Программа, созданная в Санаторном детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 23, разработана и апробирована в рамках экспериментального проекта по теме «Адаптивная модель бесконфликтной интеграции воспитанников сиротских учреждений в среду самостоятельной жизнедеятельности», который был представлен на Всероссийском конкурсе инновационных проектов «Каким должен быть детский дом сегодня?» и стал дипломантом в номинации «Лучшие воспитательные и реабилитационные методики».
• cоциальная адаптация • междисциплинарная диагностика • сопровождение детей-сирот • социальная защита детей-сирот • здоровьесберегающие технологии
Не секрет, что выпускники интернатных учреждений часто оказываются неприспособленными к самостоятельной жизни, испытывают трудности в решении бытовых вопросов. Поэтому они нередко становятся жертвами различных махинаторов, оказываются втянутыми в группы молодёжи с асоциальной направленностью поведения. Нередки случаи, когда выпускники детских домов совершают правонарушения в силу дезори-ентированности в жизни. Чтобы избежать таких негативных явлений в жизни выпускников сиротских учреждений, на базе нашего учреждения был разработан проект «Адаптивная модель бесконфликтной интеграции воспитанников сиротских учреждений в среду самостоятельной жизнедеятельности» (руководитель проекта — Волохатова Влада Михайловна, научный руководитель — Егорова Марина Алексеевна, профессор, декан факультета «Психология образования» МГППУ, кандидат педагогических наук).
Проект включает программы социализации (разработаны педагогическим коллективом), состоящие из системы тренингов, которые обучают детей 7—18 лет поведению в различных жизненных ситуациях.
Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни
Влада Михайловна Волохатова,
директор Санаторного детского дома для детей-сирот № 23 (Москва), кандидат исторических наук
-0"
В.М. Волохатова. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни
Наиболее целесообразным в рамках работы по теме эксперимента нам представляется синтез психолого-медико-социально-педагогической деятельности, которая характеризуется:
1. Системной междисциплинарной диагностикой (психологической, медицинской, социально-педагогической).
2. Комплексным сопровождением ребёнка-сироты в процессе его социализации, оказанием ему всесторонней поддержки разными специалистами.
3. Установлением партнёрских отношений между ребёнком и взрослым, реализацией личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания.
4. Широким взаимодействием с социальным окружением.
Цель экспериментальной деятельности детского дома — ввести ребёнка в социум, научить жить по общепринятым нормам, помочь в выборе собственного жизненного пути.
Основные задачи психолого-медико-социально-педагогической деятельности:
• оказание помощи в получении образования;
• формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений;
• развитие социально-бытовых умений и навыков;
• использование досуга как сферы свободного развития личности;
• обеспечение социальной защиты и охраны здоровья воспитанников;
• формирование умения противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам;
• создание благоприятных условий проживания детей.
Цель и задачи психолого-медико-социально-педагогической деятельности определяют её содержание, в полной мере учитывающее индивидуальные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: соматические, психические, педагогические и социальные.
Педагогическим коллективом детского дома № 23 были определены такие направления экспериментальной деятельности, как социальное, педагогическое, социально-психологическое, коррекционно-развивающее, профориентационное и патронирующее.
1. Социальное направление исходит из социального статуса ребёнка: соблюдение и защита жилищных, имущественных и иных прав и интересов воспитанников; контроль за поступлением денежных средств (пенсия, алименты, дивиденды и т.д.) на лицевые счёта детей; розыск родителей, братьев, сестёр воспитанников, восстановление и коррекция родственных отношений; профилактика правонарушений, вредных привычек; формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия, умений пользоваться разными инфраструктурами, приобретение социальных навыков.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
2. Педагогическое направление: осуществление совместной работы педагогических коллективов школы и детского дома, способствующей выработке единых требований к ребёнку и подростку, культуре отношений между сверстниками, преемственности между учебным и воспитательным процессом; развитие детей посредством создания воспитывающей ситуации, активное взаимодействие с окружающим миром, приобщение к различным видам деятельности (познавательной, трудовой, художественной, ценностно-ориентированной, физкультурно-оздоровительной, общественной и т.д.); организация досуговой деятельности детей-сирот, проведение специально организованных занятий с воспитанниками в период интенсивной подготовки к выпуску.
