Научная статья на тему 'Особенности формирования региональных систем подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов'

Особенности формирования региональных систем подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
500
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ / ПРОБЛЕМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ / PREPARATION FOR INDEPENDENT LIFE OF BOARDERS OF ORPHANAGES / POST-BOARDING SUPPORT OF GRADUATES OF ORPHANAGES / PROBLEMS OF POST-BOARDING ADAPTATION OF ORPHANS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Овчинников В. А., Осипова Н. В., Килина И. А.

Введение. В статье представлен анализ проблем адаптации сирот в постинтернатный период и выявлена необходимость системной подготовки данного контингента к самостоятельной жизни. Обзор практик и анализ ситуации по постинтернатному сопровождению подтвердил актуальность разработки регионального комплекса мер по данному направлению. Цель статьи выявить особенности формирования региональных систем подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов. Методология. Исследование проводилось посредством теоретических и эмпирических методов: анализа психолого-педагогической литературы, нормативных документов, прогнозирования, сбора и обработки данных мониторинга. Результаты.В статье проанализированы имеющиеся практики подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и постинтернатному сопровождению. Выявлены особенности формирования региональных систем подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот: учет внешних и внутренних проблем постинтернатной адаптации детей-сирот; нормативно-правовая база; комплекс мероприятий, предполагающий внедрение современных практик; организация межведомственного взаимодействия; оптимизация деятельности учреждений для детей-сирот; научно-методическое, информационно-аналитическое, кадровое обеспечение; оценка эффективности деятельности. Полученные данные могут лечь в основу регионального комплекса мер по данному направлению. Заключение. Авторами отмечается, что формирование региональных системы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и системы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов возможно посредством разработанного комплекса мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Овчинников В. А., Осипова Н. В., Килина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF REGIONAL SYSTEMS FOR PREPARING ORPHANS FOR INDEPENDENT LIFE AND POST-BOARDING SUPPORT FOR GRADUATES OF ORPHANAGES

Introduction. The article presents an analysis of the problems of adaptation of orphans in the post-boarding period and the need for systematic training of this contingent to independent life is indentified. The review of practices and analysis of the situation on post-boarding support confirmed the relevance of the development of a regional set of measures in this area. The purpose of the article is to identify the features of the formation of regional systems of preparation for independent life of orphans and post-boarding support of graduates of orphanages. Methodology. The research was carried out on the basis of theoretical and empirical methods: analysis of psychological-pedagogical, normative documents, forecasting, collection and analysis of monitoring data. Results. The article analyzes the existing practices of preparing orphans for independent living and post-boarding support. The features of the formation of regional systems of preparation for independent life of orphans are identified: taking into account external and internal problems of post-internatal adaptation of orphans; regulatory legal framework; a set of activities involving the introduction of modern practices; organization of interagency cooperation; optimization of institutions for orphans; scientifically-methodical, information-analytical, frame-level software; performance evaluation. The obtained data may form the basis of regional complexes of measures. Conclusion. The authors note that the formation of the regional system of preparation of orphans for independent life and the system of post-boarding support of graduates of orphanages is possible through the developed set of measures.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования региональных систем подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов»

УДК/UDC 376.6 В. А. Овчинников, Н. В. Осипова, И. А. Килина

V. Ovchinnikov, N. Osipova, I. Kilina

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЬ1Х СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

FEATURES OF THE FORMATION OF REGIONAL SYSTEMS FOR PREPARING ORPHANS FOR INDEPENDENT LIFE AND POST-BOARDING SUPPORT FOR GRADUATES OF ORPHANAGES

Введение. В статье представлен анализ проблем адаптации сирот в постинтернатный период и выявлена необходимость системной подготовки данного контингента к самостоятельной жизни. Обзор практик и анализ ситуации по постинтернатному сопровождению подтвердил актуальность разработки регионального комплекса мер по данному направлению. Цель статьи — выявить особенности формирования региональных систем подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов.

Методология. Исследование проводилось посредством теоретических и эмпирических методов: анализа психолого-педагогической литературы, нормативных документов, прогнозирования, сбора и обработки данных мониторинга.

Результаты. В статье проанализированы имеющиеся практики подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и постинтернатному сопровождению. Выявлены особенности формирования региональных систем подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот: учет внешних и внутренних проблем постинтернатной адаптации детей-сирот; нормативно-правовая база; комплекс мероприятий, предполагающий внедрение современных практик; организация межведомственного взаимодействия; оптимизация деятельности учреждений для детей-сирот; научно-методическое, информационно-аналитическое, кадровое обеспечение; оценка эффективности деятельности. Полученные данные могут лечь в основу регионального комплекса мер по данному направлению.

Заключение. Авторами отмечается, что формирование региональных системы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и системы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов возможно посредством разработанного комплекса мероприятий.

Introduction. The article presents an analysis of the problems of adaptation of orphans in the post-boarding period and the need for systematic training of this contingent to independent life is indentified. The review of practices and analysis of the situation on post-boarding support confirmed the relevance of the development of a regional set of measures in this area. The purpose of the article is to identify the features of the formation of regional systems of preparation for independent life of orphans and post-boarding support of graduates of orphanages.

Methodology. The research was carried out on the basis of theoretical and empirical methods: analysis of psychological-pedagogical, normative documents, forecasting, collection and analysis of monitoring data.

Results. The article analyzes the existing practices of preparing orphans for independent living and post-boarding support. The features of the formation of regional systems of preparation for independent life of orphans are identified: taking into account external and internal problems of post-internatal adaptation of orphans; regulatory legal framework; a set of activities involving the introduction of modern practices; organization of interagency cooperation; optimization of institutions for orphans; scientifically-methodical, information-analytical, frame-level software; performance evaluation. The obtained data may form the basis of regional complexes of measures.

