Научная статья на тему '«Каким должен быть детский дом сегодня?» Всероссийский конкурс инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

«Каким должен быть детский дом сегодня?» Всероссийский конкурс инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

С 2008 года в России осуществляется процесс реструктуризации детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этот процесс осуществляется в рамках политики деиституционализации, направленной на то, чтобы как можно меньше детей воспитывались в сиротских учреждениях. Поэтому многие детские дома закрываются, распускаются педагогические коллективы. Вместе с тем, только за 2009 год около восьми тысяч усыновлённых детей были возвращены в учреждения для детей-сирот, зафиксированы случаи жестокого обращения с детьми в приёмных семьях. Международная и Российская макаренковские ассоциации совместно с Федеральным институтом развития образования (ФИРО) в 2010 году учредили конкурс «Каким должен быть детский дом сегодня?». Цель конкурса состояла в том, чтобы способствовать сохранению системы интернатных учреждений как вида, получить достоверную информацию о положении в них детей-сирот, выявить и поддержать перспективные формы воспитательно-реабилитационной работы, оказать поддержку воспитанникам и воспитателям. Конкурс состоялся. О его итогах читайте в предлагаемой статье.The speech of Contest experts: «What orphanage should be today?» Winners of the Contest. Recommendations of contestants by the results of work sections.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Каким должен быть детский дом сегодня?» Всероссийский конкурс инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»



«Каким должен быть детский дом сегодня?»

Всероссийский конкурс инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

С 2008 года в России осуществляется процесс реструктуризации детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этот процесс осуществляется в рамках политики деиституционализации, направленной на то, чтобы как можно меньше детей воспитывались в сиротских учреждениях. Поэтому многие детские дома закрываются, распускаются педагогические коллективы. Вместе с тем, только за 2009 год около восьми тысяч усыновлённых детей были возвращены в учреждения для детей-сирот, зафиксированы случаи жестокого обращения с детьми в приёмных семьях. Международная и Российская макаренков-ские ассоциации совместно с Федеральным институтом развития образования (ФИРО) в 2010 году учредили конкурс «Каким должен быть детский дом сегодня?». Цель конкурса состояла в том, чтобы способствовать сохранению системы интернатных учреждений как вида, получить достоверную информацию о положении в них детей-сирот, выявить и поддержать перспективные формы воспитательно-реабилитационной работы, оказать поддержку воспитанникам и воспитателям. Конкурс состоялся. О его итогах читайте в предлагаемой статье.

-е-

дети-сироты • реабилитационно-педаго-гическая деятельность • организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В Москве прошла конференция, на которой были подведены итоги Всероссийского конкурса инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каким должен быть детский дом сегодня?». Организаторами конкурса, который проводился с 20 мая 2010 г. по 25 мая 2011 г., выступили: ФГУ Федеральный институт развития образования

О

Министерства образования и науки РФ и Международная Мака-ренковская ассоциация при поддержке Минобрнауки РФ и Временной комиссии по международному, техническому и гуманитарному сотрудничеству Совета Федерации РФ (подкомиссия по вопросам детского благосостояния).

В конкурсе приняли участие коллективы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальность проведения конкурса «Каким должен быть детский дом сегодня?» обусловлена необходимостью:

— анализа и обобщения результатов инновационной деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— выявления новых функций организаций для детей-сирот по реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

— анализа методик воспитания, развития и сопровождения воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— выявления и трансляции инновационного реабилитационно-пе-дагогического опыта деятельности организаций для детей-сирот;

— создания сети детских интернатных учреждений, работающих в инновационном режиме.

В конференции по итогам конкурса приняли участие представители организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех видов, учёные, педагоги, журналисты. Конкурс проводился при поддержке:

• Компании Achmad Tea Ltd;

• Компании СДС-ФУДС, эксклюзивного дистрибьютора марки Achmad Tea в России;

• Благотворительного фонда «Расправь крылья»;

• Компании «ГринПИК»;

• Центра внешкольной работы им. А.С. Макаренко;

• Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодёжи Минобрнауки РФ;

• Журналов «Образовательная политика», «Социальная педагогика», «Беспризорник», «Детский дом».

С приветствием к участникам конференции обратились:

О.Н. Смолин, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке, доктор философских наук:

— Государственные власти, в том числе Государственная дума Российской Федерации, в большом долгу перед детскими домами и детьми-сиротами. С одной стороны, государство в последнее время ста-

«Каким должен быть детский дом сегодня?»