3. Социально-психологическое направление: психологическая диагностика, включающая углублённое психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в детском доме; определение индивидуальных особенностей детей-сирот; психологическая профилактика, направленная на предупреждение возникновения дезадаптации воспитанников и разработку конкретных рекомендаций воспитателям; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта ребёнка.
4. Медико-социальное направление («здоровьесберегающие» технологии): диагностика отклонений в физическом состоянии и развитии детей; формирование реабилитационных групп; лечение (медикаментозное, физиолечение, фитотерапия, лечебные ванны, массаж, лечебная физкультура); профилактика (прививки, рациональное питание, контроль за гигиенической организацией занятий и труда, проведение углублённых медицинских осмотров); оздоровление (закаливание, физкультурные занятия, двигательная активность, сауна, бассейн, спортивные секции, ритмика); соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон для детей с ослабленным здоровьем, занятия на свежем воздухе).
5. Коррекционно-развивающее направление включает коррекцию: психологическую (занятия с психологом, психогимнастика, музыко-терапия, психодрама, изостудия, театральная студия, аутотренинг); трудностей школьного обучения, навыков общения; речи (логопедические занятия, расширение словарного запаса, работа над связной речью, коррекционно-диагностические игры и т.д.); поведения детей-сирот (воспитательные часы, кружки, студии, секции и т.д.).
6. Профориентационное направление. Реализация этапов ранней профессиональной подготовки как необходимого условия и важного средства жизненного и профессионального самоопределения детей-сирот. Развивающая диагностика индивидуальных особенностей и система реабилитации детей-сирот. Профпросвещение, профконсультации, профессиональные пробы, трудовая и профессиональная подготовка детей-сирот. Создание комплексной программы диагностики и реабилитации личности детей-сирот на различных возрастных этапах, включающих изучение: мотивационной, эмоциональной, коммуникативной, характерологической, интеллек-
В.М. Волохатова. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни
туальной сфер и состояние здоровья ребёнка. Разработка критериев уровня сформированности готовности подростков-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению (когнитивный, по-требностно-мотивационный, деятельностно-практический уровни).
7. Патронирующее направление деятельности обусловлено, во-первых, тем, что руководитель детского дома является государственным опекуном воспитанников и представляет интересы ребёнка в правозащитных и административных органах; во-вторых, детский дом осуществляет наблюдение и в определённых случаях оказывает помощь в решениях и действиях наших выпускников в их дальнейшей жизни.
Важно подчеркнуть, что реализация этих направлений осуществляется не изолированно друг от друга, а в комплексной работе всего коллектива детского дома.
Для реализации инновационного проекта в экспериментальную программу был разработан и введён принципиально новый комплексный интегрированный курс «Социально-бытовая адаптация» (СБА).
Необходимость введения этого предмета обусловлена практической необходимостью подготовки выпускников к самостоятельной жизни. Попытки решения проблемы социальной адаптации путём включения отдельных дополнительных учебных тем не дали желаемого результата, поскольку не удалось преодолеть мозаичность, отрывочность формируемых компетенций, создать у воспитанников целостное представление об окружающем мире и своём месте в нём, сформировать целостную систему отношения к действительности, умений действовать в самостоятельной «взрослой» жизни.
