Научная статья на тему 'Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений'

Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПОДДЕРЖКИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / МОДЕЛИ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ / НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОЕ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПРОЕКТ "МОСТ В БУДУЩЕЕ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобылева Ирина Анатольевна

Сегодня много говорят и пишут о трудностях адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действительно, выпускники детских домов и школ-интернатов часто оказываются неподготовленными к самостоятельной жизни. Это обусловливает необходимость организации помощи этой категории детей в постинтернатный период. О том, какой должна быть региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений, читайте в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional system of tracking graduates of boarding schools

The problems faced by graduates of boarding schools. System maintenance for orphaned children left without parental care in post boarding period. Regulatory framework to support graduates of boarding schools. Postboarding patronage. Management system of post boarding support. Model of post boarding adaptation. Scientific methodical, information analytical and staffing support systems graduates of boarding schools. InterRegional Conference «Post boarding support orphaned children: successful practices, technology, regulatory support».

Текст научной работы на тему «Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений»



Я'ШШЪкА

Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений

Ирина Анатольевна Бобылева,

старший научный сотрудник НИИ семьи и воспитания РАО, научный руководитель Центра поддержки выпускников интернатных учреждений Смоленской области, кандидат педагогических наук

Сегодня много говорят и пишут о трудностях адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действительно, выпускники детских домов и школ-интернатов часто оказываются неподготовленными к самостоятельной жизни. Это обусловливает необходимость организации помощи этой категории детей в постинтернатный период. О том, какой должна быть региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений, читайте в предлагаемой статье.

• система сопровождения выпускников интернатных учреждений • нормативно-правовая база поддержки выпускников интернатных учреждений • управление системой постинтернатного сопровождения • модели постинтернатной адаптации • научно-методическое, информационно-аналитическое и кадровое обеспечение системы сопровождения выпускников интернатных учреждений • проект «Мост в будущее»

В России сегодня активно реализуется политика деинституционализации, т.е. сокращается число интернатных учреждений и число проживающих в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако анализ сложившейся социально-экономической ситуации и результатов семейного устройства детей-сирот позволяет сделать вывод, что система институцио-нализации ещё будет существовать в течение значительного времени.

На 1 января 2009 года в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находились 76,5 тыс. воспитанников, 95% из них дети-сироты и дети, оставшиеся без попе-

О

чения родителей. Из общего числа воспитанников 88% — дети школьного возраста: 70% (53,4 тыс. человек) — от 7 до 15 лет, 18% (13,8 тыс. человек) — старше 16 лет.

Несмотря на то что в настоящее время количество интернатных учреждений сокращается (за 2008 год на 120) и уменьшается число воспитанников в них (за этот же период на 10 118 человек), потребность в детских домах пока остаётся.

Более 12 тыс. воспитанников в 2008 году были выпущены из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 64,8% поступили в учреждения начального профессионального образования, 23,7% — в учреждения среднего профессионального образования, 5,9% — в высшие учебные заведения и 5,6% были трудоустроены.

Результаты региональных мониторингов показывают, что выпускники в постинтернатный период сталкиваются с проблемами, которые связаны как с неготовностью общества принять молодых людей со статусом сироты, так и с их низким уровнем готовности к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками: иждивенчеством, низкой трудовой мотивацией и др. Детям, выросшим в условиях детского дома, очень трудно адаптироваться после того, как они покидают стены заведения. Чаще всего это проявляется в социальной неготовности к взаимодействию с окружающим миром. Всё это обусловливает необходимость организации помощи выпускникам в постинтернатный период.

Решение проблем постинтернатной адаптации выпускников связано с созданием системы их сопровождения. Устройству выпускников интернатов во взрослой жизни, их социальной адаптации и профессиональному ориентированию стали уделять внимание относительно недавно — только с конца 90-х годов XX века. Сегодня система и инфраструктура постинтернатной адаптации ещё только складываются. Пока не существует ни единой общепринятой терминологии, ни разработанных государственных нормативных документов для моделей учреждений постинтернатной адаптации.

В настоящее время основной методологической парадигмой оказания поддержки выпускникам является парадигма сопровождения, реализуемая через системную деятельность. Необходимо создание на всех уровнях комплексной межведомственной системы работы, направленной на их социальную адаптацию посредством полноценной интеграции в жизнь общества, развития социальной активности.

