Научная статья на тему 'Перспективы развития и внедрения педагогических технологий в практику спортивной подготовки'

Перспективы развития и внедрения педагогических технологий в практику спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1993
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДОИСТЫ / СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерегина С. В., Закиров Р. М., Наборщикова Ю. В.

Данная статья рассматривает ведущую направленность педагогической технологии воздействие на развитие личности, оптимизация и гуманизация образовательного процесса. Педагогическая технология могут быть направлены на решение различных задач: образовательных, развивающих (оздоровительных), воспитательных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерегина С. В., Закиров Р. М., Наборщикова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития и внедрения педагогических технологий в практику спортивной подготовки»

УДК 796.015

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

С.В. Ерегина - доктор педагогических наук Р.М. Закиров - кандидат педагогических наук Ю.В. Наборщикова - кандидат экономических наук Федерация дзюдо Пермского края Пермь

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY INTO THE SPORTS TRAINING

PRACTICE

S.V. Eregina - Doctor of Pedagogical Sciences R.M. Zakirov - Candidate of Pedagogical Sciences Y.V. Naborschikova - Candidate of Economics Sciences Judo Federation of Perm Krai Perm

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: дзюдоисты, спортивно-педагогическая технология, физкультурно-оздоровительная технология.

Аннотация. Данная статья рассматривает ведущую направленность педагогической технологии - воздействие на развитие личности, оптимизация и гуманизация образовательного процесса. Педагогическая технология могут быть направлены на решение различных задач: образовательных, развивающих (оздоровительных), воспитател ьных.

Keywords: judo, sports and pedagogical technology, physical and wellness technology.

Summary. This article examines a leading orientation of educational technology-impact on personality development, optimization and humanization of the educational process. Pedagogical technology can be directed to the solution of various problems: educational, developing (health-improving), upbringing.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития теории физической культуры и ее составляющих (теории и физического воспитания, общей теории спорта, и других профилирующих разделов, а также частно-предметных спортивно-педагогических дисциплин) необходимо наращивать процесс формирования теоретических знаний и внедрять в практику современные технологии. Как справедливо отмечает В.К. Бальсевич, процесс формирования теоретической базы физического воспитания и спорта на его нынешнем уровне уже заметно застоялся, а вполне закономерная стадия дифференциации системы знаний о путях ее непротиворечивого развития уже вышла за рамки приемлемых для нее периодов... в том числе, и технологии физического воспитания человека, его спортивной тренировки и подготовки [1]. Ведущее значение в развитии теории физической культуры пока придается развитию новых исследовательских направлений, связанных, в основном, с разработкой инновационных подходов к диагностике состояния спортсменов и использованию методов

медико-биологических, педагогических, психологических обследований [6, 11, 15]. Для повышения эффективности спортивной подготовки при массовых занятиях в практику внедрен технологический инструментарий тренера по игровым видам спорта [9], исследованы психологические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [7], разработаны сущность и содержание спортивно-педагогических технологий [10] и другие.

Особенности педагогической технологии и требования к ее реализации Еще в 1986 году была представлена позиция ЮНЕСКО в вопросе о сущности педагогической технологии, характеризуя ее как «систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования». Данное определение связывает понимание педагогической технологии с решением фундаментальной практической задачи -достижение более эффективной формы образования. Решение этой задачи связано с ресурсным обеспечением образования: разработка учебных планов и программ, организация учебного процесса, внедрение новых технологий и другие [8]. Если рассматривать педагогическую технологию в более широком аспекте, то ее ведущей направленностью становится воздействие на развитие личности, оптимизация и гуманизация образовательного процесса.

Понятие «технология» в спорте рассматривается достаточно широко - как совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик тренировки и обучения, как особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящего от естественно-научных исследований к методическим разработкам в цепи «наука - технология - методика» [13]. Однако являются недостаточно раскрытыми вопросы о «научной» составляющей технологии: отсутствует единое понятие; неясно как взаимодействует алгоритмичность и систематичность реализации с творческой составляющей педагогического процесса; как взаимодействуют между собой понятия «метод», «методика», «форма обучения», «педагогическая технология» [14]. Затруднена также классификация современных педагогических технологий. Г.К. Селевко предлагает классифицировать технологии по особенностям преобладающего метода в обучении. Такой подход позволяет выделять: догматические, репродуктивные, объяснително-иллюстративные и развивающие технологии [11].