Conclusion. The authors note that the formation of the regional system of preparation of orphans for independent life and the system of post-boarding support of graduates of orphanages is possible through the developed set of measures.

Ключевые слова: подготовка к самостоятельной жизни воспитанников детских домов, постинтернатное сопровождение выпускников детских домов, проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот.

Keywords: preparation for independent life of boarders of orphanages, post-boarding support of graduates of orphanages, problems of post-boarding adaptation of orphans.

Введение

Забота о детях всегда остается приоритетом государственной политики. Значительное внимание уделяется детям, нуждающимся в особой заботе государства, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ряд нормативных документов, подразумевающий выполнение системы мероприятий на федеральном уровне, подтверждает актуальность и необходимость решения проблем данной категории детей. Так, одна из задач Национальной стратегии действий в интересах детей в 2012-2017 гг. была напрямую связана с реформированием сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; созданием системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе1. В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. одно из мероприятий направлено на развитие системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе лучших практик регионов2. В 2017 г. был принят Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»3. Выполнение указа предполагает реализацию мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры детства, совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни, на повышение доступности качественного образования детей и обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, в том числе детей-сирот.

Анализ основных нормативных документов показал, что в российском законодательстве сформирована правовая основа оказания государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Комплекс мероприятий, направленных на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привел к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в детских домах. Но вместе с тем актуальной остается проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов. Значительно изменился состав воспитанников детских домов: большинство относятся к категории «социальные сироты» (то есть это дети, у которых есть родители или родственники, но ответственность за их воспитание берет на себя государство). В основном в детские дома поступают дети подросткового возраста (специалистам провести эффективную профориентационную работу с подростками значительно сложнее, чем с детьми младшего школьного возраста). В связи с этим педагогическим работникам важно учитывать особенности контингента детей, попадающих в детские дома. Кроме того, изменились требования к деятельности детских домов, расширились функциональные обязанности специалистов и педагогов, работающих с детьми-сиротами. Реальная картина выглядит таким образом, что механизмы деятельности педагогических работников устарели, а новые еще не созданы или не отработаны на практике. В настоящее время существует необходимость психолого-педагогической работы с детьми-сиротами не только на этапе их подготовки к самостоятельной жизни в детском доме, но и после выпуска из него. У педагогических работников сформирована готовность к сопровождению выпускников в постинтернатный период, однако документов, регламентирующих их деятельность, недостаточно. В связи с этим наш научный интерес заключается в анализе проблем, с которыми сталкиваются выпускники детских домов, а также в определении эффективных педагогических и социальных практик сопровождения и формирования региональной системы подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и их постинтернатному сопровождению.

1 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 1.06.2012 № 761. URL: http://base.garant. nu/70183566/#ixzz423qauBmk.

2 Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/36787.html.

3 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240. URL: http://base.garant. ru/70183566/#ixzz423qauBmk.

Методология

Исследование основывалось на системном и деятельностном подходах. Применялись теоретические методы при определении действующих подходов к организации деятельности педагогов по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни: анализ литературы и документов. Для понимания ситуации по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни и их постинтернатному сопровождению в Кемеровской области ведется сбор и анализ данных. Цели, задачи и система мероприятий комплекса мер определялись с помощью прогнозирования.

Результаты

Изменение подходов к деятельности детских домов и предоставление государственных социальных гарантий выпускникам рассматриваются нами как попытка решения проблем адаптации детей-сирот во время их выпуска из детского дома. Мы проанализировали российские и зарубежные исследования, в которых ученые занимались проблемами постинтернатной адаптации детей-сирот (внешними и внутренними). Внешние проблемы адаптации детей-сирот связаны с условиями организации их жизни после выпуска из детского дома, с возможностями получения социальных гарантий как категории детей, нуждающейся в особой заботе государства. Внутренние проблемы адаптации детей-сирот обусловлены личностными, психологическими и социальными особенностями данных детей. Таким образом, внешние проблемы зависят от условий, на которые ребенок-сирота влияет опосредованно или вообще не оказывает влияния. Это социальное окружение и социально-экономическая обстановка на территории, на которой он проживает. Решение данных проблем зависит от специалистов, работающих с данной категорией детей в детском доме, в образовательных организациях, учреждениях социальной защиты, что непосредственно соотносится с деятельностью государства и общественности. Внешние проблемы:

— трудности при получении жилья, предусмотренного для выпускников организаций для детей-сирот;

— чрезмерное внимание со стороны непрофессиональных волонтеров, недостаточное качество медицинских и реабилитационных услуг;

— недостаточная квалификация сотрудников детских домов, нехватка услуг по реабилитации, психологической поддержке детей;

— отсутствие взаимодействия между специалистами разных ведомств, работающих с детьми-сиротами;

— отсутствие у работодателей готовности выполнять дополнительную воспитательную работу с молодыми специалистами из числа сирот.

Ключевым направлением исследований зарубежных авторов является выявление условий адаптации детей в приемных семьях: проблемы жесткого обращения с детьми, неготовность приемных родителей к воспитанию детей-сирот, недостаточная квалификация социальных работников, дефицит кадров, работающих с детьми-сиротами [22; 25; 26; 29].

