Научная статья на тему 'Особенности жизнестойкости старшеклассников и студентов'

Особенности жизнестойкости старшеклассников и студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1214
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / RESILIENCE / КОМПОНЕНТЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ: ВОВЛЕЧЁННОСТЬ / COMPONENTS OF RESILIENCE OF PERSONALITY / INVOLVEMENT / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ПРИНЯТИЕ РИСКА / RISK TAKING / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS RESISTANCE / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дарвиш О. Б.

В статье анализируются основные методологические подходы зарубежных и отечественных авторов к проблеме жизнестойкости человека и её роли в выборе совладающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. Рассматривается сущность понятия «жизнестойкость», характеризуются компоненты жизнестойкости: вовлечённость, контроль и принятие риска. Даётся характеристика юношеского возраста, ведущей деятельностью которого является учебно-профессиональная, главным новообразованием выступает саморефлексия, понимание собственной индивидуальности, готовность к самоопределению. На основе исследования жизнестойкости старшеклассников и студентов показано, что существуют особенности их проявления. В работе делается вывод, что проявление жизнестойкости способствует самореализации личности, сохранению устойчивости к стрессовым ситуациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF RESILIENT STUDENTS

The article analyzes the main methodological approaches of foreign and Russian authors to the problem of human vitality, and its role in the choice of coping strategies of behavior in difficult situations. The meaning of the concept “resilience” is considered, the components of resilience are characterized: involvement, control and risk acceptance. The characteristics of youth, which is the leading activity of educational and professional, the main tumor is self-reflection, understanding of their own individuality, readiness for self-determination. On the basis of the study of the viability of high school students and showed that there are features of their manifestations. The paper concludes that the manifestation of vitality contributes to the self-realization of the individual, the preservation of resistance to stress situations.

Текст научной работы на тему «Особенности жизнестойкости старшеклассников и студентов»

Библиографический список

1. Баклушинский С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том I. Выпуск II. Москва, 1993: 64 - 85.

2. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. Москва, 2007.

3. Бодалев A.A. Психология общения Москва: Когито-центр, 2011.

4. Кондратьев М.Ю. «Значимый другой» слагаемые межличностной значимости. Социальная психология и общество. Москва, 2011; 2: 17 - 28.

5. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. Москва, 2014.

6. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. Москва, 1989.

7. Мясищев. Психология отношений. Москва, 2011.

8. Точилина Т.В. Динамика социальных контактов при переходе от младшего к среднему школьному возрасту. Диссертация ...кандидата психологических наук. Москва, 2006.

References

1. Baklushinskij S.A. Social'noe okruzhenie i Ya-koncepciya v yunosheskom vozraste. Cennostno-normativnye orientacii starsheklassnika. Trudy po sociologii obrazovaniya. Tom I. Vypusk II. Moskva, 1993: 64 - 85.

2. Bern Sh. Gendernaya psihologiya. Zakony muzhskogo i zhenskogo povedeniya. Moskva, 2007.

3. Bodalev A.A. Psihologiya obscheniya Moskva: Kogito-centr, 2011.

4. Kondrat'ev M.Yu. «Znachimyj drugoj» slagaemye mezhlichnostnoj znachimosti. Social'naya psihologiya i obschestvo. Moskva, 2011; 2: 17 - 28.

5. Kondrat'ev M.Yu., Kondrat'ev Yu.M. Psihologiya otnoshenij mezhlichnostnoj znachimosti. Moskva, 2014.

6. Kronik A.A., Kronik E.A. V glavnyh rolyah: Vy, My, On, Ty, Ya: Psihologiya znachimyh otnoshenij. Moskva, 1989.

7. Myasischev. Psihologiya otnoshenij. Moskva, 2011.

8. Tochilina T.V. Dinamika social'nyh kontaktov pri perehode ot mladshego k srednemu shkol'nomu vozrastu. Dissertaciya ...kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2006.

Статья поступила в редакцию 28.06.18

УДК 37.018.34+159.96

Darwish O.B., Cand. of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Altai State Pedagogical University

(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

CHARACTERISTICS OF RESILIENT STUDENTS. The article analyzes the main methodological approaches of foreign and Russian authors to the problem of human vitality, and its role in the choice of coping strategies of behavior in difficult situations. The meaning of the concept "resilience" is considered, the components of resilience are characterized: involvement, control and risk acceptance. The characteristics of youth, which is the leading activity of educational and professional, the main tumor is self-reflection, understanding of their own individuality, readiness for self-determination. On the basis of the study of the viability of high school students and showed that there are features of their manifestations. The paper concludes that the manifestation of vitality contributes to the self-realization of the individual, the preservation of resistance to stress situations.

