Научная статья на тему 'Дом, который нужен детям'

Дом, который нужен детям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО / РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Владимир Васильевич

На страницах журнала мы освещали работу Всероссийского конкурса инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каким должен быть детский дом сегодня?». Продолжаем разговор на тему совершенствования деятельности детских домов и предлагаем ознакомиться с проектами организаций, участвующих в конкурсе, которые получили высокую оценку экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The house, which is necessary for children

Projects of organizations for orphans and children left without parental care, taken part in the Contest «What kind of orphanage must be today?»: «The road to real life» and «Little House in a village.»

Текст научной работы на тему «Дом, который нужен детям»



ДЕТСКИЙ ДОМ-ХХ1

На страницах журнала мы освещали работу Всероссийского конкурса инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ««Каким должен быть детский дом сегодня?». Продолжаем разговор на тему совершенствования деятельности детских домов и предлагаем ознакомиться с проектами организаций, участвующих в конкурсе, которые получили высокую оценку экспертов.

• дети-сироты • детско-взрослое сообщество • реабилитационное пространство

• трудовое воспитание • социализация

Идея проведения Всероссийского конкурса «Каким должен быть детский дом сегодня?» возникла при обсуждении на проектном семинаре острой и актуальной темы «Развитие человеческого потенциала детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Присутствующие на семинаре члены Мака-ренковского содружества внесли предложение радикально пересмотреть систему взглядов на мир детства. При этом особое внимание сосредоточить на детях, наиболее ограниченных в возможностях реализации своего потенциала — детях-сиротах; детях с изъянами здоровья; попавших в наркотическую, игровую и иную зависимость; проживающих вдали от экономических центров и благ цивилизации; находящихся в местах лишения свободы и др. По ходу обсуждения сложилось общее мнение: несмотря на принимаемые государственными органами власти меры положение детей в Российской Федерации характеризуется как кризисное. В связи с этим было принято решение (с учётом всех предложений) о разработке мегапрограммы «Создание инфраструктуры, социокультурных институтов и гуманитарных технологий поддержки детей, ограниченных в возможностях развития и реализации своего человеческого потенциала». Координатором данного проекта выступил Комитет Союзного государства

Дом, который нужен детям

Владимир Васильевич Морозов,

старший научный сотрудник Центра реабилитационного и коррекционного образования Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук

-0"

В.В. Морозов. Дом, который нужен детям

Российской Федерации и Республики Беларусь (Ерюхина Нина Павловна, советник государственного секретаря Союзного государства) при поддержке Международной Макаренковской ассоциации (Кораблёва Татьяна Фёдоровна, президент ММА).

Презентация проекта прошла в московском Манеже на открытии выставки «Лучшее — детям». Участники презентации представили различные направления программы. Каждое выступление стало основой будущей подпрограммы мегапроекта:

Дмитрий Васильевич Григорьев, директор Центра образования № 825 (Москва):

— Сегодня в решении проблем детства доминируют практики индивидуализированного сопровождения, суть которых сводится к тому, чтобы приставить к ребёнку как можно больше взрослых, специалистов. В отличие от этого подхода мы опираемся на фундаментальное положение отечественной гуманитарной традиции. Из неё следует, что помимо силы личности взрослого, влияющего на ребёнка, есть ещё сила общности людей, в которую ребёнок включён. Впервые эта идея была высказана Константином Дмитриевичем Ушин-ским. А блестяще реализована она была Антоном Семёновичем Макаренко и его последователями. И сегодня она воплощается в теории и практике развивающих детско-взрослых общностей...

Иосиф Михайлович Рогаль — эксперт Госдумы Республики Бело-русь, юрист, предложил чётко обозначить контуры разрабатываемой программы:

— Сегодня она охватывает пять категорий детей. Но помощь сегодня нужна всем детям. Распад семьи, детская безнадзорность, межэтнические конфликты — эти и другие проблемы, волнующие всех нас, нельзя не решать.

Владимир Валентинович Зарецкий — директор Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодёжи Минобрнауки РФ:

— Самая важная сегодня стратегия — стратегия на снижение спроса на наркотические вещества. Главный акцент мы делаем на развитие ребёнка, на усиление защитных функций его личности. Мы также отстаиваем позицию позитивной профилактики, в основе которой педагогическое воздействие — профессионально верное, эффективное и ориентированное на личность ребёнка (подростка). Мы знаем, как научить детей уверенному поведению. Есть задел, ресурсы, опыт нескольких регионов, с которыми у нас налажено сотрудничество.