Внутренние проблемы адаптации детей-сирот во многом связаны с их личностными особенностями. Поэтому решению данных проблем могут способствовать педагоги в детском доме. В большей степени ответственность за адаптацию к условиям самостоятельного проживания возлагается на выпускника детского дома. К внутренним проблемам относятся:

— отсутствие навыков долгосрочного планирования, в том числе по причине минимальной зоны индивидуального выбора и ответственности;

— неумение самостоятельно организовать свой досуг;

— раннее начало сексуальной жизни и ряд проблем, связанных с отсутствием полового просвещения;

— недостаточное развитие коммуникативных навыков и отсутствие опыта взаимодействия в социальной среде за пределами детского дома;

— низкий уровень мотивации и социальной активности как обратная сторона высокой информированности о правах, ресурсах и возможностях получения помощи от государства;

— неумение рационально планировать свои расходы, а также незнание «цены денег»;

— незаинтересованность воспитанников в сохранении рабочего места, отсутствие мотивации к систематической работе, сложности с соблюдением трудовой дисциплины.

В зарубежных исследованиях внутренним проблемам адаптации детей-сирот уделяется больше внимания. Значительное количество работ связано с выявлением психологических особенно-

стей личности детей-сирот и разработкой эффективных форм работы с ними: факторы, влияющие на самостоятельность и успешную адаптацию детей, покинувших приемные семьи; особенности программы подготовки к карьере, профессиональному самоопределению для молодых людей, находящихся под опекой; индивидуальная поддержка в планировании карьеры и профессионального будущего; комплексные программы поддержки детей из приемных семей [20; 21; 23; 24; 28; 29].

Исследование, проведенное нами среди специалистов и экспертов, работающих с детьми-сиротами в Кемеровской области, позволило проранжировать внешние и внутренние проблемы адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни. В нем принял участие 181 представитель организаций: 55 человек — из профессиональных образовательных организаций; 31 человек — из органов опеки и попечительства; 37 — из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 26 членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; 17 человек — из общеобразовательных организаций; 15 экспертов (Уполномоченный по правам ребенка Кемеровской области, член комиссии по социальной политике и качеству жизни населения Общественной палаты Кемеровской области; специалисты управления по вопросам защиты семьи и детства департамента образования и науки Кемеровской области, центра занятости населения Кемеровской области; социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Маленький принц», ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», центра дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области, МБУ «Оздоровительно-образовательный центр «Олимп», МБУ «Информационно-методический центр»; работодатели [13]. Респонденты определяли проблемы, которые, по их мнению, в наибольшей степени препятствуют адаптации детей-сирот после выпуска из детского дома. На первом месте — это психологические и социальные особенности личности сирот. На втором месте по значимости — система государственной поддержки (льготы, пособия), которая скорее формирует иждивенческую позицию детей-сирот, чем способствует адаптации. На третьем месте — отсутствие межведомственного взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На четвертом — отсутствие федеральных и региональных нормативных документов, регулирующих деятельность по сопровождению адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, анализ выявленных проблем показал, что основной причиной трудностей в адаптации детей-сирот после выпуска из детского дома являются их личностные, психологические особенности. Успешность сирот в обществе в первую очередь зависит от них самих, а внешние условия вторичны. Вопросам организации постинтернатной адаптации детей-сирот со стороны государства и общественности уделяется достаточно внимания. Это подтверждают исследования Р. Н. Абрамова, К. А. Антоновой, Е. А. Грач. С точки зрения авторов, социально-экономическое (постоянная занятость, устойчивые семейные отношения и наличие детей) и психологическое благополучие (здоровый образ жизни) выпускников детских домов является конечной целью затрачиваемых государством средств, профессиональных усилий сотрудников детских домов и труда волонтеров и представителей некоммерческих организаций4.

На наш взгляд, подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни должна включать мероприятия, направленные на формирование у них социальных компетенций, способствующих адаптации к социуму после детского дома, и деятельность педагогов, специалистов по постинтернатному сопровождению выпускников на основе межведомственного взаимодействия. Считаем, что для создания эффективной системы подготовки сирот к самостоятельной жизни необходим комплекс мероприятий, предполагающий внедрение современных практик. Несмотря на то, что на федеральном уровне не разработан единый подход к организации данного направления, существует достаточное количество практик в регионах. В научных статьях и монографиях исследователи представляют имеющийся опыт и предлагают разные подходы к решению проблем постинтернатной адаптации детей-сирот.

Так, И. А. Бобылева, М. Н. Бородатая, Е. В. Волченкова, О. А. Воронина, Н. Н. Ершова, М. А. Кос-тенко, М. И. Лучинина, Н. В. Пустовойт, Г И. Симонова тиражируют региональный опыт постинтернатного сопровождения [3; 10; 16; 27].

4 Траектории социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов в России. Обзор исследовательского отчета / Р. Н. Абрамов, К. А. Антонова, Е. А. Грач и др. URL: http://www.unitedway.ru/netcat_files/userfiles/3/Traektorii%20 sotsialnoy%20i%C2%A0professionalnoy%20adaptatsii%20vypusknikov%20detskih%20domov%20v%C2%A0Rossii.%20 0bzor%20issledovatelskogo%20otcheta2.pdf.

Г Ф. Григорьева, О. М. Звягина, Н. И. Легостаева раскрывают особенности наставничества в постинтернатный период детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [11].

Т. Г Белецкая, Н. В. Морозова, Т. В. Чижова пишут о работе служб сопровождения в профессиональных образовательных организациях [2; 18].

Т. В. Бондарчук, Е. В. Деева, А. Р. Ишматов рассматривают постинтернатное сопровождение как технологию работы социального учреждения [6; 8].