Учитывая, что основу педагогической технологии составляет взаимодействие двух начал: теория - предполагает изучение общих закономерностей функционирования и развития в обществе физической культуры как целостного многогранного явления, а также формирования личностных и воспитания физических качеств у людей, занимающихся физической культурой и спортом; опыт непосредственного педагогического взаимодействия - понимание уникальности каждой личности. По А.А. Факторовичу эти два начала составляют основу педагогической технологии и определяют требования, предъявляемые к ней [14]. Реализация педагогической технологии в практике спортивной подготовки учитывает ряд требований:

концептуальность - наличие научно-педагогического обоснования (общей схемы) и его концептуальной интерпретации тренером с учетом условий реального тренировочного процесса, представленного многообразием педагогических условий и ситуаций;

антропоцентризм - обеспечение непрерывного развития спортсмена (от новичка до мастера) в процессе спортивной подготовки через его непрерывное познание тренером;

ситуативность - проявление творчества тренером, позволяющего реализовать идеальную теоретическую схему в реальных педагогических ситуациях;

контекстуальность - встроенность педагогической технологии в реальный учебно-тренировочный и воспитательный процесс.

Реализация педагогической технологии характеризует деятельность конкретного специалиста в неповторимых педагогических ситуациях. Это совокупность принципов,

методов, методических приемов, используемых конкретным тренером с учетом его индивидуальных особенностей и подготовленности. Использование педагогической технологии в спортивной подготовке позволяет:

- разработать и внедрить более простые и эффективные способы достижения педагогических целей - повысить предсказуемость педагогического процесса;

- активизировать педагогический процесс на основе глубокого понимания личностных особенностей обучаемых.

Виды педагогических технологий в спортивной подготовке

Педагогические технологии могут быть направлены на решение различных задач: образовательных, развивающих (оздоровительных), воспитательных. Или комплексно решать несколько задач.

Учитывая, что современный спорт развивается по двум основным направлениям: массовый (общедоступный спорт) и спорт высших достижений, необходимо разрабатывать и внедрять в практику занятий педагогические технологии с учетом особенностей этих направлений. В практике занятий спортом могут применяться различные педагогические технологии. Для массового (общедоступного) спорта актуальными являются оздоровительные технологии. Их использование в спортивной подготовке направлено на решение задач по укреплению физического здоровья занимающихся. Они разделяются на два вида: спортивно-оздоровительные (используются средства избранного вида спорта и другие виды упражнений) и физкультурно-оздоровительные (применяют средства избранного вида спорта, содействующие профилактике и коррекции основных нарушений в состоянии здоровья). Применение оздоровительных технологий в тренировочных занятиях со спортсменами различного возраста целенаправленно повышает физическую подготовленность и укрепляет их здоровье.

Спортивно-оздоровительные технологии (основаны на средствах избранного вида спорта и других видах физических упражнений). Усиливают развитие физических качеств, повышают эффект воспитания личностных качеств, обогащают специальными знаниями. Спортивно-оздоровительные технологии реализуются в практике через методики и формы технической, тактической, физической и психической подготовки спортсменов.

Физкультурно-оздоровительные технологии включают средства профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья (нарушений осанки, профилактики плоскостопия, снижения избыточной массы тела). В физкультурно-оздоровительных технологиях преобладают подходы к формированию рациональной осанки, профилактики плоскостопия, регуляции массы тела. Средствами являются упражнения избранного вида и других видов спорта, рекреации, реабилитации. Содержание современных педагогических технологий, применяемых в спортивной подготовке, частично отражено в учебных программах по видам спорта для ДЮСШ и СДЮШОР. Дополнение спортивной подготовки применением технологий, направленных на здоровьесбережение актуально как в спортивных занятиях с факультативной направленностью (позволяющих познакомиться с основами вида спорта), так и для юных спортсменов, ориентированных на спорт и достижение вершин мастерства.

Особенности реализации педагогических технологий в дзюдо

Для повышения качества спортивно-массовой работы с детьми, подростками, молодежью, занимающимися дзюдо, были разработаны технологии оздоровительного направления, содействующие укреплению здоровья, и предложены к внедрению в тренировочный процесс [3, 4, 5, 15].