Антон Семёнович Калабалин — председатель правления Международной Макаренковской ассоциации:

— Я имею честь состоять в Общественном совете Управления ФСИН России и быть членом аналогичного совета Московской области. Мне

кажется, наша программа создаётся как раз вовремя — сейчас идёт реформирование системы исполнения наказаний на уровне Российской Федерации, и мы совместными усилиями сможем помочь вернуть осуждённых детей в нормальное состояние, не допустить, чтобы они взрослели за решёткой и попадали во взрослые колонии. Поверьте, там находятся вовсе не отъявленные преступники. Я многие годы был шефом одной из детских колоний, в которой один из отрядов носил имя моего отца. Эти ребята — около ста — прислали мне свои биографии, написали, кем хотят стать (материалы находятся в Педагогическом музее А.С. Макаренко в Москве). Из тех, с кем я встречался, ни один не вернулся на зону, а 18 человек стали педагогами. Вот какой в этих детях заложен человеческий потенциал...

Самая болезненная и трудноразрешимая проблема сегодня — социальное сиротство. Большую тревогу вызывает ситуация, которая сложилась в связи с реструктуризацией детских домов. В последнее время зачастую их представляют как питомники, выращивающие умственно неполноценных детей и преступников. И на этом основании предлагают единственную форму устройства детей-сирот — семейную.

Но в одночасье разместить бесприютных и безнадзорных детей в замещающие семьи, как мы все прекрасно понимаем, — невозможно. Ведь не все дети этого хотят, да и «родителей», желающих принять к себе таких детей, катастрофически недостаёт. Значит, детские дома ещё нужны, и необходимо думать, какими они должны быть. И по крупицам собирать лучший опыт, позволяющий из заброшенного, лишённого родительской заботы ребёнка воспитать полноценного человека — позитивную личность. И ещё: назрела необходимость качественно изменить существующее положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самой интернатной системе. А для этого необходимо иметь достоверную информацию о положении дел в этих детских учреждениях, а именно:

• об эффективности подходов при организации воспитательной работы;

• о наличии способов и средств реабилитационно-образовательной деятельности;

• об инновационных подходах к решению задач жизнеустройства детей;

• о наличии опыта постинтернатной социализации и адаптации детей и др.

Выступая на выставке «Лучшее — детям», я стремился обратить внимание присутствующих на такую важную проблему, как современное сиротство и наметить подходы к её решению реабилитацион-но-педагогическими средствами. Здесь же я внёс предложение о необходимости проведения Всероссийского конкурса инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций

В.В. Морозов. Дом, который нужен детям

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под названием «Каким должен быть детский дом сегодня?». По завершении работы круглого стола идея о проведении такого конкурса как актуального сегодня мероприятия нашла своё отражение в итоговом документе — Резолюции.

Организатором проведения конкурса стал Федеральный институт развития образования (ФИРО) совместно с Международной Ма-каренковской ассоциацией при поддержке подкомиссии по вопросам детского благосостояния Комиссии по международному гуманитарному сотрудничеству Совета Федерации Государственной думы РФ. В течение 2010/ 11 учебного года в оргкомитет конкурса «Каким должен быть детский дом сегодня?» поступило более трёхсот конкурсных работ в виде авторских проектов, программ, концепций, моделей, методических разработок, педагогических дневников, этюдов, экспериментальных отчётов, реабилитацион-но-педагогических и социальных технологий и модулей, дидактических материалов и пособий. Представленные материалы свидетельствуют о заинтересованности работников детских интернатных учреждений в таком конкурсе и желании поделиться своими творческими достижениями.

При рассмотрении конкурсных материалов эксперты акцентировали своё внимание на выявлении понимания авторами смысла (идеи), заложенного в названии конкурса. Ключевое слово здесь — «Дом», нота-кой дом, который нужен детям. Сущность же этого понятия раскрывает творческое задание как ответ на вопрос: каким он должен быть?

В конкурсных работах был представлен широкий диапазон проектных идей обновления интернатной жизни воспитанников, оригинальных подходов к преобразованию самой среды обитания — уклада жизни. Предлагаю ознакомиться с одним из проектов в номинации «Проект создания реабилитационного пространства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Конкурсный проект «Дорога в настоящую жизнь» (целевая программа) Павловского детского дома «Исток» (Ульяновская область)

Цель проекта — достижение жизненного благополучия воспитанников детского дома посредством формирования у них умений и навыков самообслуживания, межличностного общения и социального взаимодействия. Целевая программа, по мнению авторов проекта, призвана содействовать развитию творческих способностей детей, обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения воспитанников в разнообразную деятельность. Реализация программы предполагает тесное взаимодействие сотрудников и воспитанников детского дома.