Система сопровождения выпускников направлена на создание условий для нормального развития личности ребёнка-сироты, формирования активной позиции воспитанников, навыков самостоятель-

Система сопровождения выпускников направлена на создание условий для нормального развития личности ребёнка-сироты, формирования активной позиции воспитанников, навыков самостоятельного решения вопросов и обеспечения успешности в постинтернатный период.

И.А. Бобылева. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений

ного решения вопросов и обеспечения успешности в постинтернатный период.

Можно выделить две основные группы задач системы сопровождения:

1. Улучшение условий проживания и воспитания детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий, приближенных к семейным; совершенствование воспитательной работы, внедрение программ практической подготовки к самостоятельной жизни, личностного и профессионального самоопределения; формирование у выпускников социальных навыков, направленных на позитивную адаптацию в обществе.

2. Создание условий для успешной постинтернатной адаптации и социализации выпускников сиротских учреждений с учётом их медицинского и социально-психологического статуса за счёт развития социальной сети поддержки, современных форм кураторства и наставничества, оказания адресной помощи, своевременного предоставления жилья, получения конкурентной на рынке труда профессии, первичного трудоустройства и закрепления на рабочем месте.

Система сопровождения выпускников в постинтернатный период на уровне субъектов Российской Федерации только начинает создаваться: появляются центры постинтернатной адаптации, социальные гостиницы для временного проживания, клубы выпускников, постинтеранатные блоки (квартиры) при детских домах и пр. Однако создание такой системы сопряжено со множеством проблем. На сегодняшний день недостаточно разработаны организационные и правовые основы функционирования системы постинтернатного сопровождения, технологии работы специалистов с выпускниками, отсутствует система подготовки самих специалистов.

Региональная система сопровождения выпускников включает следующие необходимые элементы:

• нормативная правовая база;

• управление системой;

• организация межведомственного взаимодействия;

• организационные модели сопровождения выпускников;

• оптимизация деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• научно-методическое, информационно-аналитическое, кадровое обеспечение;

• оценка эффективности.

Нормативная правовая база поддержки выпускников

Согласно действующему законодательству, выпускниками системы опеки являются лица, находящиеся на полном государственном обес-печении1 и закончившие своё пребывание в данном учреждении в свя-

О

зи с завершением обучения. Поэтому молодой человек может считаться выпускником на разных возрастных этапах: после окончания детского дома или школы-интернаты, после окончания учебного заведения начального, среднего и высшего профессионального образования.

Действующие или разрабатываемые законы, постановления, подзаконные акты направлены на:

• обеспечение пособиями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

• предоставление дополнительных льгот воспитанникам и выпускникам, закрепление механизма социального патроната в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 23 лет);

• развитие форм поддержки и сопровождения выпускников;

• развитие семейных форм сопровождения выпускников (патро-натная семья, семейные центры, гостевой патронат);

• организацию деятельности органов опеки и попечительства, введение в их обязательный перечень таких документов, как «План защиты прав ребёнка», «Индивидуальный план воспитания и развития ребёнка», «Мониторинг постинтернатной адаптации выпускников»;

• организацию системы контроля и учёта выпускников;

• разработку и введение региональных минимальных стандартов в сфере профилактики вторичного социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

На уровне регионов нормативная правовая база _

развивается в направлениях обеспечения прав и социальных гарантий, законодательной основы постинтернатного сопровождения выпускников.

Выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется: материальная поддержка, реализация права на жильё; льготы при дальнейшем обучении; поддержка в трудоустройстве; медицинские льготы. При выпуске им положена материальная и натуральная помощь (одежда, обувь, мебель и пр.) или финансовые выплаты.

Данные гарантии распространяются на всех выходящих из-под опеки молодых людей до 23 лет независимо от формы их устройства. После 23 лет за выпускниками сохраняется только право на получение жилья. При этом не во всех регионах это закреплено законодательно. Другие права, в том числе на получение психологической помощи, реабилитационных услуг, закреплены в ведомственных нормативных правовых актах.

1 Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приёмных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трёх лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.

О

И.А. Бобылева. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений

Современное российское законодательство в общем гарантирует выпускникам реализацию основных прав (на образование, жильё, медицинское обслуживание, трудоустройство) и дополнительных льгот, позволяющих им обеспечить социальную защиту в самостоятельной жизни. Однако механизмы реализации федеральных и региональных законов зачастую не разработаны в полной мере, что приводит к нарушению прав молодых людей. Причинами нарушения прав являются также недостаточность финансовых ресурсов в регионах (все расходы на детей-сирот и выпускников отнесены на бюджет субъектов РФ), низкий уровень правовой грамотности специалистов, работающих с данной категорией детей, низкий уровень знания своих прав и обязанностей выпускниками и способов их защиты, отсутствие ясных и понятных механизмов подачи выпускниками жалоб на нарушения прав.