Основными технологиями преимущественно оздоровительной направленности являются: здоровьесберегающие технологии, технологии обучения здоровью, технологии воспитания физической культуры и укрепления здоровья.

1. Здоровьесберегающие технологии

Применение здоровьесберегающих технологий обеспечивает организационно-

методическую сторону системы занятий дзюдо. Реализация здоровьесберегающих технологий в практике занятий с дзюдоистами предусматривает профилактику не только физических травм и психических перегрузок, но и безопасность организации учебно-тренировочного процесса. Здоровьесберегающие технологии разрабатываются с учетом возрастных особенностей занимающихся дзюдо и планирования на их основе средств и методов подготовки. Здоровьесберегающие технологии включают методики: обучения двигательным действиям, развития физических качеств, контроля за уровнем подготовленности и состоянием здоровья дзюдоистов.

Особенности технической подготовки дзюдоистов в процессе реализации здоровьесберегающих технологий

Применяются двигательные задания с мелким спортивным инвентарем и различные виды общеразвивающих упражнений, общепедагогические методы: указания, словесные задания, объяснения, оценки. Методы практические - повторный, равномерный, игровой. В практике спортивно-оздоровительных занятий, проводимых на основе средств арсенала дзюдо, здоровьесберегающие технологии воздействуют в следующих направлениях:

- требования по технике безопасности и профилактике травматизма;

- методические особенности проведения спортивно-оздоровительных занятий;

- требования к профессиональной компетентности специалистов, реализующих технологии;

- педагогический и врачебный контроль за состоянием здоровья занимающихся.

Особенности технологического инструментария

Перед использованием в практике этого вида технологий необходимо подробно изучить возрастную динамику физических качеств и базирующихся на них способностей, особенности развития моторных функций организма. Возрастные особенности занимающихся дзюдо определяют содержание учебно-тренировочного и воспитательного процесса, постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов подготовки в различные возрастные периоды. Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий требует соблюдения определенных положений подготовки:

- учет мотивов и интересов к занятиям дзюдо;

- тесная связь предыдущих и последующих занятий - преемственность, каждое занятие должно стать самостоятельной, но неотъемлемой частью системы занятий;

- организация самостоятельной здоровьесберегающей деятельности дзюдоистов, обеспечивается последовательным формированием умений и навыков, приемов самоконтроля и самовоспитания, изучения культуры движений (все это необходимо для воспитания потребности к систематическим занятиям дзюдо);

- обязательное использование тренером разнообразных организационных форм, средств, методов и методических приемов;

- достижение оптимальной двигательной активности у всех занимающихся на каждом занятии;

- обеспечение рациональных условий проведения занятий с учетом гигиенических, эстетических, морально-психологических требований к ним, а также техники безопасности.

2. Технологии обучения здоровью

Обучение здоровью - специально организованный, управляемый процесс активного, целенаправленного взаимодействия тренера и детей, подростков, молодых людей, занимающихся дзюдо, процесс направлен на формирование у них знаний о здоровье, гигиенических умений и навыков, опыта оздоровительной деятельности и поведения, а также проявления определенных личностных качеств. Технологии обучения здоровью реализуются с занимающимися дзюдо всех возрастов.

Основные задачи обучения здоровью:

- обратить внимание занимающихся на факторы, повышающие и ослабляющие эффект упражнений дзюдо в процессе укрепления здоровья;

- усилить потребность в поддержании физического и психического здоровья организма;

- способствовать целенаправленному укреплению здоровья и поддерживанию высокой физической и умственной работоспособности используя средства дзюдо.

В подготовке дзюдоистов технологии обучения здоровью реализуются в следующих направлениях: программы обучения здоровью; оздоровительные средства и мероприятия; формы оздоровления организма в период летнего отдыха; содействие психическому здоровью личности. В практике используют методики воспитания личностных качеств и формирования потребности самосовершенствования, программы самовоспитания и сплочения коллектива и другие.

Особенности технологического инструментария

Реализация технологий включает программы обучения здоровью, проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня: гигиена, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, спортивные мероприятия (походы, праздники спорта и здоровья), соревнования по дзюдо на основе гуманизации соревновательной деятельности юных спортсменов. Основные методы - словесные (описание, объяснение, рассказ), практические (равномерный, повторный, игровой, соревновательный).