Воспитатель в Павловском детском доме выполняет функцию координатора деятельности. Именно он объединяет различных специалистов, задействованных в создании качественно нового социального и педагогического инструментария, позволяющего улучшить положение воспитанников в детском доме. Программа состоит из трёх ступеней: «Мы себе построим дом», «Я сам, я сама», «Кем быть? Каким быть?». Требования к умениям и навыкам на каждой ступени соответствуют возрастным особенностям воспитанников. Каждая ступень достаточна и автономна. Однако ступени, дополняя друг друга, складываются в целостную программу.

Создание новой социальной среды и включение, интеграция в неё воспитанников — это и есть начало добрых перемен в детском доме. Включаясь в процесс совместного творчества и самодеятельности, дети ощущают свою полезность и значимость Вот почему так важно, кто находится рядом, кто поддерживает и разделяет с ними радость побед, выслушивает, понимает их потребности и запросы, замечает ошибки, помогает преодолевать возникающие трудности. Именно с таким взрослым воспитанник чувствует себя в безопасности.

Строя вместе с детьми свой Дом, педагоги-наставники Павловского детского дома «Исток» делом доказывают значимость основного ма-каренковского принципа: «Ваше собственное поведение — есть самая решающая вещь в воспитании».

В качестве примера приведу модель первой ступени программы «Мы себе построим дом». Участники проекта — воспитанники младшего школьного возраста.

Целевые установки проекта:

• ознакомить воспитанников с нормами культуры и организации жизнедеятельности в детском доме;

• создать доброжелательный климат в групповом коллективе;

• сформировать первоначальные трудовые навыки в различных видах бытовой деятельности;

• сформировать санитарно-гигиенические навыки;

• сформировать навыки культуры поведения и общения в соответствии с возрастными возможностями;

• сформировать чувство «родного дома», заботы о доме и окружающих людях;

• создать условия для развития творческих способностей, помочь в организации интересного и полезного досуга, выявить способности к определённым видам деятельности;

• расширить знания детей о родном городе, области, стране.

В.В. Морозов. Дом, который нужен детям

э

Основные задачи работы на каждом этапе 1-й ступени

1-й блок 2-й блок 3-й блок 4-й блок 5-й блок

Ознакомить с традициями дома, привить навыки культуры общения и уважительного отношения друг к другу. Сформировать санитарно-гигиенические навыки Привить навыки самообслуживания, ухода за собой, создать доброжелательную атмосферу общения, способствовать творческому развитию Показать важное значение труда в жизни коллектива и человека, привить трудовые навыки Сформировать чувство «родного дома», научить заботиться о доме, об окружающих (правила этикета, гостеприимство и т.д.) Ознакомить с историей родного дома, города, области, страны, народными традициями россиян

©

Ожидаемые результаты воспитательной работы на ступени «Мы себе построим дом»

1-й блок «Кто, кто в нашем доме живёт?»

Воспитанники должны знать и уметь:

• знать права и обязанности воспитанников детского дома, правила совместного проживания, традиции детского дома;

• знать и соблюдать режим дня;

• знать правила этикета и уметь применять их в общении со взрослыми и сверстниками;

• уметь правильно вести себя в общественных местах;

• знать санитарно-гигиенические нормы и правила, выполнять их;

• уметь проявлять заботу и внимание друг к другу, уважительно относиться к старшим.

2-й блок «Каково на дому, таково и самому»:

• воспитанники должны приобрести первоначальные навыки самообслуживания, личной гигиены; уборки жилого помещения;

• знать, как создать уют, чистоту и красоту в доме своими руками (иметь представление об оформлении жилого помещения, уметь изготавливать поделки из различного материала для оформления спальни под руководством педагога);

• знать правила дежурства по дому, столовой, выполнять обязанности дежурных.

3-й блок «Дом славен трудом»:

• воспитанники должны знать о профессиях, связанных с бытом и жизнью детей в детском доме;

• знать о профессиях людей, которые трудятся на шефствующих предприятиях;

• овладеть элементарными трудовыми навыками (могут убрать помещение, территорию около дома, накрыть на стол, вымыть посуду, следить за своей одеждой);

• знать о средствах и источниках существования человека, какую роль в жизни человека играет труд, иметь представление о деньгах как эквиваленте человеческого труда.