И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина, Н. А. Старосветская, А. Г Свириденко предлагают опыт разработки и реализации программ подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот [5; 17].

Н. В. Бибикова, Е. А. Гринева, И. А. Плохова изучают подходы к разработке модели постинтернатного сопровождения детей-сирот [14].

Л. В. Байбородова исследует типы и возможности взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки выпускников детских домов [1 ].

О. В. Груздева, И. Г Каблукова, Е. А. Котлярова, А. Г Свириденко, Н. А. Старосветская представляют мониторинг трудностей и запросов работников детских домов по постинтернатному сопровождению детей-сирот [15] и др.

Мы придерживаемся типологии практик, представленной И. А. Бобылевой, для которой основой послужило определение ожидаемого результата деятельности педагогов: социальное формирование, социальное предупреждение, социальная компенсация, индивидуальное сопровождение, социальная поддержка. Автор при описании моделей делает акцент на том, что применение одновременно разных моделей в регионе обеспечивает успешную постинтернатную адаптацию выпускников (табл. 1) [4].

Таблица 1

Модели социальной адаптации выпускников детского дома И. А. Бобылева

Тип Описание Практики

Социальное формирование Комплексные модели, направленные на подготовку воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни посредством формирования необходимых жизненных навыков, которые обеспечивают безболезненное вхождение в социум и снижают риск постинтернатной дезадаптации Программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни; социальные (учебные) квартиры

Социальное предупреждение Модели направлены на работу не с воспитанниками, а с выпускниками, но сразу после выпуска из интернатного учреждения с целью облегчения им перехода к полной самостоятельности Семейный центр; постинтернатная группа (постинтернатный блок); молодежный дом

Социальная компенсация Модели социальной компенсации предназначены для оказания помощи выпускникам, которые имеют негативный опыт самостоятельной жизни, преодоления последствий их неудачной постинтернатной адаптации, социальной дезадаптации или социального исключения. Это комплексные модели, которые работают не на опережение, а с последствиями. Они реализуются на базе предоставляемого в рамках модели временного жилья Центры социальной (постинтернатной) адаптации со стационарными отделениями; социальные гостиницы для молодых матерей и выпускников, вернувшихся из воспитательных колоний

Индивидуальное сопровождение Модели индивидуального сопровождения направлены на содействие социальной адаптации конкретного выпускника. Рядом с выпускником есть взрослый, который оказывает выпускнику поддержку в новых жизненных ситуациях и способствует становлению его самостоятельности Кураторство; постинтернатный патронат; наставничество

Социальная поддержка Модели социальной поддержки направлены на решение конкретной, наиболее насущной проблемы выпускника. В ее рамках предоставляется кратковременная узконаправленная помощь, например оказание материальной помощи, консультативных услуг, предоставление временного жилья, содействие в трудоустройстве, помощь в получении образования, предоставление необходимых социальных услуг Специализированное отделение для работы с выпускниками в учреждениях социального обслуживания (отделения социальной поддержки); консультативные отделения учреждений и служб для выпускников; социальная гостиница для кратковременного проживания; социальная гостиная; клубы и ассоциации выпускников, организация реабилитационного (развивающего) досуга

Изучив имеющийся опыт, мы пришли к выводу, что тиражировать и масштабировать его на региональном уровне в организациях для детей-сирот не всегда является возможным по нескольким причинам:

— организационно-административное устройство (от подчиненности организаций для детей-сирот системе образования или системе социальной защиты зависят организация работы по сопровождению выпускников и система социальной поддержки в регионе);

— социально-экономическая обстановка (численность детей-сирот, количество детских домов, наличие и количество некоммерческих организаций, бизнес-структур, работающих с детскими домами и поддерживающих их социальные проекты);

— профессиональные компетенции специалистов, работающих с сиротами (квалификация сотрудников детского дома, педагогов профессиональных образовательных организаций; система взаимодействия специалистов разных организаций).

Таким образом, с учетом региональных особенностей необходимо сформировать систему подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающую следующие компоненты: нормативно-правовую базу; управление системой; организацию межведомственного взаимодействия; организационные модели сопровождения выпускников; оптимизацию деятельности учреждений для детей-сирот; научно-методическое, информационно-аналитическое, кадровое обеспечение; оценку эффективности деятельности [4].

В Кемеровской области региональная система подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на стадии становления. Выработаны общие подходы в отношении детей-сирот, создаются нормативно-правовая, организационная, кадровая, учебно-методическая основы системы.

Существует ряд нормативных документов, регулирующих подготовку к самостоятельной жизни воспитанников детских домов, в том числе организацию профориентационной деятельности: распоряжение губернатора Кемеровской области от 07.02.2019 № 18-рг «Об утверждении плана профориентационных мероприятий на 2019 г.»; распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области от 22.03.2018 № 109-р «Об утверждении Межведомственного комплекса дополнительных мер, направленных на совершенствование работы организаций и органов системы профилактики, на 2018-2022 гг., в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних подопечных, находящихся на воспитании в семьях и под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и недопущения их гибели и жестокого обращения с ними».

Ежегодно в Кемеровской области наблюдается сокращение числа воспитанников организаций для детей-сирот (на 1 января 2018 г. — 1295 чел.; на 1 января 2017-го — 1531 чел.; на 1 января 2016 г. — 1825 чел.). Во всех организациях для детей-сирот разработаны и реализуются программы подготовки к самостоятельной жизни, формирования профессионального самоопределения и социальной адаптации. В рамках программ профессиональных проб специалисты взаимодействуют с общеобразовательными, профессиональными образовательными и бизнес-организациями. Однако для социализации и адаптации воспитанников и выпускников недостаточно использован ресурс общественных организаций и объединений.