ло вкладывать средства в учреждения для детеи-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Я посетил немало детских домов, где сегодня созданы прекрасные условия. С другой стороны, на постсоветском пространстве произошёл разрыв социальных связей. Россия сегодня находится на одном из первых мест по социальному сиротству. И одна из основных проблем — выход ребёнка-сироты из маленького мира в большой. Я сам воспитанник детского дома и знаю, что выход в большой мир — это всегда стресс. Поэтому для детей-сирот необходима социальная поддержка и социальное сопровождение. Сегодня в Государственной думе РФ обсуждается большой проект Федерального закона «Об образовании». Общественное движение «Образование для всех» разработало альтернативный законопроект. Мы понимаем, что шансы у нашего законопроекта меньше, чем у основного. Вот основные его положения:

Первая позиция. Необходимо повысить статус педагогов. Сегодня зарплата педагогов в России составляет 64% от зарплаты в сфере промышленного производства. В США — 129%. Заработная плата педагогических работников должна быть выше, чем в промышленности. Так, в большинстве развитых стран зарплата педагогов выше средней по стране. Кстати, это сразу решает кадровую проблему в отрасли. Например, в Санкт-Петербурге как только зарплата педагогов превысила среднюю зарплату по стране, выпускники педагогических вузов стали устраиваться на работу в образовательные учреждения.

Вторая позиция. Пенсионное обеспечение педагогических работников надо приравнять к пенсионному обеспечению государственных служащих. Готовящийся в Государственной думе РФ законопроект предполагает отмену льгот, в том числе для детей-сирот и детей-инвалидов. Мы настаиваем на сохранении льгот для этой категории детей при их поступлении в высшие учебные заведения. Надо дать возможность детям, обделённым жизнью, получить высшее профессиональное образование. И стипендия для хорошо успевающих студентов должна составлять 80% от прожиточного минимума, а не 17%, как это сейчас.

С моей точки зрения, в XXI веке модернизация страны должна базироваться только на человеческом капитале, а человеческий капитал — на образовательной политике. Поэтому сегодня необходимо создание и реализация программ, направленных на поддержку детей-сирот.

Т.Ф. Кораблёва, президент Международной Макаренковской ассоциации, доцент, кандидат философских наук:

— В конкурсе «Каким должен быть детский дом сегодня?» приняли участие 230 коллективов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из 29 регионов страны. Такая география впечатляет. И если выстраивание вертикали — это прерога-

тива властных структур, то мы выстраиваем горизонталь, которая предполагает сотрудничество государства и общественных организаций, т.е. гражданского общества.

В.И. Слободчиков, президент Российской Макаренковской ассоциации, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук:

— Комплекс сиротства, который приобретает всё большие масштабы, — это катастрофа для нашей страны. Ведь деградация детско-ро-дительских отношений идёт по линии кровного родства, так как большинство детей-сирот — это дети, брошенные родителями. Основная причина такой деградации заключается в изменении мотивации взрослых. Существует несколько видов мотивации. Одна из них — служение. Но сегодня у большинства людей этой мотивации нет, но присутствует мотивация успеха. Взрослые «служат» добыванию средств к существованию. Современная тенденция — минимальные вложения, в том числе в сферу образования, и получение максимальной прибыли. Таким образом, Министерство образования в наши дни стало Министерством экономики. И мы все понимаем это.

Выступления экспертов

Т.И. Шульга, заведующая кафедрой социальной психологии Московского государственного областного университета, эксперт Комитета по делам семьи и женщин Государственной думы РФ, профессор, доктор психологических наук:

— Конкурс состоялся. Положительное значение этого конкурса заключается в том, что состоялось серьёзное обсуждение содержания работы коллективов детских домов. Такого разговора уже давно не было, поскольку политика государства направлена на деинституци-онализацию этой сферы, т.е. на то, чтобы как можно меньше детей оказалось в детских домах. За основу работ, присланных на конкурс, были взяты новые функции организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: устройство детей в семьи; подготовка ребёнка к семейной жизни; возврат детей в кровную семью; психологическая работа с теми воспитанниками, которые не будут переданы в семью; работа с травмами ребёнка при возврате его из семьи в учреждение; создание условий в организации, приближенных к семейным; использование новых форм воспитания (этого требует изменение контингента воспитанников); преодоление социальной эксклюзии (отторжения) в обществе.