4-й блок «Наш гостеприимный дом»:

• воспитанники должны знать названия праздников, некоторые знаменательные даты, дату своего рождения, уметь поздравлять с днём рождения и с праздником друзей и взрослых;

• уметь сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть;

• уметь приготовить простейшие блюда из овощей, подать на стол;

• уметь принимать гостей, общаться за столом;

• уметь готовить подарки своими руками, знать, как их вручать, написать поздравительную открытку;

• знать, как пригласить в гости своих друзей, как вести себя с гостями в доме.

5-й блок «Наш дом — частица нашей Родины»:

• воспитанники должны знать историю детского дома и историю родного города;

• знать, что такое родина, что значит любить и защищать свою страну;

• знать природу родного края, уметь охранять природу;

• иметь первоначальные навыки работы с землёй и растениями;

В.В. Морозов. Дом, который нужен детям

• знать ближайшие к детскому дому улицы, достопримечательности города;

• знать правила дорожного движения.

Социально-педагогическмй проект «Домик в деревне» коллектива Буланашской школы-интерната (Свердловская область)

Суть инновационной разработки заключается в создании модели реабилитационного пространства в условиях школы-интерната для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Педагогика сотрудничества — вот что способно помочь и детям, и взрослым в освоении нового социокультурного опыта, считают участники конкурсного проекта. Основные их усилия напрвлены на ускорение темпов социализации, способствующей интеграции воспитанников в стремительно меняющееся общество.

Коллектив школы-интерната разработал и успешно реализовал социально-педагогический проект «Домик в деревне».

Содержание выдвинутого на конкурс проекта уникально. Оно отражает опыт школы-интерната по воспитанию и реабилитации детей, созданию уклада жизни и новых традиций Педагогики Дела.

Необходимость внедрения такого проекта, считают авторы, была обусловлена тем, что интернат находится в сельской местности и у многих их воспитанников жильё закреплено в близлежащих к посёлку селах. Как правило, это обычные деревенские домики без особых удобств. Возможно, многим выпускникам школы-интерната придётся жить в этих домах. Ведь ни для кого не секрет, что выпускники учреждений государственного воспитания испытывают определённые трудности в обустройстве собственного быта даже в благоустроенной квартире. А как же они смогут приспособиться к сельскому укладу и сделать условия своей жизни комфортными и современными?

Беседы с выпускниками показали, что у ребят недостаточно знаний о работе на приусадебном участке, нет практических навыков работы в саду, огороде, а ведь некоторые из них задумываются о своей будущей семье, о приобретении земельного участка, о своём доме.

На педсовете школы прошло обсуждение этой проблемы и было принято решение о приобретении экспериментального «домика в деревне», на базе которого педагогический коллектив вместе с детьми мог бы решить поставленные задачи.

Цель проекта: создание условий для подготовки детей к самостоятельному жизнеустройству, самореализация воспитанника в профессиональной и семейной жизни.

Задачи:

1. Помощь воспитанникам в приобретении необходимых навыков в организации жизненного пространства.

2. Укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей посредством производительного сельскохозяйственного труда.

3. Расширение социального опыта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация социально-педагогического проекта «Домик в деревне» направлена на:

1. Формирование у воспитанников умения противостоять трудностям, связанным с экономическим кризисом.

2. На нивелирование таких качеств воспитанников, как иждивенчество, потребительские наклонности, агрессивная нетерпимость др.

3. Формирование компетентности в вопросах организации жизнедеятельности в меняющихся условиях; воспитание чувства личной ответственности за свою малую родину.

4. Формирование устойчивого интереса к жизни местного сообщества, его истории и культуре.

5. Воспитание толерантного отношения к окружающим, желания внести вклад в восстановление уральской деревни.

Домик в деревне — школа труда и школа радости, или Рассказ о том, как мы вместе строим дом

После принятия решения на административном совещании школы-интерната о приобретении «домика в деревне» мы вышли с предложением на педсовет. Коллеги идею одобрили и уже после этого состоялось общешкольное собрание, где о нашей задумке узнали дети, которые восприняли её с энтузиазмом. Итак, у коллектива появилась мотивация на предстоящую работу.