Чаще всего нарушаются права выпускников интернатных учреждений на жильё, получение образования, трудоустройство. Так, острым по-прежнему остаётся вопрос обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По закону жильё сиротам должно предоставляться вне очереди после наступления совершеннолетия. Жилплощадь предоставляется однократно по договору социального найма.

По данным РИК-103, численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями на конец 2009 года, составляет 75 932 человека (86%).

За этот год обеспечены жильём были 12 522 человека (14%). Численность выпускников, которые вернулись в закреплённое жильё в 2008 году, — 15 389 человек, 21% жилых помещений оказался непригодным для проживания.

Для решения этой задачи федеральный бюджет направляет в региональные бюджеты субсидии. В 2007 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели было предусмотрено 0,5 млрд руб., объём расходных ассигнований на 2008 г. составил 1,035 млрд руб. Объём расходных ассигнований растёт: в 2009 г. он составил 1105,38 млн рублей, в 2010 г. — 1177,23 млн рублей. По информации Минфина России, в 2007 году субсидии получили 57 регионов, в 2008 году— 68 регионов.

Практически все регионы приняли программы, направленные на решение жилищных проблем детей-сирот. Используются различные формы приобретения жилья: выделение муниципального жилья (41%); покупка (36%); строительство нового жилья (15%, преимущественно используется в Москве); ипотека (развивается в Северо-Западном ФО); целевая безвозмездная ссуда (распространена в Приволжском ФО); кредитование (используется иногда).

Чаще всего нарушаются права выпускников интернатных учреждений на жильё, получение образования, трудоустройство.

Сократилось время ожидания жилья: если в 2004 г. оно составляло 8 лет, то в 2008 г. — 3,4 года (41 месяц), хотя по-прежнему сильно варьируется в зависимости от региона. При этом появились регионы, где жильё выпускники ожидают в течение года или получают сразу (Москва, Новосибирская, Ленинградская области, Ханты-Мансийский АО-Югра и др.).

Основное нарушение прав,

По данным генерального прокурора Юрия Чайки,

сегодня в России 183 тыс. детей-сирот нуждаются с которым приходится в жилье. Результаты прокурорских проверок, ко- сталкиваться выпусшику торые прошли в различных регионах, показали, при трудоустройстве, — что в ряде регионов сложилась критическая ситу- отказ работодателей ация (число детей, не получивших жильё, состав- в принятии на работу из-за ляет от 1,5 до 3тыс. человек), выявлены факты не- статуса сироты. целевого использования субсидий, выделяемых регионам на квартиры для сирот, закрепления за выпускниками несуществующего или аварийного жилья.

Нарушение прав в области получения образования связано с отсутствием у воспитанников интернатных учреждений выбора места обучения. Их направляют на обучение в училища начального профессионального образования не в соответствии с желаниями, возможностями и склонностями, а туда, где есть места в общежитии или где выпускников принимают.

Основное нарушение прав, с которым приходится сталкиваться вы- —

пускнику при трудоустройстве, — отказ работодателей в принятии на работу из-за статуса сироты. Сами выпускники часто меняют работу, не могут удержаться.

В 2008 году среди обратившихся в органы службы занятости было 51,8 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 34,4 тыс. человек, или 66,5%, нашли работу (доходное занятие). На регистрационном учёте в качестве безработных состояли 9,3 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В соответствии с законодательством указанным гражданам предоставлялись социальные выплаты в виде пособия по безработице в размере средней заработной платы, сложившейся в соответствующем субъекте Российской Федерации, показатель которой колебался в диапазоне от 6,5 тыс. рублей (например, в Республике Дагестан) до 34,6 тыс. рублей (в Чукотском автономном округе). Средний размер выплат данной категории безработных граждан составлял 20,5 тыс. рублей, что значительно выше среднего размера выплат на одного безработного, определяемого в соответствии с законодательством о занятости населения (около 6,0 тыс. рублей по Российской Федерации).

Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159 предусмотрена возможность нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные виды социальной поддержки де-

И.А. Бобылева. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений

тей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые должны согласовываться с федеральным законодательством. Поэтому на местах установившиеся порядки существенно различаются, так как зависят от конкретной социально-экономической ситуации.