Наш спецкурс предполагает комплексный подход при обучении детей, т.е. участие широкого круга специалистов: педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной адаптации, медицинских работников, воспитателей. В курс СБА включены блоки:
— «Социально-бытовая адаптация» (четыре возрастные группы: 7-9 лет, 9-12 лет, 12-14 лет, 14-16(18) лет);
— «Социально-правовая ориентировка» (две возрастные группы: 12-14 лет, 14-16 (18) лет);
— «Основы домоводства» (две возрастные группы: 12-14 лет, 14-16 (18) лет);
— «Основы медицинских знаний» (две возрастные группы: 12-14 лет, 14-16 (18) лет).
Суть комплексного подхода состоит в том, что изучаемая программная тема рассматривается в каждом блоке с разных точек зрения, что позволяет сохранить принцип коррекционной направленности в обучении и, как следствие, разносторонне влиять на развитие личности воспитанников. Занятия проводятся как руководителем курса, так и приглашёнными специалистами.
Каждая тема программы отражена в воспитательском планировании. При этом полученные компетенции закрепляются в повседнев-
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
ной жизни воспитанников, что является важнейшей предпосылкой их успешной адаптации в социуме.
В программе «Социально бытовая адаптация» много внимания уделяется личной гигиене, что вполне закономерно: начинать надо с того, что детям наиболее необходимо. Все теоретические знания подкрепляются практическими занятиями — от правильной уборки комнат до экскурсий в магазин, на почту, по учреждениям района. Программой предусмотрены ролевые и сюжетно-ролевые игры. Наиболее интересен раздел этой программы детям 12-14 лет.
Тщательно разработан подраздел для подростков: введены подразделы «Трудоустройство», «Семья и семейные отношения». Особенно важен подраздел «Бюджет семьи», так как детей необходимо научить рационально распоряжаться денежными средствами, чтобы не оказаться в сложной жизненной ситуации.
Очень интересен курс «Домоводство» для детей 12-18 лет. Курс состоит из двух разделов: «Кулинария» и «Обслуживающий труд».
Из теоретического курса и практических занятий логично следуют компетенции, которыми дети должны овладеть соответственно к концу первого, второго и третьего года обучения.
Курс «Основы медицинских знаний» для детей 12-16 лет (с разделением на две возрастные группы) примечателен двумя разделами: «Фитотерапия» и «Правила поведения в экстремальных ситуациях и при несчастных случаях». В курсе для детей 14-16 лет надо особо отметить подраздел «Диетотерапия» и «Охрана труда лиц, занятых на производстве. Производственный травматизм. Инвалидность». Знания по этим вопросам крайне необходимы, поскольку являются элементарной правовой грамотностью. Между тем, знание по охране труда оставляет желать лучшего и у многих взрослых людей.
Курс «Социально-правовая ориентация» разработан для воспитанников 12-14 и 14-16 лет. Эти подростки составляют приблизительно 3/4 от общего числа поступающих в учреждение детей. Курс направлен на формирование у воспитанников компетентностей в интеллектуальной сфере, сфере межличностного общения, в социально-бытовой сфере. Он предусматривает также формирование готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
Вся программа ориентирована на подготовку выпускников к самостоятельной жизни; её цели и задачи весьма конкретны. Формы занятий разнообразны: беседы, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, тренинги, практические занятия, экскурсии. Учебный план курса тщательно разработан. Содержание программ интересно, материал изложен нетривиально.
С сентября 2006 учебного года педагогический коллектив детского дома № 23 проводил работу по расширению инновационного поля экспериментальной программы и реализовал общую цель экспериментальной деятельности учреждения в группах для детей дошколь-
О
В.М. Волохатова. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни
ного возраста. Это позволило осуществить преемственность учебно-воспитательных программ во всех возрастных группах — от 3 до 18 лет и обеспечило надёжные устойчивые результаты социальной адаптации воспитанников.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей, участвующих в эксперименте, показатели социального развития значительно выше, чем у детей, которые в эксперименте не участвовали. Дети из экспериментальной группы легче входят в школьную среду, лучше учатся.
Проведена также дигностика социальной адаптированности детей-сирот школьного возраста.
