Научная статья на тему 'Институциональная система: реабилитационный подход'

Институциональная система: реабилитационный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО / РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Владимир Васильевич

Проект детского дома № 4 г. Комсомольска-на-Амуре — участника Всероссийского конкурса «Каким должен быть детский дом сегодня?», направленный на создание реабилитационного пространства для детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Institutional System: Rehabilitation Approach

The project of orphanage № 4 in Komsomolsk-on-Amur, a member of All-Russian contest «What orphanage should be today?», is aimed at rehabilitation space for organization of children stayed without parental care.

Текст научной работы на тему «Институциональная система: реабилитационный подход»



ДЕТСКИЙ ДОМ XXI БЕКА

Институциональная система: реабилитационный подход

Владимир Васильевич Морозов,

старший научный сотрудник Центра реабилитационного и коррекционного образования Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук

Продолжаем освещать итоги Всероссийского конкурса инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ««Каким должен быть детский дом сегодня?» и предлагаем ознакомиться с проектом детского дома № 4 города Комсомольска-на-Амуре, направленным на создание реабилитационного пространства организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

• дети-сироты • детско-взрослое сообщество • реабилитационное пространство

• трудовое воспитание • социализация

Относительно стабильный показатель воспитанников интернатных учреждений свидетельствует о востребованности и распространённости этой формы жизнеустройства детей, оставшихся без родительской опеки и попечения. Работы, присланные на Всероссийский конкурс инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каким должен быть детский дом сегодня?», показали перспективы развития институциональной системы и одновременно возможности качественного изменения существующего положения детей в интернатах посредством процесса их реабилитации.

Детство детдомовца нуждается в реабилитации — в восстановлении утраченных возможностей жить здоровой, полноценной и интересной жизнью. А для этого необходимы не декларативные заявления, а последовательная программа продуманных реа-билитационно-педагогических действий взрослых вместе с детьми.

По утверждению В.И. Слободчикова, именно образование может выполнить три

-э-

главные функции: формирование осмысленных укладов жизни и укоренение в них человека, а значит, преодоление его без-род-ности; выращивание человеческих общностей, событийствующих, а не только действующих, а значит, преодоление его без-роднос-ти, и, наконец, культивирование встречи поколений и их самоценных образов и форм жизни, и значит, уход от дикости и своецен-тризма.

Реабилитационный подход в отличие от коррекционного опирается на внутренний восстановительный потенциал человека. Широко известны слова И.П. Павлова: «Человек есть... система в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая». Таким образом, любая разновидность реабилитации может рассматриваться как средство восстановления отсутствующих, утраченных, ослабленных функций с опорой на способность человека, его организма к регенерации и восстановлению, но не как средство воздействия на этого человека. Для «включения», «запуска» этого реабилитационного потенциала нужно лишь создать условия, включающие определённые характеристики окружающей его среды. Особенно это значимо в реабилитации педагогической, где за основу берётся принцип: никаких прямых воздействий извне. Мы подчёркиваем, что педагогическая реабилитация — это не набор упражнений по совершенствованию психических или физических данных детей и не коррекция имеющегося дефекта у ребёнка, подростка.

В нашем определении педагогическая реабилитация — процесс и результат восстановления максимально доступной ребёнку с его «особенностями» целостности, гармоничности бытия и взаимодействия с окружающим миром, активной способности к самоосуществлению. Тем самым создаются условия для дальнейшего нормального, т.е. максимально возможного при соответствующих условиях, функционирования и развития человека (А.В. Гордеева, 2005).

Реабилитационное пространство учреждения для детей-сирот (материалы проекта детского дома № 4 города Комсомольска-на-Амуре)

1. Анализ существующих проблем.

Большинство наших воспитанников попадают в детский дом из семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Таким образом, криминальный опыт многие из них начинают приобретать ещё в раннем детстве. Родители наших детей или уклонялись от воспитания, или, что ещё хуже, прививали им криминальные наклонности. Поэтому такие дети были вынуждены обеспечивать себя при помощи обмана и воровства. Попадая в интернатное учреждение, они не хотят ограничиваться только тем, что может дать им госу-

дарство. Желание иметь свои собственные деньги и распоряжаться ими самостоятельно провоцирует воспитанников на самовольные уходы из детского дома и совершение правонарушений и преступлений.

Почти каждый ребёнок, воспитывающийся в нашем детском доме, имеет те или иные серьёзные нарушения (отклонения) в физическом или психическом развитии. И обусловлено это в первую очередь тем, что в первые годы жизни дети проживали в неблагополучных, асоциальных семья (93% наших воспитанников — социальные сироты), где отсутствовал необходимый уход за здоровьем детей: неправильное питание, отсутствие режима дня, антисанитарные условия жилья, ранее пристрастие детей к приёму наркотических и алкогольных веществ, психическое и физическое насилие в семье, заброшенность, бродяжничество.

Неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в здоровье детей: снижение психологического тонуса, пониженное настроение, заторможенность реакций, нарушение процесса саморегуляции. «Чувство незащищённости» порождает тревогу, неуверенность в себе, безразличное отношение к окружающему миру. В силу неправильно формирующегося опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Драчливость, конфликтность, грубость выступают часто в качестве защитной реакции на неудовлетворённость жизненно важных потребностей. У таких детей снижена познавательная активность, они с трудом усваивают учебную нагрузку. Их словарный запас мал. Они не способны противостоять негативному воздействию со стороны, для них характерна нарушенная социализация: от неспособности адаптироваться к новым обстоятельствам до различных проявлений девиантного и делинквентного поведения.

Не каждому ребёнку удаётся смириться со статусом сироты. Мысли о «злой судьбе», «несправедливой судьбе», «предательстве родителей» сопровождают воспитанников интернатных учреждений и после выпуска. Обида на окружающий мир становится мотивом к самоубийству, причинению себе физического ущерба. Нередко (если ребёнок замкнут, скрытен) изменения в психике протекают незаметно для взрослых. Агрессия, поведенческий негативизм часто выступают как защитная реакция на любое воспитательное воздействие и являются следствием психических нарушений.

Воспитательная система в специальных государственных учреждениях не может стать совершенной (как бы мы к этому ни стремились), хотя бы потому, что даже самые квалифицированные педагоги не могут заменить ребёнку семью, маму и папу.

Но для ребёнка из семьи, создающей угрозу для его здоровья и даже жизни, одним из выходов становится помещение в детский дом.

Российская система защиты детей нуждается в реформе. Детский дом семейного типа — это качественно новая развивающая система воспитания, гуманистическое устройство которой создаёт оптимальный фон и основу для саморегуляции как воспитанников, так и воспитателей в их повседневном взаимодействии, обеспечивает развитие у каждого ребёнка-сироты способности самостоятельно строить жизнь достойного человека.

Сегодня перед нами стоят задачи по совершенствованию воспитательного и реабилитационного пространства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сложившейся системе.

2. Основные понятия и особенности становления реабилитационного пространства в детском доме.

Реабилитация — (лат. Rehabilitas — восстановление пригодности, способности) в медико-педагогическом значении — включение аномального ребёнка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные психическим или физическим заболеванием.

Реабилитационное пространство (РП) в детском доме мы определяем как систему работы всех специалистов и служб, а также систему взаимодействия с соответствующими службами и ведомствами города, направленную на реабилитацию и адаптацию воспитанников.

Концепция реабилитационного пространства в детском доме включает правовые, информационные, организационные и образовательные аспекты.

Правовой аспект Основная задача деятельности в рамках правового аспекта — разработка и реализация правовых и социально-психологических технологий, направленных на решение проблем несовершеннолетних и защиту их прав

Информационный аспект Часть системы, которая позволяет всем участникам РП быть включенными в общий процесс реабилитации несовершеннолетних детей и подростков в детском доме. Единая информационная сеть дает возможность всем специалистам в учреждении, независимо от сферы деятельности, общаться на одном языке; оперативные коммуникативные связи позволяют быстро реагировать на возникающие проблемы и формировать эффективные профилактические меры и программы, опираясь на анализ имеющейся информации

74 «Социальная педагогика» 1/2012

Организационный аспект Рассматривает совокупность взаимодействий всех участников РП (служб и специалистов учреждения; служб, ведомств, программ на уровне города, края) в системе управления детским домом. Основная задача деятельности в рамках организационного аспекта - создание функционального модуля, призванного обеспечить эффективность и качество реабилитационного процесса во взаимодействии всех его участников

Образовательный аспект Обеспечивает формирование системы непрерывной подготовки кадров (специалистов учреждения) для работы в детском доме и распространение социальной технологий по адаптации и реабилитации несовершеннолетних — детей и подростков, воспитывающихся в детском доме

Реабилитационное пространство в нашем учреждении представлено интегрированным комплексом различных видов реабилитации:

Социально-педагогическая реабилитация — это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Педагогическая реабилитация — это педагогическое воздействие на труднообучаемого и трудновоспитуемого ребёнка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

Социальная реабилитация — это процесс восстановления способности к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление (компенсацию) той или иной утраченной функции организма ребёнка, на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение воспитанников доступным для них формам труда, поиск рабочего места с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днём (например, в мастерских учреждения).