В регионах на основе собственной нормативно-правовой базы существуют разные формы поддержки выпускников, в первую очередь, это развитие постинтернатного патроната и создание учреждений, осуществляющих деятельность по организации постинтернатной адаптации.

Во многих регионах активно развивается постинтернатный патронат. Это новая, но очень эффективная форма, осуществляемая в целях постинтернатной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Законы о постинтернатном патронате приняты в 12 регионах. Постинтернатный патронат предполагает сопровождение, воспитание, а также оказание социальной помощи.

Форма его осуществления чаще всего связана с посещением патронат-ным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат, по месту жительства. Такая форма назначается для выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная форма в полной мере соответствует социальному патронату. Как правило, за патронатным воспитателем закрепляется не более пяти человек.

Постинтернатный патронат может Во многих регионах активно ся в форме классического патронатного воспита-

развивается постинтер- ния. В этом случае лицо, в отношении которого ус-

натный патронат. Это но- тановлен постинтернатный патронат, находится

вая, но очень эффективная в семье патронатного воспитателя. Это бывает, ког-

форма, осуществляемая в це- да воспитанник патронатной семьи при получении

лях постинтернатной адап- образования выпускается из интернатн°г° учреж-

тации детей, оставшихся дения до совершеннолетия. Или в случае, если по

I и ' , о о \

„ достижении совершеннолетия (но до 23 лет) он без попечения родителей,

' " продолжает обучение в общеобразовательном уч-

а также лиц из их чисш реждении или в образовательном учреждении на-в возрасте от I8 до 23 лет. чального, среднего, высшего профессионального

образования (при очной форме обучения). Постинтернатный патронат возможен также, когда подросток покидает семью опекуна (попечителя), приёмного родителя.

Таким образом, патронатное воспитание может осуществляться в отношении ребёнка, не достигшего возраста 18 лет, а также обучающегося по очной форме обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования — до окончания им такого обучения, но до достижения им возраста 23 лет.

Гостевая форма постинтернатного патроната характеризуется периодичностью, т.е. подростки находятся в патронатных семьях в пе-

риод каникул и в выходные дни, обучаясь в учреждениях профессионального образования и проживая в общежитиях (Магаданская, Томская, Владимирская области). В Краснодарском крае бывшие воспитанники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений социальной защиты населения, обучающиеся в учреждениях профессионального образования, могут быть оформлены на постинтернатный патронат в эти учреждения на время каникул, выходных и праздничных дней.

Групповая форма постинтернатного патроната (семейные центры) создана во Владимирской, Костромской областях. Выпускники, разделённые по гендерному признаку на группы, проживают вместе с патронатной парой воспитателей.

Выпускники интернатов, обучающиеся в профессиональных образовательных учреждениях, поступают в семейный центр по договору между учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и образовательным учреждением профессионального образования.

Образовательное учреждение профессионального образования выполняет обязанности опекуна (попечителя) выпускника. Учреждение, создавшее семейный центр, обеспечивает условия для проживания обучающихся, оплату коммунальных услуг, осуществляет регистрацию проживающих в семейном центре, выплачивает вознаграждение, причитающееся патронатному воспитателю, контролирует деятельность семейного центра.

Постинтернатный патронат может также предоставлять услуги по организации временного проживания и содержания, социальной адаптации; оказывать помощь в трудоустройстве, осуществлять консультирование воспитанника; заниматься подготовкой правовых документов для защиты его прав и интересов (Краснодарский край, Тверская область). В регионах создаются службы постинтернатного патроната, учреждения постинтернатной адаптации, деятельность которых регламентируется отдельными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.

Управление системой постинтернатного сопровождения

Система постинтернатного сопровождения должна иметь чёткую координацию усилий, действий, мероприятий. В связи с тем, что реализация комплекса мер осуществляется различными департаментами с привлечением заинтересованных сторон, необходимо создание механизма чёткой координации и управления, основанного на анализе ситуации и научном сопровождении. Это предполагает организацию взаимосвязанной вертикальной и горизонтальной структуры как самой работы, так и управления ею, наличие региональных управленческих структур, координирующих данную работу; советов, комиссий и др.

И.А. Бобылева. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений

Главным организационным условием решения выявленных проблем является выделение в структуре исполнительной власти органа, который отвечал бы за координацию деятельности всех ведомств — субъектов системы постинтернатного сопровождения, а также органов опеки и попечительства.