Key words: resilience, components of resilience of personality, involvement, control, risk taking, stress resistance, self-realization.

О.Б. Дарвиш, канд. психол. наук, проф. каф. психологии, Алтайский государственный педагогический университет,

г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ

В статье анализируются основные методологические подходы зарубежных и отечественных авторов к проблеме жизнестойкости человека и её роли в выборе совладающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. Рассматривается сущность понятия «жизнестойкость», характеризуются компоненты жизнестойкости: вовлечённость, контроль и приняте риска. Даётся характеристика юношеского возраста, ведущей деятельностью которого является учебно-профессиональная, главным новообразованием выступает саморефлексия, понимание собственной индивидуальности, готовность к самоопределению. На основе исследования жизнестойкости старшеклассникови студентов показано, что существуют особенности их проявления. В работе делается вывод, что проявление жизнестойкости способствует самореализации личности, сохранению устойчивости к стрессовым ситуациям.

Ключевые слова: жизнестойкость, компоненты жизнестойкости личности: вовлечённость, контроль, принятие риска, стрессоустойчивость, самореализация.

В настоящее время возрастают потребности общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности её жизненного пути. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В периоды экономических и иных кризисов для человека важной становится жизнестойкость или жизнеустойчивость личности.

Современная психология проявляет повышенный интерес к изучению жизнестойкости человека и её роли в выборе совла-дающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. Проблема жизнестойкости встречается в работах таких зарубежных авторов, как С. Мадди, С. Кобейса и др. Среди отечественных авторов можно выделить Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказову, Л.А. Александрову и др. В отечественной психологии не существует понятия полностью идентичного понятию «жизнестойкость» С. Мадди. С жизнестойкостью прежде всего связывают такие понятия как: стилевые закономерности (А.А. Либин), субъектность (А.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, А.К. Осницкий), личностно-ситуационное вза-

имодействие (Е.Ю. Коржова), смысл жизни (В.Э. Чудновский), жизнетворчество (Д.А. Леонтьев), самореализация личности (Л.А. Коростылёва).

Понятие «hardiness» было введено Сьюзен Кобейс и Сальватором Мадди. Термин находится на пересечении теории экзистенциального направления психологии и прикладной психологии стресса и особенностей совладения с ним. В своих работах Дмитрий Алексеевич Леонтьев предложил обозначать «hardiness» как «жизнестойкость» [1].

Согласно Дмитрию Алексеевичу Леонтьеву, жизнестойкость представляет собой систему убеждений, которая позволяет человеку сохранять свой внутренний баланс и устойчивость к стрессовым факторам. Понятие жизнестойкость включает в себя следующие компоненты: вовлечённость, контроль и принятие риска. От степени выраженности трёх данных компонентов и от жизнестойкости в целом зависит внутреннее состояние индивида, будет ли он испытывать внутреннее напряжение в ситуациях стресса или же будет справляться с ним за счёт совладания с ними и воспринимать его как менее значимый. Компонент вов-

лечённость характеризуется как убеждённость индивида в том, что максимальное участие в чём-либо даёт ему шанс найти для себя что-то ценное и значимое. Компонент контроль характеризуется убеждённостью в том, что противодействие, несогласие, борьба влияют на результат происходящего вокруг индивида. Человек с развитым компонентом контроля будет бороться даже, если успех не гарантирован. Человек ощущает, что сам выбирает свой путь в жизни. А человек с неразвитым компонентом контроля ощущает себя беспомощным и малозначимым, чувствует, что не в силах повлиять на происходящее вокруг него [1]. Компонент принятие риска характеризуется убеждённостью индивида в том, что всё происходящее с ним способствует его развитию за счёт знаний, полученных из жизненного опыта. В данном случае индивид одинаково оценивает как позитивный опыт, так и негативный, так как в любом случает это опыт. Человек с развитым компонентом принятие риска рассматривает жизнь как источник приобретения опыта, готов действовать в отсутствии каких-либо гарантий [2]. Данный компонент помогает индивиду оставаться открытым окружающей среде и обществу. Принятие риска - убеждённость человека в том, что с ним случается, способствует его развитию за счёт знаний, извлекаемых из опыта. [3].

