Научная статья на тему 'Социальное партнёрство в сопровождении и жизнеустройстве выпускников детского дома'

Социальное партнёрство в сопровождении и жизнеустройстве выпускников детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО ДОМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Елена Викторовна

На Всероссийском конкурсе инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каким должен быть детский дом сегодня?» детский дом г. Азова Ростовской области занял третье место в номинации ««Эффективные схемы межведомственного взаимодействия по сопровождению и социальной адаптации выпускника». Предлагаем ознакомиться с одним из аспектов многогранной деятельности коллектива инновационным образовательным проектом ««Социальное партнёрство в условиях Центра сопровождения и жизнеустройства выпускников детского дома».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership in supporting and living arrange- ment of orphanage graduates

Innovative educational project of children's community in Azov, «Social partnership within the Centre of supporting and living arrangement for graduates of children's home».

Текст научной работы на тему «Социальное партнёрство в сопровождении и жизнеустройстве выпускников детского дома»



На Всероссийском конкурсе инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ««Каким должен быть детский дом сегодня?» детский дом г. Азова Ростовской области занял третье место в номинации ««Эффективные схемы межведомственного взаимодействия по сопровождению и социальной адаптации выпускника». Предлагаем ознакомиться с одним из аспектов многогранной деятельности коллектива — инновационным образовательным проектом ««Социальное партнёрство в условиях Центра сопровождения и жизнеустройства выпускников детского дома».

• дети-сироты • социальная адаптация

• психолого-педагогическое и социальное сопровождение выпускников детских домов

• индивидуальная программа сопровождения выпускника детского дома • профессиональное самоопределение

Для воспитанников детских домов проблема социальной адаптации — ключевая. Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает способность к принятию самостоятельных решений, не готовит воспитанников к самостоятельной жизни. Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых педагогических средств психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников и выпускников. В связи с этим на базе детского дома г. Азова была создана Служба сопровождения выпускников, а на её основе — Центр сопровождения и жизнеустройства выпускников детского дома.

Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детских домов включает:

— психолого-педагогическое сопровождение воспитанников-выпускников в рамках новой педагогической системы формирова-

Социальное партнёрство в сопровождении и жизнеустройстве выпускников детского дома

Елена Викторовна Петрова,

заместитель директора детского дома г. Азова, почётный работник общего образования РФ

-0"

О

Е.В. Петрова. Социальное партнёрство в сопровождении и жизнеустройстве выпускников детского дома

ния жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания и духовно-нравственного развития в духе Донских казачьих традиций [1];

— определение и развитие форм социального партнёрства для решения психолого-педагогических и медико-социальных проблем выпускников детского дома;

— разработку индивидуальных программ сопровождения выпускников;

Основная методологическая парадигма оказания поддержки выпускникам — сопровождение, которое реализуется посредством системной деятельности на основе социального партнёрства.

— мониторинг социализации и жизнеустройства выпускников;

— повышение уровня доступности и качества услуг по поддержке выпускников детских домов;

— поиск новых ресурсов для работы с молодёжью из числа детей-сирот, привлечение специалистов профессиональных учебных заведений;

— объединение всех субъектов образовательного процесса для оказания профессиональной помощи детям-сиротам;

— содействие их социализации, профессиональному самоопределению и становлению.

Основная методологическая парадигма оказания поддержки выпускникам — сопровождение, которое реализуется посредством системной деятельности на основе социального партнёрства.

Специалисты Центра сопровождения и жизнеустройства выпускников детского дома решают две группы задач:

1. Улучшение условий проживания и воспитания детей в учреждении государственной поддержки детства, совершенствование воспитательной работы на основе новой программы развития нашего учреждения на период до 2012 г., программы воспитания «Новое поколение», внедрения новой педагогической системы по формированию жизнестойкости средствами спортизированного физического воспитания. Реализация программ практической подготовки к самостоятельной жизни (на основе адаптированной к условиям детского дома «Программы для социально-психологического сопровождения детей из семей, находящихся в социально опасном положении», авторы-составители Зенкова Т.Г., Осипова А.А.) и профессиональному самоопределению. Формирование основ здорового образа жизни, коммуникативных, социальных навыков, направленных на успешную социальную адаптацию в обществе.

2. Создание условий для успешной постинтернатной адаптации и социализации выпускников учреждений государственной поддержки детства с учётом их медицинского и социально-психологического статуса, включающее:

-е-

— развития сети социальной поддержки, современных форм наставничества, кураторства;

— оказание адресной помощи;

— своевременное предоставление жилья;

— получение престижного профессионального образования, профессии, конкурентной на рынке труда;

— первичное трудоустройство и закрепление на рабочем месте. Проект состоит из таких разделов:

• Анализ исходной ситуации и противоречий развития образовательной ситуации, определение целей и задач работы.