После этого осталось только найти подходящий домик и каким-то образом приобрести его. В результате мы выбрали дом в посёлке Красногвардейском по улице Красноармейской. После этого нам необходимо было решить такие вопросы:

— согласование с главой ТОМС,

— оформление документов в инстанциях АГО,

— обеспечение нормативно-правовой базы (издание приказов, локальных актов, положений, инструкций и т.п.),

— привлечение к работе социальных партнёров.

Удивительно, но когда мы вывесили объявление о том, что для первого субботника нужны добровольцы, от желающих не было отбоя.

В.В. Морозов. Дом, который нужен детям

А ведь все были предупреждены, что работа предстоит трудная и грязная. Записывались и младшие, и старшие воспитанники, и сотрудники школы, и учащиеся других школ, занимающиеся в наших коллективах дополнительного образования.

На этом подготовительный этап не закончился. Мы определили, кто же всё-таки первым поедет «на целину». Решено было отправить первый «десант» из мальчиков-старшеклассников, сотрудников и родственников, так как мужских рук в школе было недостаточно.

Ну, а тем временем, чтобы остальные ребята, особенно младшие, не остыли, мы обсуждали с ними, что будем выращивать в огороде, семена каких овощных и цветочных культур нам понадобятся, какие семена уже необходимо сеять для выращивания рассады. Определились, что посадим картофель, огурцы, кабачки, перец, помидоры, клубнику, лук.

Но нас ещё ожидали «сюрпризы», которые необходимо было срочно устранить до того момента, когда приедет основная часть наших добровольцев: это горы мусора, ветхие постройки, представлявшие определённую опасность.

Когда мы реально занялись огородом, то до цветочных семян у нас дело не дошло, поскольку все силы и время уходили на борьбу с одуванчиками. И тогда было решено привести в порядок огород, посадить овощи, а в палисаднике навести в этом году порядок: выкорчевать заросли кустарников, чтобы на слующий год посадить декоративные растения, соорудить беседку и спортивную площадку.

Ну, а пока занялись необходимым и подготовительный этап плавно перешёл в первый.

Итак, на первом этапе мы снесли ветхие постройки (естественно, это делали взрослые, а старшие ребята помогали). Соорудили туалет (не улыбайтесь: на любой начинающейся стройке — это объект первой необходимости). Одновременно велась работа по приобретению стройматериалов. Мы настолько были одержимы своей идеей, что как-то без особых усилий нам удалось найти людей, которые оказали реальную помощь. Появились доски, гвозди, новые окна.

Второй этап — создание условий для организации жизненного пространства воспитанников: обеспечение пожарной безопасности с помощью специалистов; строительство важнейшего объекта — бани силами добровольных помощников из числа родственников наших сотрудников.

В процессе работы мы решили сделать наше подворье по-настоящему деревенским: приобрели кур и кроликов и начали строить курятник и крольчатник.

Всё это время параллельно шёл ремонт в доме: после уборки мусора поклеили обои — это делали старшие девочки. Для девочек нашлась и другая работа: отмывание полов, покраска. А по вечерам

оживлённо обсуждали, какими должны быть шторы на окнах, какая мебель необходима. Решили не делать глухих портьер: детям хотелось, чтобы в окна заглядывали ветви вишни, растущей рядом с домом. Девочки уже представляли, как будет выглядеть на будущий год палисадник. Шторы шили сами под руководством инструктора по труду в нашей школьной мастерской.

Когда домик стал пригоден для жилья, когда подготовили помещения для животных, стало очевидным, что новоселье не за горами. Первыми было решено поселить в домике наш первый трудовой десант. К тому времени один из местных жителей подарил щенка, которого дети тут же назвали Боссом.

Если подготовительный этап (обсуждение, принятие решений, оформление документов и т.п.) занял у нас почти три месяца, то первый и второй пролетели менее чем за два, и 20 июня мы открывали наш «домик в деревне». Кстати, от ребят поступило предложение о необходимости собственного флага. В результате проведённого конкурса за основу был взят эскиз, выполненный старшими девочками: двухцветное зелёно-голубое полотнище, на голубой половине — золотое солнце, на зелёной — множество доверчиво раскрытых детских ладошек, которые символизировали и расположение к новым знакомствам, и готовность трудиться.

В день открытия детям подарили котёнка и, как полагается, первой вошла в дом кошечка по имени Дуся.