В результате системной работы по профориентации и постинтернатному сопровождению воспитанников 90 % из них по завершении обучения в общеобразовательной организации поступают в профессиональные образовательные организации и вузы. Для социальной адаптации и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни используются социальные гостиницы, тренировочные квартиры, созданные при организациях для детей-сирот.

В результате развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кемеровской области идет оптимизация сети организаций для детей-сирот. За последние три года в Кемеровской области закрыто 7 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2019 г. в сфере образования Кемеровской области функционируют 33 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действует 10 служб содействия в устройстве детей в семьи и 23 школы приемных родителей. С 2013 г. в муниципальные органы опеки и попечительства введено дополнительно 100 ставок специалистов по опеке и попечительству.

Департамент образования и науки Кемеровской области активно взаимодействует с Кузбасской митрополией Русской православной церкви по наставничеству в организациях для

детей-сирот. Кемеровское епархиальное отделение Братства православных следопытов занимается образовательной, социальной и воспитательной работой, уделяя особое внимание детям целевых групп и используя скаутский метод. В Кемеровском районе функционирует православный детский дом «Покров».

Центры занятости населения реализуют профориентационные программы для воспитанников организаций для детей-сирот. Центры социальной помощи семье и детям осуществляют сопровождение замещающих семей.

Для окончательного формирования региональной системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из замещающих семей необходимо реализовать комплекс мер, направленный на разработку: нормативно-организационной основы координации работ органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций и бизнес-структур; организационной инфраструктуры (социальные гостиницы, тренировочные квартиры, службы содействия в устройстве детей в семьи, школы приемных родителей); а также учебно-методической основы (региональные модельные программы, индивидуальные программы учебного самостоятельного проживания, программы кураторства и наставничества); единого плана мероприятий по формированию гражданской ответственности, правовой культуры, профессионального самоопределения и вовлечению детей-сирот в социально значимую деятельность.

В Кемеровской области действует система постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот до 23 лет — 1312 человек (на 1 января 2018 г.). Разработаны и уже работают локальные программы и проекты постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот. В ряде городов Кемеровской области действуют муниципальные проекты. Например, в Кемерове ведется комплексное сопровождение постинтернатной адаптации выпускников в рамках проектов «Мы вместе», «Курс на успех».

Считаем, что для эффективной организации постинтернатного сопровождения выпускников необходимо реализовать следующие меры: совершенствовать работу организационной структуры (службы постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот, муниципальные общежития); разработать и реализовать региональную модельную программу; разработать и утвердить положение о постинтернатном сопровождении выпускников; развивать механизмы вовлечения выпускников в социально значимую деятельность, в том числе в работу советов и клубов выпускников; совершенствовать системы наставничества и кураторства.

С целью развития системы постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кемеровской области в 2011 г. на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования создан центр профориентации и постинтернатного сопровождения. Основными направлениями деятельности центра являются разработка программ (проектов) в области профессиональной ориентации и постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях, содействие внедрению их в образовательную практику; проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам заполнения разделов банка данных; организация научно-исследовательской деятельности на базе стажировочных и экспериментальных площадок по постинтернатному сопровождению выпускников в профессиональных образовательных организациях.

С 2012 по 2014 г. в рамках экспериментальных площадок разработано и апробировано научно-методическое обеспечение постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Прокопьевском промышленно-эконо-мическом техникуме и Беловском техникуме железнодорожного транспорта. Участниками экспериментальных площадок подготовлены и изданы методические рекомендации «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях»5.

С 2016 по 2018 г. на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования совместно с Федеральным институтом развития образования РАНХиГС была организована федеральная экспериментальная площадка по теме «Разработка и апробация

4 Килина И. А. Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях. Кемерово, 2014. 150 с.

модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осинниковского и Юргинского городских округов Кемеровской области)». В качестве соисполнителей выступили организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательные и профессиональные образовательные организаций. Разработаны порядок, алгоритмы, механизмы взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся, критерии и показатели результативности апробации модели взаимодействия субъектов сопровождения; индивидуальные планы сопровождения воспитанника и обучающегося. Кроме апробации модели взаимодействия, ведется деятельность по развитию кураторства и наставничества в детских домах. В 2018 г четыре организации для детей-сирот совместно с ГБУ ДПО «КРИРПО» обобщили опыт наставничества и представили материалы на конкурс. В Москве с 13 по 15 февраля 2018 г. состоялся Первый всероссийский форум «Наставник — 2018», в рамках которого подведены итоги Всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества». В шорт-лист номинации «Наставничество в социальной сфере» вошел проект Центра содействия семейному устройству детей «Радуга» (г Юрга) — «Мы вместе». Таким образом, проект Кемеровской области вошел в 100 лучших из 4 тысяч практик России.

Заключение

Для организации деятельности детских домов по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, постинтернатного сопровождения выпускников во взаимодействии всех субъектов сопровождения (департаментов образования и науки, труда и занятости населения, социальной защиты населения, охраны здоровья населения Кемеровской области; органов управления образованием муниципальных образований; общественных организаций; бизнес-организаций) разработан документ «Комплекс мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников этих организаций в Кемеровской области на 2018-2019 гг. ».

Считаем, что реализация данных мероприятий будет способствовать решению следующих задач:

1. Развитие региональной системы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот.

2. Повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих работу по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот.

3. Совершенствование и распространение региональных практик, эффективных технологий и методик работы по подготовке названного контингента к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот.