Социально-экономическая реабилитация — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение причитающихся несовершеннолетним денежных выплат, защиту их законных интересов и прав.

Психологическая реабилитация — система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию психологических функций, качеств, особенностей детей и подростков, создание благоприятных условий для развития и личности.

Бытовая реабилитация — система мероприятий, направленных на создание нормальных условий жизни воспитанников и приобретение ими навыков и умений по самообслуживанию.

Реабилитационное пространство в детском доме базируется на принципах непрерывности и единства подходов к оказанию многопрофильной реабилитационной помощи несовершеннолетнему с момента его пребывания в детском доме до выпуска. Основная задача — поиск новых технологий в работе по адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А целью является создание условий для комплексной реабилитации воспитанников детского дома с учётом индивидуальных особенностей и реабилитационного потенциала ребёнка.

Но адаптационные возможности выпускников детского дома не всегда соответствуют необходимому уровню, поэтому мы не только отслеживаем судьбу наших воспитанников до 23 лет, но и оказываем правовую, психологическую, материальную (из личных средств и возможностей) помощь и поддержку нашим выпускниками.

В процессе сопровождения воспитанников мы используем:

• технологии социально-медицинского и психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома;

• здоровьесберегающие технологии;

• воспитательные технологии (включают следующие системообразующие компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационно-деятельностный компонент, контрольно-управленческий компонент);

• технологии управления (разделение ответственности; чёткость постановки целей и задач; вознаграждение за достижение цели; единоначалие и коллегиальность; системность и плановость; иерархичность; приоритет определённых интересов; разделение труда и специализация; экономичность; профессионализм и его постоянное повышение).

Субъекты, координирующие систему работы реабилитационного пространства:

1. Директор детского дома и заместитель директора по учебно-воспитательной работе — координируют работу подразделений по решению актуальных проблем воспитанников.

2. Психолого-логопедическое подразделение — педагог-психолог, который осуществляет психологическое сопровождение детей и со-

действует решению психологических проблем воспитанников; учитель-логопед, способствующий решению проблем в речевом развитии воспитанников детского дома.

3. Медицинское подразделение — врач-педиатр; врач-психиатр; диетсестра; медицинская сестра круглосуточного дежурства. Основная их задача — сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского дома.

4. Социальное подразделение — социальный педагог, педагоги-воспитатели, педагог-организатор. Целью работы подразделения является осуществление деятельности не только по защите прав воспитанников, но и профориентационная работа с детьми, отслеживание постинтернатной адаптации выпускников.

5. Педагогическое подразделение — педагоги-воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор учреждения. Они организуют ежедневный быт воспитанников с применением различных форм и методов работы.

6. Методическое подразделение — руководитель методического объединения воспитателей детского дома, руководитель методического объединения воспитателей города; инициативные педагоги учреждения и города. Цель работы — совершенствование и постоянное обновление методической базы учреждения и методическая поддержка субъектов РП.

Система информирования специалистов, служб и ведомств складывается из таких информационных потоков:

Внешние информационные потоки Информация, которая поступает извне детского дома. Её источником являются органы власти различных уровней: федеральные, региональные, муниципальные; информация о достижениях педагогической, психологической, медицинской науки

Внутренние организованные потоки Источником организованных потоков являются организованные формы работы: консилиум, совещания, методические объединения, результаты контрольно-аналитической деятельности, различного рода документация (дневники наблюдения, карты индивидуального развития воспитанников) и т.п.

Неформальная коммуникация Информация, которой обмениваются в результате неформального общения. Она не всегда бывает достоверной, но, хотим мы этого или нет, её всё равно приходится учитывать в своей деятельности

Специалисты детского дома выполняют следующие функции (указаны основные):

©

Зам.директора по УВР

— Составляет вместе со специалистами модель индивидуальной работы по каждому воспитаннику;

— определяет сроки проведения мероприятий на каждом конкретном этапе работы с воспитанником;

— обобщает

и анализирует промежуточные результаты деятельности

Педагог-психолог

— Проводит психологическое обследование воспитанников;

— составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах личностного

и социального развития воспитанников;

— определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанника

Социальный педагог

— Участвует

в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;

— разрабатывает комплекс мероприятий по образованию, развитию и социальной защите воспитанников;

— изучает пси-холого-медико-педагогиеские особенности личности воспитанников, микросреду, условия жизни

Учитель-логопед

— Проводит обследование воспитанника с целью выявления отклонений

в развитии;

— разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на коррекцию

и восстановление нарушенных функций;

— обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям

Воспитатель

— На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов планирует

и проводит с воспитанниками коррекцион-но-развиваю-щую работу (с группой или индивидуально);

— соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной коррекционной программы

0

Результативность деятельности специалистов определяется с помощью мониторинговой программы. Параметры диагностики и критерии эффективности работы определены в соответствии:

• с возрастными стандартами социализации детей-сирот;

• моделью выпускника детского дома;

• социальным заказом общества;

• анализом проблем, с которыми сталкиваются все субъекты воспитательного процесса в учреждении.

