Научная статья на тему 'Проблемы и их решение в воспитании детей-сирот в России'

Проблемы и их решение в воспитании детей-сирот в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
501
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СПОРТИВНО-ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Байер Елена Александровна

Воспитание жизнестойкости как качества, определяющего социальную адаптированность детей-сирот. Педагогическая система воспитания жизнестойкости детей-сирот. Основные проблемы выпускников детских домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Байер Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and their solutions for education of orphans in Russia

Education viability as a quality, which determines the social adaptation of orphans. Teacher's system of education vialibility of orphanes. The main problems of orphan's graduates.

Текст научной работы на тему «Проблемы и их решение в воспитании детей-сирот в России»

ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА

О

• дети-сироты • жизнестойкость • социальная адаптация • спортивно-физическое воспитание

В Послании Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию РФ говорилось о том, что 26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, становиться её достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас.

К сожалению, в нашей стране ещё 130 тысяч ребят остаются вне семейной заботы, а детей-сирот — 731 тысяча. У них нет ни родителей, ни опекунов, они лишены главного — семейного тепла. И нужно ещё очень многое сделать, чтобы само понятие «брошенные дети» ушло из нашей жизни. Немногие из тех, бывших беспризорных детей России, кто оказался в учреждениях государственной поддержки детства, готовы назвать себя счастливчиками. Такие дети всегда и во всём мире относятся к категории людей, потенциально опасных для общества. Но абсолютно очевидно, что это относится далеко не ко всем детям, выросшим в неблагополучных условиях. Часть из них невредимыми выходит из испытаний, через которые им пришлось пройти в раннем детстве. Педагогическому коллективу необходимо воспитать жизнестойких людей, умеющих социально адаптироваться и интегрироваться при любой власти и любых экономических условиях, сохраняя достоинство и инициативность.

Чтобы воспитать такого человека, его необходимо прежде всего вырвать из цепких лап так называемой наследственности.

Во-первых, проявлять уважение и требовательность по отношению к воспитаннику как будущему государственному служащему. Ведь в скором времени он, при качественной работе педагогического коллектива детского дома, получит престижное образование и востребованную профессию,

Проблемы и их решение

в воспитании детей-сирот в России

Елена Александровна Байер,

директор детского дома г. Азова

Е.А. Байер. Проблемы и их решение в воспитании детей-сирот в России

и на его плечи ляжет огромная ответственность за своё и общественное дело, а он в знак благодарности за счастливое детство, данное ему Родиной, успешно выполнит его.

Во-вторых, возникает необходимость в государственном устройстве таких детей, их сопровождении со стороны соответствующих государственных структур, готовых принимать своевременные решения. Можно определить структуры, которые должны отвечать за судьбу каждого из них, в том числе — и за тех, кто находится в тюрьме. Этим, на наш взгляд, прежде всего обязано заниматься учреждение, в котором ребёнок воспитывается. А качество его воспитания — это отчёт учреждения для детей-сирот перед государством. Конечно, чтобы облегчить труд коллектива, необходимо создать межведомственную службу сопровождения выпускников при детских домах России.

В-третьих, необходимо обратить особое внимание на государственные документы, отражающие социальный заказ на воспитание детей-сирот. Это и Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, и проект «Наша новая школа», и др. Ими следует руководствоваться в своей работе педагогическому коллективу. Частая же сменяемость взрослых в детском доме ведёт к нарушению выполнения этого социального заказа на ту сильную личность, о которой в своём Послании заявил президент. В докладе сказано о том, что необходимо воспитать инициативных, высоконравственных людей, способных к саморазвитию. Но, чтобы воспитать эти качества, педагогу недостаточно учебного процесса, уроков, которые можно выучить. Педагог (воспитатель) их может передать непосредственно воспитаннику, как человек — человеку. Слабая личность никогда не воспитает сильного, востребованного обществом человека. Это принципиальное различие между обучением и воспитанием. А есть ли у нас такие кадры в школах, в детских домах? Потенциал советского времени заканчивается. Но ведётся ли сегодня подготовка педагогов для реализации этого и других социальных заказов? Подготовка кадров, умеющих мобильно перестраивать своё педагогическое мышление и методологически обосновывать перспективы своих подходов в вопросах воспитания? (Тем более, что зачастую в педагогические вузы поступают наиболее слабые выпускники школ, не сумевшие поступить в другие высшие учебные заведения.)

Прежде всего, обратим внимание на то, что необходимо сохранить имеющиеся у нас, в России, педагогические коллективы детских домов для решения значительного числа социальных проблем, которые возникли в последние годы. Сохранить, прежде всего, благодаря достойной зарплате.

Незаменимую помощь воспитанию в условия детского дома оказывает реальное дело. Как показывает практика, именно реальное де-

П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А

ло способно взять на себя функции воспитателя. А при правильном воспитании у ребёнка-ситроты будет потребность не только в получении образования, но и в постоянном самосовершенствовании. Таким образом, мы можем решить основную проблему — социальную адаптацию выпускников детских домов.

