Деятельность спортсменов на втором этом этапе характеризовалась эмоциональной окрашенностью, высокой степенью самостоятельности. Легкоатлеты легко находили решение двигательных, методических заданий.
Объем знаний, полученных спортсменами, стал служить интеллектуальным фундаментом для индивидуального поиска средств в процессе самообразования и самосовершенствования школьников в области физической культуры.
Практические занятия были направлены на освоение основ легкой атлетики в зависимости от специализации спортсмена и развития его физической подготовленности. Контроль за состоянием здоровья помогал учащимся оценить влияние выбранных средств и раскрыть возможность творческого подхода в создании собственных технологий формирования здоровья и при необходимости соответствующей их коррекции.
Освоение спортсменами системы специальных знаний повлияло на изменение взглядов на природу двигательной активности человека, тем самым способствовало процессу самообразования в области физической культуры, развитию творческих способностей использования приобретенных знаний при организации самостоятельных занятий и общественных мероприятий рекреационной, оздоровительной и спортивно-тренировочной направленности.
Для определения сформированности мотивационного компонента физической культуры личности нами было проведено анкетирование, результаты которого значительно отличались от результатов констатирующего эксперимента. Так, до эксперимента лишь 20,69% спортсменов отмечали, что здоровье для них важно наряду с работой, отдыхом, учебой, развлечениями, а в конце - 62,5% в ЭГ и 32% в КГ (Р < 0,05). При ответе на вопрос «Заботитесь ли Вы о своем здоровье?» 83,33% легкоатлетов ЭГ ответили «Постоянно» и 4,16% - «Никогда» (Р < 0,05) в отличие от КГ где 80% испытуемых ответили «Время от времени». По результатам анкетирования за последний год в ЭГ 66,6% учеников пропустили занятия по болезни, из них лишь 4,17% болели более 20 дней. Это свидетельствует о том, что легкоатлеты стали следить за своим здоровьем (ЭГ - 75%, КГ - 40% (Р < 0,05)), понимая его значимость. Так, 91,67% испытуемых ЭГ отметили, что здоровье - это профессионально значимое качество специалиста и элемент имиджа личности, тогда как в КГ 52% спортсменов затрудняются ответить на данный вопрос. Почти 83,3% спортсменов ЭГ самостоятельно изучают специальную литературу по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, питанию (КГ - 40%). В конце эксперимента 83,3% спортсменов отметили, что занимаются самостоятельно физическими упражнениями каждый день или 3 раза в неделю, и лишь 16,6% не занимаются совсем или по настроению, тогда как до эксперимента таких испытуемых было почти 20,4%.
В экспериментальной группе резко изменилась структура мотивации как при внутригрупповом сравнении результатов до и после эксперимента, так и при сопоставлении межгрупповых результатов эксперимента. Следует отметить, что
Библиографический список
при некотором снижении значимости мотивов, лежащих вне сферы физической культуры, резко возросла роль мотивов, относящихся непосредственно к деятельности в области физической культуры и спорта. Это подчеркивает, что легкоатлеты почувствовали не только пользу занятий физическими упражнениями, но и стали понимать в них толк и получать удовольствие от таковых.
Подводя итоги анкетирования, отметим, что было выявлено три уровня сформированности мотивационного компонента физической культуры личности у спортсменов (табл. 1).
Таблица 1
Показатели сформированности мотивационного компонента физической культуры личности легкоатлетов (%)
Уровень До эксперимента В конце эксперимента
КГ (n = 25) ЭГ (n = 24)
Низкий 24,49 24 8,3
Р < 0,05
Средний 53,06 48 41,67
Р > 0,05
Высокий 22,45 28 50
Р < 0,05
В контрольной группе не наблюдается значимых изменений в мотиваци-онной сфере спортсменов (Р > 0,05), а в экспериментальной - спортсменов с высоким уровнем развития данного компонента физической культуры становится достоверно больше (50%; Р < 0,05). Достоверные различия и отрицательная динамика наблюдается в экспериментальной группе на низком уровне: 24,49% - до эксперимента и 8,3% - после (Р < 0,05).
Итоги опытно-экспериментальной работы по апробации и практической реализации разработанной технологии формирования мотивационного компонента физической культуры личности легкоатлетов 12 - 15 лет позволяют констатировать ее эффективность - в конце эксперимента 50% спортсменов в ЭГ достигли высокого уровня сформированности мотивационного компонента физической культуры личности, тогда как в КГ этот результат составляет 28% (Р < 0,05).
