УДК 373.103.71
организационная модель физического воспитания детей и подростков-сирот в условиях учреждения призрения средствами дзюдо
Аспирант И. Г. Павельев,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
целью данного исследования являлось формирование личности и физической культуры детей-сирот, занимающихся дзюдо, за счет повышения качества жизнедеятельности, создания условий для самореализации, формирования копинг-страте-гии, личностной подготовки к будущему, и, в конечном итоге, комплексного противодействия последствиям социальной де-привации. целевые установки эксперимента были закрыты и до сведения занимающихся не доводились.
Ключевые слова: социальное проектирование; копинг-стратегия; социальная депривация; спортиза-ция.
введение. В настоящее время не самым предпочтительным, но самым массовым способом устройства детей-сирот продолжает оставаться определение их в интернатные учреждения. По данным А. Д. Васильева (2007), в них воспитывались более 150 тыс. детей. Педагогическая система воспитания и образования в этих учреждениях, безусловно, не формирует у воспитанников достаточных навыков к самостоятельной жизни.
Вместе с тем возникновение новых направлений призрения (создание альтернативных негосударственных образовательных учреждений: пансионов семейного воспитания, детских деревень, детских домов семейного типа, патрональных семей и др.) не может в полной мере обеспечить эффективную систему содержания и воспитания детей-сирот.
В качестве направлений психолого-педагогического проектирования, в соответствии с подходами, обоснованными в работе В. И. Курбатова и О. В. Курбатовой (2001), были определены:
- юные дзюдоисты как субъекты социальных отношений, их потребности, характеристики мировозрения
и мироощущения, интересы, ценности и ценностные ориентации и др.;
- коллектив дзюдоистов (спортивная секция) и ученический коллектив (класс) как элемент и подсистема структуры общества;
- межличностные отношения юных спортсменов в спортивной секции и общеобразовательной школе;
- сформированность у юных дзюдоистов личностной физической культуры, элементов здорового образа жизни, готовность к будущей жизни.
В теории социального проектирования принят определенный алгоритм (В. И. Курбатов, О. В. Курбатова, 2001), который, как правило, включает в себя такие шаги, как:
- анализ ситуации, определение противоречий, причин их появления и следствий;
- определение способов разрешения проблемы на индивидуальном и социальном уровне при правильной оценке ресурсов и определении социальных и других последствий разрешения проблемы;
- выбор оптимального способа реализации проблемы и его проектное оформление;
- обоснование форм реализации проекта разрешения проблемы;
- определение целевых установок методологических и методических оснований реализации проекта.
Проект решения педагогической проблемы также должен содержать разделы, связанные с определением состава средств, методов и организацией воздействия, и обеспечением обратной педагогической связи.
Совмещая два этих подхода, выделено четыре этапа в экспериментальном проекте, направленных на формирование у детей-сирот чувства социальной защищенности и минимизации последствий социальной депривации средствами дзюдо. Основанием для организации воздействия, определения методики и целевых установок при этом являлись данные, полу-
ченные в ходе предварительных исследований, а также конверсия известных закономерностей спортивной тренировки в систему физического воспитания подростков (обеспечение равноценной общей и специальной физической подготовки, зависимость воздействия от дозы и направления воздействия, учет возрастных, половых особенностей и уровня физической подготовленности, системность, круглогодичная и многолетняя подготовка, обеспечение воздействия на все стороны подготовленности и тем самым на формирование целостной личности спортсмена и др.).
Методика. Содержание эксперимента составляли физические упражнения общего и специального характера, методика применения которых строилась таким образом, что воздействию подвергалось не только состояние физической и технико-тактической подготовленности, но и происходило формирование навыков эффективного общения, обучение приемам регулирования психологического состояния в конфликтных ситуациях, передача знаний о способах организации собственного поведения в обществе, формирование навыков и умений социального взаимодействия. Обратная связь обеспечивалась путем применения комплекса различных методов оценки текущего состояния, часть из которых широко известна. Разрешение каждого направления воздействия включало в себя следующие компоненты формирования личности: мо-тивационный, актуализующий, моделирующий, формирующий личностное поведение (знание, качество) по конкретной позиции.
Разработанные стратегические векторы формирования личности подростка-сироты в процессе физического воспитания (стратегия формирования жизнеспособности, стратегия самореализации, ко-пинг-стратегии, стратегия личностной подготовки к будущему и стратегия комплексного противодействия последствиям социальной депривации) и соответствующие им проблемные области проектирования позволили приступить к разработке конкретного содержания педагогического эксперимента.