• Прогностическая модель — социальное партнёрство в условиях Центра сопровождения выпускников детских домов.

• Организация межведомственного взаимодействия и социального партнёрства в условиях Центра сопровождения и жизнеустройства выпускников детского дома.

• Нормативно-правовое и методическое сопровождение экспериментальной деятельности.

• Основные результаты работы.

• Сроки и этапы реализации проекта.

• Управление системой.

• Организационные модели сопровождения выпускников.

• Оценка эффективности работы.

Инновационные формы психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников, их подготовка к жизни в быстро меняющемся социуме, постинтернатное сопровождение выпускников детских домов позволяют решать ряд противоречий между:

— социальным заказом на личность ребёнка-сироты, способную противостоять трудным жизненным ситуациям в постинтернатный период и низкой социальной адаптацией выпускников в реальной жизни;

— неподготовленностью выпускника детского дома к трудовой деятельности и необходимостью выжить в современном обществе, не дублируя социальное сиротство;

— уровнем современных педагогических требований и реальным уровнем воспитанности и образованности детей, оставшихся без попечения родителей;

— развитием инновационного содержания образования и ресурсным обеспечением образовательного процесса (кадровым, организационным, информационным, материальным);

— требованием к овладению единым уровнем среднего образования и возможностью удовлетворения индивидуальных запросов и интересов;

Е.В. Петрова. Социальное партнёрство в сопровождении и жизнеустройстве выпускников детского дома

— востребованными профессиями технической направленности современного рынка труда и профессиональной ориентацией воспитанников-выпускников детских домов;

— уровнем профессиональной подготовки педагога детского дома, «эмоциональным выгоранием» в связи с особенностями труда и возрастающими требованиями к результатам педагогической деятельности по формированию успешной социальной адаптации выпускников.

Анализ исходной ситуации

Подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном социуме — основная задача учреждений социальной поддержки детства. Изменение общественных и социокультурных требований к выпускникам образовательных учреждений диктует необходимость нового подхода к формированию социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательные системы в учреждениях социальной поддержки детства должны формировать жизнестойкую личность на основе субъектного, лич-ностно-рефлексивного, интерактивного и здоровьесберегающего подходов в воспитании и обучении. Жизнестойкая личность характеризуется умением сделать правильный выбор в резко меняющемся социуме, ориентируется на саморазвитие, способна вести здоровый образ жизни. Однако статистические данные по жизнеустройству выпускников за 2008 — 2010 годы свидетельствуют о наличии у них трудностей по выходу из государственных учреждений. Более 27 тыс. воспитанников были выпущены из образовательных учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 67,2% поступили в учреждения начального профессионального образования, 20, 4% — в учреждения среднего профессионального образования, 4, 9% — в высшие учебные заведения, 5,6% были трудоустроены, 1,9% — были определены, но не приступили к учёбе, работе.

Основные проблемы выпускников детских домов:

1. Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег. Выбирая профессию, они неадекватно оценивают свои способности и возможности.

2. Выбор учебных заведений, как правило, ограничен списком, представляемым социальным педагогом, который, в свою очередь, также ограничен количеством учебных заведений, согласных на обучение детей из детского дома (наличие общежитий).

3. Получая профессиональные знания и навыки, выпускники детских домов характеризуются низкой успеваемостью, незаинтересованностью в качестве обучения.

4. Плохо сформированные навыки практической и речевой коммуникации, ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, неадекватность эмоциональных реакций детей-сирот сказываются на умении работать в коллективе.

5. Не всегда выпускники детских домов в состоянии работать на одном месте более двух месяцев из-за возникающих конфликтов, а также неумения посвящать себя достижению долговременной цели, упорно трудиться, достигать положительных результатов в труде и т.д. Этим определяется необходимость более глубокого изучения проблемы социальной адаптации детей-сирот.

6. Многие из выпускников не способны создать полные счастливые семьи, так как у них не сформирован стереотип позитивных семейных отношений, нет опыта проживания в семье. Многие из выпускников дублируют вторичное социальное сиротство.

7. При получении собственного (социального) жилья не все выпускники способны содержать его. Многие по этой причине теряют жильё. (Нужно рассмотреть вопрос о долгосрочной аренде жилья с последующей передачей его в собственность.)

