностях образования человека
По моему мнению, без государственного заказа качественное воспитание невозможно. В каждой стране искусство формирования людей тесно связано с формой правления. Изменение общественного воспитания в стране едва ли возможно, если не будет на это государственного заказа.
Я предлагаю рассмотреть структурно-функциональные компоненты уточненной модели педагогической системы формирования жизнестойкости, в условиях образовательной организации.
Структурно-функциональные компоненты представлены в следующей последовательности:
• Социальный заказ на воспитание (государственный компонент).
• Цель воспитания (проектировочный компонент).
• Ребенок (организаторский компонент).
• Состав педагогов (гностический компонент).
• Научная и учебная информация (конструктивный компонент).
• Средства педагогической коммуникации (коммуникативный компонент).
• Оценочный элемент (оценочно-рефлексивный компонент).
• Последующая образовательная система (прогностический компонент).
По моему мнению, исследование феномена жизнестойкости детей направлено на интенсификацию процесса поиска, получение и накопление знаний и практических умений педагога (воспитателя) в формировании и развитии личностных качеств жизнестойкости детей не только в условиях учреждений (например, центров помощи детям), но и в школах, колледжах, летних оздоровительных лагерях.
Особенно важным для нас является возможность продолжить теоретическое и практико-ориентирован-ное исследование при условии проведения глубокого анализа успешных отечественных практик в области подготовки жизнестойкой личности. При этом важно помнить о том, что педагогика - это наука о закономерностях, сущностях, принципах, методах и формах образования человека.
Поднятая здесь проблема не может считаться закрытой, я стою только в начале ее достаточно широкого и глубокого русла.
Я надеюсь на обсуждение этой проблемы в профессиональном сообществе.
В качестве прибавления к обсуждаемой проблеме следует обратиться к теме жизненных событий [10, с. 207].
Жизненные события Согласно Ф. Дойчу, человек и его окружение вози жизненная действуют друг на друга. Здесь следует иметь в виду
стойкость человека
возрастные особенности поведения и индивидуальные различия людей. Особое значение здесь имеют события, изменяющие жизнь.
События могут происходить в различных областях: семья, здоровье, работа; события могут быть связаны с возрастом (детство, школа, вступление в брак и др.); события могут быть связаны с ходом истории (война, государственные перевороты, экономический спад и др.); события могут быть связаны с превратностями жизни отдельного человека (болезнь, аварии, несчастный случай и др.). Смена социальных ролей также может выступать как жизненное событие.
Жизненные события могут выступать как стрессо-генные факторы, но могут продвигать человека в направлении достижения новых целей. Здесь речь безусловно может идти о жизненной стойкости человека как личности.
1. Байер Е.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома: дис. ... док. пед. наук. - М., 2013.
2. Данилин А.М. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. — М., 2001.
3. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1994. — С. 77—84.
4. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 5-е изд., испр. и доп. — М., 2017.
5. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания: пер. с нем. — СПб., 2000.
6. Грицанов А.А. Интенциональность // Энциклопедия «История философии». — Минск., 2002.
7. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. — 1994. — Oct. — Vol. 63. — № 2. — Р. 265—274.
8. Гуревич П.С. Философская антропология: учебное пособие. — М., 1997.
9. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970.
10. Дойч Ф. Жизненные события // Психологическая энциклопедия / под. ред. Р. Корсини и А. Ауэрба-ха. - М.; СПб. и др., 2003. - 207 с.
REFERENCES
1. Bajer E.A. Pedagogicheskaya sistema formirovani-ya zhiznestojkosti detej-sirot sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta v usloviyah detskogo doma. PhD Dissertation (Psy-cology). Moscow, 2013.
2. Danilin A.M. LSD. Gallyucinogeny, psihodeliya i fenomen zavisimosti. Moscow, 2001.
3. Anan'ev B.G. Geneticheskie i strukturnye vzaimos-vyazi razvitiya lichnosti // Hrestomatiya po vozrastnoj psi-hologii: Textbook for students / Coll. L.M. Semenyuk. Under editorship of D.I. Fel'dshtejn. M., 1994. Pp. 77-84.
4. Muhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'ternativnyj vzglyad. Sistemnyj podhod. Innovacionnye aspekty). 5th ed., revised and additional. Moscow, 2017.
5. Brentano F. O proiskhozhdenii nravstvennogo poz-naniya. Transl. from German. St. Petersburg, 2000.
6. Gricanov A.A. Intencional'nost' // Istoriya filosofii (encyclopedia). Mn., 2002.
7. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment.1994, Oct. Vol. 63, no. 2. Pp. 265-274.
8. Gurevich P.S. Filosofskaya antropologiya: Textbook. Moscow, 1997.
9. Kuz'mina N.V. Metody issledovaniya pedagogiches-koj deyatel'nosti. Leningrad, 1970.
10. Dojch F. Zhiznennye sobytiya // Psihologicheskaya enciklopediya. Under editorship of R. Korsini and A. Auer-bah. Moscow; St. Petersburg et al, 2003. 207 p.