Первый заезд продлился у нас 20 дней, как смена в оздоровительном лагере. Внутри дома к тому времени уже сложился определённый уют. Приезжая в гости к ребятам (а ездили к ним несколько раз в неделю), мы каждый раз открывали в них что-то новое.

Самое главное, они почувствовали себя не сторонними наблюдателями, а настоящими хозяевами. Вставая утром, до завтрака, шли кормить «скотину», как настоящие сельские жители.

Гостей встречали радушно, поили чаем с мятой, душицей, потчевали блинами и хлебом, которые научились печь.

Наладили хорошие соседские отношения, осознали себя в новой роли — роли соседей, причём соседей добрых. Ближайшая соседка приносила детям парное молоко, они в обмен предлагали яйца. Получался взаимовыгодный бартер.

В один из очередных приездов мы услышали от детей, что «в деревне есть всё, что нужно для жизни, только лениться не надо». Вот тогда мы поняли, что наша идея не бесполезна, она уже даёт свои первые, но такие важные результаты.

Но случилось и непредвиденное: однажды нам в школу позвонила взволнованная воспитательница, которая находилась с детьми в домике, и сообщила, что приехала комиссия от Правительства Свердловской области. Оказалось, было получено анонимное письмо от

В.В. Морозов. Дом, который нужен детям

одного из жителей деревни, в котором сообщалось о том, что дети-сироты трудятся на огородных работах. Мы тут же выехали и застали такую картину: члены комиссии и заместитель главы администрации, представители отдела опеки и попечительства сидят с нашими детьми за столом и обсуждают увиденное на подворье, в огороде. Ребята обстоятельно отвечают на все вопросы, при этом угощают гостей молодой картошкой, огурчиками, пирогами (на столе ничего не было из магазина — всё со своего огорода), в доме чистота и порядок, пахнет свежеиспечённым хлебом. Уезжая, проверяющие посетовали, что не во всех детских домах есть такие домики, которые помогают ребятам встать на ноги.

На третьем — итоговом — этапе определяется выполнение поставленных целей и задач, анализируется результат проделанной работы.

Каковы же результаты?

Во-первых, наши воспитанники успешно прошли адаптацию к новым бытовым условиям; во-вторых,они на практике убедились, что в деревне можно обеспечить себе достойный образ жизни благодаря собственному труду; в-третьих, наши воспитанники смогли ощутить себя в новой социальной роли — роли соседей и закрепить толерантное отношение к окружающим. Кроме этого, важным результатом проекта стало оздоровление детей — как физическое, так и нравственное: мальчик-токсикоман за всё время пребывания в домике ни разу не вспомнил о своей зависимости, с увлечением занимался огородом, более того, ему так хотелось увидеть результаты своего труда, что он отказался ехать в оздоровительный лагерь и остался в деревне ещё на один заезд.

Материальный результат — школьная столовая получила 90 вёдер картофеля с нашего огорода, каждая группа смогла сделать заготовки впрок — засолить помидоры, огурцы, сделать компоты, получив при этом опыт домашнего консервирования продуктов. Таким образом, наши воспитанники не только смогли вырастить овощи, но и получили знания и навыки сохранения и переработки полученного урожая.

Немаловажным итогом стало и то, что у детей появился устойчивый интерес к сельскому быту, к жизни конкретного села. Нашему проекту суждено было стать долгосрочным, так как ребята заинтересовались историей села, его названием — Красногвардейский, названием своей улицы — Красноармейская, красной звёздочкой на воротах пустующего дома, в котором жил бывший фронтовик. Вообще, у детей появилось чувство уважения к пожилым людям.

1 октября — в День пожилого человека — мы выезжали с концертной программой к теперь уже нашим односельчанам. А в подарок дети приготовили открытки и платочки. Долго думали, что подарить,

и решили, что носовой платочек пригодится и мужчинам, и женщинам. Но платки решили вышить, а дамские ещё и кружевом обшить. Надо было приготовить 250 подарков. Девочки не успевали. Тогда за машинки сели мальчишки и начали увлечённо строчить. Причём инициативу проявили сами дети. И вот ещё один важный результат нашего проекта: дети начали сами принимать решения, перестали делить работу на мужскую и женскую.

То, что работа над нашим проектом не заканчивается — очевидно. Мы реально ощутили, какую помощь в воспитании детей оказал нам этот маленький домик в деревне, став для наших воспитанников одним из стимулов и к улучшению учёбы, и к исправлению поведения, так как поехать туда на выходные или в каникулы для детей большая радость.

-е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.