Показателем социальной адаптированности детей-сирот является их успешность в самостоятельной жизни. Один из показателями успешности — образование и трудоустройство. Ведь мы знаем, что часто дети-сироты, выходя из стен учреждений, бросают учёбу, не могут трудоустроиться или бросают работу. Данные, которыми мы располагаем, свидетельствуют об успешности выпускников, прошедших курс экспериментальной программы по социальной адаптации.
Результаты экспериментальной деятельности
1. На основе изучения современной научно-педагогической литературы по проблемам социализации детей-сирот были определены приоритетные задачи педагогической работы с детьми-сиротами по преодолению социальной дезадаптации и разработаны критерии её эффективности для каждого возрастного этапа развития воспитанников.
2. Создана коррекционно-развивающая технология социального развития детей, находящихся в условиях ограниченных социальных влияний (программа, состоящая из четырёх блоков).
3. Разработана обобщённая схема наблюдения и оценки социального развития воспитанника в группе (индивидуально) с учётом возраста.
4. Разработан индивидуальный профиль социального развития воспитанника для выявления областей социализации ребёнка.
5. Разработана система мониторинга — анкета для детей дошкольного и младшего школьного возраста, позволяющая оценить педагогам, насколько ребёнок продвинулся в освоении социума. На основе разработанных анкет был выявлен уровень социального развития воспитанников в группах (индивидуально) с учётом возраста и выявлен уровень индивидуального профиля социального развития воспитанника, позволяющий определить области социализации ребёнка, в которых этот процесс осуществляется успешно, а в которых — нет.
6. Определены уровни социальной адаптации для детей разных возрастных групп. Во всех возрастных группах отмечена положитель-
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
ная динамика в социальном развитии детей. Выявлена наиболее проблематичная группа — дети 12—13 лет. Следует отметить положительную динамику у воспитанников 16—17 лет.
7. Проведена научно-методическая разработка новых форм учебно-воспитательных мероприятий. Приоритетными стали методы активного обучения: деловые игры, дискуссии, диалогические лекции, социально-психологические тренинги и др.
8. Разработаны научно обоснованные критерии эффективности психолого-педагогической работы для каждой возрастной группы.
9. На всех этапах экспериментальной работы осуществлялось тесное сотрудничество с различными учреждениями образования и науки: МГППУ (факультет психологии образования), Московским педагогическим колледжем № 1 им. К.Д. Ушинского (социальные педагоги) на основе прохождения студентами педагогической практики на базе детского дома. Установлены контакты с Московским центром труда и занятости молодёжи «Перспектива», Центром психолого-медико-социального сопровождения «Фили», Центром образовательных технологий Федерального института развития образования, методистами и студентами педагогического отряда МАТИ — РГТУ им. Циолковского, Центром независимого проживания и социальной адаптации детей-сирот «МираМед Институт».
10. Опыт экспериментальной работы педагогического коллектива представлен более чем в 30 публикациях.
11. Достигнутые позитивные результаты экспериментальной работы позволили широко использовать данную программу в образовательной практике сиротских учреждений. В 2006 году в рамках ГЭП II уровня опыт работы детского дома № 23 был транслирован в ряд образовательных учреждений города Москвы, которые вошли в инновационную сеть.
В ходе эксперимента разработаны образцы документов для фиксации в динамике данных работы педагогов и психологов: индивидуальный профиль социального развития ребёнка, обобщённая схема наблюдения и оценки социального развития, диагностика социальной адаптации и др. Это позволяет систематизировать экспериментальную работу и контролировать её результативность
В целом, учебные и учебно-тематические планы по курсам «Социально-бытовая адаптация», «Социально-правовая ориентировка», «Домоводство», «Основы медицинских знаний», разработанные в Санаторном детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 23, можно использовать не только в учреждениях интернатного типа, но и в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, специальных учебно-воспитательных учреждениях для девиантных детей (открытого и закрытого типа), особенно для учреждений со смешанным контингентом.