Именно поэтому проблема социальной адаптации детей-сирот требует глубокого изучения. Для обеспечения успешного вхождения выпускников детских домов в систему общественных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, цель которой — помочь ребёнку восполнить дефицит общения, контактов и социальных ролей, естественных для обычных детей. Необходима специально организованная помощь — подготовка к самостоятельной жизни внутри учреждения и последующее попечение воспитанников, покидающих стены детского дома (в начале их самостоятельной жизни).

В состав Центра постинтернатного сопровождения и жизнеустройства входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги-воспитатели, психолог, социальный педагог, успешно обучающиеся выпускники — студенты вузов. Специалисты центра разработали программу по организации сопровождения выпускников детского дома г. Азова на основании Программы Министерства образования Ростовской области мониторинга социализации и жизнеустройства воспитанников детских домов. Разработано Положение по сопровождению выпускников. Администрация детского дома и сотрудники центра отслеживают жизнеустройство выпускников и, в случае необходимости, ходатайствуют о предоставлении льготного социального жилья, предоставлении общежитий, определении в ряды Вооружённых сил РФ, поступлении в высшие, средние и начальные профессиональные учебные заведения РФ.

Для обеспечения успешного вхождения выпускников детских домов в систему общественных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, цель которой — помочь ребёнку восполнить дефицит общения, контактов и социальных ролей, естественных для обычных детей.

Е.В. Петрова. Социальное партнёрство в сопровождении и жизнеустройстве выпускников детского дома

Цель проекта — развитие системы социальной адаптации и жизнеустройства воспитанников после выпуска из детского дома на основе инновационных форм социального партнёрства.

Задачи:

1. Развитие инновационных форм и методов работы постинтернатного сопровождения и жизнеустройства выпускников учреждений государственной поддержки детства.

2. Улучшение доступности и качества услуг по поддержке молодых людей, выпускников детских домов.

3. Поиск новых ресурсов для работы с молодёжью из числа детей-сирот, привлечение специалистов профессиональных учебных заведений и студентов в качестве волонтеров.

Партнёры по межведомственному взаимодействию при сопровождении выпускников детского дома г. Азова:

• Министерство образования Ростовской области

Сфера компетенций: итоговый контроль за работой центров, служб сопровождения и жизнеустройства выпускников учреждений государственной поддержки детства.

• Органы опеки и попечительства управления образованием г. Азова

Сфера компетенций: оформление дела квартирного учёта на получение социального жилья, передача документов в жилищный сектор администрации города, разъяснительная работа, консультирование кандидатов на получение льготного жилья; оказание помощи в решении вопросов, связанных с сохранностью жилья, выпускникам — собственникам жилья.

• Попечительский совет детского дома

Сфера компетенций: оказание материальной и иной помощи в процессе сопровождения и жизнеустройства, в обустройстве социального жилья, трудоустройстве.

• Уполномоченные по правам человека Ростовской области

Сфера компетенций: решение вопросов социально-правовой защиты выпускников.

• Заместители глав администраций области, города, района по социальным вопросам

Сфера компетенций: контроль за ведением финансовых документов и иных вопросов, связанных с получением и эксплуатацией социального жилья.

• Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Сфера компетенций: контроль за поведением, профилактика вторичного сиротства среди выпускников, защита прав несовершеннолетних выпускников.

• Благотворительные организации Ростовской области

Сфера компетенций: оказание материальной и иной поощрительной помощи успешно обучающимся выпускникам, молодым специалистам из числа выпускников, помощь молодым семьям из числа выпускников, помощь в обустройстве полученного социального жилья.

• Средства массовой информации Ростовской области

Сфера компетенций: освещение в прессе информации по работе Центра сопровождения и жизнеустройства выпускников детского дома, формирование позитивного общественного мнения по вопросам сопровождения и жизнеустройства выпускников.

Основные направления деятельности:

• развитие новых моделей, форм и методов работы по попечению выпускников;

• координация деятельности специалистов в области образования, социальной защиты, здравоохранения, руководителей администрации города, района, области, членов общественных организаций в процессе постинтернатной адаптации молодых людей;

• поддержка молодых семей выпускников учреждений государственной поддержки детства, оказание помощи в регистрации брака, новорождённых, благоустройстве жилья, поиске работы и т.д.;

• повышение роли близких людей, других граждан, общественных организаций в области поддержки молодых людей в начальный период самостоятельной жизни.

Формы и методы работы:

• проведение обучающих семинаров для специалистов и волонтёров;

• проведение круглых столов, тренингов, консультаций специалистов;

• разработка и апробация индивидуальных планов сопровождения выпускников;

• организация социальных гостиных при детских домах;

• организация ремонта жилья для выпускников;

• трудоустройство выпускников;

• содействие в восстановлении связей с кровными родственниками;

• организация школы молодых мам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• реализация авторских программ по успешной независимой жизни.