Жизнестойкость формируется в течение всей жизни индивида. Значительную роль в формировании жизнестойкости принадлежит социуму, а именно: семье и образовательному процессу. Развитие компонентов жизнестойкости в большей степени зависит от отношений родителей с ребёнком. Жизнестойкость формируется как в подростковом, так и в юношеском возрасте. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяют термин юность как определённый промежуток времени в становлении индивида, который осуществляется в соответствии с переходом из подросткового в возраст самостоятельной взрослой жизни.

По мнению М.И. Кондакова, юность - это мера онтогенетического изменения личности между подростничеством и взрослостью. В этом возрасте совершаются специфические задачи, такие как: установление с окружающими определённых взаимоотношений, формирование семейных установок, устройство основ мировоззрения и самоопределения, выбор будущей деятельности.

Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность [4] и профессиональное самоопределение. В этот промежуток времени осуществляется выбор своего жизненного пути, жизненного самоопределения. В юношеском возрасте завершается персонализация личности. Главным новообразованием личности выступает саморефлексия, понимание собственной индивидуальности, готовность к самоопределению. В юношеском возрасте происходят процессы, которые завершают физическое созревание человека. У юноши расширяется диапазон социальных ролей и интересов. Многие молодые люди начинают в этом возрасте свою трудовую деятельность. Но в то же время юноша остаётся зависимым от родителей. В данной работе мы опираемся на возрастную периодизацию Виктора Ивановича Слободчикова, он определяет границы юношеского возраста с 13,5 до 18 лет.

Наше исследование по определению жизнестойкости у старшеклассников и студентов (140 человек) проведено на базе гимназии № 40 г. Барнаула и Алтайского государственного педагогического университета. В качестве методик использовались: тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, методика смысложизненных ориентаций (СЖОД. А. Леонтьева).

В ходе исследования мы получили следующие результаты: существует взаимосвязь у студентов между шкалами «Жизне-

Библиографический список

стойкость» и «Цели в жизни» (г=0,362, р=0,002); «Жизнестойкость» и «Принятие риска» (г=0,6б7, р=0,000); «Жизнестойкость» и «Процесс жизни» (г=0,575, Р=0,000); «Жизнестойкость» и «Результативность жизни» (г=0,511, р=0,000); «Жизнестойкость» и «Контроль» (г=0,874, р=0,000); «Жизнестойкость» и «Локус контроля-Я» (г= 0,392, р=0,001). Анализируя данные старшеклассников следует отметить, что существуют взаимосвязи между шкалами «Вовлечённость» и «Контроль» (г=0,446, р=0,000); «Вовлечённость» и «Жизнестойкость» (г=0,842, р=0,000); «Контроль» и «Жизнестойкость» (г=0,667, Р=0,000); «Контроль» и «Процесс жизни» (г=0,316, р=0,008); «Контроль» и «Цели в жизни» (г=0,433, р=0,000); «Контроль» и «Результативность жизни» (г=0,340, р=0,004); «Контроль» и «Общий показатель О.Ж.» (г=0,398, р=0,001); «Принятие риска» и «Жизнестойкость» (г=0,588, р=0,000); «Принятие риска» и «Процесс жизни» (г=-0,040, р=0,741); «Процесс жизни» и «Локус контроля-Я» (г= -0,025, р=0,836); «Принятие риска» и «Результативность жизни» (г= -0,042, р=0,732); «Процесс жизни» и «Принятие риска» (г= -0,040, р=0,741); «Процесс жизни» и «Цели в жизни» (г=0,517, р=0,000 «Процесс жизни» и «Локус контроля-Жизнь» (г=0,550, р=0,000); «Процесс жизни» и «Результативность жизни» (г=0,742, р=0,000).

Следует отметить взаимосвязи между шкалами, которые имеются только у старшеклассников: «Принятие риска» и «Процесс жизни», «Процесс жизни» и «Результативность жизни», «Цели в жизни» и «Результативность жизни». У студентов сформировано большее количество взаимосвязей между шкалами, чем у старшеклассников.