Результатом комплекса мер являются сформированные навыки самостоятельного проживания у детей-сирот, создание условий для их успешной социальной адаптации. Плановая эффективность оценивается по степени влияния на улучшение положения детей, по определенным в комплексе мер показателям, а также показателям, характеризующим достижение целей.

Таким образом, комплекс мер будет способствовать формированию и развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций и мобилизации всех ресурсов для достижения поставленной цели.

Литература

1. Байбородова Л. В. Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки выпускников детских домов [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 17-23. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vzaimodeystvie-subektov-soprovozhdeniya-professionalnoy-podgotovki-vypusknikov-detskih-domov.

2. Белецкая Т. Г. Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов в образовательном пространстве профессионального колледжа [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 99-102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20696794.

3. Бобылева И. А. Конструктор региональной системы сопровождения выпускников интернатных учреждений // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 2. С. 178-182.

4. Бобылева И. А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот [Электронный ресурс]. М., 2016. С. 153, 173-193. URL: http://detskyfond.info/wp-content/uploads/2016/11/ SP-podderzhka_Bobyleva.pdf.

5. Бобылева И. А., Заводилкина О. В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 6-15. URL: http://detskyfond.info/ wp-content/uploads/2015/06/2015bobuleva-podgotovka.pdf.

6. Деева Е. В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни [Электронный ресурс] // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 9 (149). С. 101-107. URL: https://cybenleninka.ru/article/п/ soprovozhdenie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-sisteme-podgotovki-k-samostoyatelnoy-zhizni.

7. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот [Электронный ресурс]. М., 2012. 80 с. URL: http://www.aksp.ru/work/activity/nac_strateg/files/dokl.pdf.

8. Ишматова А. Р., Бондарчук Т. В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2014. Т. 14, № 2. С. 19-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ postinternatnoe-soprovozhdenie-vypusknikov-kak-tehnologiya-sotsialnoy-raboty-s-detmi.

9. Косабуцкая С. А. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Научное мнение. 2015. № 12-2. С. 142-146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25404156.

10. Костенко М. А. Постинтернатная адаптация: анализ региональных практик [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 4. С. 15-19. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/postinternatnaya-adaptatsiya-analiz-regionalnyh-praktik.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Навстречу взрослой жизни: практика постинтернатного сопровождения выпускников детских домов [Электронный ресурс]. Петрозаводск, 2013. 157 с. URL: http://kroo-vozrozhdenie.ru/library/item/kniga-navstrechu-vzrosloj-zhizni-praktika-postinternatnogo-soprovozhdeniya-vypusknikov-detskih-domov-kniga-dlya-nastavnikov.

12. Осипова Н. В. О понятии «социальная адаптация» и сопровождении социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 80-85.

13. Осипова Н. В. Проблемы взаимодействия органов государственной власти, муниципалитетов, общественных организаций, педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3 (23). С. 40-43.

14. Плохова И. А., Бибикова Н. В., Гринева Е. А. Модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 6 (119). С. 22-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ model-postinternatnogo-soprovozhdeniya-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley.

15. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мониторинг трудностей и запросов работников детских домов [Электронный ресурс] / O. B. Груздева, H. A. Старосветская, А. Г. Свириденко и др. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1 (39). С. 20-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postinternatnoe-soprovozhdenie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-monitoring-trudnostey-i-zaprosov-rabotnikov.

16. Сопровождение социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: региональный опыт / Н. Н. Ершова, М. Н. Бородатая, Г. И. Симонова и др. Киров, 2015. 185 с.

17. Старосветская Н. А. Сопровождение воспитанников детского дома в становлении жизненных компетенций // Психолого-педагогическое сопровождение реализации программ развития ребенка : сб. ст. Красноярск, 2015. С. 84-92.

18. Чижова Т. В., Морозова Н. В. Модель постинтернатной профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональной образовательной организации [Электронный ресурс] // Академический вестникакадемии социального управления. 201 5. № 1 (1 5). С. 65-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23400509.

19. Шогенова Ф. З., Ханиева З. А., Шинахова М. М. Проблема социальной адаптации выпускников детских домов [Электронный ресурс] // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. С. 286-294. URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/hsr/ article/view/4524.

20. Career readiness programming for youth in foster care [Electronic resource] / L. B. Gates, S. Pearlmutter, K. Keenan et al. // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 89. P. 152-164. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.04.003.

21. Crawford B., Pharris A. B., Dorsett-Burrell R. Risk of serious criminal involvement among former foster youth aging out of care [Electronic resource] // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 93. P. 451-457. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.childyouth.2018.08.027.

22. Gilligan R. The family foster care system in Ireland - Advances and challenges [Electronic resource] // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 100. P. 221-228. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.02.008.

23. Haggman-Laitila А., Salokekkila P., Karki S. Transition to adult life of young people leaving foster care: A qualitative systematic review [Electronic resource] // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 95. P. 134-143. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.childyouth.2018.08.017.

24. Lenz-Rashid S. An urban university campus support program for students from foster care: Services and outcomes [Electronic resource] // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 88. P. 333-340. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.childyouth.2018.09.033.

25. Lindahl R., Bruhn A. Professional dilemmas and occupational constraints in child welfare workers' relationships with children and youth in foster care [Electronic resource] // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 88. P. 333-340. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.03.039.

26. McGuire A., Jackson Y. Dimensions of maltreatment and academic outcomes for youth in foster care [Electronic resource] // Child Abuse & Neglect. 2018. Vol. 84. P. 82-94. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2018.07.029.