Таким образом, результатами данного эксперимента стали следующие мотивации: потребность в повседневной двигательной активности; приобщение к здоровому образу жизни; сформированность физической культуры личности.
1. Антонян РА., Иоакимиди Ю.А., Клименко А.А. К проблеме организации физкультурно-спортивных мероприятий на местном уровне. Наука. Образование. Молодежь: материалы XIII Международной научной конференции молодых ученых и аспирантов. 2016: 409 - 412.
2. Воронов Н.А. Физическая культура и личность. Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.А. Сукиасян. 2016: 104 - 106.
3. Дейко В.И. Физическая культура как потребность личности. Теоретические и практические проблемы современного образования: материалы VI Международной научно-практической конференции. 2017: 37 - 41.
4. Калмыков С.Г. Воспитание психологических черт личности в процессе занятий физической культурой и спортом. Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.М. Поповой. 2016: 142 - 149.
5. Хакунов Н.Х. Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009; № 6 (52): 84 - 89.
References
1. Antonyan R.A., Ioakimidi Yu.A., Klimenko A.A. K probleme organizacii fizkul'turno-sportivnyh meropriyatij na mestnom urovne. Nauka. Obrazovanie. Molodezh': materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh i aspirantov. 2016: 409 - 412.
2. Voronov N.A. Fizicheskaya kul'tura i lichnost'. Rol' innovacij v transformacii sovremennoj nauki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej A.A. Sukiasyan. 2016: 104 - 106.
3. Dejko V.I. Fizicheskaya kul'tura kak potrebnost' lichnosti. Teoreticheskie i prakticheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 37 - 41.
4. Kalmykov S.G. Vospitanie psihologicheskih chert lichnosti v processe zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v vysshih uchebnyh zavedeniyah Minsel'hoza Rossii: sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej O.M. Popovoj. 2016: 142 - 149.
5. Hakunov N.H. Innovacionnye komponenty pedagogicheskoj sistemy osvoeniya cennostej fizicheskoj kul'tury i sporta. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2009; № 6 (52): 84 - 89.
Статья поступила в редакцию 15.11.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10050
Borlakova F.A., Cand. of Sciences (History), senior teacher, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: kcsu@mail.ru Korkmazova I.U., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: kcsu@mail.ru
PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF GRADUATES OF ORPHANAGES IN THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC. The article deals with problems faced by graduates of orphanages in the period of social adaptation at the regional level. Due to the results of the diagnosis of the level of social adaptation of graduates of orphanages of the Karachay-Cherkess Republic to independent life, a number of the most acute social, socio-pedagogical and psychological problems that impede the process of social adaptation of students are identified. The identified factors of adaptation and maladjustment made it clear that the preparation of an
orphan child for independent life should begin long before he leaves the orphanage. To prevent maladjustment, such areas as moral education; career guidance; development of skills for solving urgent problems; training in household skills (cooking, household, budget planning, etc.); prevention of deviant and delinquent behavior; gender-role education (training in "female" and "male" behaviors); sex education, methods of contraception; prevention of alcohol dependence and drug addiction; valeology, health technologies, etc.
Key words: orphaned children, graduates of children's homes, social adaptation, disadaptation, support of children after leaving orphanage.
Ф.А. Борлакова, канд. ист. наук, ст. преп., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,
E-mail: kcsu@mail.ru
И.У. Коркмазова, канд. филол. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,
E-mail: kcsu@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В статье на региональном уровне рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются выпускники детских домов в период социальной адаптации. На основании результатов диагностики уровня социальной адаптации выпускников детских домов Карачаево-Черкесской республики к самостоятельной жизни выявлен ряд наиболее острых социальных, социально-педагогических и психологических проблем, препятствующих процессу социальной адаптации учащихся. Выявленные факторы адаптации и дезадаптации позволили понять, что подготовка ребенка-сироты к самостоятельной жизни должна начаться задолго до того, как он покинет детский дом. Для предотвращения дезадаптации актуальны такие сферы, как нравственное воспитание; профориентация; развитие навыков решения насущных проблем; обучение навыкам ведения домашнего хозяйства (приготовление пищи, уход за домом, планирование бюджета и т.д.); предотвращение девиантного и правонарушительного поведения; гендерно-ролевое образование (обучение «женским» и «мужским» моделям поведения); половое воспитание, методы контрацепции; профилактика алкогольной зависимости и наркомании; валеология, оздоровительные технологии и др.