Для управления региональной системой может быть создан координационный межведомственный совет при администрации региона. Важно привлекать к работе независимых экспертов и определить место системы сопровождения выпускников в общей региональной системе профилактики сиротства.

Организация межведомственного взаимодействия

Для решения задач поддержки выпускников интернатных учреждений региональная система должна объединить усилия различных учреждений социальной сферы. Необходимо, чтобы основу системы составлял принцип партнёрства, который предусматривает консолидацию возможностей всех социальных партнёров, увеличение системного эффекта за счёт их взаимодействия.

Этому способствуют разработка и внедрение технологий взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности, включённых в систему сопровождения выпускников, единых технологий работы и единой документации; регламентов передачи выпускников из системы образования в систему социальной защиты.

Основные принципы межведомственного взаимодействия:

• координация деятельности, разделение полномочий и повышение ответственности органов власти всех уровней в решении проблем выпускников интернатных учреждений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• осуществление комплекса мер, обеспечивающих социальную защиту детей, лишённых родительского попечения, их подготовку к самостоятельной жизни;

• гласность и открытость в решении проблем сиротства. Необходима координация деятельности государственных учреждений, поддержка общественных организаций в области работы с выпускниками, а также координация деятельности муниципальных учреждений по вопросам организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства выпускников интернатных учреждений.

Организационные модели постинтернатной адаптации выпускников

Анализ регионального опыта позволяет выделить различные модели организации постинтернатной адаптации выпускников интер-

О

натных учреждений. Наиболее распространена организационная модель постинтернатной адаптации на базе муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детского дома). На базе детских домов осуществляется медико-педагогическая диагностика воспитанников для выявления проблем в их физическом и интеллектуальном развитии, уровня их готовности к самостоятельной жизни, а также разрабатываются маршруты постинтернатной адаптации в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Основа рекомендаций — всесторонняя оценка уровня готовности подростка к конструктивной самореализации в социуме. Кроме того, в детском доме может быть организовано структурное подразделение (постинтернатная группа, центр социальной адаптации), на базе которого выпускникам предоставляется временное проживание, а также оказывается необходимая психологическая, методическая, социально-педагогическая и правовая помощь.

Индивидуальная постинтернатная адаптация и сопровождение выпускников могут осуществляться в рамках организации деятельности различных субъектов общественных отношений (исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, детских домов, центров социальной помощи семье и детям и др.). Наиболее распространённой формой данной модели является организация совместной деятельности органов власти и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на привлечение организаций-работодателей к трудоустройству выпускников и предоставление им жилых помещений на определённый период. Сопровождение и оказание помощи выпускникам могут осуществляться в рамках различных программ и проектов, организуемых и финансируемых некоммерческими организациями.

Организация постинтернатной адаптации возможна также на базе муниципального (регионального) учреждения (центра) социальной помощи семье и детям и других учреждений в области социальной защиты детей. В рамках этой модели создаются муниципальные учреждения с такими направлениям деятельности, как предоставление методической, социальной, консультационной и иной помощи (установление социальных и родственных контактов, приобретение социально-бытовых навыков и др.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также различным категориям семей, в том числе оказавшимся в сложной жизненной ситуации. В учреждениях могут создаваться структурные подразделения, на базе которых предоставляется возможность временного проживания.

Индивидуальная постинтернатная адаптация и сопровождение выпускников могут осуществляться в рамках организации деятельности различных субъектов общественных отношений (исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, детских домов, центров социальной помощи семье и детям и др.).

И.А. Бобылева. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений

Наиболее приоритетная модель — создание специализированных учреждений (центры, социальные гостиницы и др.), основным видом деятельности которых является организация постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она позволяет максимально оптимизировать деятельность различных субъектов по подготовке выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. В рамках реализации данной модели в регионе создаются учреждения, на базе которых осуществляется социально-правовая и социально-педагогическая помощь выпускникам интернатных учреждений для обеспечения их успешной социальной адаптации, включая предоставление таким выпускникам возможности проживания в помещениях учреждений. Данные учреждения могут создаваться как в виде первоначально организованных юридических лиц на региональном или муниципальном уровне, так и в ходе перепрофилирования детских домов.

О

Наиболее приоритетная модель — создание специализированных учреждений (центры, социальные гостиницы и др.), основным видом деятельности которых является организация постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оптимизация деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оптимизация сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на перераспределение имеющихся ресурсов (перепрофилирование, ликвидация учреждений, изменение задач и содержания работы сотрудников). Проведение социального аудита для совершенствования сети учреждений обеспечивает организационную и материально-техническую базу проводимых изменений, позволяя сэкономить значительные материальные и финансовые средства.