Для эффективного межведомственного взаимодействия по сопровождению и социальной адаптации выпускников детского дома специалисты Центра сопровождения проводят работу по следующему алгоритму:

• Анализ — изучение личности воспитанника и социально-педагогической ситуации его развития.

• Диагностика — выявление реального уровня развития личности воспитанника-выпускника (уровень развития эмоционально-воле-

Е.В. Петрова. Социальное партнёрство в сопровождении и жизнеустройстве выпускников детского дома

вой, духовно-нравственной сферы личности, ценностные ориентации, готовность к получению профессионального образования, уровень воспитанности, коммуникативности), установление причинно-следственных связей, обусловливающих её формирование.

• Прогноз — формулирование ожидаемого результата постинтернатной адаптации выпускника и условий его достижения.

• Проектирование — разработка программы и плана индивидуального постинтернатного сопровождения выпускника, выбор способов деятельности, направленных на достижение цели, назначение кураторов, наставников.

• Организация — формирование мотивации развития и саморазвития личности, просвещения, организация продуктивной деятельности и позитивного общения на разных этапах жизни выпускника.

• Контроль — выявление и оценка социальной адаптации выпускников.

Для решения задач поддержки выпускников интернатных учреждений региональная система сопровождения должна объединить усилия различных учреждений социальной сферы. При этом основа их деятельности — принцип партнёрства, который предусматривает консолидацию всех возможностей социальных партнёров, увеличение системного эффекта за счёт взаимодействия. Такое взаимодействие проводится на основе единых технологий работы, единой документации, установленного регламента передачи выпускников из системы образования в систему социальной защиты.

Прогностическая модель — социальное партнёрство в условиях Центра сопровождения выпускников детских домов

Кроме внешних факторов (социальный заказ), обусловливающих необходимость организации экспериментальной деятельности на базе детского дома, существуют и внутренние предпосылки. К ним относятся: расширение социального партнёрства по вертикальным и горизонтальным направлениям образовательного пространства детского дома на основе сетевого взаимодействия; развитие государственно-общественных форм управления образовательным процессом учреждения государственной поддержки детства и др.

Переход на экспериментальную деятельность сопряжён с качественным обновлением содержания образовательной деятельности на основе новой Программы развития нашего учреждения на период до 2012 г.[2], программы воспитания «Новое поколение» [8], внедрения новой педагогической системы по формированию жизнестойкой личности и технологий постинтернатного сопровождения выпускников. Проектирование и моделирование своего будущего, формирование жизнестойкости, как одной из составляющих успеш-

ной социальной адаптации воспитанников являются главными составляющими работы сотрудников Центра постинтернатного сопровождения выпускников. Компьютерная база данных способствует планированию индивидуального пути сопровождения выпускников, мониторингу жизнеустройства по выходу из детского дома на основе интерактивных форм работы:

1. Анализ практических ситуаций с поиском путей выхода из них.

2. Групповые дискуссии.

3. Решение конструктивных задач.

4. Проигрывание возможных альтернатив в противоречивых, неоднозначных, изменяющихся ситуациях реальной жизни.

5. Разработка проектов.

6. Мозговая атака.

7. Деловые игры.

8. Собеседование по открытым вопросам.

9. Построение гипотез на основе имеющихся данных.

10. Переосмысление ситуаций, носящих парадоксальный характер.

В основе экспериментальной педагогической деятельности лежит идея индивидуализации воспитания и обучения, выраженная в ком-петентностном подходе, его цель — развитие комплекса качеств, обеспечивающих успешность деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность выпускника; деятельностном подходе, суть которого заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности; личностно ориентированном подходе, который предполагает, что наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям [5].

Деятельность педагогического коллектива по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома основана на нормативно-правовой базе как федерального, так и регионального уровня, а также локальных актах, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие детского дома как образовательного учреждения государственной поддержки детства.

Педагогическое сопровождение воспитанников проводится на основе:

— педагогических технологий, основанных на личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология, автор Ш.А. Амонашвили) [6];

— педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности (игровые технологии, технологии коммуникативного обучения);

— культурно-воспитывающих технологий дифференцированного обучения по интересам (Закатнова И.Н.);

— проектных технологий, технологии перспективно-опережающего обучения (Лысенкова С.Н.)[5].