Ключевые слова: дети-сироты, выпускники детских домов, социальная адаптация, дезадаптация, постинтернатное сопровождение.
В последние годы в России в условиях продолжающейся социально-экономической нестабильности наблюдается рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статистическим данным, представленным в ежегодном государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации [1], не более 10% выпускникам детских домов удается пройти успешно адаптацию и влиться в общество. В результате, как отмечает М.Н. Лазутова, «общество теряет полноценную смену поколений и «испытывает» проблемы с их поведением» [2].
Как показали исследования последних лет [3 - 8], наиболее распространенными проблемами выпускников детских домов являются:
- проблемы, связанные с личностным развитием воспитанников;
- трудности профессионального самоопределения, профессиональной подготовки и последующего трудоустройства;
- трудности в самостоятельной организации жизни и отдыха;
- некомпетентность в правовых вопросах и др.
Анализ теоретико-практических исследований подтверждает тревожные выводы: как бы ни была хорошо устроена образовательная система в детском доме, она не способна полностью подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Атмосфера детского дома не может заменить семейную среду. В детских домах нет необходимых условий для успешного формирования личности, социальной адаптации к взрослой жизни. Воспитанники не ставят больших перспективных задач: около 80% детей уходят в колледжи, только 10% пытаются поступить в вузы и получить высшее образование [4, с. 56].
Выпускникам детских домов просто необходима поддержка в период перехода «во взрослую жизнь». В связи с этим требуется формирование эффективной системы сопровождения выпускников хотя бы в первые годы их самостоятельной жизни.
Проблема изучения социальной адаптации выпускников детских домов на региональном уровне практически не изучена. На российском уровне обозначенная проблема раскрыта также не в полной мере. В данном исследовании были использованы работы И.Ф. Дементьевой [3], О. Дорожкиной [4], Т.Ю. Кузнецовой [5], Н.К. Радиной [7], А.С. Разумовой [8], Т.К. Сологубовой [9], которые затрагивают различные аспекты исследуемой проблемы.
Основной проблемой социальной адаптации выпускников детских домов является то, что у большинства детей не развит социальный интеллект (умение применять на практике полученные знания, ориентироваться в обществе и взаимодействовать с ним, высокая или низкая самооценка, неадекватный уровень стремлений).
Кроме того, важным фактором, который влияет на успешность адаптации выпускников детского дома, является отсутствие готовности общества принять их, способствовать социализации. Как правило, воспитанники вчерашних детских домов остаются без поддержки. Выпускники, которые выросли в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в дом своих родителей, а их сверстники, воспитанники детских домов, лишаются этой возможности, подвергаются дискриминации со стороны общества, высокому риску быть вовлеченными в преступное сообщество.
После окончания детского дома выпускники теряют свою привычную, более или менее безопасную среду, особый тип жизнеустройства. Пред ними встает проблема жилья, работы, организации свободного времени, взаимодействия в обществе, получения медицинской помощи, создания и сохранения семьи.
Основными направлениями работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, являются:
- социальная реабилитация;
- социальная профилактика,
- социальная адаптация.
При этом социальная адаптация занимает первое место в связи с особенностями психоэмоционального развития и особенностями воспитания этих детей в государственных учреждениях. Социальная адаптация способствует решению широкого круга проблем, возникающих у выпускников детских домов [6, с. 37].
В настоящее время детский дом является наиболее распространенной формой размещения сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом гарантированы дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также при получении очного профессионального образования.
Для объективного исследования уровня подготовки к самостоятельной жизни выпускников детских домов необходим комплексный подход, при котором будут наиболее полно и точно отражены все характеристики этой проблемы.
В 2019 году в ходе исследования нами было проведено анкетирование выпускников РГКУ «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Определение уровня социальной адаптации включало такие критерии, как образование, семейное положение, место учебы/работы, специальность, наличие братьев и сестер, собственных детей, состояние здоровья, характеристика жилья, источники дохода, характеристика родительской семьи (круглые или социальные сироты, употребление родителями алкоголя, наркотиков, наличие психических заболеваний, инвалидности), наличие судимости, имеющиеся в отношении них факты насилия, формы проведения досуга, проблемы, волнующие их на сегодняшний день и другие вопросы.