Работа в данном направлении должна вестись поэтапно, по мере создания условий для устройства детей в семьи. Необходимо иметь конкретные планы реструктуризации или перепрофилирования учреждений для детей-сирот, региональную программу деинституализации.

В учреждениях для детей-сирот необходимо уделять внимание подготовке выпускников к самостоятельной жизни и созданию системы постинтернатной адаптации.

Совершенствование работы сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связано с созданием в них условий, приближенных к семейным; внедрением программ подготовки к самостоятельной жизни. Создаются службы сопровождения как структурные подразделения интернатного учреждения, обеспечивающие комплексное сопровождение развития ребёнка во время проживания его в интернате и после выпуска его в самостоятельную жизнь. Деятельность службы сопровождения

О

направлена на обеспечение полноценной адаптации, компенсации и развития воспитанников, диагностику особенностей психического развития, обусловленную особыми условиями воспитания.

Основным направлением инновационных изменений является создание новых видов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Можно выделить три принципиально отличающихся вида учреждений: 1) учреждение, организованное по семейному принципу; 2) учреждение, ориентированное на семейные формы устройства детей-сирот, цель которого — обеспечить право ребёнка жить и воспитываться в семье; 3) учреждение, деятельность которого ориентирована на повышение возможностей воспитанников к социализации (трудовое, коммуникативное, физкультурно-оздоровительное, эстетико-художественное, духовно-нравственное и другие направления деятельности).

Основные меры по оптимизации деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

• Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий проживания, приближенных к семейным (малокомплектность, проживание в семейных группах, социальных семьях и пр.).

• Проведение (с определённой периодичностью) регионального смотра инновационных программ по подготовке воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

• Разработка и внедрение компетентностной модели выпускника на основе критериев готовности к самостоятельной жизни с учётом медицинского и психического статуса воспитанника.

• Внедрение новых технологий социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением широкого круга специалистов разного профиля.

• Реализация программ подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельному проживанию, к семейной жизни.

• Реализация программ личностного и профессионального самоопределения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

• Организация правового просвещения воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области их прав и льгот, обязанностей.

• Материально-техническое обеспечение организации подготовки воспитанников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни, обучения профессиональным навыкам и пр.

И.А. Бобылева. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений

• Внедрение в практику работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, технологии подготовки индивидуального плана дальнейшего жизнеустройства воспитанника в постинтернатный период с привлечением специалистов заинтересованных ведомств и организаций и при участии самого воспитанника.

В практике работы детских домов нередки ситуации, когда специалисты, работающие с детьми-сиротами, исполняя каждый свою работу, не координируют её цели и направления со своими коллегами, не интересуются их деятельностью, вследствие чего не достигают ощутимых результатов. Для устранения этого явления необходима разработка программы сопровождения детей-сирот, подчинённая единой стратегической цели. Для успеха программы комплексного сопровождения детей-сирот следует сосредоточить нити управления этим процессом в руках одного специалиста.

Научно-методическое обеспечение системы сопровождения выпускников

Отличительная черта региональной системы сопровождения выпускников — её научно-методическое сопровождение, которое включает научные и социологические исследования и разработки.

Основные направления научно-методического обеспечения связаны с разработкой и внедрением:

— региональных концепций, целевых программ;

— региональных стандартов услуг, предоставляемых выпускникам (включая требования к этике поведения сотрудников, оказывающих данные услуги);

— модели службы сопровождения выпускников и технологий работы её специалистов;

— программ сопровождения выпускников в постинтернатный период, в том числе и при первичном трудоустройстве;

— альтернативных моделей и программ сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— специальных технологий работы с такими целевыми группами выпускников, как молодые мамы из числа детей-сирот, выпускники, вернувшиеся из закрытых учреждений или из мест заключения, выпускники с ограниченными возможностями здоровья;

— единой программы подготовки специалистов с учётом особенностей постинтернатного патроната выпускников;

— критериев оценки готовности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни;

— инновационных программ по подготовке воспитанников учреждений интернатного типа к самостоятельной жизни, личностному и профессиональному самоопределению;

— критериев оценки успешности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и программы регионального мониторинга их жизнеустройства.