Программа обучения здоровью

Программа обучения здоровью способствует ознакомлению дзюдоистов с признаками здоровья и способами профилактики заболеваний. Реализация программы в процессе занятий дзюдо формирует представления о здоровье, его составляющих и создает у занимающихся предпосылки для осознанного его сохранения и поддержания. Программный материал может изучаться на теоретических занятиях или включаться в содержание практических. Контроль за уровнем усвоения производится в виде опросов (с занимающимися младшего и среднего возраста) и дискуссий (с занимающимися старше 16-17 лет). Программы обучения здоровью основаны на принципе развивающего обучения, задачи по формированию личностных качеств могут и должны ставиться наряду с достижением специфических целей изучения дзюдо.

3. Технологии воспитания физической культуры и укрепления здоровья

Физическая культура занимающихся дзюдо выражает реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которой является удовлетворение интересов и потребностей, разностороннего самосовершенствования. Признаки физической культуры занимающихся дзюдо:

- участие в систематических занятиях дзюдо для решения задач физического и личностного совершенствования;

- сформированность теоретических знаний о здоровье человека, формировании здорового образа жизни, возможность успешного применения в практической деятельности;

- владение двигательными умениями и навыками дзюдо и других видов физических упражнений для решения задач самосовершенствования;

- достижение высокого уровня личной физической культуры, выражающейся в умении организационно и методически построить план собственных спортивно-оздоровительных занятий.

Особенности технологического инструментария

Технологии воспитания физической культуры и укрепления здоровья реализуются в практике с использованием различных подходов к формированию:

- полезных привычек и расформированию вредных;

- устойчивого интереса к занятиям дзюдо и изучение исторических традиций избранного вида спорта;

- ориентированности на педагогическую профессию.

Основные методы воспитания (убеждение, пример), методы обучения - словесные (рассказ, описание, дискуссия, работа с книгой), наглядные (кино и видео демонстрация). В процессе занятий дзюдо воспитанники обогащаются ценностями физической культуры. У них формируются двигательные умения и навыки, возрастает физическая работоспособность, отмечается пропорционально развитое телосложение и рациональная осанка, усваиваются теоретические знания, касающиеся сферы физической культуры личности; во взаимодействии с окружающими дзюдоисты реализуют личностные качества, выявленные воспитанием и усиленные занятиями спортом: нравственные, эстетические, интеллектуальные, волевые. Воспитание физической культуры и технологии укрепления здоровья формируют у занимающихся привычки к систематическим занятиям дзюдо, устойчивый интерес к дзюдо, потребность поддержания здорового образа жизни.

Формирование привычки к систематическим занятиям дзюдо Для осознанного формирования привычки к систематическим занятиям дзюдо необходимо соблюдение ряда условий. На первом этапе актуальна поддержка родителей, тренера и окружающих (учителей, товарищей), которая помогает справиться с трудностями адаптации в новом коллективе, регулярным физическим нагрузкам, требованиям к дисциплине и организованности. На втором этапе для занимающихся дзюдо очень важен пример тренера и старших учеников. На этом этапе должен формироваться идеал здорового человека, занимающегося дзюдо. Это послужит стимулом к дальнейшему самосовершенствованию и осознанному посещению дальнейших занятий. На третьем этапе для усиления привычки к систематическим занятиям дзюдо к занимающимся применяется индивидуальный подход. Тренеру необходимо рекомендовать индивидуальные подводящие и подготовительные упражнения, индивидуализировать технику для занимающихся, дифференцировать тактические задачи. На четвертом этапе занимающиеся дзюдо уже вовлечены в активные занятия спортом, привычка заниматься будет укрепляться расширением умений и навыков дзюдо и выполнением обязанностей судей, например, инструкторской работой (проведение частей учебно-тренировочного занятия с младшими группами под руководством тренера), участием в показательных выступлениях.

Формирование устойчивого интереса к занятиям дзюдо Реализуется в системе занятий поэтапно, зависит от возраста дзюдоистов. На первом этапе необходимо повышать физкультурную грамотность юных дзюдоистов путем сообщения им знаний о пользе физических упражнений, рациональных способах их выполнения, правилах личной гигиены, методах развития физических качеств.