Большинство выпускников детского дома продемонстрировали уверенность в том, что всегда найдется выход из трудной ситуации. Позитивный настрой можно объяснить двумя причинами: либо человек по натуре оптимист, либо он в некоторой степени инфантилен и не имеет самостоятельного опыта борьбы с трудностями. И та, и другая причина имеют равные шансы в детерминации данного феномена: известно, что молодые люди в большинстве своем оптимисты и находятся в стадии «юношеского максимализма. В то же время проживание в детском доме или интернате лишает их самостоятельного опыта в преодолении трудностей и создает иллюзию, что все проблемы, в конце концов, как-то сами разрешаются. Тем не менее, уверенность в преодолении трудностей является позитивным показателем и способствует успешной адаптации.
Еще один вывод состоит в том, что выпускники детского дома не умеют принимать решения в критических ситуациях, не умеют или не хотят анализировать случившееся, искать причинно-следственные связи и возможности решения. 41% выпускников пытаются не думать о возникшей проблеме, переключаясь на другие дела, либо начинают рассматривать ее как несущественную. Нежелание обдумывать свои трудности ярко контрастирует с высокой самооценкой умственных способностей, которую они продемонстрировали. Это несоответствие позволяет сделать вывод о существенно завышенной самооценке своего интеллекта и полном когнитивном бессилии перед проблемной ситуацией.
Отсутствие опыта принятия и воплощения в жизнь самостоятельных решений ярко проявляется в жизни молодого человека, покинувшего детский дом.
Несмотря на то, что он имеет возможность выбора, он все равно предпочтет с кем-либо «посоветоваться». Это - положительная тенденция, повышающая успешность решения проблемной ситуации.
Необходимо акцентировать внимание на том факте, что поведение 47% выпускников отличается игнорированием решения проблемы. Они готовы заниматься чем угодно, только не решением своего вопроса: одни погружаются в любимое дело, другие употребляют алкоголь или успокоительные средства, третьи всеми силами избегают думать о необходимости что-то делать.
Все эти защитные реакции детерминированы отсутствием опыта преодоления, несформированностью алгоритма действий в подобных ситуациях. Ведь в условиях детского дома они были изолированы от жизненных трудностей и наблюдали, как все эти трудности решались силами обслуживающего персонала детского дома. Они и в самостоятельной жизни ждут, что «все само собой уладиться», «время все расставит по своим местам», считают, что «от меня здесь ничего не зависит». Такие реакции бессилия и инфантилизма негативно сказываются на успешности адаптации.
В процессе проведённого исследования, а также анализа исследований, проведённых в других детских домах, были выявлены следующие факторы, которые крайне негативно влияют на адаптацию выпускников данных учреждений:
- общий быт способствует проявлению таких явлений, как неуставные отношения, воровство, совместное хулиганство и др.;
- отсутствие выбора профессии. Сегодня выпускник вынужден обучаться той профессии, где профессиональное учреждение может предоставить ему общежитие и заключить с социальными службами договор на обучение воспитанника.
- отсутствие домашних навыков в ведении домашнего хозяйства и опыта решения повседневных задач;
- отсутствие собственного жилья;
- напряженность с членами семьи (если она имеется);
- употребление алкоголя и наркотиков.
- неадекватная самооценка среди выпускников делает их нечувствительными к замечаниям, что делает их уязвимыми;
- неконструктивная модель поведения в трудных ситуациях, что способствует дезадаптации;
- негативное влияние на адаптацию чувства физической опасности, поддержание контактов с представителями «групп риска», недостаток финансовых ресурсов и т.д. [4], [6].
Однако необходимо отметить факторы, способствующие успешной адаптации выпускника в самостоятельной жизни:
- опыт жизни в детском доме, а значит, в большой команде связан с согласованием их интересов с интересами большинства, причем решения принимаются совместно. Традиция обсуждения проблем в группе и поиска наиболее правильного решения уходит в самостоятельную жизнь выпускника: он всегда «консультируется» с кем-то о своих трудностях, что повышает вероятность принятия лучшего решения;
- выпускники не боятся открыто выражать протест, демонстрировать гнев;
- высокая самооценка у некоторых воспитанников позволяет достигать определенных целей; быть более выносливыми в процессе их достижения;
- те виды поведения, которые являются частью первого фактора успеха: жизненная активность, энергия, сосредоточенность на изучении новых вещей, положительно влияют на адаптацию. Кроме того, хорошо известно, что хорошее здоровье и уверенность в его визуальной привлекательности способствуют успешной адаптации [4], [6].