На основе этих критериев осуществлялась оценка программ, присланных на конкурс. Прежде всего хочу отметить очень эффективную работу с детьми-сиротами в Вологодской области. Много программ поступило на конкурс по сопровождению, подготовке ребёнка к самостоятельной жизни, к устройству в семью. К сожалению, мы не увидели программ по работе с психологическими травмами ребёнка. Мало материалов по работе с кровной семьёй ребёнка. Нель-

«Каким должен быть детский дом сегодня?»

зя не отметить программу по этому направлению Вологодского детского дома № 2. Кроме того, в этом учреждении разработана интересная программа по сетевому взаимодействию.

Также мало разработок по сопровождению замещающих семей. В этом направлении необходимо отметить программу московского детского дома № 59.

В.В. Морозов, старший научный сотрудник отдела реабилитационного образования Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук:

— Ещё во времена К.Д. Ушинского предлагалось найти основания для размышления о соотношении начал семейного и институционализированного образования. Сегодня это одна из самых актуальных и широко обсуждаемых тем: какая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетна. Одни специалисты высказывают мнение, что необходимо развивать только семейные формы устройства детей-сирот (опека, попечительство, усыновление, патронат), а детские дома закрыть или перепрофилировать в службы сопровождения замещающих семей. Другие считают, что сегодня нельзя противопоставлять семейные формы интернатной. Эти две сферы, учитывая кризис, в котором находится современная российская семья, должны развиваться параллельно друг другу. Традиционная форма воспитания ребёнка-сироты в «обычном» детском доме «признаётся сегодня неадекватной потребностям развития детей» — такова убедительная точка зрения тех учёных, которые доказывают негативные последствия институционального воспитания. Основная их установка: дети интернатов отстают от своих сверстников по основным показателям интеллектуального, эмоционального и социального развития. В связи с этим детским домам выдаются самые жёсткие характеристики: «детдом — знак беды», «детдом — тюрьма, зона для невинных детей», «детдомовец» — клеймо по жизни» и многое им подобное. И постоянно приводятся устрашающие цифры: 40% детдомовских детей совершают преступления, 40% становятся алкоголиками и наркоманами, 10% кончают жизнь самоубийством...

Замысел проведения конкурса и сводился к тому, чтобы получить объективную информацию о положении дел в сиротских учреждениях. И мы её получили. Оказалось: не всё так страшно. Сегодня в интернатной системе идёт активный поиск собственной стратегии развития. В проектах конкурса представлены различные подходы жизнеустройства детей, весьма оригинальные идеи перехода к качественно новым целям и задачам, обеспечивающим процессы реабилитации, воспитания и социализации детей. Разрабатывая свои авторские проекты, участники конкурса не только выдвигали инновационные идеи, но и представляли новые пути реализации фундаментально обоснованных педагогических явлений. Например: на мой взгляд, уникальный — проект Разуменского детского дома

Белгородской области, где ребёнок-сирота с юных лет находится под опекой трудового коллектива завода: «от момента поступления в детский дом до создания им семьи». Думаю, что это один из многих лучших проектов должен войти в копилку гуманитарных проектов под общим названием «Детский дом-ХХ1». За детьми, оставшимися без попечения родителей, закрепилось понятие «социальные сироты». Родители этих детей лишены прав на их воспитание в силу своей нравственной несостоятельности. Именно из таких семей — от жестоких, пьющих, опустившихся пап и мам — сбегают дети, становятся бродягами, а значит, бездомными. Детский дом даётся им во спасение. Так сложилось на Руси.

Из сочинений ребят из детского дома по теме: «Судьба... скажу ли я ей спасибо?»:

«Когда мне исполнилось 15 лет, я оказался в детском доме. Я никого не знал и думал, что остался совсем один. Но через некоторое время понял, что ошибался. Я быстро привык к воспитателям и другим ребятам так же, как они привыкли ко мне, нашёл общий язык. Я даже удивился, что воспитатели так заботятся о детях, помогают им и даже заменяют родителей. Мы вместе преодолеваем страхи, неудачи, радуемся успехам. Меня иногда посещает мысль, что мне повезло. На душе радостнее оттого, что не один на свете, ведь обо мне помнят, думают, волнуются.» Или вот ещё одно сочинение: «Здесь, в детском доме я нашла новых друзей, познакомилась со взрослыми, которые дали мне понять, что не всё потеряно, что жизнь прекрасна и всё ещё впереди. Мой воспитатель Татьяна Михайловна понравилась мне сразу: добрая, чуткая, с хорошим чувством юмора, отзывчивая, понимающая. Я бесконечно к ней привязана, жду её прихода на работу, отношусь к ней с большим доверием и точно знаю, что педагог — самый лучший на земле человек.».