27. Pillay J. Early Education of orphans and vulnerable children: A crucial aspect for social justice and African development [Electronic resource] // KOERS - Bulletin for Christian Scholarship. 2018. Vol. 83, № 1. DOI: https://doi.org/10.19108/ KOERS.83.1.2335.

28. Yarney L., Mba C., Asampong E. Qualitative study on the socio-cultural determinants of care of children orphaned by AIDS in the Ashanti and Eastern regions of Ghana [Electronic resource] // BMC Public Health. 2015. № 15. P. 6. DOI: https://doi. org/10.1186/s12889-014-1332-7.

References

1. Baiborodova L. V. Vzaimodejstvie sub»ektov soprovozhdeniya professional'noj podgotovki vypusknikov detskih domov [Interaction of Subjects of Support of Vocational Training of Orphan Graduates]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2015, no. 3, pp. 17-23. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-subektov-soprovozhdeniya-professionalnoy-podgotovki-vypusknikov-detskih-domov. (In Russian]

2. Beletskaya T. G. Postinternatnoe soprovozhdenie vypusknikov detskih domov i shkol-internatov v obrazovatel'nom prostranstve professional'nogo kolledzha [Post-internatal escort of graduates of orphanages and boarding schools in the educational space of a professional college]. Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application, 2013, no. 32, pp. 99-102. (In Russian] Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20696794.

3. Bobyleva I. A. Konstruktor regional'noj sistemy soprovozhdeniya vypusknikov internatnyh uchrezhdenij [Designer of the regional support system for graduates of boarding schools]. Domestic Journal of Social Work, 2014, no. 2, pp. 178-182. (In Russian].

4. Bobyleva I. A. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka vospitannikov i vypusknikov organizacij dlya detej-sirot [Social and pedagogical support for students and graduates of organizations for orphans]. Moscow, 2016, pp. 153, 173-193. Available at: http://detskyfond.info/wp-content/uploads/2016/11/SP-podderzhka_Bobyleva.pdf. (In Russian].

5. Bobyleva I., Zavodilkina O. Podgotovka vospitannikov internatnyh uchrezhdenij k samostoyatel'noj zhizni [Preparation of children for independent living in orphanages]. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological sciences, 2015, no. 1, pp. 6-15. Available at: http://detskyfond.info/wp-content/uploads/2015/06/2015bobuleva-podgotovka.pdf. (In Russian].

6. Deeva E. V. Soprovozhdenie detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, v sisteme podgotovki k samostoyatel'noj zhizni [Support of orphans and children, left without parental support in the system of preparation for independent life]. Tambov University Review. Series Humanities, 2015, no. 9 [149], pp. 101-107. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ soprovozhdenie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-sisteme-podgotovki-k-samostoyatelnoy-zhizni. (In Russian].

7. Deti v trudnoj zhiznennoj situacii: preodolenie social'noj isklyuchennosti detej-sirot [Children in difficult life situations: overcoming the social exclusion of orphans]. Moscow, 2012, 80 p. Available at: http://www.aksp.ru/work/activity/nac_strateg/files/ dokl.pdf. (In Russian].

8. Ishmatova A. R., Bondarchuk T. V. Postinternatnoe soprovozhdenie vypusknikov kak tekhnologiya social'noj raboty s det'mi [Post-orphanage support of graduates as method of social work with children]. Bulletin of the South Ural State University Series "Education, Healthcare Service, Physical Education", 2014, vol. 14, no. 2, pp. 19-25. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/postinternatnoe-soprovozhdenie-vypusknikov-kak-tehnologiya-sotsialnoy-raboty-s-detmi. (In Russian].

9. Kosabutskaya S. A. Postinternatnoe soprovozhdenie detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej [Post-internatal accompaniment of orphans and children left without parental care]. Scientific opinion, 2015, no. 12-2, pp. 142-146. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25404156. (In Russian].

10. Kostenko M. A. Postinternatnaya adaptaciya: analiz regional'nyh praktik [Adaptation after boarding school: analysis of regional experiences]. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2014, no. 4, pp. 15-19 Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/postinternatnaya-adaptatsiya-analiz-regionalnyh-praktik. . (In Russian]

11. Navstrechu vzrosloj zhizni: praktika postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov detskih domov [Towards adult life: the practice of post-internatal escorting graduates of orphanages]. Petrozavodsk, 2013, 1 57 p. Available at: http://kroo-vozrozhdenie.ru/library/item/kniga-navstrechu-vzrosloj-zhizni-praktika-postinternatnogo-soprovozhdeniya-vypusknikov-detskih-domov-kniga-dlya-nastavnikov. (In Russian]

12. Osipova N. V. O ponyatii «social'naya adaptaciya» i soprovozhdenii social'no-professional'noj adaptacii detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej [On the concept of «social adaptation» and accompanied by social and professional adaptation of orphans and children left without parental care]. Professional Education in Russia and Abroad, 2015, no. 1 (17], pp. 80-85. (In Russian].

13. Osipova N. V. Problemy vzaimodejstviya organov gosudarstvennoj vlasti, municipalitetov, obshchestvennyh organizacij, pedagogicheskih rabotnikov po soprovozhdeniyu adaptacii detej-sirot [Problems of state authorities, municipalities, nongovernmental organizations, teaching staff cooperation on providing adaptation of orphans]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 3 (23], pp.. 40-43. (In Russian].

14. Plokhova I. A., Bibikova N. V., Grinjova E. A. Model' postinternatnogo soprovozhdeniya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej [Model of post-residential support of orphans and children without parental care]. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2017, no. 6 (119], pp. 22-28. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ model-postinternatnogo-soprovozhdeniya-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley. (In Russian].