Среди опрошенных были выпускники, которые покинули детский дом 3 - 4 года назад. Среди них четверо юношей и три девушки. Интересно отметить, что
Библиографический список
отказов от исследования не было, реакция была адекватная. Они более организованы, осознаны.
Средний возраст испытуемых составляет 21 год, среди них около 25% -круглые сироты.
В целом можно сделать вывод, что образ жизни данных выпускников стал более приближен к образу жизни их сверстников из нормальных семей: 5 человек обучаются в вузах: Карачаево-Черкесском государственном университете и в Карачаево-Черкесской государственной технологической академии. Среди выпускников наблюдалась такая статистика:
- 53% выпускников поддерживают постоянные контакты с родственниками;
- 58% выпускников занимаются спортом;
- общая оценка удовлетворенности своей жизнью - 46%.
Проблемы, которые волнуют выпускников, жизненные и конкретные. Это свидетельствует о большей осознанности жизни, принятии на себя ответственности, взвешенном подходе к решению проблем.
Анализируя результаты исследования самооценки выпускников, необходимо отметить, что по сравнению с выпускниками прошлого года, выпускники предыдущих лет более адекватны, взвешены. Самооценка выпускников находится в диапазоне «средняя», т.е. адекватная.
Обобщая результаты оценки социально-психологической адаптации выпускников детского дома, можно сделать вывод, что выпускники 2013 - 2015 гг. более адаптированы к самостоятельной жизни, чем выпускники 2017 - 2018 гг. Самооценка, удовлетворённость качеством жизни выше, они умеют справляться с возникающими жизненными трудностями и проблемами. Тем самым можно сделать вывод о том, что необходимо усилить работу с современными воспитанниками по адаптации воспитанников детского дома к социуму. При этом необходимо учитывать и общий положительный опыт в этом направлении.
Как показали исследования [7 - 9], для предотвращения дезадаптации необходимо следующее:
- усилить работу по нравственному воспитанию;
- повысить эффективность профориентации;
- активизировать работу по развитию навыков решения жизненных проблем;
- ознакомить с правилами ведения домашнего хозяйства;
- организовать гендерное воспитание (обучение «женским» и «мужским» моделям поведения);
- решить вопросы полового воспитания,
- усилить профилактику алкогольной зависимости и наркомании;
- реализовывать оздоровительные технологии и др.
Таким образом, на основании результатов социально-психолого-педагогической диагностики уровня социальной адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни выявлен ряд наиболее острых социальных, социально-педагогических и психологических проблем, препятствующих процессу социальной адаптации учащихся из детских домов к самостоятельной жизни. Среди них можно выделить следующие: сферу межличностных отношений, недостаточную готовность к взаимодействию с обществом; отсутствие четкого понимания самостоятельной жизни, инфантилизма, неспособности предвидеть последствия своих действий; отсутствие хорошо сформированных социальных и бытовых навыков; неспособность заполнить свое свободное время социально приемлемыми видами досуга; отсутствие самоконтроля и самодисциплины. Считаем, что необходима специальная система сопровождения выпускников детских домов в период социальной адаптации. Интенсивный поиск эффективных форм поддержки данной категории молодежи связан в основном с проектированием и апробацией новых моделей постинтернатной адаптации.
1. О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации: государственный доклад (с изменениями на 19 декабря 2018 года). Available at: http://docs.cntd. ru/document/902338487
2. Лазутова М.Н. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей сирот. Москва, 1996.
3. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка. СОЦИС. 2009; № 10: 62 - 70.
4. Адаптация к обществу выпускников детских домов. Available at: https://stud. /3c0b65635a2ad69b5d43b89421206d27_1.html
5. Кузнецова Т.Ю. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов. Санкт-Петербург, 2005.
6. Науменко Т.Ю. Постинтернатная социальная адаптация выпускников детских домов в условиях дома юношества. Педагогическая наука и практика. 2014; № 2 (4): 128 - 133.