Из сочинений видно — дети нашли свой дом, встретили своих значимых взрослых. Но знакомясь дальше с материалами, пришёл в недоумение. Вот позиция директора детского дома: «Конечно, таким учреждением нельзя хвалиться, лучше бы их становилось меньше. Но обнадёживает уже такая статистика: сейчас в детском доме живут 24 воспитанника, а ещё лет пять назад было вдвое больше. И это результат той работы, которую мы проводим в последние годы, активизируя процессы усыновления, развивая патронатное воспитание, службу сопровождения патронатных семей. Ведь какие бы прекрасные условия мы здесь ни создавали, детский дом не заменит ребёнку настоящую семью». Здесь явное противоречие, а значит, стоит поговорить об этом отдельно.

В стране развернулась массовая кампания по увеличению числа родителей, решившихся на патронат. Красочная реклама при содействии звёзд шоу-бизнеса рисует безмятежное счастье семьи с приёмными детьми. Все средства хороши для цели — лишь бы у ребёнка появились родители, а остальное как- нибудь приложится. Но не всё

«Каким должен быть детский дом сегодня?»

так просто в жизни: распад или утрата кровной семьи для ребёнка всегда трагедия. Душевная боль, обида на родителей, на жизнь, в которой сплошные загадки или препятствия. Надо знать: нельзя принуждать ребёнка к действиям, противоречащим его устремлениям. В данном случае нельзя насильственно навязывать то, что не может принять ребёнок — «искусственные семейные отношения», предложенные взрослыми в своих интересах.

Вот типичный пример. По дороге в свой дом приёмные родители попросили девочку, которую забрали из детского дома, называть их «папой» и «мамой». Подростку с трудом давались эти сложные для неё слова. Да и с какой стати ей, с четырёх лет воспитывающейся в детском доме, обращаться таким образом к пока ещё чужим людям, хотя и проявившим по отношению к ней благородство? А уже когда «новые» родители принялись учить её жизни, то вообще стало невмоготу. Приёмные родители так и не смогли понять, почему показавшаяся им скромной девочка ведёт себя как неуправляемый монстр. После очередного скандала несостоявшиеся приёмные родители, набрав номер телефона детского дома, взмолились: «Заберите её ради всего святого!»

Вывод: принимая к себе детей из детских домов, многие кандидаты на родительство рассчитывают решить тем самым собственные проблемы, такие как личная неустроенность, одиночество, последствия семейных неудач и трагедий. А дети в таких случаях становятся лишь средством для решения этих проблем. Как бывший детдомовец заявляю: вернуть детям тепло отчего дома по силам детскому дому, но при условии: детский дом — это Дом без всяких определений, потому что другого у них нет.

• Детское учреждение перестаёт быть казармой или присутственным местом и приобретает статус Дома со своим укладом и традициями.

• Жизнедеятельность такого Дома развёртывается как со-бытие взрослых и детей, а индивидуальный контакт — как особый вид посредничества, обеспечивающий возможность работы с ребёнком специалистов разного профиля.

• Быт и условия для воспитания детей вполне могут быть приближены к семейным и представлять собой разновозрастное образование. Разновозрастность позволяет укреплять родственные связи детей, старшим заботиться о младших, восстанавливать самоуважение ребёнка и его доверие к другим людям, формировать навыки общения в различных видах деятельности, чувства общности, духовного родства и причастности к Дому и окружающим взрослым.

• Забота о физическом и нравственном здоровье сочетается с трудовой деятельностью, обеспечивающей возможность проявления самостоятельности.

О

• Благоприятный микроклимат в Доме позволяет ребёнку утвердиться в мысли, что детский дом для него — это действительно домашний очаг, а по сути — родной Дом.

Детский дом не может быть типовым по сути. Конкурс показал преимущество вариативной модели построения своего дома в соответствии со стратегией развития.