Используя и критерий Мана-Уитни для нахождения разницы между двумя переменными, мы получили следующие результаты: по шкале «Вовлечённость» асимптотическая значимость равна 0,310; по шкале «Контроль» - 0,846, по шкале «Принятие риска» - 0,491, по шкале «Жизнестойкость» - 0,546, по шкале «Цели в жизни» - 0,945, по шкале «Процесс жизни» - 0,570, по шкале «Результативность жизни» - 0,387, по шкале «Локус Кон-троля-Я» - 0,004. Таким образом, у старшеклассников показатели выше, чем у студентов по рангам «Средний ранг» и «Сумма рангов». По «Среднему рангу» у студентов - 60,53; а у старшеклассников - 80,47. А по «Сумме рангов» у студентов - 4237,00; а у старшеклассников - 5633,00. Из чего можно сделать вывод, что у старшеклассников лучше сформировано представление о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора и способной самостоятельно принимать решения в соответствии со своими жизненными целями. При интерпретации результатов получились интересные данные: у обследуемых студентов женского пола результаты по тесту «Жизнестойкость» выше, чем у обследуемых мужского пола, то есть компоненты жизнестойкости и жизнестойкость в целом сформированы лучше; также у обследуемых старшеклассников женского пола результаты по тесту «Смысложизненные ориентации» выше, чем у обследуемых мужского пола, то есть лучше сформированы смысложизненные ориентации. Однако, шкала «Результативность жизни» лучше сформирована у старшеклассников мужского пола. У старшеклассников женского пола жизнестойкость сформирована лучше, чем у студентов женского пола.

Таким образом, в ходе исследования выявлено, что существуют особенности в проявлении жизнестойкости у студентов и старшеклассников, которые необходимо учитывать при формировании жизнестойкости, способствующей самореализации личности и сохранению устойчивости к стрессовым ситуациям.

1. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006.

2. Водяха С.А. Креативность студентов как предиктор психологического благополучия и жизнестойкости. Педагогическое образование в России. Москва, 2015.

3. Дарвиш О.Б., Верхотурова С.В. Особенности жизнестойкости студентов с разным уровнем мотивации. Молодёжь в науке: Новые аргументы. Сборник научных работ VII Международного молодежного конкурса (Россия, г. Липецк, 27 октября 2017 г.) Отв. ред. А.В. Горбатенко. Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2017; 3.

4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Барнаул: АлтГПУ, 2015.

References

1. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Testzhiznestojkosti. Moskva: Smysl, 2006.

2. Vodyaha S.A. Kreativnost' studentov kak prediktor psihologicheskogo blagopoluchiya i zhiznestojkosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. Moskva, 2015.

3. Darvish O.B., Verhoturova S.V. Osobennosti zhiznestojkosti studentov s raznym urovnem motivacii. Molodezh' v nauke: Novye argumenty. Sbornik nauchnyh rabot VII Mezhdunarodnogo molodezhnogo konkursa (Rossiya, g. Lipeck, 27 oktyabrya 2017 g.) Otv. red. A.V. Gorbatenko. Lipeck: Nauchnoe partnerstvo «Argument», 2017; 3.

4. Darvish O.B. Vozrastnaya psihologiya: uchebnoe posobie. 3-e izd., pererab. i dop. Barnaul: AltGPU, 2015.

Статья поступила в редакцию 12.07.18

УДК 159.9.072

Kholodkova O.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Kabanchenko E.A., teacher-psychologist, MBU DO "DOO (p) C" "Valeological Center" (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

THE PARTICULAR FEATURES OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF TEENAGERS. The problem of psychological competence of parents of teenagers is examined in the work. The age-related features of modern teenagers are analysed and specified. The authors describe the complexity of the relationship between parents and adolescents at the present stage of the development of society. The article gives a new definition of the psychological competence of parents. The authors underline the relevance of the research of psychological competence of parents in connection with the Federal Standard and new Conception of development of psychological service of education in Russian Federation. In the article the results of research of features of psychological competence of parents are described from the standpoint of its three components: cognitive, emotional and behavioral. As a result of the research the authors reveal the specific features of psychological competence of parents that can be developed and adjusted within the service of practical psychology of education.

Key words: child-paternal relations, teens, psychological competence of parents.