7. Радина Н.К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов. Журнал прикладной психологии. 2010; № 50 - 55.
8. Разумова А.С. Адаптация к обществу выпускников детских домов. Иркутск, 2012.
9. Сологубова Т.К. Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов. Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: сборник научных статей. Новочеркасск; Ростов-на-Дону, 2003: 62 - 63; Выпуск 4.
10. Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Окно в будущее. Available at: https://docplayer.ru/243554-Programma-podgotovki-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-k-samostoyatelnoy-zhizni-okno-v-budushchee.html
References
1. O polozhenii detej i semej, imeyuschih detej, v Rossijskoj Federacii: gosudarstvennyj doklad (s izmeneniyami na 19 dekabrya 2018 goda). Available at: http://docs.cntd.ru/ document/902338487
2. Lazutova M.N. Vserossijskoe soveschanie direkíorov detskih domov i shkol-internatov dlya detej sirot. Moskva, 1996.
3. Dement'eva I.F. Social'naya adaptaciya detej-sirot: problemy i perspektivy v usloviyah rynka. SOCIS. 2009; № 10: 62 - 70.
4. Adaptaciya k obschestvu vypusknikov detskih domov. Available at: https://stud. /3c0b65635a2ad69b5d43b89421206d27_1.html
5. Kuznecova T.Yu. Problemy social'noj adaptacii vypusknikov detskih domov. Sankt-Peterburg, 2005.
6. Naumenko T.Yu. Postinternatnaya social'naya adaptaciya vypusknikov detskih domov v usloviyah doma yunoshestva. Pedagogicheskaya nauka i praktika. 2014; № 2 (4): 128 - 133.
7. Radina N.K. K voprosu o trudnostyah professional'noj socializacii vypusknikov detskih domov i internatov. Zhurnalprikladnojpsihologii. 2010; № 50 - 55.
8. Razumova A.S. Adaptaciya k obschestvu vypusknikov detskih domov. Irkutsk, 2012.
9. Sologubova T.K. Problema social'noj adaptacii vospitannikov detskih domov. Aktual'nyeproblemyistorii, teoriii tehnologiisocial'nojraboty: sbornik nauchnyh statej. Novocherkassk; Rostov-na-Donu, 2003: 62 - 63; Vypusk 4.
10. Programma podgotovki detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, k samostoyatel'noj zhizni. Okno v buduschee. Available at: https://docplayer.ru/243554-Programma-podgotovki-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-k-samostoyatelnoy-zhizni-okno-v-budushchee.html
Статья поступила в редакцию 15.11.19
УДК 377 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10051
Zateeva T.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: t-zateeva@yandex.ru
TRAINING FUTURE TEACHERS FOR CARRYING OUT PROFESSIONAL ADVICE OF SENIOR GRADUATES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION. The article presents the basics elements of professional counseling for high school students. The purpose, stages and structure of professional consultation are highlighted. The characteristic of the components of professional socialization is given - professional suitability, professional selection, professional personality qualities. The tasks of the teacher providing professional counseling are defined. The ethical aspects of the professional counseling procedure are indicated, both at the effective and at the procedural level. The content of vocational work in a comprehensive school should be oriented at the future work activities of schoolchildren and is designed to create not only an informational, but also a motivational basis on which the professional plan is built young man, to form an adequate self-esteem of his own interests, opportunities and professionally important qualities.
Key words: professional consultation, professional socialization, high school counseling, professional orientation.
Т.Г. Затеееа, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный университет, г. Краснодар, E-mail: t-zateeva@yandex.ru
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье представлены основные элементы профессионального консультирования старшеклассников. Выделены цель, этапы и структура профессиональной консультации. Дана характеристика компонентов профессиональной социализации - профессиональная пригодность, профессиональный отбор, профессиональные качества личности. Определены задачи педагога, осуществляющего профессиональное консультирование. Обозначены этические стороны процедуры профессионального консультирования как на результативном, так и на процессуальном уровне. Содержание профориентационной работы в общеобразовательной школе должно быть сориентировано на будущую трудовую деятельность школьников и призвано создавать не только информационную, но и мотивационную основу, на которой строится профессиональный план молодого человека, формировать у него адекватную самооценку собственных интересов, возможностей и профессионально важных качеств.
Ключевые слова: профессиональная консультация, профессиональная социализация, консультирование, профессиональная ориентация.