15. Gruzdeva O. V., Starosvetskaya N. A., Sviridenko A. G., Kotiyarova E. A., Kablukova I. G. Postinternatnoe soprovozhdenie detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej: monitoring trudnostej i zaprosov rabotnikov detskih domov [Post-orphanage support of children-orphans and children left without parental care: the monitoring of the difficulties and demands of orphanages' employees]. The bulletin of KSPU named after V.P. Astafiev, 2017, no. 1 (39], pp. 20-25. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/postinternatnoe-soprovozhdenie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-monitoring-trudnostey-i-zaprosov-rabotnikov. (In Russian].

16. Ershova N. N., Borodataya M. N., Simonova G. I. et al. Soprovozhdenie social'noj adaptacii detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej: regional'nyj opyt [Accompanying the social adaptation of orphans and children left without parental care: regional experience]. Kirov, 2015, 185 p. (In Russian].

17. Starosvetskaya N. A. Soprovozhdenie vospitannikov detskogo doma v stanovlenii zhiznennyh kompetencij [Accompanying the pupils of the orphanage in the development of life competencies]. Psychological and pedagogical support of the implementation of child development programs: collection. Krasnoyarsk, 2015, pp. 84-92. (In Russian].

18. Chizhova T. V., Morozova N. V. Model' postinternatnoj professional'noj adaptacii detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, v professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Model of post-internatual professional adaptation of orphans and children left without parental care in a professional educational organization]. Academic Bulletin of the Academy of Social Management, 2015, no. 1 (15], pp. 65-79. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23400509. (In Russian].

19. Shogenova F. Z., Khanieva Z. A., Shinakhova M. M. Problema social'noj adaptacii vypusknikov detskih domov [The problem of social adaptation of orphanage graduates]. Humanities of the South of Russia, 2016, no. 4, pp. 286-294. Available at: https://www.jour.isras.ru/index.php/hsr/article/view/4524. (In Russian).

20. Gates L. B., S Pearlmutter., Keenan K., Divver C., Gorroochurn P. Career readiness programming for youth in foster care. Children and Youth Services Review, 2018, vol. 89, pp. 152-164. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.04.003.

21. Crawford B., Pharris A. B., Dorsett-Burrell R. Risk of serious criminal involvement among former foster youth aging out of care. Children and Youth Services Review, 2018, vol. 93, pp. 451-457. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.08.027.

22. Gilligan R. The family foster care system in Ireland - Advances and challenges. Children and Youth Services Review, 2019, vol. 100, pp. 221-228. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.02.008.

23. Haggman-Laitila A., Salokekkila P., Karki S. Transition to adult life of young people leaving foster care: A qualitative systematic review. Children and Youth Services Review, 2018, vol. 95, pp. 134-143. DOI: https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2018.08.017.

24. Lenz-Rashid S. An urban university campus support program for students from foster care: Services and outcomes. Children and Youth Services Review, 2018, vol. 88, pp. 333-340. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.09.033.

25. Lindahl R., Bruhn A. Professional dilemmas and occupational constraints in child welfare workers' relationships with children and youth in foster care. Children and Youth Services Review, 2018, vol. 88, pp. 333-340. DOI: https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2018.03.039.

26. McGuire A., Jackson Y. Dimensions of maltreatment and academic outcomes for youth in foster care. Child Abuse & Neglect, 2018, vol. 84, pp. 82-94. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.chiabu.2018.07.029.

27. Pillay J. Early Education of orphans and vulnerable children: A crucial aspect for social justice and African development. KOERS - Bulletin for Christian Scholarship, 2018, vol. 83, no. 1. DOI: https://doi.org/10.19108/KOERS.83.1.2335.

28. Yarney L., Mba C., Asampong E. Qualitative study on the socio-cultural determinants of care of children orphaned by AIDS in the Ashanti and Eastern regions of Ghana. BMC Public Health, 2015, no. 15, pp. 6. DOI: https://doi.org/10.1186/ s12889-014-1332-7.

УДК/UDC 378:355 В. А. Шадрин, А. А. Мошкин

V. Shadrin, A. Moshkin

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОФИЦЕРОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ELECTIVE COURSE AS A CONDITION OF FORMATION OF READINESS OF OFFICERS TO THE PATRIOTIC EDUCATION OF SERVICEMEN

Введение. В статье представлено исследование по проблеме совершенствования профессиональной подготовки офицерских кадров в военном вузе, подготовки офицеров к патриотическому воспитанию военнослужащих. Цель статьи — предложить условие, при котором будет прогрессировать готовность офицеров к патриотическому воспитанию военнослужащих. Предлагается факультативный курс для формирования готовности будущих офицеров к патриотическому воспитанию военнослужащих в войсках. Описывается назначение факультативного курса, решаемые им задачи и его основное содержание.

Методология. Исследование проводится на основе системно-деятельностного и аксиологического методов.

Результаты заключаются в качественных изменениях готовности офицеров к патриотическому воспитанию военнослужащих.

Заключение. Автор отмечает, что факультативный курс «Патриотическое воспитание военнослужащих» позволяет создать условия, активизирующие курсантов для поиска возможностей и способов самореализации в процессе обучения в военном институте и патриотического воспитания военнослужащих.

Introduction. The article presents a study on the problem of improving the professional training of officers in a military University, training officers for Patriotic education of soldiers. The purpose of the article is to propose a condition under which the readiness of officers to Patriotic education of servicemen will progress. The optional course for formation of readiness of future officers for Patriotic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.