О.Г. Холодкова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУВО «Алтайский государственный педагогический университет»,

г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Е.А. Кабанченко, педагог-психолог, МБУДО «ДОО(п)Ц» «Валеологический центр», г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается проблема психологической компетентности родителей подростков. Анализируются и уточняются возрастные особенности современных подростков. Обозначаются сложности взаимоотношений родителей и подростков на современном этапе развития общества. Даётся определение психологической компетентности родителей. Авторы подчёркивают актуальность исследования психологической компетентности родителей в связи с ФГОС и новой концепцией развития психологической службы образования в РФ. В статье описываются результаты исследования особенностей психологической компетентности родителей в русле изучения трёх её компонентов: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. В результате выделяются дефицитарные особенности психологической компетентности родителей, которые могут быть развиты и скорректированы в рамках деятельности практической службы психологии образования.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, подростковый возраст, психологическая компетентность родителей.

Подростковый возраст является наиболее трудным периодом в жизни ребёнка и его родителей, в этот период происходит наибольшее количество конфликтов в отношениях детей и родителей, что связано с особенностями возраста - переходом ребёнка от детства во взрослую жизнь.

Вместе с известными проблемами подросткового возраста (проблемы самосознания, поиска собственной идентичности, осмысление своих эмоций, освоение ведущей деятельности, развитие рефлексии и самосознания) современное подростни-чество обнаруживает новые психологические особенности.

Всё возрастающую экономическую состоятельность подростка (зарабатывает себе на жизнь с помощью ведения блога) отмечает К.Д. Хломов. На контекстуальную идентичность образа Я современных подростков указывает К.Н. Поливанова, объясняя этот феномен многообразием социальных ролей подростка [1].

Дефицит близких отношений подростков и родителей (из-за занятости последних на работе, либо из-за собственного неумения строить эмоционально близкие отношения), как считает С.В. Кривцова, приводит к эмоциональной отчуждённости подростка и отсутствию определённости, нехватке внутренних и внешних опор в построении своей взрослой жизни [2].

К изменениям в жизни современного подростка следует отнести и изменения в семейной среде и детско-родительских отношениях. К.Д. Хломов выделяет семьи с одним родителем, семьи, в которых подростка воспитывает община, сложносочинённые семьи (семья мамы и отчима, семья папы и мачехи). Л.А. Назарова, О.А. Сковычева, Н.Г. Инсарова отмечают тенденцию исключения подростка из решения бытовых проблем и задач семьи, наличие приоритета учёбы. К особенностям взаимоотношений подростков и родителей А.А. Бочавер, К.Д. Хломов и А.В. Жилинская относят множественность и временность форм существования семьи, понимание семьи как «психотерапевтического союза», размывание детско-родительских ролей, «кризис родительства» и сложности использования собственного опыта родителя для поддержки и помощи ребёнку в силу изменения общества. Поколения подростков и родителей, имеющие отдельные пространства для общений, занятий, становятся всё более изолированными друг от друга [3].

Тем не менее, пространство семьи и родители, как отмечают Т.Д. Марцинковская и И.В. Чумичева в своих исследованиях, остаются для современных подростков одним из важнейших институтов социализации, оказывают большое влияние на формирование идентичности [4].

Данные особенности подросткового возраста сопровождают изменения родительских позиций и взглядов. Подростковый возраст ставит перед родителями задачи собственных изменений, изменений позиций в отношениях с ребёнком, что невозможно без работы над собой, собственным личностным ростом и развитием.

Все вышеуказанные проблемы, а также современные социально-экономические преобразования, наличие стрессоген-ных факторов (экономическая нестабильность, кризис семьи, увеличение числа разводов) являются основанием для потери современными родителями уверенности в собственных силах, возникновению потребности (а затем и привыканию) обращаться за информацией по воспитанию и развитию ребенка к Интернет-ресурсам и собственным родителям. Однако старшее поколение воспитывало своих детей в условиях другой социально-экономической реальности, и в опыте бабушек и дедушек нет знаний о современной действительности. А Интернет-ресурсы не могут учесть индивидуальных особенностей конкретной семьи и ребёнка, гарантировать достоверность информации. Даже несмотря на обилие литературы по вопросам развития, воспитания детей и отношения с подростками, теоретическая подкованность в вопросе воспитания не гарантирует успех родителям на практике.

Родитель нуждается в психологической поддержке с целью формирования психологической компетентности, осознания ценности собственного родительского опыта, приобретения новых знаний и навыков эффективной коммуникации, взаимодействия с ребёнком.

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором идёт речь о необходимости создания условий для развития психолого-педагогической компетентности не только педагогических работников, но и родителей, а также на концепцию развития психологической службы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.