Научно-методическое обеспечение системы сопровождения выпускников включает подготовку и издание серии научно-методических пособий для специалистов, работающих с выпускниками; методических рекомендаций по созданию в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий, приближенных к семейным, с учётом особенностей развития различных категорий воспитанников; справочной литературы для выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

Важна организация ежегодных конференций (встреч, круглых столов) воспитанников, выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также специалистов.

Информационно-аналитическое обеспечение системы сопровождения выпускников

Информационно-аналитическая деятельность предполагает создание региональной межведомственной системы сбора информации по социальной адаптации выпускников и их постинтернатному сопровождению, единого информационного поля в работе всех департаментов, учреждений, служб и специалистов.

Для полного охвата всех выпускников необходимо создание межведомственного банка данных по выпускникам, создание единой региональной системы мониторинга постинтернатного сопровождения. Банк данных позволяет увидеть разные срезы жизни выпускников, болевые точки их социальной адаптации. Наличие мониторинга даёт возможность спрогнозировать проблемы будущих выпускников и определить пути их решения. Информация о выпускниках должна системно собираться и анализироваться. Это значительно повысит возможности тех, кто хочет оказывать им помощь. Ведь только зная, куда выпускник переехал, чем и как он живёт, ему можно помочь.

Информационное обеспечение системы предполагает организацию единой рекламно-информационной кампании в средствах массовой информации, создание телевизионных рубрик и аудиопрограмм по данным проблемам в регионе, разработку социальной рекламы.

Необходимо привлечение общества к сопровождению детей-сирот в постинтернатный период, формирование в общественном мнении положительного образа выпускника детского дома. Для этого важно проведение социологических опросов, научных исследований по оценке изменения общественного мнения о выпускниках детских домов. Следует также предпринимать шаги по формированию положительного общественного мнения, информированию о предо-

И.А. Бобылева. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений

ставляемых услугах, в том числе на основе информационных технологий; внедрению технологий независимой проверки соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с участием гражданского сообщества.

Большую роль в системе сопровождения выпускников играют некоммерческие и общественные организации, фонды. Систематизировать их деятельность может создание реестра программ в области сопровождения выпускников, реализуемых в регионе; организация среди них конкурса социально значимых проектов, направленных на решение вопросов сопровождения выпускников.

Кадровое обеспечение системы сопровождения выпускников

Кадровая политика строится на основе создания межведомственной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров, специалистов органов опеки и попечительства, специалистов учреждений комплекса социальной сферы для организации и проведения работы по постинтернатному сопровождению выпускников.

Кадровое обеспечение включает:

• регулярную оценку потребности региона в кадрах для проведения работы по сопровождению выпускников;

• разработку межведомственной программы подготовки и повышения квалификации кадров разного профиля для работы по постинтернатному сопровождению;

• формирование регионального социального заказа на подготовку кадров учебным заведениям региона;

• разработку программ обучения и переподготовки специалистов, работающих с выпускниками;

• разработку профессиональных компетенций работников;

• организацию стажировок педагогов;

• организацию на базе высших учебных заведений региона постоянно действующих методических семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, проектных и обучающих семинаров по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников.

Оценка эффективности системы

Мониторинг эффективности системы сопровождения позволит оценить правильность выбранной стратегии и тактики, а также корректировать их по мере необходимости.

Оценка эффективности системы включает оценку созданных условий и оценку полученного результата. Оценка условий предполагает разработку и внедрение межведомственных и ведомственных критериев эффективности работы по сопровождению выпускни-

ков, проведение регулярных мониторингов на их основе и составление регулярных рейтингов по результатам деятельности органов опеки и попечительства, муниципалитетов, департаментов образования, социальной защиты, здравоохранения региона.

Для оценки результата важно иметь согласованную систему критериев готовности воспитанников к самостоятельной жизни и успешности адаптации и социализации в постинтернатный период. Мониторинг постинтернатной адаптации рассматривается как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев включённого управленческого цикла.

Проект «Мост в будущее»

Одно из направлений деятельности Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!», созданного в 2007 году, — поддержка выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для создания региональной системы сопровождения выпускников в фонде разработан и реализуется при поддержке администрации Смоленской области проект «Мост в будущее».

В рамках этого проекта в Смоленске состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение», организованная Благотворительным фондом и Администрацией Смоленской области.