Как эксперт присланных на конкурс проектов, я получил большое внутреннее удовлетворение от конкурсных материалов. Отмечу такие: детский дом семейного типа «Гнёздышко», проекты «Домик в деревне», «Дорога в настоящую жизнь», «Мы себе построим дом», «Дом без агрессии», «Социальное партнёрство» и многие другие. Любая экспертиза всегда субъективна. Но я старался придерживаться тех критериев, которые были разработаны и утверждены. Считаю, что всё ценностное, лучшее, что представлено на конкурс, нужно свести в единый гуманитарный социально-педагогический проект «Детский дом XXI» и тогда авторами осуществления этой идеи становятся все участники конкурса «Каким должен быть детский дом сегодня?». И в завершение своего выступления я хочу привести мысль заместителя директора детского дома г. Светлограда Ставропольского края Е.В. Титовой: «Не нужно закрывать детские дома по приказу сверху, пусть этот процесс идёт сам собой. Когда общество избавится от взрослых проблем — безработицы, низких зарплат, социальной незащищённости, уменьшится число родителей с наличием вредных привычек, в судах сократится количество дел по лишению родительских прав. Тогда и придёт время распрощаться с детскими домами, на месте которых откроются специализированные центры помощи семье».

Моё предложение провести конкурс «Каким должен быть детский дом сегодня?» было прежде всего направлено на решение проблемы жизнеустройства детей-сирот. И я, и мои коллеги выступаем за сохранение разнообразия форм. Я не согласен с теми, кто считает, что только одна — семейная — форма устройства детей-сирот имеет право на существование.

Замысел проведения конкурса был направлен на то, чтобы получить объективные данные о жизни детских домов. И мы такие данные получили, чему очень рады!

Н.В. Владимирова, заведующая отделом социальной защиты ФГУ ФИРО, член Общественной палаты Москвы ознакомила участников конференции с зарубежным опытом постинтернатного сопровождения выпускников детских домов. Она также отметила, что отечественные специалисты, которые осуществляют эту важнейшую функцию, не отстают от своих зарубежных коллег.

А.С. Калабалин, директор Музея им. А.С. Макаренко:

— Я единственный из присутствующих здесь проработал в детских домах 50 лет. И всегда в детских домах сотрудники занимались под-

«Каким должен быть детский дом сегодня?»

готовкой детей к усыновлению. Но только сегодня директор детского дома должен выполнять план по передаче детей в семьи. А ведь российская семья находится в кризисном состоянии. И многие люди принимают ребёнка-сироту только для того, чтобы поправить своё материальное положение. Поэтому мне больше всего понравились воспитательные программы, которые ориентированы не на усыновление детей, а на то, чтобы дети смогли быть успешными в жизни. Например, программа «Домик в деревне». Воспитатели с детства приучают детей к труду. За что их, кстати, многие критикуют. А на самом деле таких директоров надо поддерживать.

Победители конкурса «Каким должен быть детский дом сегодня?» по основным номинациям

Инновационные воспитательные и реабилитационно-педагогиче-ские методики работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1-е место — ГОУ «Детский дом № 59», Москва.

2-е место — ГОУ ВО «Вологодский детский дом № 2», Вологда («Инновационная модель учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях политики деинститу-ционализации»).

3-е место — ГОУ ВО «Вологодский детский дом № 1», Вологда («Моделирование социально-поддерживающей среды для выпускников детского дома как одна из форм реализации региональной программы постинтернатного сопровождения»).

Проект создания реабилитационного пространства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1-е место — СОГОУ «Детский дом семейного типа «Гнёздышко», г.Смоленск.

2-е место — МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школьного возраста), детский дом № 4, г. Комсомольск-на-Амуре.

3-место — НОУ «Разуменский детский дом», Белгородская область («В жизнь — с профессией!»).

Эффективные схемы межведомственного взаимодействия по сопровождению и социальной адаптации выпускника

1-е место — ГОУ «Киреевская школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Тульская область.

2-е место — ГОУ «Нижнекамский детский дом».

3-е место — ГОУ «Детский дом г. Азова», Ростовская область («Формирование нового поколения жизнестойких детей-сирот в условиях детских домов России»).

Победители конкурса «Каким должен быть детский дом сегодня?» по дополнительным номинациям

Лучшие воспитательные и реабилитационные методики

1-е место — ГОУ «Великоустюгский детский дом № 1».

2-е место — Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — «Павловский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Исток», Ульянолвская область.

3-место — Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом им.А.В.Луна-чарского», Рассказово, Тамбовская область.

Инновационные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

1-е место — МОУ «Специальный (коррекционный) детский дом № 79 г. Рыбинска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

2-е место — СОГОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная Школа-интернат У11 — У111 видов».

3-е место — Г(О)ОУ С(К)О «Школа-интернат VIII вида № 5», Липецкая область, г. Елец.

Номинация «Особые программы»

1-е место — ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № 10 им. Н.К. Крупской», Ставропольский край, г. Железноводск («Ценностные ориентации в воспитательной системе детского дома»).

2-е место — ГОУСО «Мартюшский детский дом», Свердловская область.