Е.В. Петрова. Социальное партнёрство в сопровождении и жизнеустройстве выпускников детского дома

Сотрудники центра взаимодействуют с общественными организациями и фондами России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вопросах помощи и поддержки адаптации выпускников. Это — Благотворительный фонд имени святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы (г. Ростова-на-Дону), Фонд помощи обездоленным детям и детям, лишённым родительской ласки — Детский фонд «Виктория» (Москва), Благотворительный фонд поддержки семьи «Мои друзья» (Москва), Фонд «Наше будущее» (г. Ростов-на-Дону).

Учредители Фонда «Наше будущее» — выпускники детских домов России. Педагоги нашего детского дома и сотрудники этого фонда проводят совместную работу по защите прав и законных интересов выпускников детских домов, школ-интернатов и других, приравненных к ним учреждений. Оказывают им юридическую и иную помощь. Организация совместной социальной поддержки выпускников привела к уменьшению количества правонарушений и преступлений, совершённых нашими выпускниками (из 49 выпускников 2002 —2010 гг. только один выпускник находится в местах лишения свободы).

Фонд совместно с Министерством образования своевременно решает проблемы выпускников Ростовской области.

На базе детского дома г. Азова открыта временная гостиница для выпускников: в каникулярное время и в выходные дни к нам приезжают выпускники, которые шефствуют над проблемными воспитанниками группы риска, проводят с ними индивидуальные беседы, организуют их досуг, совместную творческую деятельность. Осуществляется полный контроль за сдачей экзаменов и зачётов выпускников — студентов вузов, учащихся профессиональных училищ. Информация о результатах сдачи экзаменов, посещаемости профессиональных образовательных учреждений приходит в виде письменного ответа на официальный запрос администрации нашего учреждения.

Благотворительный Фонд имени святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы в течение трёх лет оказывает материальную помощь студентам, обучающимся в высших и средних учебных учреждениях России. Студенты вузов получают по три тыс. рублей ежемесячно дополнительно к социальной стипендии, если учатся без проблем. Выпускникам, получившим свои квартиры в 2008 — 2010 годах, этот фонд также оказывает материальную помощь (в размере 15 тыс. рублей на приобретение мебели). Через благотворительные фонды и Попечительский совет детского дома г. Азова оказывается материальная поддержка молодых мам, помощь в организации свадеб и регистрации новорождённых детей. По мере возможности оказывается репетиторская помощь выпускникам, не прошедшим в высшие учебные заведения, в подготовке к сдаче ЕГЭ и последующему поступлению в вузы.

О

Наиболее значимым результатом нашей деятельности стала координация работы всех специалистов в области образования, социальной защиты, а также разработка и апробация технологии составления и реализации индивидуального плана сопровождения выпускника детского дома, позволяющей проводить личностно ориентированную педагогическую помощь и поддержку воспитанников по выходу из детского дома.

Не каждый детский дом имеет большое количество выпускников, обучающихся в престижных вузах России и получающих востребованные профессии. Наши выпускники на данный момент обучаются в Южном федеральном университете, Донском государственном техническом университете, Ростовском государственном педагогическом институте, Ростовской академии сервиса, Ростовском филиале Российской таможенной академии, Северо-Кавказской академии государственной службы, Академии ФСИН г. Рязани. Пять выпускников обучаются в морском колледже им. Г.Я. Седова. Двое ребят успешно проходят службу в Вооружённых силах РФ (морском флоте). Сформированные личные качества, хорошая спортивная подготовка, жизнестойкость, формируемые в результате реализации новой педагогической системы, дают реальные результаты. На данный момент из 49 выпускников 2002 — 2010 годов обучаются в вузах 23 человека (47%), в СУЗах— 10 человек (20, 4%), в профессиональных училищах — 13 человек (6%), проходят службу в Вооружённых силах РФ — 2 человека.

Литература

1. Байер Е.А. Исследование жизнестойкости детей-сирот в учреждении государственной поддержки детства как залог успешной интеграции в быстро меняющемся социуме// Вестник спортивной на-уки.2009. № 4.

2. Байер Е.А., Петрова Е.В., Чепкова О.Н. Программа развития государственного образовательного учреждения Ростовской области для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома г. Азова.// Азов, 2009.

3. Белоусова Е.С. Организация нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования. //Ж. «Воспитание школьников»,

№ 10 2007.С. 39.

4. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированный подход как технология модернизации образова-ния//Методист. 2003. № 2. С. 2-6.

5. Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе//Ростов-на-Дону:Феникс. 2009.С. 211-221.

6. Гин А. Приёмы педагогической техники. М.: Вита, 2006.С. 8-17.

7. Зарецкая И.И. Управление процессом социализации личности — инновация в воспитании// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. С. 26-32.

8. Петрова Е.В. Программа воспитания государственного образовательного учреждения Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома «Новое поко-ление».Азов, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.