В Межрегиональной конференции приняли участие 108 представителей из 11 регионов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Белгородская, Владимирская, Вологодская, Калужская, Курганская, Тверская, Смоленская области, Краснодарский край, Республика Башкортостан). Участниками конференции были представители аппарата уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка; руководители региональных органов образования и социальной защиты; уполномоченный по правам ребёнка в Смоленской области, руководители и специалисты учреждений, а также выпускники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Межрегиональная конференция позволила представителям органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, широкому кругу специалистов ознакомиться со сложившейся практикой деятельности по поддержке выпускников на региональном и муниципальном уровнях, с инновационными управленческими моделями, подходами и технологиями в данной сфере, лучшими практиками.

На пленарном заседании выступили:

Г.В. Семья — начальник аналитического отдела аппарата уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребён-

И.А. Бобылева. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений

ка, доктор психологических наук, профессор, с докладом «Социально-психологические и организационные основы сопровождения выпускников»;

А.С. Мурыгин — начальник Департамента Смоленской области по образованию и науке, с докладом «Состояние проблемы сопровождения выпускников в Смоленской области»;

А.С. Шевцов — начальник Департамента Смоленской области по социальному развитию, с докладом «О деятельности органов и учреждений социального развития населения по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»;

Н.А. Михайлова — уполномоченный по правам ребёнка в Смоленской области, с докладом «Из практики взаимодействия субъектов профилактики социального сиротства в Смоленской области»;

И.Е Доненко — ведущий менеджер Благотворительного фонда «Расправь крылья!», руководитель проекта «Мост в будущее», с докладом «Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений как результат партнёрства государства и НКО»;

И.А. Бобылева — главный специалист-эксперт Благотворительного фонда «Расправь крылья!», старший научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО, доцент, кандидат педагогических наук, с докладом «Основные подходы к созданию региональной системы сопровождения выпускников»;

О.Е. Решетников — руководитель Академического института социального служения (Российский государственный социальный университет), с докладом «Профессиональная роль и содержание деятельности специалиста по сопровождению выпускников интернатных учреждений»;

А.А. Капустин — председатель ассоциации выпускников интернатных учреждений Смоленской области рассказал о проблемах и возможностях самостоятельной жизни, с точки зрения выпускника.

Об опыте регионов по созданию условий для социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассказали:

Н.Г. Травникова, руководитель отдела по взаимодействию с сиротскими учреждениями БФ «Корчаковский центр», кандидат психологических наук (Санкт-Петербург);

К.К. Венников, председатель Совета активной молодёжи в поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей, лиц из их числа при Департаменте социальной защиты населения Москвы;

Р.А. Малахова, главный специалист-эксперт отдела защиты детства Департамента образования администрации Владимирской области;

Г.А. Ануфриева, главный специалист Управления по опеке и попечительству Администрации г. Уфы;

В.А. Мальцева, заместитель директора по воспитательной работе Курганской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Г.А. Прокофьева, руководитель службы сопровождения выпускников Вологодского детского дома.

На круглых столах обсуждались такие вопросы: потребности выпускников интернатных учреждений в сопровождении и социальном партнёрстве; взаимодействие учреждений в системе организованной деятельности по подготовке выпускника к самостоятельной жизни; специфика деятельности специалистов, сопровождающих выпускника.

В рамках конференции был обсуждён и одобрен опыт Смоленской области по реализации программ подготовки воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с оборудованием социальных квартир.

Для создания системы постинтернатного сопровождения выпускников, повышения эффективности процесса их социальной адаптации, участники Межрегиональной конференции рекомендуют:

— создавать нормативно-правовую базу для постинтернатного сопровождения выпускников;

— совершенствовать работу образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: создавать — в учреждениях условия пребывания детей, максимально приближенные к семейным; внедрять программы подготовки к самостоятельному проживанию, программы личностного и профессионального самоопределения, правового просвещения воспитанников и др.;

— создавать в регионах службы и специализированные учреждения, реализующие различные модели постинтернатного сопровождения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создавать межведомственные региональные структуры, координирующие работу по управлению системой постинтернатного сопровождения;

— укреплять социальное партнёрство между государством, неправительственным сектором и бизнес-со- Литература обществом для внедрения эффективных форм и технологий поддержки выпускников;1. Анализ мтугщии в Р^ии

по реализации защиты прав

— создавать научно-методическое и информационно- ^ 4 .. ^

подростков и молодежи из

аналитическое обеспечение системы постинтернат- числа детей-сирот и детей, ос-

ного сопровождения выпускников;тавшихся без попечения ро-

— разрабатывать и утверждать стандарты качества дителей: Доклад / Под науч. услуг по сопровождению выпускников. Ред. Г.В. Семья. М.: МАКС

Пресс, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.