На втором этапе у дзюдоистов юношеского возраста важно стимулировать положительную мотивацию к спортивным занятиям. Для этого важно разъяснять занимающимся положительное влияние на организм средств дзюдо и других видов спорта.

Третий этап направлен на формирование у дзюдоистов организационно-методических умений, обеспечивающих дальнейшую возможность организации самостоятельных занятий (в условиях летнего отдыха, осенью и зимой на улице).

Формирование потребности здорового образа жизни Здоровый образ жизни отражает характеристики идеала, к которому должен стремиться человек, занимающийся дзюдо. В данном случае, образ жизни - это своеобразная модель организации учебных, спортивных, бытовых сторон жизни занимающихся дзюдо, к реализации которой необходимо стремиться. Здоровый образ жизни обусловлен субъективными характеристиками конкретного дзюдоиста: социально-психологическими, физическими, интеллектуальными потребностями и способами их удовлетворения, которые создают условия для полного выражения духовных и физических сил личности. Образ жизни является координирующим элементом физической культуры занимающихся дзюдо различного возраста. Здоровый образ жизни содействует укреплению здоровья, повышению работоспособности и активности у занимающихся. Признаком здорового образа жизни подрастающего поколения является гармоничное проявление физических и духовных сил

детей, подростков, молодежи, связанных с реализацией высокой активности в учебно-трудовой, спортивной и других сферах полезной деятельности. Здоровый образ жизни учащихся, занимающихся дзюдо, не следует рассматривать узко - только как отсутствие вредных привычек. В то время, как он является необходимым условием социальной активности личности, предполагает целенаправленное формирование сознания и поведения каждого человека, соответствующих требованиям укрепления и сохранения здоровья. Повседневная реализация здорового образа жизни - неотъемлемая часть физической культуры человека, отражающая богатство его духовного мира, жизненных целей, ценностных ориентаций.

Центральное направление формирования здорового образа жизни у дзюдоистов -воспитание сознательного и активного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Проблема отношения к здоровью предусматривает факт несоответствия между потребностью в здоровье и усилиями, направленными на его сохранение и укрепление. Причина в том, что в детском, подростковом (да и во взрослом возрасте) большинство людей воспринимают состояние физического и психического благополучия как, нечто, безусловно данное, потребность в котором хотя и осознается, но начинает осуществляться только в ситуации явного дефицита.

Способы формирования потребности здорового образа жизни у занимающихся дзюдо должны строиться на основе обучения, воспитания и пропаганды. Формирование потребности поддержания здорового образа жизни предполагает дополнение учебно-тренировочного процесса дзюдоистов следующими направлениями:

- изучение гигиенических принципов и построение учебно-тренировочного процесса в соответствии с их содержанием;

- повышение адаптивных возможностей организма занимающихся к физическим нагрузкам;

- содействие восстановлению работоспособности, сниженной вследствие учебно-тренировочной работы;

- индивидуальный подход к занимающимся;

- содействие гармоничному физическому и психическому развитию.

Потребность в здоровом образе жизни у дзюдоистов, возможно, формировать путем

целенаправленного разъяснения приоритета здоровья для жизнедеятельности человека.

Реализация технологий в практике спортивной подготовки позволяет сблизить педагогическую науку и практику. Несмотря на то, что на уровне проектирования педагогическая технология является массовой, на уровне реализации она всегда - авторская и во многом базируется на личностных и профессионально-важных качествах специалистов, а также на подготовленности тренеров к организации подготовки спортсменов различного возраста.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 2.- С. 21-26.

2. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В.В. Гузеев. - М., 2004. - 456 с.

3. Дзюдо : программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / авт.-сост. С.В. Ерегина и др. - М. : Советский спорт, 2005. - 268 с.

4. Дзюдо : программа начальной спортивной подготовки для детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ), отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования / С.В. Ерегина, Р.М. Закиров, Ю.В. Наборщикова, В.И. Плотников, И.И. Мингалиев. - Пермь : Изд-во ОТ и ДО, 2011. - 111 с.

5. Дзюдо : программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / авт.-сост. С.В. Ерегина и др. ; Национальный союз дзюдо. - М. : Советский спорт, 2006. - 212 с.

6. Инновационные технологии в развитии спорта высших достижений / К.Г. Коротков, А.К. Короткова, Е.Н. Величко, Д.В. Орлов // Человек, Спорт, Здоровье : материалы IV Международного конгресса. -СПб., 2009. - С. 27.