Мониторинговая программа позволяет нам увидеть объективный уровень социальной адаптации воспитанников детского дома. Далее определяются приоритетные формы работы с детьми и подростками, составляются индивидуальные программы развития и сопровождения воспитанников. Также на основе проблемного анализа специалисты (преимущественно педагог-психолог и социальный педагог) учреждения организовывают обучение педагогов. Особое внимание уделяется обучению вновь прибывших и молодых педагогов.

Детское скаутское объединение «Расправим крылья»

В 2007 году на базе детского дома создано объединение воспитанников-скаутов «Расправим крылья.

В объединение входят учащиеся и выпускники ближайших школ, студенты педагогического и политехнического университетов и других учебных заведений. Вовлечение в скаутское объединение даёт возможность воспитанникам взаимодействовать друг с другом и другими членами объединения, обмениваясь социальным опытом. В ходе социализации каждый ребёнок, подросток развивает свою индивидуальность и способность независимо мыслить и действовать. При этом формируется способность личности сочетать индивидуальные и общественные интересы, обучение и приспособление к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам и ценностям среды. Это, в свою очередь, достигается за счёт актуализации внешних и внутренних ресурсов ребёнка на каждом этапе развития и удовлетворения тех возрастных потребностей, которые либо не формируются, либо искажаются в условиях институционального воспитания. Всё это способствует развитию самостоятельности воспитанников, а значит, снижению рисков, связанных с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, пполучения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи. Воспитанники более успешно проходят период постинтернатной адаптации.

«Расправим крылья» — это добровольное, открытое неполитическое объединение молодых людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитательные цели и задачи объединения:

• содействие развитию мотивации детей и подростков к самостоятельному полноценному личностному развитию;

• поощрение и стимулирование деятельной активности детей и подростков, направленной на самосовершенствование;

• формирование у детей представлений о целях и задачах личностного роста, смысле человеческого существования;

• создание условий для полноценного личностного развития детей и подростков;

• создание многовариативной деятельностной среды;

• создание воспитательной системы, позволяющей реализоваться в деятельности каждому ребёнку;

• осуществление воспитания на основе православных духовно-нравственных ценностей.

В организации деятельности учитываются индивидуальные особенности, способности, склонности и интересы каждого ребёнка.

Деятельность в рамках объединения «Расправим крылья» способствует повышению воспитательной компетенции педагогов, наставников, а также созданию системы подготовки кадров для организации.

В основе воспитательной работы детского дома лежит процесс самоопределения и адаптации личности ребёнка во всех её проявлениях, поэтому цель данной организации мы определили как воспитание толерантной, социально ориентированной личности, способной к самореализации, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.

Эта цель достигается посредством решения ряда задач:

• оказать детям-сиротам помощь в получении образования;

• сформировать у воспитанников положительно-ориентированные жизненные планы, профессиональные намерения;

• развивать социально-бытовые умения и навыки;

• использовать досуг как сферу свободного развития личности;

• обеспечить социальную защиту и охрану здоровья воспитанников;

• сформировать умения противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам, прочные основы нравственного и здорового образа жизни;

• создать благоприятные условия проживания;

• обучить детей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражения своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.

1. Участие детей и подростков в самоуправлении:

— совместное с педагогами формулирование и принятие правил жизни объединения, формулирование прав и обязанностей каждого воспитанника;

— совместное с педагогами принятие ответственных решений, касающихся жизни детского дома и объединения;

— планирование воспитанниками работы объединения;

— участие в подготовке периодических информационных изданий.

2. Создание возможностей для проявления социально значимой активности (участие в КТД).

3. Создание условий для приобретения нового социального опыта, выходящего за рамки принятых социальных ролей:

— проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующих от воспитанников и взрослых проявления инициативы и ответственности.

Условия достижения цели:

— профессиональная готовность педагога;

— создание предпосылок, в которых воспитанник может осознанно следовать правилам;

— включение детей и подростков в разработку правил, которым они должны следовать;

— предоставление воспитанникам свободы выбора в рамках принятых правил;

— признание личностных, индивидуальных особенностей воспитанников.