Ещё одна важнейшая проблема — сопровождение выпускников, контроль за их образованием и интеграцией в общество. Вот что говорит по этому поводу А. Лиханов: «За 20 лет реформ в сиротство было «сброшено» около двух миллионов детей. Выбиваются из них единицы. Сегодня у нас сломана система ПТУ, где они могли бы получить хоть какую-то подходящую профессию. Детей плохо готовят к жизни, было даже время, когда до 90% детей, которые выходили из детдомов, пропадали. Их затягивала преступная среда. А, например, по поводу сирот послевоенного времени была команда: «тащить за уши» до 10-го класса. Студенту-сироте давали общежитие, многие шли в военные заведения. Затем они, как специалисты, отрабатывали 2 — 3 года и получали жильё. Обзаводились семьями, и всё складывалось нормально. Сегодня такой системы нет. Правда, работает очень неплохая система поддержки сирот, когда они попадают в вуз. Но до вуза добираются немногие».

Проблемы выпускников детских домов:

1. Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег. Выбирая профессию, они неадекватно оценивают свои способности и возможности.

2. Выбор учебных заведений, как правило, ограничен списком, представляемым социальным педагогом, который, в свою очередь, также ограничен количеством учебных заведений, согласных на обучение детей из детского дома (наличие общежитий).

3. Получая профессиональные знания и навыки, выпускники детских домов характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием заинтересованности в качестве обучения.

4. Плохо сформированные навыки практической и речевой коммуникации, ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, неадекватность эмоциональных реакций детей-сирот сказываются на умении работать в коллективе.

5. Не всегда выпускники детских домов в состоянии работать на одном месте более двух месяцев из-за возникающих конфликтов, а также неумения посвящать себя достижению долговременной цели, упорно трудиться, достигать положительных результатов в труде и т.д. Этим определяется необходимость более глубокого изучения проблемы социальной адаптации детей-сирот.

Е.А. Байер. Проблемы и их решение в воспитании детей-сирот в России

6. Многие из выпускников не способны создать полные счастливые семьи, так как у них не сформирован стереотип позитивных семейных отношений, нет опыта проживания в семье. Некоторые из них дублируют вторичное социальное сиротство.

7. При получении собственного (социального) жилья не все выпускники способны содержать его. Многие по этой причине теряют жильё. (Нужно рассмотреть вопрос о долгосрочной аренде жилья с последующей передачей его в собственность.)

Следующий, очень важный, на наш взгляд, вопрос также озвучил А. Лиханов. Он говорит: «Положение кризисное. Несколько лет назад было принято решение: закрывать детские дома и раздавать детей людям. Но для этого должна быть готовность людей взять ребёнка из детского дома. Усыновление — самая радикальная и самая лёгкая форма для государства. Отдавая ребёнка на усыновление, оно больше в его судьбе не участвует. Хотя напрасно. И другая есть форма: взять ребёнка под опеку или попечительство. Дети находятся в приёмной семье на условиях, когда за их содержание родители получают вознаграждение (гонорар).

По нашим подсчётам, за последние три года были переданы в семьи 90 тысяч детей. Детские дома были закрыты, а здания, где они находились, чаще всего проданы. Но начался кризис, деньги на содержание детей и вознаграждения родителям стали выплачиваться с задержкой. А поведение органов опеки в отношении этих людей — — менторское, будто они сделали для этих людей большое одолжение — дали им возможность подработать. В 2007 году 4500 детей вернули обратно, в 2008 г. — 6500 детей, в 2009 г. — 10—11 тысяч. В общей сложности вернули 30 000 детей. В приёмных родителях зачастую оказываются случайные люди».

Детским домам необходимо повсеместно вести работу не только по подготовке замещающих родителей, но и самих детей к проживанию в семьях. И, конечно, требуется серьёзный контроль со стороны государственных служб и опеки. Есть и возможность подготовки молодых матерей на базе детских домов России.

В-четвёртых. По словам Президента РФ Д.А. Медведева, «стратегический приоритет политики в сфере детства — это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни. «Не воспитывая себя, сложно воспитать своих детей», — отмечал ещё Лев Толстой. Между тем, в России 80 процентов граждан не занимаются физкультурой и спортом — четыре пятых населения».

В нашем педагогическом коллективе создана новая педагогическая система — формирования жизнестойкости детей-сирот. Ос-

П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А

новным педагогическим средством является спортизированное физическое воспитание, необходимое, с нашей точки зрения, для своевременной коррекции и развития нравственно-волевых качеств личности — стойкости, целеустремлённости, дисциплинированности, ответственности, усидчивости, терпения и т.д. В педагогической коррекции физическое воспитание занимает одно из ведущих мест, так как оно обеспечивает правильное развитие физических, психических и социальных качеств личности ребёнка. Мы предполагаем, что созданная нами педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот внесёт вклад в развитие не только теоретических знаний, но и методических умений по социальной адаптации детей-сирот. Взаимодействие педагогических моделей, таких как личностно-ориентированное, коллективное и спортизированное физическое воспитание, возможно на основе принципов совмещения, компенсации, соответствия и уравновешивания.

Новая педагогическая система включена в долгосрочную целевую программу Ростовской области «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011—2013 годы» (Постановление Администрации РО от 30.09.2010 № 211 г. Ростов-на-Дону).

Приглашаем к обсуждению поставленных вопросов на сайте: www.detdom.azov.ru

-о-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.