7. Кузнецова, И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / И.В. Кузнецова. - М. : Радио и связь, 2003. - 224 с.

8. Орлов, В.И. Метод и педагогическая технология / В.И. Орлов // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 3038.

9. Сахарова, М.В. Технологический инструментарий тренера по игровым видам спорта / М.В. Сахарова // Детский тренер. - 2009. - № 3. - С. 60-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 314 с.

11. Селуянов, В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки / В.Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 3. - С. 46-50.

12. Сущность и содержание спортивно-педагогических технологий / М.В. Сахарова, Ж.К. Холодов, Д.Н. Платонов // Детский тренер. - 2006. - №1. - С.76-84.

13. Терминология спорта : толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер.

- М. : СпортАкадемПресс, 2001. - С. 450.

14. Факторович, А.А. Сущность педагогической технологии / А.А. Факторович // Педагогика. - 2008.

- № 2. - С.19-27.

15. Шестаков, В.Б. Теория и практика дзюдо : учебник / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. - М. : Советский спорт, 2011. - С. 207-212.

16. Шестаков, М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования / М.П. Шестаков // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 3. - С.51-54.

Literature

1. Balsevich, V.K. Prospects for the development of the general theory and techniques of sports training and physical education (methodological aspect) / V.K. Balsevich // Theory and Practice of Physical Culture. - 1999. - № 2.

- P. 21-26.

2. Guzeev, V.V. Cognitive self-learners and the development of educational technology / V.V. Guzeev. -M., 2004. - 456 p.

3. Judo : a program for institutions of additional education and sports clubs of the National Union of Judo and Judo Federation of Russia / compiled by S.V. Eregina and other. - M. : Soviet Sport, 2005. - 268 p.

4. Judo : initial program of sports training for children and youth sports and adaptive schools (YSAS), departments and groups on adaptive sports in the institutions of additional education / S.V. Eregina, R.M. Zakirov, Y.V. Naborschikova, V.I. Plotnikov, I.I. Mingaliev. - Perm : publishing house OT and DO, 2011. - 111 p.

5. Judo : The program of sports training for youth sports schools and specialized schools for children and youth Olympic reserve / compiled by S.V. Eregina and other / National Union of Judo. - M. : Soviet Sport, 2006. - 212 p.

6. Innovative technologies in the development of high performance sport / K.G. Korotkov, A.K. Korotkov, E.N. Velichko, D.V. Orlov // Man, Sports, Health : materials of IV operator International Congress. - S.-Petersburg, 2009. - C. 27.

7. Kuznetsova, I.V. The psychological basis of health-technology implementation in educational institutions / I.V. Kuznetsova. - M. : Radio and Communication, 2003. - 224 p.

8. Orlov, V.I. Method and educational technology / V.I. Orlov // Pedagogy. - 2010. - № 8. - P. 30-38.

9. Sakharova, M.V. Technological tools to coach team sports / M.V. Sakharova // Children's coach. - 2009.

- № 3. - P. 60-64.

10. Selevko, G.K. Modern educational technology / G.K. Selevko. - M. : public education, 1998. - 314 p.

11. Seluyanov, V.N. Empirical and theoretical ways of developing the theory of sports training / V.N. Seluyanov // Theory and Practice of Physical Culture. - 1998. - № 3. - P. 46-50.

12. The essence and content of sports and educational technology / M.V. Sakharova, J.C. Kholodov, D.N. Platonov // Children's coach. - 2006. - № 1. - P. 76-84.

13. The terminology of sport : glossary of Terms sports / comp. F.P. Suslov, D.A. Tyshler. - M. : SportAkademPress, 2001. - P. 450.

14. Faktorovich, A.A. The essence of educational technology / A.A. Faktorovich // Pedagogy. - 2008. - № 2.

- P. 19-27.

15. Shestakov, V.B. Theory and practice of Judo : a textbook / V.B. Shestakov, S.V. Eregina. - M. : Soviet Sport, 2011. - P. 207-212.

16. Shestakov, M.P. Manage the technical training of athletes using modeling / M.P. Shestakov // Theory and Practice of Physical Culture. - 1998. - № 3. - P. 51-54.

Статья поступила в редакцию 11.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.