Результаты. В работе с детьми-сиротами специалисты из Российской Федерации, как и из многих других стран, ориентируются на политику деинституциона-лизации. Сутью этой проблемы является стремление к воспитанию сирот не в условиях учреждения, а в условиях семьи (А. А. Васильев, 2006). Термин «институ-ционализация» принят для обозначения интернатного устройства большинства детей-сирот.
Следует подчеркнуть, что деинституционализация, включающая в себя и существенное уменьшение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, и создание в них условий, приближенных к семейным, в совокупности с фактором многочисленности пребывающих в этих условиях актуализирует потребность общества в повышении эффективности такого воспитательного института, как школа-интернат.
Более того, этапы онтогенеза и особенности становления личности приводят к тому, что оптимальная для
дошкольного возраста система устройства детей-сирот не всегда является типовой для других возрастных групп. Обсуждая эту проблему, директор НОУ детский дом «Пансион семейного воспитания» А. А. Васильев (2007) считает, что анализ существующей тенденции увеличения количества выявляемых органами опеки и попечительства детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей, позволяет констатировать, что система воспитания детей в учреждениях, где воспитание максимально приближенно к семейному, подходит только для детей раннего дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей старше 12-14 лет жизнь в детском доме семейного типа подходит не всем. В этом возрасте ценности семьи для них отходят на второй план, а на первый выдвигается социальная среда, которая начинает играть доминирующую роль. Из анализа статистических данных видно, что большинство детей подросткового возраста, попадающих в детские дома и школы-интернаты, не уживаются в этих учреждениях, не приживаются в приемных и патронат-ных семьях и пополняют армию беспризорников.
Представляется актуальным создание для подростков системы молодежных общежитий, проживание и воспитание в которых осуществляются, прежде всего, на основе начальной трудовой деятельности, а образование должно быть сведено к некоему минимальному стандарту. Для таких воспитанников домов призрения необходимы социальная адаптация, освоение профессии и получение реального заработка.
Безусловно соглашаясь с позициями, изложенными выше, следует уточнить, что ключевой идеей, привлекающей детей и подростков-сирот, является самоутверждение и участие во взрослой жизни. Участие в общественно значимой спортивной деятельности, самоутверждение через занятия спортом, на наш взгляд, также является мощным фактором, обусловливающим достижение основных воспитательных задач.
Для более эффективного самоутверждения подросткам-сиротам следует также предоставлять возможности использовать знания, навыки, умения и компетентности, полученные в условиях тренировочных занятий и в ходе соревнований, в процессе взаимодействия со сверстниками (судейская практика, организация и проведение утренней гигиенической гимнастики, обучение девочек навыкам самозащиты и др.).
Наиболее эффективной формой физического воспитания подростков-сирот является целенаправленное преобразование физического потенциала занимающегося путем внедрения отработанных в спортивной практике технологий, которые группой ведущих специалистов в области теории и методики физического воспитания называются «спортизацией». Определение содержания спортивно-ориентированного физического воспитания вытекает из нескольких главных принципов, определенных в исследовании В. К. Бальсевича и Л. И. Лубышевой (1995):
1) максимальное обеспечение возможности для освоения каждым из занимающихся ценностей физиче-
ской культуры и спорта в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, на уровне физического развития и подготовленности (Ю. К. Чернышенко, Е. В. Ползикова, 2014);
2) обязательное использование технологий спортивной, общекондиционной и оздоровительной тренировки в процессе организации физкультурно-спор-тивной деятельности учащихся, их физкультурного и спортивного обучения, образования и воспитания;
3) объединение обучающихся в учебно-тренировочные группы, относительно однородные по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности, типологическим особенностям морфофункционального статуса и степени биологической зрелости.
В контексте использования положений теорий конверсии высоких спортивных технологий применительно к задачам физического воспитания подростков-сирот необходимо сформулировать несколько правил, к основным из которых относятся:
- равноправие участников учебно-тренировочного и соревновательного процесса в части доступности материально-технической базы, оборудования и инвентаря, возможности участия в спортивно-физкультурных мероприятиях;
- недопустимость попрания прав всех занимающихся дзюдо вне зависимости от их пола, возраста и вероисповедания;
- безусловная обязательная защита в случае необходимости младших или более слабых участников учебно-тренировочного и образовательного процесса;
- отказ от демонстрации физической и технической подготовленности с целью доказательства своих возможностей в конфликтных жизненных ситуациях;
- проявление чувства сострадания и поддержки к членам коллектива, попавшим в сложную жизненную ситуацию, а также проигравшим в схватке соперникам;
- противодействие демонстрации «заостренной и мужской норме эмоциональной твердости и поведения» (Ш. Берн, 2002);
- честное и великодушное отношение к членам собственно физкультурно-спортивного коллектива и соперникам по соревновательной деятельности;
- отказ от конкурирования в иерархической структуре коллектива на основе проявления своих физических возможностей;
- оказание помощи младшим членам коллектива как в ходе физкультурно-спортивной деятельности, так и в повседневной жизни;
- уважительное отношение к старшим, а также к результатам чужого труда;
- недопустимость циничного, пренебрежительного обращения с женщинами, а также к половой распущенности.