3-е место — Государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 12», г. Ставрополь («Современные подходы к профилактике, предупреждению и коррекции суицидального поведения, депрессивных состояний, эмоциональных срывов у воспитанников детских домов»).

По результатам работы секций — «Инновационные воспитательные и реабилитационно-педагогические методики работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (модератор — Елена Леонидовна Альшанская), «Проект создания реабилитационного пространства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»(Владимир Васильевич Моро-

«Каким должен быть детский дом сегодня?»

зов), «Эффективные схемы межведомственного взаимодействия по сопровождению и социальной адаптации выпускника»(Елена Владимировна Божанова), «Региональный опыт организации реабили-тационно-воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Антон Семёнович Калабалин) — участники и организаторы конкурса «Каким должен быть детский дом сегодня?» приняли такие рекомендации:

• Межрегиональный конкурс среди детских интернатных организаций по теме: «Каким должен быть детский дом сегодня?» позволил увидеть возможности реабилитационно-образовательной деятельности детских домов, получить объективную и достоверную информацию о положении детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, отследить возможные прецеденты практического решения задач жизнеустройства детей в режиме проектирования процессов развития и эксперимента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Социальное сиротство — болезненная проблема современной России. Её решение, поиски выхода из создавшегося положения требуют консолидации усилий всех специалистов, занятых в области трудного детства.

• Объектом постоянного и всестороннего изучения должна стать семья. Серьёзные меры в этом направлении помогут сохранить и реабилитировать неблагополучные семьи.

• Подготовить к изданию сборники материалов конкурса по лучшим проектам и методическим разработкам, включающим инновационные идеи и позитивный опыт.

• Проработать вопрос о создании инновационных центров в регионах, способствующих распространению инновационного опыта реабилитации, воспитания и социализации детей-сирот в институциональной системе.

• Определить и научно обосновать специфику реабилитационного образования применительно к детям, относящимся к группам социального риска.

• Способствовать созданию сети детских интернатных организаций, работающих в инновационном режиме реабилитационного образования.

• Исследовать реабилитационно-воспитательные идеи, а также ре-абилитационно-воспитательный опыт организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

• Привлечь внимание к необходимости самореабилитации педагога на всех этапах его профессиональной деятельности в интернатной организации.

• Вернуть детям право на труд, так как труд успешно решает многие проблемы воспитания подрастающего поколения.

• Продолжить работу по разработке форм и методов организации педагогической работы по оздоровлению детей, созданию новых реабилитационных технологий и адекватных методов воспитания в условиях детских интернатных учреждений.

• Культивировать создание в интернатной системе детско-взрос-лых образовательных и производственных общностей.

• Поддержать инициативу участников конкурса о повышении заработной платы педагогов и воспитателей детских домов.

• Разработать на федеральном уровне регламент межведомственного взаимодействия для создания индивидуального плана развития ребёнка, его сопровождения и реабилитации.

• Рекомендовать руководителям организаций для детей-сирот внедрение системы сопровождения для каждого воспитанника; подготовки ребёнка к жизни в семье, а также сопровождения замещающей семьи.

• Создать систему межведомственного взаимодействия в сопровождении детей-сирот (принять решение о необходимости сопровождения до 23 лет).

• Создать единую базу данных о выпускниках, которые нуждаются в кризисном сопровождении (каждое ведомство должно иметь доступ к этой информации).

• Обратиться в Министерство образования и науки РФ с предложением обновить «Положение об учреждении для детей-сирот», привести его в соответствие с современным законодательством.

• Разработать эффективные правовые механизмы расходования средств, которые находятся на счетах выпускников детских домов (разрешить использовать эти средства на жильё, мебель и т.д.).

• Создать систему, упрощающую трудоустройство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

• Организовать систему мер по поддержке выпускников детских домов в постинтернатный период (например, социальные гостиницы, в которых может осуществляться реабилитация нуждающихся в этом выпускников).

• Предусмотреть в региональных бюджетах возможность финансирования социальных гостиниц, расширения и финансирования штатных сотрудников, работающих с выпускниками.

• Привлечь СМИ для оказания моральной поддержки педагогам и воспитателям детских домов, так как сегодня в обществе складывается их негативных образ, в результате чего происходит десакрализация этой профессии. А это — разрушение ценностей воспитания.

• Оказать помощь организациям для детей-сирот в создании сайтов. Привлечь общественные силы к организации сайта, публикующего положительный опыт работы детских домов и школ-интернатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.