Консультационная помощь учащимся в процессе их профессионального самоопределения занимает важное место в профессиональной работе школы. Именно профессиональная консультация, основанная на строгом учете индивидуально-психологических особенностей личности, позволяет осуществить правильный выбор профессии школьниками. Под профессиональной консультацией понимается обоснованный совет школьнику в выборе профессии, наиболее соответствующей его интересам, физическим возможностям, способностям, потребностям общества. По мнению психолога Е.А. Климова, индивидуальная психолого-педагогическая консультация по выбору профессии - это совместная деятельность, с одной стороны, выбирающего, проектирующего и, с другой, -лица, руководящего этим выбором, проектированием его общественной позиции в той мере, в какой она помогает построить хороший проект трудового жизненного пути человека, является одним из условий разностороннего развития личности [1, с. 41].
Обучающимся, готовящимся к профессиональной консультации, необходимо знать, что специалист, осуществляя ее, выполняет следующие функции: изучает личность школьника, диагностирует его интересы, склонности, способности; выявляет уровень его психологической и практической готовности к рекомендуемой профессии; определяет профессиональную пригодность, психофизиологическое соответствие данной профессии; оказывает помощь в выборе учебного заведения и наиболее правильных путей овладения профессией; стимулирует школьника в достижении поставленной цели. Таким образом, цель педагога при профессиональной консультации - помочь школьнику открыть, увидеть, познать смысл того или иного вида профессиональной деятельности, соответствующей его способностям, интересам и склонностям; указать ему профессионально важные качества личности, необходимые для успешного овладения будущей профессией, и дать квалифицированный педагогический совет.
Реализуя вышеназванную цель, педагог может в процессе выявления у старшеклассника уровня психолого-практической готовности и профессиональной пригодности к рекомендуемой профессии познакомить его с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку, и их соответствием личным качествам и возможностям обучающегося.
В связи с тем, что у каждой профессии есть свой набор требований к качествам личности специалиста, работающего в ней, они становятся важным фактором успешного освоения человеком определенной профессии. Поэтому в профориентационной работе со старшеклассниками важно рассказать эту информацию, чтобы, выбирая будущую профессию, они знали о них и могли
правильно сориентироваться в своем самоопределении. В научной литературе достаточно полно представлены все требования к личности специалиста для каждого типа, группы и класса профессиональной деятельности [4], [5], [7].
При подготовке будущих педагогов к осуществлению профконсультиро-вания необходимо отметить такой важный критерий выбора профессии, как профессиональная пригодность. О профессиональной пригодности (профпригодности) говорят тогда, когда профессиональные требования к специалисту совпадают с его личными качествами и возможностями. Среди основных показателей профпригодности можно выделить следующие: достижение успехов в овладении профессией; чувство удовлетворения человека своим трудом.
Обучающимся необходимо раскрыть сущность каждого показателя подробнее. Успехи в овладении профессией создают, прежде всего, способности, которыми обладает человек, идущий в конкретную профессию. Под способностями в психологии понимают индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Именно их наличие позволяют одному человеку быстрее и легче усвоить необходимые знания и овладеть необходимыми умениями в конкретной деятельности, чем другому, не владеющему такими способностями. Способности делятся на общие и специальные. Общие проявляются в широком круге деятельности благодаря таким качествам личности, как наличие целеустремленности в делах, проявление высокого уровня внимательности, работоспособности, трудолюбия и сообразительности. Поскольку эти качества личности важны для любой профессии, то их воспринимают как общие способности. Другое дело - качества, необходимые для какого-то конкретного вида деятельности, потому что обеспечивают успех в узкой профессиональной сфере. Такие способности определяются как специальные, и они проявляются в наличие таких качеств личности, как необычное развитие моторики рук, их особая чувствительность, развитая зрительная память, способность понимать людей и легко находить общий язык с ними. Несмотря на то, что общие и специальные способности имеют существенные различия, об успехе человека в любом виде профессиональной деятельности можно говорить только тогда, когда они сочетаются друг с другом. Поскольку способности могут проявиться только в деятельности и именно в той, с которой они связаны, то судить об их наличие можно только тогда, когда человек попробовал свои силы в этом виде деятельности. Так, если человек никогда не пробовал рисовать, то нельзя и судить о его способностях к изобразительному творчеству.