Вместе с тем в ходе учебно-тренировочной работы с детьми-сиротами необходимо также акцентировать
внимание педагогов на реализацию следующих принципиальных установок:
1. Ситуация родительской депривации должна быть компенсирована созданием квази-семейных отношений и использованием средств и методов воспитания, максимально приближенных к условиям семейного воспитания.
2. Необходимо обеспечение условий для максимального общения подростков-сирот с детьми из обычных семей. При этом оно не может быть построено на проявлении чувства жалости, следовательно, лучшим вариантом является общение со сверстниками, имеющими совместные интересы.
3. Обеспечение однонаправленности всех компонентов воспитательного воздействия как обязательное условие успешности учебно-тренировочного процесса.
4. Компенсация недостатка мужского влияния за счет привлечения к учебно-тренировочному процессу специалистов-мужчин, старших членов спортивных секций.
заключение. Учитывая выше изложенные обстоятельства, сложившиеся в существовавшей системе обеспечения воздействия на воспитуемых, были предложены изменения, заключающиеся в создании определенных, в том числе разновозрастных групп, так называемых семей, с целью обеспечения единства воспитательного воздействия в общеобразовательной и детско-юношеской школах и контроля за ходом воспитательной работы со стороны педагогов и тренеров. Таким образом, организационная модель воздействия на воспитанников приняла системный и завершающий вид.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-8.
2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Нева: ОЛМА-Пресс, 2002.
3. Васильев, А. А. Профессиональное становление воспитателей, работающих с детьми-сиротами / А. А. Васильев // Социальная профилактика и здоровье. - 2006. - № 2. -С. 41-46.
4. Васильев, А. А. Современные подходы к системе содержания и воспитания детей-сирот / А. А. Васильев // Детский дом. - 2007. - № 2 (23). - С. 38-43.
5. Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учебное пособие / В. И. Крубатов, О. В. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 416 с.
6. Курдюков, Б. Ф. Обучение дошкольников социальному взаимодействию в детских группах / Б. Ф. Курдюков, Н. В. Иванова, М. Б. Бойкова, Ю. Ю. Городецкая // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 1. - С. 46-49.
7. Чернышенко, Ю. К. Формирование физкультурной предметно-развивающейся среды в дошкольных образовательных учреждениях / Ю. К. Чернышенко, Е. В. Ползикова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. -№ 1. - С. 12-15.
organizational model of physical education of children and adolescents-orphans in terms of charity institutions by means of judo training
Post-graduate student I. Pavel'ev
Federal State Budget Institution of Higher Professional Education « Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism», Krasnodar
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161
The aim of this study was the formation of the personality and physical culture of orphans engaged in judo, by improving the quality of life, creating the conditions for self-realization, the formation of coping strategies, personal preparation for the future, and, ultimately, a comprehensive counteraction due to this, the effects of social
deprivation. The objectives of the experiment were closed and before the information involved were not possible.
Key words: social planning, coping strategy, social deprivation, sportitalia.
УДК 796
отношение учителей физической культуры
к новациям в процессе физического воспитания
учащихся общеобразовательных школ
Докторант С. А. Фирсин,
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва. Контактная информация для переписки: 105122, г. Москва, ул. Сиреневый бульвар, д. 4. Аспирантка Н. И. Ковалёва, Академия социального управления, г. Москва.
Контактная информация для переписки: 129344, г. Москва, ул. Енисейская, д. 3, корп. 5.
Статья посвящена отношению учителей физической культуры к инновациям в области физического воспитания на основе анализа существующих форм и методов работы. Особое внимание уделяется поиску новых форм организации процесса физического воспитания и отдыха, новых технологий, методик и программ. Социологические исследования позволили разработать научно обоснованные практические рекомендации в области физического воспитания.
Ключевые слова: современный урок физической культуры; физическое воспитание; новые тех-
нологии здоровья и фитнеса; образовательные технологии.
введение. В настоящее время общепризнано, что существующая система организации уроков физической и физкультурно-спор-тивной деятельности в школе не позволяет эффективно решать педагогические и социокультурные задачи, которые в настоящее время требуют своего решения.
В исследовании стояла задача -изучить степень осведомленности учителей физкультуры о новейших разработках и педагогических технологиях, которые применяются сегодня в практике физкультурно-спортивной деятельности в школах.