Мы считаем важным, что в процессе работы объединения произошли заметные изменения в поведении домашних детей. Дети, которые обеспечены материально, которые воспитываются в атмосфере родительской любви, увидев другую сторону жизни, научились заботиться о младших товарищах, стали проводить для них дополнительные занятия по собственной инициативе, посещать праздники и концерты в детском доме. Они стали проявлять инициативу, направленную на то, чтобы сделать жизнь воспитанников детского дома лучше, ярче, интереснее.

В 2009 году у скаутов организации «Расправим крылья» появилась возможность поучаствовать во Всероссийском Джамбори — палаточном лагере на озере Байкал, где состоялся масштабный обмен опытом работы детских скаутских объединений.

Там же наша организация вступила в ассоциацию девочек-скаутов, которая имеет такую же большую историю и также известна во всём мире, как и движение мальчиков-скаутов.

Это определило дельнейшую направленность деятельности скаутского объединения:

• расширение общего кругозора воспитанников на основе их интересов и потребностей;

• приобретение и накопление новых знаний и умений, расширение своих интеллектуальных, эмоционально-коммуникативных возможностей;

• освоение практики личностной самореализации;

• удовлетворение своей потребности в неформальном общении;

• овладение навыком прогнозирования своего будущего, осознания своего общественного предназначения;

• защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;

• повышение социальной компетентности;

• успешная адаптация к социальной среде и развитие социально значимых ориентиров и потребностей.

Однако это не значит, что объединение «Расправим крылья» отказалось от работы с мальчиками. Наша организация продолжает оставаться смешанной по своему составу.

В 2010 году состоялся следующий Всероссийский скаутский сбор (в Волгограде), в котором приняли участие скауты нашего объединения.

Новые формы, новые идеи были привезены нами из этой поездки, и мы можем гордиться тем, что тоже обогатили знания скаутов из Центральной России опробованными нами формами работы в объединении.

В этом же году состоялось ещё одно знаменательное для организации событие: к нам приехала группа скаутов-девочек из Великобритании, и был проведён совместный лагерь. Английские скауты-лидеры проводили всевозможные мастер-классы, беседы, игры. Дети

получили опыт общения со скаутами из другой страны, многое узнали и почувствовали значимость того общего дела, которое они делают, работая в детском скаутском объединении «Расправим крылья».

В дальнейшей работе детского общественного объединения «Расправим крылья» не намечается кардинальных перемен в целях, задачах и методиках работы, однако мы будем стремиться к развитию организации, расширять её поле деятельности.

Также планируются поездки для обмена накопленным опытом и получения новых знаний. Мы надеемся, что сможем наладить международное сотрудничество и организовать путешествие в Великобританию, на родину скаутского движения.

В перспективе мы видим создание Всероссийского скаутского лагеря в Хабаровском крае, так как наша организация уже известна за пределами Дальнего Востока, что поможет нам собрать единомышленников уже на своей территории.

И, конечно же, мы планируем и в дальнейшем привлекать к работе объединения новых детей из семей для вступления в наши ряды, а также талантливых людей для обучения скаутов, проведения мастер-классов и совместных мероприятий.

Мы определяем скаутинг как фундаментальный компонент технологии педагогической реабилитации. Скаутинг обладает колоссальными средствами социализации и адаптации. Дети и подростки получают маштабный опыт в налаживании коммуникативных связей (друг с другом, детьми, воспитывающимися в семье; молодёжью; педагогами различных учреждений и организаций и т.д.). Этот опыт становится залогом успеха для дальнейшего развития и восстановления их социальной роли в обществе. Взаимосвязь с различными учреждения города, поездки в другие города не только существенно расширяют познавательный кругозор, но и способствуют сглаживанию психологических комплексов. Воспитанники перестают бояться общества, им не страшно оказаться в среде не детского дома, повышается их психологический потенциал, они учатся брать на себя ответственность, стремятся к успеху и лидерству.

Но «фундаментальным компонентом» скаутинг становится не сразу, а в течение 3 — 4 лет. Особое значение скаутинг играет для детей подросткового возраста, когда авторитет взрослых становится не значимым и воспитательное воздействие воспринимается ими негативно и зачастую с агрессией. Если такой подросток становится членом скаутского объединения, то многие проблемы решаются гораздо проще.

Таким образом, ребёнок или подросток — член скаутского объединения более успешно проходит реабилитационные этапы, значительно расширяет свой познавательный кругозор, социальный опыт, намного быстрее адаптируется к изменяющимся условиям среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.